Учителя будущего: как меняются роли специалистов образования

Как трансформировать знания в обучающий продукт?

Площадок, где можно поделиться знаниями, становится все больше — это конференции, онлайн- и офлайн школы и проекты дополнительного образования, вузы и т.д. Вас могут позвать коротко выступить в формате «печа-куча» или на TED, а могут предложить сделать учебное занятие. Обсудим подробнее последний случай.

Предположим, что вас позвали провести один урок на долгосрочном курсе — воркшоп на целый день. Перед тем, как бросаться готовить слайды презентации, нужно сделать несколько важных шагов:

Сверьте с организаторами и кураторами учебные цели программы в целом, и вашего урока в частности

Важно, чтобы ваш контент был синхронизирован с другими занятиями.

Пропишите для себя подробнее — что узнают, начнут делать и даже почувствуют студенты после вашего занятия? Какие основные мысли вы хотите донести? Эти цели станут основой для тематических блоков.

Исследуйте аудиторию. Уточните, какой у них бэкграунд, какие ожидания, какой уровень знаний

Важно: подумайте о студентах не только с точки зрения знаний и навыков — поставьте себя на их место и подумайте, как бы вы хотели изучить эту тему, какая информация и какие форматы работы помогли бы вам лучше всего?

В итоге вы должны понять, где люди сейчас, а также куда и как вы их хотите привести.

Дистанционное обучение педагогическим специальностям: как и где

IT-технологии глубоко проникают в сферу образования: через курсы и репетиторство с удаленной формой преподавания в образовательный процесс высших учебных заведений. Тем не менее вопросов вокруг онлайн-обучения много: как студенты учатся, общаются, сдают письменные работы, какие дипломы получают. Поступи.бел отвечает на все вопросы на примере образовательного процесса вузов, с которыми работает не один год.

Дистанционное обучение педагогическим специальностям

Как общаться? Личный контакт преподавателя и студента – важная составляющая в образовательном процессе. Это хорошо понимали и наставники, и разработчики учебных платформ. Предусмотрено проведение вебинаров, онлайн-занятий, мастер-классов, чаты и форумы. Студенты через личный кабинет могут договориться на личную консультацию с преподавателем по учебным вопросам – их профили показаны отдельным блоком на платформе.

Какие дипломы получать? Все наши вузы: 9 российских и 2 белорусских, имеют лицензию на образовательную деятельность и аккредитованные программы. Это значит, что выпускники получают педагогическое образование онлайн или дистанционно и диплом государственного образца с указанием квалификации молодого специалиста.

Куда поступать? Поступи.бел рекомендует дистанционно или экстерном, быстро, недорого, без ЕГЭ получить педагогическое образование по специальности бакалавриата, магистратуры и второе высшее в 4 российских вузах.

Название учебного заведения Профили бакалавриата Стоимость обучения, BYN в год
Московская международная академия Современные теории и технологии обучения иностранному языку;Педагогика в спорте, поиск и развитие талантов; Дошкольное образование; Современные теории и технологии обучения иностранному языку. 1 576
Московский институт психоанализа Специальное дефектологическое образование; Психолого-педагогическое образование; Психология. 2 467
Московский международный университет Теория и методика преподавания английского языка и культур англоязычных стран 1 357
Томский государственный университет Математическое образование (педагогическое) 1 696

Качественное дистанционное педагогическое образование в Москве или Томске решает главную проблему классического образования – маленькая практическая составляющая процесса. В онлайн обучении сохранены все учебные практики, прописанные Министерством образования РБ и Министерством просвещения РФ. К тому же формат позволяет одновременно обучаться и проходить практику в учебном заведении. Так, по окончании удаленного вуза студент нарабатывает реальный практический опыт.

Профессия учитель: все, что нужно знать

Сразу стоит оговориться: речь о глобальной учительской работе без разделения на педагога и учителя. Поскольку в первую профессию традиционно вкладывается более широкий смысл. Педагог — это и тренер, и воспитатель детского сада, и репетитор, и преподаватель, например, танцев. Учителя же, согласно общему определению, работают только в школе — становятся первыми наставниками для младших классов или так называемыми предметниками (ведут дисциплины в школах, лицеях, колледжах, техникумах и т. д.).

Основной пул обязанностей:

  • планирование учебной программы;
  • объяснение нового материала;
  • контроль усвоения знаний;
  • консультации учащихся и их родителей по образовательным техникам, приемам, способам разбора сложных материалов, домашней учебной работе, подбору книг и методичек;
  • проверка учебных работ;
  • классное руководство;
  • оценка творческого потенциала детей и помощь в его раскрытии;
  • формирование системы ценностей и качественной личности учеников;
  • развитие интереса к своему предмету или обучению в целом (крайне важная функция);
  • объяснение социальных, политических, природных и других явлений окружающего мира подопечным;
  • разработка и внедрение эффективных образовательных программ;
  • анализ индивидуальных особенностей детей с целью подбора для них наиболее эффективных методик учебы;
  • оформление текущей документации — от отчетов по освоению программ до классных журналов, ведомостей и других документов (работы с бумагами примерно столько же, сколько с детьми, это нужно понимать).

Список можно продолжать с учетом специализации, занимаемой должности и других особенностей работы. В плане обязанностей это одна из самых наполненных профессий.

Специализации

Педагогическая деятельность включает много направлений. Наиболее востребованные специализации для будущих педагогов:

  • Учитель младших классов — первый наставник малышей после родителей и родственников. Занимается в большей степени социальной адаптацией учеников, становлением их личности. Такому специалисту желательно освоить соответствующую специальность в университете, поскольку работа с детьми 7−10 лет имеет свои особенности.
  • «Предметник» или учитель средних и старших классов. Прийти в профессию можно и из другой специальности: филолог может преподавать литературу и русский, переводчик — иностранный язык. Для смены профиля обычно достаточно курсов профессиональной переподготовки.
  • Педагог-психолог. Его еще называют социальным педагогом или тьютором. Этот человек не только занимается социальной адаптацией детей, но и разбирает их внутриличностные, а иногда и семейные проблемы. Он помогает справиться с высокой нагрузкой ребенку, который испытывает сложности в новом обществе.
  • Тренер — учитель физической культуры. Практикует и разрабатывает оздоровительные программы для укрепления маленького организма, следит за нормальным физическим развитием детей, выявляет молодые таланты.
  • Педагог дополнительного образования — репетитор. Занимается с детьми, которые по разным причинам отстают в освоении предмета или хотят подготовиться к ответственным испытаниям.

Важные личные качества будущего педагога

Главное качество, без которого практически невозможно состояться в профессии, — любовь к общению с детьми. В этом плане учительство — это действительно призвание, а стремление общаться с маленькими членами социума становится почти потребностью.

Причем некоторые качества нужно уметь совмещать, не допуская «перегибов» в ту или другую сторону. В частности, специалист должен быть тактичным и терпеливым, но требовательным, оригинальным и даже артистичным, но авторитетным. В профессии важен энтузиазм — умение по-настоящему увлекаться своим делом. А еще — самоуважение, стремление к росту, самоанализ, ораторские способности и навыки организатора.

Требования к учителю будущего

Новые роли подразумевают и изменение пула навыков. Учителя и преподаватели будущего должны овладеть новыми компетенциями:

Цифровая грамотность

По данным совместного исследования «Учи.ру» и Vinci Agency, в пост-коронавирусном мире будет расти спрос на педагогов с хорошим знанием принципов онлайн-обучения, а также адаптацией к цифровому миру. Сейчас индекс отношения учителей к технологическим инновациям составляет 76 пунктов из 100, по оценкам Национального центра финансовых исследований (НАФИ). В рамках этого индикатора измерялись знание современных технологических тенденций, навыки работы с современными гаджетами и приложениями и др.

Аналитические способности

Практико-ориентированное, гибкое и смешанное обучение требуют постоянного обновления и контента, и методик, и технологий. Учителям и преподавателям придется больше самостоятельно анализировать информацию, выбирая самые релевантные данные, чем опираться на готовые методические пособия и учебники.

Умение учиться

ООН включила реализацию принципа lifelong learning в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды). Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.

Экономика образования

Глава Coursera Джефф Маджионкальда: «Учиться придется всю жизнь»

Эмоциональный интеллект

Под этим понятием подразумевают эмпатию, мотивацию, социальные навыки. Эмоциональный интеллект позволяет наладить контакт с людьми вне зависимости от контекста

Это особенно важно для учителя будущего, так как его роль все больше включает гибкую коммуникацию с учениками, организацию эффективной работы в группе или индивидуальный подход к каждому студенту. Сегодня появляются первые инициативы по развитию soft skills у педагогов

Так, проект благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» помогает педагогам получить необходимые компетенции для развития личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста.

Организационные навыки и проектное мышление

Современные образовательные подходы, например, смешанное обучение по моделям «Ротация станций» или «Перевернутый класс», а также гибкое обучение, обучение по запросу в высшем и корпоративном образовании, требуют развитых организационных навыков

Проектное мышление важно, поскольку все больший упор делается на междисциплинарные знания и исследовательский подход. Собственно, сама по себе преподавательская деятельность становится проектной: она нацелена на реальный результат в виде усвоения знаний, которые ученик может применить на практике, вместо абстрактных отработанных часов или выполненных планов

Еще около 100 лет назад известный британский шахматист Уильям Артур Уорд сказал: «Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». В контексте современного образования, среднему учителю уже почти не осталось места.

В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Качества, необходимые для хорошего учителя

Хорошие учителя похожи тем, что имеют ряд качеств, необходимых в этой профессии

Нужно не только уметь хорошо объяснять свой предмет, но и удерживать на себе внимание учеников, которые норовят отвлечься на свои телефоны. К числу необходимых качеств можно отнести:

  • Любознательность и постоянное самообразование,
  • Любовь к своему предмету и свободно в нем ориентироваться,
  • Любить детей и подростков,
  • Уметь слышать и с уважением относится к ученикам,
  • Уметь находить контакт как с группой детей, так и с каждым ребенком по отдельности,
  • Быть лидером и авторитетной фигурой, уметь вести учеников за собой,
  • Иметь представление о психологических особенностях детей разных возрастов,
  • Уметь справляться со стрессом от работы, быть терпеливым,
  • Быть справедливым и максимально объективным,
  • Иметь достаточную гибкость и творческий подход к своему делу,
  • Быть организованным и дисциплинированным,
  • Быть дружелюбным и уметь мотивировать,
  • Иметь опрятный внешний вид и рабочее место.

Большим подспорьем могут оказываться такие книги, как: А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», Я. Корчак «Как любить ребенка» и Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз».

Приемная комиссия: когда начинает и заканчивает свою работу

Когда с будущей профессией уже всё понятно, а экзамены сданы, начинается следующий этап: подача документов в институты. Приёмная комиссия начинает работать летом, ближе к концу июня (в 20-х его числах) начинается приём документов.

Если же у абитуриента назначены вступительные испытания, то ориентироваться нужно примерно на начало июля. Именно тогда большинство ВУЗов проводят их.

Сроки приема каждый ВУЗ устанавливает самостоятельно

Подробную информацию о них должны предоставить представители конкретного университета. В конце июля — начале августа, обычно уже известно, поступил абитуриент или нет.

Будущим абитуриентам предлагаем ознакомиться как получить педагогическое образование дистанционно, Топ 10 самых знаменитых ВУЗов России, плюсы и минусы профессии учителя, профессии, где можно работать с педагогическим образованием , а также узнайте где пройти переподготовку по специальности психолог-педагог и сколько это стоит.

Приём на работу

Если администрацию школы удовлетворяет кандидатура педагога, то издаётся приказ о приёме на работу. Приказ составляется работником кадровой службы. Если на работу принимается один человек, то составляется приказ по форме № Т-1. Если же устраиваются на работу два и более человека, то кадровый сотрудник составляет приказ по форме № Т-1а.

В приказе указывается такая информация:

  1. Название школы.
  2. Номер и дата документа.
  3. Дата приёма на работу.
  4. Дата окончания трудового договора.
  5. Табельный номер.
  6. Фамилия, имя, отчество.
  7. Структурное подразделение.
  8. Должность.
  9. Условия приёма на работу.
  10. Характер работы.
  11. Оклад и надбавка за сверхурочную работу.
  12. Основания для приёма на работу.

Приказ подписывается директором школы и педагогом.

Если основанием для приёма на работу является не трудовой договор, то учитель обязан написать и подписать заявление о приёме на работу.

Заявление о приёме на работу

Для заключения трудового договора педагог обязан предоставить администрации школы пакет документов:

  • паспорт,
  • трудовая книжка,
  • документ об образовании,
  • личная медицинская справка, свидетельствующая о том, что педагог не имеет никаких ограничений в здоровье для работы в школе.

Стоит отметить, что первый год работы в школе не даётся легко. В этот период педагог знакомится с детьми, обменивается опытом и формами работы с другими молодыми учителями.

Особенность развития классического образования будущих педагогов

Начиная с 2010 года количество студентов в белорусских вузах постепенно снижается: с 450 до 270 тысяч. Заметно упал прием на педагогические специальности: с 9,9 до 5,8 тысяч. Хотя спрос на преподавателей поддерживается за счет за счет рынка платных услуг. Ниша привлекает бизнесменов. Растет число образовательных проектов для детей и взрослых, открываются «развивайки», частные курсы. На сервисе поиска работы и сотрудников Rabota.by сейчас не закрыто почти 500 вакансий. Наниматели ищут специалистов по организации и проведению обучения, преподавателей иностранного, учителей начальных классов, педагогов-психологов.

Профессия преподавателя востребована на рынке труда БеларусиОсобенно востребованы те наставники, которые отлично владеют предметом и пользуются современными методиками.

В классическом педагогическом образовании наблюдается немало проблем. Болевые точки были определены в результате комплексной психолого-педагогической проверки образовательного процесса в университетах. Было исследовано 10 высших учебных заведений. Оценивались:

  • знания студентов;
  • материально-техническая база вузов.

Были сделаны следующие выводы: профессиональные навыки студентов ниже знаний, низкий уровень владения современными методами обучения и технологиями, затруднения в организации внеклассной работы и моделировании профессиональной деятельности.

Что касается образовательного процесса. Требуется совершенствование подготовки с переходом от лекционной формы к практической, больше внимания уделять психолого-педагогической подготовке кадров.

Как исправить ситуацию, в которой выпускники педагогических специальностей имели бы устойчивую ориентацию на профессию, были бы знакомы с проблемами школы и уверены в своих возможностях? В исследовании, которое было опубликовано на сайте БГПУ им. Максима Танка, практикующие наставники предложили:

  • увеличить количество практических занятий;
  • учить будущих педагогов использовать информационные технологии в своей деятельности;
  • применять в образовательном процессе новые формы подготовки: мастер-классы, студии, тренинги профессионального и личностного роста.

Почему преподаватель онлайн-школы — один из самых ценных сотрудников в онлайн-школе?

Сам формат онлайн-школы предполагает наличие в ней преподавателя, который дистанционно будет проводить уроки с учениками. В роли данного специалиста может выступать сам владелец онлайн-проекта, если он обладает соответствующими знаниями. Но зачастую для этого в штат берут отдельного сотрудника, который имеет необходимые познания в области, навыки и качества. 

Преподаватель в онлайн-школе – это специалист, который проводит видеозанятия с учениками курса, передает им знания в рамках своей дисциплины. Такого преподавателя еще называют экспертом, так как он на 100 % разбирается в теме, обладает знаниями в смежных сферах, приводит примеры из жизни.  

Общепринятого определения, кто такой эксперт, в сфере дистанционного образования нет. Назовем основные характерные черты, которые должны быть у эксперта: 

1. Владеет не только теоретической базой по предмету, но и имеет жизненный опыт. 

2. Имеет не только знания по одному конкретному предмету, но и интересуется сопутствующими направлениями, тем самым расширяя свой кругозор.  

3. Постоянно саморазвивается и самообразовывается, учится сам, повышая свою квалификацию, узнает о новых методиках и применяет их в работе.   

4. Не пересказывает механически предоставленный работодателем материал, а сам разрабатывает интересные курсы, занятия и проводит их с максимальной эффективностью.  

Как и во всех профессиях, здесь тоже есть свои плюсы и минусы. 

К преимуществам работы преподавателем относится то, что это одна из самых популярных профессий на сегодня, она входит в топ-10 востребованных специальностей в сфере edtech (образовательных онлайн-технологий). Эта работа предполагает проявление творческих способностей, взаимодействие с интересными людьми, полезные знакомства. Приобретя данную профессию, Вы не будете стоять на месте, а будете развиваться, как интеллектуально, так и личностно. 

Из недостатков можно назвать то, что это сидячая работа, поэтому не всем подойдет, например, холерикам. Еще это периодические стрессы, так как нужно соблюдать дедлайны, работать в режиме многозадачности. У некоторых преподавателей со временем наступает профессиональное выгорание.   

Таким образом, преподаватель в онлайн-школе – это значимая фигура, без которой не обойдется ни один проект. На нем держится весь курс, многие ученики записываются на уроки по рекомендациям своих знакомых, которые уже прошли обучение у интересного преподавателя и ощутили положительный эффект.  

Учитель, который интересно преподносит материал, способен увлечь аудиторию, мотивировать на достижение целей, будет дефицитным кадром в проекте, за такого человека будут бороться работодатели. 

Классные руководители должны быть доступны 24 часа в сутки

В продолжение темы классного руководства, хочется предупредить о кое-каких вещах. Эту должность, по сути, можно назвать родительской. Учитель автоматически становится опекуном для 20−30 школьников и должен отвечать за них чуть ли не 24 часа в сутки. За их поведение в школе и за её пределами, за достижения или проступки, за отношения в классе, за отсутствие на уроках и так далее. Это вполне понятные вещи и делаются ради безопасности учеников, но не каждый человек способен работать в таком ритме и нести огромную ответственность за жизнь, обучение и воспитание чужих детей. Такая интенсивная работа требует много физических и моральных сил. А ведь у учителя есть ещё и личная жизнь.

Как стать педагогом? Варианты

Designed by gpointstudio/Freepik 

У тех, кто вдруг осознал, что хочет стать педагогом, но не имеет профильного образования, есть несколько вариантов. Все зависит от уровня образования и потребностей.

Самый затратный по времени и ресурсам – второе высшее в педагогическом вузе. Бакалавриат отнимает четыре года. В магистратуре можно выучиться всего за 2 года, при желании – заочно.

Еще один способ – профильная переподготовка (на нее требуется около 2 лет). Во многих высших учебных заведениях занятия вечерние и очные, но некоторые предметы при необходимости можно сдать дистанционно. Этот вариант подойдет тем, у кого уже есть среднее профобразование и стаж работы в образовательной организации. Полученный по итогам переподготовки диплом установленного образца подтвердит право ведения нового вида деятельности.

С дипломом о высшем образовании, но в иной сфере, также можно пройти переподготовку и, получив диплом, стать не только учителями, но и менеджерами образования, социальными педагогами, педагогами-психологами.

Краткосрочная переподготовка – третий вариант обучения – может длиться от полугода

Важно уточнить в школе, куда вы собираетесь устраиваться на работу, подойдет руководству сотрудник, прошедший короткий усиленный курс, или нужна более основательная база

Зачем преподавать?

Для того чтобы стать успешным преподавателем, важно понимать, что вами движет. Определение мотивации и приоритетов поможет вам выстроить стратегию развития в дальнейшем, если вы планируете продолжать преподавать

Экономика образования

Учитель 2.0: семь правил прогрессивного преподавателя

Как правило, мотивацией к преподаванию для эксперта становятся:

  • новый навык и вызов;
  • возможность переключиться на другую деятельность и отвлечься на креативную задачу;
  • стремление к признанию и поощрению в профессиональном сообществе;
  • возможность дополнительного заработка;
  • расширение нетворка и др.

Так можно все-таки или нет?

Казалось бы, чего проще? Хочешь работать в школе – получай высшее педагогическое образование и вперед, к детям! Но понятно, что процесс этот непростой: кто-то не тянет второе высшее финансово, кому-то жаль терять несколько лет на учебу и откладывать вступление в должность. Поэтому первый вопрос звучит так: а можно ли человеку без педобразования работать в школе? Ответы – даже юристами и педагогами – даются противоположные. 

Поэтому обратимся к самому надежному источнику – российскому законодательству. Требования о квалификации учителя зафиксированы в Приказе Минтруда и соцзащиты РФ от 18.10.2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего, основного общего образования) (воспитатель, учитель)”»: «Требования к образованию и обучению: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки” или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации». 

Т. е. чтобы работать в школе, совсем не обязательно иметь высшее педобразование: можно преподавать учебные дисциплины, смежные с вашей нынешней специальностью. Экономист может стать учителем математики, юрист – учителем истории и обществознания, врач – учителем химии или биологии, переводчику доверят преподавать иностранный язык, а спортсмену – физкультуру. 

В Приказе некогда существовавшего Минздрава и соцразвития РФ от 26.08.2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» сказано об учителях: «Требования к квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы». В соответствии со ст. 12 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в  РФ» дополнительными профессиональными программами являются программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. В соответствии со ст. 76 того же ФЗ № 273 дополнительное профобразование можно получить с помощью программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. О них и расскажем.

Требования к учителям растут

Это также закономерный процесс. Понятно, что современный учитель без информационных технологий никуда. И если он не умеет сделать презентацию, использовать разные способы проверки знаний или придумывать свои интересные фишки (группы в соцсетях по предмету, рейтинговые системы, флешмобы и так далее), то он отстаёт от современных тенденций. Это негласное требование, но есть и более официальные. Их можно прочесть в трудовом договоре. Плюс ко всему в Беларуси рассматривается вариант урегулирования отношений между учителем и учеником, родителями и коллегами. В конце февраля огласят окончательную версию Этического кодекса педагога. Если сказать кратко и просто, то это правила поведения для учителя. Например, ему нельзя физически или морально обижать ученика. Осуждать школу и коллег лично или в интернете. Либо публиковать на своей странице в соцсетях неподобающую информацию. И многое другое. Как повлияет нововведение на работу учителей, неизвестно.

Работа учителя глазами бывших специалистов

Где можно работать

Выбор мест для трудоустройства очень велик. Это одна из тех профессий, которые будут востребованы всегда и везде. Сразу после выпуска из вуза (или еще до получения диплома в рамках практики) можно работать:

  • в общеобразовательной школе;
  • детском саду;
  • собственном вузе (функции методиста, отличная возможность совмещать работу, практику и учебу);
  • социальных организациях;
  • колледжах;
  • частных образовательных заведениях;
  • образовательных центрах;
  • фрилансе (частная практика репетиторства);
  • Российской академии образования;
  • правоохранительных органах (колонии, приемники-распределители).

В будущем педагог может трудоустроиться в госаппарат (разработка методических пособий, утверждение регламентов), найти себя в научной сфере, заняться исследовательской деятельностью в области педагогики.

Какие еще роли преподавателя существуют?

Эксперты «Юрайт.Академии» выделяют еще несколько ролей преподавателей. Для максимальной эффективности их работы стоит определенным образом организовывать их занятость и по-разному строить коммуникацию.

Преподаватель-лектор

Это хороший оратор, и ему нравится работать со студентами. Он «зажигает» аудиторию, ему не сложно читать поточные лекции на 100 человек, вести семинарские занятия. Зачастую такой лектор — выдающийся популяризатор науки, медиазвезда. Он способен обеспечить профориентацию, усилить мотивацию, вдохновить и еще немного вести YouTube-блог с десятками тысяч просмотров. Но он далек от исследовательской рутины, что также следует учитывать.

Экономика образования

Канал влияния: как YouTube можно использовать для обучения

Преподаватель-ученый

Научные исследования и публикации — мечта для преподавателя-ученого. Этой группе интересны углубленная работа с аспирантами, тишина лабораторий, архивов и библиотек. Зачастую это — выдающиеся специалисты в своей области. Они охотно возьмут на себя научное руководство. Таким преподавателям интересно открывать новое, писать научные статьи и книги.

По стандартам преподавателю необходимо отработать определенное количество аудиторных часов. Часто под них специально разрабатывают узкие спецкурсы, чтобы отрабатывались эти часы. Но иногда стоит снизить аудиторную нагрузку на преподавателей-ученых и дать им возможность заниматься тем, что им нравится — наукой.

Преподаватель-методист

Мнения по методической работе расходятся: кто-то считает, что ее нужно убрать совсем, чтобы преподаватель мог сконцентрироваться на учебном процессе, другие считают, что методическая работа необходима для профессионального развития, а некоторым педагогам разработка новых программ и методик даже нравится.

Методист обеспечивает учебными материалами и контентом тех, кто работает в другой функциональной роли. Ему нравится писать программы, учебники, подбирать литературу. Создание курсов, в том числе в онлайне, не вызывает у него сложности и паники. Методисту нравится готовить фонд оценочных средств, и он может помочь с проведением экзамена.

Такой преподаватель может брать на себя методическую работу преподавателя-практика, помогать в составлении курсов преподавателю-лектору и забирать часть работы у преподавателя-исследователя.

Преподаватель-администратор

Общение со всеми инстанциями, министерствами, получение грантов, — за все это несет ответственность администратор. Он занимается урегулированием конфликтов и обеспечивает соответствие регулярной работы с Федеральными государственными образовательными стандартами.

У преподавателей должна быть возможность выбора траектории своего преподавательского развития. Администрации необходимо выстраивать систему уравновешивания ролей. Если для каждой роли будет продумана система бонусов и мотивации, огромное количество фейковых публикаций и практики бесполезной аудиторной работы сойдут на нет.

У разных функциональных групп также должны быть равные условия, иначе все будут уходить в исследования, потому что там больше надбавок и дают гранты.

Преподаватели разные, им нужны разные стандарты, наименования и функционал, чтобы они могли успешно развиваться и эффективно работать. Такое разделение будет полезно и для студентов, которые будут понимать, к кому можно обратиться, чтобы решить вопрос с документами, а к кому — с просьбой быть научным руководителем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector