Кто такой продюсер и что он делает?
Содержание:
- Виды продюсеров
- Обучение
- Как маленький эксперимент стал большим проектом
- Чем занимается продюсер
- Место работы и карьерный рост
- (Продюсер) Инфопродюсер это кто такой?
- Как мы представляем продюсера
- Шарлатаны и продюсеры: как отличить пустышку от настоящего спеца
- Кинопродюсер (полное описание)
- Обучение на Продюсера
- Что такое продюсирование?
- Плюсы и минусы профессии продюсер
- Специализации
- Где его найти
- Требования к специалисту
- Чем занимается креативный продюсер
- «Заведите свой канал и предложите проект друзьям»: как собирать портфолио новичкам
Виды продюсеров
По сфере занятости таких специалистов принято разделять на:
- кинопродюсеров;
- теле- или радио продюсеров;
- интернет-продюсеров;
- театральных продюсеров;
- музыкальных продюсеров.
Помимо принятой градации по сфере занятости разделяются специалисты и по объему выполняемых обязанностей:
- Генеральный продюсер – это человек, который является самым главным в проекте. Он организует всю работу и отвечает за успех всей команды.
- Исполнительный продюсер , или один из представителей руководящего состава, занимающийся финансовыми, административными или творческими аспектами деятельности, не вникая в технические подробности.
- Ассоциированный продюсер , или представитель генерального директора, отвечающий за определенную часть работ в проекте.
- Линейный – следит за ежедневным прогрессом работ и техническими аспектами деятельности.
- Креативный – отвечает за творческую составляющую проекта.
Продюсер в кино
Практически каждый современный человек знает, кто такой продюсер в кино. Это тот специалист, который создает условия для создания киноленты и прихода ее у массовому зрителю. Кинопродюсер отвечает за:
- Поиск перспективных сценариев и идей фильма.
- Разработку концепции ленты вместе с режиссером.
- Изыскание инвестиций и формирование бюджета. Это могут быть как деньги частных инвесторов в коммерческом кинопрокате, так и государственные бюджетные дотации.
- Набор съемочной группы и технического персонала.
- Организацию съемок и монтажа картины.
- Разработку стратегии продвижения готового продукта в кинопрокате: заключение договоров с дистрибьюторами и прочее.
В киноиндустрии продюсер может быть:
- Студийным , то есть работающим на крупный киноконцерн и распоряжающийся деньгами компании.
- Независимым , занимающимся поиском инвесторов, рекламными и другими вопросами. Не редко независимые продюсеры в собственных фильмах выступают еще и режиссерами. К примеру, Стивен Спилберг, Квентин Тарантино и другие.
Музыкальный продюсер
Самой известной разновидностью специальности для многих является то, кто такой музыкальный продюсер. Со сферой шоу-бизнеса 90-х годов прошлого столетия у многих и сформировались ассоциации об этой профессии. Такой человек занимается созданием известности музыкальных проектов. Саунд продюсер занимается тем, что:
- Анализирует рынок музыкальной продукции.
- Находит творческий материал или исполнителя, разрабатывает концепцию его создания, к примеру, нового музыкального альбома.
- Изыскивает денежные средства для реализации проекта. Часто это вложения частных инвесторов, рассчитывающих на получение прибыли в ходе его реализации.
- Подбирает студию звукозаписи и технический персонал: звукорежиссера и других специалистов.
- Занимается продвижением артистов: создает и поддерживает их имидж.
- Занимается вопросами ротации готового материала на радиостанциях и других площадках и многое другое.
Интернет-продюсер
С повсеместным распространением сети интернет по всему миру продюсирование вышло за рамки искусства. В последние годы активно развивается такая специальность, как продюсер интернет-проектов. К ним можно отнести:
- онлайн игры;
- интернет-школы и академии;
- обучающие курсы;
- другие инфопродукты представленные в аудио и видеоформатах.
Все эти проекты могут иметь огромную популярность и приносить коммерческий успех благодаря грамотно выстроенной модели создания и подачи конечному потребителю. Со временем многие выпускники вузов не только понимают, кто такой интернет-продюсер, но и активно развивают свои навыки и знания в сфере продвижения проектов во всемирной паутине.
Обучение
Решая, где учиться на продюсера, надо выбирать творческий вуз определенной направленности (в зависимости от собственных предпочтений) и поступать на специальность «продюсерство» или смежные с ней (менеджмент проектов, управление и т. д.). Несколько примеров высших учебных заведений в качестве ориентира:
- Белгородский госинститут искусств и культуры. Факультет режиссуры, актерского искусства и хореографии.
- Тюменский госинститут культуры. Факультет социально-культурных технологий.
- Орловский госинститут культуры. Факультет социально-культурной деятельности.
- Хабаровский госинститут культуры. Факультет искусств и социокультурной деятельности.
- Московский госинститут культуры. Факультеты: государственной культурной политики; медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств.
- Всероссийский госинститут кинематографии им. С. Герасимова. Факультет продюсерства и экономики.
- Санкт-Петербургский госинститут кино и телевидения. Факультет экранных искусств.
- Краснодарский госинститут культуры. Факультет телерадиовещания и театрального искусства.
- Останкинский институт телевидения и радиовещания.
Продюсерский факультет представлен в таких вузах:
- Институт кино и телевидения (ГИТР).
- Российская академия музыки им. Гнесиных.
- Российский институт театрального искусства (ГИТИС).
- Российский госинститут сценических искусств.
Для поступления нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе, иногда вузы требуют обществознание или историю/ иностранный язык. Кроме того, проводится профессиональное или творческое испытание (например, собеседование или устное представление работы – фоторепортажа, как в ОИТиР).
Как маленький эксперимент стал большим проектом
— Как вы решились открыть компанию EdNation? Откуда взялась идея онлайн-школы?
— В Министерстве цифрового развития (тогда оно называлось Министерством связи и массовых коммуникаций) я служил в команде, стоявшей у истоков цифровой экономики в России. Целью моей работы было увеличить число IT-специалистов в стране. Государственного бюджета для этой задачи не было, но зато был мощный административный ресурс: статус советника позволял легко назначать встречи.
Так мы собрали отраслевой консорциум из крупнейших IT-компаний, каждая из которых нуждалась в кадрах и уже имела свои образовательные инициативы. Все вместе мы запустили крупный образовательный онлайн-проект «Час Кода», который существует до сих пор, только теперь как «Урок Цифры». Ежегодно в нём принимает участие более десяти миллионов человек. Именно тогда в моей голове и произошла трансформация: я увидел потенциал онлайн-образования.
Пресс-конференция в ИТАР-ТАСС. На фотографии (справа налево): Николай Никифоров (министр связи и массовых коммуникаций РФ), Арсений Вейцкин (советник Министерства связи и массовых коммуникаций РФ), Антон Шингарёв (вице-президент «Лаборатории Касперского»), Павел Бетсис (глава Microsoft в России)
На съёмках социального ролика для всероссийской акции «Час Кода». На фотографии (слева направо): Арсений Вейцкин, Константин Черепков (режиссёр музыкального видео и рекламы), Иван Охлобыстин
— Что сделало проект таким популярным?
— Мы делали онлайн-уроки. Сегодня это кажется очевидным, а в 2014 году стало настоящим прорывом. Хайп онлайн-образования длился несколько лет. А когда позже сменился министр связи, я и многие из нашей команды вышли из министерства. Тогда я задумался, где бы себя применить, и увидел перспективу в поднимающейся волне онлайн-школ. У меня был релевантный опыт на телевидении, и я понимал цифровую сферу, поэтому решил присоединиться к новой волне.
Появилась идея проекта о кино: встретился со своим другом Артёмом Логиновым, сооснователем компании Good Story Media, которому тоже была любопытна эта тема. Good Story Media выработали уникальную технологию написания сценариев и по ней производят множество успешных сериалов. Мы решили сделать сценарный курс… и не прогадали.
Сериалы, над сценариями которых работали Good Story Media
— Значит, всё получилось? 🙂
— Да, как оказалось, в области сценарного мастерства был скрыт активный интерес. К нам на первый вебинар пришло полторы тысячи человек — я даже немного обалдел. Следующее незабываемое впечатление: я веду вебинар и говорю: «Те, кто заинтересовался, вот ссылочка, можете переходить и оплачивать». Заглядываю в CRM, а там — живые деньги, достаточно весомые суммы, которые падают на счёт каждые несколько минут.
До этого момента курс был просто экспериментом, а тогда мы увидели реальный отклик и решили продолжить этот марафон, создать предприятие. Так и началась история компании EdNation.
— Можно назвать ваш первый опыт в качестве онлайн-продюсера удачным?
— Не совсем. Мы пробовали запуститься с другой темой, и это было фиаско — говорю, чтобы никто не подумал, что успех приходит сразу. Оказалось — надо учиться, работать по технологиям и применять уже существующие решения. Каждая мелочь имеет значение. Запуск курса — это как сбор электрической цепи. Она длинная и состоит из разных кусков. Если где-то разрыв — не работает вся цепь. А если у тебя несколько разрывов, то ничего не получится, пока не устранишь все.
— Что бы вы посоветовали начинающим онлайн-продюсерам, которые работают над своим первым проектом?
— Быстрее двигайтесь в сторону клиента и узнавайте его реальные потребности.
Все наши мысли и предположения о продукте, его ценности — просто личные галлюцинации. Пока вы не пришли на «рынок», не разложили свой прилавок и у вас не начали этот продукт покупать — он ничего не стоит.
И не бойтесь набивать шишки. Провальный опыт лишь приближает успешные запуски. Главное — сразу внедряйте наработки на практике.
Чем занимается продюсер
Восемь лет назад у меня не было четкого представления, кто такой продюсер. Расселение людей, покупка билетов, поиск локаций, обсуждение и придумывание, работа редактора, режиссера — все было на мне, я даже снимала как оператор!
Первые годы я не понимала, как можно спать, когда твоя группа летит на другой континент. Когда я забеременела и не летала с группой, они должны были отзвониться мне, что приземлились, заселились, и только потом я ложилась спокойно спать, иногда в четыре утра.
Сначала нам было сложно. Вся команда, даже ведущие Алан и Жанна (Бадоевы. — Прим. ред.), почти не выезжала за границу до «Решки». И тут сразу же Америка. Я заполняла сама каждую декларацию, все эти визы, бумажки… Каждый раз в аэропорту я испытывала дикий ужас, что мы опоздаем на стыковочный рейс. Я боялась, что всех растеряю. Потому что куда все идут первым делом? Правильно, в дьюти-фри: кто-то духи нюхает, кто-то алкоголь покупает, кто-то — игрушки. Приходилось буквально ходить за руки.
Жанна вообще не могла ориентироваться в аэропортах, она выходила из самолета и не понимала, куда ей нужно двигаться, где эти гейты. А если еще и в другой терминал — все, беда. Я думала: главное — не потерять Жанну! Прямо как курица-наседка следила. Хотя я сама ничего не знала, но была так сосредоточена, мне настолько было страшно, что варианта не разобраться просто не было. Я знала: если что, я огребу.
Место работы и карьерный рост
Продюсеры работают в киностудии, на телеканале, а также в продюсерском центре. Вместе с тем никто не запрещает самостоятельную деятельность. Тут уже каждый выбирает сам, что ему ближе: труд по найму или собственный бизнес.
Залог успеха в карьере – работа 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Если специалист готов на такие подвиги, ему удастся достичь профессиональных высот. Продвижение по карьерной лестнице обычно начинают, устроившись помощником администратора (к примеру, на телеканал), при должном усердии и амбициозности дорасти можно до исполнительного и даже главного продюсера проекта.
(Продюсер) Инфопродюсер это кто такой?
Здравствуйте, подписчики и читатели блога! Многие люди знают, что есть такие специалисты, как продюсеры. Данная профессия появилась давно, после того как настала эра киноиндустрии. С помощью продюсеров организовываются фильмы, подбираются актеры для сцен и так далее.
С приходом в наш мир Интернета, появилась новая профессия – инфопродюсеры. Здесь инфопродюсер выступает в роли организатора продаж тренингов и курсов. Простыми словами, этот специалист упаковывает тренинги и курсы, чтобы их продать целевой аудитории
Он делает все возможное, чтобы привлечь внимание людей, которые бы покупали продукты заказчиков. А дальше, заказчики сами решают, как управлять своими продажами.
Как мы представляем продюсера
Ситуация: талантливый парень Артемка каждый вечер радует друзей и соседей крутыми песнями под гитару. Написал он их все сам. Звучат правда неплохо. И тут все друзья сходятся во мнении: «Тема, тебе срочно нужен продюсер»!
По устоявшемуся мнению большинства этот самый продюсер выглядит как некий солидный дяденька (реже — тетенька) с большим заплывшим углеводами прессом и еще бОльшим прессом вечнозеленых купюр.
Продюсер чувствует запах денег талант за версту и готов взяться за раскрутку юного (не всегда) дарования, получая за это свой хорошенький процент.
Стоит нашему талантливому Артему найти того самого продюсера, как через несколько дней он проснется знаменитым, а мечты о просторной квартире в центре столицы, дорогих машинах и эксклюзивной одежде станут ближе.
Эфиры на радио, клипы, раскрутка альбомов — всем этим займется этот, по истине универсальный человек. В реальности все совершенно иначе.
Шарлатаны и продюсеры: как отличить пустышку от настоящего спеца
Кругом продвиженцы и продюсеры! Все предлагают свои услуги и рассказывают о том, какие они крутые специалисты.
Как понять, что перед вами настоящий профессионал, а не очередной охотник за быстрыми и, что скрывать, неплохими деньгами?
Плохой продюсер |
Крутой продюсер |
Не думает об успехе проекта. |
Погружается в дело с головой. |
Не вникает в трудности и не ищет пути их решения. |
Всегда ищет способы улучшить проект, даже если он и так работает. |
Стремиться побыстрее заработать и найти новый проект. |
Использует любые возможности для развития. |
Ему всё равно, что будет после него. |
Видит перспективы. |
У него нет приличного портфолио и отзывов, нет контактов предыдущих заказчиков. |
Находит выход даже в безнадежном случае. |
«Шарлатан» сбежит, как только поймет, что проект провален. Его не замучает совесть. Он найдет нового заказчика и будет спать спокойно.
Не надо так.
«Настоящий» продюсер подбирает в команду людей с горящими глазами и вместе они делают невозможные вещи. Он не возьмется за проект, если видит, что в нем нет перспектив. Даже за хорошее вознаграждение. Ему важна его репутация, а не только деньги.
Кинопродюсер (полное описание)
Продюсер кинофильма организует финансирование, производство и прокат фильма. Иными словами, он создает условия для создания кино и прихода его к массовому зрителю. Продюсер фильма выбирает сценарий, изыскивает денежные средства в виде частных инвестиций или государственной поддержки, приглашает режиссера, директора фильма, актеров, технический персонал. Он организует съемки и монтаж фильма, разрабатывает стратегию продвижения кинофильма, заключает договора с дистрибьюторскими компаниями на прокат фильма.
Обучение на Продюсера
Санкт-Петербургская школа телевидения приглашает пройти курсы продюсеров. Удобная форма занятий: курс состоит из 6 занятий по 2.5 академических часа. Гибкий график, возможность заниматься с разными группами. На время обучения выдается профессиональная техника. Старт новой группы каждую неделю. Выпускники получают фирменный сертификат.
Вузы
Что такое продюсирование?
Сейчас стало модным быть продюсером: красивый термин, имеющий в головах определенный социальный вес и флер. Но, к сожалению, не каждый «продюсер» таковым является по сути и готов отвечать за эту ответственность.
Прежде, чем мы пойдем дальше, давайте все-таки, наконец, определимся: что же такое продюсирование?
Для тех, кто не умеет гуглить определения, подсказываю — обратитесь к вселенскому разуму (aka Википедия).
Открываем и читаем:
«Продюсер (от англ. producer — производитель, товаропроизводитель, изготовитель) — специалист, который принимает непосредственное участие в производстве проекта, регулирует (или помогает регулировать) финансовые, административные, технологические, творческие или юридические аспекты деятельности, регулирует политику при выполнении какого-либо проекта».
Продюсирование в тренинговом рынке, конечно, отличается примерно также как телепродюсирование отличается от музыкального или кинопродюсинга. Проще говоря, есть специфика ниши, безусловно. НО! В целом это все один процесс, под которым понимаются вполне конкретные цели и задачи.
Итак, продюсер создаёт условия для создания проекта и реализует его от начала до конечного результата.
Именно продюсер находит идею будущего проекта, финансирует/софинансирует или находит инвесторов (спонсоров, меценатов) для осуществления проекта, формирует основной состав команды, участвует в производстве на всех его этапах и даже занимается продажами и дистрибуцией конечного продукта. Поскольку продюсер — это ключевое лицо проекта (пусть его имени вы и не увидите на обложках), кто полностью несет всю ответственность за процесс и результат, именно он диктует что, когда и как делать. Да, иногда это может быть согласовано с отдельными персонами по мере необходимости.
Но в целом — кто продюсер, тот и рулит.
Итого, резюмируем:
— Лидгенщики/ арбитражники/ трафик-менеджеры — это не продюсеры. Как бы круто вы ни гнали трафик, какие бы схемы не использовали, какие бы источники не задействовали — это все равно не продюсирование. Ваша задача — массово пригонять целевой (желательно) трафик.
— Организаторы — это не продюсеры. Вне зависимости от крутизны, масштаба, тематики, ниши и всего прочего, даже если при этом вы делаете упаковку отдельных ивентов — это еще не продюсирование. Ваша задача — качественно организовывать события под ключ.
Плохая новость — если вы эксперт/ спикер и вам нужен комплексный подход (читай: продюсирование), то скорее всего вы быстрее найдете либо тех, кто гонит трафик, либо тех, кто организует события. Оба варианта на самом деле уже очень хорошо — хороших оргов и лидгенщиков реально днем с огнем не сыскать. Но это ведь не то, что нужно?
Хорошая новость — если гуру трафика/ ивентов, вы вполне можете стать крутым продюсером в образовательном рынке, т.к. это одни из ключевых навыков, которые просто must have.
Вывод:
— Продюсеры — это те, кто создают проекты с идеи и до результата. они буквально из воздуха создают продукт, клиентов, продажи, команду и тп. Именно они знают и говорят другим членам команды куда, зачем и почему мы идем
— Качественных и действительно профессиональных организаторов и лидгенщиков — оооочень мало, а продюсеров — практически нет. Это реальность. Рынок в зачатке и нам еще расти и расти. Именно поэтому если вы встречаете своего профессионала — хватайте, уговаривайте сотрудничать и тщательно берегите))
Милана Кайзен
Плюсы и минусы профессии продюсер
Как и любая другая специальность, работа продюсером имеет свои положительные и отрицательные стороны. К плюсам можно отнести:
- Возможность устроиться на работу в крупный медийный холдинг или начать свое дело по поиску и раскручиванию успешных проектов.
- Перспективы собственной реализации.
- Широкий круг общения с людьми самых разных профессий.
- Интересный и творческих характер работы.
Из минусов можно выделить:
- Ненормированный рабочий график, особенно если человек занимается работой над собственным проектом.
- Отсутствие гарантированной прибыли при проектной деятельности, которая во многом зависит от талантов самого специалиста.
- Высокий уровень конкуренции на современном медийном пространстве сферы искусства.
Специализации
Профессия «продюсер» имеет несколько специализаций:
- Музыкальный продюсер. Занимается развитием музыкальных проектов (альбомов, групп, сольных певцов, музыкальных шоу). Палитра деятельности: создание имиджа артистов, концепции группы, альбома или шоу, контроль работы стилистов, фотографов и видеооператоров, маркетинг, организация аудиозаписи, гастролей, продвижение артистов в СМИ и в интернете.
- Театральный продюсер. Этот специалист организует театральные постановки. Он вместе с режиссером и другими театральными мастерами участвует в создании концепции спектакля, участвует в кастинге, решает финансовые вопросы, организует маркетинговые и рекламные мероприятия.
- Телепродюсер. Работа телепродюсера связана с организацией и раскруткой телеканала в целом или отдельных телепрограмм. Палитра деятельности: генерирование идей новых программ и шоу, разработку их концепции, подбор кадров, привлечение телезрителей, обеспечение лучших условий для получения прибыли проекта.
- Кинопродюсер. В ответственность кинопродюсера входит участие в составлении концепции (взаимодействие с режиссером и ведущими участниками кинопроцесса, составлении бюджета фильма, привлечение средств, производство ленты (от кастинга и выбора локаций до организации обедов на киноплощадке и монтажа киноматериала), обеспечение проката в кинотеатрах, на фестивалях. В определенных случаях кинопродюсер может участвовать в выборе сценария, подборе режиссерского состава, других продюсеров проекта.
Любая из перечисленных сфер не сможет существовать без грамотного продюсера. Проекты становятся популярными и приносят коммерческую прибыль благодаря правильно выбранной идеи, разумно организованному процессу создания и преподнесения итоговой работы конечному потребителю. Поэтому профессия «продюсер» в ближайшие 5−10 лет продолжит набирать популярность.
Где его найти
Артемка хочет стать известным и знаменитым, но как ему это сделать? Где искать продюсера? Вариантов тут сразу несколько.
Во-первых, последнее время таланты особенно популяризируются через шоу, вроде «Голос» и им подобные. Так вот, тот самый продюсер может ждать Артема в зале, либо входить в состав жюри. И если парень впечатлит продюсера, его ждет встречное предложение.
Во-вторых, по всей стране разбросаны продюсерские-центры, где руководство обещает сделать звезду практически из каждого мало-мальски талантливого певца или музыканта. Разумеется, не бесплатно, да и не всегда с результатом в 100%.
Наконец, если вы уверены в собственных силах, приготовьтесь к самостоятельному штурму интересующего вас продюсера, который уже несколько лет ведет один из ваших любимых коллективов. Подготовьте диск с записями и вперед на осаду крепости. Настырность – главное достоинство в шоу-бизнесе.
По дороге в продюсерский центр нужно морально зарядиться решительностью от Lossless-музыки. Рецепт «коктейля для штурма» прост: загружаете треки в плеер FiiO X3 III, подключаете наушники к балансному порту, классическому «джеку» или спариваете по Bluetooth, и наслаждаетесь неповторимым звучанием.
В FiiO X3 II используются сдвоенные чипы PCM5242, прекрасно показавшие себя в соотношении уровня сигнала/шума. Музыкальных искажений эта модель попросту не допускает.
О «неофициальных» способах выхода на продюсеров мы рассказывать не будем. В конце концов, продюсер – это такой же человек и у него есть свои слабости.
Требования к специалисту
Продюсер работает с командой специалистов и распределяет между ними задачи. Его главная цель – разработать и развить онлайн-курс. Для этого надо, чтобы каждый сотрудник четко выполнял свои должностные обязанности.
Для контроля рабочих процессов и выполнения собственных задач продюсер должен обладать следующими знаниями и навыками:
- Уметь формировать креативные идеи.
- Знать, как решать юридические вопросы.
- Уметь создавать концепцию проекта.
- Иметь навыки планирования.
- Уметь работать с бюджетом.
- Иметь навыки управления.
- Знать, как подбирать надежный персонал и формировать команду.
- Уметь определять и анализировать целевую аудиторию.
- Понимать, как создавать учебный план и разбираться с технической частью разработки.
- Знать, как повышать имидж курса и онлайн-школы.
- Уметь работать с рекламой и продвижением продукта.
- Знать, как увеличивать количество партнеров, спонсоров и новых студентов.
- Уметь проводить анализ результатов работы и улучшать качество обучения.
- Обладать навыками маркетолога и продажника хотя бы на минимальном уровне.
- Уметь автоматизировать бизнес-процессы.
- Исследовать потребности и тенденции рынка.
- Уметь находить нестандартные подходы к решению проблем.
- Иметь художественный вкус и стиль.
- Знать, как подготовить преподавателей к видеоуроку.
- Уметь составлять технические задания для сотрудников.
Важны и личные качества:
- творческое и креативное мышление;
- самоорганизованность и самодисциплина;
- коммуникабельность;
- стрессоустойчивость;
- аналитические способности;
- терпеливость;
- внимательность к деталям;
- способность работать в режиме многозадачности;
- ответственность;
- быстрая обучаемость;
- нацеленность на результат и целеустремленность;
- интерес к общему делу;
- лидерские качества;
- навыки стратегии.
Работодатели могут потребовать наличие опыта работы на этой должности или в смежных областях деятельности. Поэтому на работу охотнее берут специалистов, которые уже реализовывали какие-либо интернет-проекты и знают, как работать с контентом. Это могут быть, например, контент-менеджеры, контент-маркетологи, SMM-специалисты.
Чем занимается креативный продюсер
Уже год я работаю на ток-шоу «Бородина против Бузовой». Занимаюсь всем, вплоть до чашек, некрасиво стоящих в студии. Я могу вызвонить экспертов, оформить студию вместе с художником-постановщиком, написать сценарий. Если продюсер все это не умеет, то ничему не научит своих сотрудников. Я должна все контролировать, хотя и научилась за 13 лет работы делегировать какие-то вещи.
Происходит все таким образом: мы садимся вместе с шеф-редакторами и устраиваем креативный бриф. Какие темы мы могли бы снять, что интересно людям. Для этого вычитываем журналы, мониторим соцсети. Для ТВ всегда работает тема личной жизни звезд, красоты, взаимоотношений и «как найти свою любовь».
Самый интересный процесс — написание сценария. Я долго не рассусоливаю, говорю все самое интригующее в подводке. А что касается разговора с героем, я всегда начинаю с самого интересного. Все телевизионщики знают: если ты в первые семь минут не смог зацепить зрителя, то дальше он смотреть не будет. Поэтому я сижу и сама с собой рассуждаю, как бы я это спросила, а как то, расписываю диалоги для ведущих.
«Заведите свой канал и предложите проект друзьям»: как собирать портфолио новичкам
— Сейчас ты ведёшь свой YouTube-канал, где берёшь интервью у других продюсеров и рассказываешь об особенностях профессии. Зачем это тебе?
— Как YouTube-продюсера, меня часто звали выступать на форумы, и каждый раз я рассказывал там одно и то же. Однажды подумал: «А задокументирую-ка я всё, что знаю о профессии, в одном видео и выложу на YouTube» — так и появился мой канал.
— Как ты продвигался?
— В YouTube есть встроенная реклама, она абсолютно легальна. Мы оптимизируем каждое видео (обложка, описание, хештеги) под аудиторию, которой интересна моя тема. Таргетолог настраивает рекламу, и после ввода релевантного поискового запроса человек видит мой ролик первым в списке. По механике это похоже на рекламу в Facebook.
Встроенная реклама — очень крутой инструмент: ты не только получаешь просмотры, но и рассказываешь о себе лояльной аудитории. С помощью неё я быстро получил фидбэк: мне оставляли комментарии, писали в личку со словами благодарности.
Сейчас канал Майкла перешагнул отметку в тысячу подписчиков. Скриншот: канал Майкла Бородина в YouTube
— Работает ли личный YouTube-канал как портфолио и резюме?
— Безусловно! Заказчики зачастую находят меня именно через видео, по старинке вбивая в поисковик «YouTube-продюсер» и кликая на первый ролик. А ещё свой канал — это хороший тест на адекватность для клиентов. Они видят, как ты рассуждаешь, что рассказываешь, и на основе этого принимают решение о сотрудничестве.
Я советую всем новичкам вести свой канал. Пример из личного наставничества: девушка работает продюсером онлайн-школ и снимает ролики на эту тему. Видео набирает всего по 50–100 просмотров, но после каждого к ней на консультацию стабильно приходит два клиента. Удивительно, как даже такие маленькие просмотры конвертируются в деньги!
— Как ты посоветуешь новичкам собирать портфолио и находить первых клиентов?
— Необязательно сразу брать коммерческих клиентов. Я думаю, самый простой путь — искать заказы среди друзей. Каждый из нас знаком с каким-нибудь интересным человеком, который хочет выйти в публичное поле. Возможно, он мастерит мебель из дерева или талантлив в чём-то другом. Помогите другу снискать успех, предложите свои услуги безвозмездно и практикуйтесь.
Теперь, когда у вас есть задумка и герой, заряжайте своей идеей других специалистов и собирайте команду. Будьте уверенными и коммуникабельными. Объясните оператору, монтажёру, сценаристу, какой классный продукт получится на выходе, и сделайте так, чтобы они сами загорелись процессом.
— Долго ли придётся работать вот так, за идею?
— Пока не соберёте твёрдое портфолио. Чтобы это произошло как можно скорее, договоритесь сами с собой: «Так, я два месяца работаю бесплатно, но за это время я должен сделать 10 проектов. Через них покажу будущим клиентам, что умею снимать красиво и содержательно».