Дополнительное образование детей
Содержание:
- Виды дополнительного образования
- Что такое образовательная программа
- Организация ДОД
- Направленность образовательной программы
- Популярные формы дополнительного образования в России
- Цели и значение
- Требования к программе
- Систематизация дополнительного образования
- Общее образование
- Требования к программам поддержки талантливых детей
- Поддержка талантливой молодежи
- Инструменты выявления и поддержки талантов
- Два в одном
- Какое образование должно быть у педагога ДО
- Направления дополнительного образования
- Формы обучения
- События | Организации | Методики | Программы
- Цели и значение
- Виды ДПО
- На заметку
Виды дополнительного образования
Программы дополнительного обучения школьников в кружках, секциях и на факультативных занятиях могут реализоваться по четырем категориям:
- Типовые программы дополнительного образования, утвержденные Министерством в качестве образца.
- Модифицированные, т.е. адаптированные под потребности конкретного учреждения, режим педагогической деятельности, характер групп, временные границы и так далее.
- Экспериментальные, то есть включающие экспериментальные методики, использование инновационных преподавательских техник, изменение методов, содержания, приемов обучения.
- Авторские, написанные педагогическим составом или отдельным педагогом. Содержание таких программ включает новаторские средства организации учебного процесса в кружках, секциях, на факультативных занятиях.
Что такое образовательная программа
На сегодняшний день в педагогической науке и практике разработано и используется множество определений обучающей (образовательной) программы, но в каждом из них отображаются основные функции этого интеллектуального продукта, которые заключаются в следующем:
- раскрытие основной концепции и схемы осуществления педагогического процесса определенной направленности;
- отражение используемого в процессе обучения материального, ресурсного и интеллектуального обеспечения;
- обозначение планируемого результата обучения и фиксирование технологий его достижения.
Программа дополнительного образования детей — это не просто продукт творческой деятельности, а внутренний нормативный документ, регламентирующий ход и направление педагогического процесса, и, для того чтобы она обрела нужный статус, ее необходимо провести через определенные процедуры, а именно:
- анализ и обсуждение ПДО на методическом совете (так называемая «внутренняя экспертиза») на соответствие основной деятельности учреждения, его локальным актам и требованиям к содержанию данного вида обучения;
- внешняя оценка и рецензирование ПДО специалистами другого учреждения;
- защита проекта на педагогическом совете;
- утверждение документа директором, выпускающим соответствующий приказ.
Организация ДОД
Каждый педагог должен уделять достаточно внимания такому актуальному вопросу, как дополнительное образование школьников и детей
О его важности сказано и написано много, но большинство учителей ее недооценивает. При этом основные виды деятельности организаций, занимающихся ДОД, а также универсальные методы обучения прописаны в законодательстве Российской Федерации, равно как и цели, которые должны преследоваться в данных учреждениях
Порядок организации дополнительного образования детей постоянно меняется. С каждым годом появляется все больше специализированных школ и секций, которые вызывают интерес у детворы и родителей. Востребованность и популярность тех или иных видов деятельности диктует некоторые нюансы в организации ДОД.
Особого внимания заслуживают инновации в дополнительном образовании детей. Они касаются как методов обучения и воспитания (ведь педагогика, как любая другая гуманитарная наука, не стоит на месте), так и самой деятельности школьников.
Все изменения в системе ДОД, каких аспектов обучения они ни касались бы, тщательно отслеживаются. Мониторинг в дополнительном образовании детей очень важен. Он осуществляется для того, чтобы моментально улавливать все новые тенденции, а также следить за поведением и успехами воспитанников в рамках того или иного направления ДОД.
Направленность образовательной программы
Направленность образовательной программы — ϶то обобщенное определение эффекта — результата образовательной программы, определяющее ее содержание, технологии, методы, формы организации образовательного процесса.
В соответствии с Законом ʼʼОб образованииʼʼ общеобразовательные программы ориентированы на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Результаты освоения обучающимися содержания образовательных программ зависят от степени образования (уровня программы), но, в любом случае, ϶ определенный, единый объем предметных знаний, умений, навыков, гарантирующий социальную адаптацию и профилизацию личности.
Этот аспект определения ориентации образовательной программы на результат в связке ʼʼцель-результатʼʼ повлиял на создание модельного подхода к оценке деятельности образовательного учреждения, его результативности, в котором доминирует знание конечного результата образования. Необходимо соотнести уровень и тенденцию образовательной программы с учебными намерениями, расписанием занятий, что подтверждает выполнение программы. Проведение итоговых, тестовых и других срезовых работ может помочь выявить уровень подготовки студентов и реализацию образовательной программы.
Оценить образовательную программу учреждения можно, сравнивая ее цели с достигнутыми результатами.
Формулировка цели образовательной программы должна быть как можно более простой, настолько точной и определенной, чтобы можно было легко определить степень ее реализации и построить совершенно определенный дидактический процесс, достигающий ее в данный момент времени. К сожалению, такая формулировка цели не совсем уместна в образовании. Невозможно снять из образовательного процесса с живого человека (учителя, ученика), со всеми аспектами егο настроения, предрасположенности, темперамента и т.д.
Кроме того, на практике есть немало примеров, когда четко сформулированные цели не дают результатов или приводят к нестандартным результатам. Поэтому, говоря о результатах работы образовательного учреждения, необходимо вспомнить не только о степени активности или пассивности самих учащихся, их стремлении к достижению результата, но и о том, что на результат оказывает большое влияние большое количество других, косвенных моментов. Нередко результат не является немедленным — эффективность педагогического действия может актуализироваться спустя несколько лет. Как следствие, цепочка «ʼʼрезультатʼʼ не должна трактоваться прямолинейно и упрощенно. Образование по своей природе причинно неопределенно, и соответствие между целями образования и ᴇᴦο эффектами многомерно.
Задача отдельного учебного занятия, задача образовательной программы конкретного преподавателя может и должна быть сформулирована четко, однозначно и, следовательно, диагностично. Но чем выше уровень управления образовательным учреждением, тем ᴛᴇ больше изменчивость, неопределенность системы и ᴛᴇᴍ более совместными обязаны быть задачи. Поэтому выводы о соответствии эффектов поставленным целям имеют все шансы быть получены только через групповой анализ (результатов, процесса, соответствия начального и конечного состояния системы) по всем фронтам социально-педагогического института, но не через простое сравнение формулировки цели, принятой за некий идеал, и искусственно выделенных конечных эффектов её реализации.
Популярные формы дополнительного образования в России
Курсы (подготовительные, профессиональные, переподготовки, повышения квалификации)
Курсы могут функционировать как на базе образовательных организаций (школ или высших учебных учреждений), так и отдельно. Программы подготовительных курсов нацелены на подготовку школьников к государственным аттестациям и вступительным экзаменам. Профессиональные курсы ориентированы на узкопрофильное обучение по выбранной специализации (красота, финансы, менеджмент, дизайн и т.д.). Целью курсов повышения квалификации и переподготовки является усовершенствование профессиональных навыков и обновление теоретических знаний специалистов.
Эти организации создаются для личностного развития, роста творческого потенциала и воспитания духовно-моральных ценностей молодого поколения. Дети объединяются в группы по интересам и обучаются по общей образовательной программе. Причем группы могут быть как однопрофильными, так и комплексными, переменного состава или учебно-исследовательскими. Целью творческих объединений является организация досуга, развитие физической активности, творческих и коммуникативных умений детей.
Воскресный лекторий
Данная форма дополнительного образования реализуется в форме обозревательной лекции, посвященной определенной теме. Аудитория может быть самой разнообразной – от совсем юных слушателей до представителей старшего поколения.
Семинары
Семинар это форма учебно-практических занятий, во время которых обсуждаются доклады и сообщения, заранее подготовленные опытными специалистами в своей области, и посвященные одному или нескольким вопросам. Видовое разнообразие семинаров охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека: бизнес-семинары, научные, учебные, методические, веб-семинары и т.д.
Конференции
Конференция представляет собой заранее запланированное собрание представителей одной организации, учебного заведения или людей, объединенных общими интересами, посвященное обсуждению разных тем. Существуют разные виды конференций: в режиме онлайн, эхо-конференция, видеоконференция, бизнес-конференция, пресс-конференция, селекторное совещание и т.д.
Симбиоз развивающей школы, детского центра с музеем, театром или библиотекой
Сотрудничество такого рода, как правило, регулярное и реализуется благодаря взаимовыгодному сотрудничеству образовательных организаций с «очагами» культуры и совместно разработанным программам занятий. Чаще всего, каждая программа посвящается одной тематике (патриотической, исторической или краеведческой), что позволяет одновременно и хорошо изучить интересующую детей тему, и приобщить их к культуре.
Учебно-воспитательные комплексы (УВК)
Учеба в УВК органично сочетает в себе общеобразовательную программу и дополнительное образование. Такой гармоничный симбиоз достигается за счет объединения школы с центром детского творчества или развивающим центром. В подобных учреждениях создают мощную инфраструктуру внешкольного дополнительного образования, что автоматически обеспечивает им хорошую материальную и кадровую базу.
Цели и значение
Цель создания системы дополнительного образования детей — раннее обнаружение склонностей и талантов ребенка, формирование его интересов и помощь в профессиональном самоопределении.
В целом система ДО учащихся:
- отвечает потребностям школьников;
- помогает раскрытию личности и творческого потенциала;
- обеспечивает психологический и социальный комфорт детей;
- налаживает взаимоотношения между учащимися;
- побуждает к саморазвитию и самодисциплине;
- реализует потенциал общего школьного образования за счет углубления и применения знаний, полученных на уроках.
Ценность дополнительного образования в том, что оно дает детям почувствовать важность обучения в школе, побуждает их более ответственно относиться к занятиям и способствует реализации тех знаний, которые они получают на уроках. Ребенок, проявляя себя с юных лет, в дальнейшем сможет добиться больших результатов и сделать на своем жизненном и профессиональном пути меньше ошибок
Система дополнительного образования в школе побуждает учеников развиваться самостоятельно, формирует привязанность к творческой деятельности и способствует повышению собственного статуса в глазах его сверстников
Ребенок, проявляя себя с юных лет, в дальнейшем сможет добиться больших результатов и сделать на своем жизненном и профессиональном пути меньше ошибок. Система дополнительного образования в школе побуждает учеников развиваться самостоятельно, формирует привязанность к творческой деятельности и способствует повышению собственного статуса в глазах его сверстников.
Занятость ребенка вне школы формирует у него дисциплинированность, организованность и самоконтроль. Совместные занятия приучают школьников работать в составе группы, укрепляют командный дух, развивают коммуникабельность и ответственность не только перед собой, но и перед членами всего коллектива.
Требования к программе
Программа дополнительного образования в школе должна быть:
- Актуальной. Ориентироваться нужно на удовлетворение потребностей учащихся.
- Рациональной. Следует определить задачи и варианты получения максимально ценного опыта практической деятельности.
- Реалистичной. Занятия в секциях должны быть четко обоснованы в денежном, кадровом и временном отношениях.
- Контролируемой. Программа должна иметь возможность контролировать достижения учеников.
- Чувствительной к отказам. Нужно оставить возможность контролировать отклонения от запланированных ранее итоговых или промежуточных результатов.
Систематизация дополнительного образования
Систематизация дополнительного образования началась еще в 2012 году, когда закон «Об образовании» четко разделил все программы допобразования на предпрофессиональные и общеразвивающие. При этом была предусмотрена систематизация дополнительного образования в зависимости от требований к результатам. В частности, общеразвивающие программы делятся на такие уровни:
- досуговые (допускается полное отсутствие результата и механизма его измерения);
- продуктивные (определенные параметры к получаемому продукту);
- обучающие (регламентированные требования к учебным результатам).
По сути, сегодня происходит упорядочение дополнительных общеразвивающих программ дополнительного образования по уровню заинтересованности и углубленности процесса.
Общее образование
Согласно статье 43 Конституции РФ, всем гражданам гарантируется общедоступное и бесплатное общееᴇᴦο образование в муниципальных учреждениях. Общее образование — ϶ это понятие, которое включает в себя такие виды:
- Дошкольное образование;
- Школьное образование.
Второй вид делится на такие подвиды:
- Начальное;
- Базовое;
- Среднее.
Дошкольное образование в первую очередь направлено на формирование навыков, которые в дальнейшем помогают в усвоении школьного материала. Оно объединяет в себе первичные компоненты письменной и устной речи, основы гигиены, этики и здорового образа жизни.
В России успешно работают как муниципальные, так и частные дошкольные учреждения. Кроме того, почти все родители предпочитают воспитывать своих детей дома, не отдавая их в детский сад. Статистика утверждает, что детей, не посещающих дошкольные учреждения, с каждым годом становится все больше и больше.
Начальное образование считается продолжением дошкольного образования и направлено на формирование мотивации учащихся, оттачивание навыков письменной и устной речи, обучение теоретическому мышлению и всем видам наук.
Основной целью общего образования является изучение основ всех видов наук, более глубокое изучение родного языка, формирование склонностей, формирование ᴛᴇᴇᴇᴇᴍ или других видов эстетических вкусов и социальных определений.
В период общего образования ученик должен развить способность самостоятельно познавать мир.
Среднее образование призвано научить ученика мыслить разумно, делать самостоятельный выбор, углубленно изучать все виды наук. Ученик также получает более четкое представление о мире и социальной роли каждого в нем.
Требования к программам поддержки талантливых детей
Программы, направленные на поддержку талантливых детей включают в себя следующие аспекты:
- пути выявления талантливых детей через проведения различных соревнований;
- создание достаточного количества мест для развития талантов и способностей;
- приоритетное трудоустройство одаренной молодежи;
- выплата премий, грантов и стипендий молодым людям, проявившим выдающие способности;
- создание базы данных организаций, специализирующихся на развитии талантов молодежи;
- доступность проявления таланта для любой категории;
- индивидуальный подход к каждому воспитаннику;
- поощрение преподавателей;
- создание новых проектов.
Поддержка талантливой молодежи
Решая проблему поддержки одаренной молодежи, правительство России планирует решить целый ряд вопросов. В том числе:
- Оказание правовой и финансовой поддержки организациям, занимающимся обучением талантливых детей. Укрепление отношений и взаимосвязи между такими образовательными структурами.
- Организация мероприятий, направленных на повышение уровня квалификации педагогического коллектива, имеющего отношение к образовательному процессу талантливых детей. Для такой категории нужны не менее талантливые учителя.
- Разработка современных подходов к обучению одаренных детей, начиная со школьников и заканчивая студентами высших учебных заведений.
Отметим, что некоторые направления развития молодежи сегодня уже реализованы: в частности, определены механизмы финансирования и разработана необходимая нормативно-правовая база (Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов).
Инструменты выявления и поддержки талантов
Одним из основных инструментов поиска талантливых детей остается проведение олимпиад для школьников по всей стране. Ребята, которые уже добились определенных успехов в той или иной области, могут попробовать свои силы в международных формах состязаний и олимпиад.
Если же говорить об инструментах поддержки, то, конечно же, наиболее эффективным является поощрение победителей соревнований и олимпиад денежными премиями. Студентам же высших учебных заведений предоставляются стипендии и гранты.
Например, на следующие 5 лет только в федеральный бюджет заложены средства для выплаты премий молодежи от 14 до 25 лет в размере:
- 60 тыс. рублей победителям международных состязаний (1250 единиц);
- 30 тыс. рублей победителям олимпиад, проводимых на региональном уровне (4155 единиц).
Региональные власти также не стоят в стороне и выделяют средства для поддержки «своей» талантливой молодежи.
Два в одном
В России исторически закрепилось два направления работы с талантливой молодежью: школы и клубы.
Школы. Сюда относятся спортивные, художественные, музыкальные и театральные течения. Здесь четко распределен режим работы (тренировок) и система оценивания накопленных знаний. Цель этого направления заключается в достижении желаемого результата, признанного определенным стандартом в обществе.
Клуб. Имеет пестрое сочетание интересов. Поэтому здесь можно встретить практически полный спектр предпочтений: от необычных до самых распространенных. Детский коллектив сам определяет ход и содержание занятий. Причем от детей не требуется, чтобы они достигали совершенного владениями всеми премудростями направления, поскольку отношение к знаниям в клубах достаточно либеральное.
Несмотря на диаметрально противоположный подход к организации занятий и оценке достигнутых результатов, клубы и школы преследуют одну цель — поддержка талантливой молодежи.
Какое образование должно быть у педагога ДО
Основной документ, на который опираются работодатели при формировании штата, – это профессиональный стандарт. В России очень строго контролируется уровень квалификации педагогов, поэтому прийти в школу «с улицы», чтобы вести кружок бисероплетения, не получится. Согласно профстандарту, для этого нужно иметь соответствующее образование:
- диплом вуза по любой специальности из укрупненного направления бакалавриата «Образование и педагогические науки» 44.03.01 или колледжа по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования»);
- диплом непедагогического вуза или колледжа, дополненный документом о дополнительном профобразовании по педагогике.
Таким образом, наличие высшего образования – не обязательное требование к соискателю должности педагога ДО. Большее значение имеет отсутствие судимостей и других ограничений на занятие педагогической работой, в том числе медико-психиатрического характера.
Направления дополнительного образования
Существующие на сегодняшний день направления дополнительного образования можно условно разделить на шесть основных категорий:
- туристическо-краеведческая;
- естественнонаучная;
- художественная;
- социально-педагогическая;
- техническая;
- физкультурно-спортивная.
Каждая из этих категорий регулярно пополняется под чутким руководством талантливых детей и молодежи, благодаря чему неформальные практики постепенно «легитимируются».
Особой же популярностью среди молодого поколения сегодня пользуются такие направления, как: фотография, современные танцы, программирование, волонтерство, киберспорт, косплей и т.д.
Примечательно, что если молодежь пополняет список направлений дополнительного образования, основываясь на своих увлечениях, то родителей, которые также принимают активное участие в формировании данного списка, интересует совершенно другое
Для них важно, чтобы дополнительное образование было связано с освоением какого-либо дополнительного предмета или подготовкой к основным экзаменам.
Формы обучения
В настоящее время в России дополнительное образование существует в следующих формах:
- очной (дневной, вечерней, в рамках выходного дня);
- дистанционной;
- заочной.
Творческие объединения. Данные организации создают для индивидуального личностного роста, развития детей, формирования в них моральных и духовных ценностей. Дети объединяются по интересам в группы, обучаются по специальной программе. Например, в рамках государственных школ создаются исследовательские клубы. Ребята, посещая занятия, получают теоретические знания, необходимые для осуществления исследовательской и проектной деятельности, проводят практические опыты и эксперименты, оформляют их, представляют результаты на исследовательских конференциях.
Воскресный лекторий предполагает проведение обзорной беседы по конкретной проблематике. Аудитория на лекции может быть разнообразной – от первоклассников до людей преклонного возраста.
Семинар предполагает форму учебных и практических занятий, в ходе которых обсуждают сообщения и доклады, подготовленные специалистами.
Конференции являются запланированными заранее представителями одного учебного заведения, встречи, направленные на обсуждение определенного вопроса. В настоящее время существуют различные виды конференций:
- видеоконференция;
- онлайн;
- бизнес-конференция;
- пресс-конференция;
- эхо-конференция;
- селекторное совещание.
События | Организации | Методики | Программы
Художественная направленность ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей в избранных видах искусства, создание художественных образов, самореализация в творческой деятельности, формирование коммуникативной культуры:
музыкальное творчество — формирование музыкальной и исполнительской культуры; ведение образовательного процесса в вокальных, хоровых коллективах, инструментальных ансамблях, духовых оркестрах, оркестрах народных инструментов.
Введение в музыкальную культуру: сольфеджио, класс композиции, муз. литература, инструментальная музыка, фортепиано, гитара, струнные инструменты, народные инструменты, духовые инструменты, ударные инструменты, электроинструменты, инструментальные ансамбли и оркестры.
Вокально-хоровое искусство: сольное пение, хоровое пение, вокальные ансамбли, авторская песня, хореографическое искусство, классический танец, народный танец, ритмика, спортивные танцы, современные эстрадные танцы.
театральное творчество – ведение образовательного процесса в театральных коллективах и студиях, формирование сценического (актерского) мастерства: сценической речи, движения; навыков эстетической оценки произведений театрального искусства. Театральное искусство: драматический театр, театр теней, кукольный театр, музыкальный театр и мьюзикл, исторический театр, театр мод, литературное творчество, художественное слово, риторика и культура речи;
хореографическое творчество – ведение образовательного процесса в хореографических ансамблях, балетных студиях, коллективах народного танца; овладение основами классической хореографии, народно-характерного, историко-бытового, современного танца в процессе учебной, постановочной, репетиционной и творческой концертной деятельности;
изо и декоративно-прикладное творчество – изучение истории и теории искусства, овладение прикладными навыками художественной деятельности: вязание, вышивка, живопись, лепка, керамика, шитье, декоративно-прикладное искусство, ИЗО и ремесла.
Виды деятельности: основы и техники декоративно-прикладного искусства, лепка и керамика, роспись, оригами, аппликация, батик, бисероплетение, витражное дело, вышивание, вязание, дизайн и декоративные композиции, изготовление кукол и костюмов для кукол, театральные куклы, ковровое ткачество —кружевоплетение, оформительское искусство, фитодизайн, флористика, умелые руки, резьба и выжигание по дереву, художественная обработка древесины, столярное дело, моделирование и портновское искусство, мягкая игрушка, фриволите, парикмахерское искусство, стилистика и визаж, работа с кожей, работа с природными материалами, изобразительное искусство, архитектура, гравюра, граффити, икебана, лоскутная техника, макраме, работа с металлом, чеканка, театральный дизайн, декорации, бутафория и реквизит, компьютерная графика и дизайн.
Эстрадное и цирковое искусство: эстрадная музыка и ВИА, эстрадное пение, фокусы, искусство иллюзионистов, конферанс, скетч, пародия, фольклорное искусство, фольклорный хор, фольклорный ансамбль, сольное народное пение, народное творчество.
Цели и значение
Основным назначением организации дополнительных внеклассных мероприятий, кружков, секций и факультативов является раннее обнаружение талантов ребенка, развитие творческих способностей, формирование разностороннего круга его интересов, помощь в профессиональном самоопределении. Система дополнительного образования в современной школе должна:
- отвечать потребностям детей различных возрастных категорий;
- помогать раскрывать личный потенциал, творческую жилку;
- обеспечивать психологический и социальный комфорт учащихся;
- побуждать к самостоятельному развитию навыков, воспитывать самодисциплину;
- помогать реализовать потенциал общего образования в процессе углубления и практического применения знаний, которые были получены на уроках.
Ценность такого вида образования состоит в том, чтобы предоставлять детям возможность почувствовать всю важность обучения, побуждает намного более внимательно относиться к занятиям, способствует реализации на практике всех полученных на уроках знаний. Ребенок, который имеет возможность проявлять себя с детских лет, во взрослом возрасте вероятнее сможет добиться лучших результатов в профессиональной деятельности и вообще на своем жизненном пути
Хорошая программа дополнительного образования в школе побуждает детей самостоятельно развиваться, способствует повышению статуса ребенка в глазах сверстников, самооценки, формирует привязанность к творческой деятельности
Ребенок, который имеет возможность проявлять себя с детских лет, во взрослом возрасте вероятнее сможет добиться лучших результатов в профессиональной деятельности и вообще на своем жизненном пути. Хорошая программа дополнительного образования в школе побуждает детей самостоятельно развиваться, способствует повышению статуса ребенка в глазах сверстников, самооценки, формирует привязанность к творческой деятельности.
Постоянная занятость школьника формирует организованность и самоконтроль, дисциплинированность. А совместные занятия (кружки предполагают присутствие нескольких школьников, обычно в группах от 3 и более учащихся) учат работать в коллективе, укрепляют командный дух, развивают ответственность и коммуникабельность.
Виды ДПО
Неважно, в какой сфере вы работаете, дополнительное профессиональное образование можно получить по программам двух типов:
- повышения квалификации;
- профессиональной переподготовки.
Повышение квалификации
Цель этих программ – усовершенствовать имеющиеся знания, навыки и умения или получить новые компетенции, которые нужны для профессиональной деятельности в пределах имеющейся квалификации. Например, инженер-нефтяник, отлично разбирающийся в технологиях добычи нефти, хочет перейти на другую должность – в отделе управления транспортировкой сырья, но ему не хватает компетентности в этом вопросе. Курсы повышения квалификации по программе, скажем, «Диспетчерское управление трубопроводами» решат проблему.
Максимальные сроки обучения по программам повышения квалификации закон не ограничивает, он устанавливает только допустимый минимум – это 16 академических часов. Но, как правило, на курсах повышения квалификации учатся по программам объемом 72–144 часа. По окончании успешно сдавшие аттестацию слушатели получают удостоверение о повышении квалификации.
Профессиональная переподготовка
Эти программы проводятся с целью дать слушателям компетенции, нужные для того, чтобы заниматься новым видом профессиональной деятельности или получить другую квалификацию.
Продолжительность переподготовки не должна быть меньше 250 часов, максимум закон не регламентирует. В среднем профпереподготовка занимает 250–500 академических часов, но есть программы объемом около 1 000 часов – на три семестра, это примерно полтора года. По окончании курсов профессиональной переподготовки и обязательно после аттестации слушатели получают дипломы.
Разница между повышением квалификации и профпереподготовкой состоит не только в длительности обучения:
- повышение квалификации проходят для того, чтобы «прокачать» профессиональные навыки, узнать о новшествах и изменениях в законодательстве, которые касаются уже имеющейся специальности;
- профессиональную переподготовку проходят для того, чтобы получить совершенно новую специальность – обычно смежную со старой, но необязательно. К примеру, филолог может окончить курс переподготовки на системного администратора, а биолог – на бухгалтера.
В общем, после профпереподготовки получают новую профессию, а после повышения квалификации – нет, только совершенствуют навыки и знания в рамках старой специальности.
По большому счету профессиональная переподготовка – это облегченный вариант второго высшего или среднего профобразования. Вместо того, чтобы идти еще раз учиться в вуз или колледж, после четырех лет бакалавриата поступать в двухгодичную магистратуру, можно пройти курсы переподготовки – это намного быстрее и дешевле.
На заметку
Учителя, педагоги-организаторы, тренеры и преподаватели различных кружков, которые интересуются вопросами ДОД, на портале «Дополнительное образование детей» могут получить всю необходимую информацию.
Информационный сайт дополнительного образования детей — настоящий кладезь всех необходимых сведений о внешкольном обучении и воспитании. Здесь можно найти рекомендации по организации ДОД, методические материалы, а также труды заслуженных педагогов.
Родителям портал дополнительного образования детей поможет выбрать направление занятий, которое будет способствовать полноценному и гармоничному развитию личности ребенка.