Педагогические вузы россии
Содержание:
- Особенности развития высшего педагогического в РФ
- Специальности
- Системы педагогического образования
- Высшее педагогическое образование: описание
- Какие направления подготовки педагогического образования бывают
- Педагогическая наука не занимается важными для школы вопросами
- Как педагогическое образование укладывается в формат дистанционного обучения?
- У педвузов нет общего представления о компетенциях, которые нужны выпускнику
- Где получить педагогическое образование
- Как стать востребованным специалистом
- Педагогическое направление профессионального образования
- Педвуз не учит работать в школе будущего
- В каких вузах можно получить педагогическое образование удаленно?
- Плюсы и минусы педагогического образования
- Заключение
Особенности развития высшего педагогического в РФ
Педагогическое образование в вузах России разделяет все проблемы, присущие высшему образованию, но с рядом особенностей. Из общих – не гибкие образовательные программы, слабая реакция на требования рынка труда, массовое некачественное обучение в частных учебных заведениях, устаревшая материально-техническая база. Из частных – переход университетов из узкой специализации к непедагогическим (гуманитарным) – переводческим, юридическим, экономическим, журналистским. Это было сделано из экономических соображений: привлечь бюджетное финансирование.
Правда, начиная с 2020 и до 2024 года Министерство просвещения будет увеличивать число бюджетных мест в профессиональных педагогических вузах. Рост будет направлен преимущественно на высшие учебные заведения в регионах, но столичных мест не станет меньше.
Исследователи НИУ Высшей школы экономики опросили 3 000 выпускников школ и выяснили: примерно 83% собирается поступать в университеты. При этом 17% планируют покорять естественные науки, еще 17% — экономику и управление, 16% — технические науки и инженерное дело, 15% видят себя в образовании.
Еще одной серьезной проблемой в отечественном образовании, и педагогическом в том числе, является отсутствие мотивации к обучению. «Забить» на учебу не прочь и школьники, и студенты – особенно в кризис самоопределения на 2-3 курсе. Специалисты пока не нашли механизмов, которые поддерживают заинтересованность к учебе.
«Забить» на учебу готовы и школьники, и студенты
Специальности
Любой вид профессионального образования подразумевает получение специальности узкого направления. Профессия «учитель» в педагогическом направлении образовании также может иметь уточнения:
- Учитель начальных классов.
- Учитель математики.
- Учитель химии и так далее.
Разграничение видов профессиональной подготовки необходимо ввиду специфики объекта деятельности, а также возрастных и личностных особенностей развития обучающихся. На основании многих факторов, включающих психофизические, возрастные и социальные аспекты были сформированы разнообразные специальности педагогического направления:
- Воспитатель детского сада/детского дома.
- Учитель начальных классов/предметник.
- Практический психолог.
- Социальный педагог и другие.
В последнее время многие направления педагогической деятельности претерпели изменения, добавились новые профессии или трансформировались из устаревших в более современные. Так, например, социальный педагог – не очень востребованная профессия в прошлом, сегодня имеет большую популярность. Специалисты этого профиля присутствуют практически в каждом дошкольном и школьном учебном заведении.
Потребность в воспитателях групп продленного дня напротив снижается. На сегодня все чаще данную обязанность берут на себя учителя начальных классов.
Замечание 1
На фоне прогресса в системе образования наблюдаются две основные тенденции: усиление узкопрофильной специальности и совмещение видов педагогической деятельности.
Такое положение обеспечивает более гибкую систему подготовки воспитанников, реализацию их потенциала и налаживания крепкой психологической связи.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Системы педагогического образования
Система педагогического образования в России включает ряд заведений предоставляющих образовательные услуги различного уровня. В группу заведений входят колледжи, лицеи, училища, институты, университеты.
К заведениям среднего педагогического обучения относятся училища, колледжи и лицеи, которые, в свою очередь разделяются на:
- Дошкольные.
- Школьные.
- Музыкально-педагогические.
- Художественно-графические и другие.
В таких учебных заведениях могут проходить обучение граждане прошедшие девяти или десятилетний курс общеобразовательной школы. Срок обученияв таких заведениях составляет не более 4 лет, а помимо общеобразовательной программы в курс включены психолого-педагогические дисциплины и практические занятия по специальности.
Для получения профессионального педагогического образования существуют институты и университеты. В данных учебных заведениях имеют право обучаться граждане, получившие среднее или средне-специальное образование. Учебный план высших учебных заведений подразделен на следующие циклы:
- Общественные дисциплины.
- Психолого-педагогические дисциплины.
- Профильные предметы, определяющие специализацию.
Срок обучения в таких заведениях не превышает 6 лет и предусматривает педагогическую практику.
Высшее педагогическое образование: описание
На сегодняшний день в странах СНГ принята Болонская система, согласно которой высшее образование, в том числе, педагогическое, можно получить в два последовательных этапа: сначала обучаясь на программах бакалавриата в течение 3–4 лет (5 лет на заочной форме обучения), затем, в течение 1–2 лет — в магистратуре.
Впрочем, для того, чтобы работать учителем-предметником в школе, достаточно иметь академическую степень бакалавра.
В процессе учебы на бакалавриате больше внимания уделяется предмету как таковому; более глубокое изучение методик преподавания происходит в магистратуре.
Какие направления подготовки педагогического образования бывают
Педагогическое образование включает несколько направлений подготовки. На бакалавриате это:
- педагогическое образование;
- педагогическое образование (с двумя профилями);
- психолого-педагогическое образование;
- профессиональное обучение;
- специальное (дефектологическое образование).
На программах магистратуры учатся по направлениям подготовки:
- педагогическое образование;
- психолого-педагогическое образование;
- специальное (дефектологическое образование).
Также существуют программы специалитета по направлению «педагогика и психология девиантного поведения» и аспирантура по направлению «образование и педагогические науки».
Таким образом, при желании можно выбрать подходящее направление и получить степень бакалавра, магистра или специалиста либо заняться научной работой в области педагогики.
Чтобы не оставаться в одиночестве перед лицом трудностей выбора, пройдите карьерное планирование, пообщайтесь со специалистом, выясните, какие направления наиболее перспективны для вас, и куда именно поступать.
Советуем изучить: Карьерное планирование
Педагогическая наука не занимается важными для школы вопросами
Заинтересованы ли педагогические вузы в том, чтобы исследовать будущее преподавания? И в том, чтобы исследовать что-то актуальное для задач образования? Увы, ответ скорее отрицательный, считают эксперты.
Сопряжение вузовского образования с задачами школы — ещё один вызов, который отметила в ходе дискуссии проректор МПГУ Людмила Трубина. С ней согласился Марголис. По его словам, сами директора школ заявляют: у них есть запросы на исследования, за которые научные коллективы в педагогических университетах не хотят браться. Педагогические диссертации всех уровней, от магистерских до докторских, посвящаются не тем вопросам, которые возникают в практике образования.
Елена Брель назвала ситуацию и вовсе трагической. До апреля 2021 года она работала в Академии Министерства просвещения и побывала во многих региональных педуниверситетах. И, по её наблюдениям, нельзя сказать, что эти вузы не ведут исследовательской деятельности: они занимаются физикой, биологией, другими направлениями — кроме психолого-педагогического.
«Мало того что исследования, которые ведутся, никаким образом не интересны современной школе и не приносят ничего в деятельность школьного учителя. Отдельные исследования проводятся, но без учёта актуальных трендов развития педагогического образования. <…> Психолого-педагогическим исследованиям не выделяется должной роли, они даже публикуются в изданиях, которые неинтересны для показателей самого университета», — сказала Елена Брель.
Показатели по количеству и качеству научных статей, которых должен достичь университет, — на самом деле часть проблемы, как считают участники дискуссии. Текущие требования ориентируют учёных на публикации в научных журналах, входящих в международные базы данных Scopus и Web of Science. Но, во-первых, российская педагогическая наука не может просто так взять и перейти на английский язык. Это упомянула Елена Казакова: «Если кто-то мне сейчас здесь скажет, как мы переводим на английский наше „навык“ или наше „воспитание“, я буду ему очень благодарна. <…> Гуманитарная область тем и отличается от любой другой, что существует в языке, и от того, как скажешь, ты будешь понят или не понят».
Во-вторых, как пояснила Людмила Трубина, темы, важные отечественным исследователям, неинтересны для изданий, к которым их подталкивают публикационные требования. При этом педагогическая наука на государственном уровне не считается приоритетной, а молодые исследователи в этой области не получают специальной поддержки. Всё это и ограничивает возможности исследований.
Как педагогическое образование укладывается в формат дистанционного обучения?
Вокруг дистанционки бытует мнение, что это обучение с приставкой «недо». Общение студент-преподаватель отсутствует, учащиеся сами изучают дисциплины, у них отсутствует практика, им не дают практические задания и объем дисциплин урезан. VUZ24 на примере своих вузов дистанционного педагогического образования рассказывает, как обстоят дела с учебой в удаленном формате.
Дистанционное педагогическое образование
Общение «студент-преподаватель». Образовательный процесс построен на электронной платформе, где есть блок с профилями преподавателей. У будущего педагога есть возможность по видеоконференции поговорить с наставником и обсудить непонятный материал.
Учащиеся сами изучают предметы. Отчасти – это правда. Но! Весь учебный материал адаптирован под дистанционное обучение – переведен в аудио-и видеозаписи, мастер-классы и так далее. Занятия частично проходят в формате вебинара. Да, чтобы получить профессию в электронном вузе требуется больше самоорганизации и самообучения. Но в наших университетах студент не оставлен один на один с учебником.
Отсутствует практика. В учебный процесс дистанционные педагогические вузы, с которыми мы работаем, включают обязательные лабораторные письменные работы и ежегодные производственные практики. Университеты предлагают свои партнерские предприятия, которые принимают учащихся на стажировку или практику. К тому же дистанционный формат позволяет со 2-3 курса находить профильную подработку и совмещать обучение.
Урезанный объем дисциплин. Все 10 наши высших учебных заведений имеют лицензии на образовательную деятельность и аккредитованные программы, а это значит, студентам преподается 100% объем программы, достаточный для полноценного освоения профессии.
Свяжитесь с нужным преподавателем по видеоконференции и обсудите учебный материал
У педвузов нет общего представления о компетенциях, которые нужны выпускнику
Но главные проблемы педагогического образования связаны, похоже, не с компетенциями будущего, а с самыми базовыми требованиями к будущим учителям. По идее, пояснила Елена Казакова, в системе педагогического образования должно быть чёткое представление, что должен уметь выпускник, какие компетенции для него — базовые. И программа обучения в педвузе должна строиться, исходя из этих ожиданий.
По факту, заметила Елена Брель, требований к компетенциям педагогов сейчас так много, что встаёт отдельная задача их гармонизации. К тому же, добавила Людмила Трубина, единого пространства педагогического образования не существует — мало того что вузы, где обучают учителей, подчиняются разным ведомствам, педагогов готовят ещё и в педколледжах. Средний и высший уровни педагогического образования, как правило, разобщены.
Где получить педагогическое образование
Педагогическое образование можно получить на педагогическом или психолого-педагогическом факультете классического университета, либо в педагогическом университете (институте).
При выборе вуза задумайтесь о том, какие перспективы вас ожидают после его окончания.
Возможно, имеет смысл рассмотреть иностранные вузы, например, университеты Германии.
Хотя в немецких вузах, как и в российских, педагогическое образование реализуется на программах бакалавриата и магистратуры, в самом подходе к образованию будущих педагогов есть существенные отличия:
- Учитель-предметник в Германии ведет не один предмет, а несколько, причем, не связанных друг с другом, предметов.
- В Германии есть простые школы и гимназии. Учителей гимназий готовят только в университетах, в то время как учителей простых школ, а также начальной школы готовят не только в университетах, но и в институтах, вузах, высших школах.
- Будущие учителя прямо с первого курса погружаются в практику. Всего в процессе обучения практике отводится 18 месяцев.
Для поступления в немецкие вузы не требуются баллы за ЕГЭ. Вам нужно будет подготовить пакет документов в соответствии с требованиями вуза, предоставить сертификат о знании немецкого языка и все это отправить в приемную комиссию в установленные сроки. Не нужно переживать, что вы ничего об этом не знаете: подобрать вуз, программу и отправить все документы вам помогут специалисты.
Учеба в немецких государственных вузах бесплатная, а диплом позволяет устраиваться на работу в Германии.
Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах
Как стать востребованным специалистом
Что касается учителей, на сегодняшний день это востребованные специалисты почти во всех странах мира. Но, конечно, каждый педагог стремится работать в комфортных условиях, хорошо зарабатывать, получать удовольствие от своего труда. Удивительно, насколько все это зависит от полученного образования. Имея диплом престижного немецкого вуза, вы получите широкий выбор возможностей трудоустройства и роста в своей профессии.
Педагогическое образование из моды не выйдет, ведь учителя — это, в буквальном смысле слова, незаменимые специалисты. И, хотя сейчас много говорят о том, что в преподавательской работе нет перспектив, это не соответствует действительности. Получив престижное педагогическое образование, вы сможете хорошо зарабатывать, развиваться и получать удовлетворение от своей работы. Получите консультацию нашего специалиста и без сомнений поступайте в немецкий вуз.
Педагогическое направление профессионального образования
В случае с педагогическим образованием дела обстоят также. Обучение этому направлению регламентировано государственным законодательством и описано в законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Основными принципами высшего и последующего обучения педагогическим специальностям являются непрерывность и преемственность всех его ступеней, а также слияние с мировой педагогической системой.
С середины прошлого столетия установлены общепринятые этапы профессионального образования, в том числе и по педагогическим специальностям. Данные ступени формируют профессиональную квалификацию и сроки обучения:
- Бакалавриат – от 4 лет.
- Специалитет – от 5 лет.
- Магистратура – от 6 лет.
Гражданин, освоивший ту или иную ступень образования, соответствующую регламенту высшего профессионального обучения, имеет право занять должность, относящуюся к типу полученной профессии. После получения высшего образования в рамках учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию, любой желающий может повысить квалификацию в послевузовском образовательном учреждении по направлениям:
- Аспирантура.
- Докторантура.
По направлению аспирантура могут проходить обучение граждане уже имеющие специальность, полученную в высшем учебном заведении. К обучению в докторантуре допускаются граждане имеющие степень кандидата наук. Сроки обучения в данном случае составляют 3 года.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Педвуз не учит работать в школе будущего
Дискуссия о проблемах педагогического образования, конечно, не обошла стороной цифровизацию. Тему подняла Елена Казакова. Одним из ключевых вызовов для педвузов она считает переход системы образования к частично цифровому формату. Это значит, что уже в вузе будущим педагогам нужно осваивать современные цифровые инструменты, а в идеале — получать знания о технологиях, которые придут в школы только завтра. Но пока до этого далеко — массовое педагогическое образование зачастую даже не знакомит студентов с новинками.
Модератор Аркадий Марголис попробовал поставить эту мысль под сомнение. В прошлом, напомнил он со ссылкой на исследование американского опыта, потенциал новых технологий в образовании часто переоценивали:
«Каждый раз появление новой технологии вызывало огромные ожидания в системе образования и до некоторой степени рассматривалось как революционная ситуация, способная решить многие накопившиеся проблемы. И это начиная с учебного радио, телевидения, компьютеров и так далее. <…> В большинстве случаев это были гигантские суммы денег, выброшенные на ветер: не произошло ничего из того, что ожидали активисты, никакой революции в образовании, никакого качественного принципиального изменения».
Поэтому, может быть, педвузам и не нужно торопиться с внедрением цифровых технологий в учебные планы для подготовки будущих учителей?
Казакова отвергла это возражение. Во-первых, отметила она, технологии уже сейчас решают проблемы образования — например, проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады онлайн на платформе фонда «Талант и успех» привлекло к участию много таких ребят, которые никогда не подали бы заявку на очное участие. Во-вторых, ни школа, ни педагогическое образование не могут независимо от окружающей действительности что-то внедрять или не внедрять:
«Не внедряем мы никакие цифровые технологии. Мы жить начали в другом мире! Ну перестанем мы уповать на внедрение цифровых технологий. Что, весь мир вокруг оцифруется, а мы продолжим жить с мелом и доской? Это же смешно, так не будет».
Итак, от цифровых технологий никуда не деться. Но способен ли педвуз обучить им студента так, чтобы эти знания и навыки были актуальны в будущем? Может быть, даже те задачи педагога, которые сейчас кажутся принципиально недоступными компьютеру, будут оцифрованы к моменту выпуска сегодняшних студентов.
В ответ на этот вопрос Марголиса Казакова рассказала, к какому выводу пришла в дискуссиях с коллегами: искусственный интеллект уже способен выполнить практически все рутинные операции в работе учителя. И многое он сделает лучше, чем человек. Но есть одна область, в которой настоящий педагог незаменим, — «его величество человеческая спонтанность, с которой мы реагируем на внезапные вызовы, на случайные обращения ученика, на творческие ситуации».
Что же делать? Исследовать будущее, считает Казакова, причём в партнёрстве с теми, кто разрабатывает технологический облик этого самого будущего: «Нам надо осуществлять сплав с технологическим треком, пускать на площадки педагогических вузов крупные цифровые корпорации».
В каких вузах можно получить педагогическое образование удаленно?
VUZ24 предлагает поступить в один из четырех университетов, в которых есть педагогические направления. С нами возможно получить второе высшее или степень магистра.
Название учебного заведения | Профили | Стоимость, RUB в год | |
Московский международный университет | Теория и методика преподавания английского языка и культур англоязычных стран | 39 600 | |
Московская международная академия | Перевод и переводоведение; Дошкольное образование; Иностранный язык (английский); | 36 000 | |
Московский институт психоанализа | Психолого-педагогическое образование;Дефектология; Психология и педагогика | 72 000 | |
Тольяттинский государственный университет/Росдистант | Психология и педагогика начального образования | 39 500 |
Плюсы и минусы педагогического образования
Давайте рассмотрим, какие преимущества и недостатки есть у специальности «педагог», и можно ли как-то избежать сложных моментов в работе учителя.
К плюсам профессии смело относим:
социальное признание, авторитетность;
осознание важности учительского труда;
востребованность профессии, а значит, устроиться на работу будет не сложно;
длительный отпуск;
обширный социальный пакет;
льготы (например, льготная ипотека);
постоянное развитие;
гибкий график работы;
возможность повышать свою квалификацию и зарплату;
возможность дополнительного заработка репетиторством (или полный уход в репетиторскую деятельность, которая на данный момент в России оплачивается от 1000 рублей за академический час).
Хотелось бы также надеяться, что в профессию идут люди, которые искренне любят детей и получают позитивные эмоции от общения с ними.
Но есть у профессии и «темная сторона»:
- низкая зарплата;
- выгорание;
- большое количество бумажной работы;
- не всегда удобный график;
- плохое оснащение большинства школ, что делает работу в них более трудоемкой и безрадостной;
- большая ответственность;
- большое количество дополнительных обязанностей;
- необходимость общаться с большим количеством людей (не только учениками и коллегами, но и родителями).
Все эти минусы делают работу учителя довольно специфическим видом деятельности, который подходит далеко не каждому человеку.
Однако, если в СНГ к обычным тяготам учительского труда добавляются низкие зарплаты (от 15 000 руб. в месяц в регионах), в Германии работа учителя оплачивается вполне достойно — на уровне 3–4 тысяч евро в месяц, что соответствует средней по стране зарплате специалиста с высшим образованием. Но, несмотря на хорошие зарплаты и социальную защищенность, учителей в Германии не хватает. Причина этого — большое количество многодетных семей беженцев, в которых нечасто встретишь человека с высшим образованием.
Немецкие специалисты прогнозируют, что в ближайшее десятилетие дефицит учителей будет только расти, а значит, в Германии сейчас это очень перспективное направление для получения образования, особенно для тех, кто хочет стабильной обеспеченной жизни.
Заключение
Нормативная база для подготовки педагогов нуждается в новой разработке, а образовательная программа требует внедрения современных технологий. Однако ведущей проблемой считается отсутствие мотивации к обучению у подавляющего большинства студентов. Образование, организованное в удаленном формате, частично решает вопросы. Технологии позволяют преподнести материал в интересной форме, замотивировать и заинтересовать студентов в учебе. Они во многом освобождают преподавателя от рутинной работы. Мастерство педагога в этом и заключается – сделать процесс обучения увлекательным и интересным.