Дефектолог и олигофренопедагог в чем разница

Где получить образование олигофренопедагога

Для работы олигофренопедагогом необходимо иметь высшее дефектологическое образование или педагогическое, психологическое высшее с профессиональной переподготовкой по профилю деятельности. АНО«Академия дополнительного профессионального образования» приглашает пройти профпереподготовку через интернет – в дистанционном*формате. Например, вы можете записаться на такие программы:

Олигофренопедагогика. Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушениями интеллекта в условиях реализации ФГОС

340 часов (3 мес.)

Квалификация: Педагог по работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Дисциплины: Специальные

Подходит для действующих специалистов

17100 руб. 9130 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Специальное (дефектологическое) образование профиль «Олигофренопедагогика и олигофренопсихология»

620 часов (5.5 мес.)

Квалификация: Олигофренопедагог

Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные

Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов

23700 руб. 11783 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Направления коррекционной деятельности олигофренопедагога

Занятия по коррекции развития речи с детьми, имеющими интеллектуальные или психические отставания, включают:

  1. Работу по развитию произвольного внимания.
  2. Артикуляционные упражнения.
  3. Стимулирование фонематического слуха.
  4. Формирование правильного грамматического построения высказываний.
  5. Развитие высших психологических функций (внимания, памяти и мышления).
  6. Упражнения для мелкой моторики.
  7. Применение мозжечковой стимуляции.
  8. Стимулирование восприятия (зрительного и слухового) и памяти.
  9. Упражнения для улучшения координации движений и пространственной ориентации.
  10. Коррекция психических и эмоциональных нарушений.
  11. Обучение анализу и синтезу, умению формировать логические связи.
  12. Повышение уровня познавательной активности.
  13. Обучение коммуникативной речи и деятельности.

Особые дети нуждаются и в особом подходе. Специалист преподносит обучающий материал в той форме, которая доступна на данный момент ребенку. В работе используются игровые методы, дидактические занятия, частая смена типов занятий для поддержания внимания.

Порядок поступления и обучения на курсах

Поступить на программы профессиональной переподготовки можно на протяжении всего года. Ближайшие даты начала занятий вы найдете на странице каждого курса. Сдавать экзамены не придется – просто отправьте в приемную комиссию скан-копии заявления, паспорта, документа об образовании, чека или квитанции об оплате обучения. Если в дипломе и паспорте отличаются фамилии, нужно предъявить копию свидетельства о браке или другого документа, подтверждающего изменение личных данных.

Обучение ведется через интернет, в системе дистанционного* образования. Не нужно отрываться от работы или личных дел – вы сами выбираете время, когда вам удобно учиться. Знакомьтесь с материалами электронной библиотеки, смотрите вебинары, консультируйтесь с экспертами-практиками. Когда все модули будут пройдены, вы выполните задания итоговой аттестации и получите диплом о профпереподготовке.

Описание специальности

Олигофренопедагогика — это отрасль дефектологии, которая изучает проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей, а также пути коррекции недостатков их развития и аспекты социальной реабилитации.

Учитель-олигофренопедагог оказывает помощь детям, имеющим отклонения в развитии и трудности в обучении и воспитании.

Деятельность олигофренопедагога направлена на психолого-педагогическое обеспечение процесса обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в интеллектуальном развитии, а также психологическую реабилитацию взрослых.

Воспитание и обучение детей с нарушениями с нарушениями в интеллектуальном развитии осуществляется в специальных (коррекционных) учреждениях и направлено на максимальную коррекцию недостатков их интеллектуального развития, подготовку к трудовой деятельности, на их социальную реабилитацию. Это достигается специальной организацией игровой, учебной и трудовой деятельности детей.

Олигофренопедагог должен грамотно владеть методиками диагностики, обучения и развития детей с определенными отклонениями, уметь вступать в контакт со своими воспитанниками разного возраста, быть ответственным, целеустремленным и доброжелательным. Он должен иметь знания по педагогике и психологии, основам медицины, прекрасно понимать механизмы влияния тех или иных отклонений на общее развитие и видеть возможности для их компенсации.

Олигофренопедагог владеет:

  • умением проводить психолого-педагогическое обследование с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам
  • методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушений
  • методами консультирования детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения
  • методами психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье
  • умениями и приемами обучения детей с нарушениями интеллекта учебным предметам в общеобразовательных специальных коррекционных учреждениях
  • методами воспитания детей с нарушениями интеллекта
  • знаниями о профилактике и методах коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, способах защиты от неблагоприятного влияния социальной среды
  • способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения
  • навыками организации и проведения научно-исследовательской работы

Видами профессиональной деятельности специалиста являются:

  • преподавательская
  • диагностико-аналитическая
  • консультативная
  • воспитательная
  • психопрофилактическая
  • коррекционно-развивающая
  • просветительская
  • научно-исследовательская

Выпускники подготовлены для работы в коррекционно-образовательных учреждениях различных видов, школах развития, реабилитационных центрах, в психолого-медико-педагогических комиссиях (консультациях), в учреждениях социальной защиты, больницах, поликлиниках, санаториях, в средних и высших педагогических учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях.

Понятие олигофрении

Как уже было сказано, синонимом олигофрении считается слабоумие, в первую очередь у человека страдает интеллект.

Динамика олигофрений зависит от:

  • возрастного развития,
  • декомпенсации или компенсации состояния,
  • патологических реакций на фоне возрастных кризов и различных экзогенных факторов.

Для того чтобы судить об умственной отсталости, производится количественная оценка интеллекта по стандартным психологическим тестам, в частности измеряется интеллектуальный коэффициент (IQ):

  • легкая умственная отсталость диагностируется при IQ=50-70;
  • средней тяжести умственная отсталость  — при IQ=35-50;
  • резко выраженная умственная отсталость — при IQ=20-35;
  • глубокая умственная отсталость — при IQ<20.

Олигофрения — это непременно не прогредиентный (другими словами, не прогрессирующий) процесс, а следствие перенесённой болезни или аномалии развития. Олигофрениями врачи НЕ называют такие состояния:

  • врожденные или возникающие в детстве прогрессирующие заболевания, сопровождающиеся слабоумием;
  • остаточные явления раннего органического поражения головного мозга с деменцией;
  • вторичные задержки развития, обусловленные различными физическими дефектами, поражением речи, слуха и т. д.;
  • социальную и педагогическую запущенность в связи с истощающими неблагоприятными условиями среды и воспитания, вследствие чего дети отличаются малоодаренностью или временной задержкой развития;
  • эмоциональную депривацию.

Показания к прохождению индивидуальных занятий с дефектологом

Дети с особенностями развития испытывают определенные сложности в изучении нового материала, контроле своих эмоций и поведения, умении выстраивать отношения со старшими людьми или ровесниками. Нередко они не могут усваивать знания так же легко, как окружающие ребята, теряется интерес к учебе. Особенности, связанные с темпом развития, заболеваниями приводят к тому, что учителя или родители других детей реагируют на них как на хулиганов и требуют «правильного» поведения.

Родители таких особенных детей в силу отсутствия специального образования не всегда могут понять, как им трудно учиться, адаптироваться. Растет уровень претензий к своему ребенку, к окружающим, к учебному заведению. Консультация дефектолога поможет мамам и папам:

  • объективно оценить причины трудностей в учебе, социализации;
  • понять, что они могут сделать для изменения ситуации;
  • получить информацию, какие занятия помогут в данном случае.

Не следует оценивать рекомендацию посетить специалиста как беглую оценку умственного состояния ребенка. Индивидуальные занятия с дефектологом показаны в следующих случаях:

  • дети с нарушениями слуха или зрения;
  • дети с расстройствами аутистического спектра;
  • дошкольники и школьники с нарушениями речи;
  • дети с приобретенными или врожденными заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
  • ребята с поражениями центральной, периферической нервной системы;
  • дети с задержкой психического, психомоторного развития;
  • пациенты с умственной отсталостью;
  • дети, испытывающие сложности с обучением в детском саду, школе.

Своевременное начало работы дает лучшие результаты: чем младше ребенок, тем пластичнее его мозг. Усвоение материала, коррекция необычного поведения проходят легче. И у родителей раньше появляется возможность принять ситуацию, не требовать от ребенка невыполнимого.

Оценивая поведение и развитие детей, следует обращать внимание на такие особенности, как:

  • отсутствие любой речи до 2 лет и малый словарный запас;
  • отсутствие любой фразовой речи после 2 лет;
  • ребенок от 2,5-3 лет не имитирует деятельность родителей, не повторяет простые действия по их просьбе (принести вещь, отбить ритм, показать язык);
  • нарушение произношения слов в возрасте 4 лет (говорит отдельные слоги, переставляет слоги, путает звуки);
  • дошкольник не составляет предложения, рассказ, речь аграмматична, нет союзов и предлогов,
  • ребенок от 4 лет не может выучить стихотворение, не называет предметы, не может классифицировать их, не знает, чем они различаются;
  • дошкольник или школьник не выполняет действия со счетом, не может научиться считать;
  • ребенок не может составить целое из частей (пазлы, разрезные картинки)
  • не развита или с задержкой развивается мелкая моторика.

Симптомы олигофрении

Нарушение абстрактного мышления. 

Задержка психического развития всесторонняя.

Речь бледная, запас слов скудный, фразы короткие и простые, часто безграмотные. 

Внимание рассеянное. Память ослаблена. 

Память ослаблена. 

Задержка личного развития. 

Задержка физического развития 

В большинстве случаев яркая, развёрнутая симптоматика заболевания появляется только в школьном возрасте. Олигофрения у детей младшего возраста выражается в отставании психического и речевого развития, слабости эмоциональных реакций, низком или отсутствующем интересе к окружающему миру, отсутствием желания и способностей для общения со сверстниками, затруднениями при необходимости оперирования абстрактными понятиями. В возрасте до года можно выявить только олигофрению тяжелой степени, остальные начинают проявляться позже.

Шифр 1-03 03 08

Описание специальности

Олигофренопедагогика — это отрасль дефектологии, которая изучает проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей, а также пути коррекции недостатков их развития и аспекты социальной реабилитации.

Учитель-олигофренопедагог оказывает помощь детям, имеющим отклонения в развитии и трудности в обучении и воспитании.

Деятельность олигофренопедагога направлена на психолого-педагогическое обеспечение процесса обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в интеллектуальном развитии, а также психологическую реабилитацию взрослых.

Воспитание и обучение детей с нарушениями с нарушениями в интеллектуальном развитии осуществляется в специальных (коррекционных) учреждениях и направлено на максимальную коррекцию недостатков их интеллектуального развития, подготовку к трудовой деятельности, на их социальную реабилитацию. Это достигается специальной организацией игровой, учебной и трудовой деятельности детей.

Олигофренопедагог должен грамотно владеть методиками диагностики, обучения и развития детей с определенными отклонениями, уметь вступать в контакт со своими воспитанниками разного возраста, быть ответственным, целеустремленным и доброжелательным. Он должен иметь знания по педагогике и психологии, основам медицины, прекрасно понимать механизмы влияния тех или иных отклонений на общее развитие и видеть возможности для их компенсации.

Олигофренопедагог владеет:

  • умением проводить психолого-педагогическое обследование с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам
  • методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушений
  • методами консультирования детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения
  • методами психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье
  • умениями и приемами обучения детей с нарушениями интеллекта учебным предметам в общеобразовательных специальных коррекционных учреждениях
  • методами воспитания детей с нарушениями интеллекта
  • знаниями о профилактике и методах коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, способах защиты от неблагоприятного влияния социальной среды
  • способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения
  • навыками организации и проведения научно-исследовательской работы

Видами профессиональной деятельности специалиста являются:

  • преподавательская
  • диагностико-аналитическая
  • консультативная
  • воспитательная
  • психопрофилактическая
  • коррекционно-развивающая
  • просветительская
  • научно-исследовательская

Выпускники подготовлены для работы в коррекционно-образовательных учреждениях различных видов, школах развития, реабилитационных центрах, в психолого-медико-педагогических комиссиях (консультациях), в учреждениях социальной защиты, больницах, поликлиниках, санаториях, в средних и высших педагогических учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях.

Вузы, где есть эта специальность

  • Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка (проходные баллы на , , , , )
  • Витебский государственный университет имени П. М. Машерова (проходные баллы в , , , , )
  • Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (проходные баллы в , , , , )

Предыдущая статья
Специальность Оздоровительная и адаптивная физическая культура

Следующая статья
Специальность Оперативно-розыскная деятельность в органах пограничной службы

Оценить статью:
4.3

Тэги: педагогика

Симптомы олигофрении

Нарушение абстрактного мышления. 

Задержка психического развития всесторонняя.

Речь бледная, запас слов скудный, фразы короткие и простые, часто безграмотные. 

Внимание рассеянное.

Память ослаблена. 

Задержка личного развития. 

Задержка физического развития 

В большинстве случаев яркая, развёрнутая симптоматика заболевания появляется только в школьном возрасте. Олигофрения у детей младшего возраста выражается в отставании психического и речевого развития, слабости эмоциональных реакций, низком или отсутствующем интересе к окружающему миру, отсутствием желания и способностей для общения со сверстниками, затруднениями при необходимости оперирования абстрактными понятиями. В возрасте до года можно выявить только олигофрению тяжелой степени, остальные начинают проявляться позже.

Особенности профессии

В отличие от обычного учителя, олигофренопедагог активно участвует в социализации детей, учит их общаться друг с другом и объясняет многие бытовые вещи: как правильно мыть руки, завязывать шнурки, застегивать молнию, протирать мебель, убираться в комнате. Он же работает над формированием навыка самообслуживания, приучает к гигиене.

Особенность также в том, что дети с нарушениями интеллекта нуждаются в наглядных примерах, повторениях, простых объяснениях. Это нужно учитывать всегда, при планировании каждого занятия. В классе, где учатся такие ребята, нельзя просто сказать: «А сейчас встаньте в круг и возьмитесь за руки». Нужно показать, объяснить.

Олигофренопедагог должен быть терпеливым, гибким, сдержанным и тактичным, внимательным, готовым к огромным эмоциональным нагрузкам и к ситуациям, когда даже несколько месяцев работы не приносят ожидаемого результата. Еще одна важная черта — настойчивость, готовность пробовать снова и снова, добиваться прогресса разными способами.

Где выучиться на олигофренопедагога?

Можно потратить несколько лет на классическое обучение в вузе или колледже. Но если у вас уже есть психологическое или педагогическое образование, более удачным решением будут курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки по специальности «олигофренопедагогика». В программы включены только профильные дисциплины — благодаря этому даже освоение новой профессии занимает всего 3 месяца.

В списке есть не только общие, но и узкоспециализированные программы. В частности, в АНО «НИИДПО» можно пройти курсы повышения квалификации, чтобы преподавать детям с нарушениями интеллекта отдельные дисциплины: родной язык и речевую практику, математику, естествознание и окружающий мир, человек и общество. Обучение особых детей по этим дисциплинам серьезно отличается от образования по классической школьной программе. Например, ребенку с замедленным умственным развитием не нужно глубоко знать математику — но он должен уметь считать предметы и деньги, чтобы правильно действовать в реальных бытовых ситуациях.

Если у вас возникнут сложности с выбором программы, напишите нам или оставьте заявку на сайте — специалист приемной комиссии позвонит вам, уточнит все детали и поможет подобрать курс.

Олигофренопедагогика. Методика преподавания предметной области «Язык и речевая практика» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС

144 часа (1 мес.)

3200 руб. 2215 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Олигофренопедагогика. Методика преподавания предметной области «Математика» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС

144 часа (1 мес.)

3200 руб. 2215 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Олигофренопедагогика. Методика преподавания предметных областей «Естествознание» и «Окружающий мир» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС

144 часа (1 мес.)

3200 руб. 2215 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Олигофренопедагогика. Методика преподавания предметной области «Человек и общество» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС

144 часа (1 мес.)

3200 руб. 2215 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Куда пойти работать?

Олигофренопедагоги работают в спецшколах, коррекционных и инклюзивных классах, частных и государственных детских садах, интернатах, детдомах, медицинских, реабилитационных и социальных центрах. Они активно сотрудничают с другими специалистами: в частности, с психоневрологами, психологами и учителями, могут вести кружки, секции, заниматься с детьми в творческих студиях.

<< Выбрать другое направление

Зачем олигофренопедагогу повышать квалификацию и как это сделать?

Олигофренопедагоги, как и все работники образования, повышают квалификацию не реже 1 раза в 3 года. Это позволяет поддерживать профессиональные знания и навыки в актуальном состоянии, узнавать о новых разработках в сфере работы с детьми с нарушениями интеллекта. Повышать квалификацию нужно как для сохранения рабочего места, так и для продвижения по карьерной лестнице.

В АНО «Академия дополнительного профессионального образования» можно пройти дистанционные* программы повышения квалификации по преподаванию детям с нарушениями интеллекта разных предметных областей (математики, естествознания, русского языка и т. д.) с учетом требований ФГОС.

Причины олигофрении

Классификация факторов, вызывающих развитие олигофрении, осуществляется на три основные группы: генетические, антенатальные и постанатальные.

К генетическим причинам олигофрении различной степени относятся генные аномалии, среди которых патологии различных хромосом, вызывающие синдромы Дауна, Патау, Альфи, Прадера-Вилли и прочие нарушения. Все перечисленные патологии характеризуются тяжелыми степенями олигофрении. К данной группе также относятся наследственные нарушения метаболизма, вследствие которых в организме ребенка не хватает определенных веществ и микроэлементов.

К антенатальным причинам олигофрении относятся различные патогенные факторы:

  1. гипоксия плода хронического характера и плацентарная недостаточнсть;
  2. тяжелые инфекции, которые женщина перенесла во время вынашивания малыша;
  3. краснуха при беременности, следствие которой может стать рубеолярная олигофрения;
  4. интоксикация организма тяжелыми металлами;
  5. алкоголизм и наркомания будущей матери;
  6. недоношенность;
  7. радиоактивное воздействие;
  8. преэклампсия.

К постнатальным факторам, вызывающим различные степени олигофрении, относятся воздействия, которые происходят во время родов или в первые годы жизни ребенка. Среди них:

Где работают и сколько получают олигофренопедагоги

Работать с детьми с интеллектуальными отклонениями можно в медицинских, учебных заведениях. Это общеобразовательные и специальные школы и детские сады, школы-интернаты, реабилитационные центры, детские дома, центры детского развития и т. д. Олигофренопедагоги могут консультировать родителей и опекунов детей с умственной отсталостью в частом порядке, вести групповые и индивидуальные коррекционные занятия, работать тьютором.

В среднем по России специалисты по олигофренопедагогике получают около 30-40тыс.рублей в месяц. Частный специалист может зарабатывать от 500 рублей за час консультаций или занятий с детьми.

Над чем работает логопед-олигофренопедагог

Основная задача — помочь детям с отставаниями в умственном развитии адаптироваться в обществе. Формирование навыков социального общения, умения правильно говорить, понимать направленную речь стоит на первом месте при работе с особыми детьми.

Коррекционная работа в каждом случае планируется индивидуально, однако всегда преследует основные цели:

  • Работа по формированию полноценной коммуникативной речи у ребенка.
  • Стимулирование высших функций психики — мышления, памяти, произвольного внимания.
  • Развитие у ребенка навыков и умений, характерных для данного возраста.
  • Максимально возможная коррекция отставаний в развитии.

Особенностью работы олигофренопедагога становится необходимость регулярно отслеживать и контролировать темп и структуру занятия, опираясь на возможности ребенка. Таким образом, в основе эффективной работы лежит глубокое знание медицинских и психологических особенностей каждого состояния и доброжелательный индивидуальный подход.

Советы родителям

Своевременная помощь даст возможность ребенку скорректировать некоторые отставания.
Всем занятиям должна предшествовать диагностика у специалиста.
Не стоит бояться обращения к педагогу-дефектологу. Это именно тот человек, который может помочь ребенку

Даже незначительные нарушения в развитии могут со временем усугубиться, если вовремя не начать работу.
Важно помнить, что конечная цель всех занятия и вашего воспитания ребенка в целом — это успешная социальная интеграция его в обществе. Олигофренопедагог не только постарается скорректировать проблемы в развитии, но и покажет путь адаптации.
Коррекционная работа должна проходить в совместной деятельности специалиста-дефектолога и родителей

Консультация специалиста поможет разобраться в состоянии ребенка, спланировать его воспитание и проведение занятий в домашних условиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector