Список тем эссе по 5 направлениям для егэ по обществознанию

Виды искусства

По свойствам:

  • Изобразительное (живопись, скульптура)
  • Неизобразительное (архитектура , музыка).

По родам:

  • Пластические виды (пантомима, балет). Основаны на пластике человеческого тела.
  • Пространственные виды (архитектура, скульптура, живопись, графика). В них художественный образ статичен, не изменяется во времени и пространстве.
  • Временные виды искусства (музыка, поэзия, драма, эстрада) Художественный образ изменчив, развивается в пространстве и времени.
  • Технические или синтетические виды (телевидение, кино, дизайн, компьютерная графика, художественная фотография). Образ создаётся при помощи технических средств.

РЕЛИГИЯ.

Религия  (от латинского religio — святыня, набожность, предмет культа) – вера

в сверхъестественные силы, в Бога или Богов и поклонение им.

Признаки религии.

  • Вера в сверхъестесвенное.
  • Организованное поклонение высшим силам – культ.
  • Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или богов).

Вера выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств. Она является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.

Вера имеет внешнюю форму проявления — культ.

Культ (от латинского cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) –

система утвердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному. Например, поклоны, обряды, крестное знамение, хадж.

Аргументация

Теоретическая аргументация

Это те теоретические положения обществознания, которые вы используете для пояснения вашего взгляда на проблему. Согласно критериям оценивания в теоретической аргументации должны присутствовать корректные с точки зрения научного обществознания:

Раскрытие смысла ключевого понятия (или понятий);

Теоретические положения по теме.

В качестве теоретических аргументов можно использовать также мысли, изречения, идеи мыслителей прошлого, которые соотносятся с проблемой.

В данном случае вы можете написать, что, согласно теории обществознания, человек — биосоциальное существо. Человек имеет как биологическую, так и социальную природу. Биологическая часть сближает нас с животными, социальная — то, какими нас делает общество. Следовательно, человек становится личностью в процессе социализации.

Ещё один вариант теоретического аргумента: «Древнегреческий учёный Аристотель называл человека политическим, то есть общественным животным. Человек может жить только в обществе, вне общества — он никто. Общество создаёт человека».

Фактическая аргументация

Это конкретные аргументы, которые можно приводить на основе:

️ Общественной жизни современного общества (модели ситуаций, реальные факты, СМИ, статистика и пр.);

Личного социального опыта, в том числе опыт знакомых/друзей/родственников; сюда же входят примеры из кино/литературы/театральных постановок;

Исторических событий.

Для того, чтобы получить максимальные 2 балла по критерию «Качество приводимых социальных фактов и примеров», нужно привести не менее двух развёрнуто сформулированных и подтверждающих идею фактов из разных источников. Примеры также должны быть разными по смыслу.

К тому высказыванию, которое мы разбираем, можно использовать в качестве аргумента пример детей-маугли. Это известное и хорошо изученное явление, задокументировано несколько десятков случаев, когда детей по каким-то причинам с младенчества выращивали дикие животные. Дети выживали, но людьми в полном смысле слова не становились: у них не было членораздельной речи, они не освоили хождение на двух ногах, не были способны к социальной коммуникации. Другими словами, у них не была развита личность. Этот пример иллюстрирует проблему, которую вы сформулировали в начале эссе, — человека формирует то общество, в котором он живёт.

Хорошо, если вы приведёте пример из литературы, раскрывающий проблему. В данном случае подойдут романы-антиутопии: Джордж Оруэлл «1984» или Евгений Замятин «Мы».

Влияние СМИ на общество.

Позитивное влияние.

  • Возможность мобилизации общества на решение важных проблем (мер, оказание гуманитарной помощи определённой стране).
  • Большое воспитательное значение, формирование нравственности людей (например, оказание помощи больным детям, инвалидам, домам престарелых).
  • Удовлетворение вкусов различной аудитории (например, телепередачи для детей для людей, увлекающихся спортом, музыкой и т.д.).

Негативное влияние:

  • Искажение информации, политическая направленность её в интересах определённых кругов общества. Власть фильтрует информацию, подавая в нужном для себя ключе.
  • Сталкивание различных интересов (например, перед выборами- выступление представителей различных партий). Появилось даже понятие « посредническая среда», то есть СМИ используются для поддержки определённого кандидата, его программы.
  • Отвлечение общества от насущных проблем путём выпуска передач, программ развлекательного характера, различных шоу

В современной России существуют как государственные, так и коммерческие, частные СМИ, независимые СМИ.

Наличие государственных СМИ – обязательно, без этого государство не сможет конструктивно выполнять такую свою функцию, как своевременное оповещение общества о принятии новых законодательных актов (Федеральный Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 15 декабря 1994 г., ст. 3). Все ветви государственной власти должны иметь равные возможности доступа к средствам массовой информации.

Основные законы РФ, регулирующие деятельность СМИ:

  • Конституция РФ (ст. 29 и др.).
  • «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г .
  • «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.
  • «О рекламе» от 14 июня 1995 г.;
  • «О связи» от 16 февраля 1995 г.;
  • Указы Президента РФ «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» от 31 декабря 1993 г.
  • «О Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации» от 31 декабря 1993 г. и др.

Взаимодействие СМИ и государства в РФ:

  • государство создает нормативно-правовую базу деятельности СМИ, определяет правовое положение каждой из их разновидностей;
  • государство может иметь свои собственные, государственные СМИ, которые в обществе, основанном на принципе политического плюрализма, функционируют наряду с другими, негосударственными СМИ;
  • государство не вмешивается в конкретную деятельность независимых СМИ;
  • государство в целях защиты информационных прав граждан, интересов государства и разрешения конфликтов между различными СМИ может создавать специальные органы. В Российской Федерации таким органом является Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, которая в системе государственных органов занимает особое место и не входит в систему федеральных судов РФ.

Таким образом, в постиндустриальном обществе, которое ещё называют информационным, роль СМИ огромна. И по тому, насколько они свободны, честны, правдивы, можно судить и об уровне демократии в стране. Не случайно СМИ часто называют «четвёртой властью» в обществе.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Институты социализации

Институты социализации – это социальные учреждения которые влияют на процесс социализации личности, помогающие человеку в формировании его личностных качеств.

К институтам социализации относятся:

  • семья
  • школа
  • вуз
  • армия
  • спортивная школа
  • музыкальная школа
  • церковь
  • СМИ и другие.

Причём также выделяют первичные институты (семья, школа) и вторичные (СМИ, армия, церковь).

Человек – это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.

Отношение к жизни.

  • Активная жизненная позиция – это такое отношение к жизни, когда человек является активным участником событий, инициатором многих дел, он воздействует на всё, что его окружает, может многое изменить, что в его силах.
  • Пассивная жизненная позиция – это такое отношение к жизни, когда человек является лишь наблюдателем событий, часто просто подстраиваясь под них.
  • Конформизм – от лат. подобный; приспособление, когда человек не отстаивает свои позиции, точки зрения, принципы, пассивное согласие со всем, что происходит вокруг.
  • Нонконформизм —  от лат. не +подобный; желание постоянно отстаивать свою позицию, свою точку зрения, порой  ставя окружающих в неловкое положение, даже если эти точки зрения противоречат с тем, господствует в обществе или группе.

Счастье – чувство полного удовлетворения своих желаний, осуществление мечты, радость от осознания самореализации, нужности. Хотя, согласитесь, счастье каждый понимает по-своему.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Структура деятельности

  • Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации)
  • Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
  • Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции,  влечения, социальные установки).
  • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
  • Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
  • Процесс деятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата.
  • Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект — субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат

Вся деятельность человека – это череда постоянных действий.

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия бывают (по Веберу М):

  • Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
  • Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности.
  • Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
  • Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.

Социализация

Социализация  —  это процесс приобретения человеком таких качеств личности, которые позволят ему жить, общаться, трудиться в обществе, проявлять себя как личность, отвечать за все свои дела, за себя и за тех, кто рядом; это процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.

Именно в процессе социализации человек становится личностью, и происходит этот процесс буквально всю жизнь, с первых её дней. Меняются его взгляды, привычки, может произойти переоценка ценностей. Поэтому процесс социализации никогда не заканчивается. Сколько живёт человек, столько он и находится под воздействием общества.

Дополнительная литература

1. Алгоритм написания сочинения — Данная книга О.В. Кишенковой была издана в 2019 г., но также вполне подходит для подготовки к ЕГЭ по обществознанию и в 2021 г. Пособие представляет собой практически исчерпывающие руководство по написанию эссе по обществознанию в формате ЕГЭ. Книга состоит из трех разделов: 1) Рекомендации по написанию мини-сочинения, 2) Образцы сочинений, 3) Темы для написания мини-сочинений. Отлично подходит для самостоятельной подготовки.

2. Составление сложных планов — Очень простое и удобное пособие 2020 года по составлению сложных планов в формате ЕГЭ по обществознанию. В книге приводится пять алгоритмов построения плана, а затем десятки конкретных примеров таких планов по всем разделам обществознания. Книга хороша тем, что дает не только примеры планов, которые можно было бы просто заучить, но еще и показывает методику построения плана, что, безусловно, крайне ценно, ведь очень сложно заучить сотни планов по всем тема — куда лучше освоить сам алгоритм и уметь составлять планы самостоятельно на любую заданную тему.

3. Работа со второй частью в целом — Книга О.В. Кишенковой «Обществознание. Задания с развернутым ответом» хорошо подходит для тематической обработки части 2 ЕГЭ. Книга содержит все типы заданий второй части, сгруппированные по тематическому принципу. В книге 8 тематических разделов: 1) Общество как целостная система, 2) Человек как субъект общественных отношений, 3) Познание человеком мира и самого себя, 4) Духовная культура современного общества, 5) Экономика, 6) Социальная сфера жизни общества, 7) Политика, 8) Право как социальный регулятор. Каждый раздел состоит из 9 частей: части с 1 по 4 — это текст и задания к нему, часть 5 — задания на операции с понятиями, часть 6 — задания на иллюстрирование теоретических положений примерами, часть 7 — познавательные задачи, часть 8 — задания на составление развернутых планов по обществоведческой теме, часть 9 — темы для мини-сочинений. Книга отлично походит для оттачивания своих умений решать все типы заданий части 2 ЕГЭ по обществознанию.

Цель и смысл жизни.

Человеку свойственно целеполагание, то есть постановка определённых целей в своей деятельности. Цели ставятся в зависимости от потребностей, от того, какой себе человек представляет свою жизнь.

Зачем я живу, каков смысл моей жизни? Над этими вопросами люди задумывались испокон веков. И ответы на них у каждого человека различные. Много факторов, влияющих  на это: воспитание, образование, окружение, семья,  эпоха, в которую живет  человек, даже возраст  и многое другое.

Цель жизни – это некий ориентир, к которому стремится человек в своей жизни.

Смысл жизни – осознанное восприятие человеком направленности своей жизни, стремление реализовать свои возможности в соответствии с теми ценностями, которые он считает важными для себя.

Существует несколько концепций по поводу того, в чём смысл жизни человека.

Концепции смысла жизни

Концепция Суть концепции
Аскетизм (от греч. упражняющийся в чём-либо) Необходимость довольствоваться в жизни малым, ограничение и подавление чувственных желаний и влечений, «умерщвление плоти».
Гедонизм  (от греч. наслаждение) Смысл жизни – в наслаждении, нужно уметь радоваться всему, получать от жизни удовольствие.
Прагматизм (от греч. действие, дело) Относиться к жизни с расчётом, добиваться цели любым средствами.
Утилитаризм ( от греч. польза) Жить – это из всего извлекать для себя пользу.
Эвдемонизм (от греч. счастье, блаженство) Назначение человека — быть счастливым в этой жизни, добиваться счастья.
Альтруизм (от лат. другой, другие) Жизнь – это самопожертвование во имя служения идеалу, людям, обществу.

Типы способностей

  • Общие способности определяют успешную деятельность в самых различных областях. Это умственные способности, память, совершенная речь, точность ручных движений и многие другие.
  • Специальные способности позволяют успешно действовать в специфических сферах деятельности, это музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные, художественно — творческие и другие. Часто для таких способностей необходимы природные задатки.

Специальные и общие способности сосуществуют  в человеке одновременно, взаимно дополняя  и развивая  друг друга.

Одновременно выделяют следующие типы способностей.

  • Теоретические (это склонность к абстрактности мышления, теоретическим размышлениям) и практические (склонность к практическим действиям)
  • Учебные (усвоение созданного, открытого, исследованного) и творческие ( создание предметов материальной и духовной культуры).
  • Способности к общению, которые позволяют выбирать профессии, связанные с взаимодействием с людьми.

В зависимости от степени проявления способностей говорят об уровнях способностей. Каковы же они?

Обязательный минимум книг для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

1. Справочник ЕГЭ по обществознанию — Данная книга профессора В.В. Баранова была издана еще в 2017 году и периодически переиздатся, однако, более новые издания принципиально ни чем не отличаются от этого. Пособие вполне актуально и для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2021 г. Справочник В.В. Баранова до сих считается одним из лучших: вся теория изложена здесь кратко и без воды, при этом информация систематизирована, структурирована, одно вытекает из другого и в итоге у учащегося создается некая цельная картина, полное понимание предмета, необходимое для сдачи экзамена.

2. Сборник тематических тестов ЕГЭ по обществознанию — Хороший сборник тематических тестов по обществознанию найти весьма трудно, потому что обществознание — это не история, где все задания можно сгруппировать по периодам. Обществознание — это целая совокупность разных социально-гуманитарных наук со своей спецификой и нюансами. В данном сборнике описанная проблема решена просто и красиво: задания разбиты на блоки в соответствии со сферами жизни общества, в отдельный раздел вынесено право. Каждый такой раздел подразделяется внутри себя на еще более конкретные и узкие темы, что дает возможность более тщательного, можно сказать «точечного» закрепления изученного. Книга была издана еще в 2017 г., но сохраняет свою актуальность и для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2021 г.

3. Типовые варианты ЕГЭ по обществознанию — Данный сборник типовых вариантов под редакцией А.Ю. Лазебниковой был составлен еще в 2017 г., но сохраняет свою актуальность и для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2021 г. Если вы хотите подобрать для себя более свежую книгу, то мы всё равно рекомендуем вам выбирать именно сборники А.Ю. Лазебниковой, так как в них, как правило, всегда приводятся наиболее адекватные задания без фактических ошибок и опечаток, чем, к сожалению, зачастую грешат подобные сборники других авторов. В представленой книги содержится 10 типовых вариантов ЕГЭ по обществознанию с ответами.

Темы эссе по социальной психологии

  • «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем». Аристотель
  • «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения». М. Форбс
  • «Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». Р. Музиль
  • «Процесс социализации – вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития». Б.Д. Парыгин
  • «При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». С.Л. Рубинштейн
  • «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». В.Г. Белинский
  • «Человек немыслим вне контактов с окружающими его людьми». А.М. Яковлев
  • «Человек – это существо, которое устремляется навстречу будущему и осознает, что оно себя проектирует в будущее». Ж.П. Сартр
  • «Человек станет прежде всего тем, чем он запроектирован быть». Ж.П. Сартр
  • «Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать». Ж.П. Сартр
  • «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком». Л. Фейербах
  • «Личность – это человек как носитель сознания». К.К. Платонов
  • «Семья является первичным лоном человеческой культуры». И. Ильин
  • «Люди существуют друг для друга». М. Аврелий
  • «В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший». Л. Толстой
  • «Вы посмотрите на моих детей. Моя былая свежесть в них жива. В них оправданье старости моей». У. Шекспир
  • «В брачной жизни соединенная пара должна образовывать как бы единую моральную личность». И. Кант
  • «Личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается». А.Н. Леонтьев
  • «Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться – иногда в очень значительных пределах». Ю.М. Лотман
  • «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы». Демокрит «Мы должны всегда стараться отыскивать не то, что нас отделяет от других людей, а то, что у нас с
  • ними общего». Д. Рескин
  • «Расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он
  • должен продолжать образовываться» П. Тейяр де Шарден
  • «Роль – не личность, а … изображение, за которым она скрывается». А.Н. Леонтьев
  • «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Конфуций
  • «Независимость и свободомыслие – суть творчества». Ф. Миттеран
  • «Простое отсутствие пороков еще не предполагает присутствия добродетели». А. Мачадо
  • «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир, таким, как он есть, и не бояться его». Б. Рассел
  • «Люди рождаются только с чистой природой, и лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками». Саади
  • «Безусловной противоположности между традицией и разумом не существует… Сохранение старого является свободной установкой человека». Х.Г. Гадамер
  • «Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации». Г. Лебон
  • «Учитесь властвовать собою» А.С. Пушкин
  • «Великая тайна любого поведения – это общественное поведение… Ни в самой малой степени я не осмелился бы утверждать ничего, о том, как человек поведет себя в группе». Ф. Бартлетт
  • «Вершина нас самих, венец нашей оригинальности – не наша индивидуальность, а наша личность». П. Тейяр де Шарден
  • «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию». У. Годвин
  • «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». В.Г. Белинский
  • «Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные». Ф. Бэкон
  • «Все браки удачны. Трудности начинаются тогда, когда начинается совместная жизнь». Ф. Саган
  • «Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле». Б.Брехт
  • «Великая цель образования – не знания, а действия» Г. Спенсер
  • «Мораль не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами» Д. Дьюи

С чего начать подготовку к ЕГЭ по обществознанию

Учебники. Для подготовки к экзамену советую выбрать учебник Л. Н. Боголюбова за 10–11 классы и интерактивный учебник «Фоксфорда» — в них собрана основная теория, которой достаточно для сдачи экзамена.

Широкий кругозор полезен, но штудировать энциклопедии перед ЕГЭ необязательно: нет смысла распыляться на разные источники, лучше тренироваться писать планы и работать с текстом.

Учитесь бесплатно

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

Получить демодоступ на неделю

Кодификаторы и демоверсии. Имеет смысл писать планы по темам из кодификатора на сайте ФИПИ. Они не на 100% совпадают с заданиями ЕГЭ, но зачастую очень схожи или представляют собой часть темы из задания.

Выполнять задания из демоверсий нужно непременно, а ещё стоит расширять словарный запас. Выпускникам будет полезно смотреть новости политики и экономики. При этом все незнакомые термины нужно записывать и находить их значение.

Источники. В ЕГЭ-2022 очевидно выросло количество заданий из блока «Право». Следует обратиться к спецификации ЕГЭ по обществознанию, которая выложена на сайте ФИПИ. На страницах 16–17 дан краткий перечень нормативных правовых актов, которые раскрывают отдельные темы единого государственного экзамена по обществознанию. В течение года их следует внимательно изучить.

Лайфхаки. Трудными темами для школьников из года в год остаются «Органы государственной власти», «Издержки производства», «Юридическая ответственность»

Чтобы получить преимущество на ЕГЭ, нужно уделить внимание этим разделам, проработать их разными способами: составить таблицы, нарисовать картинки, схемы, придумать ассоциации для лучшего запоминания

Воспользуйтесь хитростью, чтобы запомнить полномочия палат Федерального Собрания. Выучите назубок всё, что касается, например, только Госдумы. Если в задании будет что-то похожее на функции Госдумы, а вы это не заучили, значит, оно относится к Совету Федерации. С полномочиями других органов власти, например, судом, вы Совет Федерации точно не перепутаете.

Вопросы. Тем, кто занимается с преподавателем, рекомендую не просто слушать лекции, а перед каждой встречей читать материал самостоятельно с карандашом и блокнотом в руке. Самое эффективное — задавать собственные вопросы, а не пытаться запоминать готовые ответы.

Бывает, школьник читает параграф и думает: «В общих чертах, вроде бы, всё понятно». На экзамене же в вопросе по этой теме выясняется, что не всё было ясно, и вылезают ошибки.

Вопросов в процессе чтения должно возникать много, и их обязательно нужно задавать учителю.

Преподаватели. Можно готовиться к экзамену самостоятельно, а можно заниматься с преподавателем. Репетитор или учитель на курсах расскажет, как применять знания из разных областей обществознания в жизни. Экзамены закончатся, а впереди школьника ждёт жизнь в экономических реалиях, в политической и правовой системах. Знания из курса обществознания пригодятся и в транспорте, и в магазине, и в конфликтных житейских ситуациях.

Опытный преподаватель научит, как легче запомнить сложные понятия и схемы к экзамену. Например, часто ученики путают формы познания: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение и умозаключение. В помощь школьникам я предлагаю акрофоническую фразу: «Очень вредный преподаватель, поэтому стараюсь учить». По первым буквам этого выражения нетрудно восстановить все шесть форм познания: о — ощущение, в — восприятие, п — представление и так далее.

Основные отличия человека от животного

Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
– моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
– обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
– выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт «вторую природу» – культуру. Животные приспосабливаются к окружающей среде.
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
Человек должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности, это связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
Человек обладает сознанием.

Стиль искусства

Стиль – это совокупность признаков, черт, создающих целостный образ искусства определённого времени, направления, индивидуальной манерой художника.

Стили искусства:

Романский или готический. Признаки: остроконечные сооружения, стрельчатые своды, обилие витражей, скульптур, резьбы.

Барокко. Признаки: декоративная пышность, живописность, причудливость форм.

Рококо. Признаки: изысканность форм, причудливость орнамента.

Классицизм. Признаки: ясность, гармония, чёткость, простота. Обращение к образам и формам античности как наиболее совершенным.

Сентиментализм

Признаки: внимание к душевному  миру человека, чувственность, идеализация людей, природы, жизненных ситуаций, мечтательность, меланхоличность.

Романтизм. Признаки: утверждение национального и индивидуального своеобразия, изображение идеальных чувств и героев, стремящихся к свободе, вольность, индивидуализм, драматизм.

Реализм – Признаки: правдивое, объективное отражение действительности.

Как быстро подготовиться к ЕГЭ по обществознанию

1. Изучите правила

Перед тем как начать готовиться к ЕГЭ по обществознанию с нуля, зайдите на сайт ФИПИ. Там можно найти демоверсию экзамена текущего года, актуальную спецификацию и классификатор. Демоверсия — это образец варианта ЕГЭ. Спецификация поясняет, сколько баллов за какое задание даётся. Кодификатор — это перечень тем, знание которых проверяется.

Учитесь бесплатно

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

Получить демодоступ на неделю

2. Ведите конспекты

Чтобы качественно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию, нужно уделить время теории. Актуальная информация есть в издании под редакцией Л.Н. Боголюбова. Чтобы текст усваивался лучше, делайте конспекты и возвращайтесь к прочитанному спустя какое-то время.

Чтобы усилить эффект по максимуму — создавайте карты мыслей к каждой теме. Это способ фиксации, наиболее похожий на то, как рождаются и развиваются мысли в нашем мозгу. Даже сложный теоретический раздел уляжется в голове стройным рядом, если нарисовать по нему майндмэп. Советуем активно использовать этот метод при подготовке к ЕГЭ по обществознанию и не только.

3. Расширяйте кругозор

Курс обществознания включает в себя комплекс научных знаний по социологии, политологии, правоведению, социальной психологии и философии. Поэтому не довольствуйтесь лишь книгой Боголюбова — читайте другую литературу, следите за новостями, расширяйте кругозор и эрудицию во всех областях.

4. Решайте пробники

Главное правило того, как готовиться к ЕГЭ по обществознанию, — регулярно писать пробные работы и смотреть демоверсии. Чем больше «мини-экзаменов» напишет школьник, тем легче ему будет на реальном испытании. Значительная часть успеха на ЕГЭ — знакомство с шаблоном и умение ему следовать. Кроме того, пробники помогут выявить слабые места и вовремя закрыть пробелы. А ещё школьник научится распределять время и поймёт, сколько уходит на конкретные задания, и тогда на экзамене не возникнет проблем с тем, чтобы уложиться в отведённые на госэкзамен 235 минут.

5. Подберите хороший курс для подготовки к ЕГЭ с нуля

Если хочется заниматься под руководством опытных педагогов, но репетиторы не по карману, обратите внимание на онлайн-курсы. Это эффективный способ подготовки к ЕГЭ по обществознанию — вы не потратите много времени и как следует прокачаете знания

В «Фоксфорде» готовиться к ЕГЭ по обществознанию можно в рамках индивидуального маршрута обучения или на курсе.

Направления в искусстве.

Направление – определённые принципы в творчестве деятелей искусства.

Основные направления в искусстве 20 века.

Реализм – правдивое изображение действительности через восприятие её автором.

Сюрреализм – изображение человека в таинственном и непознанном мире.

Экспрессионизм – изображение отчуждённого человека во враждебном ему мире.

Экзистенциализм – изображение одинокого человека в мире абсурда.

Абстракционизм – бегство личности от банальной и иллюзорной действительности.

Поп-арт – изображение деидеологизированной личности общества «массового потребления»

Гиперреализм – обезличенная живая система в жёстком и грубом мире.

Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемому на ЕГЭ

Знать и понимать:

  1. Биосоциальную сущность человека;
  2. Основные этапы и факторы социализации личности;
  3. Место и роль человека в системе общественных отношений;
  4. Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
  5. Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  6. Основные социальные институты и процессы;
  7. Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  8. Особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь:

  1. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
  2. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  3. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
  4. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  5. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  6. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  7. Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
  8. Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;
  9. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Демоверсия ЕГЭ по обществознанию от ФИПИ

Спецификация ЕГЭ по обществознанию от ФИПИ

Решай задания и по обществознанию с ответами

Изучай кодификаторы ЕГЭ 2022 по:

  • истории
  • русскому языку
  • литературе
  • биологии
  • химии
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector