Морские профессии: романтика и специфика работы в море

Морские специальности

Чтобы выяснить какие морские специальности существуют, нужно иметь представление о том, кто входит в экипаж судна. В его составе капитан, офицеры – старший, а также второй, третий и четвертый помощники капитана, рядовой состав – уборщики, мотористы, токари, повара, официанты, боцманы и другие; старший механик и ему подчиняющиеся системный механик, электромеханик и рефрижераторный механик.

Как известно, капитан всему голова, именно он стоит заведует экипажем и палубной службой. Экипаж может состоять из огромной команды людей. При этом каждый сотрудник занимает свою нишу и выполняет функции, возложенные на него, а все вместе они обеспечивают бесперебойную и безопасную работу судна.

В экипаж входят офицеры и рядовой состав (повара, официанты). Палубная служба осуществляет подготовку и тренировку экипажа. В их обязанности также входит построение маршрута на карте, проверка оборудования и при необходимости смазка, покраска палубных механизмов.

В свою очередь машинная служба занимается поддержкой работоспособности всех механизмов машинного отделения, соответственно. Во главе этой службы находится старший механик. Ему подчиняются второй, третий, четвертый офицеры, системные механики, рефрижераторный механик и рядовой состав (уборщики, сварщики, токари).

Какими бывают морские профессии

Условно все морские профессии можно разбить на две категории: водные и береговые. Специальностей много, расскажем про некоторые:

Капитан. Это как директор завода, только в море. Он командует личным составом судна, контролирует все стороны функционирования судна: от погрузки-разгрузки до навигации. Зарплаты этих профессионалов — порядка полумиллиона рублей в месяц, а на кораблях с особыми грузами еще выше. У капитана есть помощник — тоже ответственная и высокооплачиваемая должность.

Старший механик. Отвечает за машинное отделение и команду, которая в нем работает. Техническое обслуживание и надежность судна — его зона ответственности. Уровень зарплат — в районе 300 тысяч рублей.

Моторист. Младшая должность в машинном отделении. Его задача — обслуживание механизмов. Зарплата, в среднем, 60 тысяч рублей.

Боцман. Глава палубной команды. Руководит матросами, контролирует их работы и следит за соблюдением вахтового графика. Средняя зарплата — от 100 тысяч рублей.

Матрос. Младший работник палубной команды. Его можно сравнить с разнорабочим. Зарплата сопоставима с вознаграждением моториста.

Судостроитель. Хотя представители этой профессии не проводят долгое время море, она тоже морская. Эти люди создают суда. Уровень зарплат — от 750 тысяч рублей.

Слесарь-механик. Работники этой специальности могут работать как в рейсах, так и на суше — во время ремонта в доке. Зарплата, в среднем, 75 тысяч рублей.

Принадлежность этих профессий к морским очевидна. Но есть и другие, без которых на многих судах не обойтись. Например, врач, повар (кок), стюард, связист и даже музыкант.

Обучение морским специальностям возможно не только в вузах — во многих российских городах есть мореходные школы и морские колледжи.

Какие дополнительные навыки нужны

Почти все морские специалисты мультифункциональны. Это нужно, чтобы при случае работники судна могли заменять друг друга. Чтобы повысить свою востребованность в морском деле, можно развивать дополнительные навыки и знания:

получить дополнительную профессию, оптимально — техническую;

изучить иностранные языки (международный морской язык — английский);

расширять эрудицию и кругозор.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала wowprofi.ru обязательна

Со знанием английского языка

Большинство профессий, которые предполагают туризм, требуют обязательного знания иностранного языка. В определенных сферах общение с людьми – главная составляющая. Ниже представлены профессии, связанные с туризмом и путешествиями, с обязательным знанием английского языка:

  • Работник хостела, отеля. Все сотрудники гостиничных центров (горничные, водители, администраторы) должны свободно владеть английским языком как универсальным средством общения с клиентами. Профессия предполагает как длительную работу, так и сезонное сотрудничество.
  • Гид/экскурсовод. Представители этой профессии много путешествуют по миру, изучают страны, где работают. Должны свободно общаться на английском с туристами, знакомить их с особенностями местности. Многие гиды владеют сразу несколькими языками, что расширяет возможности построения карьеры.
  • Event–менеджер. Это специалисты по организации отдыха для агентств, разных мероприятий, чаще всего – корпоративных. Профессия позволяет без труда совмещать командировки с туризмом, требуется отличное знание английского.
  • Стюардесса, бортпроводник. Люди этой профессии путешествуют по всему миру и получают дополнительные привилегии: выгодные предложения от гостиничных комплексов, большие скидки на билеты. При этом специальное образование не требуется, достаточно свободное владение хотя бы одним языком.
  • Аниматор, ведущий, организатор торжеств. Работая в сфере проведения праздничных мероприятий, можно посетить разные интересные места за рубежом. Для полноценного общения с участниками мероприятий нужно знать английский и быть харизматичной, коммуникабельной личностью.
  • Специалист по тестированию продуктов турфирмы. В крупных туристических агентствах формируется штат сотрудников, следящих за качеством предлагаемого продукта. Обязанности работников – проживать в определенных отелях, проверять уровень оказываемых услуг, составлять отчеты о соответствии сервиса заявленным показателям. Профессия предполагает знание языков и большое количество временных затрат на переезды.
  • Международный гуманитарный работник. Проявить себя можно в сфере образования, здравоохранения, в сельскохозяйственной отрасли. Многие социальные работники отправляются не только в живописные уголки планеты, но и в бедные страны, а также районы, которые пострадали от стихийных бедствий, для оказания помощи населению.

Знание иностранных языков, частые переезды в разные точки мира – особенности работы людей, занимающихся переводами. Переводчик является востребованной профессией, подразумевающей путешествие по всему свету. Большинство компаний, заботящихся о своей конфиденциальности, нанимают надежного специалиста, который может досконально разобраться со всеми необходимыми лексическими тонкостями. Переводчики, работающие длительное время на организацию, постоянно посещают разные места, сопровождая представителя фирмы.

Вам будет интересно прочитать

Профессия переводчика: с чего начать и как комфортно работать

Должностные обязанности

Кроме обязанностей по уборке палубы и помещений, выполнения подсобных, такелажных, ремонтных работ, несения вахты, участия в ремонте корпусной части судна, матрос также выполняет и ряд специфических функций при швартовке судна.

В случае бедствия матрос должен уметь оказать помощь людям, эффективно воспользоваться групповыми и индивидуальными спасательными средствами, применить аварийное снаряжение, включить аварийную сигнализацию. При отсутствии связи матрос должен передать сообщение флажками или световыми сигналами.

Матрос также отвечает за сохранность выданного имущества и исправность вверенной ему техники.

В какие крюинги стоит устраиваться работать, чтобы не кинули с зарплатой

Если вас интересуют отзывы о работодателях, я хотел бы упомянуть Columbia Shipmanagement, MSC, Marlow Navigation, Bernard Shultz. Это компании, которые не обманывают и предоставляют хорошую работу как экипажу, так и офицерам. Все эти филиалы расположены в Санкт-Петербурге. Кроме того, в этих компаниях до сих пор существует кадетская программа, которой так не хватает для свежих моряков. Но хочу предупредить, что знания проверяются не только сдачей теста на компьютере, но и двумя устными собеседованиями с высококвалифицированными специалистами, поэтому не стоит рассчитывать на удачу, лучше тщательно подготовиться и повторить все команды, инструменты и другие материалы, которые вы изучали на курсах или в учебном заведении.

История профессии

Профессия матрос появилась в глубокой древности. Рыбаки, выходя в море за уловом, кооперировали усилия при управлении крупными лодками, а деятельность участников похода функционально была близка той работе, которую на современных судах выполняет матрос. При этом, более зажиточные рыбаки за часть улова или за вознаграждение нанимали в помощники тех, кто своей лодки не имел – матросов. Хотя само слово «матрос» – «mattarius» – появилось гораздо позднее, в Древнем Риме, и означало оно «человек, спящий на грубой подстилке».

Дальнейшее развитие флота было связано с увеличением размера кораблей, что предполагало создание управленческой иерархии на судне. В этой иерархии матросы занимали низшую ступень.

Российский флот во времена своего правления создавал Пётр I, который сразу после постройки первого корабля поставил командовать им нидерландского моряка Муса, а сам пошёл на это судно простым матросом, чтобы пройти морскую школу ступенька за ступенькой. При этом царь не брезговал выполнять все требования капитана, даже пиво ему наливал.

Вплоть до 1917 года звание низших чинов на флоте имело два уровня градации. После принятия присяги новобранцу присваивали чин матроса 2-й статьи, а спустя год – 1-й статьи

После установления Советской власти прежние воинские звания были отменены. Взамен были введены служебные категории и должности. В 1935 году, когда звания вернулись, представитель рядового состава советского военного флота Красной Армии стал называться краснофлотцем. Такая система просуществовала до 1946 года, после чего, с преобразованием Красной Армии в Советскую Армию, были пересмотрены и наименования званий: краснофлотец и старший краснофлотец снова стали матросом и старшим матросом.

Как устроиться на работу в 2021 году

Если работа морякам нужна срочно, стоит обратиться в агентство. Можно также поискать вакансии на сайтах по трудоустройству. Но нужно быть готовым вылететь в город, где формируется экипаж. Это может быть Барселона, Марсель, Роттердам или любой другой крупный порт.

Крюинговые агентства берут за свои услуги комиссионные. Поскольку работа моряка хорошо оплачивается, придется заплатить минимум на $100-200. Однако если вакансия размещалась на сайте напрямую работодателем, то можно без этого обойтись: некоторые агентства не берут деньги с моряков — их услуги оплачиваются компанией, которая ищет экипаж.

Как ты решил стать океанологом?

Гена: по образованию я эколог, экология занимается изучением разных зависимостей в природе. Океан в этом контексте — сложная система с множеством связей между живыми организмами и неживой природой. Океан взаимодействует с подстилающей породой и атмосферой, влияет на глобальные и региональные процессы. Как океанолог я начал работать только в аспирантуре — в эту сферу я пришёл через химию и сейчас занимаюсь химией океана. У меня был к тому моменту инструмент, а в конкретных процессах я разбирался по ходу.

Наверное, на моё решение повлиял романтический образ океанолога — тоже хотелось ходить в рейсы и много путешествовать.

Если у вас есть интерес к познанию новых мест, лучше профессии не найти. Научная работа в разных областях во многом похожа: ты проводишь исследование, собираешь данные, анализируешь их и пишешь статью. В океанологии меня привлёк сам подход к добыче информации и сбору полевых данных.

Недостатки профессии судоводитель

Даже работа на гражданском судне по условиям больше похожа на суровые будни военных моряков. А все потому, что смысл профессии состоит в том, что рабочее место судоводителя находится не на берегу. Другими словами, он несет вахту вдали от дома, что накладывает отпечаток на бытовые условия жизни. Из-за того, что он часто находится вне дома, ему сложно решать семейные вопросы, заниматься обустройством дома и другими «сухопутными» вопросами.

Но организация быта и личная жизнь – далеко не самая большая сложность в жизни моряка. Современные пираты – не литературные персонажи приключенческих рассказов. Вероятность опасных для жизни встреч с ними существует даже сейчас. В особенности о таком развитии событий никогда не следует забывать помощнику морского капитана, находящегося в нейтральных водах или у чужих берегов.

Третий основной недостаток профессии больше относится к особо суровым климатическим условиям, в которых судоводителю приходится выполнять свои обязанности, например – в условиях Крайнего Севера. Даже современное оборудование судна не исключает развития хронических заболеваний, которые могут стать причиной списания на берег.

Походы, рано или поздно, заканчиваются, и моряку приходится обживаться на берегу. Социальная адаптация, необходимость приспосабливаться к обычным условиям – последнее, психологическое испытание, которое должен пройти человек, проживший в море долгие годы. В этом смысле судоводители, работающие на речном транспорте, больших затруднений не испытывают, потому что они чаще бывают на берегу и дома.

Актуальность морских профессий

Чтобы поступить на морской факультет, вы должны сначала выяснить, стоит ли морское образование цены поступления, потому что оно не дешевое. Но на самом деле, стоимость обучения практически окупится уже в первом плавании. Моряки были нужны всегда, во все времена, поскольку морской транспорт является одним из видов транспорта, наряду с автомобильным и воздушным. Поэтому профессии, связанные с морем, являются одними из самых востребованных не только в России, но и во всем мире. Перевозка грузов по морю — более быстрый и доступный вид транспорта. Если вы решили связать свою жизнь с морем, вы не останетесь без работы.

Преимущества и недостатки работы в море

Чтобы принять решение стать моряком, необходимо взвесить все «за» и «против». Работа требует больших физических и умственных усилий. Однако есть преимущества, которые могут перевесить недостатки.

Во-первых, давайте поговорим о преимуществах:

  1. Зарплата. Известно, что моряки зарабатывают хорошие деньги. На иностранных судах зарплаты еще выше. Морякам платят полную зарплату, и им некуда тратить свои деньги, за исключением редких и коротких пребываний в портах. Поэтому, когда моряк возвращается из плавания, он привозит с собой большую сумму денег.
  2. Возможность увидеть мир. Моряки много путешествуют и посещают разные страны. Заходя в порт другой страны, они получают новые впечатления, которые необходимы им во время длительного плавания. Необычная кухня, импортные товары, осмотр достопримечательностей — вот лишь некоторые из преимуществ мореплавания.
  3. Владение собственным бизнесом. Когда вы накопите достаточно денег от круизов, вы сможете начать свой собственный бизнес, чтобы быть с семьей. Даже небольшая судоходная компания будет приносить стабильный доход

Теперь о недостатках работы в море:

  1. Изоляция. Большую часть времени вы будете проводить вдали от берега в компании одних и тех же людей. Если вас выбрали для работы в многонациональной компании, вы можете быть единственным русскоговорящим сотрудником на корабле. Это психологически сложно, особенно для людей, которые привыкли общаться в больших компаниях или среди друзей.
  2. Условия труда. Вахта на судне длится шесть часов, после чего следует шесть часов отдыха. Работа машинистов поездов, например, является шумной. Часто груз, который они перевозят, потенциально опасен: химические отходы, нефть, газ. Отдых обычно сопровождается потрясениями, резкими запахами, громкими звуками и отсутствием развлечений, а также происходит в основном на работе.
  3. Вы будете постоянно находиться вдали от своей семьи. Когда вы возвращаетесь домой после долгого плавания, вы обнаруживаете, что ваши дети выросли без вас, а дома многое изменилось без вашего участия. Некоторые моряки чувствуют себя чужими в собственном доме.

Образование

Чтобы стать матросом или мотористом, достаточно окончить годичный курс мореходной школы. Ее выпускники обычно попадают на работу на российские суда. Желающим работать под иностранным флагом необходимо удовлетворительное знание английского и опыт работы.

Те же, кто решил стать морским офицером, поступают на обучение в высшие мореходные учебные заведения, где учатся, набираясь опыта работы во время практики. Существуют также заочные отделения, где учатся уже работающие моряки. У выпускников морских вузов есть все шансы устроиться на работу прямо в иностранную компанию.

Владельцы судов всего мира подчиняются единым требованиям Международной морской организации (IMO), в том числе – в сфере подготовки кадров. Поэтому каждое морское учебное заведение должно соответствовать не только национальным, но и международным требованиям. Соответственно, документ об образовании, полученный в таком учебном заведении, автоматически признается всеми государствами мира и издается на английском языке морской администрацией России.

Медицинская комиссия и психологический тест – это первое, с чем встречается абитуриент морского учебного заведения. Ежегодное прохождение медкомиссии будет сопровождать успешного кандидата на всем протяжении его морской жизни. Моряков с плохим здоровьем в море не бывает: ни один врач не возьмет на себя такую ответственность – выпустить больного в рейс.

Моряк должен уметь плавать. Насколько хорошо? Плавать нужно уметь так, чтобы плыть самому и буксировать своего потерявшего сознание товарища. Каждые пять лет это проверяется, причем засекается время, за которое надо переплыть бассейн.

Высокая стоимость обучения – это тоже отличительная черта морского учебного заведения. Трудно сказать, плата ли это за высокое качество знаний либо за возможность получать в будущем относительно неплохие деньги. Впрочем, традиционно есть и бюджетные отделения.

Организация учебного процесса дневных отделений морских учебных заведений подразумевает прямо-таки военный порядок. Дисциплина и высокий уровень профессионализма – это те две вещи, которые требуются для успешной работы в непростой, а иногда даже критической обстановке.

Морякам нельзя быть безответственными: слишком многое им доверено. Стоимость современного контейнеровоза порой достигает 30–50 миллионов долларов, и это не считая стоимости груза. Экипаж такого судна составляет 25 человек. Пассажирский лайнер способен вместить 3 тысячи пассажиров. Крупнотоннажный танкер может иметь на борту 500 тысяч тонн нефти либо более опасного вещества. Стоит ли говорить о том, каким должен быть уровень подготовки специалистов для гарантии безопасности человеческой жизни, экологии и сохранности судна?

Когда под килем 5 тысяч метров воды, до берега впереди – неделя полным ходом, до берега позади – столько же, на борту возникает пожар, а на помощь рассчитывать не приходится, случайный сон механика на вахте может стоить жизни каждому члену экипажа. А если какой-нибудь неопытный четвертый помощник недостаточно знает английский, он не сумеет правильно понять текст поступившего предупреждения о навигационной опасности.

Работа в море традиционно считается мужской. И всё-таки, на какие должности в будущем могут рассчитывать девушки, желающие получить морское образование наравне с мужчинами? Традиционно это буфетчица, повар, дневальный (уборщица), но также это может быть, например, и штурман. Женщине реальнее стать капитаном, чем механиком, а вообще она, скорее, лишь пройдет практику на судне в качестве кадета, чем останется работать надолго: слишком велики нагрузки. Гораздо чаще всего женщину с морским образованием можно встретить в офисе стивидорной (владеющей причалом) компании, берегового агентства по обслуживанию судов, а также в крюинговой компании – о таких компаниях пойдет речь ниже. Много есть и женщин-корабелов, которые проектируют и строят суда, но оканчивают они уже другое учебное заведение – кораблестроительное, а не непосредственно морское.

История профессии

Истоки зарождения профессии уходят во времена начала развития кораблестроения.

Судостроение принято считать одной из древнейших промышленных отраслей. Истоки возникновения профессии берут начало со времен появления первых лодок. Технический прогресс не стоял на месте.

Со временем люди научились строить корабли, которые не имели ничего общего с примитивными посудинами, конструируемые несколько тысячелетий назад при наличии минимума инструментария.

Возникла острая потребность в специалистах, которые могли грамотно составлять проектные схемы водного транспорта, профессионально осуществлять ремонтные работы и составлять безопасные схемы дальнейших маршрутов.

Работа — морские специальности

Зато по другую сторону судна существуют и другие морские специальности, которые не включают в себя долгое пребывание в плавании. Это могут быть кораблестроительные профессии: «кораблестроение и океанотехника» (180100) или «судостроение» (180103).

После окончания вуза или мореходной школы необходимо получить морское удостоверение личности и отправляться на работу. Работу находят через крюинговые компании, которые, по сути, занимаются посреднической деятельностью между судовладельцем и моряком. Общение может происходить по телефону. Составляется контракт, он может быть как кратковременным, на девять месяцев, к примеру, так и на постоянной основе.

Как стать океанологом?

В эту профессию идут люди, полюбившие океан или море, имеющие исследовательский склад ума, романтики по натуре. Океанолог – профессия, требующая определенных качеств. Чтобы овладеть ей в совершенстве, нужно воспитать в себе следующие свойства, умения и навыки:

  1. Иметь хорошую работоспособность и крепкое здоровье.
  2. Тренировать специфические навыки подводников (например, выносливость и терпение).
  3. Обладать крепкой нервной системой и хорошей памятью.
  4. Иметь глубокие знания в различных областях науки.
  5. Быть готовым посвятить жизнь научным исследованиям.

Океанолог – где учиться?

Профессию специалист по изучению океана можно получить в ряде ВУЗов:

  1. Государственный Санкт-Петербургский гидрометеорологический университет. На океанологическом факультете готовят специалистов по основным отраслям.
  2. Дальневосточный университет (Институт окружающей среды). На геофизическом факультете Кафедры океанологии преподают гидроэкологию и другие дисциплины, связанные с этой профессией.
  3. Московский университет им. Ломоносова. Дает отличное образование по данной специальности.

Преимущества и недостатки работы в море

Для того чтобы принять решение стать моряком нужно взвесить все за и против. Работа эта сложная и физически, и морально. Но есть свои преимущества, которые могут перевесить все недостатки. 

Сначала поговорим о плюсах: 

  1. Оплата труда. Известно, что моряки хорошо зарабатывают. На иностранных суднах зарплаты еще выше. Моряки находятся на полном обеспечении и тратить им деньги просто негде, за исключением редких и кратковременных пребываний в портах. Поэтому возвращаясь из рейса, служитель моря привозит крупную сумму. 
  2. Возможность посмотреть мир. Моряки много путешествуют и бывают в разных странах. Заходя в порт другого государства, они получают новые впечатления, которые им так необходимы в дальних плаваньях. Необычная кухня, импортные товары, достопримечательности – это лишь некоторые преимущества морских профессий. 
  3. Собственный бизнес. Накопив достаточно денег в рейсах, можно открыть свой бизнес, чтобы быть с семьей. Даже небольшая транспортная компания будет приносить стабильный доход 

Теперь о минусах работы в море: 

  1. Изоляция. БОльшую часть времени вы будете проводить вдалеке от берега в компании одних и тех же людей. Если вас выберут для работы в международной компании, то, возможно, вы станете единственным русскоговорящим сотрудником на судне. Это психологически нелегко, особенно для людей, привыкших к общению больших компаниях или в кругу друзей. 
  2. Условия труда. Вахта на судне длится 6 часов, потом 6 часов отдыха. Работа машинистов, например, проходит в условиях повышенного шума. Часто перевозимые грузы несут потенциальную опасность: химические отходы, нефть, газ. Обычно отдых сопровождается качкой, резкими запахами, громкими звуками и отсутствием каких-либо развлечений, и проходит, по сути, также на работе. 
  3. Вы постоянно будете вдалеке от родных. Приезжая домой после дальних плаваний, вы будет находить, что ваши дети растут без вас и в доме многое изменилось  без вашего участия. Некоторые моряки ощущают себя чужими в своем собственном доме.  
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector