Опорные вузы 2021
Содержание:
- ЧТО ПРОИЗОШЛО?
- Надобно погодить
- Как все начиналось
- Встречные предложения
- Причина реформ
- Минобрнауки России запускает второй этап конкурса по созданию опорных университетов
- Опорные ВУЗы России список 2018: в перечне свыше 50 учебных заведений
- Противоположность мнений
- Где работают выпускники
- Федеральные университеты
- Проходные баллы
- Опорный вуз – новые возможности
- Иркутская история
- Все новости
- Зачем это на самом деле?
- Куда поступать, чтобы не оказаться в закрытом вузе?
- Достижение целей
- Какие еще есть ВУЗы
- Список опорных ВУЗов России 2018 года
ЧТО ПРОИЗОШЛО?
Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов 16 октября 2015 года подписал приказ «О проведении конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития и создания на базе образовательных организаций опорных университетов».
«Прежде всего, создание таких университетов будет способствовать концентрации интеллектуального потенциала и образованию научно-образовательных комплексов, нацеленных на экономическое и социальное развитие регионов России», — сообщило федеральное министерство.
Все перечисленные в этом списке вузы получают статус «опорных» с выделением дополнительного финансирования, направленного на обеспечение учебного процесса. Финансирование будет направлено на открытие дополнительных факультетов и направлений науки и образования, строительстве дополнительных учебных корпусов и общежитий.
Опорный вуз — это крупный сильный университет, ведущий образовательный центр в субъекте РФ, созданный за счет объединения нескольких региональных вузов. По требованиям Минобрнауки опорный университет должен соответствовать ряду критериев: общая численность студентов должна составить не менее 10 тысяч, доходы вуза — не менее 2 млрд рублей.
Надобно погодить
Тем не менее, за год упорной работы Минобрнауки сумел создать на всю Россию лишь 11 «опорных» университетов. В большинстве регионов вузы заняли выжидательную позицию. И для этого есть все основания. Модель, по которой сегодня кроятся «опорные» университеты, предельно далека от специфики регионов и сложившейся в них системы подготовки кадров с высшим образованием.
Статья по теме
Опасный эксперимент на медиках. Чем грозит новый ФГОС?
Сергей Решетников, профессор Удмуртского государственного университета
Но кроме искусственных ограничений Минобрнауки допускает и большие вольности. Экс-министр образования и науки Дмитрий Ливанов утверждал, что такие вузы (опорные – ред.), которые будут возникать путем объединения однопрофильных лучших учебных заведений. Являются ли УдГУ и ИжГТУ «однопрофильными»? Конечно, нет. Но чиновники от образования и в Москве, и в Ижевске настаивают именно на их объединении.
Ижевская Государственная Медакадемия и ижевская Государственная Сельхозакадемия – вузы отраслевые, Минобрнауки неподвластные. Следовательно, считают сторонники создания в Ижевске «опорного» вуза, объединять надо то, что остается. Логика более чем странная.
«Опорных» вузов в России может быть создано около 80 – почти в каждом регионе. Фото: АиФ/ Александр Горбунов
Как все начиналось
Идея реформы назревала уже давно. В свое время о ней писали в своих статьях Ливанов и Волков (указанные новшества были рекомендованы мелким узкопрофильным университетам, которые явно проигрывали в конкурентной борьбе с более крупными ВУЗами).
Однако действительность внесла свои коррективы. Многие эксперты пришли к единому выводу, что современная система российского высшего образования не нуждается в огромном количестве университетов, выпускающих посредственных специалистов. Сегодня существует потребность в создании нескольких десятков сильных ВУЗов, действующих в тесной связке с крупнейшими предприятиями страны, что позволит не только повысить качество подготовки молодых специалистов, но и вывести российскую систему высшего образования в конкурентоспособную среду.
Для участия в программе создания опорных ВУЗов объединениям федерального подчинения, желающим присоединиться к программе, было предложено прислать заявки, в которых нужно было:
- озвучить решение о реорганизации созданного объединения,
- сформулировать пути развития и деятельности на ближайшие 5 лет (2016-2020 гг.),
- предоставить концепцию развития кадрового обеспечения.
Примечательно, что принять участие в конкурсе разрешили не всем ВУЗам. В частности, не могут принимать участие в конкурсе на предоставление субсидии те объединения ВУЗов, которые были созданы задолго до начала проекта. Московские и Санкт-Петербургские университеты также оказались не удел.
На сегодняшний день право участия в программе создания опорных ВУЗов получили 11 претендентов. В их число вошли:
- Гостехуниверситеты — Волгоградский, Воронежский, Донской, Костромской, Омский, Самарский, Уфимский.
- Госуниверситеты — Вятский, Орловский, Сибирский, Тюменский.
Специалисты уверены, что эти сильнейшие университеты станут идеальной основой для создания мощной образовательной базы регионального уровня, которая не только обеспечит подготовку высококлассных специалистов и предотвратит отток перспективных студентов в ведущие ВУЗы таких крупных городов как Москва, Санкт-Петербург и Новосибрск, но и будет способствовать развитию всего региона в целом.
Каждая из этих структур претендует на получение основной ежегодной выплаты, в размере 200 миллионов рублей (на протяжении всей программы от 1 до 3 лет). При этом 20% суммы предоставленной государственной субсидии, ВУЗы должны направить на развитие собственного проекта.
Уже известно, что финансирование распределено в неравных долях. Лидерами в этой «гонке» являются:
- Костромской государственный технологический университет;
- Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева;
- Вятский государственный университет.
Именно эти ВУЗы получат основное субсидирование — 200 млн рублей в год. Об этом свидетельствует протокол № ДЛ-5/05пр от 01.02.2016 года. Остальные претенденты проекта получат субсидии в сумме 100 и 150 миллионов рублей. Такое решение было принято комиссией на основании предоставленных программ развития университета и условий их реализации.
Встречные предложения
По его мнению, все специализированные и отраслевые вузы в регионах должны сохранить самостоятельность и ту идентичность, которая им на данный момент присуща. С. Левченко предлагает вместо механического слияния более мягкий вариант — корпоративное объединение с автономным управлением, при котором удастся избежать конфликта интересов.
Конкурсные условия должны быть пересмотрены, по мнению и заместителя губернатора В. Игнатенко. Должна быть возможность единоличного участия, чтобы мог стать опорным любой отдельный вуз, даже если нет необходимости объединения, но он выполняет более половины показателей, внесённых в условия конкурса.
Причина реформ
Также Д. Ливанов отметил, что более двадцати вузов потенциально готовы к объединению. Их будут всячески поддерживать и финансово, и организационно, поскольку шаг этот ответственный и важный для страны. Учёные советы вузов тем не менее должны самостоятельно принимать решения о консолидации, ибо она в любом случае добровольна.
Этот процесс вынужденный только потому, что диктуется демографической ситуацией в стране. Количество одиннадцатиклассников сокращается резко и неуклонно, поэтому вузы с маленьким контингентом студентов будут вынуждены либо объединиться с сильными и крупными, либо перестанут существовать.
Минобрнауки России запускает второй этап конкурса по созданию опорных университетов
Соответствующий приказ о проведении 2 этапа конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития и создания на базе образовательных организаций опорных университетов подписан 17 февраля Министром образования и науки О.Ю. Васильевой.
Проект по созданию опорных университетов нацелен на формирование в регионах научно-образовательных центров, ориентированных, прежде всего, на запросы региональной экономики и регионального рынка труда. Каждый университет должен будет разработать совместно с региональными властями программу развития опорного университета с амбициозными значениями критериев, в числе которых высокие показатели трудоустройства выпускников, публикационной активности научных работников, рост объема НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника и другие.
Первый этап конкурса прошел в 2016 году, и по его итогам было создано 11 опорных университетов.
«Прежде всего, эта программа позволяет талантливым ребятам получать престижное высшее образование внутри своего региона, а региону в свою очередь, существенно повышать свой кадровый потенциал. Программа уже показала свою эффективность в развитии регионов, где уже созданы опорные университеты, и мы намерены распространять этот опыт», — отметила О.Ю. Васильева
Согласно правилам проведения, участником конкурса может стать любой государственный вуз федерального значения, при этом участие в конкурсе не распространяется на образовательные организации, в отношении которых установлены категории «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет», реализующие программы повышения конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (проект 5/100), образовательные организации, расположенные в г. Москве и г. Санкт Петербурге, а также образовательные организации, расположенные в муниципальных образованиях Российской Федерации, в которых уже созданы опорные университеты.
Срок приема заявок на конкурс – с 20 февраля по 20 марта 2017 года.
Для допуска к участию в конкурсе заявка, кроме прочего, должна содержать проект программы развития опорного университета, отражающей модернизацию по ряду основных направлений деятельности университета. В случае победы в конкурсе, вуз будет обязан в течение 3-х месяцев разработать и представить в Минобрнауки России программу развития опорного университета сроком на 5 лет.
Отбор заявок и проверку их содержания на соответствие условиям конкурса будет проводить конкурсная комиссия при Минобрнауки России. Определять претендентов на победу из отобранных заявок, требуемый размер субсидий, каждому из победителей, а также проводить экспертную оценку представленных программ развития будет Совет по реализации программ развития опорных университетов, под председательством Министра образования и науки Российской Федерации Васильевой О.Ю., в состав которого также входят представители Минобрнауки России, ассоциаций работодателей, представители региональных органов власти, профессионального и экспертного сообщества.
Опорные ВУЗы России список 2018: в перечне свыше 50 учебных заведений
В списке опорных ВУЗов России в 2018 году:
- Алтайский госуниверситет;
- Балтийский ФУ им. И.Канта;
- Белгородский ГТУ имени Шухова;
- Владимирский госуниверситет им. Столетовых;
- Волгоградский ГТУ;
- Волгоградский госуниверситет;
- Воронежский ГТУ;
- Воронежский госуниверситет;
- Вятский госуниверситет;
- Дальневосточный федеральный университет;
- Донской ГТУ;
- Иркутский НИТУ;
- Казанский (Приволжский) федеральный университет;
- Казанский НИТУ имени Туполева;
- Кемеровский госуниверситет;
- Костромской госуниверситет;
- Крымский федеральный университет им. Вернадского;
- Кубанский госуниверситет;
- Магнитогорский ГТУ имени Носова
- Томский НИТУ;
- Томский национальный исследовательский политехнический университет;
- Нижегородский государственный педуниверситет им.К.Минина;
- Нижегородский ГТУ имени Алексеева;
- Нижегородский госуниверситет имени Лобачевского;
- Новосибирский ГТУ;
- Орловский госуниверситет им. Тургенева;
- Петрозаводский госуниверситет;
- Поволжский ГТУ;
- Самарский государственный медуниверситет;
- Самарский НИУ им. Королева;
- Саратовский ГТУ им. Юрия Гагарина;
- Севастопольский госуниверситет;
- Северный (Арктический) федеральный университет им. Михаила Ломоносова;
- Северо-Восточный федеральный университет им. Аммосова
- Северо-Кавказский федеральный университет;
- Северо-Осетинский госуниверситет им. К.Л.Хетагурова
- Сибирский государственный медуниверситет;
- Сибирский федеральный университет;
- Ставропольский ГАУ;
- Сыктывкарский госуниверситет им. П.Сорокина;
- Тихоокеанский госуниверситет;
- Тольяттинский госуниверситет;
- Тюменский госуниверситет;
- Тюменский индустриальный университет;
- Ульяновский госуниверситет;
- Уральский федеральный университет им. Бориса Ельцина;
- Уфимский государственный нефтяной технический университет;
- Череповецкий госуниверситет;
- Южно-Российский государственный политехнический университет им. Платова;
- Южный федеральный университет;
- Ярославский госуниверситет имени Демидова.
Противоположность мнений
Ректор Я. Кузьминов считает, что результатом анонсированной министром программы станет сокращение числа региональных вузов на 25 процентов. Я. Кузьминов одобряет реформы, поскольку согласен с тем, что вуз с небольшим количеством студентов существовать не сможет, даже держать штат преподавателей на полной ставке он будет не в состоянии, тем более преподавателей высококлассных. По его мнению, даже если в каждом регионе будет свой опорный вуз, то их число не превысит ста.
Мнение ректора МГУ имени Ломоносова сильно отличается от мнения ректора ВШЭ. Он считает, что с консолидацией такого плана нужно быть осторожнее, поскольку проблемы укрупнение если и решит, то далеко не все. А практика показывает, что в мире существует довольно много вузов хоть и не больших, но чрезвычайно сильных, Гарвард например, где всего десять тысяч студентов.
Где работают выпускники
У выпускников есть два варианта трудоустройства – предприятия региона, в котором расположен опорный вуз или учреждения в других областях страны со схожими стратегическими задачами.
Вероятность того, что выпускнику опорного вуза придется осваивать другую профессию, минимальна (если только он сам решит, что выбранное поприще ему не по душе). Ведь каждый конкретный участник проекта ведет подготовку по направлениям, в которых в регионе отмечается колоссальная нехватка специалистов. Детальная информация о предприятиях, с которыми сотрудничает каждый из опорных университетов, представлена на сайте Национального фонда подготовки кадров на страничке вуза.
Федеральные университеты
Как предполагалось Правительством РФ, вузы с таким статусом нацелены на подготовку кадров для социально-экономического развития отдельных регионов страны. Сейчас эта категория присвоена 10 вузам:
— Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ)
— Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ)
— Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ)
— Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского
— Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
— Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Амосова (СВФУ)
— Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ)
— Сибирский федеральный университет (СФУ)
— Южный федеральный университет (ЮФУ)
— Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ)
Итак, какие у них есть преимущества? Во-первых, это достаточно крупные университеты. Практически в каждом из них численность научно-педагогических сотрудников превышает тысячу человек, а в КФУ и ЮФУ — более четырёх тысяч. Во-вторых, такие университеты дают полипрофильные, необходимые в большинстве областей знаний: из сферы естественных, точных, социально-гуманитарных наук, а также из сферы искусства и спорта.
Федеральные университеты могут проводить обучение по собственным стандартам. А некоторые из них (например, Казанский федеральный университет) имеют право присваивать учёные степени кандидата и доктора наук. Университеты также самостоятельно разрабатывают программы развития, по которой обучаются студенты.
Кстати, эти университеты входят в так называемый «Клуб десяти» или G-10. Это объединение федеральных вузов, деятельность которых направлена на повышение качества образования в России.
Проходные баллы
Учитывая внушительное количество бюджетных мест, по которым опорные вузы России ежегодно проводят набор, уровень проходных баллов не такой высокий, как, к примеру, в столичных учебных заведениях. Конкретные цифры зависят от выбранной специальности. В таблице приведен сводный обзор возможного разброса значений.
Название опорного вуза | Диапазон минимальных баллов | Диапазон проходных баллов |
---|---|---|
КемГУ | 99–118 | 173–195 |
АлтГУ | 90–110 | 112–197 |
ОмГТУ | 99–120 | 134–221 |
ПсковГУ | 99–105 | 174–248 |
БГТУ | 99–164 | 155–333 |
СамГТУ | 105–150 | 141–226 |
ВГТУ | 99–198 | 151–341 |
СГТУ | 99–123 | 152–275 |
СГУ | 101–159 | 129–257 |
ТулГУ | 99–105 | 134–345 |
УлГУ | 99–150 | 126–371 |
ЧГУ | 99–154 | 145–253 |
ЯрГУ | 90–110 | 174–278 |
МАГУ | 106–125 | 164–276 |
СибГМУ | 116–121 | 179–302 |
УГНТУ | 100–119 | 130–245 |
Минимальный рейтинг, превышающий 120-балльный порог, складывается не только из итогов ЕГЭ. В него включены дополнительные вступительные испытания, проводимые опорным вузом самостоятельно при поступлении на некоторые специальности.
Судя по данным с сайтов вузов, сложнее всего пробиться в Ульяновский государственный университет: несмотря на лояльный порог допуска к участию в конкурсе, реальные проходные баллы высокие. Ненамного отстают Тульский ГУ, Воронежский и Белгородский технические университеты.
Опорный вуз – новые возможности
— Дмитрий Владимирович, что такое опорные вузы?
— В 2013 году в рамках программы развития образования на федеральном уровне Министерством образования и науки была выдвинута инициатива создания нового типа университетов. Опорные вузы должны играть роль ведущих вузов в своих регионах: обеспечивать инновационное развитие территории, удерживать и привлекать молодежь, чтобы эти программы развития были обеспечены кадрами. Мы участвовали во второй волне конкурса, вышли в финал и из 86 заявителей попали в число 8 лидеров, которые получат федеральное финансирование на ближайшие 3 года.
— А что дает получение статуса опорного вуза?
— Присвоение этого статуса – это не награда, а вызов для университета, дающий возможность стать настоящей опорой образованию региона. Это и новые возможности: в опорных университетах предполагается увеличение количества мест бюджетного приема на приоритетные для региона направления. Мы ожидаем, что ЧГУ получит дополнительные бюджетные места на базовые направления подготовки, связанные с металлургией, химией, машиностроением, педагогикой, а также на гуманитарные направления. Уже сегодня университет предлагает 63 направления подготовки. В этом году открыты 983 бюджетных места на различные специальности. В последующем мы ожидаем их увеличения. Готовится к открытию ряд новых направлений. В частности, уже сегодня впервые объявлен набор на такие направления, как робототехника и мехатроника, подготовка учителей иностранного языка, математики, информатики, а направление дефектологии вообще является уникальным не только для нашего региона.
Опорные вузы получают дополнительные бюджетные места на второй и третьей ступенях высшего образования — мы говорим о магистратуре и об аспирантуре
Это очень важно, потому что здесь ведется подготовка высококвалифицированных кадров, заточенных под конкретные потребности организаций и предприятий
Кроме того, опорный вуз — это дополнительные возможности развития научной деятельности. Мы сможем получать государственные субсидии на реализацию научных проектов и финансирование инновационных разработок
Это важно для региона, который хочет стать инновационным
— Какие условия должен выполнить университет как опорный вуз?
— Речь идет о пакете из двух десятков проектов, охватывающих научно-инновационную, образовательную деятельность, развитие инфраструктуры, систему управления университетом. Это гигантский объем работы на ближайшие 5 лет. Мы выделили несколько направлений, касающихся промышленности, бизнеса и социальной сферы, повышения привлекательности региона, поддержки развития муниципалитетов. Проекты связаны с созданием лабораторий, инжиниринговых центров, с развитием пояса высокотехнологичных малых предприятий вокруг университета, с внедрением цифровых технологий в научно-образовательный процесс. Предполагается развитие уникальной системы внеучебного взаимодействия со студентами, их личностного и профессионального роста.
Задача опорного вуза сегодня — способствовать удержанию и привлечению и молодого, и более старшего поколения на территорию региона. За счет чего? За счет лучшего предложения — более качественного образования, широкого набора образовательных программ, интересных схем трудоустройства, программ личностного и профессионального развития, широкого послевузовского образования, в том числе цифрового. Для поступающих — это возможность остаться жить и работать в своем регионе, получив при этом достойное высококачественное образование, возможность гарантированного трудоустройства после окончания вуза. Добавлю, что сегодня Череповец – молодой, динамично развивающийся город, который позволит преуспеть не только в профессиональном, но и в культурном развитии. Кроме того, близость к Москве и Санкт-Петербургу делает Череповец привлекательным местом для студентов. А быстро развивающаяся инфраструктура и университета, и города будет способствовать повышению комфортности и учебы, и работы, и жизни.
Из источника:
https://www.chsu.ru/news/-/asset_publisher/T7kog939SY0S/content/opornyj-vuz-novye-vozmoznosti?_101_INSTANCE_T7kog939SY0S_redirect=https%3A%2F%2Fwww.chsu.ru%3A443%2Fnews%3Fp_p_id%3D101_INSTANCE_T7kog939SY0S%26p_p_lifecycle%3D0%26p_p_state%3Dnormal%26p_p_mode%3Dview%26p_p_col_id%3Dcolumn-2%26p_p_col_count%3D1&redirect=https%3A%2F%2Fwww.chsu.ru%3A443%2Fnews%3Fp_p_id%3D101_INSTANCE_T7kog939SY0S%26p_p_lifecycle%3D0%26p_p_state%3Dnormal%26p_p_mode%3Dview%26p_p_col_id%3Dcolumn-2%26p_p_col_count%3D1
Иркутская история
Губернатор области С. Левченко назвал опорные вузы РФ вредным начинанием, призвал всеми силами пытаться уклониться от участия в этом конкурсе Минобрнауки. Он уверен, что без тяжких последствий никак невозможно провести чисто механическое объединение в опорный вуз: обязательно пострадают и студенты, и региональная научная элита.
Такого плана экспериментальное деление учебных заведений «по сортам», непродуманная и явно насильственная консолидация во имя каких-то мифических семи показателей, якобы способных определять качество в сложнейшем процессе образования, С. Левченко считает неправильным и вредным.
Все новости
-
19/10
Защита Балковым Евгением Вячеславовичем диссертации на соискание учёной степени
доктора технических наук -
18/10
220
-
18/10
-
15/10
415
-
14/10
503
-
13/10
506
-
13/10
503
-
11/10
730
-
21/09
2107
-
21/09
2486
-
21/09
2256
-
21/09
2112
-
21/09
2169
-
21/09
2230
-
21/09
2144
-
21/09
2162
-
21/09
2261
-
21/09
2148
-
21/09
2119
-
21/09
2193
-
21/09
2177
-
21/09
2160
-
21/09
2240
-
21/09
2238
-
21/09
2139
-
21/09
2121
-
21/09
2151
-
21/09
2267
-
21/09
1723
-
21/09
2193
-
21/09
2142
-
21/09
2251
-
21/09
2154
-
21/09
2130
-
21/09
2229
-
21/09
2226
-
21/09
2263
-
21/09
2167
-
21/09
2141
-
21/09
2166
-
21/09
2148
-
21/09
2259
-
21/09
2094
-
20/09
1971
-
20/09
2117
-
20/09
1950
-
20/09
2230
-
20/09
1986
-
20/09
2492
-
20/09
2053
Зачем это на самом деле?
Получается довольно интересная ситуация. Часть вузов получила финансирование и статус федерального университета. Часть — только одобрение на существование в составе объединения нескольких вузов под одной вывеской опорного.
При этом, не очень понятна роль опорного — на них возлагаются те же цели, что и на федеральные вузы. Если в городе существует оба типа учебных заведений, придется устраивать гонки и делить ниши развития. Кто победит — понятно уже сейчас.
Для опорных вузов уже сейчас ставятся невыполнимые задачи: научно-исследовательская работа на каждого сотрудника должна улучшиться вдвое. Число публикаций в достойных журналах — и вовсе, втрое. Без увеличения бюджета, без финансирования. Не справился — потерял статус.
Я думаю, не стоит напоминать о позорных зарплатах преподавателей, их мизерном количестве и бесполезной системе грантов. Объединение вузов не улучшит ситуацию. В случае схожих специальностей в объединяемых — даже ухудшит, за счет сокращения числа учащихся (которые и приносят основной доход).
Куда поступать, чтобы не оказаться в закрытом вузе?
Таким образом, уже сейчас можно говорить о грядущей смерти большинства государственных вузов. На плаву останутся только федеральные. Опорные какое-то время будут барахтаться — и, возможно, какие-то из них смогут выжить.
Опорных университетов в России по оценкам Минобрнауки должно быть около 100–120 штук. Прочие вузы должны превратиться в хорошие колледжи с уровнем подготовки, как правило, не выше бакалавра.
А как еще: на прочие финансирования будет явно недостаточно, а цифры говорят основная научная работа будет проводиться в учебных заведениях с федеральным финансированием.
Читатели могут аппелировать существованием коммерческих учебных заведений. Однако, среди них не так много достойных. И, вспоминая истории с недавними закрытиями вузов и проблемами пилотов, получивших удостоверения в частных школах — стоит задуматься.
Для жителей столицы стоит поторопиться — через несколько лет там будут почти все абитуриенты. А значит, даже платные места высшей школы в магистратуре или аспирантуре станут малодоступны.
iPhones.ru
Новая реформа образовательной системы призвана помочь высшему образованию. Или убить множество ВУЗов в Москве и регионах. Как не оказаться за бортом без диплома, закончить полное высшее и получить актуальные знания?
Достижение целей
По истечению положенного программой финансирования времени, каждый опорный ВУЗ обязан перейти на самостоятельное обеспечение. При этом квоты для зарубежных студентов и бюджетные места будут существенно увеличены. Такие увеличения произойдут за счет тех институтов, которые не определены в опорные ВУЗы.
Каждый новоиспеченный ВУЗ должен выполнить следующие положения программы:
- В штат преподавательского состава должны войти как минимум 8 педагогов с учеными степенями на каждые 100 студентов.
- Общее количество учащихся должно быть больше 100 тысяч человек.
- Доход объединения должен составлять около 2 миллиардов рублей в год.
- ВУЗ должен осуществлять качественную подготовку специалистов не меньше, чем по 20 различным профессиям.
- Финансирование каждой научной работы должно составлять порядка 150 тысяч рублей.
Какие еще есть ВУЗы
Создание опорных ВУЗов стало второй ступенью выделения ключевых учебных заведений высшей ступени. В середине двухтысячных в России появились федеральные университеты.
Такой ВУЗ должен был получаться из объединения всех существующих в городе: огромный кластер, обеспечивающий развитие региона. Такие учебные заведения полностью существуют за счет федерального бюджета.
Следующая ступень — национальные исследовательские университеты, в число которых входили МГУ и СпбГУ. Сейчас последние получили отдельное от всей системы образования финансирование.
Федеральные ВУЗы и национальные университеты не смогли получить необходимый результат: повысить престиж российского образования, его качество, улучшить положение российской науки.
Поэтому появились университеты с федеральным финансированием для попадания в топ-100 ведущих мировых рейтингов (так называемая «Программа 5–100») к 2020 году. Те самые опорные ВУЗы.
Список опорных ВУЗов России 2018 года
- Алтайский государственный университет
- Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
- Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
- Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
- Волгоградский государственный технический университет
- Волгоградский государственный университет
- Воронежский государственный технический университет
- Воронежский государственный университет
- Вятский государственный университет
- Дальневосточный федеральный университет
- Донской государственный технический университет
- Иркутский национальный исследовательский технический университет
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ (КНИТУ-КАИ)
- Кемеровский государственный университет
- Костромской государственный университет
- Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
- Кубанский государственный университет
- Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
- Национальный исследовательский Томский государственный университет
- Национальный исследовательский Томский политехнический университет
- Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
- Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
- Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
- Новосибирский государственный технический университет
- Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
- Петрозаводский государственный университет
- Поволжский государственный технологический университет
- Самарский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.
- Севастопольский государственный университет
- Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
- Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
- Северо-Кавказский федеральный университет
- Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова
- Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Сибирский федеральный университет
- Ставропольский государственный аграрный университет
- Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина
- Тихоокеанский государственный университет
- Тольяттинский государственный университет
- Тюменский государственный университет
- Тюменский индустриальный университет
- Ульяновский государственный университет
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
- Уфимский государственный нефтяной технический университет
- Череповецкий государственный университет
- Южно-Российский государственный политехнический университет имени М.И. Платова
- Южный федеральный университет
- Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова