Профессия учитель начальных классов

2010-е годы: боец

Главная задача учителя в 2010-е — выжить самому и заставить учеников подчиниться своему авторитету. О таком педагоге рассказывает У. Некрасова в своем романе «Калечина-Малечина» (2018). Строгая учительница не желает влезать в жизнь главной героини-школьницы, но хочет заставить ее «полюбить» учебу, а в качестве меры воздействия выбирает угрозы. 

Тема влияния на школьников, класс и возможные последствия неправильного преподавания раскрыта в фильме «Ученик» (2016): учитель должен не только знать свой предмет и передавать знания — он еще и воспитывает поколение и отдельную личность. Качество такого влияния напрямую зависит от самого преподавателя и его ценностных ориентиров.

«Ученик» (2016). Спор учительницы биологии и ученика-религиозного фанатика

Сам педагог все еще ощущает свою бесполезность, некомпетентность в новом мире. Все сомнения и страхи молодого преподавателя отражены в книге А. Гениса «Уроки чтения» (2013). Положение учителя этого времени хорошо описывается цитатой: 

Но в 2010-е учитель уже начинает обретать почву под ногами и перестает мириться со своим бесправным положением. Назревает учительский «бунт». Да и общество начинает осознавать важную роль школы в вопросах образования и воспитания. Учителя не могут больше оставаться притесненными: они заявляют о своих правах, требуют внимания к школьным проблемам. 

Учительский бунт отражен в фильмах «Училка» (2015), «Класс коррекции» (2014). В картине «Училка» особый накал создается ощущением полного бессилия педагога, которого обстоятельства вынуждают браться за пистолет и направлять его на учеников.

Учительница истории доведена до отчаяния неуважением и насмешками учеников, беспомощность вынуждает ее прибегнуть к страшным мерам.

Как влиться в коллектив

Стоит обратить внимание на то, как вы входите в коллектив. Сомнения в себе и даже страх — обычные спутники молодого учителя

Если вы будете сторониться коллег и отсиживаться в стороне, не ожидайте, что к вам будут относиться дружелюбно. Будьте открыты, поддерживайте беседу в учительской, участвуйте в школьных мероприятиях.

Не старайтесь дружить со всеми. Проще всего наладить отношения с такими же новичками, как и вы, или найти несколько наиболее близких по духу коллег. Многие опытные учителя охотно окажут помощь начинающему учителю начальных классов. Имея поддержку, вам будет проще влиться в коллектив, справиться с недочетами в работе.

Учитесь у тех, кто вам нравится, посещайте их уроки, перенимайте приемы общения, методы ведения уроков.

При этом не будьте высокомерны, поддерживайте ровные рабочие отношения со всеми. Воздержитесь от жалоб и сплетен.

Работать в школе сложно. Но справившись с трудностями первых лет, поймете, что нет ничего интереснее, чем наблюдать, как вчерашние малыши превращаются в подростков, как у них формируется характер и мировоззрение. И всё это благодаря вашим усилиям.

Если же вы только хотите стать учителем начальных классов, приходите учиться в АНО «НИИДПО» на дистанционные* курсы профессиональной подготовки.

Педагогика и методика начального образования в рамках реализации ФГОС

620 часов (5 мес.)

Квалификация: Учитель начальных классов

17100 руб. 11400 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Педагогика и методика начального общего и дошкольного образования

1100 часов (6.5 мес.)

Квалификация: Учитель начальных классов, воспитатель детей дошкольного возраста

Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные

Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов

23700 руб. 18700 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Автор статьи:
ПроняеваНадежда Анатольевна

Преподаватель педагогических дисциплин, преподаватель фортепиано, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, педагог дополнительного образования, педагог-практик.

Другие статьи автора

  • Как разработать индивидуальный маршрут педагога, который поможет вам развиваться в профессии?
  • Как работать с классом после каникул, как помочь детям вернуться к школьной жизни и настроиться на учебу? Практические рекомендации для педагога
  • Педагогическая этика: как поступать учителю в сложных ситуациях?

Все статьи этого автора

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Качества, необходимые для хорошего учителя

Хорошие учителя похожи тем, что имеют ряд качеств, необходимых в этой профессии

Нужно не только уметь хорошо объяснять свой предмет, но и удерживать на себе внимание учеников, которые норовят отвлечься на свои телефоны. К числу необходимых качеств можно отнести:

  • Любознательность и постоянное самообразование,
  • Любовь к своему предмету и свободно в нем ориентироваться,
  • Любить детей и подростков,
  • Уметь слышать и с уважением относится к ученикам,
  • Уметь находить контакт как с группой детей, так и с каждым ребенком по отдельности,
  • Быть лидером и авторитетной фигурой, уметь вести учеников за собой,
  • Иметь представление о психологических особенностях детей разных возрастов,
  • Уметь справляться со стрессом от работы, быть терпеливым,
  • Быть справедливым и максимально объективным,
  • Иметь достаточную гибкость и творческий подход к своему делу,
  • Быть организованным и дисциплинированным,
  • Быть дружелюбным и уметь мотивировать,
  • Иметь опрятный внешний вид и рабочее место.

Большим подспорьем могут оказываться такие книги, как: А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», Я. Корчак «Как любить ребенка» и Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз».

Дистанционное обучение педагогическим специальностям: как и где

IT-технологии глубоко проникают в сферу образования: через курсы и репетиторство с удаленной формой преподавания в образовательный процесс высших учебных заведений. Тем не менее вопросов вокруг онлайн-обучения много: как студенты учатся, общаются, сдают письменные работы, какие дипломы получают. Поступи.бел отвечает на все вопросы на примере образовательного процесса вузов, с которыми работает не один год.

Дистанционное обучение педагогическим специальностям

Как общаться? Личный контакт преподавателя и студента – важная составляющая в образовательном процессе. Это хорошо понимали и наставники, и разработчики учебных платформ. Предусмотрено проведение вебинаров, онлайн-занятий, мастер-классов, чаты и форумы. Студенты через личный кабинет могут договориться на личную консультацию с преподавателем по учебным вопросам – их профили показаны отдельным блоком на платформе.

Какие дипломы получать? Все наши вузы: 9 российских и 2 белорусских, имеют лицензию на образовательную деятельность и аккредитованные программы. Это значит, что выпускники получают педагогическое образование онлайн или дистанционно и диплом государственного образца с указанием квалификации молодого специалиста.

Куда поступать? Поступи.бел рекомендует дистанционно или экстерном, быстро, недорого, без ЕГЭ получить педагогическое образование по специальности бакалавриата, магистратуры и второе высшее в 4 российских вузах.

Название учебного заведения Профили бакалавриата Стоимость обучения, BYN в год
Московская международная академия Современные теории и технологии обучения иностранному языку;Педагогика в спорте, поиск и развитие талантов; Дошкольное образование; Современные теории и технологии обучения иностранному языку. 1 576
Московский институт психоанализа Специальное дефектологическое образование; Психолого-педагогическое образование; Психология. 2 467
Московский международный университет Теория и методика преподавания английского языка и культур англоязычных стран 1 357
Томский государственный университет Математическое образование (педагогическое) 1 696

Качественное дистанционное педагогическое образование в Москве или Томске решает главную проблему классического образования – маленькая практическая составляющая процесса. В онлайн обучении сохранены все учебные практики, прописанные Министерством образования РБ и Министерством просвещения РФ. К тому же формат позволяет одновременно обучаться и проходить практику в учебном заведении. Так, по окончании удаленного вуза студент нарабатывает реальный практический опыт.

Условия поступления

Чтобы работать в школе, нужно иметь педобразование.

В колледже

Поступление после 9 или 11 класса. Обычно отбор проводят по среднему баллу свидетельства об основном образовании или аттестата, но могут устанавливать дополнительные испытания.

Таблица 1. Срок обучения в педколледже, лет

Форма После 9 кл. 11 кл.
Очная 4 3
Очно-заочная 3
Заочная 3,1–3,5

С дипломом колледжа можно работать в начальных классах. Некоторые учебные заведения готовят преподавателей музыки, физкультуры.

В вузе

Поступление после 11 класса или колледжа, училища, техникума. Отбор по результатам ЕГЭ. Обязательно – русский язык и 2 дополнительных, в зависимости от выбранного направления. Чаще всего это математика или обществознание, а также профильный предмет. Например, для получения биологического образования нужно сдавать:

  • русский;
  • биологию;
  • обществознание.

Чтобы выучиться на преподавателя информатики, нужно ЕГЭ по:

  • математике;
  • русскому;
  • обществознанию.

Дополнительные экзамены, творческие испытания, собеседования назначают по усмотрению вуза, чаще на курсы физкультуры, музыки, ИЗО, психологии.

Вне конкурса могут зачислять:

  • победителей и призеров Олимпиад всероссийского и международного уровней;
  • чемпионов и призеров Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр;
  • чемпионов мира, Европы.

За индивидуальные достижения (аттестат, диплом с отличием, значок ГТО, участие в олимпиадах, творческих конкурсах) дополнительно начисляют баллы.

Срок обучения на очном:

  • по одной специальности – 4 года;
  • по двум – 5 лет.

Заочники получают образование на 1–1,5 года дольше.

С дипломом бакалавра, специалиста можно работать в школе или продолжить обучение в магистратуре – еще 1,5-2 года.

Справка! Некоторые вузы разрабатывают отдельные программы полностью дистанционного обучения. На каких условиях они будут работать в 2021/2022 гг., станет известно позже.

На курсах

Имея высшее, но не педагогическое образование, можно пройти курсы переподготовки, чтобы работать учителем-предметником по профилю своего диплома. Например, переводчик или лингвист может преподавать иностранные языки, биолог-генетик – биологию или химию, юрист – право.

Обычно на такие курсы набирают студентов педвузы на платной основе. Срок обучения зависит от направления и составляет от 3-6 месяцев до 3 лет.

Ликбез по e-learning

Где: Студия Киры Гусевой

Формат: 7 коротких лекций по 4–8 минут.

Автор курса Кира Гусева занимается разработкой онлайн-курсов и имеет опыт организации корпоративного обучения. Она записала несколько мини-лекций для тех, кто совсем не знаком с созданием онлайн-курсов. Меньше чем за час можно узнать про азы этого процесса.

Кира очень доступно рассказывает о том, что включают в себя понятия e-learning и «педагогический дизайн», знакомит с ключевыми понятиями этих явлений (SCORM, LMS, LRS), описывает основные форматы учебного контента, объясняет, что такое сценарий курса и какие навыки нужны для того, чтобы создавать курсы. А также описывает основные тренды в дистанционном обучении.

Лекции помогут любому желающему сориентироваться в самых базовых основах большого мира онлайн-обучения.

Плюсы выбора педагогического образования в качестве второго высшего

Несмотря на то, что зарплата в отечественной системе образования не слишком высока, работа в данной сфере имеет свои преимущества. В первую очередь это престиж и высокий социальный статус. Педагог — престижная, уважаемая профессия, а своего первого учителя каждый из нас вспоминает с благодарностью на протяжении всей жизни. Представитель этой профессии не только дает подопечным базовые знания, но и способствует формированию их личности и адаптации к взрослой жизни. Кроме того, учителя имеют хорошие перспективы для карьерного роста — хорошо проявив себя на должности обычного педагога, можно стать завучем, а потом и директором образовательного учреждения.

Какими личностными качествами должен обладать педагог?

Поскольку профессия педагога, как правило, предполагает одновременное обучение сразу нескольких обучающихся, каждый из которых имеет индивидуальные особенности, учитель обязательно должен обладать такими качествами, как самообладание и эмоциональная уравновешенность. Помимо этого, невозможно представить себе педагога без таких личностных качеств, как:

  • толерантность — умение спокойно воспринимать особенности каждого обучающегося и признавать право учеников на собственное мнение;
  • дипломатичность — способность урегулировать возникший между обучающимися конфликт мирным путем;
  • изобретательность — стремление сделать учебный процесс интересным;
  • дар убеждения — способность доносить материал в доступной форме в зависимости от возрастных или других особенностей обучающихся;
  • гибкость поведения — умение «подстраиваться» под ситуацию и идти в ногу со временем (в том числе, при необходимости свободно переходить от формального к неформальному стилю общения);
  • эрудированность — иметь обширный багаж знаний, выходящий за пределы преподаваемого предмета, позволяющий при необходимости ответить практически на любой поставленный вопрос;
  • коммуникативность — способность найти «общий язык» с любым человеком, даже с очень проблемным.

Что нужно, чтобы стать учителем?

Профессия учителя требует наличия специальных знаний, которые возможно получить в специализированных учебных заведениях. На данный момент должное образование возможно получить в средних специальных и высших образовательных учреждениях. Правда, стоит иметь в виду, что в отличие от образования, которое возможно получить в университете, колледжи предоставляют несколько ограниченный перечень направлений подготовки. Так, самым распространенным вариантом является обучение на учителя начальных классов.

Если же говорить о вузах, то у студентов есть достаточно большое количество вариантов: иностранные языки, науки, творческие направления. Достаточно широким направлением может служить и педагогика в сегменте дополнительного образования.

Согласно профессиональным стандартам, для осуществления профессиональной деятельности педагогу необходимо соответствующее образование. При этом получить его возможно не только после окончания профильного учебного заведения, но и с помощью курсов профессиональной переподготовки.

Необходимо иметь в виду, что кроме соответствующего образования педагог должен обладать и набором определенных личностных качеств. В противном случае работа не будет приносить удовольствие, а станет причиной угнетенного состояния или же депрессии.

Так, что же нужно, чтобы быть учителем?

  • Любовь к детям;
  • Желание работать с детьми, помогать им;
  • Внимательность;
  • Ответственность;
  • Стрессоустойчивость.

Многие выпускники педагогических вузов после получения дипломов и прохождения практики в образовательных учреждениях приходят для себя к выводу, что работа в качестве педагога – не их жизненный путь. Причин для этого может быть достаточно много, хотя основной является все же не образование, внутренняя организация. Таким образом, можно сделать вывод, что стать педагогом в полном смысле этого словам может далеко не каждый человек с педагогическим дипломом на руках.

Как проходит профпереподготовка?

Обучиться можно как очно, так и очно-заочно и даже дистанционно. Стоимость курсов варьируется в зависимости от вуза/учебного центра.

Помимо программ основного образования (базовый уровень), для желающих доступны дополнительные и сетевые программы (позволяют общаться с преподавателями онлайн). Для тех, кто уже работает в сфере образования и имеет педагогический стаж, есть сокращенные варианты программ.

Слушатели изучают нормативно-правовые основы, слушают лекции по своей области работы и обучаются по практико-ориентированному направлению. Слушатель курсов может выбрать для себя образовательные модули и получить конкретные знания, которых ему не хватает.

Кому подходит

В основном учителями младших классов становятся женщины. Они более склонны возиться с детишками, чем мужчины, которые предпочитают в школе работать предметниками.

Если говорить о личных качествах, то учителю младшей школы в первую очередь необходимо любить детей и уметь работать с ними. Кроме того, не обойтись без таких черт характера, как:

  • улыбчивость, оптимизм и жизнерадостность;
  • наблюдательность, способность увидеть в каждом ребенке скрытые склонности и таланты;
  • ответственность и трудолюбие;
  • уравновешенность, терпеливость и самоконтроль;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
  • готовность постоянно учиться и познавать новые способы работы с детьми.

Кроме того, понадобятся: умение доносить свои мысли в понятной форме и распределять внимание между несколькими учениками, организаторский талант и артистические навыки. От учителя младших классов также требуется высокий уровень культуры и коммуникативных способностей

Его задача – найти подход к каждому ребенку, адаптировать его к школе, дать основы понимания процесса обучения и его необходимости.

Теперь отметим плюсы и минусы профессии. К положительным моментам можно отнести:

  • интересную и разнообразную работу с детьми;
  • возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал и постоянно повышать квалификацию;
  • постоянную занятость на рабочем месте;
  • стабильный заработок, большой летний отпуск и хороший социальный пакет.

Основным недостатком профессии является очень высокий уровень персональной ответственности за учащихся. Также осложняет работу постоянное психоэмоциональное напряжение, стрессовые ситуации и ворох бумаг, которые нужно готовить (планы, отчеты, журналы). Не добавляют оптимизма довольно частые проверки со стороны органов управления образованием и невысокая зарплата. Не редкость и не всегда обоснованные претензии родителей школьников.

IDD&E: Essentials

(фундаментальные основы педагогического дизайна)

Где: Личный блог Юрия Павлова

Формат: цикл коротких лекций по 7–9 минут.

Если вы думаете, что педагогический дизайн — это красивое оформление учебных презентаций, то вы сильно ошибаетесь. На самом деле это конструирование всего обучающего курса с учётом множества данных. Педагогический дизайн — сложный и невероятно интересный процесс, требующий широкого набора знаний и навыков, и, главное, — аналитического и системного мышления. Юрий Павлов, педагогический дизайнер Сиракузского университета, доступно и наглядно (попутно рисуя схемы на доске) рассказывает о сути этого процесса.

Вы узнаете, кто такие педагогические дизайнеры и в чём их работа похожа на работу проектных менеджеров, из чего складывается процесс разработки педагогического дизайна и как построен каждый из его этапов. Лекции сопровождаются ссылками на полезные материалы (например, о том, как писать обучающие задачи) — есть где покопаться, если какая-то тема особенно заинтересует.

Курс будет полезен всем, кто «что-то слышал» про педагогический дизайн, но понятия не имеет, что это и зачем он нужен.

Обязательно ли наличие диплома о высшем образовании?

Желая вести самостоятельную деятельность, можно ограничиться получением диплома о среднем профессиональном образовании

Но здесь важно понимать: российских техникумов, готовящих учителей на базе СПО, очень мало

Плюс родители предпочитают доверять детей специалистам с подтвержденной профессиональной компетентностью — дипломом бакалавра/специалиста педагогического профиля. То же касается школ, детских развивающих центров, иных образовательных заведений.

Открытые вакансии диктуют обязательное наличие диплома. Это мировая практика (если вы впоследствии планируете работать на международном рынке труда). Учитель должен быть профессионалом — иметь высшее образование.

Какими навыками и знаниями будут обладать выпускники?

Программа предполагает изучение различных приемов работы с детьми, методическую работу с отработанными мировыми практиками области детской психологии, развития детских способностей. Курс включает:

  • Воспитание детей, преодоление противоречий.
  • Дидактику (методология подачи учебного материала).
  • Детскую психологию.
  • Психологию коммуникаций (налаживание отношений с родителями).

Плюс к этому наши студенты знакомятся с последними наработками, стандартами образовательных программ мира. Здесь же — анализ, изучение, адаптация международной практики подготовки детей младшей возрастной группы

Большое внимание уделяется психологической, социальной функции будущих учителей

Где и кем можно работать?

Более всего педагоги востребованы:

  • в государственных образовательных заведениях;
  • центрах подготовки к школе;
  • заведениях углубленного изучения языков;
  • частных школах;
  • академиях творческого детского развития.

Здесь можно устроиться учителем, завучем, детским психологом, репетитором, тренером. Кроме непосредственной учительской деятельности, специалист профиля может:

  • организовать собственный предметный кружок;
  • вести факультативы;
  • заниматься организационной, воспитательской деятельностью.

Знание особенностей детской психологии позволит стать востребованным консультантом онлайн-площадок, посвященных сфере детского образования. Здесь же — организация собственных стартапов. Или работа в общественных организациях, занятых воспитанием новых поколений. Реклама, развитие учебных заведений, помощь в подборе школы (консультационная) — все это направления работы, в которых может быть задействован носитель профиля.

Значение личных качеств для данной профессии

Особенность учительской профессии — принципиально разный возрастной контингент: дети и их родители. Что требует особых личных качеств специалиста. Учитель — прежде всего, педагог (человек, владеющий знаниями и умеющий их передать). Ему важны:

  • внимательность;
  • высокая концентрация;
  • выдержка и самообладание;
  • коммуникабельность, открытость, искренность;
  • увлеченность личности (детей надо уметь «зацепить», «заразить» жаждой знаний).

Эффективная работа с родителями налагает высокую ответственность, терпимость, умение внятно/четко выразить мысль. Доброжелательность, привычка обосновывать каждую мысль — полезные качества учителя.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Трудоустройство и заработная плата

Учитель младших классов — востребованная профессия на рынке труда. Средняя зарплата педагога составляет 12−14 тыс. рублей, но квалифицированный специалист может работать не только в государственных учреждениях, но и в частных школах и центрах психологического развития детей, где оплата труда намного выше. Кроме того, педагоги, работающие на руководящих должностях (завучи, директора школ) получают выше обычно учителя — цифры стартуют от 20 тыс. и выше в зависимости от региона и уровня образовательного учреждения. В свободное время многие учителя работают репетиторами, а опытные педагоги открывают собственные центры развития, частные школы и детские сады.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Вступительные испытания

В колледжи и вузы на учителя начальных классов поступают по-разному.

Высшие учебные заведения

Характер вступительных испытаний зависит от уровня базовой подготовки абитуриента:

11-классники сдают ЕГЭ по предметам, необходимым для выбранной специальности;

  • абитуриенты, имеющие СПО, поступают по результатам внутренних испытаний на базе вуза, ЕГЭ сдавать необязательно;
  • абитуриенты, получающие второе ВО, проходят собеседование или испытание на базе высшего учебного заведения.

Количество вузов, в которые можно подавать документы, ограничено: не более 5. Высшие учебные заведения самостоятельно устанавливают количество направлений подготовки, на которые можно подавать документы: не менее двух, но не больше 10.

Предметы ЕГЭ для поступления на учителя начальных классов

Направление подготовки Профилирующий предмет Предметы на выбор*
«Педагогическое образование» Обществознание

История

Обществознание

Химия

Информатика и ИКТ

Иностранный язык

Физика

Биология

География

Литература

«Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» Математика
«Психолого-педагогическое образование» Биология

Обществознание

Математика

Литература

История

Иностранный язык

* Перечень ЕГЭ определяется выбранным профилем подготовки, так как педагогические направления – укрупненные. Учителям начальных классов со вторым профилем по информатике и иностранному языку потребуются разные ЕГЭ: информацию нужно уточнять в приемной комиссии выбранного вуза.

Колледжи

Прием в колледжи проходит по итогам конкурса аттестатов. Документы можно подавать в любое количество ссузов – это хорошая страховка, позволяющая не волноваться: если абитуриент не смог пройти в один ссуз, но поступит в другой с меньшим конкурсом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector