Для чего нужна магистратура: преимущества, отличия от бакалавриата и специалитета, как поступить
Содержание:
- Как поступить в магистратуру и сколько учиться
- Уровни высшего профессионального образования в России
- Специалитет
- Магистратура vs бакалавриат?
- Бакалавр и бакалавриат — что это, отличия от других видов (магистратуры и специалитета)
- Тонкости перехода
- Программы магистратуры в России
- Есть ли у магистратуры недостатки?
- Отличие программ обучения
- Магистратура за рубежом
- Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?
- Уровни образования
- Бюджетные места
- История появления магистратуры
- Дистанционное образование
- Чем отличается бакалавр от специалиста?
- Что такое магистратура
Как поступить в магистратуру и сколько учиться
Абитуриенты должны соответствовать двум формальным требованиям:
- Наличие диплома бакалавра. Окончание первой ступени высшего профессионального образования.
- Владение достаточными знаниями, которые проверяют посредством экзаменов.
Желающие идти в магистратуру подают заявление установленного образца с пакетом документов. Среди необходимых бумаг:
- Диплом бакалавра.
- Паспорт.
- Фотографии.
- СНИЛС (нужен не везде).
Документы можно подать лично, по почте или в электронном виде (зависит от ВУЗа).
Поступающим нужно сдать вступительные экзамены. По результатам испытаний приемная комиссия готовит списки. Кандидаты ранжируются в соответствии с полученными баллами.
Поступающие имеют право направить несколько заявлений. Формальных ограничений по количеству ВУЗов, где человек может попробовать свои силы, нет.
Сроки обучения зависят от программы, формы получения образования. Средняя продолжительность — 2 года очной или 2 года 6 месяцев заочной работы. По окончании студенту присваивается академическая степень.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.
Уровни высшего профессионального образования в России
Многие абитуриенты до сих пор задаются вопросом, является ли бакалавриат высшим образованием или нет? Свидетельствует ли диплом бакалавра о том, что его обладатель получил полное высшее образование? Чтобы разрешить все сомнения, рассмотрим подробно, из чего складывается современная система высшего образования в России.
Итак, в нашей стране система высшего профессионального образования представлена сегодня тремя основными уровнями: бакалавриат, специалитет и магистратура. Особняком здесь стоит аспирантура как форма подготовки научно-педагогических кадров, то есть ученых, а также интернатура и ординатура как ступени, завершающие обучение в медицинских вузах.
Выпускники специалитета или магистратуры в области искусств, чтобы получить право на осуществление исполнительской или преподавательской деятельности, завершают свое обучение в форме ассистентуры-стажировки.
Двухступенчатая система «бакалавриат-магистратура» была установлена в 1999 году в рамках Болонского процесса с целью унификации системы образования европейских стран. Россия присоединилась к этой системе в 2003 году. Первыми российскими вузами, начавшими готовить бакалавров, стали МГИМО, РУДН, НИУ ВШЭ и некоторые другие.
Процесс внедрения двухуровневой системы в российские вузы до сих пор не завершен, во многих из них еще сохранился специалитет. Однако в перспективе специалитет планируют оставить только для ряда специальностей медицинской, военной и инженерной отраслей.
Бакалавриат
Бакалавриат – это первая ступень высшего образования в России. Диплом бакалавра подтверждает успешное окончание высшего учебного заведения и получение полного высшего профессионального образования. Мнение о том, что образование бакалавра – это неполное высшее образование, ошибочно. Обладателем неполного высшего образования считается студент, отчисленный из вуза или самостоятельно решивший прервать учебу и забрать документы.
Право поступить на программу подготовки бакалавра могут те, кто имеет среднее общее или среднее профессиональное образование. Учатся бакалавры 4 года, за это время они успевают пройти фундаментальную подготовку по выбранной специальности, изучить общепрофессиональные и специальные дисциплины, пройти практику.
Решение о выдаче выпускнику диплома с квалификацией «бакалавр» принимает Государственная экзаменационная комиссия по результатам итоговой аттестации и защиты выпускной квалификационной работы.
Специалитет
Специалитет – это форма образования, специфическая для России. Долгое время она была единственной и общепринятой. Сегодня специалистов готовят только на некоторых медицинских, инженерных и военных факультетах.
Особенность подготовки специалиста заключается в обязательном освоении общенаучной и общепрофессиональной частей программы (изучение ряда гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин) и теоретическая и практическая подготовка по узкой специальности. Обучают специалистов 5 лет, по окончании обучения они проходят итоговую аттестацию и защищают дипломную работу. В дипломе специалиста указывается квалификация «юрист», «экономист», «политолог» и др.
Специалисты, пожелавшие продолжить обучение, вправе сделать это в магистратуре (только на платной основе) или аспирантуре.
Магистратура
Магистратура представляет собой форму обучения по программе, построенной на основе бакалавриата, но углубленной и дополненной. Особенность магистратуры заключается в том, что магистров в течение 2 лет готовят к дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Диплом о присвоении выпускнику степени магистра выдается по результатам защиты выпускной квалификационной работы магистра.
Специалитет
Форма обучения, которая функционировала в СССР и России до
введения европейских стандартов. Обучение длится пять лет.
По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается
диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации. Выпускники
специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить
образование в магистратуре или аспирантуре.
Бакалавриат
Ввели в 2011 году. Это законченное высшее образование. Учеба
длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.
Плюсы этого вида образования — возможность получения двойных
дипломов с иностранными вузами, возможность понять насколько по душе выбранная
профессия и выбрать в магистратуре более узкую или другую специальность.
По окончании бакалавриата студенты защищают квалификационную
выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением
квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает
право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.
Магистратура
Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению.
На программы магистратуры можно поступать после бакалавриата и специалитета.
Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к
научно-исследовательской деятельности.
обучение, поэтому может претендовать на бесплатное обучение. А специалист может
учиться в магистратуре только платно.
Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую
диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается
квалификация «Магистр». Выпускники магистратуры могут начать работать или
продолжить образование в аспирантуре.
Очное, заочное и дистанционное
Также абитуриент может выбрать учиться ему очно, заочно или
дистанционно. Главные плюсы очного обучения: отсрочка от армии, стипендия и
общежитие, меньший срок обучения, студенческая жизнь.
Главные плюсы заочного обучения: возможность совмещать с
работой, меньшая стоимость. Но не на всех специальностях в вузах есть заочное
обучение, например, в медицинских вузах его нет.
Существует также очно-заочная форма обучения, которую раньше
называли вечерней. То есть студенты посещают пары по вечерам и не во все дни,
сессию сдают очно, но много времени учатся самостоятельно.
Главным плюсами будет совмещение работы и учебы, меньшая стоимость обучения и взаимодействие с преподавателями и сокурсниками.
Среди минусов — отсутствие отсрочки от армии и студенческих льгот, срок
обучения как на заочной форме.
Дистанционное обучение во
многом схоже с заочным, но главное преимущество — возможность учиться в любом
вузе страны или за рубежом.
Магистратура vs бакалавриат?
После бакалавриата молодой специалист еще два года имеет особенный статус, который обозначает, что профессионал еще вникает в работу, набирается опыта, шлифует навыки. Магистр уже имеет профессиональный стаж (это обязательное требование при поступлении + магистратуру совмещают с работой), знает и умеет больше по квалификации. Значит, ему с ходу можно доверять более сложные задачи и больше ответственности.
Что умеет магистр:
- Выполнять профессиональные задачи практически. Выпускника со второй ступенью высшего образования не нужно стажировать, дополнительно обучать, показывать, как устроен рабочий процесс – он готов к работе с первого дня.
- Управлять. Одна из самых важных профессиональных задач, решать которую обучают в магистратуре, – менеджмент разного уровня. Магистр умеет управлять людьми, процессами, производством, ресурсами и деньгами.
- Развиваться. Магистр будет чувствовать дискомфорт, если придется стоять на месте: он развивал свои профессиональные навыки столько лет, что это стало привычкой. Он будет учиться сам и стимулировать коллег.
- Общаться. Выпускник умеет строить коммуникацию с руководством, подчиненными и клиентами. На русском и английском языках.
- Организовывать время. Магистр на своем опыте научился распределять время и выполнять многоуровневые задачи в срок. А еще прослушал курс по тайм-менеджменту.
- Исследовать. Это умение могло стоять на первом месте – у специалиста защищенная магистерская в портфолио.
В сравнении магистра и бакалавра хорошо бы подошло сравнение с айтишными понятиями джуниора и мидла. Бакалавр=джуниор научился сам выполнять профзадачи, иногда ошибается, иногда просит помощи или совета у старшего. Магистр=мидл видит не только свои узкие задачи, которые выполняет быстрее и чище, но весь проект целиком, понимает цели компании и осознает свое место в процессе. В теории, это более высокая ступень навыков и осознанности для работодателя. На практике, зависит от того, что учебное заведение вкладывает в своих магистров.
После вуза магистр может претендовать на более высокие позиции, большую зарплату, чем бакалавр, потому что знает и умеет больше, мыслит шире
Бакалавр и бакалавриат — что это, отличия от других видов (магистратуры и специалитета)
Другой особенностью программ бакалавриата является количество принятых модулей: для того чтобы стандартизировать обучение и сделать его статистически верифицируемым, свобода брать желаемые предметы (до тех пор, пока они засчитываются в учебный план) была заменена на возможность выбирать между различными блоками курса — модулями.
Поскольку в гуманитарных и социальных науках часто невозможно четко определить возможные профессиональные области, изучаются два или три предмета, которые дополняются содержанием из области общих наук. В естественных науках, инженерных и экономических дисциплинах, как правило, вначале выбирается один предмет.
Тонкости перехода
Любое нововведение требует на свою ‘утряску’ какого-то времени, ибо всегда появляются какие-то нестыковки нового со старым. Времени-то с 1992 года прошло уже немало, но есть ещё некоторые проблемы в нашей многоступенчатой системе высшего профессионального образования. Например, в разделении направлений и специальностей на первых четырёх курсах. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют и многоуровневую. В негосударственных вузах, как правило, готовят только бакалавров.
Сохраняется ещё напряжённость в вопросе престижа диплома бакалавра: работодатели не всегда настроены брать на работу бакалавров. Причин несколько. Одна из них — психологическая. А именно: нынешние работодатели чаще всего получали своё высшее образование в советское время, когда у нас были только специалисты, а слово ‘бакалавр’ было ‘не нашим’, западным. Да ещё при этом есть разница в программах обучения — специалиста готовят по конкретной специальности, как бы узкопрофильно, а программы бакалавриата — широкопрофильные, имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Т.е. бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, т.к. учился только 4 года. В законе, разумеется, говорится, что бакалавр имеет право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Но! Право-то он имеет, но не всегда ему это право предоставляют. Предпочитают брать ‘специалистов’ и ‘магистров’.
Вы не расстраивайтесь — со временем вопрос ‘Чем может заниматься бакалавр?’ не будет возникать. А пока, если появятся проблемы, можно только посоветовать продолжать своё обучение на следующей ступени и получать квалификацию ‘дипломированный специалист’ или ‘магистр’.
И всё же достоинства выбора бакалавриата имеются. Перечислим их.
- Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом. Там часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.
- Фундаментальность подготовки, её ‘несуженность’ позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за 1 год перейти к одной из целого ‘веера’ совместимых профессий. А специалисту после 5-ти лет обучения получать новую профессию (в случае необходимости) придётся за 2-3 года, да ещё и на коммерческой основе, т.к. это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест).
- Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.
Что же выбрать? Какую образовательную траекторию построить для себя?
Прежде всего подумайте о направленности своей профессиональной подготовки. Если нет осознанного стремления заниматься в будущем научной деятельностью или работать по узкой специальности, то можно остановиться на бакалавриате. Кроме того, выясните реальную ситуацию на рынке труда по своему месту жительства. Т.е. постарайтесь понять, насколько конкурентоспособной в вашем регионе будет приглянувшаяся вам специальность и квалификация, получится ли быстро найти престижную работу, имея на руках диплом бакалавра.
Программы магистратуры в России
В России представлено более 500 магистерских программ по следующим направлениям:
03.04.01 — Прикладные математика и физика
40.04.01 — Юриспруденция
38.04.04 — Государственное и муниципальное управление
37.04.01 — Психология
45.04.01 — Филология
01.04.02 — Прикладная математика и информатика
09.04.01 — Информатика и вычислительная техника
13.04.02 — Электроэнергетика и электротехника
38.04.08 — Финансы и кредит
03.04.02 — Физика
45.04.02 — Лингвистика
39.04.01 — Социология
44.04.02 — Психолого-педагогическое образование
06.04.01 — Биология
09.04.03 — Прикладная информатика
41.04.05 — Международные отношения
11.04.02 — Инфокоммуникационные технологии и системы связи
18.04.01 — Химическая технология
04.04.01 — Химия
46.04.01 — История
09.04.02 — Информационные системы и технологии
05.04.06 — Экология и природопользование
08.04.01 — Строительство
22.04.01 — Материаловедение и технологии материалов
21.04.01 — Нефтегазовое дело
14.04.02 — Ядерные физика и технологии
16.04.01 — Техническая физика
Есть ли у магистратуры недостатки?
Минусов несколько:
- Дополнительные сроки обучения. Чтобы получить степень, придется учиться от 2 до 2.5 лет. При выборе очного формата, это лишнее время проведенное в стенах института без возможности работать.
- Высокая сложность учебы. Как повседневного процесса, так и подготовки выпускной работы для получения степени.
- Дополнительная непрофильная нагрузка. Магистранты читают лекции, проводят семинары.
Сюда же относится высокая стоимость обучения на платном отделении. Особенно в крупных, престижных заведениях. Еще один серьезный минус — неопределенное качество обучения. Университеты открывают направления, но опыта у многих еще недостаточно. ВУЗы «обкатывают» процесс подготовки на поступающих, без гарантий результата. Постепенно ситуация улучшается. Однако никто не может гарантировать, что студент не станет невольным подопытным. Учеба по неопробованной магистерской программе скажется на качестве знаний, подготовки.
Что такое магистратура, зачем она нужна — каждый ответит по-своему. Кому-то она поможет быстрее найти работу. Другому — получить повышение и занять более престижную должность. Некоторые хотят получить узкую профессиональную специализацию. Как показывает статистика, магистратура медленно, но верно становится обязательным элементом подготовки специалистов с ВО. Подобная тенденция будет только нарастать.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.
Отличие программ обучения
Кто есть кто (бакалавр, специалист, магистр?
- Если вы выберете бакалавриат, то проучитесь 4 года, а на специалиста необходимо учиться минимум 5 лет.
- Студент, который учится на бакалавра, в конце обучения будет знать только базу своей специальности. Специалитет предусматривает более узкие знания профессии.
- На этих квалификациях, как правило, сначала изучают общие предметы (2 года), а только потом идет разделение.
- Бакалавр, как мы уже рассмотрели, может получить только основу своей специальности и уйти работать в эту область, а вот специалист получит определенные знания для одной из областей.
- После бакалавриата можно пойти только на магистра, а вот после специалитета студент может перескочить одну ступень и учиться дальше на аспиранта.
- Бакалаврам позволяют участвовать в конкурсе, чтобы дальше продолжить учиться бесплатно на магистратуре. Специалисты смогут поступить на магистра только за деньги, так как это уже считается второй высшее образование.
Бакалавр и магистр — какая разница? Теперь вы понимаете, что разница есть существенная. Также работодатели знают, что специалисты выходят из высшего учебного заведения с более узкими знаниями. Из-за этого бакалаврам сложнее найти работу. Однако студент, который окончил университет и получил диплом бакалавра, имеет все нужные знания и навыки.
Магистратура за рубежом
Магистратура за границей – это, прежде всего, отличная возможность получить международный опыт и диплом. В то время как во многих странах Европы россиянам пока можно получить диплом бакалавра бесплатно, магистратура уже почти везде платная.
Наиболее популярные страны для получения образования в магистратуре:
- Германия;
- США;
- Чехия;
- Англия;
- Франция;
- Канада;
- Австралия;
- Испания;
- Италия;
- Голландия;
- Швейцария.
Германия занимает первое место, так как образование там или бесплатное, или плата скорее символическая (500 евро в год). При получении степени магистра за рубежом студенты имеют возможность получить гранты на обучение.
Более подробно о магистратуре за рубежом читайте в статье.
Поступление в магистратуру
При поступлении в магистратуру отбор проходит по результатам спецэкзамена (по специальности) или по конкурсу портфолио. Кроме того, во многих вузах требуется сдать экзамен по иностранному языку или подтвердить наличие международного сертификата.Как писать эссе для поступления в магистратуру за рубежом »
Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?
Отличия между этими системами есть, и они довольно серьезные:
- срок обучения. Специалитет занимает 5 лет, обучение на двух ступенях Болонской системы — не меньше 6 лет;
- однородность обучения. Специалитет — последовательное и однородное обучение, где программа усложняется с каждым годом (вузов со специалитетом осталось мало — это вузы творческой направленности, военные, медицинские, педагогические, технические). Болонская же система подразумевает 4 года классического высшего образования (знакомого российским студентам) и 2 года исследовательской работы;
- право выбора. Будущий специалист, конечно, может взять академический отпуск и сделать перерыв, а потом восстановиться в вузе. Может он, как и будущий бакалавр, сменить учебное заведение. Но все это сложно и не относится к стандартным ситуациям. Студенты, выбравшие Болонскую систему, знают: они могут сменить профессию после бакалавриата и поступить в магистратуру не только в другом вузе, но и в другой стране;
- универсальность. Специалитет — сугубо российское (а ранее — советское) явление. В большинстве стран мира поддерживается именно Болонская система. У бакалавров больше возможностей поступить в зарубежную магистратуру, а у магистров — получить работу в другой стране.
Как видите, отличия есть, и речь идет не только о дополнительном годе обучения.
Уровни образования
В Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни:
- основное общее образование;
- среднее (полное) общее образование;
- начальное профессиональное образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование;
- послевузовское профессиональное образование.
- В Российской Федерации установлены следующие
ступени высшего профессионального образования:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени)
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени)
Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:
для получения квалификации (степени) «бакалавр» не менее чем четыре года (именно этого срока обучения и придерживаются вузы);
для получения квалификации «дипломированный специалист» не менее чем пять лет (обычно 5 или 5,5 лет);
для получения квалификации (степени) «магистр» не менее чем шесть лет.
Степени «бакалавр» и «магистр» относят к первым научным степеням. Степень «магистр» позволяет в дальнейшем поступить в аспирантуру. Степень «бакалавр» обязательно предшествует получению диплома специалиста или магистра. По истечении первых четырех лет обучения в вузе необходимо определиться, какую ступень высшего образования вы будете осваивать дальше. Если в дальнейшем вы не собираетесь связывать свою жизнь с наукой или работой в вузе, то вам стоит остановить свой выбор на дипломе специалиста, иначе, выбирайте диплом магистра. Если у вас нет возможности продолжать обучение дальше, тогда можно становиться не дипломе бакалавра.
Следует отметить, что возможность получить диплом магистра может предоставить не любой вуз. К тому же вузы могут предоставлять такую возможность не по всем направлениям и специальностям. Информацию о ступенях высшего профессионального образования, доступных для вас на каждой специальности, можно найти в рекламных проспектах вуза или узнать в приемной комиссии вуза. Это не очень популярная тема среди абитуриентов, поэтому интересующую вас информацию можете получить не сразу.
Бюджетные места
Бесплатных мест в вечерней и заочной магистратуре немного – примерно 20 % и 10 % соответственно от всех финансируемых государством на этом уровне. Больше всего возможностей учиться за счет госбюджета у заочников-магистрантов педагогических вузов – до половины от общего набора. Также достаточно много бюджетных мест на программах финансово-экономического профиля и по отдельным техническим направлениям.
Основная масса дистанционных магистерских программ платная, но есть и исключения. Например, бюджетные места выделяются для студентов курса юриспруденции в Санкт-петербургском университете МЧС.
История появления магистратуры
Появление степени магистра в России связано с Болонским процессом, который направлен на создание однотипных систем высшего образования в разных странах. В 1999-ом году была подписана Болонская декларация, к которой, по состоянию на сегодняшний день, присоединились 48 стран (Россия сделала это в 2003-ем году). Процесс обобщения образовательных систем разных государств направлен на то, чтобы ученые степени, полученные специалистами в различных точках земного шара, были сопоставимыми и открывали широкие возможности для трудоустройства, сотрудничества, ведения научной деятельности.
Магистр – ученая степень или нет в России?
Несмотря на то, что формально в нашей стране применяется болонская система высшего образования, некоторые отличительные особенности по сравнению с другими государствами в ней есть.
Так, во многих европейских странах и в США выделяют три основных уровня ученых степеней:
- Бакалавр (в России эту степень можно получить в рамках программы бакалавриата или специалитета, то есть получив степень бакалавра или специалиста).
- Магистр.
- Доктор философии (в некоторых странах эта степень присваивается вне зависимости от изучаемой науки, в других она конкретизируется, например, «доктор медицины»).
В нашей стране первые две степени похожи (то есть магистр – это тоже ученая степень), а третья включает в себя два подэтапа. Так, сначала магистр должен стать кандидатом наук, а потом – доктором наук. Это две степени в рамках послевузовской системы образования, и степень доктора наук считается высшей. Соискание степени кандидата наук предполагает окончание аспирантуры и написание кандидатской диссертации, а степени доктора наук – докторской диссертации.
Прохождение аспирантуры в нашей стране гораздо менее популярно, чем магистратуры. И даже выпускники, окончившие аспирантуру, далеко не всегда защищают кандидатские диссертации.
При этом не стоит путать понятие «ученая степень», рассмотренное только что, и понятие «ученое звание», хоть они и взаимосвязаны. Ученое звание описывает определенный этап академической карьеры специалиста в научной, научно-исследовательской организации, либо в высшем образовательном учреждении. Сейчас в России присваиваются два ученых звания: «доцент» и «профессор». Как правило, для получения звания доцента нужно быть кандидатом наук и иметь профильный стаж научной работы. Для получения звания профессора нужно быть доктором наук и иметь определенный стаж (в том числе, в звании доцента).
Также не стоит путать ученое звание «доцент» с одноименной преподавательской должностью в вузах.
Любые другие статусы («ассистент», «научный сотрудник» и тому подобные) не являются учеными званиями.
Дистанционное образование
Выгоднее всего будет освоить магистерскую специальность дистанционно. Более того, у этого варианта много других очевидных преимуществ.
Дистанционное образование – настоящая находка для тех, кто мечтает получить диплом столичного вуза, а сам живет в отдаленном регионе. При таком формате лично приезжать, как правило, потребуется только на сдачу государственных экзаменов и защиту итоговой квалификационной работы. Некоторые вузы не требуют даже этого, осуществляя все обучение удаленно через интернет.
Это спасение для тех, кто решил учиться в магистратуре, совмещая получение дополнительной специальности с работой. Ведь отлучаться от производственного процесса не придется, занимаясь в удобное время и в оптимальном месте.
Конечно, такое обучение потребует от человека самоорганизованности и дисциплинированности. Зато если все получится, вы окажетесь завидным сотрудником с максимальной конкурентоспособностью на рынке труда.
Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения
Чем отличается бакалавр от специалиста?
У абитуриента, который поступает в белорусский вуз, подобных вопросов обычно не возникает. Всё потому, что понятия «специалитет» и «бакалавриат» чаще применяются в зарубежных университетах. В Беларуси можно получить высшее образование I ступени (получение квалификации специалиста после 4−6 лет обучения) и II ступени (получение степени магистра). Бакалавриата как такового нет. Поэтому в белорусском понимании специалист — это человек, окончивший высшее учебное заведение и получивший определённую квалификацию.
За границей же специалитет и бакалавриат не одно и то же. Например, в России, с 2007 года ступени образования заменили на уровни. К первому уровню высшего образования относят бакалавриат. А ко второму — подготовку специалиста, магистратуру. Так, бакалавр получает общие знания по профилю без узкой специализации (учится 4 года). После окончания учёбы может идти работать либо поступить в магистратуру. При этом магистратура считается следующей ступенькой (вторым уровнем) высшего образования. По сути, как перейти из базовой школы в среднюю. Ведь после 9 классов у тебя будет свидетельство, но не такое серьёзное, как аттестат после 11 класса. Он даёт возможность поступить только в колледж или лицей, а с аттестатом за среднюю школу у тебя больше вариантов. Плюс к тому диплом бакалавра котируется за рубежом.
Специалист же получает конкретную специализацию в рамках своего направления. Например, в рамках программного обеспечения информационных технологий изучает цифровую безопасность. Учится 5−6 лет. После выпуска также может продолжить учёбу в магистратуре.
Специалитет и бакалавриат похожи тем, что после обучения в них ты сможешь получить диплом о высшем образовании и работать по специальности. Разница заключается в уровнях и сроках обучения, направленности программ и карьерных возможностях. И да, специалитет — пережитки советской системы, в бакалавриат — унифицированный образовательный стандарт европейских стран
Что такое магистратура
Образовательная сфера не стоит на месте и система образования постоянно развивается. В 2011 году Россия перешла на болонскую систему образования.
Теперь в российских вузах можно получить не только квалификацию специалиста (5 лет обучения), но еще бакалавра (4 года) и магистра (2 года). Магистратура – это второй этап в получении высшего образования, следующий после бакалавриата ( или специалитета).
Степень магистра получали еще в Российской империи при Александре I (с 17 века). В 1753 году магистерская квалификация впервые была присвоена ученикам М.В. Ломоносова в области философии. Она прочно заняла середину между кандидатом и доктором наук. Обладая званием магистра можно было быть титулярным советником.
Магистратура может быть использована в качестве:
- повышения квалификации специалиста;
- продолжения обучения бакалавра и углубления знаний по своей специальности;
- освоения новой профессии.
В магистратуре можно обучаться как платно, так и за счет государственного бюджета и также получать стипендию, если учиться без троек
Важно знать, что только те, кто окончил специалитет до перехода России на двухуровневую систему образования, могут обучаться в магистратуре бесплатно
Учиться в магистратуре придется 2 года (дневная форма) и 2,5 года (вечерняя или заочная форма). Проводят занятия высококвалифицированные преподаватели: доценты, кандидаты и доктора наук, профессоры. В конце учебы студент пишет магистерскую диссертацию, защищает ее и получает заветный диплом.
Студенты магистратуры имеют те же привилегии, что и бакалавры:
- стипендия;
- всевозможные льготы по студенческому билету;
- проживание в общежитии;
- участие в жизни университета.
Разница между магистратурой и бакалавриатом/специалитетом — высокий уровень самостоятельности магистрантов: очень много информации предлагается для самообразования по специальности.
Магистрант учится самостоятельно больше, чем бакалавр
Процесс обучения максимально нацелен на практику. У студентов чаще проводят практические занятия и семинары люди, работающие в области той профессии, которую осваивают магистры.
Таким образом, можно выявить следующие преимущества магистратуры:
- дает возможность занимать руководящие должности в различных компаниях;
- позволяет продлить студенчество еще на 2 года;
- интересная программа обучения;
- позволяет углубить знания по своей специальности или освоить новую;
- дает возможность проявить себя в качестве ученого;
- после окончания магистратуры можно поступать в аспирантуру;
- можно пройти практику в качестве преподавателя;
- диплом магистра позволяет повысить уровень своей конкурентоспособности на рынке труда.
Принимая решение получать магистерскую степень, необходимо понимать, что магистранты не учат основы профессиональной деятельности, они:
- ведут исследовательские проекты;
- приобретают аналитические умения;
- осваивают первичную базу навыков педагога (в рамках выбранного направления).
Степень магистра относится больше к научным кадрам и предполагает более широкое изучение области. Но не стоит забывать, что к поступлению в магистратуру нужно готовиться так же, как и к поступлению в бакалавриат или специалитет.
Если есть желание, время и возможность, можно поступать в магистратуру на другую специальность. Но для этого нужно посвятить много времени на освоение профессиональных дисциплин и вникание в специализацию.