Нужна ли магистратура

Содержание:

Психологические причины

Последними в
ряду причин, по которым человек может захотеть
учиться в магистратуре, у нас идут

психологические

.
Тем не менее, субъективно
они иногда могут выйти на первое место, поэтому совсем не учитывать их мы никак
не можем.

Получение «кайфа» от процесса обучения

Вы, может быть, замечали, что люди, вспоминая
прошлое, часто говорят о студенческом времени как о лучших годах. При этом в
глазах у них появляется особый ностальгический блеск: молодость, друзья,
разговоры до рассвета… Молодость в физическом смысле вернуть, конечно,
нельзя, но кто сказал, что нельзя вернуть студенческую жизнь? Лекции, семинары,
на которых можно поспорить, высказать свою точку зрения и услышать чужую,
работа над совместными проектами — все это и есть та самая студенческая жизнь,
которую можно вернуть, поступив в магистратуру. И тем самым вернуть себе
молодость — хотя бы душевную.

Возьмем и другую ситуацию —
заканчивающего курс бакалавра. Да, есть много людей, которые учиться не любят и
сидят на «студенческой
скамье» исключительно ради «корочек». Но такие — далеко не все. Есть
студенты, которые очень любят учиться, которым нравится именно сам
образовательный процесс. И в этом смысле магистратура для них — манна небесная.
Потому что, будь они специалистами, им бы после 4 курса оставался всего год. А
в магистратуре — целых два года!

Общение с новыми людьми, поиск
единомышленников

Для общительных людей студенчество
вообще — идеальная среда. Любое высшее учебное заведение наполнено молодыми и
неглупыми, по-видимому, людьми (раз уж они сумели сюда поступить). Да это же
просто рай для общения! Не забудем и о том, что многие семейные пары образуются
на последних курсах обучения — как раз время магистратуры.

Есть тут и другой, менее заметный,
но более «грустный» момент: многие, начиная работать
после окончания вуза — особенно если работать приходится не по специальности —
замечают какую-то гнетущую пустоту вокруг. И обозначают ее фразой «Не с кем поговорить». Да, вокруг есть люди, но
разговариваете вы как будто на разных языках! Это не значит, что кто-то лучше
или хуже. Просто культурный опыт, культурная память у людей — разные. Вот
тогда-то и встает вопрос поиска единомышленников — людей, которые разговаривают
с вами на одном «языке», мыслят схожим образом.

Магистратура может дать
единомышленников. Ведь, по крайней мере, туда идут люди, чьи стремления (в
плане специализации) совпадают с вашими — а это уже о многом говорит. Да и само
обучение в любом случае сблизит вас, и обмен опытом: профессиональным, научным,
жизненным — пойдет на пользу.

Возможность победить свои страхи и
неуверенность

Эта причина для поступления в
магистратуру подойдет для робких, застенчивых, неуверенных в себе людей,
которым надоело такими быть. Психологам известно, что нельзя победить свои
тревоги и страхи, постоянно от них бегая. Победить их можно только одним
способом — идти им навстречу!

Если человек не уверен в своей
способности к обучению — самое время идти учиться. Если он боится экзаменов,
как огня, — сессия должна стать для него вожделенным благом. Если при написании
реферата у него возникает »боязнь
чистого листа«, когда
написать даже первую строчку чрезвычайно сложно — пусть он смело берется за
такие работы и пропечатывает клавиатуру до дыр. Только таким образом можно
победить свои страхи и научиться чему-то новому. А заодно — ощутить радость
победы над собой и над материалом. И магистратура в этом — прекрасный помощник.

Бакалавриат

Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.

Тем не менее бакалавриат – это полноценное высшее образование, по окончании вуза выпускникам выдают диплом с квалификацией «бакалавр». С этим документом можно устраиваться на работу – продолжать учебу в магистратуре необязательно. 

Как учиться и поступить

Учиться в бакалавриате 4 года, некоторые программы рассчитаны на 4,5 года. На заочных и вечерних отделениях срок учебы увеличивается на один год. 

Поступают в бакалавриат на базе среднего общего образования – то есть имея за плечами 11 классов средней школы. После колледжа тоже можно идти в вуз на программы бакалавриата, но только если выпускник вместе с дипломом получит аттестат о среднем образовании, а не все ссузы (средние специальные учебные заведения) его выдают. В этом случае для того, чтобы получить аттестат, надо, учась в колледже, сдать ГИА в любой школе – такая возможность предусмотрена порядком проведения государственной итоговой аттестации. После этого можно подавать документы в вуз.

Вступительными экзаменами в бакалавриат считаются результаты ЕГЭ. Выпускники колледжей обычно поступают по внутренним экзаменам, которые вузы проводят для них и для абитуриентов, сдававших в школе не ЕГЭ, а ГВЭ. Высших учебных заведений, которые для поступления требуют от окончивших ссузы результаты Единого госэкзамена немного, но они есть.

На отдельные творческие и требующие особых способностей специальности (военные, педагоги, спортсмены) вузы проводят дополнительные внутренние экзамены для всех – и для тех, кто поступает по ЕГЭ или ГВЭ, и для тех, кто идет учиться в бакалавриат после колледжа. Это испытания профессиональной направленности: физические нормативы, психологические тесты, творческие экзамены – рисунок, вокал, танец, декламация и т. д.

Программы бакалавриата есть почти на всех направлениях подготовки (специальностях), кроме:

  • фундаментальной (30.00.00) и клинической (31.00.00) медицины;
  • наук о здоровье и профилактической медицины (32.00.00);
  • фармации (33.00.00);
  • экранных искусств (55.00.00).

Все направления подготовки в бакалавриате перечислены в приказе Минобрнауки .

Для чего нужны программы второй ступени?

После перехода России на Болонскую систему высшее образование было разделено на 2 стадии: бакалавриат (или специалитет), магистратуру. Не считая аспирантуры. Подобная мера предполагала расширение карьерных возможностей вчерашних студентов, улучшение качества образования, глубины знаний учащихся. На деле возникло несколько трудностей:

  • Законодательная неразбериха. До сих пор нет единого определения оконченного высшего образования. Трактовку термина оставляют на усмотрение работодателя. Многие престижные должности можно занять только после получения степени магистра.
  • Недостаток мест. В университетах регионального значения специальностей магистратуры мало или нет вообще. При желании учиться очно, приходится переезжать, искать варианты проживания.

Второй уровень высшего образования нужен для повышения конкурентоспособности на рынке труда. Часто трудоустройство без степени магистра невозможно вовсе. Также если правильно выбрать программу, можно расширить знания, компетенции, стать более грамотным, квалифицированным специалистом.

Резюмируем

Работодатели воспринимают магистратуру как подтверждение, что кандидат как минимум обладает базовыми знаниями общего характера и умеет общаться с людьми. А онлайн-магистратура — ещё и показатель, что с автономностью и самодисциплиной у потенциального сотрудника всё в порядке.

Магистратура — это концентрированная выжимка полезных и профильных знаний. Их можно получить самостоятельно из разных источников, но стоит учитывать, что процесс займёт больше времени и не будет поддержки со стороны преподавателей, наставников и одногруппников.

Дистанционный формат обучения встраивается в обычную жизнь — работу, семью, хобби и прочие дела — легче, чем офлайн.

Критерии выбора вуза для дистанционной магистратуры не отличаются от выбора другого формата обучения. Для начала можно попробовать определиться с направлением обучения.

Магистратура: что это?

Это вторая ступень высшего профессионального образования. Стать студентами второй ступени, получить диплом магистра могут лица, которые отучились на бакалавриате. Академическая степень предоставляет 6 преимуществ:

  • Статус лица с полным высшим образованием. Из-за несовершенства российского законодательства, до сих пор не ясно, можно ли считать бакалавров лицами с полным ВО. Возникают проблемы с трудоустройством на самостоятельные должности. Особенно на государственной, правоохранительной службе. Магистратура однозначно считается оконченным высшим образованием.
  • Выгодное отличие перед конкурентами.
  • Глубина знаний своей предметной области. Если студент планомерно следует выбранному пути, не меняет его на ходу.
  • Возможность преподавать. Шанс самореализации или дополнительная профессия если будут проблемы с работой.
  • Право законно не служить. Студенты второй ступени получают отсрочку от армии. А по окончании можно продолжить образование.
  • Шанс заняться научной деятельностью. Дипломированные магистры могут стать аспирантами.

Зачем нужна магистратура — зависит от личной точки зрения.

Социальная стипендия

Государственная социальная стипендия назначается студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет федерального бюджета, относящимся к одной из категорий граждан. К студентам, имеющим право на социальную стипендию, относятся:

  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя;
  • являющиеся детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства;
  • подвергшиеся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС и вследствие иных радиационных катастроф;
  • являющиеся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий;
  • проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенные с военной службы по определенным основаниям;
  • получающие государственную социальную помощь.

Размер стипендии учебное заведение определяет самостоятельно в пределах средств, выделяемых на стипендиальное обеспечение обучающихся (стипендиальный фонд). Но размер стипендии не может быть ниже установленных нормативов, установленных Правительством РФ. Эти нормативы могут индексироваться с учетом уровня инфляции.

Размер стипендиального фонда определяется исходя из общего числа обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и нормативов, установленных Правительством РФ по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся с учетом уровня инфляции.

На 2020 год упомянутым Постановлением установлены следующие нормативы для размеров социальной стипендии:

  • 809 рублей в месяц – для студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования;
  • 2 227 рублей в месяц — для студентов, обучающихся по программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры).

Для студентов, 1-го и 2-го курса, являющихся отличниками и хорошистами, а также для студентов в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя — инвалида I группы, может быть установлена повышенная стипендия.

Еще несколько противоположностей по поводу магистратуры

Сейчас мы рассмотрим 5 вопросов об обучении в университете как таковом с учетом магистратуры:

  1. Кто вообще придумал двухуровневую систему? Данная схема учебы стала обязательной для всех ВУЗов, начиная с 2010 года. Как только Россия вступила в Болонский процесс для подготовки специалистов международного уровня, все заговорили о том, чтобы перевести все ВУЗы на двухуровневую систему. Закон об этом был утвержден еще в 2007 году.
  2. Сколько времени нужно учиться? Бакалавр подготавливается за четыре года и представляет собой полноценное образование. Магистратура предполагает еще пару лет за партой и предназначена для тех, кто желает пойти в науку или стать учителем. Т. е. на таком уровне степень позволяет максимально углубить познания в специальности.
  3. Всем ли хватит мест по направлению подготовки магистров? Для поступления в магистратуру нужно сдавать вступительные экзамены. Бюджетных мест будет меньше чем в бакалавриате. К примеру, один ВУЗ может принимать 570 бюджетников на бакалавра и всего 100 на магистратуру.
  4. Нормальное ли это образование? Двухуровневая система собрала вокруг себя огромное количество споров. Основной из них это то, что бакалавр является недоучившимся студентом. Люди, которые представляют лучшие ВУЗы, с этим утверждением в корне не согласны. Интересно отметить, что подавляющее количество студентов американских ВУЗов выпускаются с дипломом бакалавра. Никакой речи о магистратуре вообще не идет.
  5. Как относятся к высшему образованию работодатели? Большинство родителей сомневаются: отдавать ребенка на подготовку в бакалавриат или нет? Ведь они беспокоятся о том, чтобы будущий выпускник нашел достойную работу после получения диплома. Вот что говорит директор по маркетингу от компании Head Hunter:

– Работодателю важно наличие образования и только. Опубликовывая заявку о наличии вакансии, никто не указывает, что требуются магистры или бакалавры

Соискатели в резюме стараются избегать уточнений о высшем образовании.

В таком случае будущий работник способен подумать, что бакалавр подразумевает возможность получить магистра, которая покажется работодателю упущенной.

В итоге отметим, что высшее образование как было пропуском в большинство компаний, так и будет. Однако при поступлении на работу некоторым работодателям все же требуется степень магистра. Все это из-за того, что в обществе сложился спорный стереотип о как бы «полном высшем образовании».

Мы же отметим, что обучение в магистратуре дает следующий ряд преимуществ:

Еще можно немного поучиться, если вам уж очень это нравится.
Для парней это отличная возможность получить отсрочку от армии.
Неизвестно, как жизнь повернет, может, вам понравится преподавать, а степень магистра уже есть.
После магистратуры есть смысл пойти на аспиранта.
Некие работодатели все же придираются к важности наличия «полного высшего образования».
Если вы сильно увлечены своей специальностью – магистратура это хорошая дополнительная возможность углубить свои знания.

Таким образом, исходя из доводов нашей статьи, теперь вы легко сможете определить для себя, стоит ли поступать на магистратуру или нет. Ведь все это делается на основании собственного опыта, взглядов на жизни, а также стремлений.

Сколько времени необходимо для обучения?

Все программы магистратуры длятся только два года. По общим меркам срок – небольшой, именно поэтому магистратура предполагает именно узконаправленное углубление в специальность. Так, в магистратуре студенты пишут не несколько курсовых работ, а одну общую за два года – магистерскую.

Второе высшее – подразумевает, что обучение будет длиться от 3-х до 4-х лет.

Второе высшее может быть получено как в очной, так и в заочной форме. От этого будет зависеть время, затраченное на освоение новой специальности

Важно, что здесь нет бюджетных мест, необходимо заключить договор

Уточнить все детали о поступлении на программы второго высшего образования, как правило, можно на сайте вузов. К примеру, на сайте МГУ в разделе информации для поступающих:

Очень часто обучение на втором высшем образовании на большинстве направлений происходит совместно со студентами бакалавриата. Однако возможны и специальные отделения как, например, в МГУ.

Что такое магистратура

Это вторая ступень высшего образования, но для получения доступа к ней обязательно необходимо получить первую. Магистром человек считается после того, как он полностью закончит учебный процесс. Поступать на магистратуру бесплатно могут бакалавры и лица, получившие специалитет до того, как ввели болонскую систему. Курс предметов подобран так, чтобы студент был максимально погружен в практическую и научную деятельность.

Программами руководят преподаватели самой высшей квалификации, доктора наук. К каждому студенту с самого первого семестра прикрепляется наставник из их числа. Под руководством преподавателя человек выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. До того момента, пока студент не защитил диссертацию, он — магистрант. В ходе обучения он получает педагогические навыки и по окончании программы может работать преподавателем.

Зачем нужна

Многие люди не понимают, зачем ходить на лекции еще какое-то время, если после бакалавриата можно сразу устроиться на работу. Магистратура необходима человеку для того, чтобы у него было право занимать руководящие должности. Для поступления на работу по ряду специальностей тоже нужно получить вторую ступень высшего образования. Кроме того, магистратуру можно окончить, чтобы получить образование не по выбранной изначально, а по другой специальности.

Что дает

Образование достается нелегко, но приносит множество преимуществ. Окончив магистратуру, вы получите такие возможности:

  1. Вы сможете занимать руководящие должности, работать на по специальностям, требующим обеих ступеней высшего образования.
  2. Профессиональный рост будет быстрым даже при условии высокой конкуренции.
  3. Вы получите массу полезных и углубленных теоретических знаний и практических навыков.
  4. Если вы поняли, что ошибочно выбрали специализацию, то магистратура дает вам право сменить ее.
  5. Стипендия и другие социальные гарантии (место в общежитии и т.д.) будут продлены еще на какое-то количество лет.
  6. У вас будет открыта дорога к поступлению в аспирантуру и занятие преподавательской деятельностью.

Нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата

Это решение каждый человек принимает лично. Объективно несправедливым будет утверждать, что бакалавр – неполноценное образование. Тем не менее, перед принятием решения о том, стоит ли поступать в магистратуру, подумайте о следующих возможностях, которые она обеспечивает выпускнику ВУЗа:

  • диплом признается на международном уровне;
  • опыт работы с иностранными преподавателями;
  • проведение разработок и исследований для кандидатской работы;
  • равнозначности зарубежной научной квалификации PhD.

Диплом магистра в России: возможные направления обучения

Магистерские программы несколько отличаются от тех, что предназначены для бакалавриата и специалитета. Они также связаны с определенными направлениями: юридическим, инженерным, экономическим и так далее – но предполагают более узкое профилирование. Другими словами, нельзя поступить на магистратуру, например, по профилю «Экономика» или «Менеджмент». Но можно по профилю «Статистический анализ в экономике», «Международная торговая политика», «Аналитик деловой разведки», «Менеджмент в ритейле» и многим другим.

Конкретные программы предлагают конкретные вузы: их нужно смотреть на официальных сайтах учебных заведений. Многие из них проводят дни открытых дверей, в рамках которых можно получить полезную информацию, в том числе, о магистерских программах. Условия обучения: например, форма получения образования, количество бюджетных мест – также зависят от вуза.

В рамках прохождения программ будущие специалисты изучают теорию, приобретают практические навыки, проводят научные исследования.

Считается, что лучше всего поступать в магистратуру в вуз, для которого выбранное направление является профильным. В технический вуз для инженеров, в экономический для экономистов, и т.п. Это позволит получить более качественные знания и повысит ценность будущего магистранта на рынке труда.

Что даёт магистратура и кому она нужна

Магистратура — это не второе высшее образование. Однако она позволяет выпускнику быстрее освоить новую профессию или углубить знания по своей специальности.

В феврале-марте 2021 года мы опросили 56 человек, которые обучались или обучаются в магистратуре. Мы хотели узнать, почему они решили поступить в магистратуру, с какими трудностями столкнулись и оправдались ли их ожидания. 26% отметили, что бакалавриат, по их мнению или по мнению их семей, не является законченным высшим образованием.

24% респондентов отметили, что магистратура важна им для карьерного роста — поможет занять руководящую должность или получить необходимые компетенции. 14% поступали в магистратуру, чтобы сменить карьерную траекторию.

Также магистратура требуется бакалаврам, которые хотят построить научную карьеру в академической среде: преподавать в вузе или поступить в аспирантуру.

Ольга Зверева

Руководитель группы развития стажёрских программ в Ozon

Высшее образование — значительное преимущество при трудоустройстве в нашу компанию, хотя обязательного критерия — высшее образование для всех позиций — конечно же, нет.

Однако для многих позиций наличие бакалавриата или магистратуры всё же большой плюс: когда знаешь, что специалист обучался в известном вузе с сильной программой, уже понятно, какой у человека бэкграунд, и можно пропустить этап проверки базовых знаний

В вузах учат общаться с людьми, формировать нетворк — это тоже важно. Особенно много вуз даёт специалистам высокотехнологичных сфер и областей, где нужна сильная академическая составляющая, например, финансы

Некоторые компании требуют наличие и магистратуры, и бакалавриата. В нашем случае это необязательно, вполне можно обойтись только бакалавриатом. Мы принимаем скорее тех, кто обладает потенциалом к развитию, мотивацией, желанием обучаться, нежели тех, у кого есть просто готовый набор навыков. Также для нас важен предпринимательский подход.

У нас есть много направлений, связанных с аналитикой, — здесь магистратура будет плюсом. Есть сугубо технические аналитики, которые больше работают с разработкой, с кодом, а есть бизнес-аналитики — финансовые, маркетинговые, инвестиционные. Они должны уметь разговаривать с бизнесом и работать с данными так, чтобы находить тренды и узкие места, а также презентовать эти решения.

Здесь сочетание технического бэкграунда и экономической магистратуры даст очень много плюсов. Человек будет понимать, сколько стоит то или иное бизнес-решение, как просчитать эту стоимость, какая подоплёка под каждым из решений, какое из них будет оптимально в текущий момент.

Зарплаты специалистов с дипломом магистра

Есть ли разница между заработком магистра и бакалавра? Исследования национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» показывают, что магистранты в среднем зарабатывают на треть больше своих коллег, получивших базовый диплом.

Помимо более высокой зарплаты специалисты такого уровня имеют широкие карьерные перспективы и возможности для профессионального развития. Особенно если они закончили магистратуру в иностранных вузах и свободно общаются на английском языке.

В Министерстве образования рассматривается вопрос о сохранении магистратуры и аспирантуры только в университетах, которые предоставляют обучение, соответствующее высоким стандартам качества. Это федеральные и национальные исследовательские вузы.

Перспективы специалиста с магистерским дипломом

Конкурс в магистратуру более высокий, чем на специальности бакалавриата. Это неудивительно, ведь мест в магистерских программах меньше, а требований к знаниям больше

Но действительно ли важно получать степень магистранта для успешной карьеры в будущем?

Магистратура в России ещё только занимает своё место в системе высшего образования и пока не играет той роли, которую она выполняет в Европе и Америке. Там для многих престижных вакансий степень магистра — это обязательное требование для кандидатов. Но уже сейчас наличие диплома о высшем законченном образовании может положительно влиять на заработок и карьерный рост.

В западных вузах обучение в магистратуре имеет практический характер и направлено на предугадывание запросов работодателя. Поэтому даже вчерашний выпускник-магистрант — это желанный работник, который со старта может внести существенный вклад в развитие и, соответственно, получать большую зарплату.

Чем отличается диплом бакалавра от специалиста

Продолжительность обучения, перспективы обучения и работы за рубежом, возможность изменить профессию, возможность поступить в аспирантуру — это критерии, исходя из которых можно выбирать между бакалавриатом и специалитетом. Сравниваем:

Бакалавриат Специалитет
Срок обучения — 4 года. Это позволяет быстрее приступить к работе: работать после бакалавриата можно и нужно Срок обучения — минимум 5 лет
Больше возможностей для тех, кто планирует переезд Актуален на территории России. Ценится за рубежом, если это диплом топового вуза
Поступление в магистратуру не считается получением второго высшего образования. Можно претендовать на бюджетное место Поступление в магистратуру возможно, но будет считаться получением второго высшего образования, если диплом специалиста выдан позднее 2011 г.
Возможность изменить выбор профессии через 4 года и поступить на другую или более узкую специальность в магистратуру. Это позволяет отвечать вызовам рынка труда и быстро меняющимся технологиям В 11-м классе абитуриент выбирает, кем точно он будет через 5–6 лет. Первые 2 года студенты проходят базовую подготовку по направлению, затем — знания по конкретной специальности. Но поступить в магистратуру тоже возможно
Доступно много программ двойных дипломов. Подготовка студента в своём вузе и вузе-партнёре и получение двух дипломов позволяет обрести опыт обучения в разных образовательных системах, свободное владение иностранным языком и конкурентное преимущество при старте карьеры Для специалистов есть магистерские программы с двойными дипломами, но их на порядок меньше
В аспирантуру можно поступить только после магистратуры В аспирантуру можно поступить сразу после специалитета
Бакалавриат Специалитет
Срок обучения — 4 года. Это позволяет быстрее приступить к работе: работать после бакалавриата можно и нужно Срок обучения — минимум 5 лет
Больше возможностей для тех, кто планирует переезд Актуален на территории России. Ценится за рубежом, если это диплом топового вуза
Поступление в магистратуру не считается получением второго высшего образования. Можно претендовать на бюджетное место Поступление в магистратуру возможно, но будет считаться получением второго высшего образования, если диплом специалиста выдан позднее 2011 г.
Возможность изменить выбор профессии через 4 года и поступить на другую или более узкую специальность в магистратуру. Это позволяет отвечать вызовам рынка труда и быстро меняющимся технологиям В 11-м классе абитуриент выбирает, кем точно он будет через 5–6 лет. Первые 2 года студенты проходят базовую подготовку по направлению, затем — знания по конкретной специальности. Но поступить в магистратуру тоже возможно
Доступно много программ двойных дипломов. Подготовка студента в своём вузе и вузе-партнёре и получение двух дипломов позволяет обрести опыт обучения в разных образовательных системах, свободное владение иностранным языком и конкурентное преимущество при старте карьеры Для специалистов есть магистерские программы с двойными дипломами, но их на порядок меньше
В аспирантуру можно поступить только после магистратуры В аспирантуру можно поступить сразу после специалитета

Уровни высшего профессионального образования в России

Многие абитуриенты до сих пор задаются вопросом, является ли бакалавриат высшим образованием или нет? Свидетельствует ли диплом бакалавра о том, что его обладатель получил полное высшее образование? Чтобы разрешить все сомнения, рассмотрим подробно, из чего складывается современная система высшего образования в России.

Итак, в нашей стране система высшего профессионального образования представлена сегодня тремя основными уровнями: бакалавриат, специалитет и магистратура. Особняком здесь стоит аспирантура как форма подготовки научно-педагогических кадров, то есть ученых, а также интернатура и ординатура как ступени, завершающие обучение в медицинских вузах.

Выпускники специалитета или магистратуры в области искусств, чтобы получить право на осуществление исполнительской или преподавательской деятельности, завершают свое обучение в форме ассистентуры-стажировки.

Двухступенчатая система «бакалавриат-магистратура» была установлена в 1999 году в рамках Болонского процесса с целью унификации системы образования европейских стран. Россия присоединилась к этой системе в 2003 году. Первыми российскими вузами, начавшими готовить бакалавров, стали МГИМО, РУДН, НИУ ВШЭ и некоторые другие.

Процесс внедрения двухуровневой системы в российские вузы до сих пор не завершен, во многих из них еще сохранился специалитет. Однако в перспективе специалитет планируют оставить только для ряда специальностей медицинской, военной и инженерной отраслей.

Бакалавриат

Бакалавриат – это первая ступень высшего образования в России. Диплом бакалавра подтверждает успешное окончание высшего учебного заведения и получение полного высшего профессионального образования. Мнение о том, что образование бакалавра – это неполное высшее образование, ошибочно. Обладателем неполного высшего образования считается студент, отчисленный из вуза или самостоятельно решивший прервать учебу и забрать документы.

Право поступить на программу подготовки бакалавра могут те, кто имеет среднее общее или среднее профессиональное образование. Учатся бакалавры 4 года, за это время они успевают пройти фундаментальную подготовку по выбранной специальности, изучить общепрофессиональные и специальные дисциплины, пройти практику.

Решение о выдаче выпускнику диплома с квалификацией «бакалавр» принимает Государственная экзаменационная комиссия по результатам итоговой аттестации и защиты выпускной квалификационной работы.

Специалитет

Специалитет – это форма образования, специфическая для России. Долгое время она была единственной и общепринятой. Сегодня специалистов готовят только на некоторых медицинских, инженерных и военных факультетах.

Особенность подготовки специалиста заключается в обязательном освоении общенаучной и общепрофессиональной частей программы (изучение ряда гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин) и теоретическая и практическая подготовка по узкой специальности. Обучают специалистов 5 лет, по окончании обучения они проходят итоговую аттестацию и защищают дипломную работу. В дипломе специалиста указывается квалификация «юрист», «экономист», «политолог» и др.

Специалисты, пожелавшие продолжить обучение, вправе сделать это в магистратуре (только на платной основе) или аспирантуре.

Магистратура

Магистратура представляет собой форму обучения по программе, построенной на основе бакалавриата, но углубленной и дополненной. Особенность магистратуры заключается в том, что магистров в течение 2 лет готовят к дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Диплом о присвоении выпускнику степени магистра выдается по результатам защиты выпускной квалификационной работы магистра.

Кто может рассчитывать на данный вид поддержки?

Федеральным законодательством определено, для каких категорий студентов такая социальная стипендия назначается в обязательном порядке.

К ним относятся следующие категории молодых людей:

  1. Инвалиды первой и второй групп.
  2. Дети, оставшиеся без попечения родителей, а также сироты. Данные выплаты им назначаются до достижения 23-летнего возраста.
  3. Ветераны и инвалиды боевых действий.
  4. Граждане, признанные пострадавшими от воздействия радиационных катастроф.
  5. Студенты и аспиранты, чей совокупный доход в расчете на одного человека оказывается ниже прожиточного минимума.

Размер социальной стипендии зависит от большого количества факторов, в том числе, от региона проживания студента, льготной категории, к которой он относится.

Важно осознавать, что начисление социальной стипендии не имеет никакого отношения к успеваемости конкретного студента. Также она не зависит от начисления и наличия обычной академической стипендии, рассчитывать на которую могут хорошо обучающиеся студенты и аспиранты

Можно встретить ситуацию, когда социальная и академическая стипендии могут начисляться параллельно.

Стоит отметить, что перечисленные выше категории – это не все студенты, кому может быть положена социальная стипендия. Если уже упомянутым лицам эта денежная помощь должна начисляться в обязательном порядке, то существует еще группы лиц, которых рассматривают в приоритете при распределении данной разновидности дотаций.

Для этих категорий аспирантов и студентов высших учебных заведений стипендия может быть назначена, только исходят из размера специального стипендиального фонда, существующего при каждом вузе, его финансовых параметров.

Претендовать на социальную стипендию во вторую очередь имеют право:

  1. Студенты и аспиранты, у которых есть несовершеннолетние дети.
  2. Инвалиды третьей группы.
  3. Студенты, проживающие в многодетных или неполных семьях, проживающих только с одним из родителей.
  4. Студенты или аспиранты, на попечении которых находятся родители, являющиеся инвалидов первой или второй группы.
  5. Студенты, которые завели собственную семью.

Всем этим категориям обучающихся социальная стипендия может быть назначена только при условии, что выплата уже начислена представителям категорий, обязанных получать ее в обязательном порядке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector