Специальность и специализация в резюме: есть ли разница?

Содержание:

Как выбрать свой профиль

Выбирая будущую специальность, необходимо, во-первых, узнать о профессиях, востребованных на рынке труда. Во-вторых, учащемуся нужно проанализировать, какая деятельность получается у него лучше всего, какие навыки наиболее развиты, для какой работы подходит психотип, темперамент будущего выпускника.

Например, вспыльчивым холерикам не рекомендована монотонная работа, а спокойным, с сильной нервной системой флегматикам она вполне может подойти. Тревожным, мнительным меланхоликам не рекомендуется проводить рабочий день в организации, где много народа и часто случаются конфликты. Люди с этим темпераментом будут быстро уставать в таком обществе, и восстановление может быть долгим. Сангвиникам и флегматикам похожая обстановка будет по плечу.

Описания темпераментов можно найти на сайтах, посвященных психологии и профориентации.

С помощью данного опросника выбирается одно из двух значений на шкале экстраверсия — интроверсия, сенсорика — интуиция, логика — этика, рациональность — иррациональность. Затем определяется один из 16 типов, составленных из четырех букв. Узнав его, увидев свои сильные и слабые стороны, становится намного легче выбирать свой жизненный путь.

А ведь многие люди, работая по своим слабым функциям, не только чувствуют свою нереализованность, но и начинают обрастать комплексами, сравнивая себя с коллегами. Последние, пусть не всегда осознанно, могли выбрать профессию с учетом своих сильных качеств.

А перед самым принятием решения, выслушав все советы и пройдя многочисленные тесты, нужно сесть, подумать, прислушаться к себе и взять ответственность на себя — сделать свой выбор.

Какие квалификационные требования бывают

В перечень квалификационных требований, относящихся к соискателям на должности для несения гражданской службы, входят такие наименования, как наличие:

  • у лица профильного образования в требуемой сфере;
  • конкретизированной длительности срока трудовой деятельности по профильной специализации;
  • наработанных знаний профессионального типа, а также навыков и умений, без которых невозможно возлагаемых на лицо в будущем обязанностей.

Установление интересующих нас требований по отношению каждой должности гражданской службы производится согласно:

  • категориям должностей;
  • должностным группам.

Квалификационные требования к государственным гражданским служащим разработал и утвердил Президент нашей страны. Поэтому, тщательное отслеживание их соответствию осуществляется при рассмотрении всех соискателей

Основные отличия и пример

Теперь на конкретных примерах предлагаем рассмотреть основные отличия этих терминов, чтобы в дальнейшем не путаться на практике.

Иванов С.П. работает в компании на должности «начальник юридического отдела». Имеет диплом «специалиста юриста» по направлению «международное право». В этом случае:

  • профессия – юрист;
  • специальность – международное право;
  • квалификация – специалист юрист;
  • должность – начальник юридического отдела;
  • профессиональная направленность – юрист.

Сидоров Д.П. занимает должность «архитектор» в строительной компании. По образованию он «инженер строитель». Здесь:

  • профессия – строитель;
  • специальность – инженер строитель;
  • квалификация – специалист (по направлению инженер строитель);
  • должность – архитектор;
  • профессиональная направленность – строитель.

Форма для приема вопроса, напишите свой

Специальность и направление подготовки

Специальность состоит из профилей и программ обучения студентов. В высшем учебном заведении специальность представляет собой определенное направление подготовки, которое входит в конкретную область направлений и имеет свой уникальный код. Для примера можно взять направление бакалавриата № 01.03.00, которое называется «Математика и механика». Оно имеет сразу несколько специальностей:

  • Математика (01.03.01);
  • Прикладная математика и информатика (01.03.02);
  • Математическое моделирование и механика (01.03.03);
  • Прикладная математика (01.03.04).

Дополнительно у каждой из этих специальностей есть свои профили, которые также входят в кадастр Министерства образования и науки РФ.

Уровни высшего профессионального образования в России

Многие абитуриенты до сих пор задаются вопросом, является ли бакалавриат высшим образованием или нет? Свидетельствует ли диплом бакалавра о том, что его обладатель получил полное высшее образование? Чтобы разрешить все сомнения, рассмотрим подробно, из чего складывается современная система высшего образования в России.

Итак, в нашей стране система высшего профессионального образования представлена сегодня тремя основными уровнями: бакалавриат, специалитет и магистратура. Особняком здесь стоит аспирантура как форма подготовки научно-педагогических кадров, то есть ученых, а также интернатура и ординатура как ступени, завершающие обучение в медицинских вузах.

Выпускники специалитета или магистратуры в области искусств, чтобы получить право на осуществление исполнительской или преподавательской деятельности, завершают свое обучение в форме ассистентуры-стажировки.

Двухступенчатая система «бакалавриат-магистратура» была установлена в 1999 году в рамках Болонского процесса с целью унификации системы образования европейских стран. Россия присоединилась к этой системе в 2003 году. Первыми российскими вузами, начавшими готовить бакалавров, стали МГИМО, РУДН, НИУ ВШЭ и некоторые другие.

Процесс внедрения двухуровневой системы в российские вузы до сих пор не завершен, во многих из них еще сохранился специалитет. Однако в перспективе специалитет планируют оставить только для ряда специальностей медицинской, военной и инженерной отраслей.

Бакалавриат

Бакалавриат – это первая ступень высшего образования в России. Диплом бакалавра подтверждает успешное окончание высшего учебного заведения и получение полного высшего профессионального образования. Мнение о том, что образование бакалавра – это неполное высшее образование, ошибочно. Обладателем неполного высшего образования считается студент, отчисленный из вуза или самостоятельно решивший прервать учебу и забрать документы.

Право поступить на программу подготовки бакалавра могут те, кто имеет среднее общее или среднее профессиональное образование. Учатся бакалавры 4 года, за это время они успевают пройти фундаментальную подготовку по выбранной специальности, изучить общепрофессиональные и специальные дисциплины, пройти практику.

Решение о выдаче выпускнику диплома с квалификацией «бакалавр» принимает Государственная экзаменационная комиссия по результатам итоговой аттестации и защиты выпускной квалификационной работы.

Специалитет

Специалитет – это форма образования, специфическая для России. Долгое время она была единственной и общепринятой. Сегодня специалистов готовят только на некоторых медицинских, инженерных и военных факультетах.

Особенность подготовки специалиста заключается в обязательном освоении общенаучной и общепрофессиональной частей программы (изучение ряда гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин) и теоретическая и практическая подготовка по узкой специальности. Обучают специалистов 5 лет, по окончании обучения они проходят итоговую аттестацию и защищают дипломную работу. В дипломе специалиста указывается квалификация «юрист», «экономист», «политолог» и др.

Специалисты, пожелавшие продолжить обучение, вправе сделать это в магистратуре (только на платной основе) или аспирантуре.

Магистратура

Магистратура представляет собой форму обучения по программе, построенной на основе бакалавриата, но углубленной и дополненной. Особенность магистратуры заключается в том, что магистров в течение 2 лет готовят к дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Диплом о присвоении выпускнику степени магистра выдается по результатам защиты выпускной квалификационной работы магистра.

Экзамены

Вступительные испытания (ВИ) – это экзамены для поступления в вуз. По умолчанию это несколько предметов ЕГЭ, обычно три, реже четыре. Вместо «единого» вузы могут принимать внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, но только у отдельных категорий поступающих – выпускников колледжей, техникумов, вузов, специнтернатов и зарубежных образовательных организаций; абитуриентов с ОВЗ.

Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) – это экзамены, которые вузы проводят в дополнение к основным – ЕГЭ или заменяющим их внутренним по предметам ЕГЭ. ДВИ могут быть творческой или профессиональной направленности: будущие актеры читают басни, вокалисты поют, художники рисуют, журналисты пишут эссе, военные сдают физкультурные нормативы, медики проходят психологическое тестирование. ДВИ, дублирующие предметы ЕГЭ, может проводить ограниченное число высших учебных заведений: МГУ, СПбГУ, военные вузы и университеты силовых структур.

Вступительное испытание профильной направленности – это экзамен по предметам ЕГЭ. Еще одно официальное название этого вида экзамена – общеобразовательное вступительное испытание.

Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) творческой и (или) профессиональной направленности – это экзамены по тем предметам и дисциплинам, которые не сдаются на ЕГЭ. Обычно именно эти ДВИ имеются в виду, когда вуз сообщает, что при поступлении проводит дополнительные вступительные испытания. Какие именно, надо уточнять в правилах приема каждого учебного заведения.

Общеобразовательное вступительное испытание – это предмет ЕГЭ, соответственно, результат общеобразовательного вступительного испытания – это баллы ЕГЭ за определенный предмет. ДВИ профильной направленности, которые могут проводить некоторые вузы, – это и есть общеобразовательное вступительное испытание, то есть экзамен по предмету ЕГЭ.

Индивидуальные достижения (ИД) – это «особые заслуги» абитуриента: победы в предметных или спортивных олимпиадах, волонтерство, аттестат или диплом СПО с отличием, значок ГТО и другие имеющие значение для вуза личные академические или общественные успехи абитуриента. Каждое ИД оценивается в баллах – от одного до десяти. В сумме за все достижения можно набрать не больше десяти. Эти баллы прибавляются к оценкам за ЕГЭ.

Бакалавриат

Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.

Тем не менее бакалавриат – это полноценное высшее образование, по окончании вуза выпускникам выдают диплом с квалификацией «бакалавр». С этим документом можно устраиваться на работу – продолжать учебу в магистратуре необязательно. 

Как учиться и поступить

Учиться в бакалавриате 4 года, некоторые программы рассчитаны на 4,5 года. На заочных и вечерних отделениях срок учебы увеличивается на один год. 

Поступают в бакалавриат на базе среднего общего образования – то есть имея за плечами 11 классов средней школы. После колледжа тоже можно идти в вуз на программы бакалавриата, но только если выпускник вместе с дипломом получит аттестат о среднем образовании, а не все ссузы (средние специальные учебные заведения) его выдают. В этом случае для того, чтобы получить аттестат, надо, учась в колледже, сдать ГИА в любой школе – такая возможность предусмотрена порядком проведения государственной итоговой аттестации. После этого можно подавать документы в вуз.

Вступительными экзаменами в бакалавриат считаются результаты ЕГЭ. Выпускники колледжей обычно поступают по внутренним экзаменам, которые вузы проводят для них и для абитуриентов, сдававших в школе не ЕГЭ, а ГВЭ. Высших учебных заведений, которые для поступления требуют от окончивших ссузы результаты Единого госэкзамена немного, но они есть.

На отдельные творческие и требующие особых способностей специальности (военные, педагоги, спортсмены) вузы проводят дополнительные внутренние экзамены для всех – и для тех, кто поступает по ЕГЭ или ГВЭ, и для тех, кто идет учиться в бакалавриат после колледжа. Это испытания профессиональной направленности: физические нормативы, психологические тесты, творческие экзамены – рисунок, вокал, танец, декламация и т. д.

Программы бакалавриата есть почти на всех направлениях подготовки (специальностях), кроме:

  • фундаментальной (30.00.00) и клинической (31.00.00) медицины;
  • наук о здоровье и профилактической медицины (32.00.00);
  • фармации (33.00.00);
  • экранных искусств (55.00.00).

Все направления подготовки в бакалавриате перечислены в приказе Минобрнауки .

Самые редкие профессии в сфере военного дела и безопасности

Выпускники этого направления подготовки могут работать:

  • на заводах, производящих корабли;
  • в морских и конструкторских бюро;
  • напрямую на кораблях.

Главная задача – обеспечивать безопасную работу корабля: и с электротехнической, и с информационной сторон.

В каком вузе можно освоить эту редкую профессию?

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.

Строго военное направление подготовки. Вы узнаете все о подводных лодках: как их производят, что нужно для использования и как обеспечить боевую готовность.

В каком вузе можно освоить эту редкую профессию?

Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова.

Направление подготовки: криптография

Здесь вы научитесь шифровать важную информацию так, чтобы ее было почти невозможно прочесть. Основная задача – защищать секреты своего государства и расшифровывать закодированные данные чужих стран.

В каком вузе можно освоить эту редкую профессию?

Академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации. 

Направление подготовки: пограничная деятельность

Вы будете охранять границы РФ. Контроль за миграцией, пропуск товаров в страну, защита от вторжения в государство – вы узнаете правовые и военные аспекты этой работы.

В каком вузе можно освоить эту редкую профессию?

Пограничная академия ФСБ России с филиалами в разных регионах:

  • Московский пограничный институт;
  • Курганский пограничный институт;
  • Калининградский пограничный институт;
  • Голицынский пограничный институт;
  • Хабаровский пограничный институт.

Направление подготовки: метрологическое обеспечение вооружения и военной техники 

В этом направлении подготовки очень важна точность. Метрологи регулируют, насколько качественно и точно работают разные военные аппараты и установки. В вузе вы научитесь измерять и анализировать данные, а также налаживать и ремонтировать военную технику.

В каком вузе можно освоить эту редкую профессию?

  • Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского;
  • Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения;
  • Пензенский государственный университет.

Направление подготовки: военная картография

Вы научитесь создавать карты на основе данных со спутника, будете проводить собственные исследования местности и поймете, как анализировать разные географические объекты. Военные картографы незаменимы во время любых вооруженных конфликтов.

В каком вузе можно освоить эту редкую профессию?

Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского.

Направление подготовки: дирижирование военным духовым оркестром

Вы будете выступать на главных сценах России во время Дня Победы, Дня ВМФ или ВВС, а также на важных государственных встречах.

В каком вузе можно освоить эту редкую профессию?

Военный университет Министерства бороны РФ.

Направление подготовки: военная журналистика

Вы научитесь писать и анализировать любые тексты, а также поймете, как выстраивать диалог с читателем и доносить до него важную информацию. Особенность одна – вы будете работать строго в военной сфере: в пресс-службе Министерства обороны, в редакции военного СМИ и т. д. Во время военных действий вы вполне можете оказаться на фронте и писать оттуда.

В каком вузе можно освоить эту редкую профессию?

  • Военный университет Министерства бороны РФ;
  • Воронежский государственный университет.

А если вы пока не нашли «тот самый» вуз, советуем вам посетить выставку «Навигатор поступления», где у вас будет возможность пообщаться с представителями вузов напрямую.

Что такое специальность

В нашей стране специальность чаще всего воспринимается как синоним слову «профессия». И отчасти это правильно. На первый взгляд, нет существенной разницы между фразами «получить профессию» и «получить специальность», «быть хирургом по профессии» или «быть хирургом по специальности», «работать по профессии» или «работать по специальности». Но отличия все-таки есть.

Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Специальность – это основная часть профессии, ее узкая отрасль.

Профессии принято подразделять на несколько видов: рабочие, строительные, экономические, медицинские, технические, научные и т.д. Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько смежных специальностей.

Разберем на примере профессии врача. Первые два-три года после поступления в медицинский вуз все студенты изучают одинаковые учебные дисциплины. Но на старших курсах и во время практики пути будущих докторов расходятся. После выпуска в дипломе у них значатся разные специальности: онколог, уролог, рентгенолог, терапевт, педиатр.

Примеры специальностей в рамках одной профессии:
Учитель: педагог дошкольного образования, учитель информатики, преподаватель английского языка.

Юрист: адвокат, юрисконсульт, секретарь суда, судебный пристав.

Финансист: казначей, специалист налоговой службы, аудитор, финансовый аналитик.

Строитель: каменщик, прораб, бетонщик, арматурщик.

Повар: кондитер, сушист, пиццайоло.

Парикмахер: барбер, колорист, хайер-стилист.

Спортсмен: легкоатлет, хоккеист, фигурист, биатлонист.

Музыкант: гитарист, пианист, скрипач.

Военный: сапер, разведчик, связист, танкист.

Священнослужитель: диакон, пономарь, звонарь.

Особенности высшего образования в РФ

До 2007 года система общего образования в России состояла из 2-х этапов:

  1. Специалитет.
  2. Магистратура.

Специалисты учились профессии 5-5,5 лет. В магистратуру можно было поступить по окончании обучения на специалиста для углубления научно-теоретических знаний и возможности научно-исследовательской работы. Срок обучения в магистратуре составлял 2-3 года.

В 2003 году Россия поддержала Болонскую декларацию, согласно которой должна была реформировать систему высшего образования под международные стандарты. В 2007 году были внесены изменения в федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», структура высшего образования стала двухуровневой, а с 2013 года приобрела тот вид, который имеет сейчас.

Бакалавриат

Нормативный срок обучения:

  • по очной и очно-заочной форме – 4 года (по очно-заочной форме по направлению подготовки 38.03.01 – 4,5 года);
  • по заочной форме (за исключением направлений подготовки 27.03.05, 38.03.01, 38.03.02, 38.03.03, 38.03.04, 38.03.05) – 5 лет;
  • по заочной форме по направлению подготовки 27.03.05 – 4 года; по заочной форме по направлениям подготовки 38.03.01, 38.03.02, 38.03.03, 38.03.04, 38.03.05 – 4,5 года
Код направления подготовки Наименование направления подготовки Профильные предметы**
01.03.04 Прикладная математика М или Ф или Инф
02.03.01 Математика и компьютерные науки М или Ф или Инф
05.03.03 Картография и геоинформатика М или Г или Инф
05.03.06 Экология и природопользование М или Х или Г
09.03.01 Информатика и вычислительная техника М или Ф или Инф
09.03.02 Информационные системы и технологии М или Ф или Инф
09.03.03 Прикладная информатика М или Ф или Инф
09.03.04 Программная инженерия М или Ф или Инф
10.03.01 Информационная безопасность  М или Ф или Инф
11.03.01 Радиотехника М или Ф или Инф
11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи М или Ф или Инф
11.03.04 Электроника и наноэлектроника М или Ф или Инф
12.03.01 Приборостроение М или Ф или Инф
13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника М или Ф или Х
13.03.02 Электроэнергетика и электротехника М или Ф
15.03.02 Технологические машины и оборудование М или Ф
15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств М или Ф или Инф
15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств М или Ф
15.03.06 Мехатроника и робототехника М или Ф
18.03.01 Химическая технология М или Х или Ф
18.03.02 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии М или Х или Ф
20.03.01 Техносферная безопасность М или Х или Ф
21.03.02 Землеустройство и кадастры М или Г
21.03.03 Геодезия и дистанционное зондирование М или Г
22.03.01 Материаловедение и технологии материалов М или Ф или Х
22.03.02 Металлургия М или Ф или Х
23.03.02 Наземные транспортно-технологические комплексы М или Ф
27.03.02 Управление качеством М или Ф или Инф
27.03.03 Системный анализ и управление М или Ф или Инф
27.03.04 Управление в технических системах М или Ф или Инф
27.03.05 Инноватика М или Ф или Инф
35.03.06 Агроинженерия М или Ф или Х
38.03.01 Экономика М
38.03.02 Менеджмент М
38.03.03 Управление персоналом М или И
38.03.04 Государственное и муниципальное управление М или И 
38.03.05 Бизнес-информатика М или Ф или Инф

** М – математика, Ф – физика, Х – химия, Г – география, Инф – информатика и ИКТ, И – история (интегрированный курс)

Направленность образования

Определение 1

Учебная направленность – это общее определение эффекта, результата реализации образовательной программы, от которого зависит ее содержание, технологии, способы, формы организации образовательного процесса.

Итоги освоения учениками содержания образовательных программ определяются степенью обучения. Однако, в целом – это конкретизированный, унифицированный объем предметных знаний, умений гарантирующий личности социальную адаптацию и профилизацию.

Данный аспект определения направленности образовательной программы на итог в комбинации «цель-результат» оказывает воздействие на модели подхода к оцениванию работы образовательного учреждения, производительности, где доминантным является познание конечной цели образования. Нужно соотносить уровень и тенденции образовательной программы с учебными намерениями и расписанием занятий, что подтверждает факт реализации данной программы. Проведение оценочных мероприятий позволяет выявить уровень подготовки учеников и степень реализации программы обучения.

Определение 2

Проводить оценку программы образования в конкретном учреждении можно посредством сопоставления поставленных задач и степени их реализации.

Обоснование целей образовательной программы обязано быть максимально упрощенным, точным и определенным. Это необходимо для эффективного анализа степени реализации цели и формирования определенного дидактического процесса, способного обеспечить решение поставленной задачи в максимально короткие сроки. Однако процесс формулировки не совершенен, поскольку неотъемлемой его частью является человек со своими особенностями настроения, темперамента, нрава и других личностных качеств.

Помимо этого в практике существует немало примеров, когда четко сформулированная цель не только не давала результата, но приводила к совершенно непредсказуемым последствиям ее реализации. Следовательно, рассуждая о результативности образовательного процесса конкретного учреждения необходимо помнить о степени активности или пассивности учащихся, их стремления к достижению поставленной цели и других косвенных аспектах неизбежно оказывающих влияние на весь образовательный процесс.

Зачастую результат не заметен сразу, поскольку эффект от педагогического воздействия может актуализироваться в течение многих лет. В свете этого факта цепочка «цель-результат» не должна трактоваться упрощенно и конкретно. Образованию, как процессу, присуща причинно-следственная неопределенность, а соответствие целей и эффектов образования многогранно.

Задача конкретного учебного занятия и образовательной программы, в общем, обязана четко формулироваться, быть следовательной, однозначной и диагностичной. Однако, чем выше степень контроля процесса обучения в учреждении, тем вариативнее, неопределеннее система и тем более комбинированными должны быть цели. Следовательно, выводы о согласовании эффектов с поставленными целями могут быть получены через групповое исследование компонентов процесса обучения.

Направления высшего образования в РФ

В нашей стране существуют следующие направления высшего образования:

  • математические и естественные науки;
  • гуманитарные науки;
  • образование и педагогические науки;
  • науки об обществе;
  • инженерное дело, технологии и технические науки;
  • здравоохранение и медицинские науки;
  • сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;
  • искусство и культура;
  • военные науки.

Каждое из этих направлений включает в себя разделения на конкретные науки и дисциплины. Например, направление «Математические и естественные науки» включает в себя:

  • математику и механику;
  • физику и астрономию;
  • компьютерные и информационные науки;
  • химию;
  • науки о земле;
  • биологические науки.

В рамках каждого раздела предусмотрены специальности как для бакалавриата, так и для специалитета. Так раздел «Физика и астрономия» предлагает три специальности для бакалавриата:

  • прикладная математика и физика;
  • физика;
  • радиофизика.

И две специальности для специалитета:

  • астрономия;
  • фундаментальная и прикладная физика.

Три уровня образования, характеристика

Современное высшее образование в РФ подразделяется на:

  • бакалавриат;
  • специалитет / магистратуру;
  • подготовку кадров высшей специализации.

Бакалавр

Бакалавр — это академическая степень, которая присваивается студенту вуза после получения и подтверждения им знаний по выбранной специальности. Поступить на бакалавриат могут:

  • одиннадцатиклассники — по результатам ЕГЭ на конкурсной основе;
  • выпускники ссузов, они поступают в вуз по внутренним экзаменам. 

Бакалавр после прохождения специальных испытаний может поступить на следующую ступень образования:

  • специалиста;
  • магистра. 

Бакалавриат — это полное высшее образование, которое дает выпускникам все необходимые знания для начала трудовой профессиональной деятельности. Длительность обучения на бакалавра составляет 4 года для выпускников 11-х классов и 3 года — для выпускников средне-профессиональных учебных заведений. Степень бакалавра является общепринятой в международной классификации, не требует специального подтверждения в других странах мира, позволяет выпускнику продолжить обучение или трудоустроиться заграницей.

Магистр

Магистр — вторая академическая степень высшего образования, которая готовит профессионалов с углубленной специализацией. Длительность обучения в магистратуре — 2 года. Для поступления нужно пройти конкурс и сдать специальный экзамен, который определяет вуз. В магистратуру могут поступать и бакалавры (после 4-х лет обучения), и специалисты (после 5-5,5 лет обучения). Причем поступить в магистратуру можно в другое учебное заведение. Ограничений нет. Не сумевшие пройти на бюджет бакалавры и специалисты могут стать магистрами на платной основе. Диплом магистратуры дает право выпускнику на последующее обучение в аспирантуре. Студенты, обучающиеся в магистратуре, также, как и студенты в бакалавриате имеют право на отсрочку от военной службы.

Специалист

Это традиционный уровень для российского высшего образования, который, несмотря на Болонский процесс, существует в нашей стране до сих пор. Обучение на специалиста включает в себя базовое образование и специальную подготовку в рамках выбранной  специализации. 

Поступление в вуз на специалитет проходит, как правило, на основе результатов ЕГЭ. Срок обучения:

  • 5 лет для очной формы обучения;
  • 6 лет для заочной. 

По окончании специалитета выпускник может поступить в магистратуру или аспирантуру. Специалист — это вторая ступень высшего образования в России наравне с магистратурой. Поэтому специалист не может поступить в магистратуру на бюджетной основе, это будет считаться вторым высшим образованием. При этом специалист может поступить в аспирантуру, что недоступно бакалавру. Диплом специалиста по традиции ценится в России, но он не понятен работодателям за рубежом, что создаст трудности при трудоустройстве за пределами нашей страны. 

Понятие «Система образования»

Система образования – это целенаправленно разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих конкретному обществу, его потребностям и требованиям, предъявляемым к социализированной личности. Для более глубокого понимания структуры системы образования необходимо разобраться в каждом из ее компонентов по отдельности.

Для начала следует понять, какое понятие вкладывается в термин «образование». В узком смысле — это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение. Если брать более широкий смысл определения, то образованием является среда социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия, необходимые для гармоничного развития личности в процессе познания культурных ценностей, норм и моделей поведения. Другая формулировка определяет образование как синтез процессов обучения, учения, воспитания, самовоспитания, развития и социализации. Из чего выходит, что образование – это многоуровневое пространство, способствующее созданию условий для развития и саморазвития личности. На 20 сессии Генеральной конфедерации ЮНЕСКО было сформулировано следующее понятие: образование – это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. Нередко под определением образования понимают формирование духовного образа человека, происходящее под влиянием нравственных и духовных ценностей, взятых за эталон в конкретном обществе. Образование – это также процесс воспитания и совершенствования личности, в котором играет значимую роль не столько объем приобретенных знаний, навыков и умений, сколько грамотное сочетание их с качествами личности, умением самостоятельно распоряжаться своими знаниями, направляя деятельность на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.

Система образования в России и мире определяется как многообразие конкретных компонентов, находящихся в определенных отношениях и связях и образующих целостную, единую концепцию. Поэтому, рассматривая образование с позиции системы, чаще всего дается определение: «совокупность образовательных учреждений страны, а именно дошкольных, начальных, средних, средне-специальных, высших и послевузовских образовательных организаций, а также внешкольных учреждений». Довольно часто систему образования рассматривают как модель, объединяющая институциональные структуры, основной целью которых является создание оптимальных условий для обучения, как активной деятельности субъектов воспитательного процесса.

Определение 1

Таким образом, система образования – это структура учебно-воспитательных учреждений, существующая в масштабах страны. В систему входят ясли, детские сады, начальные и общеобразовательные учреждения, специализированные и профессиональные школы, колледжи, техникумы, внешкольные организации, ВУЗы. Часто в данную систему также входят образовательные учреждения для взрослых и культобразовательные заведения.

Базой образовательной системы является тип образования, которых существует несколько:

  • Дошкольное образование. Его функции выполняют ясли и детские сады.
  • Элементарное (начальное) образование, длительность которого, в зависимости от государства, составляет от 5 до 9 лет. В России к начальному образованию относится девятилетнее обучение.
  • Среднее. Школы с 4-6 летним сроком обучения.
  • Высшее образование. В категорию входят институты, академии, университеты, высшие технические училища, некоторые колледжи. Срок обучения может достигать 7 лет.

Профессиональная принадлежность

Профессиональная принадлежность – это обобщённое направление деятельности, к которому относит себя конкретный сотрудник. Чтобы лучше понять значение этого словосочетания, его можно разбить рассматривать как «направление деятельности, к которому вы себя относите».

Здесь важно понять, что в процессе обучения конкретной специальности, а также получения квалификации, человеку прививаются общие знания, которые можно использовать по этой профессии. Таким образом, при определенном уровне дополнительной подготовки (стажировки, прохождение специальных курсов, тренингов, семинаров), сотрудник сможет быстро адаптироваться и приспособиться выполнять новую работу

К примеру, если после окончания обучения гражданин получил квалификацию «детский психолог», его профессиональная принадлежность будет психология (а иногда и педагогика). Поэтому, ему могут предложить трудоустройство психологом в ВУЗе. В этом случае для получения недостающих знаний не требуется радикальная переподготовка (как в случае, если психолога хотят сделать с инженера, либо юриста со строителя).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector