Егэ по литературе 2022, 2021, 2020, 2019

2014 год

  • Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 по литературе, 11 класс
  • ЕГЭ 2014, Литература, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2014, Литература, 11 класс, Диагностическая работа
  • ЕГЭ 2014, Литература, 11 класс, Кодификатор
  • ЕГЭ 2014, Литература, 11 класс, Спецификация
  • ЕГЭ 2014, Литература, 11 класс, Тренировочная работа
  • ЕГЭ 2014, Литература, 11 класс, Тренировочная работа №1, 2013
  • ЕГЭ 2014, Литература, Диагностическая работа с ответами, Варианты 401-402, 20.03.2014
  • ЕГЭ 2014, Литература, Досрочный этап, 2 варианта КИМ, с сайта ФЦТ
  • ЕГЭ 2014, Литература, Методические рекомендации, Зинин С.А., Новикова Л.В., Гороховская Л.Н.
  • ЕГЭ 2014, Литература, Самое полное издание типовых вариантов заданий, Зинин С.А.
  • ЕГЭ 2014, Литература, Самое полное издание типовых вариантов, Зинин С.А.
  • ЕГЭ 2014, Литература, Сборник заданий, Самойлова Е.А., 2013
  • ЕГЭ 2014, Литература, Типовые тестовые задания, Ерохина Е.Л.
  • ЕГЭ 2014, Литература, Типовые тестовые задания, Ерохина Е.Л., 2014
  • ЕГЭ 2014, Литература, Тренировочные задания, Самойлова Е.А., 2013
  • ЕГЭ, Литература, Выполнение задания С5, Ерохина Е.Л., Аристова М.А., Зуева Е.В., Крамчаткина Е.М., 2014
  • Кодификатор ЕГЭ 2014 по литературе, 11 класс
  • Литература, Подготовка к ЕГЭ 2015, Справочные материалы и тесты, Секачёва Е.В., Скрипка Т.В., Логунова Н.В., 2014
  • Литература, Подготовка к ЕГЭ 2015, Справочные материалы и тесты, Секачёва Е.В., Скрипка Т.В., Логунова Н.В., Сенин Н.А., 2014
  • Литература, Подготовка к ЕГЭ в 2014 году, Диагностические работы, Зинин С.А.
  • Литература, Подготовка к ЕГЭ в 2014 году, Диагностические работы, Зинин С.А., 2014
  • Литература, Полный курс подготовки к ЕГЭ, Шуников В.Л., 2014
  • Спецификация ЕГЭ 2014 по литературе, 11 класс

Как писать сочинение

Вы получите за сочинение максимальное количество баллов, если:

  • оно соответствует теме;
  • авторская позиция не искажена;
  • тема раскрыта полностью;
  • в качестве аргументов приведены примеры из текста;
  • использованы теоретико-литературные понятия;
  • композиция отличается цельностью;
  • мысли изложены последовательно и логично;
  • нет речевых ошибок.

Основная часть

  • Начните работу с основной части.
  • Составьте план будущего сочинения.
  • Сформулируйте три пункта, которые раскрывают тему.

Например, тема — любовная лирика Михаила Лермонтова. Чтобы её раскрыть, выпишите названия трёх стихотворений поэта о любви и проанализируйте их. Вы получите минимум три абзаца осмысленного, содержательного текста и рассмотрите три аспекта указанной темы, что вполне достаточно для её раскрытия.

Запишите цитаты, которые иллюстрируют вашу мысль.

Их не должно быть слишком много (это перегружает текст) или слишком мало. Придерживайтесь правила: один абзац — одна мысль — одна-две цитаты. Если вы пишете о поэзии, лучше использовать прямые цитаты. С прозаическими произведениями подойдут и косвенные: «Пушкин писал, что…»

Выберите отсылки к тексту произведения.

Это могут быть фрагменты, эпизоды, образы, события, поступки героев, которые иллюстрируют вашу мысль.

Подумайте, какие теоретико-литературные термины вы можете использовать.

Они должны соответствовать теме. Если это тема любви в творчестве поэта, подойдут термины «любовная лирика», «лирический герой», «метафора», «сравнение».

Напишите основную часть по плану, используя подготовленный материал.

Избегайте простого пересказа и словоблудия — так называемой «воды». Они обеспечивают объём, но не помогают раскрыть тему, а время отнимают. Следите за тем, чтобы правильно передать позицию автора.

Вступление и заключение

Переходите к вступлению и заключению после написания основной части.

Вступление должно быть кратким — не более двух-трёх предложений. Не используйте штампы и пустые, ничего не значащие фразы: «великий русский поэт», «известное произведение», «все мы знаем» и тому подобные. Они замусоривают текст и тратят ваше время.

Во вступлении можно сказать об актуальности темы или проблемы для самого автора, для всего человечества или для вас лично, упомянуть исторические факты или факты биографии автора. Можно заходить через сюжет: «Тема семьи — одна из главных в романе М.А.Шолохова „Тихий Дон“».

В качестве подсказки используйте ключевые слова в формулировке темы. Возьмём тему «Над какими философскими вопросами размышляет Ф. Тютчев в своих стихотворениях?». Ключевые слова здесь — «философские вопросы». Значит, во вступлении можно говорить о том, что такое философская лирика и какое место она занимает в поэзии вообще и в творчестве Тютчева в частности.

Ещё один вариант начала — кратко перечислить мысли, которые вы раскроете в основной части. К примеру, если тема — «Семья в романе М.А.Шолохова „Тихий Дон“», во вступлении можно не просто указать, что она важна для писателя, но и перечислить, на примере каких семей мы видим события начала XX века..

Заключение состоит из двух-четырёх предложений, в которых необходимо подвести итог и сделать краткий вывод из всего вышесказанного. В заключении не должно быть никакой новой информации. Вернитесь к теме, перечитайте её. Теперь пишите заключение. Здесь можно ещё раз кратко повторить основные тезисы или написать о том, как повлияло на вас творчество автора.

Не забудьте несколько раз медленно прочитать черновик. Возможно, где-то прячутся речевые или даже фактические ошибки.

2013 год

  • ЕГЭ 2013, Литература, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2013, Литература, 11 класс, Диагностическая работа №1
  • ЕГЭ 2013, Литература, 11 класс, Диагностическая работа №1, 2012
  • ЕГЭ 2013, Литература, 11 класс, Диагностическая работа №2
  • ЕГЭ 2013, Литература, 11 класс, Кодификатор
  • ЕГЭ 2013, Литература, 11 класс, Спецификация
  • ЕГЭ 2013, Литература, 11 класс, Тренировочная работа №1, 2012
  • ЕГЭ 2013, Литература, 11 класс, Тренировочная работа №1, Вариант 1-2, 2012
  • ЕГЭ 2013, Литература, 11 класс, Тренировочная работа №2
  • ЕГЭ 2013, Литература, 11 класс, Тренировочная работа №3
  • ЕГЭ 2013, Литература, 11 класс, Тренировочная работа №4
  • ЕГЭ 2013, Литература, Практикум по выполнению типовых тестовых заданий, Ерохина Е.Л.
  • ЕГЭ 2013, Литература, Самое полное издание типовых вариантов заданий, Зинин
  • ЕГЭ 2013, Литература, Самое полное издание типовых вариантов заданий, Зинин С.А.
  • ЕГЭ 2013, Литература, Сборник заданий, Самойлова Е.А., 2012
  • ЕГЭ 2013, Литература, Типовые тестовые задания, Ерохина
  • ЕГЭ 2013, Литература, Типовые тестовые задания, Ерохина Е.Л.
  • ЕГЭ 2013, Литература, Типовые экзаменационные варианты, 25 вариантов, Зинин С.А., 2012
  • ЕГЭ 2013, Литература, Типовые экзаменационные варианты, 25 вариантов, Зинин, 2012
  • ЕГЭ 2013, Литература, Тренировочные задания, Самойлова Е.А., 2012
  • ЕГЭ 2013, Литература, Шпаргалки
  • ЕГЭ 2014, Литература, 11 класс, Тренировочная работа №1, 2013
  • ЕГЭ 2014, Литература, Сборник заданий, Самойлова Е.А., 2013
  • ЕГЭ 2014, Литература, Тренировочные задания, Самойлова Е.А., 2013
  • ЕГЭ по литературе, Вариант 1, Центр, 2013
  • ЕГЭ по литературе, Вариант 2, Центр, 2013
  • ЕГЭ по литературе, Вариант 3, Центр, 2013
  • ЕГЭ по литературе, Вариант 4, Центр, 2013
  • ЕГЭ по литературе, Вариант 5, Центр, 2013
  • ЕГЭ по Литературе, Демонстрационный вариант, 11 класс, 2013
  • ЕГЭ по Литературе, Кодификатор, 11 класс, 2013
  • ЕГЭ по Литературе, Спецификация, 11 класс, 2013
  • ЕГЭ, Литература, Универсальный справочник, Скубачевская Л.А., Надозирная Т.В., Слаутина Н.В., 2013
  • ЕГЭ, Литература, Экспресс-подготовка, Титаренко Е.А., Хадыко Е.Ф., Скубачевская Л.А., 2013
  • Литература, Справочные материалы и тесты, Подготовка к ЕГЭ 2013, Скрипка Т.В., Секачева Е.В., Логунова Н.В.
  • Литература, Справочные материалы и тесты, Подготовка к ЕГЭ 2013, Скрипка Т.В., Секачева Е.В., Логунова Н.В., 2012
  • Литература, Справочные материалы и тесты, Подготовка к ЕГЭ 2013, Скрипка Т.В., Секачева Е.В., Логунова Н.В., 2013
  • Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания литературы, Зинин С.А., Гороховская Л.Н., Новикова Л.В., 2013
  • Тренировочная работа №3 по литературе, ЕГЭ 2013, 11 класс

Структура ЕГЭ по литературе

И вновь отведено ровно 3 часа и 55 минут (235 минут) на написание. Контрольные измерительные материалы содержат 17 заданий, разделенных на две части по уровню сложности.

Первая включает в себя 16 заданий, где последние четыре ответа должны быть развернутыми. Можно разделить на условные 2 блока. Вторая же часть включает только развернутые ответы, их можно назвать мини-сочинениями. Литрекон хочет познакомиться с краткими описаниями заданий подробнее и познакомить Вас!

Совсем недавно ФИПИ на своем официальном портале представил проекты документов, в которых излагаются все изменения в КИМ. Стало известно, что с 2022 года Единый государственный экзамен будет проводиться в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования. Многомудрый Литрекон искренне желает, чтобы изменения в проведении ЕГЭ по литературе никак не повлияли на завершение учебного года.

Блок первый

  1. Задания 1-7 нуждаются в кратком ответе. Они проверяют знания учеников о том, какие могут быть жанры и направления произведений, особенности композиций, различные термины и знания о героях.
  2. Будьте предельно внимательны. Задание седьмое с этого года меняется. Его слегка подкорректировали. Теперь оно содержит два пропущенных места, куда необходимо вставить верные термины.
  3. 8 задание содержит вопрос, на который нужно отвечать несколькими предложениями. В идеале – до десяти. Пример такого вопроса: «Какое противоречие допускает автор…?»
  4. Задание 9 можно назвать сопоставлением. Оно предлагает вспомнить что-то из прочитанного и сравнить с уже вписанным в КИМ.

Блок второй

Вся вторая часть сосредоточена на поэзии. Здесь проверяется знание средств выразительности. Поэтому с 10 по 14 задание можно столкнуться с проверкой знаний на род, жанр и направления в стихотворении. Нужно также уметь определять размер, пригодится для 14-го.

В 15 задании требуется провести анализ лирического отрывка. После которого придется развернуто отвечать на вопрос.

Задание 16 можно соотнести с 9 из блока первого. Здесь тоже придется вспомнить и сопоставить. Темы самые разнообразные, поэтому, дорогие выпускники, читайте и узнавайте больше! Расширяйте свою базу.

Часть два

Перед вашими глазами оказываются четыре темы. Они настолько разные, что каждый сможет найти то, что покажется ему нетрудным. Здесь пишется объемное сочинение в 150-350 слов. Предполагается анализ литературного произведения, тему требуется раскрыть с трех сторон.

Хочется напомнить, что подготовка к итоговому сочинению или сочинению по русскому языку не помогут с 17 заданием. Здесь немного иная структура, есть свои особенности и принципы оценивания.

Разбор всех заданий на ЕГЭ по литературе (с планом и примером сочинения на ЕГЭ) Вы можете найти здесь.

Подытожим

Существенное изменение в КИМ ЕГЭ по литературе заключается в том, что теперь участники должны будут показать свои глубокие знания не только по отечественной, но и по зарубежной литературе. Кроме того, оценивая работу выпускника, организаторы теперь будут учитывать аспект грамотности. Также составители заданий значительно обогатили литературный материал, шире представив поэзию второй половины 19-20 столетий и русскую литературу 21 века.

КИМ ЕГЭ по литературе включает в себя две части и состоит из 17 заданий.

  1. Первая часть состоит из двух комплексов заданий. Первый из них относится к фрагменту драматического, лироэпического или эпического произведения. Здесь выпускнику необходимо решить семь номеров с кратким ответом, а также два задания с развёрнутым ответом ( 5-10 предложений). Второй комплекс заданий направлен на анализ лирического произведения. Здесь представлено пять заданий, предполагающих краткий ответ, а также два задания с развернутым ответом. Ответы к заданиями с кратким ответом участник ЕГЭ должен записать в бланк в виде слова, словосочетания или последовательности цифр.
  2. Вторая часть КИМ состоит из четырёх заданий (17.1-17.4). Из них выпускник должен выбрать только одно задание и предоставить на него аргументированный ответ в виде сочинения, объёмом от 200 слов.

На выполнение всей работы выпускнику даётся 3 часа 55 минут. Эксперты советуют выпускникам два часа потратить на решение первой части заданий, а оставшееся время – на вторую часть.

Стоит ли сдавать литературу?

Действительно, в последние годы литературу на ЕГЭ сдают не многие. В 2019 году дисциплину выбрали только 67 500 выпускников, а средний балл сертификата составил 63,4, что выше результатов, продемонстрированных выпускниками 2018 и 2019 годов.

В 2020 году сдавать ЕГЭ по литературе стоит тем ребятам, которые планируют подавать документы в ВУЗы России по таким направлениям, как:

  • филология (в т.ч. переводчик);
  • журналистика (в т.ч. военная);
  • творческие направления: театральное искусство, вокал, хореография и др.;
  • кино: актер, режиссер, продюсер, кинооператор и др.

Конечно, для успешного поступления мало просто хорошо сдать литературу. Во многих ВУЗах требуют в связке профильную математику, а в некоторых – английский язык. Поступающие на творческие направления также должны быть готовы к дополнительному испытанию – творческому конкурсу, который проводится очно на базе университетов.

Распространённые ошибки и как с ними справиться

— Используйте ключевые слова вопроса в начале и конце ответа: это поможет размышлять в заданном направлении.

— Обращайте внимание на вопросительное слово: не стоит искать причины явления, если спрашивают «какой» или «как»

Фактические ошибки

— Если не помните инициалов автора, не пишите их, достаточно указать фамилию.

— Готовясь к экзамену, запоминайте написание терминов и имён героев: Болконский, Мери, Бэла.

— Избегайте объёмного цитирования: приводите детали, которые точно помните.

Пересказ вместо анализа произведения

— Приводите пример из произведения, который точно иллюстрирует ваши тезисы, и обращайте внимание не только на то, что сказал автор, то есть на содержание, но и как он это сказал, то есть на форму произведения. — При ответе на вопрос 6 (11) анализируйте только те примеры, которые помогают сопоставить последние в заданном вопросом направлении

— При ответе на вопрос 6 (11) анализируйте только те примеры, которые помогают сопоставить последние в заданном вопросом направлении.

Логические ошибки

— Перед написанием ответа или сочинения сформулируйте тезисы на черновике. Проверьте, не говорите ли вы об одном и том же.

— Приводите примеры из произведения точно под тезис — не пишите ничего лишнего.

— В сочинении проверьте наличие основных частей — вступления, основной части, заключения — и логичных переходов между ними.

Изображение на обложке: Eric Nyffeler / Dribbble

Часть 1

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!

Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение
родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов. Я, маменька…

Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?

Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая в сторону). Ах ты, Господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А, сохрани Господи, каким-нибудь словом
снохе не угодить, ну, и пошёл разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдёт, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори, что хочешь, про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык…

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чём же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всём, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у неё сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли,
отводит от меня, уж не знаю.

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!..

(А.Н. Островский. «Гроза»)

1Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество А.Н. Островского и принципы которого отражены в пьесе «Гроза».

2Укажите авторское определение жанра пьесы А.Н. Островского «Гроза».

3В текст пьесы введены авторские пояснения к речи персонажей («Кабанов (вздыхая в сторону). Ах ты, Господи!»). Как они называются?

4Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  1. Кабаниха
  2. Катерина
  3. Варвара
  1. «Отчего люди не летают!»
  2. «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было».
  3. «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!»
  4. «Что смеётесь! Не радуйтесь!.. Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле кипеть будете неутолимой!»

А

Б

В

5Назовите художественный приём, основанный на нарушении прямого порядка слов в предложении («Поверила бы я тебе, мой друг».).

6Как называется вопрос, в котором содержится скрытое утверждение («Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?»)?

7Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В поле ответов впишите без пробелов, запятых и других
дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Приведённый фрагмент представляет собой напряжённый ______________ между персонажами, по-своему отражающий глубокий, непримиримый ______________ двух поколений.

СЕНТЯБРЬ

Слава тебе, поднебесный
Радостный краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой,
С рощей играет багряной,
С россыпью ягод в сенях,
Словно бы праздник нагрянул
На златогривых конях!
Радуюсь громкому лаю,
Листьям, корове, грачу,
И ничего не желаю,
И ничего не хочу!
И никому не известно
То, что, с зимой говоря,
В бездне таится небесной
Ветер и грусть октября…

(Н.М. Рубцов, 1970)

10Как называется персонаж стихотворения, выступающий в тексте от первого лица («Радуюсь громкому лаю, // Листьям, корове, грачу»)?

11Какой вид рифмовки (АВАВ) использует поэт?

12Назовите приём наделения предметов и явлений человеческими свойствами:

Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой…

13Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных Н. М. Рубцовым в данном произведении.

  1. эпитет
  2. ирония
  3. гротеск
  4. анафора
  5. звукопись

14Определите размер, которым написано произведение Н.М. Рубцова «Сентябрь» (без указания количества стоп).

Ваше имя:
Проверка

Экзамен 2020 года

Как и обещала Ольга Васильева, в 2020 году изменения не коснутся ЕГЭ по литературе, что позволит учащимся лучше подготовиться к испытаниям и продемонстрировать более высокие результаты.

Формат и регламент

В 2020 году для ЕГЭ по предмету «литература» останутся актуальными такие основные нормы:

  • время выполнения – 3 ч 55 мин.;
  • количество заданий – 17;
  • максимальный первичный балл работы – 58 (что эквивалентно 100 б.);
  • минимальный балл сертификата для документа об образовании – 32;
  • дополнительных материалов нет.

 Обратите внимание! На ЕГЭ по литературе, в отличие от итогового сочинения, не будет доступа к оригиналам произведений, критике или любым иным источникам информации

Структура КИМа

Всего в 2-х блоках КИМа ЕГЭ по литературе в 2020 году экзаменуемым будут предложены 17 заданий.

Вопросы 1-й части будут разделены на два комплекса:

  • комплекс №1 – работа с фрагментом эпического, лироэпического либо драматического произведения;
  • комплекс №2 – работа с фрагментом лирического произведения.

Комплекс

С кратким ответом

С развернутым ответом

№1

7

2

№2

5

2

Таким образом, в первом блоке будет 16 заданий (12 из них базового уровня и 4 –  повышенного), на выполнение которых эксперты рекомендуют выделить 2 часа из отведенного регламентом ЕГЭ времени.

В тестовой части выпускникам могут встретиться вопросы по всем 7 основным содержательным заделам курса «литература»:

  1. Древнерусская литература.
  2. Произведения XVIII века.
  3. Литература периода 1-й половины XIX века.
  4. Литература периода 2-й половины XIX века.
  5. Период конца XIX – начала XX веков.
  6. Литература 1-й половины XX века.
  7. Литература 2-й половины XX – начала XXI веков.

Вторая часть – это единственное задание высокого уровня сложности, включающее в себя полноформатное развернутое сочинение на одну из 4-х предложенных в билете тем. Предлагаем ознакомиться с формулировкой задания №17 из демонстрационного варианта 2020 года.

Оценивание

Всего на экзамене по литературе в грядущем 2020 году можно получить 58 баллов.

Градация начисления первичных баллов по литературе на ЕГЭ-2020 будет следующей:

Баллы

Задания

1

№ 1-7, 10-14

6

№ 8, 15

10

№ 9, 16

14

№17

При этом задания, за которых можно получить максимум 6 баллов будут оценены по трем критериям:

Задания № 9 и № 16, которые могут принести экзаменуемым максимум 10 баллов каждое, будут оценены по четырем критериям:

Первое, что проверяют эксперты в бланке ответов №2 – это количество слов в сочинении (включая служебные). Если объем текста мене 150 слов задание считается не выполненным и оценивается в 0 баллов.

Рекомендуемый объем сочинения – более 200 слов.

Далее сочинение оценивают по 5-ти критериям:

Также задание №17 будет считаться не выполненным, если «0» будет выставлен экспертом за первый критерий.

Текстовый балл аттестата ЕГЭ по литературе можно сопоставить со школьной оценкой, хотя официально такой перевод не осуществляется.

2021 год

  • Допуск к Единому государственному экзамену 2021, Итоговое сочинение по литературе, Драбкина С.В., Субботин Д.И., 2021
  • ЕГЭ 2021, Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения
  • ЕГЭ 2021, Критерии оценивания итогового сочинения, Методические рекомендации, 2020
  • ЕГЭ 2021, Литература, 11 класс, Демонстрационный вариант, Проект
  • ЕГЭ 2021, Литература, 11 класс, Кодификатор, Проект
  • ЕГЭ 2021, Литература, 11 класс, Спецификация, Кодификатор
  • ЕГЭ 2021, Литература, 11 класс, Спецификация, Кодификатор, Проект
  • ЕГЭ 2021, Литература, 11 класс, Спецификация, Проект
  • ЕГЭ 2021, Литература, 11 класс, Тренировочный вариант
  • ЕГЭ 2021, Литература, Методические материалы, Зинин С.А., Барабанова М.А., Беляева Н.В., Зинина Е.А., Новикова Л.В.
  • ЕГЭ 2021, Литература, Методические рекомендации для учителей, Зинин С.А., Барабанова М.А., Новикова Л.В., Беляева Н.В.
  • ЕГЭ, Литература, Готовимся к итоговой аттестации, Ерохина Е.Л., 2021
  • Единый государственный экзамен по ЛИТЕРАТУРЕ, Открытый вариант, 2021
  • Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году, 2021
  • Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году, 2021

Баллы и критерии оценки заданий ЕГЭ по литературе

Максимальный первичный балл на ЕГЭ по литературе — 55.

За правильный ответ в тесте вы получаете 1 балл. Всего за тест можно получить 7 баллов.

За задание 5 (10) можно получить до 6 баллов. Для этого необходимо точно ответить на выбранный вами вопрос, аргументировать свои мысли, обратившись к анализу фрагмента произведения или стихотворения, и не сделать ни одной логической и речевой ошибки.

За задание 6 (11) можно получить до 8 баллов. Для этого необходимо выбрать одно произведение, указав название и автора, убедительно сопоставить с исходным текстом в заданном направлении, аргументировав свои мысли анализом примеров из сравниваемых произведений. Логических и речевых ошибок быть не должно.

За задание 12 можно получить до 15 баллов. Для этого тема должна быть раскрыта глубоко и многосторонне, примеры из произведений проанализированы с использованием не менее двух терминов; сочинение написано логично и, желательно, без речевых ошибок: на максимальный балл допускается не более одной речевой ошибки.

По критерию «Грамотность» можно получить до 5 баллов. Для этого необходимо:

  1. Написать все ответы на задания 5, 6, 10, 11 и сочинение. За один из ответов можно получить 0 баллов.
  2. Допустить не более двух ошибок каждого типа: орфографических (написание слов), пунктуационных (расстановка знаков препинания), грамматических (построение слова или фразы).

Во время экзамена разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Перенос ЕГЭ 2020

Важно! ЕГЭ 2020 по литературе повторно переносится в связи с распространением коронавирусной инфекции в регионах России. Напомним, что ранее Минобрнауки уже анонсировало перенос ЕГЭ на начало июня, но 13 мая 2020 года вопрос был повторно рассмотрен из-за роста заболеваемости на Covid-19  и были приняты такие решения:

Напомним, что ранее Минобрнауки уже анонсировало перенос ЕГЭ на начало июня, но 13 мая 2020 года вопрос был повторно рассмотрен из-за роста заболеваемости на Covid-19  и были приняты такие решения:

  • отменить ОГЭ в 2020 году;
  • перенести ЕГЭ на вторую половину лета (предположительно июль или август);
  • сдвинуть в календаре вступительную кампанию;
  • разрешить выдачу аттестатов 11-классникам, не планирующим продолжать обучение в ВУЗе, без сдачи ЕГЭ.

2009 год

  • ЕГЭ — Литература — Типовые тестовые задания — Миронова Ю.С.
  • ЕГЭ 2009 — КИМ — Литература — Самойлова Е.А.
  • ЕГЭ 2009 — Литература — 11 класс — Демонстрационный вариант.
  • ЕГЭ 2009 — Литература — Репетитор — Самойлова Е.А.
  • ЕГЭ 2009, Литература, Методическое письмо
  • ЕГЭ 2009. Анализ. Литература.
  • ЕГЭ 2010. Литература. 11 класс. Диагностическая работа №1. 2009
  • ЕГЭ 2010. Литература. 11 класс. Тренировочная работа №1. 2009
  • ЕГЭ 2010. Литература. 11 класс. Тренировочная работа №2. 2009
  • ЕГЭ 2010. Литература. 11 класс. Тренировочная работа №4. 2009
  • ЕГЭ, Литература, 11 класс, Демонстрационный вариант, 2009
  • Как написать сочинение, Для подготовки к ЕГЭ, Ситников В.П., 2009
  • Литература. Подготовка к ЕГЭ 2010. Логунова Н.В., Секачева Е.В., Скрипка Т.В. 2009

2022 год

  • Допуск к Единому государственному экзамену 2022, Итоговое сочинение по литературе, Учебное пособие, Драбкина С.В., Субботин Д.И., 2022
  • ЕГЭ 2022, Литература, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2022, Литература, 11 класс, Демонстрационный вариант, Проект
  • ЕГЭ 2022, Литература, 11 класс, Демонстрационный вариант, Проект
  • ЕГЭ 2022, Литература, 11 класс, Демонстрационный вариант, Проект
  • ЕГЭ 2022, Литература, 11 класс, Древнеусская литература и литература XVIII века, Навигатор самостоятельной подготовки
  • ЕГЭ 2022, Литература, 11 класс, Кодификатор
  • ЕГЭ 2022, Литература, 11 класс, Кодификатор, Проект
  • ЕГЭ 2022, Литература, 11 класс, Литература XX века-начало XXI века, Навигатор самостоятельной подготовки
  • ЕГЭ 2022, Литература, 11 класс, Литература второй половины XVX века, Навигатор самостоятельной подготовки
  • ЕГЭ 2022, Литература, 11 класс, Литература первой половины XVX века, Навигатор самостоятельной подготовки
  • ЕГЭ 2022, Литература, 11 класс, Спецификация
  • ЕГЭ 2022, Литература, 11 класс, Спецификация, Кодификатор, Проект
  • ЕГЭ 2022, Литература, 11 класс, Спецификация, Проект
  • ЕГЭ 2022, Литература, 11 класс, Спецификация, Проект
  • ЕГЭ 2022, Литература, 11 класс, Тренировочные задания, Навигатор самостоятельной подготовки
  • ЕГЭ 2022, Литература, Методические рекомендации, Зинин С.А., Барабанова М.А., Новикова Л.В., Беляева Н.В.
  • ЕГЭ 2022, Литература, Тренажёр, Ерохина Е.Л.

Секреты подготовки

  • понимание основных требований ЕГЭ по предмету «литература»;
  • хорошее знание произведений из составленного ФИПИ списка литературы;
  • максимум практики для закрепления навыка грамотно и логично излагать мысли в сочинении.

С ключевыми моментами ЕГЭ 2020 года вы теперь знакомы, самое время переходить к проработке произведений, на текст которых можно опираться в аргументах к сочинению по литературе. Предлагаем ознакомиться с полным перечнем рекомендованной литературы, который приведен в тексте проекта кодификатора 2020 года:

Полезными на этапе подготовки к сочинению также будут:

  • карточки писателей;
  • картинки и схемы для облегчения запоминания;
  • шаблонные фразы;
  • заготовки аргументов по разным направлениям;
  • шаблоны готовых сочинений.

Не рассчитывайте получить высокий бал за сочинение, близкое к шаблонам из интернета. Эксперты, через руки которых проходит множество работ, уже с первых строк видят заученные варианты.
Проработав основные произведения, научившись собирать воедино блоки и заготовки, а также дополнять их своими размышлениями и аргументами с опорой на прочитанные произведения, вы без труда сможете написать сочинение на любую тему.

Важно! Темы сочинений по литературе, которые могут быть предложены экзаменуемым на Едином Государственном Экзамене в 2020 году, заранее не разглашают

Подробнее о том, как отвечать на задания ЕГЭ по литературе, в каком объеме должны быть даны ответы, а также на какие важные моменты обратить особое внимание во время подготовки к экзаменам в 2019-2020 учебном году, смотрите в серии видео уроков:

  • ЕГЭ по русскому языку в 2020 году
  • ЕГЭ по физике в 2020 году
  • Нововведения в ЕГЭ в 2020 году

2015 год

  • Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2015 года по литературе
  • ЕГЭ 2015, Литература, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2015, Литература, 2 реальных варианта
  • ЕГЭ 2015, Литература, Досрочный экзамен
  • ЕГЭ 2015, Литература, Методические рекомендации для учителей, Зинин С.А., Новикова Л.В., Гороховская Л.Н.
  • ЕГЭ 2015, Литература, Методические рекомендации, Зинин С.А., Новикова Л.В., Беляева Н.В., Гороховская Л.Н., Марьина О.Б., Попова Н.А.
  • ЕГЭ 2015, литература, практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ, Ерохина Е.Л.
  • ЕГЭ 2015, литература, типовые тестовые задания, Ерохина Е.Л.
  • ЕГЭ 2016, Литература, Сдаем без проблем, Михайлова Е.В., 2015
  • ЕГЭ 2016, Литература, Сдаем без проблем, Михайлова Е.В., 2015
  • ЕГЭ 2016, Литература, Тренировочные задания, Самойлова Е.А., 2015
  • ЕГЭ-2016, литература, 20 вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену, Зинин С.А., Новикова Л.В., 2015
  • Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ по литературе, 2015
  • Литература, Подготовка к ЕГЭ 2015, Справочные материалы и тесты, Секачёва Е.В., Скрипка Т.В., Логунова Н.В., 2014
  • Литература, Подготовка к ЕГЭ 2015, Справочные материалы и тесты, Секачёва Е.В., Скрипка Т.В., Логунова Н.В., Сенин Н.А., 2014
  • Литература, Подготовка к ЕГЭ 2016, 20 тренировочных вариантов, Секачёва Е.В., 2015
  • Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году ЕГЭ по литературе

Изменения в заданиях

Количество текстовых заданий значительно уменьшилось. Вместо 12 тестовых заданий, необходимо выполнить только 7 заданий. Задания оценивают умение соотносить информацию, знания терминов, тропов, стихотворного размера.

В прежней форме задание по определению терминов было только одно — под номером 7. Теперь же, помимо него появилось ещё два задания.

В заданиях 10.1 и 10.2 появилась возможность выбора. В старой версии, в заданиях под номерами 15 и 16, необходимо ответить на два вопроса. Новая версия позволяет выбрать подходящий вопрос и дать на него развернутый ответ. Это значительно упрощает работу участника экзамена. Потому что экзаменуемый имеет возможность лучше и качественнее описать тему, которая ближе по содержанию.

Теперь в 12 задание к написанию рекомендовано не менее 250 слов. На данный момент необходимо только 200 слов. Со следующего года при таком объёме задание будет аннулировано. Строго 250 слов и не меньше. Но и максимальный балл за сочинение повысили до 15 единиц.

Задания под номерами 6 и 11 упрощены. Теперь достаточно одного примера для сопоставления, но ссылаться только на другого автора. Другая работа это же автора не подойдёт. При выполнении задания по выбору расписать черты сходства и различия обоих произведений.

Обязательно указать фамилию автора и название произведения. Ответ предусматривает объём не менее 50 слово. В случае, если ответ будет состоять из 40 слова — задание аннулируют.

Напоминаем, что внедрение нововведений находится на обсуждении у общественности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector