Специальность «технологические машины и оборудование»: кем работать?

Перспективы: трудоустройство, заработная плата, карьерный рост

Профессия технолог машиностроения является стабильной и хорошо оплачиваемой, ведь практически каждый цех или производство нуждается в универсальном квалифицированном специалисте подобного профиля. Средний уровень зарплаты составляет 30000-35000 рублей, причем у сотрудника есть все шансы увеличить данную цифру путем повышения собственного разряда. В будущем достаточный уровень квалификации обеспечит ему место начальника цеха или заведующего производством.

В учебных заведениях молодые люди получают такой большой багаж знаний, что впоследствии могут позволить себе устроиться на любую из следующих должностей:

  • заточник;
  • зуборезчик;
  • шлифовщик;
  • наладчик автоматических линий и станков;
  • слесарь;
  • токарь;
  • фрезеровщик;
  • станочник широкого профиля;
  • техник-ядерщик;
  • техник жилищно-коммунальных хозяйств и пр.

Вакансии для технологов машиностроения не иссякают, а лишь появляются снова и снова, причем их предлагают как отечественные, так и заграничные работодатели.

Острая нехватка представителей этой прикладной профессии в промышленных секторах экономики обеспечивает таким инженерам уверенность в завтрашнем дне, ведь без работы они точно не останутся.

Перспективы трудоустройства по профессии

Кем можно работать после получения диплома? По окончании обучения выпускники могут занимать разнообразные должности, среди которых:

  • инженер,
  • технолог,
  • механик,
  • аппаратчик-оператор,
  • инженер-конструктор.

А это довольно перспективные профессии: спрос на них растет с каждым годом. Сегодня в России наблюдается рост тяжелой и легкой промышленностей, эффективная деятельность которых невозможна без хорошо подготовленных кадров. В среднем зарплата начинающего специалиста составляет 25 000 рублей. Более квалифицированные эксперты получают не менее 40 000 рублей.

Здесь стоит обратить внимание на следующую тенденцию: если вы выбираете более редкую отрасль трудовой деятельности, то ваши шансы занять достойную высокооплачиваемую должность повышаются на порядок

Чему учиться

Какие предметы надо освоить будущему инженеру завода или КБ?

В некоторых машиностроительных вузах на подготовительных курсах специально учат чертить. Если с карандашом и линейкой не дружите, если интереса к черчению нет, лучше даже не мечтать о дипломе инженера: не по силам будет и первый курс, черчение отнимет всё ваше время. Зачастую оно преподается 2 года. Это головная боль для многих студентов, которые поступили на машиностроительные факультеты, не зная об особенностях предстоящей им учебы. Здесь не терпят тех, кто пришел ради корочек или ради спасения от службы в армии; таким тут делать нечего.

 Чтобы учиться на машиностроительном факультете, предварительно требуется также знать физику и  математику — большего не требуется, так как при желании студента преподаватели с удовольствием поделятся  с ним знаниями и опытом. А осваивать придется материаловедение, конструкционные материалы, теоретическую  механику, сопромат, теорию машин и механизмов, строительную механику, детали машин, термодинамику и  теплотехнику, основы конструирования и проектирования. На старших курсах вы будете изучать системы  автоматизированного проектирования, конструирование и проектирование агрегатов, испытания агрегатов, технологию  изготовления и сборки. Плюс к этому выполните многочисленные курсовые работы и проекты, для которых количество  чертежей формата А2 или А1 может доходить до 10, а число более мелких «форматов» — до 15-20.

Практике — как летней, так и в процессе учебы (курсовые работы и проекты) — уделяется огромное значение. Теории не так уж и много — теоретическая механика, высшая математика, физика, сопромат, строительная механика, САПР — вот и весь «джентльменский набор». Все остальные предметы почти полностью утилитарные: только дадут немного теории — и пожалуйста, тут же практическое применение, реальные задачи, проектирование. Зато позднее, на работе, не придется заново постигать многие очень важные вещи.

К примеру, концепция предмета «Конструирование самолетов» кажется совсем простой, укладывающейся в небольшую вузовскую методичку. Однако это один из самых объемных предметов: практика занимает огромную часть курса, а про лабораторные занятия и говорить не приходится — все постигается на реальных объектах и примерах.

Или взять «расчетные» предметы:

  • теплопередача и термодинамика,
  • расчет конструкций,
  • строительная механика — очень часто на лекциях и семинарах объясняются реальные, практические задачи.

Машиностроение тесно связано с приборостроением, материаловедением, металлообработкой: в процессе учебы студенты часто сталкиваются с соответствующими предметами, да и в работе их знание будет совсем не лишним. Однако в отличие от приборостроения или, скажем, радиотехники, машиностроение не терпит ошибок и не позволяет их исправить. Лонжерон самолетного крыла должен быть сделан точно по чертежу, из определенного материала, обязан точно попадать в систему допусков: отклонения от расчетных значений могут обойтись слишком дорого. И переделать этот лонжерон «на коленках» не получится — надо будет отправлять детали на переплавку, повторять весь производственный цикл. В радиотехнике всё гораздо проще: изначально отклонения в значениях пассивных компонентов (резисторов, конденсаторов, катушек) допускаются до 15%, да и в собранном устройстве зачастую можно многое подправить; выпаять тот или иной элемент из схемы и заменить на другой труда не составляет. Более того, все радиокомпоненты давно унифицированы и выпускаются серийно.

Возможные специальности и учебные заведения

В российских машиностроительных вузах готовят бакалавров по следующим направлениям:

  • машиностроение;
  • технологические машины и оборудование;
  • прикладная механика;
  • автоматизация технологических процессов и производств;
  • конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств;
  • мехатроника и робототехника.

Кроме того, существуют программы специалитета и магистратуры. Стоит учитывать, что профессию, связанную с машиностроением, можно получить и в среднем специальном учебном заведении. Там готовят техников по обслуживанию машин, мы же сейчас говорим о профессии инженера, получить которую можно только в профильных вузах, количество которых в России довольно велико: почти в каждом субъекте Российской Федерации найдется хотя бы один машиностроительный вуз. Если говорить более подробно:

  1. В Сибири и на Урале машиностроительные вузы ориентированы, как правило, на добывающую и обрабатывающую промышленность. Добыча полезных ископаемых, выплавка и изготовление металлоизделий требуют огромного количества сложнейших механизмов и специалистов по их эксплуатации. Последние должны разбираться в станках, в горнодобывающем, обогатительном и плавильном оборудовании, в двигателях и приводах. Примеры вузов:
    • Новосибирский государственный технический университет;
    • Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
  2. В Центральном федеральном округе машиностроение напрямую связано с конструированием и эксплуатацией самих машин. Это авиастроение, создание космической техники, двигателестроение, автомобилестроение, станкостроение. Примеры вузов:
    • Московский государственный технологический университет «Станкин»;
    • Московский политехнический университет.
  3. В Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах наиболее востребованы специалисты в области судостроения, тяжелого и легкого автомобилестроения, двигателестроения. Вузы:
    • Санкт-Петербургский государственный морской технический университет;
    • Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет.
  4. В Южном и Приволжском федеральных округах наиболее востребовано машиностроение в области сельского хозяйства (производство посевной и уборочной техники). Примеры учебных заведений:
    • Донской государственный технический университет;
    • Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева.

Выбрав машиностроительную специальность, будьте готовы к нелегкой учебе. Совокупность предметов и полученных знаний по ним дает результат курсу к третьему: восприятие мира в целом и многих отдельных явлений в нем меняется кардинально. Причина в том, что машиностроение – область сугубо практическая. Конструирование развивает нелинейность мышления – не зря конструкторы Туполев, Миль, Камов, Королев были в высшей степени неординарными людьми. Многие ноу-хау в отрасли, на первый взгляд, довольно просты. Зато додуматься до них не так-то легко. Сколько было случаев в советском и мировом машиностроении, когда важнейшая проблема решалась интуитивно, за пять минут, появлялась в уме создателя мгновенно – и лишь потом подгонялась под теоретические выкладки! Но прежде, чем научится самому видеть проблему в целом и решать ее интуитивно, заранее прикидывая в уме ответ, нужно пройти тернии механики, физики, химии, сопромата, деталей машин, а со студентами младших курсов преподаватели бывают ох как строги. Машиностроение – это определенный образ мышления и особый подход к решению задач, привыкнуть к которому можно лишь за годы напряженной учебы.

Плюсы и минусы профессии

Какие достоинства и недостатки существуют в рассматриваемой трудовой сфере? На самом деле каждый работник сможет найти в представленной профессии что-то свое. Однако наиболее общие моменты все же выделить можно. Так, к плюсам специальности можно отнести:

  • достойную зарплату;
  • образование можно получить практически в большинстве городов — факультет «технологические машины и оборудование» есть практически в любом техническом вузе;
  • возможность скорого карьерного роста;
  • актуальность и престижность рассматриваемой трудовой сферы.

Безусловно, есть у рассматриваемой профессии и другие достоинства. А что можно сказать о недостатках?

Здесь стоит выделить разве что работу в производственной среде, что несколько вредит здоровью. Для некоторых большим минусом в профессии покажется и немалое количество обязанностей.

Тем не менее рассматриваемая профессия является очень престижной и востребованной. Множество молодых людей предпочитают именно эту специальность.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (профильный) — профильный предмет, по выбору вуза
  • Иностранный язык — по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — по выбору вуза
  • Физика — по выбору вуза
  • Химия — по выбору вуза

Технологические машины — это специальные приборы, используемые в изготовлении изделий и реконструкции материалов. Именно такая техника применяется в сфере металлургической, деревообрабатывающей, пищевой промышленности и в других областях. По этой причине технологическое оборудование является основой любого производственного процесса и выполняет главную функцию в работе по изготовлению разнообразной продукции. Специалисты, имеющие высокий уровень подготовки в эксплуатации подобной техники, востребованы практически во всех промышленных отраслях. И именно поэтому многие современные выпускники выбирают направление 15.03.02 «Технологические машины и оборудование». Специальность раскрывает большие возможности и в будущем способна обеспечить финансовой стабильностью.

6B07106 — Технологические машины и оборудование (по отраслям)

Руководитель ОП

Каталог элективных дисциплин

Цель ОП:

Предоставить обучающимся высококачественное образование, ориентированное на производство и обслуживание технологических машин и оборудования (по отраслям), включающее знания, умения и практические навыки по методам проектирования, технологиям изготовления и эксплуатации технологических машин и оборудования. Подготовка практико-ориентированного специалиста, владеющего знаниями и умениями по проектированию, изготовления и эксплуатации горных машин и оборудований, практическими навыками осуществления технологических процессов и  руководства производством.

Области профессиональной деятельности: Эксплуатация, проектирование, конструирование, и производство горных машин и оборудований

Виды профессиональной деятельности: Научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, конструирование, проектирование, изготовление, испытания, техническое обслуживание, ремонт технологических машин и оборудования.

Функции профессиональной деятельности:

1. Начальник отдела:

  • Стратегическое управление  и руководство работой структурного подразделения предприятия
  • Организация и контроль результатов деятельности структурного подразделения предприятия

2. Инженер-конструктор:

  • Конструирование и проектирование горных машин и оборудований
  • Конструирование и проектирование технологического оборудования для производства, технического обслуживания и ремонта горных машин и оборудований

3. Инженер-технолог:

  • Разработка технологических процессов производства горных машин и оборудований
  • Подготовка, запуск, наладка и управление технологическими процессами производства горных машин и оборудований

4. Инженер по эксплуатации и ремонту горных машин и оборудований:

  • Управление процессами эксплуатации и ремонта горных машин и оборудований предприятия
  • Управление парком машин и оборудований предприятия

5. Механик:

  • Обеспечение исправного состояния горных машин и оборудований
  • Обеспечение исправного состояния технологического оборудования для производства, технического обслуживания и ремонта горных машин и оборудований
  • Контроль за расходом материально-технических ресурсов

Объекты профессиональной деятельности: Коммерческие и некоммерческие организации и объеденения, требующие профессиональные знания в области горных машин и оборудования: шахты, рудники, карьеры, предприятия городского подземного строительства, обогатительные фабрики, машиностроительные и ремонтно-механические предприятия, проектно-конструкторские и научно-исследовательские организации

Студенты принимают активное участие в конкурсах студенческих научных работ, в Республиканских и Международных научных конференциях молодых ученых и студентов.

На Республиканских предметных олимпиадах по специальности студенты ежегодно занимают призовые места.

В период обучения наши студенты активно участвуют в жизни университета, а также представляют университет на областных, республиканских и международных соревнованиях по многим видам спорта, входят в состав команд КВН. 

После окончания обучающемуся присваивается академическая степень бакалавра по образовательной программе «6В08301 Лесные ресурсы и лесоводство».

После окончания бакалавриата выпускники имеют возможность продолжить обучение в магистратуре ВКГТУ по специальности 6В07106 — Технологические машины и оборудование (по отраслям)

Чему научат студентов

Очень большое количество студентов каждый год получают специальность «Технологические машины и оборудование». Кем работать выпускникам после окончания обучения, какие умения им потребуются для успешного построения дальнейшей карьеры в этой отрасли? В первую очередь необходимо рассмотреть перечень навыков, которые они получат в процессе освоения своей специализацией.

  • Выпускники научатся обслуживать электроприводы, гидроприводы и пневмоприводы.
  • Научатся осваивать, обслуживать и использовать различные машины, системы и комплексы.
  • Научатся настраивать производственные комплексы под изготовление новой продукции.
  • Будут вести контроль за соблюдением техники безопасности, контролировать производство бракованных изделий.
  • Освоят составление технической документации и отчетности по менеджменту качества машин и оборудования подконтрольной и вновь созданной ими техники и устройств.
  • Экологическая безопасность также является их будущей обязанностью.
  • Математическое моделирование, экспериментальное строение машин и технических станков, их тестирование и документирование результатов.
  • Выпускникам придется проводить тесты и составлять документацию по проектно-экономическим решениям.
  • Профилактические осмотры существующего оборудования, монтаж и наладка новых станков, а также введение программ для изготовления новой продукции.

Все это и многое другое — результат обучения специальности «Технологические машины и оборудование». Кем работать, исходя из этого списка, становится вполне ясно. Технические профессии проектировщиков ждут своих специалистов.

Историческая справка

Научные знания, являющиеся основой данной профессии, начали собираться человечеством с давних времен – так, сам термин «техника» впервые появился в Древней Греции («techne»), где он обозначал искусство, мастерство, умение. Несмотря на то, что начальные технические достижения быстро и прочно вошли в жизнь населения (например, в виде ремесел), уже в эпоху Средневековья здесь произошло резкое торможение, ведь против новых разработок выступала Святая Инквизиция.

Обществу понадобилось дождаться наступления 15-16 веков, когда в Европу, а затем и на другие территории пришло Возрождение с его бурным развитием техники и появлением оригинальных инструментов. Положительные сдвиги наметились в военном и особенно артиллерийском деле, гидротехнике, архитектуре и строительстве. Было пересмотрено само отношение к техническому опыту, созданию оборудования, строительству аппаратов – все это начало рассматриваться как благо, приносящее ощутимую пользу в «житейских делах».

Людям стало недостаточно простого ремесленного труда. Возникла необходимость в возведении крупных и, как правило, централизованных производств с разделением обязанностей. Так в итальянских городах были построены первые мануфактуры, проекты которых затем перекочевали к англичанам, голландцам, французам. Появление этих коллективных мастерских сделало возможным дальнейшее развитие машиностроения.

Приобретаемые навыки

В процессе обучения студенты осваивают следующие навыки и умения:

  1. Техническое обслуживание приборов и оборудования.
  2. Организация работы машин и их эксплуатация.
  3. Обеспечение контроля за соблюдением требуемых правил при производстве продукции.
  4. Оформление технических документов и отчетности по качеству изготавливаемого оборудования.
  5. Поддержание экологической безопасности на производстве.
  6. Осуществление расчетов и разработка машинных деталей и конструкций с соблюдением всех технологических норм.
  7. Организация опытов и анализ полученных результатов.
  8. Навыки установки и наладки инновационных изделий.
  9. Проведение анализа затрат, необходимых для налаживания качественного производства.
  10. Разработка и составление графика работ для подразделений.
  11. Планирование деятельности персонала и оплаты их труда.

Преимущества обучения в магистратуре

Многим выпускникам не достаточно степени бакалавра и они решают продолжить совершенствование своих знаний в магистратуре. А это позволяет им не только посвятить свою жизнь научным исследованиям и новым открытиям, но и дает возможность осуществлять преподавательскую деятельность в вузах.

Кроме того, диплом магистра помогает выпускнику быстрее найти достойную позицию в крупных и хорошо зарекомендовавших себя предприятиях. Должность в подобных организациях гарантирует высокую оплату труда.

Технология машиностроения – это направление, на котором зиждется экономическая стабильность многих развитых и развивающихся государств, в т.ч. и России. Специалисты, занятые в этой сфере, изготавливают детали для машин, проектируют и создают оборудование, изучают способы сокращения производственных затрат при условии сохранения качества. Так кем же и в каких секторах могут работать люди, избирающие машиностроение делом своей жизни?

Куда поступать

Чтобы понять, что представляет собой профессия «технология машиностроения», молодой человек может поступить на эту или смежную с ней техническую специальность как в среднее специальное, так и высшее учебное заведение. Средний срок обучения составляет 3 года 10 месяцев для СПО (согласно государственному образовательному стандарту номер 15.02.08) и 4 года для ВПО (согласно стандарту номер 15.07.00).

Наиболее перспективными вариантами считаются именно институты и университеты, а не техникумы и колледжи. Хотя последние и позволят выпускнику быстрее реализовать собственные амбиции в работе, все же эксперты советуют получить диплом бакалавра в одном из престижных ВУЗов.

Среди них можно выделить:

  1. МФТИ – Московский физико-технический институт.
  2. МГУ – Московский государственный им. М.В. Ломоносова.
  3. РГУ – Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина.
  4. МИФИ – Национальный ядерный университет.
  5. ВШЭ – Национальный университет «Высшая школа экономики».

Учебный процесс по специальности «технология машиностроения» выстраивается точно так же, как и по всем другим техническим направлениям:

  1. На 1 курсе студенты изучают общеобразовательные предметы и получают начальные знания о профессии.
  2. На 2 курсе происходит углубление в профильные научные области. Так, к общей физике, высшей математике, информатике добавляется техническая механика, теория резания, менеджмент, металловедение или другие предметы, предусмотренные программой. В процессе обучения и прохождения практик у ребят складывается понимание того, кем они хотят и будут работать в будущем. Если практиканты хорошо проявят себя, предприятия могут взять их на дальнейшую стажировку или частичную занятость.
  3. На 3 и 4 курсах молодые люди изучают только узкоспециализированные предметы. Это может быть электротехника, основы технических процессов при изготовлении машин и деталей, теория и практика экономического анализа.

Виды профессии

Рассматриваемая специальность невероятна обширна. Работа с технологическим оборудованием нужна на большинстве производств. Какие виды трудовой деятельности должен осуществлять специалист? Где он может работать? Об этом будет рассказано далее.

Человек сделал свой выбор профессии и получил диплом в университете. Где он теперь может работать? Рассматриваемая специальность предполагает следующие виды деятельности:

  • в проектно-расчетной сфере (в инженерных компаниях, строительных организациях);
  • в технологической и производственной среде (заводы, производственные предприятия);
  • в сфере экспериментов и исследований (университеты, учебные заведения, лаборатории);
  • в организационной или управленческой среде;
  • в сервисно-обслуживающей среде;
  • в сфере монтажа и наладки.

Профессия в современности

Фактически по специальности «технология машиностроения» подготавливаются инженеры-технологи различных профилей. Выбор того, кем можно работать, у них просто огромный: конструкторы в авиационной, железнодорожной, судостроительной и других типах промышленности, операторы станков и оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ), механики на предприятиях машиностроительного, металлургического, ракетно-космического, оборонного комплексов и т.д.

В целом сама сфера подразделяется на 3 крупных блока – это машиностроение:

  1. Трудоемкое, где создаются приборы, техника, станки, сельскохозяйственные машины и аппараты, автомобили, самолеты, истребители и пр. Отличительная черта трудоемких производств – это зависимость от наличия квалифицированных и компетентных сотрудников, поэтому обычно такие комплексы располагаются в крупных городах с высокой концентрацией населения (в РФ это Москва, Казань, Самара).
  2. Металлоемкое, нуждающееся в больших запасах металлов и обслуживающее производства тяжелой промышленности (металлургические, энергетические, горно-шахтные и пр.). Здесь специалисты подготавливают инструменты для металлургов, горняков, кузнецов, нефтяников, а также разрабатывают сложные автоматические конструкции больших размеров: лифты, подъемные вышки, грузоподъемные краны, конвейеры, тяжелые экскаваторы.
  3. Наукоемкое, требующее опоры на достижения передовой науки. Инженеры наукоемких направлений стоят буквально на передовой, ведь в их задачи входит выпуск инновационной электрической, атомной и космической продукции. Большинство российских заводов, базирующихся на производстве ультрасовременных машин, располагаются вблизи Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и т.н. подмосковных «наукоградов» – Жуковского, Зеленограда, Дубны, Королева, Обнинска.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector