Профессия машинист локомотива

Медицинские противопоказания

  • Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем.
  • Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени.
  • Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
  • Нарколепсия и катаплексия.
  • Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.
  • Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах.
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  • Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 — 4 степени.
  • Злокачественные новообразования любой локализации.
  • Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы).
  • Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2 — 3 степени.
  • Активные формы туберкулеза любой локализации.
  • Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений.
  • Хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2 — 3 степени и портальной гипертензии.
  • Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 — 3 степени.
  • Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
  • Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 — 3 степени.
  • Хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема.
  • Псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия.
  • Хронический прогрессирующий атопический дерматит.
  • Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм.
  • Стойкие (3 и более мес.) понижения слуха (одно-, двусторонняя сенсоневральная, смешанная, кондуктивная тугоухость) любой степени выраженности, за исключением отсутствия слуха, выраженных и значительно выраженных нарушений слуха (глухота и III, IV степень тугоухости).
  • Нарушения функции вестибулярного аппарата любой этиологии.
  • Гипертоническая болезнь 2 — 3 степени.
  • Заболевания центральной нервной системы.
  • Вертебро-базилярная недостаточность.
  • Ишемическая болезнь сердца.
  • Язвенная болезнь желудка, двенадцатиперстной кишки в стадии обострения.
  • Хронические заболевания периферической нервной системы с частотой обострения 3 раза и более за календарный год.
  • Заболевания сосудов вне зависимости от степени компенсации.
  • Болезнь и синдром Рейно.
  • Выраженные расстройства вегетативной (автономной) нервной системы.
  • Хронические заболевания органов дыхания с частотой обострения 3 и более раза за календарный год.
  • Хронический тонзиллит, хронические воспалительные заболевания околоносовых пазух.
  • Хронические рецидивирующие заболевания кожи с частотой обострения 4 раза и более за календарный год.
  • Ишемическая болезнь сердца.
  • Высокая или осложненная близорукость (выше 8,0 Д).

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н

Профессия машиниста – где учиться

Как уже было сказано выше, профессия машиниста является крайне ответственной, требующей огромного багажа знаний, внимательности и прочих факторов от соискателя. Именно поэтому для получения заветной «корочки» машиниста следует пройти сразу несколько этапов обучения, длительность которых сравнима со сроком получения медицинского образования.

На первом этапе будущему машинисту необходимо поступить в соответствующий техникум на специальность «помощник машиниста». Обучение на данном этапе проходит четыре года. По прошествии данного этапа студент получает диплом помощника машиниста.

Далее необходимо пройти производственную практику длительностью два года под руководством машиниста первого класса. В случае успешного прохождения практики помощник машиниста направляется на девятимесячные курсы для присвоения статуса машиниста.

В случае успешного прохождения курсов и последующей успешной трёхмесячной практики присваивается звание машиниста.

Далее, после получения основной профессии, машинист поезда направляется на курсы повышения квалификации, где получает соответствующий разряд:

  • Для получения разряда машиниста третьего класса необходимо пройти месячные курсы в дорожно-технической школе и сдать соответствующий экзамен.
  • Для получения второго разряда необходимо наличие опыта работы машинистом не менее трёх лет, после чего также пройти дорожно-техническую школу и сдать экзамен.
  • Для получения первого разряда необходимо дополнительно проработать два года машинистом предыдущего разряда и пройти соответствующие курсы повышения квалификации.

Какими качествами должен обладать машинист

Прежде всего, ответственностью. Опоздание на работу всего на несколько минут может расцениваться начальством как саботаж. А если нерасторопность машиниста электропоезда в часы пик приведет к задержке на десять-пятнадцать минут, то это может поставить под угрозу нормальное движение целой ветки метро.

  • Кроме того, машинист просто обязан быть уверенным в себе, внимательным, осторожным, расчетливым и постоянно проявлять бдительность, помня, что он в ответе за жизни сотен людей.
  • Всяческого рода самоуправство, самонадеянность и лихачество эта профессия не терпит. Машинисту вменяется четко соблюдать инструкции, следовать оговоренным графикам отправлений и стоянок, отлично разбираться в светофорном регулировании и условных сигналах. Чтобы лучше понять труд этих людей, обращайте больше внимания на тех, кто водит поезда, и тогда вам станет ясно машинист кто это.

Кратко о профессии

Машинисты перевозят пассажиров, занимаются передвижением составов на конечных станциях. Сотрудник подвижного состава должен точно соблюдать график движения и технику безопасности, а также быстро реагировать на внештатные ситуации.

Требования к специалисту

Начать подготовку на курсах раньше могли только мужчины от 18 лет, годные по состоянию здоровья. Летом текущего года сократился список работ и должностей, которые нельзя занимать женщинам. Минтруд официально разрешил женщинам управлять поездами в метро, впервые со времен Великой Отечественной войны.

Московский метрополитен подготовит к 2020 году первую группу девушек-машинистов

Перечень противопоказаний для водителей электропоезда установлен приказом Минздрава № 796. К ограничениям относятся наличие следующих болезней и отклонений:

  • сужение поля зрения;
  • аномалии цветовосприятия;
  • плохая адаптация к свету в темноте;
  • низкая острота зрения или слуха;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • варикозная болезнь;
  • эмоциональная неустойчивость.

Машинистом может быть дисциплинированный, стрессоустойчивый, физически здоровый человек без вредных привычек и хронических заболеваний. Только таким под силу переносить критические нагрузки: работа ночью, вибрация и шум при движении, недостаток кислорода, высокое электромагнитное излучение, нахождение под землей в течение всего рабочего дня.

На вопросы отвечает машинист московского метро:

Где учиться

Чтобы устроиться работать водителем подземки, недостаточно иметь диплом техникума или вуза, хотя с базой знаний пройти подготовку непосредственно на предприятии будет намного проще. В Москве получить среднее профессиональное образование по специальности «машинист локомотива» можно в таких учебных заведениях:

  1. Колледж железнодорожного и городского транспорта.
  2. Московский колледж железнодорожного транспорта при МИИТ.

Метро — специфический вид транспорта, поэтому при каждом метрополитене есть свои отделы образования и подготовительные центры. Предподготовка неоплачиваемая, включает неделю теоретического курса и ознакомительную смену со специалистом.

После предподготовки будущих машинистов учат в УПЦ (учебно-подготовительный центр). Программа длится 747 часов. Это чуть больше четырех календарных месяцев, полтора из которых отводится практике в кабине. Сначала обучающийся выходит на линию вместе с опытным работником по его графику, потом — самостоятельно.

Обучение машинистов на тренажере:

По окончанию курса нужно сдать экзамен по основным дисциплинам (техническое, пневматическое, электрическое оборудование, управление), знать инструкции по маневровой работе, эксплуатации, сигнализации. Перед экзаменами учащиеся проходят 10-дневную практику. За это время нужно запомнить, как принимают и сдают состав, выучить все станции. С молодыми работниками, успешно завершившими курс, сразу подписывают контракт.

Описание и характеристика профессии

Машинисты в метро – это специально обученные люди, которые не только умеют выполнять свои прямые обязанности, но и психологически готовы работать длительное время в условиях замкнутого пространства под землей. Они трудятся посменно, например, в Московском метрополитене предусмотрены дневная, вечерняя и ночная смены. Ночная смена разделена на несколько частей: начало работы вечером, затем ночной отдых и утренняя часть смены.

По характеру деятельности специалист может быть задействован на таких заданиях, как:

  • перевозка по маршруту пассажиров;
  • передвижение составов (маневры) на конечных станциях;
  • подмена отсутствующего коллеги;
  • пребывание в резерве.

Машинисту необходимо перевозить пассажиров с точным соблюдением графика движения, соблюдать технику безопасности и своевременно реагировать на нештатные ситуации.

Машинист поезда (Машинист локомотива)

Машинист поезда — специалист, управляющий поездами на железных дорогах (метро, электропоездами, электричками, грузовыми и пассажирскими поездами). Это интересная профессия, обучиться которой можно по месту работы или в техникуме (колледже).

Машинист поезда – железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения. Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Особенности профессии

Поезда различаются по типам локомотива (тепловоз/электровоз), а также по дальности и назначению маршрутов. Например, поезда дальнего следования могут возить грузы и пассажиров на тысячи километров, тогда как пригородная электричка не покидает пределов области и совершает несколько поездок в день. Свои железные дороги и поезда имеются на крупных промышленных предприятиях (заводах, шахтах, рудниках) – маршруты таких поездов ещё короче.

И каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки.

Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т.д. Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно. Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Например, застрявший на путях грузовик, требует немедленного реагирования.

Движение на огромной скорости часто связано с неожиданными событиями. Дорожная обстановка, дорожные знаки, показания приборов в кабине – всё это требует постоянного напряжённого внимания. Поэтому машинист дальнего следования всегда работает с ассистентом (помощником машиниста, который также со временем может стать машинистом). На паровозах в состав бригады входит кочегар – он обеспечивает работу паровоза, подбрасывая топливо. Однако паровозы в наши дни – большая редкость. В некоторых случаях (например, в метро) машинист работает в одиночку.

Дальние маршруты поездов делятся на участки. А машинист обычно является знатоком одного из участков пути. На одной из станций одну бригаду локомотива сменяет другая и ведёт поезд дальше. Старая бригада отдыхает в гостинице и снова занимает своё место, когда приходит пора вести поезд обратно.

Машинисты местных линий или метрополитена также нуждаются в полноценном отдыхе. Например, в метрополитене у машинистов есть специальные комнаты отдыха, где можно поспать после смены и перед началом нового дня, если по графику дежурств машинисту предстоит утром вывести поезд на линию.

Рабочее место

Железные дороги, метрополитен, крупные заводы, шахты и пр. предприятия, использующие железнодорожные пути для внутреннего перемещения грузов.

Где можно получить профессию машиниста?

Получить профессию машиниста, независимо от направления деятельности специалиста, можно в средне-специальном учебном заведении. Однако на этом процесс обучения, чаще всего, не прекращается. Во-первых, поскольку техника постоянно совершенствуется и обновляется, машинисту приходится периодически проходить переобучение или повышать квалификацию Во-вторых, некоторые специализации, например, профессия машиниста электропоезда, предполагают не только получение практических навыков в должности «помощник машиниста» (причем, в случае с машинистом электропоезда, специалист должен проработать помощником машиниста не менее 3-х лет, прежде чем ему позволят самостоятельно управлять составом), но и прохождение дополнительных курсов.

Выбор учебного заведения во многом зависит от специализации машиниста: для получения профессии «машинист поезда» нужно выбирать железнодорожные техникумы, профессию «машинист-тракторист» можно получить в сельскохозяйственном техникуме, а стать бульдозеристом, можно после окончания обучения в строительном техникуме. В частности, превосходным выбором места обучения будущего машиниста может стать:

  • Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта;
  • Моздокский механико-технологический техникум;
  • Забайкальский горный колледж им. М.И. Агошкова;
  • Тульский технический колледж им. С.И. Мосина;
  • Московский строительный техникум №12.

Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очно-заочная 123 800,00 ₽
Бакалавриат Очная 200 000,00 ₽

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

Хабаровск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 41 500,00 ₽
Бакалавриат Очная 117 170,00 ₽

Байкало-Амурский институт железнодорожного транспорта — филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения в г. Тынде

Тында

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 112 070,00 ₽
Бакалавриат Заочная 39 600,00 ₽

Сахалинский институт железнодорожного транспорта — филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения в г. Южно-Сахалинске

Южно-Сахалинск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 112 070,00 ₽
Бакалавриат Заочная 39 600,00 ₽

Уссурийский филиал Современной гуманитарной академии

Уссурийск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 112 070,00 ₽
Бакалавриат Заочная 39 600,00 ₽

Сибирский государственный университет путей сообщения

Новосибирск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 107 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 47 250,00 ₽

Красноярский институт железнодорожного транспорта — филиал Иркутского государственного университета путей сообщения в г. Красноярске

Красноярск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 104 500,00 ₽
Бакалавриат Заочная 42 700,00 ₽

Ростовский государственный университет путей сообщения

Ростов-на-Дону

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 52 400,00 ₽
Бакалавриат Очная 102 000,00 ₽

Иркутский государственный университет путей сообщения

Иркутск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 101 800,00 ₽
Бакалавриат Заочная 55 800,00 ₽

Сибирский государственный индустриальный университет

Новокузнецк

Без расписания

«У грузовых составов как такового расписания нет. Если где‑то позади едет пассажирский поезд, который следует по расписанию, то грузовой просто где‑нибудь останавливают. Он пропускает пассажирский, а затем даёт ему оторваться.

Мои грузы – это уголь, нефтепродукты, автомобили, военная техника и прочее. Грузоподъёмность поезда – от 2 000 до 7 100 тонн, вагонов обычно 40–100. Какой‑то особой разницы в управлении поездами нет, но если поезд длинносоставный, им легче управлять, на него профиль пути (спуски и подъёмы) особо не влияют. Ну а если поезд тяжёлый, то подъёмы он труднее берёт.

Профессия машинист

Первые машины появились еще в античные времена, а вместе с ними и профессия, связанная с их управлением. Однако изначально машинисты управляли только простыми механизмами, например рычагами. Современный специалист работает с самой разнообразной по применению и сложности техникой.

Машинист — это человек, чья профессиональная деятельность заключается в управлении машинами, различающихся по типу и назначению: локомотивы, краны, погрузчики, экскаваторы. Если водить автомобиль может любой желающий, то управление машинами общественного или производственного типа требует особых навыков и знаний. Представители профессии машинист — это квалифицированные специалисты.

Специализации

Специализаций у профессии машинист огромное количество — около четырехсот. Часто их разделяют по виду техники, с которой работает специалист. Например, машинист локомотива работает на железной дороге: управляет поездом и осуществляет безопасную перевозку грузов или пассажиров по намеченному маршруту. Машинист электропоезда управляет составом в метро, машинист-крановщик работает на кране, машинист-погрузчик — на погрузчике.

Работа машиниста может быть не связанной с транспортом. Так, машинист погрузочных линий и конвейера контролирует элеваторные и рабочие транспортировочные системы.

Плюсы

Говоря о плюсах профессии машинист, стоит отметить ее значимость для общества. Без машинистов невозможно строительство, перемещение грузов или пассажирские перевозки. Это делает профессию востребованной.

Еще одно преимущество — доступное обучение и быстрое трудоустройство: молодой специалист сразу после окончания учебного заведения может работать по специальности.

Хотя профессия машинист является рабочей, она хорошо оплачивается. В зависимости от квалификации, уровень заработной платы может быть выше среднего.

Минусы

У профессии машинист есть несколько основных недостатков: тяжелые условия труда, длительная физическая нагрузка и многочасовые рабочие смены. Во время работы машинисту нужно быть максимально собранным и сконцентрированным — со временем это вызывает сильное эмоциональное напряжение.

Вместе с тем машинист сталкивается с огромными рисками: любая оплошность при работе с механизмами чревата травмами. А если транспорт пассажирский, на машиниста ложится ответственность за жизнь и здоровье людей.

Учебные заведения

Выбор учебного заведения зависит от будущей специализации. Так, на машиниста локомотива учат в железнодорожных колледжах, а на тракториста — в сельскохозяйственных. Популярными учебными заведениями считаются следующие.

Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта. Его особенность состоит в том, что абитуриенту предлагают большой выбор специализаций по профессии машиниста.

Тульский технический колледж имени С. И. Мосина предлагает много специализаций по различным отраслям и видам транспорта.

Московский строительный техникум №12. Здесь можно выбрать специальность «Эксплуатация строительных, подъемно-транспортных, дорожных машин и технического оборудования».

Специализации помощников машиниста

Обязанности и функции помощников машиниста различаются, в зависимости от используемого типа локомотива.

Тепловозы

Тепловоз — это автономный локомотив, работающий благодаря энергии двигателя внутреннего сгорания, которая передается на колесные пары через силовую передачу.

За время использования тепловозов, в их конструкцию было внесено большое количество усовершенствований, например. увеличение мощности двигателя или снижение количества вредных выбросов в атмосферу. Тепловозы конструируются и используются в мире и в наше время.

Тепловозы используют с 24 года и по наше время

Электровозы

Электровозами называются неавтономные локомотивы, которые приводятся в движение установленными на них электродвигателями. Питание подается от контактной сети с помощью тяговых подстанций.

Грузовой электровоз ВЛ85

Первые электровозы появились еще в конце XIX века.

Электропоезда

Электропоездами называют неавтономные подвижные составы, которые получают энергию от внешней контактной сети через токоприемники.

Электропоезда использую в качество городских поездов

Электропоезда, в основном, используются в пригородном железнодорожном сообщении или же в качестве городских поездов.

Где выучиться на машиниста электропоезда

В России немало учебных заведений, которые готовят специалистов для железной дороги. Техникумы и колледжи данного направления есть во всех крупных городах. Однако, если вы хотите работать в метро, выбор учебного заведения уже гораздо меньше. Как правило, они находятся в городах с собственным метрополитеном. Есть колледжи в Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске. Разумеется, есть таковые в Москве и Санкт-Петербурге.

Чтобы получить специальность машиниста электропоезда, нужно окончить 9 или 11 классов и получить аттестат о среднем образовании. Сроки обучения при этом будут составлять 4 или 2,5 года соответственно.

Альтернативный вариант – пройти курсы и стажировку непосредственно в депо, однако, для этого все равно необходимо иметь среднее специальное образование слесаря подвижного состава не ниже 3 разряда.

Однако, чтобы устроиться на железную дорогу, мало окончить обучение и сдать выпускной экзамен. Для приема на работу помощнику машиниста потребуется:

  • пройти медицинскую комиссию и получить положительное заключение врачей (в том числе психиатра);

  • пройти обязательную производственную практику в качестве слесаря подвижного состава в депо;

  • пройти 14-дневную стажировку под руководством машиниста-инструктора.

На железной дороге всегда жесткий профотбор и серьезное обучение, так что без специальных знаний на должность помощника машиниста электропоезда не попасть.

Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik

История профессии машиниста

Эту профессию называют и будут называть ведущей на транспорте. Ранее суть этой профессии понимали лучше и глубже. Обращение «механик» подчеркивало уважительность тона, так как указывало на наличие технического образования. При тогдашнем несовершенстве пути и подвижного состава от профессионализма машиниста зависело всё. Для профессии машиниста нужна совокупность вполне определенных навыков и личностных свойств. Далеко не каждый может быть машинистом. На паровозах Царскосельской железной дороги машинистами были англичане. На русских дорогах вплоть до конца XIX века работало по контракту машинистами немало немцев, шведов и бельгийцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector