Эффект моцарта: как музыка влияет на мозг и помогает ли она развивать интеллект

Содержание:

Нейрофидбэк-тренинг

Одна из перспективных методик — нейрофидбэк-тренинг. Это процедура, позволяющая научиться контролировать активность собственного мозга. В ее основу заложен принцип биологической обратной связи. Во время нейрофидбэк-тренинга малые электрические сигналы головного мозга измеряются с помощью электродов, прикрепленных к коже головы, и с помощью программного обеспечения превращаются в звук и изображение. То есть компьютерная программа создает в режиме реального времени визуализацию биоэлектрической активности мозга.

Как это происходит

Врач дает инструкции — и если ритмы мозга свидетельствуют о переходе в нужное терапевтическое состояние, то программа на экране изменяет изображение, звуковое сопровождение и интенсивность вибрации тактильного датчика. Обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а компьютерная программа делает доступной информацию, в обычных условиях невоспринимаемую. При необходимости врач подключает дополнительные техники для управления эмоциональным состоянием, чтобы усилить эффект от нейрофидбэк-тренинга.

Получается, что можно влиять на ритмы мозга в интерактивном режиме, отслеживая, фиксируя свои ощущения. По мере продолжения тренировок и закрепления желаемого чувства расслабления приобретается навык переходить в необходимое терапевтическое состояние самостоятельно в любой момент времени.

Какое влияние музыка оказывает на мозг человека

Исследования показали, что только 5% всего населения земли абсолютно равнодушно к музыке. Это объясняется нарушениями в участках мозга, отвечающих за обработку звуков. Именно поэтому у этой группы людей не вырабатывается гормоны удовольствия.

В остальных 95% случаев музыка оказывает благоприятное воздействие на работу мозга. Она способна избавить от депрессии и улучшить настроение. Ученые связывают любовь к музыке с генетической способностью вырабатывать нейромедиаторы. Чем сильнее человеку нравится прослушиваемая мелодия, тем больше в его организме дофамина.

Музыка и память

В 2014 году был выпущен фильм «Живые внутри». В нем рассказывалось о сотруднике дома престарелых, который решил принести на работу музыкальный проигрыватель. Главный герой хотел проверить, каким образом музыка будет действовать на пациентов с болезнью Альцгеймера. Эксперимент показал, что эти люди чудесным образом стали вспоминать события из своего прошлого.

Сюжет фильма был основан на реальных событиях. В 2009 году калифорнийские ученые нашли область мозга, отвечающую за восприятие музыки. Было выявлено, что при прослушивании определенных песен человек может вспоминать приятные эпизоды своей жизни.

Музыка и работоспособность

Другие опыты доказали, что музыка может использоваться для работы мозга. Но в этом случае нужно знать, какие именно мелодии обладают тонизирующим действием. Ученые Нидерландов пришли к выводу, что веселая музыка повышает продуктивность и способность работать в команде. Аналогичное воздействие на мозг оказывает инструментальная музыка. Если в песне присутствует текст, то она, наоборот, может отвлекать от работы.

Музыка для улучшения работы мозга особенно полезна для тех, кто выполняет монотонную работу. Если она будет играть на фоне, на пониженной громкости, производительность значительно увеличится. К этому выводу американские ученые пришли еще в 1972 году. Через 20 лет после этого они озвучили, что музыкальное сопровождение благоприятно влияет на работу хирургов. При этом рок-музыка стала считаться отличным сопровождением для решения математических задач.

Музыка и творчество

Музыкальные произведения вызывают в мозге колебания тета- и альфа-волн. У творческих людей при колебании альфа-волн возникает резкий всплеск творческого вдохновения. Тета-волны дают аналогичный эффект, но при этом отвечают за способность расслабляться.

В дополнении к этому была изучена связь между творческими процессами и громкостью музыки. В результате экспериментов было выявлено, что желание творить вызывает музыка громкостью 70 децибел. Если же шум превышает отметку в 85 децибел, эффект будет противоположным.

Лечебные свойства музыки

Полезные свойства музыки на повышении продуктивности не заканчиваются. Игра на музыкальных инструментах и пение благоприятно воздействуют на моторику. Эти занятия помогают достичь баланса между правым и левым полушариями.

После длительного наблюдения за тяжелобольными людьми ученые пришли к выводу, что музыка обладает обезболивающим действием. Она помогала пациентам ортопедического отделения восстанавливаться быстрее. Опрос показал, что у меломанов характер боли после операции значительно менее выражен, чем у тех, кто не слушает музыку.

Музыка для учебы и концентрации внимания: как подобрать правильную?

Для эффективной учебы студенту нужна сосредоточенность и высокая продуктивность. И в этом нам помогает музыка. Главное – правильно подобрать мелодии.

Ученые Бирмингемского университета доказали эффективность музыки при выполнении монотонных действий. Заполнение таблиц, проверка электронной почты, работы с формулами и любые другие скучные действия можно выполнять быстрее с музыкой.

Но если человек выполняет сложную интеллектуальную или творческую работу, важен грамотный подбор музыки, а не просто ее наличие. Вот примеры музыки, которая поможет лучше учиться даже когда мозг и тело сопротивляются.

Звуки природы

Исследователи Политехнического института Ренселлера увидели повышение работоспособности у людей, которые учились в опен-спейсах, где воспроизводились звуки живой природы.

Как и белый шум, звуки природы маскируют посторонние звуки (гул, человеческую речь, шум транспорта), которые так отвлекают человека. Кроме того, они улучшают концентрацию внимания и когнитивные функции.

Природные звуки явно повышали общую удовлетворенность испытуемых во время работы

Благотворным эффектом обладают звуки щебетания птиц, дождя, журчания ручья, шума горного потока

Все они повышают внимание при выполнении каких-то действий

Внимание повышается вне зависимости от того, слушаем ли мы запись отдельных звуков природы или же музыки со включением данных элементов

Любимая мелодия

У каждого из нас есть песни, заставляющие сердце биться быстрее, а улыбку расширяться в геометрической прогрессии. Так вот ученые заметили, что плей-лист из любимых треков оказывает большую пользу во время учебы.

Тереза Лисиук из университета Майами в своих исследованиях пришла к выводу, что к поспешным решениям человека приводит стресс, сильно снижая зону внимания. А вот улучшить настроение поможет любимая музыка, которая расширяет кругозор и увеличивает количество вариантов решения проблемы.

Особенно интересен факт, что любимые треки наиболее эффективны у студентов и других людей, еще не ставших специалистами в какой-то области. Приятные знакомые мелодии способствуют более быстрому выполнению задач и генерации лучших идей.

Нейтральная музыка

Разные люди по-разному воспринимают окружение. И есть те, кто отвлекается при прослушивании любимой песни, полностью уходя в нее.

Тайваньский университет провел исследования, в ходе которого установил: максимально и минимально привлекательная мелодия приводит к понижению концентрации внимания у некоторых людей.

Если вы – один из тех, кого знакомая музыка сильно отвлекает, старайтесь выбирать для учебы мелодии, к которым вы безразличны и которые не вызывают выраженных эмоций.

Инструментальная музыка

Исследования, проведенные Cambridge Sound Management, показали: к падению производительности приводит не столько шум в целом, сколько именно слова (как отдельно, так и в составе музыки).

Слыша человеческую речь, наш мозг автоматически переключается с текущей задачи, стараясь выявить тему разговора. Это наша природа, с которой не стоит бороться.

И если вы – один из тех, кто старательно прислушивается к тексту песен во время прослушивания треков, в этом случае старайтесь отдавать предпочтение инструментальной музыке.

Чем меньше слов, тем меньше отвлекающих факторов

Музыка в стиле барокко

Темп музыки во многом влияет на состояние человека. Это подтверждают канадские исследования, во время которых увидели лучшую результативность у тех, кто сдавал IQ-тесты под динамичную музыку, и в частности – под музыку эпохи барокко.

Ученые из университета Филадельфии и госпиталя Балтимора, а также малайзийского инженерного колледжа подтвердили ее эффект. Более того, в результате ее применения было выявлено значительное снижение стресса. У испытуемых отметили наличие признаков релаксации во время прослушивания музыки, темп которой соответствовал 60 ударам в минуту.

Средняя громкость

Идеальной для прослушивания является не тихая или сильная, а именно средняя громкость. К такому выводу пришли ученые сразу четырех университетов, отметив прилив сил и благоприятной воздействие на творческое мышление при средней силе звучания.

И средняя, и сильная громкость способствует абстрактному мышлению. Но чрезмерная громкость создает мозгу помехи в обработке информации.

Интеллект и образование

Существуют задокументированные свидетельства того, что в среднем люди, которые учились музыке, имеют более высокий уровень образования и IQ. Но чем вызвана эта связь? Может ли один общий скрытый фактор (например, социально-экономическое положение родителей) объяснить оба явления — или есть прямая связь между интеллектом и музыкальностью, не зависящая от других факторов? Ответов на эти вопросы по-прежнему нет.

Канадский психолог профессор Э. Гленн Шелленберг в нескольких исследованиях пытался сделать поправку на социально-экономическое положение родителей. Он обнаружил положительную корреляцию между обучением музыке и IQ у детей 6‒11 лет, а также связь между обучением музыке в детстве, IQ и академическими успехами молодых людей. Был проведен целый ряд длительных исследований, во время которых детей наблюдали в течение долгого времени. Эти исследования показали те же результаты. По всей видимости, обучение музыке все-таки оказывает положительный эффект на общий уровень IQ, а также на академические успехи. Большинство исследователей полагает, что обучение музыке напрямую влияет на исполнительные функции

Этому есть разумное объяснение: обучение музыке предъявляет серьезные требования к ребенку и развивает координацию рук, а также способность концентрироваться на чем-то в течение долгого времени, внимание и рабочую память. Благодаря этому в организме ребенка происходят изменения, поддающиеся измерениям, например, увеличивается размер мозолистого тела, что улучшает связь между полушариями

Кроме того, вероятно, раннее обучение музыке дает ребенку опыт того, что интеллектуальный труд, требующий концентрации, выдержки и постоянной практики, приносит радость и положительные результаты. Этот опыт повышает вероятность того, что ребенок будет упорнее трудиться в школе и в будущем решит уделить как можно больше внимания обучению.

Эффект от игры на музыкальном инструменте в детстве и юности сохраняется на долгое время. В исследовании Ханны-Плэдди и Маккей приняли участие люди в возрасте от 60 до 83 лет. Оказалось, что у тех, кто в детстве и юности более 10 лет играл в оркестре, в среднем лучше память, кроме того, они также зрительно лучше воспринимают пространство — по сравнению с людьми, у которых не было такого опыта. Музыканты не теряют своих способностей. Но начать учиться музыке никогда не поздно — даже если в детстве вы ей не занимались. Исследование людей в возрасте от 65 до 80 лет, которые только в этом возрасте начали учиться играть на фортепиано, показало, что через шесть месяцев у них значительно улучшилась рабочая память, моторные навыки и темп восприятия. Их результаты сравнивали с результатами группы тех, кто занимался другими видами деятельности (например, физическими упражнениями и рисованием). В 2014 году группа шведских ученых под руководством Бальбага исследовала 157 возрастных пар близнецов. Оказалось, что у тех, кто играл на музыкальном инструменте всю жизнь, вероятность развития деменции в старости была намного ниже, чем у их братьев и сестер, никогда не занимавшихся музыкой.

Экономика образования

Багаж знаний: как уровень образования влияет на развитие деменции

Возраст мозга можно определить с помощью МРТ. Ученые исследовали МРТ мозга пациентов, хранившиеся в базе данных, выведя некие средние показатели, характерные для разных возрастов. А потом сравнили эти показатели с хронологическим возрастом испытуемых. Это слегка напоминает калькулятор возраста: необходимо ввести пульс в состоянии покоя, рост, вес, объем талии и так далее, и вы получите свой биологический возраст, который может сильно отличаться от хронологического. В 2018 году группа исследователей под руководством Рогенмосера сравнила мозг профессиональных музыкантов, музыкантов-любителей и тех, кто никогда не занимался музыкой. Выяснилось, что в среднем мозг музыкантов был моложе (то есть выглядел моложе на МРТ-снимках) настоящего возраста испытуемого. Однако по результатам исследования вовсе не была выявлена зависимость вида молодости мозга от количества занятий музыкой. Оказалось, что моложе всего именно мозг музыкантов-любителей. У профессиональных музыкантов мозг в среднем был моложе — но в меньшей степени. Результаты вызвали дискуссию: может, профессиональный музыкант испытывает такой сильный стресс, что он снижает положительный эффект от занятий музыкой? И приносит ли музыканту-любителю пользу наличие других интеллектуальных задач, возникающих в течение рабочего дня? Исследование показало, что для стимуляции работы мозга разнообразие видов деятельности полезнее, чем однообразие. И к музыке это тоже относится.

А если все таки просто слушать музыку?

А если просто слушать музыку, есть ли какой то эффект? Имеется в виду не терапевтический, а развивающий для головного мозга? Да, есть.

Слушая музыку, мы плачем, радуемся, воодушевляемся. Она имеет доступ к нашим эмоциям. Мы наслаждаемся музыкой, она затрагивает наши чувства.

Ученые сканировали мозг человека во время прослушивания музыки и ими было обнаружено, что активировались те же самые центры вознаграждения, как и в случаях эмоционального подъема.

То есть эффект был такой же, как и в случаях получения удовольствия от поедания любимого кусочка торта, а, может, для кого-то любимого сочного фрукта.

О приеме наркотиков и занятиями сексом мы не будем говорить, но и в последних случаях активируются те же самые центры.

Взять, например, музыку Моцарта.

Почему заговорили об эффекте Моцарта? И почему сейчас пытаются нивелировать эти выводы? Это отдельный вопрос. Чтобы не верить на слово, предлагаю проверить на практике)

Что нам говорят факты? Вольфганг Амадей Моцарт был уникальным музыкантом, композитором, но сначала удивительным ребенком.

Талант Моцарта

Он слушал звуки скрипки отца и пение песен мамы, когда находился в животе у матери. В 6 лет, когда наши дети еще ходят в школу, он уже был профессиональным исполнителем.

Ездил в турне, сочинил свое первое произведение. Он с бешенной скоростью сочинял. Как только он записывал одно, сразу же сочинял другое.

Моцарт писал своему отцу, что он видит произведение сразу целиком, как картину или статую, у себя в голове, а ему остается только перенести его на бумагу. Он писал, что все уже сочинено.

Он мог огромное произведение «переписать» за 6 часов. Всего Моцарт за свои тридцать с небольшим лет сочинил 626 произведений.

Моцарту был открыт канал, но только ему. Человек должен быть настолько чувствительным, чтобы воспринять все то, что дается свыше.

Поэтому музыка Моцарта особенная, она отличается от произведений всех других  композиторов. Она прозрачна, чиста, проста.

Так, ученые обнаружили, как раз в знаменитом эксперименте, который выявил эффект Моцарта, следующие факты.

Дети, которые просто слушали в течение 10 минут сонату для двух фортепиано До мажор К. 448, могли проходить тесты с повышением коэффициента IQ на 6-9 баллов.

Но если не поддерживать этот эффект, то он сходит на нет. На самом деле, такое падение — это обычное явление.

Например, у детей к 2-3 классу, если не заниматься с ними и дальше, прирост интеллектуальных способностей замедляется.

Позже, другие исследователи, из них психолог В. Уильямсон из Великобритании, сомневаясь в том, что исследованная соната Моцарта повышает интеллект, посчитала ее совсем «не тем суперсредством для развития мозга».

Она пишет, что любая музыка, которая нравится человеку, вызывает хорошее настроение, способна вызвать интеллектуальный подъем. Замечательно!

Но это только доказывает как универсальна Музыка Моцарта! Она подходит любому ребенку, взрослому, потому что вызывает хорошее настроение у любого человека и следующий за ним интеллектуальный подъем.

Кто же запрещает слушать музыку постоянно?)

Сила высоких частот от эксперта

Силу музыки Моцарта изучал Альфред Томатис, доктор медицины, оториноларинголог. Он изучал силу частот его музыки и писал, что по воздействию на организм человека она несравнима с другими.

Музыка Моцарта улучшает восприятие пространства, помогает сосредоточиться, сконцентрироваться, имеет длящееся во времени действие.

Высокочастотные концерты энергетически подзаряжают кору головного мозга, помогают сонастроить мозг и тело

Учеными доказано, что если вы слушаете определенное количество времени такую музыку, это гармонизирует работу мозга, обостряет разум, внимание и концентрацию

Кроме того, за счет положительного воздействия на мозг, происходит оздоровление организма.

А. Томатис сделал открытие о связи слуха и речи и запатентовал прибор «Электронное ухо», с помощью которого лечил от дислексии, заикания, даже физических повреждений органов речи.

Его действие основано в том числе на силе высоких частот музыки Моцарта. Жерар Депардье был вылечен от заикания с помощью этого прибора.

Почему с возрастом люди плохо себя чувствуют (помимо всего прочего, конечно)? Они перестают слышать звуки высоких частот, которые могли бы подзарядить их мозг и оздоровить.

Да, и просто люди в пожилом возрасте, ну, не слушают такую музыку.

Если вы хотите узнать о такой музыке переходите по этой ссылке и внизу (откроется в новой вкладке). Во Франции и в нашей стране открыты центры Томатиса. Я сама с рождения дочери ставила ей диск с произведениями Моцарта.

Как мозг воспринимает звуки и музыку

Звук представляет собой волну механических колебаний в определенном пространстве. Под воздействием воздуха она перемещается, попадая в барабанную перепонку. В результате этого человек слышит определенный звук. Как музыка влияет на мозг, зависит от индивидуальных параметров. Одно и то же произведение может влиять на разных людей по-разному, однако прослеживаются и общие механизмы воздействия.

Головной мозг человека состоит из правого и левого полушарий. Правое отвечает за творческую сторону личности, а левое – за логику и аналитическое мышление. Между собой полушария соединены сплетением из нервных волокон, которое называют мозолистым телом.

Все процессы, происходящие вокруг человека, так или иначе воздействуют на его мозг. При прослушивании музыки происходит обмен информацией между правым и левым полушариями. Мелодия активизирует правое полушарие, а текст песни стимулирует работу левой части мозга. Ученые также обнаружили, что аналогичный эффект возникает и при воображаемом проигрывании музыки.

Принцип воздействия музыки на мозг зависит от характера и громкости волны. Одни волны подходят для занятия медитацией, другие – для пополнения запаса энергии.

При прослушивании музыки нужно учитывать, как влияют на мозг отдельные волны:

  1. Тета-волны громкостью 4-8 герц подходят для глубокой релаксации.
  2. Бета-волны уровня 14-40 герц заряжают энергией и хорошим настроением.
  3. Дельта-волны громкостью 0-4 герц обеспечивают погружение в глубокий сон. Они способствуют максимальному расслаблению.
  4. Альфа-волны уровня 8-14 герц подходят для осуществления перерыва в работе. Они дарят чувство спокойствия и расслабления.

Самое древнее влияние музыки на человека

Все по порядку.

В 17-18 веках великими мастерами создавалась музыка в соответствии с особенными формулами. Они бережно хранились музыкальными школами и передавались из рук в руки с очень древних времен.

Ученые давно интересовались такой музыкой, которая влияет на психику и тело человека. Как музыка, может, например, улучшить сон? Как-то к великому Иоганну Себастьяну Баху обратился граф Кайзерлинг по поводу улучшения сна.

Когда он заболевал, то страдал бессонницей, и просил приведенного с собой юного музыканта Гольдберга играть ему на клавесине всю ночь.

И Бах написал для этого случая вариации, которые были названы в честь игравшего для графа музыканта. Это знаменитые Вариации Гольдберга. Откуда Бах знал какие гармоники могут успокаивать разум?

Вы можете и сами их слушать, если вас мучает бессонница.

В древности считалось, что музыка открывает доступ к другим мирам и имеет сильное воздействие на тело и разум человека.

Еще в Древней Греции существовало требование, что каждый врач должен уметь петь и играть на музыкальном инструменте. Медицина была связана с музыкой очень тесно. Больных лечили музыкой.

Из «Канона врачебной науки» Авиценна следует, что меланхолию необходимо развевать музыкой, боль уходит от хорошего пения.

Музыка может расширить память, снять стресс, ускорить обучение. В 2003 году в России лечение музыкой было признано официальным лечебным методом — музыкотерапией.

У нас, конечно, пока не готовят таких докторов, как на западе, но я думаю, что все впереди.

А раз музыка может лечить болезнь, то здоровый орган она улучшает и развивает. Но конечно, не вся музыка обладает лечебным и развивающим эффектом.

В прошлом веке ученые Советского союза выяснили, что музыка благотворно влияет на пациентов в санаториях и профилакториях.

Когда больные находились в расслабленном состоянии и слушали музыку, она начинала творить чудеса — пациенты выздоравливали.

Специалисты заинтересовались этой музыкой и выяснилось, что это не просто музыка, а музыка определенного ритма.

Музыка барокко?

Да, это была классическая музыка эпохи Барокко. Но и она не вся (эпоха включает в себя 150 лет), и используется она по особенному.

Как же разобраться во всей музыке, что предлагается и что выбрать конкретно для развития мозга и памяти?

Первый шаг к развитию головного мозга и памяти

С чего начинать? Необходимо убрать причины для плохой работы головного мозга и памяти.

Стресс  — это самое пагубное для нашего здоровья. Учеными из университета Джорджтауна было обнаружено, что даже дети в возрасте 8 лет испытывают на себе влияние стресса.

Он негативно отражается на их обучаемости и мышлении.

На курсах по развитию памяти, детей и взрослых сначала учат снимать стресс, поскольку проблемы  с вниманием и памятью могут быть связаны именно со стрессами и сильными переживаниями. Человека в стрессе можно сравнить с атлантом, держащим на своих плечах небосвод

В этом состоянии мы не можем нормально чувствовать свое тело, развиваться, получать удовольствие от жизни

Человека в стрессе можно сравнить с атлантом, держащим на своих плечах небосвод. В этом состоянии мы не можем нормально чувствовать свое тело, развиваться, получать удовольствие от жизни.

Меленная музыка в стиле Барокко обладает лечебным эффектом за чет того, что она переводит мозг в режим расслабленности, она снимает стресс, стабилизирует кровяное давление, а ритм сердца приближается к здоровому состоянию.

Как вы уже догадались — это медленные части произведений Барокко с ритмом в 60-64 удара в минуту, та же самая музыка, что и для развития мозга и памяти.

Музыка из личного архива

Под вот этот концерт Моцарта можно делать детям уроки, а вам — свои дела, которые требуют концентрации внимания, повышения интеллектуальных способностей. Скачивайте здесь (откроется в новой вкладке).

Это концерт для скрипки с оркестром ре мажор № 61 Л.В. Бетховена.

Чтобы быстро подзарядить свой мозг используйте композицию Моцарта Концерт для виолончели № 3. Скачивайте бесплатно здесь (откроется в новой вкладке).

Любые упражнения, развивающие память, внимание и мышление, развивают головной мозг, так как создают новые нейронные соединения. Вот здесь можно почитать об упражнениях на развитие памяти и внимания у взрослого человека (откроется в новой вкладке), а протестировать и потренировать свое внимание можно вот здесь

Вот здесь можно почитать об упражнениях на развитие памяти и внимания у взрослого человека (откроется в новой вкладке), а протестировать и потренировать свое внимание можно вот здесь. Но если вы хотите развить феноменальную фотографическую память и (или) совместить эти занятия с детьми, то скачивайте бесплатные игры здесь (ссылка отроется в новой вкладке)

Но если вы хотите развить феноменальную фотографическую память и (или) совместить эти занятия с детьми, то скачивайте бесплатные игры здесь (ссылка отроется в новой вкладке).

Все эти упражнения или игры можно и нужно делать под музыку, развивающую головной мозг.

До скорого!

Ваша Надежда Тихонова

Самый действенный, но сложный способ

Я советую любого ребенка, даже не обладающего способностями к музыке, как в прочем зря считают многие родители, приобщать к музыке, к игре на музыкальных инструментах, учить музыке.

Да и взрослые в любом возрасте могут научиться играть на пианино, сейчас можно купить и синтезатор и цифровое пианино по любой цене.

Музыка дает другую более тонкую настройку нейронной сети, которая открывает иной пласт возможностей и способностей. И в последующем сведет на нет или отодвинет надолго задумки Альцгеймера.

Она связывает работу полушарий головного мозга, а руки, имеющие обширные связи с корой головного мозга, помогают не только его развивать, но и омолаживать.

Один из признаков гениальности — огромные связи между обоими полушариями головного мозга. Их можно подарить ребенку, играя в правополушарные игры с рождения, когда полушария активно работаю вместе (читайте нашу статью про методику Макото Шичиды).

Но также можно наладить межполушарные связи с помощью музыки.

Ученые доказали, что у детей, которые занимаются музыкой, мозолистое тело (корпус коллозиум), которое связывает оба полушария на 25 % больше, чем у детей, которые не занимаются музыкой.

Игра на пианино дает самый максимальный эффект.

Чем минимально отличаются дети, которые занимаются музыкой?

  • пространственным мышлением
  • способностями к математике. Профессора математики и физики Оксфорда играют на музыкальных инструментах
  • способности к языкам. Лев Толстой, Борис Пастернак, Стендаль, Иван Сергеевич Тургенев, Жан-Жак Руссо, Ромен Роллан, талантливые литераторы советовали, заниматься музыкой. Они знали не по одному иностранному языку.

И даже простое интенсивное прослушивание музыки улучшает пространственное мышление.

Музыка для улучшения работы мозга

Ежеминутно человеческому мозгу приходится воспринимать и обрабатывать огромные информационные блоки. Это сильно истощает и утомляет весь организм. Чтобы упорядочить свои мысли, существуют идеально подходящие мелодии. Нередко из-за больших объемов информации в памяти образуются пробелы.

Главной отличительной чертой подобной музыки является то, что мелодии должны быть размеренными и спокойными. Особенным плюсом будут повторяющиеся мотивы то с нарастающим, то с затихающим звуком. Такое умиротворенное звучание создает условия для возобновления нервных клеток

Немаловажно будет перед прослушиванием хорошо проветрить помещение для поступления достаточного количества кислорода

Исполнительные функции

Исполнительные функции — это процессы, протекающие в мозге и отвечающие за когнитивный контроль (то есть за внимание, концентрацию, способность противостоять искушению), рабочую память и ментальную гибкость (способность быстро переключать внимание между разными задачами). Этими способностями управляют лобные доли — благодаря им мы способны фокусироваться на целях и средствах и менять поведение с помощью силы воли, исходя из изменений во внешней среде

Обучение игре на музыкальном инструменте требует развития именно таких качеств, как фокусировка внимания, рабочая память, умение переключать внимание между разными задачами (чтение нот, взаимодействие с другими музыкантами, решение сложных технических проблем), а также выносливость. На эти качества музыкальное образование действительно оказывает эффект

Например, одно из исследований продемонстрировало улучшение исполнительных функций у детей уже на 20-й день занятий. Еще одно исследование показало, что объем рабочей памяти у детей, занимавшихся музыкой в течение 18 месяцев, увеличился, если сравнивать с данными контрольной группы, где испытуемые в тот же самый период обучались по общей научной программе (исследование под руководством Родена, 2012). Но опять же, очень сложно отличить эффект, который оказывает именно музыка, от общего эффекта, который достигается благодаря систематической практике.

Экономика образования

Тренажеры для мозга способны продлить «когнитивную молодость» пожилых

Что такое альфа волны

Электрическая работа мозга на частоте 8-12 Гц называется альфа-волнами. Ее можно добиться при хорошей релаксации. При этом человек не должен погружаться в сон, хотя его глаза остаются закрытыми.

У детей мозг большую часть времени находится именно в состоянии альфа-ритма. У взрослых такое состояние наблюдается при расслабленности, медитации, занятиях йогой, прослушивании хорошей музыки и т.д.

При стимуляции деятельности мозга с помощью альфа-волн можно добиться:

  • расслабления тела, сознания;
  • креативного состояния;
  • усиления всех эмоций;
  • усиления своих физических способностей;
  • уменьшения тревожности, стресса;
  • достижения рабочего состояния;
  • повышения обучаемости;
  • укрепления иммунитета;
  • позитивного мышления;
  • повышения выработки серотонина.

У такой стимуляции есть и относительные недостатки:

  • это может быть скучно;
  • может клонить в сон;
  • теряется концентрация;
  • иногда может вызывать депрессию;
  • при избытке стимуляции может появиться усталость;
  • растет восприимчивость.

Преимуществ гораздо больше, чем недостатков. Просто нужно во всем знать меру. Избыточная стимуляция может стать вредной. А если придерживаться разумных границ, можно исцелять мозг и повышать его возможности. Классическая мелодия для малыша или взрослого станет хорошим стимулом и поддержкой.

Другая музыка, которая пригодится

Есть и другие положительные воздействия музыки, которые можно использовать в свою пользу. Классическая музыка для учебы и концентрации

При прослушивании классических произведений у человека отмечаются следующие явления:

  • повышается стойкость, 
  • появляются жизненные силы, 
  • понижается тревожность, 
  • снижается вероятность депрессии, 
  • снимается раздражительность,
  • лучше усваиваются знания.

Интересно и то, что определенные композиторы и композиции оказывают на человека определенный эффект:

  1. «Итальянский концерт» Баха борется со злобой, обидой, снижает негативные эмоции.
  2. Произведения Бетховена и Чайковского укрепляют сон, снимают раздражительность.
  3. Музыка Моцарта снимают раздражительность и головную боль.

Металл, рок

Прослушивание тяжелой музыки усиливает любые эмоции: как положительные, так и отрицательные.  Рок-музыка придает человеку энергии, но расшатывает его внутреннюю уравновешенность, меняет восприятие ритма.

Многочисленные исследования отмечают, что монотонность и ритм большинства рок-композиций оказывают негативные последствия на организм, особенно детский при возрасте 11-15 лет.

Поп-музыка

Ученые сумели доказать негативное влияние поп-музыки на память и внимательность, так как в ней преобладает монотонный ритм. Так что такая музыка не подходит для учебы и работы, для запоминания.

Хип-хоп, рэп

Рэп пробуждает в человеке агрессию, а его монотонность способствует появлению злобы, раздражительности, снижению настроения и эмоционального тонуса в целом.

Джаз, рэгги, блюз

Блюз положительно влияет на человеческие эмоции, снимая раздражительность. А вот джаз оказывает скорее негативное влияние, нарушая внутреннюю гармонию. Рэгги способствует улучшению настроения, повышает эмоциональный тонус, препятствует появлению агрессии и злобы.

Жанр «соул» заставляет человека обратиться к своей чувственной стороне. Часто люди испытывают тоску при ее прослушивании

Электронная и клубная музыка

Ученые настоятельно не рекомендуют студентам использовать эту музыку во время учебы, так как она негативно влияет на интеллект. Иногда она становится причиной повышения напряженности, раздражительности.

Зная эту информацию, можно обустроить свой учебный процесс так, что вам придется приложить лишь минимум усилий для запоминания. Львиную же часть работы за вас сделает музыка. А обратившись к сервису студенческой помощи, можете не тратить драгоценное время на выполнение курсовых, контрольных, лабораторных, а наслаждаться жизнью и любимой музыкой!

Понравился материал? Еще больше полезного и интересного можно найти на нашем телеграм-канале.

Вывод

Для того чтобы музыка стала полезной для мозга, нужно выработать привычку ежедневно слушать классические произведения хотя бы 10-15 минут. Находиться под ее воздействием полезно взрослым и детям. При этом имеет значение темп, ритм, общее настроение произведения. Если одни мелодии будут успокаивать, умиротворять, то другие могут возбуждать, стимулировать к работе, повышать проводимость нервных импульсов. Выбирая, что послушать, нужно подумать над тем, какого именно результата вы хотите добиться.

Например, прослушивание Моцарта поможет повысить умственную деятельность, снизить влияние стресса. Дети под его музыку могут лучше развиваться интеллектуально, повышается их способность к обучению. Спокойные мелодии произведений великого композитора создают устойчивый эффект увеличения альфа-волн мозга. Такое воздействие научно подтверждено. Каждая соната Моцарта – это гармоничный шедевр, всегда свежий и актуальный.

Пусть в вашем доме, автомобиле или просто в телефоне звучит музыка классиков. Поверьте, что ваша голова будет за это благодарна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector