Plan how to plan: учимся писать план урока
Содержание:
- Как составить план-конспект урока физической культуры
- Пример составления краткого плана-конспекта
- План урока английского языка, 7 класс
- Требования к тематическому и поурочному планированию
- Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход
- Для чего нужно составлять план урока?
- Как составить план урока
- Схема плана-конспекта урока
- Ход урока
- Зачем нужен конспект урока?
- Виды планов-конспектов урока
- На что еще стоит обратить внимание?
- Основные этапы традиционного урока
- Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару
- Подготовка к занятию
- Шаг 3. Main Part
- Анализ и самоанализ урока
Как составить план-конспект урока физической культуры
В данной статье считаю необходимым предложить простую, но, на мой взгляд, полезную инструкцию по составлению план-конспекта урока.
- обозначьте четко сформулированную тему урока.
- укажите тип урока, исходя из следующей классификации: урок ознакомления с новой информацией или урок закрепления пройденного материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий, контрольный урок и другие.
- обозначьте цели предстоящего урока. Как правило, хорошо проработанный план-конспект урока физической культуры (и не только) отражает несколько целей.
- необходимо сформулировать задачи урока физической культуры, то есть что именно вы предполагаете сделать, для достижения вышеназванных целей урока.
- укажите материально-техническое оснащение урока.
- в план-конспекте урока физической культуры опишите ход урока: какие вы будете использовать методы и приемы в обучении, что требуется от учеников.
Пример составления краткого плана-конспекта
Краткий план урока. 5 класс
Предмет: русский язык.
Тема: имя прилагательное.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.
Основные задачи:
- развивать речевые навыки и умения;
- отработать умение согласовывать слова.
Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.
Ход урока:
- организационный момент;
- проверка домашнего задания;
- объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
- повторение изученного материала;
- подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
- домашнее задание.
Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них
Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.
Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.
Приведем пример еще одного конспекта.
План урока английского языка, 7 класс
Тема: повторение пройденного грамматического материала.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.
Основные задачи:
- развивать коммуникативные умения;
- развивать способность работать в команде;
- формировать умение выделять главное в изученном материале.
Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.
Ход урока:
- организационный момент;
- фонетическая разминка;
- лексическая разминка;
- повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
- проверка домашнего задания;
- подведение итогов урока;
- домашнее задание.
Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное — не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).
Требования к тематическому и поурочному планированию
Перед работой учитель согласно положенным часам распределяет программный материал на весь учебный год и приступает к формированию календарно-тематического планирования. Для этого педагог использует специальную брошюру с программами, применяемыми к определенным предметам и примерным делением часов на конкретную тему курса. Тематическая расчасовка может быть изменена при помощи учителя по его усмотрению.
Тематическое планирование служит для отображения материала любой темы небольшого раздела программы и распределяется согласно урокам. В БУПе прописаны темы каждого урока, виды планируемых практических работ, домашнее задание, контрольные работы.
Тематическое планирование условно может подразделяться на:
- Нумерацию урока по теме.
- Тематику урока и форму его проведения.
- Цели и задачи урока.
- Используемые методы.
- Межпредметные связи.
- Практическую часть (под руководством учителя).
- Самостоятельную работу учащихся.
- Визуализацию.
- Домашнее задание.
Следующим звеном в работе учителя считается поурочное планирование. Оно позволяет точно проследить структуру урока, тему, цели, формы работы и его содержание.
Его наличие позволяет учителю структурировать все составные части урока, их смысловую и хронологическую последовательность, временно разгружая внимание педагога, позволяя концентрировать его на работе класса. Планирование урока составляется посредствам желания учителя, но наличие его структуры, темы, целей, задач, методов, домашнего задания, используемых учебных пособий и оборудования обязательны
Молодым специалистам необходимо оформлять полный и подробный конспект урока.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход
Процесс обучения, тем более самостоятельного, не следует понимать как нечто перманентное и не допускающее изменений. Осуществляться он всегда должен интуитивно, ведь никто лучше вас не может знать его тонкостей и деталей. Соответственно, если вы столкнулись с тем, что стартовый вариант плана в чём-то неполноценен, а единичные попытки улучшить его не приносят нужного результата, план можно и нужно адаптировать.
Адаптация учебного плана, собственно, и есть применение гибкого подхода к обучению. Адаптировать план означает внести в него такие изменения, посредством которых он станет наиболее эффективным и позволит овладеть изучаемым материалом в полной мере.
Если, например, вы решили изучить тайм-менеджмент, скорее всего, при составлении плана вы могли не учесть, что эта технология организации и управления временем, помимо того, что состоит из специфических систем и обязывает к применению особых инструментов, включает в себя также такие процессы как целеполагание и планирование, и без их изучения овладеть тайм-менеджментом в полной мере никак не получится.
Выход один: адаптировать план – расширить его, включить дополнительные пункты и выделить время на изучение целеполагания и планирования. Так, у вас появятся новые источники информации, новые занятия, новые задания и новые этапы самопроверки, иначе говоря, ваш план будет адаптирован под специфику изучаемого предмета.
Но есть и ещё один нюанс адаптации плана. Заключается он не просто в гибком, а ещё и творческом подходе к обучению. Это значит, что если ещё на этапе составления плана вы не видели, так скажем, общей картины, то по мере занятий вы станете замечать, что для более полного и быстрого освоения материала вам могут потребоваться какие-либо инструменты, о которых вы прежде не задумывались.
К примеру, наиболее важную информацию можно изобразить в виде схемы на магнитно-маркерной доске, чтобы она всегда была перед вашими глазами. Если вы хотите удостовериться в чём-то на практике, то можете собрать дома друзей и провести собственный эксперимент. Не совсем понимая, как тот или иной принцип действует на деле, вы можете отправиться в школу, где учились, найти знакомого преподавателя и попросить его разъяснить непонятные моменты.
Если вам мешают заниматься ваши домашние, вы можете придумать для себя «официальный» урок – пойти в читальный зал библиотеки и провести отведённое на занятие время там, или же вообще организовать себе кабинет для занятий, обозначив пространство подвешенными одеялами или даже листами гипсокартона.
Творческий подход – это применение к процессу обучения нестандартного мышления и креативности: встав лицом к лицу с той или иной проблемой, «включайте мозг» и придумывайте, как её можно решить, если стандартные методы не годятся.
И в заключение урока стоит коснуться тех знаний, умений и навыков, т.е. компетенций, которые могут повысить эффективность самостоятельного обучения и усвоения материала.
Для чего нужно составлять план урока?
В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.
Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.
Как составить план урока
Независимо от предмета, цели урока, а также вида его проведения и длительности основная структура плана-конспекта урока остается неизменным. В полноценном плане-конспекте урока всегда есть:
- шапка урока
- описание целей и задач урока
- мотивационная часть урока
- заключение и результат пройденного
- также домашнее задание, которое может присутствовать или отсутствовать в зависимости от вышеперечисленных параметров.
Шапка конспекта включает в себя наиболее важные пункты, это каркас по которому строится вся система урока, в шапке урока должно быть прописана тема урока, которая подразумевает обучение, любой урок начинается с описания темы и предмета, обобщения понятий и структурирования знаний, далее необходимо полученную информацию закрепить, отработать навыки. Необходимо иметь четкое представление о минимальном количестве знаний, которое аудитория должно получить и освоить на уроке. После обобщения и подведения итогов, следует дать установку на следующий урок, закрепить тему и начертить дальнейшие действия.
Схема плана-конспекта урока
- Тема урока. Информативное и лаконичное определение того, чему посвящено занятие.
- Цели урока. Цели указывают на то, зачем проводится занятие и что оно даст учащимся.
- Планируемые задачи. В данном разделе указывается минимальный набор знаний и умений, который учащиеся должны приобрести по окончании занятия.
- Вид и форма урока. Учитель может указать, к какому виду относится урок (ознакомление, закрепление, контрольная и др.) и в какой форме он проходит (лекция, игра, беседа и т.д.)
- Ход урока. Этот раздел является самым объемным и трудоемким. Он включает в себя подпункты, которые соответствуют элементам урока (приветствие, опрос, проверка домашнего задания и т.д.). Все они должны быть озаглавлены, а также учитель должен указать количество отведенного времени для каждого элемента.
- Методическое обеспечение урока. В этом пункте учитель указывает все, что будет использоваться в ходе урока (учебники, раздаточный материал, карты, инструменты, технические средства и т.д.).
Таким образом, составление плана-конспекта урока – это процесс творческий, и результат будет индивидуальным для каждого специалиста. Старайтесь делать план максимально полным, но лаконичным. На нашем сайте вы сможете найти конспекты уроков по различным предметам и бесплатно скачать их для ознакомления, а также вы можете опубликовать свои авторские материалы и получить свидетельство о публикации.
Ход урока
Организационный момент является обязательным этапом любого занятия
Он помогает дать представление ученикам о теме, которая будет обсуждаться, сконцентрировать их внимание и проверить готовность школьников к уроку
Проверка домашнего задания позволяет выявить полученные знания школьников по предыдущей теме
Проверка домашнего задания. Все педагоги со стажем советуют ежеурочно проверять заданный на дом материал. И не зря, ведь это позволяет проверить знания учеников по предыдущей теме и напомнить классу главные тезисы прошлого урока.
Тема и цель урока. В обязанности учителя входит обозначение темы и целей урока. Советуем подвести к этому учеников в ходе небольшого теста или викторины.
Основная часть урока. Данная часть урока может различаться в зависимости от формы и вида занятия. Если речь идёт об обычном уроке, то принцип построения здесь достаточно прост: двигаемся от простого к сложному и от общего к частному.
Завершение урока. Согласитесь, в некотором смысле трактовать урок можно как разговор или беседу. Поэтому, если вы закончите его без подведения итогов, то может показаться, что он завис в воздухе. Не забывайте – в конце каждого занятия учителю желательно «пройтись» по основным тезисам урока и рассказать ученикам о том, что же они сегодня изучили.
Современное образование предполагает практику системы самооценок
Выставление оценок. Этот этап вряд ли требует каких-либо объяснений. Скажем лишь то, что в последнее время молодые педагоги практикуют систему самооценки, когда ученик сам оценивает свои знания. Если учитель согласен, он ставит заслуженную отметку. В противном случае педагог обязательно должен объяснить школьнику, почему он не согласен с его оценкой.
Домашнее задание. Практически все учителя оставляют данный этап на конец урока. Но можно дать задания и в начале, и даже в середине занятия
Это полезно тем, что учитель сможет заранее сориентировать внимание учеников на то, что рассматриваемые на уроке тезисы будут главным помощником ребят при выполнении домашнего задания
Современные методические пособия помимо обязательного задания дополнительно предлагают и более творческие варианты. Например, не просто выучить отрывок из произведения, но и сделать небольшую презентацию или подготовить доклад по теме.
Главное, не забывайте, что абсолютно каждый урок должен иметь некую «изюминку», которая обязательно заинтересует учеников и позволит сосредоточить их внимание исключительно на вашем материале. Желаем удачи в подготовке плана!
Зачем нужен конспект урока?
Конспект урока является неотъемлемой частью подготовки педагога к предстоящему занятию и составляется до предполагаемого урока, а не во время или после него. Поскольку в плане-конспекте учитель фиксирует содержание и последовательность учебного процесса, он помогает в систематизации материала, построении логической последовательности изложения информации, уточнении необходимых формулировок и понятий.
Поэтому план-конспект урока, в первую очередь, нужен самому педагогу, поскольку позволяет лучше подготовиться к занятию, а, следовательно, напрямую влияет на успешность усвоения материала учащимися. Еще один плюс конспекта урока заключается в том, что он может служить «шпаргалкой» для самого учителя в процессе занятия в классе на тот случай, если что-то вылетело из памяти или учитель отошел в сторону от изначально запланированной логической последовательности в изложении материала.
С другой стороны, план-конспект урока представляет собой официальный документ, который является подтверждением того, насколько эффективно и полно выполняются учебные программы, насколько правильно и профессионально ведется преподавание, а также указывает на методические ошибки и недочеты учителя. Конспекты уроков составляются педагогами, начиная со студенческой скамьи и педагогической практики. Некоторые молодые учителя считают, что конспекты нужны, прежде всего, для начальства, однако даже самые опытные педагоги делают конспекты уроков при подготовке к занятиям.
Виды планов-конспектов урока
В зависимости от аудитории, а также предмета и поставленных лектором целей, план урока может отличаться, однако в целом конспекты урока подразделяются на несколько типов.
Первый тип – это плановый конспект. Наиболее простой план, который составляется на основе готового материала, подразделяется на разделы и части. Каждый раздел имеет заголовок и подзаголовки, обобщающие описанную в нем тему. Первый тип плана-конспекта наиболее удобен при подготовке к лекции или семинару.
Второй тип конспектирования – это схематический план. Все темы, подлежащие представлению аудитории, должны быть приведены в виде вопросительных предложений, что позволяет четко подчеркнуть наиболее актуальные части темы. Каждая тема представлена достаточно кратко – всего около двух-трех предложений.
Третий тип – это текстуальный конспект. Текстуальный конспект наиболее удобен для составления плана такого урока, где текстовая составляющая является превалирующей, в частности это могут быть гуманитарные предметы, уроки литературной направленности, где значимую роль играют цитаты и афоризмы авторов.
1. Предмет плана урока
Предмет и тема урока должны быть расписаны в общей программе обучения.
2. Задачи плана урока
Задачи урока могут быть обучающими, воспитательными, развивающими. Обучающими задачами являются общее описание предмета, систематизация знаний, проработка навыков. Воспитательными задачами являются развитие интереса к знаниям, предмету, самоорганизованность, высокое чувство ответственности, моральные качества, правильную дисциплину. Развивающими задачами являются развитие аналитических навыков, способность работать в коллективе, участие в коллегиальных семинарах.
3. Поставленные цели
В плане-конспекте урока должны быть поставлены цели, а именно результат, который должен быть достигнут к ходе проведения урока, то есть минимальное количество знаний, которые в среднем получат все присутствующие.
4. Вид плана урока
В плане-конспекте необходимо учитывать вид проведения урока, будет ли это стандартный урок с личным общением, или дистанционный формат обучения.
5. Техническое обеспечение
В этот пункт должны быть включены все техническое обеспечение, которое может быть задействовано как дополнительное средство, к примеру: подготовленные по теме презентации, аудиоматериалы и видеоматериалы и т.д.
6. Последовательность
Урок должен быть разбит на несколько этапов действий, это поможет привлечь внимание, держать темп, определить уровень подготовки слушателей. Повтор пройденного материала в виде диалога вопросов-ответов
Определение темы и предварительно поставленные задачи. Обобщение урока может быть в виде подведения итогов или задачи вопросов. Домашнее задание, выдается для закрепления пройденного материала.
Современная методика обучение советует акцентировать внимание на самостоятельной работе учеников, помимо стандартного урока, необходимо предлагать различные новые, более высокие уровни раскрытия пройденной темы. Такой подход позволяет раскрыть творческий потенциал, развить способность к самостоятельной работе, а также аналитические, когнитивные и дискуссионные навыки. Наиболее эффективным способом может быть визуализация пройденного материала в виде создания коллажа или презентации, записи короткого ролика с рассказом личного опыта.
На что еще стоит обратить внимание?
Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.
Основные этапы традиционного урока
- организационный момент;
- проверка домашнего задания;
- проверка знаний и умений учащихся;
- постановка цели занятия перед учащимися;
- организация восприятия новой информации;
- первичная проверка понимания;
- организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнений по образцу;
- творческое применение и добывание знаний;
- обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
- контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
- домашнее задание к следующему уроку;
- подведение итогов урока.
Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару
План-конспект:
Этот вид конспектирования не менее широко применяется в современной педагогике; особенно часто это касается дисциплин гуманитарного цикла. Для составления такого конспекта нужно провести определённую предварительную подготовку: необходимо перед лекцией написать на нескольких листах план занятия, особыми знаками или цифрами выделяя разделы, вопросы и проблемы в изложенном материале. Каждый из этих заголовков в процессе записи за лектором может быть раскрыт и дополнен связным текстом, иллюстрирующим общее положение. Из сказанного следует заключить, что в идеале план – конспект должен быть максимально приближен к тому тексту, который озвучивает лектор за кафедрой; в описании этого метода конспектирования можно обнаружить много общего с корнельским методом.
Тем не менее, план – конспект, как отмечают специалисты по дидактике и педагогике, обладает большим преимуществом перед опорными и корнельскими конспектами. Поскольку все заголовки тем и отдельных разделов, а также определённый объём фактического материала подготавливаются заранее, имеется возможность записать их без сокращений и условных знаков. Это повышает вероятность правильной и быстрой дешифровки конспекта другими студентами или учениками.
Последнее обстоятельство является причиной того, что при подготовке к докладам в школе и семинарам в университете оболочка плана – конспекта часто используется докладчиками в качестве основы для собственного сообщения. Во-первых, в такой структуре достаточно легко делать разного рода пометки
Во-вторых, в текст конспекта достаточно просто подставить необходимые цитаты и ссылки на источники, что особенно важно в исторической науке. При правильной организации материала они «встанут» прямо напротив соответствующих тезисов
Наш пример основы для плана – конспекта по теме «Первая мировая война 1914-1918 гг.» мы представили на рис. 3.
Рисунок 3. Оболочка план – конспекта по теме: «Первая мировая война 1914-1918 гг.»
Текстуальный конспект:
Развёрнутый план – конспект отличают от текстуального конспекта – формы записи материала, когда традиционная основа конспекта в целом и раскрывающие её тезисы в частности не являются доминантой структуры, а составляются post factum на основе цитат из источников и исследовательской литературы; иными словами, именно цитатам в таком конспекте определяется центральное место, а тезисы, составленные на их основе, играют роль дополнений и пояснений.
Безусловно, составление такого плана – достаточно сложное дело, требующее хороших знаний в той дисциплине, по которой делается конспект, а также в смежных отраслях знаний. В средней школе, насколько нам известно, такой метод конспектирования распространён не очень широко; скорее им пользуются студенты, ориентированные на серьёзную исследовательскую и проективную деятельность. Например, в среде историков такие конспекты очень распространены у тех исследователей, которые подолгу работают в архивах с личной перепиской, дневниками и воспоминаниями. В случае анализа таких источников простое перечисление тематики текстов или общих проблем, в них затрагиваемых, не приведёт к раскрытию индивидуальности автора источника личного происхождения; для понимания его внутреннего мира необходима опора на развёрнутые цитаты.
Многие историки и литературоведы выписывают цитаты своих «героев» на отдельные карточки небольшого размера: так на основе архивных выписок получаются целые картотеки, посвящённые высказываниям отдельного человека. Карточки можно систематизировать по хронологии, тематике, упоминанию в них других персоналий и прочим признакам; на основе такой тематической подборки опытный исследователь может делать доклад на конференции или симпозиуме, не прибегая более ни к каким записям и конспектам.
Подготовка к занятию
План конкретного занятия составляется на основе календарно-тематического плана.
Сначала учитель определяет задачи урока, изучает материал по теме, а затем разрабатывает план-конспект занятия. Желательно, чтобы он был как можно более подробным. Полезно записать сценарий урока, включающий вопросы педагога и предполагаемые ответы учеников, задания и правильные ответы на них.
Каждое занятие требует достаточно серьезной подготовки. Сейчас существуют целые сборники с подробными разработками уроков. Безусловно, эти издания являются хорошим подспорьем для педагога, особенно начинающего. Но даже применение такой литературы не исключает тщательной подготовки. Это и изменение отдельных заданий с учетом особенностей своих учеников, и мысленное проигрывание будущего урока с прогнозированием возможных ситуаций.
Важно спланировать композицию урока таким образом, чтобы каждый ребенок мог активно включиться в работу, на протяжении занятия сменяя разные виды деятельности. Необходимо, чтобы материал урока быть занимательным для ребят, поддерживал их интерес с теме занятия и учебной дисциплине в целом
Оборудование урока должно включать красочный иллюстративный материал, схемы и (или) таблицы, позволяющие лучше запоминать информацию. С этой целью можно применять также информационные технологии (показ отдельных слайдов или презентации).
Ниже рассмотрим пример плана-конспекта занятия по русскому языку.
Шаг 3. Main Part
Это основная часть урока: преподаватель презентует и отрабатывает материал с учениками. Чем лучше вы подберете материалы для урока, тем больше будет вовлеченность и эффективность занятия. Вот несколько лайфхаков:
- заданий не должно быть очень много;
- тема должна раскрываться постепенно;
- оставайтесь в рамках одной темы;
- чередуйте индивидуальную работу с взаимодействием в группах или в парах;
- подготовьте план Б, в виде игры или задания на креативность;
- соблюдайте принцип: задания должны быть связаны и находиться в логичном порядке. Например, TTT (Test-Teach-Test), PPP (Presentation-Practice-Production).
Не стоит стараться охватить все материалы, которые только найдете: лучше проработать меньше пособий, но качественно, чем распыляться на разные задания, не вникая в их суть.
Почитайте по теме: Интерактивные пособия для развития навыка аудирования
Анализ и самоанализ урока
Для выявления и устранения недочетов существует анализ. При этом необходимо основываться на психолого-педагогической науке и на передовом педагогическом опыте.
Во время анализа необходимо соблюдать предложенные пункты:
- оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока, учитывая специфику учебного материала, места урока в целостной системе уроков по заданной теме, уровень подготовленности класса;
- выполнение структуры урока и ее соответствие поставленным целям и задачам, правильное временное распределение этапов урока;
- рациональное использование форм и методов обучения;
- наличие оборудования на уроке;
- организация деятельности учителя и учащихся;
- наличие соответствия между содержанием урока и требований программ по предмету;
- полнота, достоверность, научность, эмоциональность, доступность изложения информации;
- степень нравственного воздействия, выполнение и достижение воспитательных целей;
- связь урока с жизненным примером или с трудовым воспитанием;
- развитие познавательного интереса учащегося;
- работа с новыми понятиями;
- актуализация опорных знаний;
- организованность самостоятельной работы;
- оценка профессиональной подготовки педагога;
- общая оценка работы класса;
- культура общения и соблюдение норм с этикой;
- объяснение домашнего задания;
- научная обоснованность выводов и оценок;
- оценка санитарно-гигиенических критериев урока;
- недочеты урока, выявление причин и предложения по их устранению.
Поле проведения урока учитель должен выполнить самоанализ, содержание которого отражает характеристику общего анализа урока от первого лица с наличием пункта об удовлетворенности или неудовлетворенности проведения своего урока. Самоанализа рассматривается в качестве одного из важных критериев творческой деятельности учителя.
Соблюдение всех норм, оформление тематического и поурочного планирования, наличие тематической карты урока позволяет плодотворно заниматься педагогической деятельностью. После выявления недочетов учитель принимает меры сам или при помощи коллектива и самосовершенствуется в практике проведения урока, что в особенности касается молодых специалистов. Они обязаны четко соблюдать предписанные требования и руководствоваться подробным поурочным планированием и тематической картой для оттачивания мастерства.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.