Искусство как лекарство: нейронаука объясняет успехи арт-терапии

Цель и задачи арт-терапии

Терапия решает множество задач очень гуманным и безопасным для человека способом:

  1. Социально приемлемый выход агрессии и других негативных чувств. Возможно выразить негативные чувства без вреда для себя и окружающих. Особенно хорошо подходит для этих целей лепка.

  2. Облегчает процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода. Терапия может использоваться как вспомогательная техника в лечении как психологических, так и соматических проблем, например, при болезнях сердца, когда нужно преодолеть тревожность пациента, после перенесённого инфаркта.

  3. Предоставляет богатый материал для психодиагностики. Абсолютно всё, что использует человек для творчества, интерпретируется психологом, а в дальнейшем и самими пациентом: вид терапии, материал, цвет, расположение рисунка на листе, размер скульптуры, даже невозможность что-то изобразить, каждая деталь, имеющая отношение к творческому процессу — всё это материал для диагностики.

  4. Проработка подавленных мыслей и чувств. В процессе творчества все вытесненные, затаённые чувства начинают осознаваться клиентом.

  5. Контакт терапевта с клиентом. Особенно это помогает в работе с детьми.

  6. Развитие самоконтроля.

  7. Концентрация на ощущениях и чувствах.

  8. Развитие творческих способностей. Как пассивная, так и активная формы арт-терапии развивают креативное мышление и повышают чувствительность к искусству.

  9. Повышение самооценки.

Упражнение «Каракули»

1. Нарисуйте сложный клубок линий, бессмысленно и свободно рисуя по поверхности листа, используя любые инструменты (краски, карандаши, ручки, мелки).
2. Постарайтесь «увидеть» в этих каракулях некий образ и развивайте этот образ уже осмысленно – используя те же краски (карандаш)
3. Напишите короткий рассказ или дайте развёрнутый комментарий к получившемуся образу.

Плюсы и минусы использования арт-терапии

К плюсам арт-терапии можно отнести то, что это недорогой и доступный метод. Можно работать самостоятельно и добиться довольно значительного прогресса. Это очень хороший способ познакомиться с собой, справиться со стрессом и негативом, обозначить цели, актуализировать проблемы и скрытые эмоции.

Но как и у любого работающего метода у терапии искусством существуют минусы:

  • во время творческого самовыражения возможно неконтролируемое взрывное высвобождение сильных эмоций, если рядом нет опытного психолога, человек может не справиться с их наплывом;

  • в некоторых (довольно редких) случаях могут усугубиться негативные черты характера — нарциссизм, психотические черты;

  • вместо того чтобы помочь наладить контакт с другими, арт-терапия может способствовать более глубокому уходу в себя;

  • некоторым данный метод категорически не подходит и вызывает сильный протест — обычно это бурное проявление защитных механизмов психики

Формы арт-терапии

Практически с того самого момента, как Адриан Хилл ввел термин «арт-терапия», в среде специалистов появилось условное разделение данное техники на активную и пассивную формы. Первая подразумевает, что человек сам активно занимается определенным видом творчества. В процессе созидания его психика оздоравливается, а настроение – улучшается.

Когда арт-терапевтические занятия проходят в пассивной форме, их участники сами ничего не творят, они лишь изучают объекты искусства. Например, слушают музыкальные композиции, рассматривают картины или скульптуры и так далее. По-своему, такое занятие также полезно для психики. У многих оно вызывает умиротворение и покой, а это, в свою очередь, не может не оказывать позитивного влияния на общее психо-эмоциональное состояние человека.

Нельзя сказать, что пассивная форма «лечения искусством» совсем не предполагает никакого умственного труда. Человек не просто «потребляет» рисунок, мелодию или скульптурный элемент, он анализирует его, раздумывает о нем, а также подвергает его оценке. Объект искусства находит отклик в его душе, наталкивает на некие размышления и умозаключения. Это не всегда можно сделать при помощи других психологических техник.

Ситуаций, в которых бывает полезна активная или пассивная арт-терапия, существует великое множество, можно сказать, что список показаний для данного способа лечения или психокоррекции необычайно широк.

Пять техник для самостоятельной работы

Лучших результатов можно добиться на развивающих занятиях с психологом или арт-терапевтом, но некоторые техники можно применить дома. Для занятий детской арт-терапией дома вам понадобятся творческие принадлежности: восковые мелки, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, масляная пастель. Чем большее разнообразие цветов и материалов вы предложите ребенку, тем продуктивнее пройдут занятия.

Техника «Рисунок в круге»

Круг — замкнутая форма, которая психологически воспринимается как безопасная и надежная. Круг часто выступает контейнером для наших переживаний, злости, обиды, печали. В момент, когда ребенок рассержен или расстроен, предложите ему выплеснуть все эмоции, раскрасив нарисованный на белом листе круг. Рисовать можно любыми красками, пастелью, кистями или даже руками.

Техника «Маски»

На курсах арт терапии в Москве проводятся занятия, посвященные маскам. Отчасти они напоминают упражнения, связанные с актерским мастерством, но упор здесь делается не на лицедейство и творческое самовыражение, а на возможность заглянуть вглубь себя и изучить себя. Приготовьте несколько бумажных заготовок масок и предложите ребенку нарисовать одну маску такой, каким он бывает обычно, а другую — каким хотел бы быть. Обсудите работы.

Техника «Я в образе животного»

Работа с образами животных очень ресурсна и для детей, и для взрослых, поэтому ее нередко используют в центрах арт-терапии. Это задание лучше выполнять в компании, так будет интереснее обсуждать результаты, но возможно провести его индивидуально с ребенком. Попросите ребенка нарисовать себя в образе зверя, птицы или насекомого. Обсудите рисунок? Спросите, почему он выбрал именно такой образ. Какие у этого животного есть сильные стороны, которыми ребенок хотел бы обладать?

Техника «Акватипия»

На занятиях арт терапией в Москве для этой техники используются стекла разных размеров, но можете взять целлофановый пакет или файл. Главное, чтобы поверхность была ровной и чистой. Предложите ребенку выбрать 2–4 цвета, которые наиболее подходят его переживаниям или настроению. Лучше использовать гуашь. Далее в течение нескольких минут ребенок может рисовать на стекле или файле свое настроение — лучше, если это будет абстракция. Когда рисунок готов, возьмите чистый лист и отпечатайте на нем рисунок. Берите новые и новые листы, пока отпечаток не станет совсем блеклым.

Предложите ребенку поискать в получившихся образах знакомые предметы и ассоциации. Эта техника часто применяется специалистами арт терапии в Москве, чтобы показать детям, как быстры и скоротечны негативные переживания, и как быстро от них избавиться.

Техника «Моя планета»

Предложите ребенку пофантазировать и придумать свою собственную планету. Какая она? Как она называется? Кто ее населяет? Предложите нарисовать ее и вместе придумайте ее историю.

Что такое арт-терапия и что она дает

Название «арт-терапия» говорит само за себя, и, если выражаться простыми словами, означает лечение искусством. Но намного важнее понять, каким именно образом это лечение происходит, ведь здесь нет никаких медикаментов, уколов и даже массажа. Все это заменяют бумага и карандаши или краски, глина или песок, пластилин или фотографии. Причем это далеко не все, что, как оказывается, обладает целительным воздействием.

Арт-терапию можно назвать своеобразным связующим звеном между сознанием и подсознанием человека, так называемым мостом между разумом и душой. И идея тут в том, что большая часть проблем человека проистекает именно из глубинного подсознательного уровня, а не из поверхностного сознательного. Потому-то зачастую медикаментозное лечение оказывается перед ними бессильно.

В качестве психотерапевтического направления арт-терапия сформировалась на так уж давно – примерно в середине ХХ века, появившись на стыке психологической науки и искусства. Но за это сравнительно небольшое время она приобрела такую популярность, что ее приверженцами стали миллионы людей по всему миру.

Основная ценность терапии посредством искусства заключается в том, что с помощью нее можно уравновесить и гармонизировать свое психическое состояние, повысить свои способности к самовыражению, рефлексии и самопознанию, раскрыть творческий потенциал и задействовать внутренние резервы.

Благодаря искусству на символическом уровне можно пережить большинство известных чувств и эмоций: любовь, радость, восторг, страсть, ненависть, обиду, злость, гнев, страх, разочарование и т.д. И переживание любого из этих чувств происходит в положительной форме, т.е. человек на 100% избавлен от получения каких бы то ни было психических и душевных травм.

Когда человек лепит фигурки, сочиняет стихи, читает какие-то истории, раскрашивает, создает коллажи из фотографий, он не просто занимается решением одной конкретной узкой задачи, а учится видеть ситуации с позиции наблюдателя, смотреть глубже, понимать себя и свою жизнь, находить ответы на многие фундаментальные вопросы.

Арт-терапия позволяет человеку понять свое предназначение, смысл жизни, глобальную цель, собственную ценность и то, что он может дать этому миру. Получается, что это уже и не лечение, а глубинная работа со своим сознанием.

Как помочь пациентам с трихотилломанией

Течение трихотилломании без терапии, как правило, хроническое и волнообразное, с периодами уменьшения и усиления симптоматики. Самопроизвольное прекращение аутодепиляции отмечается только в 15% случаев.

Обращение за помощью к психиатру или психотерапевту – достаточно редкое явление. По данным исследования Woods D.W. et al. (2006), из 1048 человек, страдающих ТТМ, лишь 39,5% обращались за помощью к специалистам общемедицинской сети (терапевтам), и только 27,3% за лечением к психиатру. 

Официальные рекомендации по терапии ТТМ к настоящему моменту не разработаны, а лечение основано, как правило, на отдельных исследованиях с ограниченной доказательной базой. Тем не менее, использование комплексного подхода, сочетающего лекарственные и психотерапевтические методы, способно значительно облегчить тяжесть проявлений трихотилломании.

Психотерапия

Из психотерапевтических методик, использующихся для лечения ТТМ, наиболее убедительные доказательства имеет, так называемая, «Терапия по изменению привычек (HabitReversalTherapy, HRT)».  Суть данного подхода заключается, во-первых, в повышении осведомленности о том, что представляет собой трихотилломания, с чем может быть связано стремление к выдергиванию волос (определение триггерных механизмов). Далее следует тренировка конкурирующего реагирования, когда в ответ на «пусковой стимул», пациенту предлагается осуществлять отличный от аутодепиляции, конкурирующий поведенческий акт. Немаловажным является процесс, связанный с организацией среды (так называемое, управление непредвиденными обстоятельствами), заключающийся в предотвращении попадания в условия, которые способствуют интенсификации влечения к аутодепиляции. На заключительном этапе HRT, пациента обучают методам релаксации и в тезисном виде обобщают полученные сведения, оценивают промежуточные результаты и проводят «работу над ошибками».    

Помимо указанного выше метода, используются различные варианты когнитивно-поведенческой терапии, схема-терапии, а также терапия принятия и ответственности (AcceptanceandCommitmentTherapy, ACT).

Лекарственные методы терапии

Данные об эффективности психофармакологических средств для лечения трихотилломании, ограничены, что связано с целым рядом факторов. В первую очередь, с неопределенностью в отношении происхождения трихотилломании, малочисленности сведений о патогенезе (механизмах развития) данного заболевания.

Имеются результаты нескольких рандомизированных исследований, посвященных применению антидепрессантов группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (флуоксетина, сертралина, флувоксамина, эсциталопрама), а также трициклических антидепрессантов (кломипрамина); атипичных антипсихотиков (оланзапина и арипипразола); стабилизаторов настроения (лития, ламотриджина, топирамата и окскарбазепина) и агонистов каннабиноидных рецепторов (дронабинола).

Наиболее перспективным методом лечения ТТМ, представляется использование предшественника восстановленного глутатиона – N-ацетилцистеина (NAC), являющегося антиоксидантом, гепатопротектором и модулятором глутаматергической нейротрансмиссии. Механизм действия NAC связан с тем, что он способствует снижению восходящих возбуждающих эффектов нейромедиатора глутамата, идущих из прилежащего ядра к области префронтальной лобной коры головного мозга, что, предположительно связано, с развитием многих патологических состояний, в том числе, с трихотилломанией, гэмблингом и обсессивно-компульсивным расстройством. Кроме того, NAC защищает окружающие нейроны глиальные клетки от токсических воздействий со стороны свободных радикалом и повышенного уровня глутамата, восстанавливая их барьерные и трофические функции.

Выводы и рекомендации, к которым приходят большинство специалистов, сводятся к необходимости индивидуального подхода к каждому конкретно взятому пациенту, выявлению сопряженных психических расстройств, а также, по возможности, сочетанному использованию биологических (лекарственных) и психотерапевтических методов лечения.

Автор статьи

Кондраков Роман Николаевич

Психиатр, Психотерапевт.

Врачебный стаж: 11 лет

Записаться на прием

Арт-терапия для пожилых

В этом случае арт-терапия дарит силы и желание жить дальше. Это возможность с пользой проводить свое свободное время, появившееся после выхода на пенсию, не забивать голову плохими мыслями, а также сохранять интеллектуальную и физическую форму.

Такая практика активно применяется в европейских странах. Там для людей преклонного возраста организуют специальные школы и кружки для творчества.

В данном случае пенсионеров учат:

  1. Рукоделие — позволяет тренировать мелкую моторику и поддерживать деятельность мозга.
  2. Пение — прекрасно тренирует память, улучшает работу дыхательного аппарата и поднимает настроение.
  3. Рисованию — помогает побороть стресс, успокоить нервы и избавляет от переживаний. В случае, как и с рукоделием, рисование тренирует мелкую моторику и развивает память.
  4. Танцы — улучшают настроение и позволяют поддерживать физическую форму.

Цели методики

Арт-терапия дает хороший эффект практически при любой проблеме. Будь это плохое настроение или депрессия, проблемы, связанные с «Я-концепцией» или слишком низкая самооценка, неудовлетворенность собой или некой сферой своей жизни – во всем этом поможет разобраться, проанализировать и найти путь решения искусство, как метод терапии.

Арт-терапия позволяет достигать положительных результатов при работе с людьми, имеющими определенные психологические проблемы:

  • выход негативных мыслей и эмоций;
  • облегчение комплексной психотерапии;
  • проведение развернутой психодиагностики;
  • проработка мыслей и чувств, которые сдерживают в себе пациенты;
  • установление доверительных отношений между врачом и больным;
  • развитие творческих способностей;
  • повышение самооценки и обеспечение личностного роста;
  • обучение контролю над собственным поведением и эмоциями;
  • выявление и разбор причин, спровоцировавших эмоциональные расстройства либо трудности.

Данная психо-терапевтическая методика используется в следующих целях:

как способ выплескивания положительных и отрицательных эмоций
для увеличения эффективности психотерапии
ради получения материала, позволяющего диагностировать психическое и психологическое состояние человека
для проработки подавляемых мыслей, чувств и эмоций
чтобы помочь пациенту сконцентрировать внимание на ощущениях или чувствах
чтобы установить контакт с пациентом
для улучшения самоконтроля
для развития творчества и, таким образом, повышения самооценки человека.

Для людей с повышенной тревожностью или явными фобиями арт-терапия выступает, как метод успокоения, для тех, кто грустит, она – средство повышения настроения, а людям, уверенным в собственной ничтожности, данная техника помогает поверить в себя и осознать собственную важность и уникальность. Главное – правильно подобрать арт-терапевтический метод, оптимально соответствующий всем особенностям психики пациента

Направления арт-терапии

  • Динамически ориентированная арт-терапия берёт своё начало в психоанализе, и основывается на интерпретации потаённых мыслей и чувств, извлечённых из подсознания и овеществлённых средствами искусства. Каждый человек, даже маленький ребёнок способен выразить внутренний конфликт в визуальной (аудиальной) форме, и тогда его легче объяснить и понять, а значит и решить.

  • Гештальт ориентированная арт-терапия. Психотерапевт помогает клиенту осознать и интерпретировать переживания, восстановить целостность «Я», пробудить спонтанность и витальность.

Арт-терапия для детей

Терапия рекомендуется детям с 6 лет, (некоторые терапевты могут работать с малышами с 4 лет) так как в возрасте до 6 лет символическая функция сознания ещё только формируется, ребёнок пока не умеет абстрагироваться. Родитель может присутствовать на сеансе и быть включённым в процесс или занимать позицию наблюдателя.

А вот для подростков данная форма психотерапии может стать очень полезной, подростки стремятся к самовыражению, уже в значительной мере овладели методами (рисование, лепка, сочинительство), но не могут в полной мере ориентироваться в своих эмоциях, желаниях, целях. Подходы арт-терапии идеально подходят для этого возраста. Родитель обычно не присутствует на сеансе.

Арт-терапия для взрослых

Каждый человек может выражать себя творчески, но чем мы старше, тем более утрачивается эта волшебная способность. Взрослые задавлены рутиной и надуманными запретами, они запрещают себе танцевать, рисовать, боятся испачкаться глиной или пластилином. Чувства задавлены, мысли заблокированы, поэтому возникают физические, психологические и невротические расстройства.

Выплёскивая эмоции на холст или на танцполе, люди избавляются от блоков, излечивая себя простыми средствами как от психологических, так и от соматических заболеваний

И что немаловажно для взрослых на арт-терапевтических сеансах, никого ни с кем не сравнивают, работы не оцениваются — это не урок живописи.. Упражнение «Аватар — образ души»

Упражнение «Аватар — образ души»

— Представьте любой объект, который максимально похож на вас (растение, животное, неодушевлённый предмет, всё, что можете представить).
— Нарисуйте его как угодно — идеально прорисуйте или схематично набросайте

— Важно, чтобы эта работа отражала ваше текущее состояние. — Рассмотрите свой образ, поразмышляйте над ним

Почему вы выбрали именно этот образ? Откуда появились эти детали, цвета, украшения? Что вам больше всего нравится в образе? А что не нравится? Чтобы вы хотели поменять?

Арт-терапия для пожилых людей

В Европе и на Западе арт-терапия эмоций широко используется среди пожилых людей старшего и преклонного возраста. Для них создаются группы и центры, использующие подходы терапии, доступные для каждого.

Зрелость — прекрасное время, когда человек может полностью отдаться своим увлечениям, перестать куда-то бежать и начать просто жить. Но это же и время, когда можно попасть в состояние «жизнь без цели». Привычный уклад пожилых людей рушится, дети вырастают, родители начинают чувствовать себя ненужными, начинается пенсия и появляется много свободного времени, а для того чтобы найти новые смыслы требуются энергия и усилия.

Методы арт-терапии дают возможность раскрыть в себе творческий потенциал и найти энергию для жизни в удовольствие.

Виды арт-терапии

У арт-терапии много видов: столько, сколько существует разновидностей творчества. Но мы расскажем о самых распространенных.                                                                         

Изотерапия

Самый известный вид арт-терапии — терапия рисунком. Его популярность связана с тем, что рисовать — естественное занятие, через которое ребенок познает мир. А значит, каждый хоть раз пробовал это делать.

Здесь важно все: выбор инструментов, работа с цветом, фактурой, композицией изображения. Терапевт может задавать тему, а может предлагать клиенту выбрать ее самостоятельно — в зависимости от запроса и особенностей человека. .  

Изотерапия эффективно работает с чувством собственных границ, которое часто бывает нарушено у детей. Например, распространенная техника: терапевт предлагает ребенку лечь на ватман и обрисовать контур тела, а потом нарисовать что-нибудь внутри и снаружи. Так ребенок начинает лучше понимать себя и свое соотношение с миром.

Работа с красками, мелками, водой, бумагой — все это также развивает сенсомоторные навыки. Которые, в свою очередь, подталкивают развитие когнитивной сферы. 

Взрослому клиенту изотерапия поможет преодолеть стеснение, развеять иллюзию о том, что он неспособен к творчеству и научить новым способам самовыражения. 

Сказкотерапия

К сказкотерапии часто прибегают психоаналитики. Придумывая сюжет или облекая в сказку собственную жизненную ситуацию, клиент может прийти к неожиданному решению. Свободный полет фантазии и ассоциации с детством способствуют самораскрытию. Поэтому сказкотерапию применяют в работе не только с детьми, но и со взрослыми. 

Драматерапия

Импровизация и отыгрыш разных ролей помогает наладить социальную и коммуникативную сферу. Клиент развивает эмпатию, учится лучше чувствовать свое тело, выражать эмоции и строить взаимодействие с другими. Также драматерапия помогает избавиться от мышечных блоков и зажимов, как следствие — наладить психосоматику. 

Куклотерапия

Сочетание сказко- и драматерапии. Хорошо показывает себя в работе с детьми: для них естественно «отыгрывать» травмирующие ситуации и эмоциональные переживания. С помощью куклотерапии ребенок развивает эмпатию и учится эффективным моделям поведения. 

Песочная терапия

Первым песочную терапию стал использовать в работе Карл Юнг. С помощью творческих образов на песке он обращался к бессознательному опыту клиента и «извлекал» глубинные эмоции и ранние переживания. 

Клиент рисует или создает различные формы на песке, реорганизует их, разрушает, переделывает. В процессе он обсуждает с терапевтом происходящее. Творческий поток и сенсорное воздействие расслабляют, позволяют раскрыться, «вспомнить» и проработать вытесненные переживания. 

Музыкотерапия

Вы замечали, что музыка способна менять настроение? Арт-терапия использует этот эффект. В ходе сеансом клиент может как слушать музыкальные произведения, реагировать на них эмоционально, обсуждать это с терапевтом — так и самостоятельно сочинять мелодии. 

Упражнение «К вашему несчастью»

Игроки берут из колоды равное количество карточек, обычно 5–7. Первый выбирает из своих одну и быстро придумывает рассказ «по картинке», адресуя его другому игроку и начиная со слов «к вашему несчастью».

Например, карточка с драконом может послужить основой для такого зачина: «К вашему несчастью, за вами гонится страшный дракон, он хочет вас съесть».

Задача другого игрока — «покрыть» предъявленную карточку одной из своих, сопроводив ее счастливой развязкой, которая начнется со слов «к моему счастью».

Например, «дракона» покрывает «озеро»: «К моему счастью, я умею плавать, а дракон не умеет. Я ныряю в озеро и оказываюсь в безопасности».

Следующий ход может развивать этот сюжет или начать новый. Другие игроки могут помогать «нападающему» или «счастливчику» — здесь простор для фантазии.

Такая игра стимулирует изобретательность, тренирует навык быстро находить выход из ситуации, а также позволяет выразить агрессию в игровой, необидной форме.

Личный опыт

Автор психологического проекта Subject 404 Владислав Кондратенко проходил арт-терапию, чтобы разобраться со своей мужественностью. На сеансах он визуализировал ее пастелью и гуашью. «Мне не нравились мои рисунки. К тому же, когда рисуешь что-то на болезненную тему, а за этим наблюдает психолог (по сути, посторонний человек), неприятно, стеснительно и грустно вдвойне», — рассказывает Владислав.

Он поделился этим ощущением с психологом, и она предложила изменить рисунок так, словно c мужественностью никогда не было никаких проблем. Дополняя картину, Владислав посадил кляксу и сперва огорчился: «Психолог отметила мою реакцию и спросила, что эта клякса могла бы значить. Я подумал, что она похоже на солнце внутри меня и на самом деле прекрасно дополняет рисунок. Измененное изображение стало нравиться мне больше и больше». Оттого что Владислав нарисовал свою развитую мужественность, ему стало приятно и хорошо, а неприятие и дискомфорт стали отступать.

Владислав отмечает, что во время сеансов его пугали глаза терапевта: казались слишком проницательными. Он рассказал об этом специалистке, которая предложила нарисовать ее глаза, изменив их так, словно они принадлежат самому Владиславу. «Я сделал это.

рассказывает он.

В случае Владислава арт-терапия оказалась эффективной для решения конкретной проблемы. Разобравшись с эмоциями на бумаге, он перенес результат в реальную жизнь. «Я стал более открытым и общительным. У меня появился выбор, которого раньше не было: где-то я могу проявить себя мужественно, а где-то просто не буду этого делать», — говорит Владислав.

При этом в лечении депрессии ему этот метод не помог.

Как работает арт-терапия

Арт-терапия работает в основном с бессознательными процессами. У ее истоков стоят известные психоаналитики — Карл Юнг и Зигмунд Фрейд. Они заметили, что в творчестве человек выражает скрытые желания и эмоции. Позже художник Адриан Хилл, который работал с больными туберкулезом, заметил позитивное влияние творчества на состояние пациентов. Именно он ввел понятие «арт-терапия». 

Многие люди не понимают собственных эмоций и не умеют их выражать; им трудно наладить контакт с собой и окружающими. Причиной могут быть внутренние запреты, негативные установки или травмы, которые продолжают влиять на психику. Найти и выразить эти проблемы легче в творческом процессе. Вы не рассказываете о себе напрямую — а выражаете себя метафорически: цветом, звуком, движением. Затем вместе с терапевтом «расшифровываете» послание и прорабатывете его. 

Арт-терапия помогает:

  • повысить самооценку;
  • снизить уровень стресса и избавиться от хронического стресса;
  • избавиться от тревожного расстройства и депрессии;
  • решить семейные и детско-родительские конфликты;
  • выработать эффективные стратегии поведения и повысить навыки общения;
  • лучше понимать себя, свои желания, потребности и цели.

Заключение

С начала использования изобразительных средств эффективность метода доказывали с помощью психоанализа. Это объяснялось тем, что любой результат творчества – это результат работы подсознания. То есть пациент не может контролировать психику в момент создания творческого продукта.

На итог влияют фантазии, страхи, какие-то воспоминания и ощущения в пространстве. По сути, специалист создавал в голове пациента какой-то образ, однако он всегда был индивидуальным, в зависимости от ощущений человека. На это влиял исключительно внутренний мир и бессознательная часть психики.

Создание образа в голове, а далее на листе бумаги, имеет много общего с созданием образов во снах. Там они могут смешивать, накладываться один на другой. То есть, по сути, главная задача специалиста сводится к тому, чтобы отключить сознание пациента.

Дать волю его бессознательного самовыражения в символических образах. Сначала человек представляет образ, затем переносит его на бумагу, а только потом смотрит и оценивает его сознанием, разумом

Поэтому данная методика помогает добиться самоорганизации личности, это особенно важно для пациентов, у которых по каким-либо причинам она была разрушена или расстроена

Гуманистическая психология повлияла на распространение арт-терапии для детей и родителей. Именно с помощью нее было доказано, что во время творческого процесса проявляется активность подсознания, что обеспечивает рост и становление личности, а также раскрывает ее потенциал и скрытые таланты

Но не менее важно, что помимо проработки проблем и конфликтов, совершается внутренний психологический подъем и самовыражение

Любой из методов, описанных выше, помогает специалисту установить уровень связей между членами семьи, их близость, умение отстаивать интересы, роли, занимаемые в жизни, а также способы их общения.

Все это помогает психологу выстраивать дальнейшие занятия, прорабатывать проблемы, которые он установил по результатам арт-терапии семейных проблем, а также оценивать динамические изменения. А занятия в целом позволяли членам семьи открывать свои чувства и сближаться между собой.

Арт-терапия часто используется на занятиях с вербально ограниченными людьми, которые не позволяют психологам вмешиваться в личное пространство. В таких случаях искусство позволяет как-то вытащить наружу проблемы их подсознания

Любой специалист понимает насколько важно обсудить с пациентом его мысли и чувства о рисунке, так как это является началом понимания проблемы, с которой в дальнейшем и придется работать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector