Отличительные особенности системы высшего образования в российской федерации
Содержание:
- Положение аспирантуры в структуре СО
- Ненастоящие причины получать высшее образование
- Общее образование
- Дошкольное образование
- Главные отличия между онлайн- и офлайн-образованием
- Классификация дипломов по разным признакам
- Специалитет
- В образовании работают в основном женщины
- В каких заведениях можно получить среднее профессиональное образование
- Уровни высшего профессионального образования в России
- Законодательная база
- Какие степени бывают
- В России мало иностранных студентов
- Уровни и виды образования
- Базовые различия бакалавра, магистра, специалиста
- Управление образовательной системой в РФ
- Высшее образование. Уровни
Положение аспирантуры в структуре СО
Что предшествует
: Для допуска необходимо законченное высшее образование — магистратура или
специалитет. Направление подготовки необязательно должно совпадать.
Сколько учиться
: Нормативный срок обучения — 3 или 4 года. Даже если на последнем курсе
никакие дисциплины не изучаются, а ВКР и диссертация уже готовы к защите, стать
выпускником раньше не получится.
Куда поступать
: У выбранного вуза должна быть аккредитация по программам аспирантуры. Ее
наличие не зависит от того, готовит ли учреждение магистров или нет.
Также рекомендуем:
Как поступить в аспирантуру
Куда дальше
: После получения диплома преподавателя-исследователя комплекс высшего
образования можно считать пройденным. Но если выпускник подготовил
диссертационное исследование, опубликовал не менее трех статей в журналах, рекомендованных
ВАК, следует двигаться дальше — к защите. А для этого нужно найти
диссертационный совет по своему направлению подготовки, который есть далеко не
в каждом вузе. Их число стабильно сокращается, и, возможно, придется не просто
обращаться в другое учебное заведение, но и ехать в другой город.
Ненастоящие причины получать высшее образование
Если поступать не по своей воле, а из-за навязанных причин, больше шансов отчислиться по своему желанию или из-за неуспеваемости, потому что нет интереса и мотивации. Или еще хуже, пойти не по своему пути: как эйнштейнова рыба, которую судили по способности забираться на дерево, отчего она всю жизнь считала себя глупой.
Распространенные причины, когда только кажется, что нужно поступать в вуз:
-
«Чтобы не быть дворником»
Вмонтированный с 1 класса страх о невозможности состояться без высшего – плохая причина для поступления. Если только такая установка заставляет готовиться к ЦТ, лучше поработать со специалистом по профориентации или психологом. Это поможет снять страхи, понять, чем хотите заниматься. Если это то, что не требует высшего, как танцовщик, автослесарь или специалист по отделке, – отлично! Чтобы получить хорошую работу, нужны навыки, а не высшее.
-
Потому что родители настояли (и оплатили)
С родителями нужно советоваться и прислушиваться, но решение о поступлении не должно приниматься категорично и без вашего участия.
-
Все сверстники поступают
Поступление или непоступление должно основываться на ваших целях и желаниях. Здесь важна осознанность и понимание, чего вы хотите. Если не знаете, работайте с профессионалами, пока не выясните.
Ваша жизнь – это только ваш опыт. Ошибетесь, ну и ничего страшного. Просто попробуете еще раз.
Сократ задавал вопросы, пока ученик сам не сформулирует новое знание, Герберт Спенсер выбрасывал из учебной программы все, что не пригодится в жизни, Энрико Ферми учил своих студентов самостоятельно добывать всю информацию для решения задачи. У нас такого нет, но все равно можно получить классическое фундаментальное образование по нужной специальности с квалификацией, научиться развиваться, трудиться, общаться. Этого достаточно, чтобы построить карьеру в Беларуси. Если амбиции направлены на покорение мира, белорусское образование точно не станет преградой, но его придется подтверждать почти всегда.
Белорусское высшее – это выбор из вузов и профилей и прочная основа для любого развития
Мы в Поступи.бел работаем с дистанционным высшим образованием: консультируем, профориентируем, помогаем поступать удаленно в университеты и колледжи. Когда нужно высшее дистанционное, оставьте заявку на нашем сайте – свяжемся удобным способом за 10 минут.
Общее образование
В соответствии с законами Российской Федерации общее образование включает в себя:
- Начальное общее образование (от 6 до 10 лет, 1-4 класс)
- Основное общее образование (от 10 до 15 лет, 5-9 класс)
- Полное общее образование (от 15 до 17 лет, 10-11 класс)
Достигнув возраста шести лет, ребенок получает начальное образование. Свое чадо родители могут отдать в школу, гимназию или лицей. Гимназия и лицей от школы отличаются тем, что там происходит более углубленное изучение предметов, либо вводят дополнительные предметы, которые пригодятся учащимся, поступающим в высшие учебные заведения.
После окончания начального образования, дети в возрасте 10 лет проходят основное общее образование. Обучение длится 5 лет. По окончании 9 класса ученику выдается аттестат о среднем образовании, с которым он может продолжить обучение в 10 классе школы, гимназии или лицея.
Полное общее образование — это последняя степень общего образования, которая продолжается в течение 2 лет. Затем в 11 классе ученики сдают экзамены и получают аттестаты о полном среднем образовании.
Дошкольное образование
Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, которую предоставляют ясли и детские сады, реже — другие образовательные организации, которые присматривают за детьми и проводят обучение по дошкольной программе. Каждый родитель имеет возможность отдать ребенка туда, куда посчитает нужным.
В ясли детей можно отдавать с 1 года, там они находятся до 3 лет и далее идут в детский сад. В детском саду малыши заканчивают свое обучение в 6-7 лет. В России дошкольное образование является необязательным, поэтому родители сами решают отдавать своих детей в ясли и детский сад или нет.
Также относительно недавно появились предшколы, в которые детей отдают с 5 лет. В таких школах детей обучают базовым знаниям чтения и письма.
Главные отличия между онлайн- и офлайн-образованием
Современное обучение – это массовое обучение миллионного населения, которое с развитием технологий приобрело онлайн- и офлайн-формы. В отличие от очного образования, главное преимущество онлайн-образования – это нацеленность на человека. Благодаря технологическим инновациям оно позволяет не только генерировать множество информации и достаточно быстро обновлять актуальную базу знаний, но и выстраивать систему обучения с учетом индивидуальных предпочтений каждого человека, включая такие особенности как:
- интерес;
- наличие личного опыта;
- целенаправленность;
- использование разных способов восприятия;
- временные ограничения.
Главные приоритеты и преимущества онлайн-образования над офлайн следующие:
- можно подстраивать процесс образования под ученика;
- можно быстро обновлять систему знаний, следя за актуальностью;
- можно интегрировать разные практические подходы и развивать творчество;
- можно превратить обучение в привычку .
Таким образом, можно понять, что хотя образование и является четко стандартизированной системой передачи знаний с целью социализации человека, оно также является очень динамичным процессом
Поэтому главная проблема большинства образовательных систем заключается в том, что они не учитывают такого важного аспекта в процессе обучения как индивидуальность каждого ученика в соответствии с его когнитивными и интеллектуальными способностями
Поэтому в результате обучения могут возникнуть проблемы в том, что если вам знания дали, это еще не факт, что вы сможете их использовать. Хотя в современной системе образования существуют несколько методик оценки усвоения знаний, все они очень условны, ибо, как показывает опыт, никто не отвечает за результат и компетенцию ученика по окончании процесса обучения.
Классификация дипломов по разным признакам
Принято разделять виды дипломов о высшем образовании по разным признакам.
Виды дипломов по цвету
По цвету бывают следующие дипломы:
- Красные. Самые престижные дипломы, которые получают отличники. Им приходилось безупречно сдавать каждую сессию, получая максимальные отметки и по основным, и по дополнительным предметам с первого курса непосредственно до выпуска.
- Синие. Самые обычные «корочки», которые просто подтверждают наличие у выпускника высшего образования.
Виды дипломов по научной квалификации
По уровню научной квалификации дипломы бывают:
- Бакалаврский. Болонская система позволила приравнять этот документ к диплому о получении оконченного высшего образования. Получить его можно после 4 курсов обучения в обычном вузе и после 5 лет обучения в медицинском. Единственное отличие от полноценного диплома после окончания полного срока обучения – его обладатель не может занимать руководящие должности и иметь частную практику.
- Диплом специалиста. То же самое, что магистерский диплом, только устаревший вариант. Является доказательством получения полного высшего образования и позволяет его владельцу продвигаться по службе.
- Магистерский. Свидетельство оконченного высшего образования с двумя дополнительными годами обучения. Обладатель этого документа может не только занимать руководящие должности, но и заводить частную практику с получением лицензии, работать в научной сфере и преподавать.
- Кандидатский. Диплом еще более высокого уровня – свидетельство узкой специализации в конкретной области (например, не просто юрист, а юрист-международник). Можно приравнять к полноценному научному званию. Диплом откроет своему обладателю доступ к исследованиям и научной карьере. Это будет первая степень для тех, кто хочет получить статус профессора. Очень ценится работодателями.
Виды дипломов по аккредитации
У диплома любого образца есть обратная сторона, о которой мало кто знает – аккредитация. Не все высшие учебные заведения ее проходят. В итоге даже красный диплом может совершенно ничего не значить, если у его вуза нет аккредитации.
По этому пункту дипломы бывают:
- государственного образца;
- установленного образца.
Работодатели больше ценят первый, а второй могут вообще не принять как аргумент.
Стоит отметить, что дипломы любого образца – это вовсе не 100%-й показатель знаний учащегося. И опытный наниматель всегда проверит знания и навыки кандидата, чтобы подкрепить правомерность документа практически.
Специалитет
Форма обучения, которая функционировала в СССР и России до
введения европейских стандартов. Обучение длится пять лет.
По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается
диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации. Выпускники
специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить
образование в магистратуре или аспирантуре.
Бакалавриат
Ввели в 2011 году. Это законченное высшее образование. Учеба
длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.
Плюсы этого вида образования — возможность получения двойных
дипломов с иностранными вузами, возможность понять насколько по душе выбранная
профессия и выбрать в магистратуре более узкую или другую специальность.
По окончании бакалавриата студенты защищают квалификационную
выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением
квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает
право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.
Магистратура
Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению.
На программы магистратуры можно поступать после бакалавриата и специалитета.
Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к
научно-исследовательской деятельности.
обучение, поэтому может претендовать на бесплатное обучение. А специалист может
учиться в магистратуре только платно.
Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую
диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается
квалификация «Магистр». Выпускники магистратуры могут начать работать или
продолжить образование в аспирантуре.
Очное, заочное и дистанционное
Также абитуриент может выбрать учиться ему очно, заочно или
дистанционно. Главные плюсы очного обучения: отсрочка от армии, стипендия и
общежитие, меньший срок обучения, студенческая жизнь.
Главные плюсы заочного обучения: возможность совмещать с
работой, меньшая стоимость. Но не на всех специальностях в вузах есть заочное
обучение, например, в медицинских вузах его нет.
Существует также очно-заочная форма обучения, которую раньше
называли вечерней. То есть студенты посещают пары по вечерам и не во все дни,
сессию сдают очно, но много времени учатся самостоятельно.
Главным плюсами будет совмещение работы и учебы, меньшая стоимость обучения и взаимодействие с преподавателями и сокурсниками.
Среди минусов — отсутствие отсрочки от армии и студенческих льгот, срок
обучения как на заочной форме.
Дистанционное обучение во
многом схоже с заочным, но главное преимущество — возможность учиться в любом
вузе страны или за рубежом.
В образовании работают в основном женщины
В принципе это обычная ситуация — во многих странах мира женщины составляют больше половины преподавателей. Но у нас гендерный дисбаланс проявляется особенно ярко. По данным на 2019 год, Россия однозначно впереди всех учтённых в исследовании стран по доле женщин среди преподавателей.
Российское образование по данным ОЭСР: состав учителей
87% преподавателей на всех уровнях образования — женщины
70% в среднем по ОЭСР
99% в начальном образовании
82,5% в среднем по ОЭСР
82% в основной школе
68% в среднем по ОЭСР
62,4% в высшем и среднем профессиональном образовании
44,2% в среднем по ОЭСР
В каких заведениях можно получить среднее профессиональное образование
СПО предполагает подготовку
специалистов среднего звена. Выпускники получают более глубокие знания в своей
области и могут продолжить обучение, поступив в вуз.
Здесь есть два вида
учебных заведений:
- техникум;
- колледж.
Учиться в них нужно уже
дольше – 3 года 10 месяцев по очной форме.
Чем они отличаются
В техникумах можно
рассчитывать на прохождение образовательных программ только базового уровня. В
колледжах чаще встречаются программы углубленной подготовки.
Также считается, что
учеба в техникуме приближена, скорее, к школьному формату, тогда как в колледже
– к вузовскому. Поэтому последние находятся на ступеньку выше.
Есть ли исключения
В общем виде иерархия
ссузов выглядит так:
Колледж | |||
Техникум | |||
Профессиональный лицей | |||
Профессиональное училище |
Но всегда ли учебные заведения располагаются в ней
именно так? На самом деле, есть исключения. В доказательство рассмотрим такие
образовательные организации, именуемые училищами:
-
Музыкальное
училище имени Гнесиных. Это подразделение Российской академии музыки готовит
артистов, имеющих право вести преподавательскую деятельности. А это
низкоквалифицированным трудом не назовешь. -
Медицинское
училище №24 в Москве. Несмотря на название, готовит медсестер и медбратьев по
специальности.
-
Ярославское
высшее военное училище противовоздушной обороны. Это полноценный вуз,
выпускники которого становятся офицерами. -
Нахимовское
военно-морское училище. Оно вовсе не связано с получением профессии. Это
образовательная организация основного общего и среднего общего образования.
Проще говоря, учатся там школьники.
Можем ли мы отнести их к
заведениям низшей ступени среднего специального образования? Определенно нет.
Так что иногда название
может быть обманчиво. Сохранили его как устоявшийся бренд или не успели
провести реорганизацию – причины могут быть разными. Поэтому смотреть нужно в
первую очередь на образовательные программы, которые предлагает ОО.
Уровни высшего профессионального образования в России
Многие абитуриенты до сих пор задаются вопросом, является ли бакалавриат высшим образованием или нет? Свидетельствует ли диплом бакалавра о том, что его обладатель получил полное высшее образование? Чтобы разрешить все сомнения, рассмотрим подробно, из чего складывается современная система высшего образования в России.
Итак, в нашей стране система высшего профессионального образования представлена сегодня тремя основными уровнями: бакалавриат, специалитет и магистратура. Особняком здесь стоит аспирантура как форма подготовки научно-педагогических кадров, то есть ученых, а также интернатура и ординатура как ступени, завершающие обучение в медицинских вузах.
Выпускники специалитета или магистратуры в области искусств, чтобы получить право на осуществление исполнительской или преподавательской деятельности, завершают свое обучение в форме ассистентуры-стажировки.
Двухступенчатая система «бакалавриат-магистратура» была установлена в 1999 году в рамках Болонского процесса с целью унификации системы образования европейских стран. Россия присоединилась к этой системе в 2003 году. Первыми российскими вузами, начавшими готовить бакалавров, стали МГИМО, РУДН, НИУ ВШЭ и некоторые другие.
Процесс внедрения двухуровневой системы в российские вузы до сих пор не завершен, во многих из них еще сохранился специалитет. Однако в перспективе специалитет планируют оставить только для ряда специальностей медицинской, военной и инженерной отраслей.
Бакалавриат
Бакалавриат – это первая ступень высшего образования в России. Диплом бакалавра подтверждает успешное окончание высшего учебного заведения и получение полного высшего профессионального образования. Мнение о том, что образование бакалавра – это неполное высшее образование, ошибочно. Обладателем неполного высшего образования считается студент, отчисленный из вуза или самостоятельно решивший прервать учебу и забрать документы.
Право поступить на программу подготовки бакалавра могут те, кто имеет среднее общее или среднее профессиональное образование. Учатся бакалавры 4 года, за это время они успевают пройти фундаментальную подготовку по выбранной специальности, изучить общепрофессиональные и специальные дисциплины, пройти практику.
Решение о выдаче выпускнику диплома с квалификацией «бакалавр» принимает Государственная экзаменационная комиссия по результатам итоговой аттестации и защиты выпускной квалификационной работы.
Специалитет
Специалитет – это форма образования, специфическая для России. Долгое время она была единственной и общепринятой. Сегодня специалистов готовят только на некоторых медицинских, инженерных и военных факультетах.
Особенность подготовки специалиста заключается в обязательном освоении общенаучной и общепрофессиональной частей программы (изучение ряда гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин) и теоретическая и практическая подготовка по узкой специальности. Обучают специалистов 5 лет, по окончании обучения они проходят итоговую аттестацию и защищают дипломную работу. В дипломе специалиста указывается квалификация «юрист», «экономист», «политолог» и др.
Специалисты, пожелавшие продолжить обучение, вправе сделать это в магистратуре (только на платной основе) или аспирантуре.
Магистратура
Магистратура представляет собой форму обучения по программе, построенной на основе бакалавриата, но углубленной и дополненной. Особенность магистратуры заключается в том, что магистров в течение 2 лет готовят к дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Диплом о присвоении выпускнику степени магистра выдается по результатам защиты выпускной квалификационной работы магистра.
Законодательная база
Согласно части 2
статьи
10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ
«Об образовании в Российской
Федерации», в нашей стране существуют такие виды образования:
-
Общее
. Под
этим понятием скрываются дошкольное (детский сад), начальное общее (с 1 по 4
класс), основное общее (до 9 класса) и среднее общее (до 11 класса)
образование. -
Профессиональное
.
Оно подразделяется на среднее профессиональное и высшее профессиональное. -
Дополнительное
.
Сюда относят и общеразвивающее (для детей и взрослых) и дополнительное
профессиональное (для взрослых, имеющих диплом).
Отдельно в законе
рассматривается профессиональное обучение — получение знаний и навыков, не
предполагающее изменения уровня образования. Так можно овладеть одной из
профессий или должностей, приведенных в
Приказе
Минобрнауки России от 02.07.2013 №513
.
Какие степени бывают
Если взглянуть на дипломы
бакалавров и магистров, можно заметить, что их формулировки отличаются от тех,
что обнаруживаются у специалистов. Последним присуждалась
квалификация
XXX по
специальности
YYY.
Студентам, попавшим в
двухуровневую систему, присуждают
квалификацию
(степень)
бакалавра или магистра по
направлению подготовки
ZZZ.
С квалификацией все
относительно понятно. Выпускник получает право заниматься профессиональной
деятельностью. Слово «степень» же нередко вводит в заблуждение.
Происходит это из-за
того, что Россия еще не полностью следует Болонским рекомендациям. В Европе и
США «бакалавр» и «магистр» — это ученые степени, в РФ же — всего лишь
академические. Проще говоря, в российской практике она означает лишь окончание
соответствующего цикла обучения, а не приобщение к миру науки. Даже несмотря на
то, что магистры тоже пишут диссертации.
Для наглядности представим
иерархии степеней и сопоставим их.
Европа |
Россия |
Доктор наук | |
Ph.D. (дословно — доктор философии, по сути — доктор наук) |
Кандидат наук |
M.S. (дословно — магистр наук) |
|
B.S. (дословно — бакалавр наук) |
Таким образом, где в
России наука только начинается, в странах Болонской декларации она уже
достигает потолка.
В России мало иностранных студентов
Для России характерен сравнительно невысокий процент зарубежных студентов. И на высоких уровнях образования их доля перед пандемией была особенно удручающе невелика. Причём тут надо учесть, что из обучающихся в России зарубежных студентов почти половина (49%), по оценке ОЭСР, прибывали в Россию из соседних государств, то есть в основном из стран бывшего СССР.
Российское образование по данным ОЭСР: интернационализация
4,2% иностранных студентов на всех уровнях высшего образования
6,8% в среднем по ОЭСР *
5,6% иностранных бакалавров
4,8% в среднем по ОЭСР
5,6% иностранных магистрантов
14% в среднем по ОЭСР
8,6% иностранных аспирантов
22,1% в среднем по ОЭСР
8,8% иностранных студентов приехали из стран с низким доходом **
2,9% в среднем по ОЭСР
* Данные 2019 года для всех стран.
** ОЭСР использует классификацию Всемирного банка. К странам с низкими доходами относят те, где на душу населения приходится ВВП менее 1046 долларов США.
При этом для большинства стран в статистике ОЭСР аспирантура — самый интернациональный уровень высшего образования.
Уровни и виды образования
И хотя психологи все чаще говорят о процессе образования как о неотъемлемой стадии взросления ребенка с первых дней его жизни, четкое разграничение уровней образования начинается только с детского сада – первого социального опыта ребенка вне семьи. Согласно законодательству, в России установлены такие уровни образования:
- Общее образование и его уровни: дошкольное, начальное общее, основное и среднее общее образование.
- Уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации.
Общее образование (дошкольные и школьные учреждения) предусматривает базовое формирование мировоззрения человека, знакомство с разными предметными областями науки – естествоведением, биологией, химией, физикой, литературой, языками и т.д. Этот уровень образования должен помочь развить базовые личностные навыки учеников и определить последующее профессиональное развитие компетенций каждого человека.
Хотя основой всего образования у нас принято считать школу, не менее важную социальную функцию выполняют домашнее образование, ясли и детские сады. Также существует система дополнительного образования, которая включает обучение в разных кружках, секциях, музыкальных, художественных и спортивных школах – все эти активности помогают раскрыть способности ребенка.
Профессиональное образование – это специальная подготовка по определенному направлению. К системе этого уровня образования сегодня можно отнести школы с углубленным изучением чего-либо, лицеи, колледжи, институты, кружки, семинары и секции.
За процесс образования отвечают министерства и местные ведомства государственного, федерального, городского уровней. Учебная система государственного образования является стандартизированной и делится на такие ступени:
- дошкольные учреждения;
- общеобразовательные учреждения (школы, лицеи и гимназии);
- учреждения среднего профессионального образования (училища, техникумы, колледжи);
- высшие учебные заведения (университеты, академии, институты, консерватории и высшие военные училища).
Согласно конституции РФ, каждый гражданин должен получить полное общее образование, т.е. освоить учебную программу 11 классов школьной системы, которая состоит из трехуровневой системы образования – начального, основного и полного высшего образования. В том случае, если ученик переходит после 9 класса в спецучилище, кроме профессиональной подготовки он также должен освоить необходимые знания полного общего образования 10 и 11 классов.
Таким образом, образование не только формирует основу для будущей социализации человека в обществе, но и выполняет часть духовных и ценностных функций наравне с наукой и искусством.
Образование, наука и искусство – это важные институты, которые тесно взаимосвязаны между собой, но в то же время имеют разные социальные функции. Образование – это передача знаний от поколения к поколению, формирование общего понимания мира и ценностей. Это своеобразная парадигма, которая создает общность. Система образования не создает нового знания, ее главная цель – формирование систематического и специфического знания о мире, обществе и человеке.
В отличие от образования, цель науки – это как раз и есть создание нового знания, идей, концепций. Если в основании образования лежит систематическая передача знаний с целью формирования общей картины мира, то в основании науки лежит творчество, познание мира и новые открытия. Главные функции науки:
- познавательная;
- прогностическая;
- мировоззренческая;
- изобретательная.
Не менее важную роль в формировании личности занимает и развитие творчества, креативности. За эту часть способностей человека отвечает современное знание об искусстве и эстетике
Начиная с раннего детства, очень важно развивать у ребенка его творческие наклонности, которые в будущем помогут ему не бояться проявлять себя и вносить вклад в развитие общества
Все эти стороны общественной жизни предусмотрены и регулируются законодательством, которое гарантирует доступ к образованию каждому гражданину страны.
Базовые различия бакалавра, магистра, специалиста
В чем еще отличия магистра и бакалавра от специалитета, так это в том, что эти две степени относятся к первым научным степеням. Звание магистра открывает перед молодыми учеными дорогу в аспирантуру.
Учащийся получает степень бакалавра до специалиста или магистра. Спустя 4 года учебы студент должен понять, куда двигаться дальше и какие вершины осваивать. Если у него в планах пойти в науку или он планирует остаться в вузе и работать преподавателем, он должен подумать о получении диплома специалиста или магистра.
Обратите внимание, что не все вузы предлагают своим студентам возможность получения диплома магистра. Еще меньше специальностей, по которым можно его получить
Подробную информацию о наличии интересующего направления и диплома получайте на официальном сайте вуза.
На какой бы системе образования вы не остановились, всегда старайтесь получить не сам диплом, а знания. Ведь именно они помогут добиться в жизни тех целей, которые вы перед собой поставите. А если достижению заветного мешают бесполезные предметы, специалисты нашего сервиса помощи студентам готовы избавить вас от этих мук.
Управление образовательной системой в РФ
На верхней ступени стоит Министерство образования и науки, занятое выработкой доктрины учебной сферы и составлением нормативно-правовых документов. Далее располагаются федеральные агентства и исполнители муниципального уровня. Коллективы местного самоуправления следят за реализацией вышедших актов в структурах образования.
Любая управленческая организация имеет свои четко прописанные полномочия, которые передаются от высшего уровня к низшему, не обладающему правами на реализацию некоторых действий в образовательной политике. Это не означает делегирование права на финансирование тех или иных мероприятий без согласования с вышестоящей структурой.
Инспектирование общего соблюдения законодательных положений ведет государственно-общественная система управления образованием в РФ. Входящие в нее организации заняты в основном вопросами функционирования школ и контролем выполнения принципов:
- гуманного и демократичного подхода в управлении;
- систематичности и целостности;
- правдивости и полноты сведений.
Чтобы политика была последовательной, в стране существует система органов управления образованием следующих уровней:
- центрального;
- вневедомственного;
- республиканского;
- автономно-областного;
- автономно-окружного.
Благодаря сочетанию централизованного и децентрализованного управления удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций в интересах коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений без дублирования и приводит к повышению координации действий всех подразделений образовательной системы.
Высшее образование. Уровни
Итак, уровни высшего образования – это:
- бакалавриат;
- специалитет
- магистратура.
Примечательно, что каждый из данных уровней имеет собственные сроки обучения. Следует учитывать, что бакалавриат является начальным уровнем, который является обязательным для получения остальных.
Специалистов, имеющих высшую квалификацию в различных профессиях, готовят в таких образовательных учреждениях, как университеты, институты, академии.
Данный уровень образования характеризуется также тем, что имеет разные формы обучения. Вы можете учиться:
- очно, посещая все занятия и сдавая сессии;
- заочно, самостоятельно изучая материал курса и сдавая сессии;
- очно-заочно, когда обучение может проводиться в выходные дни, либо в вечернее время (подходит для трудоустроенных студентов, так как позволяет учиться без отрыва от работы);
- экстерном, здесь вы можете окончить обучение тогда, когда посчитаете нужным (предполагает выдачу диплома государственного образца, однако на нем будет пометка, что учебное заведение вы окончили экстернатом).