Музыка для улучшения работоспособности мозга и развития памяти

Эффект Моцарта

В 1993 году в журнале Nature Фрэнсис Раушер опубликовала результаты одного эксперимента. Его часто ставят в пример, когда говорят, что музыка теоретически способна оказывать эффект дальнего переноса. Одна группа молодых людей слушала Сонату ре мажор для двух фортепиано (K. 448) Моцарта в течение 10 минут. Вторая группа слушала расслабляющую музыку, а третья сидела в тишине. Группы менялись местами, и каждый испытуемый в итоге оказывался во всех трех вариантах условий. После каждого этапа эксперимента испытуемые получали задание мысленно сложить и разрезать лист бумаги, а затем представить, объект какой формы получится, если снова сложить этот лист. Задания такого рода проверяют способность к пространственному восприятию и входят во все тесты на проверку уровня интеллекта. Раушер обнаружила, что лучше всего молодые люди выполняют задание после прослушивания Моцарта — рост IQ составил примерно 8 баллов. Полученные результаты тут же были опубликованы в СМИ под заголовками вроде «Моцарт сделает вас умнее» — и вот уже словосочетание «эффект Моцарта» стало термином.

Но давайте не будем торопиться и подумаем, нет ли ничего странного в самой форме исследования? Выбранное произведение Моцарта способно развеселить и взбодрить человека и, конечно, весьма отличается от расслабляющей музыки или полной тишины (от нее мы становимся вялыми). Кроме того, подобные задания считаются одними из самых сложных в тестах на определение уровня интеллекта. Необходим также высокий уровень концентрации и интеллектуальных усилий, и есть множество свидетельств тому, как сильно уровень возбуждения и настроение влияют на способность выполнять сложные интеллектуальные задачи. Положительные эмоции увеличивают количество дофамина в префронтальной коре. Согласно относительно новой теории именно этот факт объясняет, почему многие когнитивные задачи испытуемые выполняют гораздо быстрее и успешнее при наличии стимуляции умственной деятельности. Может, решающим фактором в вопросе, как все группы справятся с заданием, был именно уровень возбуждения, а также связанная с ним способность приложить некое усилие?

Еще одно испытание было проведено исследовательской группой под руководством Томпсона (2001). Ученые выбрали для работы «Адажио» Альбинони, медленное и печальное произведение. Испытуемые лучше справлялись после сонаты Моцарта, чем после сидения в тишине, а после Альбинони и тишины не было обнаружено никакой разницы в том, насколько качественно выполнено задание. А как только исследователи начали следить за уровнем возбуждения и настроением испытуемых, эффект Моцарта полностью исчез. Проводились эксперименты и на детях 10‒12 лет. На них больший эффект оказывали популярные мелодии, а не Моцарт, но лишь ненадолго. В итоге во всех подобных исследованиях эффект и от Моцарта, и от другой музыки был весьма кратковременным. Ни один эксперимент так и не доказал, что музыка может оказывать длительный эффект на способность решать интеллектуальные задачи.

В целом можно опровергнуть факт наличия особого влияния музыки на интеллект человека. Однако неудивительно, что все указанные исследования подчеркивали необычную способность музыки влиять на наши эмоции. А ведь многим из нас музыка нужна именно того, чтобы взбодриться или успокоиться, расслабиться или развеселиться, порадоваться или погрустить. В этом и заключается магия музыки — и, возможно, это и есть тот самый эффект Моцарта.

«Эффект Моцарта»

В следующем пятидневном исследовании повышения умственной деятельности с помощью музыки были задействованы 79 студентов. Стимуляция производилась в трёх группах:

  • первая слушала музыку Моцарта,
  • вторая – смешанная – разнообразные музыкальные подборки (в том числе классический репертуар),
  • третья – проходила тест в тишине.

Самый высокий процент, улучшающий первоначальную статистику, был продемонстрирован в первой группе: +62%. Самый низкий – во второй: +11%. Среди студентов, проходивших тест в тишине, улучшение результатов продемонстрировали 14% тестируемых.

Исследовали предположили, что композиции Моцарта стали своеобразным ключом к раскрытию «более высоких мозговых функций», повышающих активность мозга. Однако «эффект Моцарта» был отмечен и в ходе наблюдений за животными, растениями и микробами:

  • 700 коров, которым испанский фермер в 2007 году регулярно включал концерт для флейты с арфой, давали на 25% больше молока, чем «контрольная группа» коров. При этом первенство в экспериментах с повышением удоев принадлежит французским монахам из Бретани, которые включали животным различную музыкальную классику и обнаружили, что коровы предпочитают Моцарта.
  • В 1973 году в лаборатории биотронного контроля студентка Дороти Реталлак провела эксперимент с растениями, давая им слушать различные музыкальные направления по 3 часа в день. От рока растения «отворачивались», многие погибли. При звучании музыки Моцарта, Баха, джаза и особенно индийских мелодий со звуками ситара (многострунный инструмент), растения оживали, «разворачиваясь» в сторону динамика. Равнодушными их оставили композиции в стиле кантри.
  • В 2010 году на берлинском заводе сточных вод бактериям, поедающим биомассу, включали отрывки из «Волшебной флейты». Опера передавалась с помощью специальной системы от компании «Мундус», которая точно воспроизводила звуки концертного зала. Спустя год, когда эксперимент считался почти проваленным, выяснилось, что активность «слушавших» Моцарта бактерий была выше на 17%, что сэкономило заводу 10 тыс. евро на утилизации отходов.

О том, что Моцарт – это музыка для улучшения памяти и интеллектуальных способностей, снова заговорили после эксперимента с крысами в лабиринте, проведённом в университете Висконсина. Там эмбрионам животных давали слушать мелодии сначала в утробе, а затем – и в течение 2 месяцев после рождения. Все подопытные после этого проходили лабиринт быстрее собратьев, содержащихся в тишине или под музыку Ф. Гласса (композитора-минималиста). Причём, чем больше крысы слушали Моцарта, тем меньше ошибались в решении задач и ярче демонстрировали повышеннный интеллектуальный уровень.

Музыка помогающая сосредоточиться

Занимаясь каким-то сложным делом, мы далеко не всегда можем полностью сконцентрировать на нем свое внимание. Музыка отлично поможет сбалансировать нервную систему

Таким образом, заострять долгое внимание на одном деле будет гораздо легче. Интеллект — сложная штука, и чтобы заставить его полноценно действовать, иногда нужно отвлекаться на творчество. Мелодии способны восстановить стимуляцию всего организма.

Во время звучания музыки, человеческий слух тут же ловит определенные звуковые вибрации, которые оказывают благотворное действие. Поэтому такую музыку нередко называют лечебной. Постепенно сменяющиеся ноты вдохновляют и позволяют придумывать гениальные идеи.

Достаточно побыть в таком спокойном состоянии полчаса, и вы обновите вашу способность заострять внимание на работе или другой важной деятельности. Слушать приятные музыкальные мотивы можно в неограниченном количестве, лишь бы хватало времени. Совсем скоро вы точно заметите, как улучшилась ваша память

Так что повышать количество прослушиваний только приветствуется

Совсем скоро вы точно заметите, как улучшилась ваша память. Так что повышать количество прослушиваний только приветствуется.

А если все таки просто слушать музыку?

А если просто слушать музыку, есть ли какой то эффект? Имеется в виду не терапевтический, а развивающий для головного мозга? Да, есть.

Слушая музыку, мы плачем, радуемся, воодушевляемся. Она имеет доступ к нашим эмоциям. Мы наслаждаемся музыкой, она затрагивает наши чувства.

Ученые сканировали мозг человека во время прослушивания музыки и ими было обнаружено, что активировались те же самые центры вознаграждения, как и в случаях эмоционального подъема.

То есть эффект был такой же, как и в случаях получения удовольствия от поедания любимого кусочка торта, а, может, для кого-то любимого сочного фрукта.

О приеме наркотиков и занятиями сексом мы не будем говорить, но и в последних случаях активируются те же самые центры.

Взять, например, музыку Моцарта.

Почему заговорили об эффекте Моцарта? И почему сейчас пытаются нивелировать эти выводы? Это отдельный вопрос. Чтобы не верить на слово, предлагаю проверить на практике)

Что нам говорят факты? Вольфганг Амадей Моцарт был уникальным музыкантом, композитором, но сначала удивительным ребенком.

Талант Моцарта

Он слушал звуки скрипки отца и пение песен мамы, когда находился в животе у матери. В 6 лет, когда наши дети еще ходят в школу, он уже был профессиональным исполнителем.

Ездил в турне, сочинил свое первое произведение. Он с бешенной скоростью сочинял. Как только он записывал одно, сразу же сочинял другое.

Моцарт писал своему отцу, что он видит произведение сразу целиком, как картину или статую, у себя в голове, а ему остается только перенести его на бумагу. Он писал, что все уже сочинено.

Он мог огромное произведение «переписать» за 6 часов. Всего Моцарт за свои тридцать с небольшим лет сочинил 626 произведений.

Моцарту был открыт канал, но только ему. Человек должен быть настолько чувствительным, чтобы воспринять все то, что дается свыше.

Поэтому музыка Моцарта особенная, она отличается от произведений всех других  композиторов. Она прозрачна, чиста, проста.

Так, ученые обнаружили, как раз в знаменитом эксперименте, который выявил эффект Моцарта, следующие факты.

Дети, которые просто слушали в течение 10 минут сонату для двух фортепиано До мажор К. 448, могли проходить тесты с повышением коэффициента IQ на 6-9 баллов.

Но если не поддерживать этот эффект, то он сходит на нет. На самом деле, такое падение — это обычное явление.

Например, у детей к 2-3 классу, если не заниматься с ними и дальше, прирост интеллектуальных способностей замедляется.

Позже, другие исследователи, из них психолог В. Уильямсон из Великобритании, сомневаясь в том, что исследованная соната Моцарта повышает интеллект, посчитала ее совсем «не тем суперсредством для развития мозга».

Она пишет, что любая музыка, которая нравится человеку, вызывает хорошее настроение, способна вызвать интеллектуальный подъем. Замечательно!

Но это только доказывает как универсальна Музыка Моцарта! Она подходит любому ребенку, взрослому, потому что вызывает хорошее настроение у любого человека и следующий за ним интеллектуальный подъем.

Кто же запрещает слушать музыку постоянно?)

Музыка для развития детского мозга

В зависимости от того, какой музыкальный стиль чаще слышит ребенок, формируются его вкусовые предпочтения и даже частично характер. Для того чтобы научиться складывать числа или улучшить чтение, ребятишкам лучше всего отдать предпочтение классике. Именно такие мелодии помогают развивающемуся мозгу и организму в целом.

Увеличение ассортимента классических мелодий только поможет облегчить всестороннее развитие ребенка. Однако кроме классики следует слушать и другие композиции

Крайне важно, чтобы они не содержали агрессивных и чрезмерно ускоренных мотивов

Не только музыка положительно влияет на мозг: научное сообщество уже доказало, что мозг можно развивать через специальные когнитивные тренировки. Викиум собрал научные исследования современных нейрофизиологов и на основе их создал увлекательные игровые тренажеры. Попробуйте прямо сейчас!

Какое влияние музыка оказывает на мозг человека

Исследования показали, что только 5% всего населения земли абсолютно равнодушно к музыке. Это объясняется нарушениями в участках мозга, отвечающих за обработку звуков. Именно поэтому у этой группы людей не вырабатывается гормоны удовольствия.

В остальных 95% случаев музыка оказывает благоприятное воздействие на работу мозга. Она способна избавить от депрессии и улучшить настроение. Ученые связывают любовь к музыке с генетической способностью вырабатывать нейромедиаторы. Чем сильнее человеку нравится прослушиваемая мелодия, тем больше в его организме дофамина.

Музыка и память

В 2014 году был выпущен фильм «Живые внутри». В нем рассказывалось о сотруднике дома престарелых, который решил принести на работу музыкальный проигрыватель. Главный герой хотел проверить, каким образом музыка будет действовать на пациентов с болезнью Альцгеймера. Эксперимент показал, что эти люди чудесным образом стали вспоминать события из своего прошлого.

Сюжет фильма был основан на реальных событиях. В 2009 году калифорнийские ученые нашли область мозга, отвечающую за восприятие музыки. Было выявлено, что при прослушивании определенных песен человек может вспоминать приятные эпизоды своей жизни.

Музыка и работоспособность

Другие опыты доказали, что музыка может использоваться для работы мозга. Но в этом случае нужно знать, какие именно мелодии обладают тонизирующим действием. Ученые Нидерландов пришли к выводу, что веселая музыка повышает продуктивность и способность работать в команде. Аналогичное воздействие на мозг оказывает инструментальная музыка. Если в песне присутствует текст, то она, наоборот, может отвлекать от работы.

Музыка для улучшения работы мозга особенно полезна для тех, кто выполняет монотонную работу. Если она будет играть на фоне, на пониженной громкости, производительность значительно увеличится. К этому выводу американские ученые пришли еще в 1972 году. Через 20 лет после этого они озвучили, что музыкальное сопровождение благоприятно влияет на работу хирургов. При этом рок-музыка стала считаться отличным сопровождением для решения математических задач.

Музыка и творчество

Музыкальные произведения вызывают в мозге колебания тета- и альфа-волн. У творческих людей при колебании альфа-волн возникает резкий всплеск творческого вдохновения. Тета-волны дают аналогичный эффект, но при этом отвечают за способность расслабляться.

В дополнении к этому была изучена связь между творческими процессами и громкостью музыки. В результате экспериментов было выявлено, что желание творить вызывает музыка громкостью 70 децибел. Если же шум превышает отметку в 85 децибел, эффект будет противоположным.

Лечебные свойства музыки

Полезные свойства музыки на повышении продуктивности не заканчиваются. Игра на музыкальных инструментах и пение благоприятно воздействуют на моторику. Эти занятия помогают достичь баланса между правым и левым полушариями.

После длительного наблюдения за тяжелобольными людьми ученые пришли к выводу, что музыка обладает обезболивающим действием. Она помогала пациентам ортопедического отделения восстанавливаться быстрее. Опрос показал, что у меломанов характер боли после операции значительно менее выражен, чем у тех, кто не слушает музыку.

Влияние музыки на организм человека

Влияние музыки объясняется особыми её ритмами, которые совпадают с человеческими, в частности, с сердечными. Звучание некоторых музыкальных инструментов обладает полезными эффектами:

  1. Скрипка, виолончель и арфа стабилизируют сердечно-сосудистую систему и кровяное давление.
  2. Пианино и рояль положительно сказываются на работе печени и щитовидной железы.
  3. Игра на контрабасе, флейте или трубе помогает поддерживать состояние бронхолегочной системы, предотвращает образование тромбов.
  4. Ксилофон и барабан регулируют частоту сердцебиения.

Танцевальный джаз понижает уровень депрессии, улучшает циркуляцию крови и положительно влияет на дыхательную систему. Медленные джазовые ритмы позволяют избавиться от гипертонуса мышц, успокаивают.

Особым эффектом обладает классическая музыка. Произведения Штрауса и Мендельсона снижают интенсивность приступов мигрени, стимулируют иммунитет. Доказано положительное воздействие классики на онкобольных. Это доступное всем средство, которое дополняет терапию и мобилизует все силы организма.

Исследователи в 1993 году открыли «эффект Моцарта». Ученые Калифорнийского университета провели эксперимент над тремя группами студентов. Каждая из них должна была на протяжении 10 минут слушать определенные музыкальные записи. После этого студентам предстояло пройти тест на IQ. Группа, которая слушала сонату Моцарта, показала лучшие результаты. Однако, такие показатели оказались временными. Действие не продлилось дольше 10-15 минут.

Как музыка влияет на обучение и концентрацию

Одно из направлений исследований было посвящено нахождению взаимосвязей между обучением и музыкой. Хорошая память и удобная система запоминания информации ­­— это база для учебного процесса. Немецкие ученые задались вопросом, как лучше усваиваются данные: во время чтения текста или проговаривания? Выяснилось, что смысл текста откладывался в сознании лучше у тех людей, которые воспринимали его на слух в качестве песни.

Поэтому так популярны и эффективны обучающие песенки. Такой метод хорош при изучении иностранных языков и точных наук. 

Приятная музыка повышает работоспособность и мотивирует, улучшает настроение. Регулярное прослушивание одних и тех же композиций помогает и получать удовольствие, и концентрироваться на учебе, так как знакомая музыка не выступает отвлекающим фактором.

Классика

Почему это работает:

Классика, в которой совсем нет слов, является довольно популярным выбором. В 2009 году Американским обществом специалистов по лучевой диагностике было проведено исследование, которое доказало ощутимое влияние музыки барокко на продуктивность.

Тем не менее, не вся классическая музыка действует одинаково — Токката и фуга ре минор Баха с ее резкими переходами подойдет для работы не так хорошо, как, например, более плавная «К Элизе» Бетховена.

Где слушать:

  • Раздел Классика на Яндекс.Музыке и ее же радио
  • Ветка на Reddit «Я новичок в классической музыке, с чего начать?»
  • Файлы в открытом доступе на Википедии
  • Раздел Baroque Music на Reddit

Примеры:

https://youtube.com/watch?v=gEibRc-oJKs

Электронная музыка

Почему это работает:

Электронная музыка в стиле ambient идеально подходит, когда нужен музыкальный фон, который не будет перебивать поток мыслей. Музыка в таком жанре монотонна в хорошем смысле этого слова. Ритм композиций помогает сосредоточиться, а их монотонность не будет отвлекать.

Где слушать:

  • Раздел Chillmusic на Reddit
  • Раздел Futurebeats на Reddit
  • Канал Majestic Casual на Youtube
  • Канал TheSoundYouNeed на YouTube

Примеры:

Музыка из видеоигр

Почему это работает:

Композиторы саундтреков для игр знают, что во многих ситуациях идеально подходит музыка, которая усиливает восприятие и при этом не отвлекает игрока.

Эту идею отлично подтверждает тот факт, что на Reddit в теме «Музыка, помогающая сконцентрироваться» одной из самых популярных рекомендаций является саундтрек из серии игр SimCity

В студии Maxis написали приятную на слух и достаточно спокойную музыку, чтобы не отвлекать внимание от многих вещей, за которыми надо следить при управлении целым городом

Где слушать:

  • OverClocked Remix (ремиксы известных саундтреков)
  • VGMusic.com
  • Раздел GameMusic на Reddit

Примеры:

Для концентрации требуется уже знакомая музыка

Если вам нужно максимально сконцентрироваться на каком-либо проекте, лучше выбрать уже знакомую вам музыку.

Причина такого выбора проста: новая музыка удивляет. Когда композиция вам не известна, вы будете с любопытством прислушиваться к ней вместо того, чтобы работать.

В случае со знакомой музыкой такой проблемы не возникает: вы уже знаете, что будет дальше, и не станете слишком обращать внимание на то, что там у вас играет. И хотя прослушивание новой музыки может очень стимулировать творческий процесс в некоторых других ситуациях, для наиболее эффективной умственной работы вам лучше не отвлекаться и включить фоном то, что вы уже слышали много раз

И хотя прослушивание новой музыки может очень стимулировать творческий процесс в некоторых других ситуациях, для наиболее эффективной умственной работы вам лучше не отвлекаться и включить фоном то, что вы уже слышали много раз.

Интеллект и образование

Существуют задокументированные свидетельства того, что в среднем люди, которые учились музыке, имеют более высокий уровень образования и IQ. Но чем вызвана эта связь? Может ли один общий скрытый фактор (например, социально-экономическое положение родителей) объяснить оба явления — или есть прямая связь между интеллектом и музыкальностью, не зависящая от других факторов? Ответов на эти вопросы по-прежнему нет.

Канадский психолог профессор Э. Гленн Шелленберг в нескольких исследованиях пытался сделать поправку на социально-экономическое положение родителей. Он обнаружил положительную корреляцию между обучением музыке и IQ у детей 6‒11 лет, а также связь между обучением музыке в детстве, IQ и академическими успехами молодых людей. Был проведен целый ряд длительных исследований, во время которых детей наблюдали в течение долгого времени. Эти исследования показали те же результаты. По всей видимости, обучение музыке все-таки оказывает положительный эффект на общий уровень IQ, а также на академические успехи. Большинство исследователей полагает, что обучение музыке напрямую влияет на исполнительные функции

Этому есть разумное объяснение: обучение музыке предъявляет серьезные требования к ребенку и развивает координацию рук, а также способность концентрироваться на чем-то в течение долгого времени, внимание и рабочую память. Благодаря этому в организме ребенка происходят изменения, поддающиеся измерениям, например, увеличивается размер мозолистого тела, что улучшает связь между полушариями

Кроме того, вероятно, раннее обучение музыке дает ребенку опыт того, что интеллектуальный труд, требующий концентрации, выдержки и постоянной практики, приносит радость и положительные результаты. Этот опыт повышает вероятность того, что ребенок будет упорнее трудиться в школе и в будущем решит уделить как можно больше внимания обучению.

Эффект от игры на музыкальном инструменте в детстве и юности сохраняется на долгое время. В исследовании Ханны-Плэдди и Маккей приняли участие люди в возрасте от 60 до 83 лет. Оказалось, что у тех, кто в детстве и юности более 10 лет играл в оркестре, в среднем лучше память, кроме того, они также зрительно лучше воспринимают пространство — по сравнению с людьми, у которых не было такого опыта. Музыканты не теряют своих способностей. Но начать учиться музыке никогда не поздно — даже если в детстве вы ей не занимались. Исследование людей в возрасте от 65 до 80 лет, которые только в этом возрасте начали учиться играть на фортепиано, показало, что через шесть месяцев у них значительно улучшилась рабочая память, моторные навыки и темп восприятия. Их результаты сравнивали с результатами группы тех, кто занимался другими видами деятельности (например, физическими упражнениями и рисованием). В 2014 году группа шведских ученых под руководством Бальбага исследовала 157 возрастных пар близнецов. Оказалось, что у тех, кто играл на музыкальном инструменте всю жизнь, вероятность развития деменции в старости была намного ниже, чем у их братьев и сестер, никогда не занимавшихся музыкой.

Экономика образования

Багаж знаний: как уровень образования влияет на развитие деменции

Возраст мозга можно определить с помощью МРТ. Ученые исследовали МРТ мозга пациентов, хранившиеся в базе данных, выведя некие средние показатели, характерные для разных возрастов. А потом сравнили эти показатели с хронологическим возрастом испытуемых. Это слегка напоминает калькулятор возраста: необходимо ввести пульс в состоянии покоя, рост, вес, объем талии и так далее, и вы получите свой биологический возраст, который может сильно отличаться от хронологического. В 2018 году группа исследователей под руководством Рогенмосера сравнила мозг профессиональных музыкантов, музыкантов-любителей и тех, кто никогда не занимался музыкой. Выяснилось, что в среднем мозг музыкантов был моложе (то есть выглядел моложе на МРТ-снимках) настоящего возраста испытуемого. Однако по результатам исследования вовсе не была выявлена зависимость вида молодости мозга от количества занятий музыкой. Оказалось, что моложе всего именно мозг музыкантов-любителей. У профессиональных музыкантов мозг в среднем был моложе — но в меньшей степени. Результаты вызвали дискуссию: может, профессиональный музыкант испытывает такой сильный стресс, что он снижает положительный эффект от занятий музыкой? И приносит ли музыканту-любителю пользу наличие других интеллектуальных задач, возникающих в течение рабочего дня? Исследование показало, что для стимуляции работы мозга разнообразие видов деятельности полезнее, чем однообразие. И к музыке это тоже относится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector