Конспект: что это такое и как его писать

Эффективные методы конспектирования

Написать качественный конспект неподготовленному автору достаточно сложно. Популярностью пользуются эффективные методики, с помощью которых можно выполнить конспектирование большого объема информации грамотно и понятно, что позволит без труда найти нужную информацию в конспекте, легко запомнить материал и подготовиться к сдаче экзаменов.

Метод ментальных карт

Карту мыслей на первый взгляд сложнее составить, чем обычный конспект. Данный прием основан на формулировке ключевой идеи. Она занимает центральное положение, а от нее распространяются мысли и объяснения. Руководство по применению:

  1. По центру карты необходимо написать ключевую мысль.
  2. От основного тезиса нужно провести несколько линий к основным идеям темы.
  3. Ветки дополняются новыми пунктами, которые раскрывают суть предыдущих.

В данном случае краткость формулировок является важным преимуществом. Не рекомендуется расширять карту дальше четвертого уровня. Тезисы из разных веток можно объединять, дополнять их заметками. Благодаря эффективной методике представляется возможным проанализировать большой объем данных, отыскать новые идеи, разработать план или провести анализ текущего состояния работы.

Метод Билла Гейтса

Создатель компании Microsoft, Билл Гейтс пользуется интересным способом конспектирования. Методику подметил предприниматель Роб Ховард, который написал о необычном методе ведения записей в своем блоге. Поэтапное составление конспекта заключается в следующем:

  • чистый лист бумаги делится на четыре равные части;
  • каждый блок включает название;
  • в одном из квадратов следует обозначить вопросы по теме.

Отдельные части могут быть посвящены основным мыслям, заметкам и важным подробностям, примерам, вопросам

Подобную методику целесообразно использовать для конспектирования важной информации на встречах, лекциях, которые не имеют четкого плана, во время свободного обсуждения каких-либо проблем

Метод Корнелла

Данный способ конспектирования чем-то напоминает модель Билла Гейтса. Методика Корнелла заключается в четком разделении ключевых тезисов и заметок в процессе записи. По итогу необходимо резюмировать конспект. Страница делится следующим образом:

  • в верхней части листа остается небольшое пространство для названия темы;
  • нижний блок занимает четверть страницы, предназначен для формулировки выводов из полученной информации, а также вопросов, которые остались нерешенными;
  • остальное пространство делится на две колонки;
  • левая часть таблицы узкая, в ней фиксируются основные мысли по теме;
  • в более широкой правой части записывается вся важная информация с подробностями и заметками.

Метод Корнелла позволяет проанализировать большие потоки информации. Подобный способ составления конспекта целесообразно использовать на продолжительных и информативных лекциях.

Метод течения

Изобретателем метода течения является программист и предприниматель Скот Янг. Исходя из его идеи, автору следует вести записей не слов преподавателя, а собственных мыслей. По мнению создателя методики это поможет действительно усвоить материал и получить ценные знания. В процессе конспектирования требуется:

  • фиксировать лишь основные тезисы лекции;
  • важные моменты писать своими словами;
  • остальную информацию излагать в виде собственных идей, вопросов, комментариев и выводов.

Подобный способ составления конспекта можно использовать в том случае, когда нет необходимости дословно воспроизводить материал. Методика позволяет самостоятельно разбираться в темах и более эффективно анализировать полученную информацию. Кроме того, можно быстро сформулировать вопросы, чтобы получить на ответы сразу на лекции.

Метод предложений

В методе предложений необходимо присваивать каждой мысли порядковый номер. Цель такой методики — существенно упростить дальнейшую работу с конспектом. Это эффективный способ конспектирования продолжительных лекций, в процессе которых преподаватель может перескакивать с одной мысли на другую. В этом случае не придется дописывать информацию на полях. Достаточно записать данные в текст и присвоить им нужный номер. При выборе метода предложений для конспектирования необходимо писать тезисно. Рекомендуется умещать фразы в одну строку.

План урока английского языка, 7 класс

Тема: повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

Основные задачи:

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное — не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Как оформить план-конспект?

Делайте все осмысленно и с прицелом на будущее. Пусть результат усилий будет полезен много лет, а не только на грядущем семинаре. Есть несколько правил, которые помогут это сделать. Вот они:

Структурируйте материал: выделяйте другим цветом главные положения, заголовки логических блоков. Даже при беглом просмотре эти отметки напомнят о сути последующей записи.
Излагайте данные сжато и схематично. Текст «разбавляйте» списками, многоуровневыми таблицами, пирамидами. Конкретные факты оформляйте по принципу «дата – событие».
Подчеркивайте фамилии авторов определений и тезисов. Используйте аббревиатуру NB (Nota bene – лат

«Обрати внимание») или большой восклицательный знак для выделения моментов, несущих основную смысловую нагрузку.
Указывайте на полях все номера страниц оригинала, с которых вы извлекли важные данные. Эти точные ссылки пригодятся при написании дипломной или курсовой работы.
Фиксируйте вопросы к преподавателю, возникающие при составлении план конспекта

Записывайте их на полях или специально отведенном месте рукописи и выделяйте крупными вопросительными знаками.

Следуйте первоначальной цели конспектирования от начала и до конца, не забывайте о выбранных приоритетах. Выполняйте задание осознанно, применяйте верную тактику анализа информации.

Умение конспектировать – ценный навык. Овладев правильной техникой составления план-конспекта, вы оцените преимущества самостоятельной работы в библиотеке, научитесь логически мыслить, отточите слог. Эффективность вашей учебы возрастет, уменьшатся напрасные потери времени и сил.

Существующие виды конспектов

Есть несколько принципиально разных видов конспектов, каждый из которых оптимально подходит для конкретного вида работы:

  • план-конспект
  • схематеческий план
  • текстуальный конспект
  • тематический конспект

Довольно часто используется, по причине своей эффективности, план-конспект. Для его создания заранее разрабатывается структурный план, где есть основные заголовки и подзаголовки. В процессе написания конспекта в подробностях раскрывается каждый из существующих заголовков, тем самым, по итогу работы получается план-конспект. Когда время на подготовку перед выступлением является минимальным, такой конспект подойдет идеально. Успех выступления будет напрямую зависеть от того, насколько подробным, и, что самое главное, последовательным будет план конспекта. Для таких конспектов имеет смысл отдельно выписывать пометки с информацией об источниках, так как по памяти подобные тексты восстанавливаются с большим трудом.

Схематические планы несколько похожи на план-конспекты, ведь в основе такого конспекта также лежит заранее составленный план. Только вместе привычных пунктов плана формируются вопросы, а конспект будет состоять из ответов. Информация, представленная таким образом, усваивается быстро и качественно.

При изучении области, где точность цитат играет важную роль, например, это может быть литература, стоит выполнить текстуальный конспект. Он будет состоять из терминов и тезисов первоисточника. Преимуществом такого конспекта является то, что в него можно «встроить» план. Само же составление подобного конспекта считается сложной работой, так как вставлять цитаты так, чтобы по ним был понятен исходный материал, проблематично без опыта в этом процессе.

Принципиально отличается от других тематический конспект, который пишется по нескольким источникам сразу. Он может использоваться для освещения вопроса, к которому нужно подходить с разных сторон, соответственно, делать содержание каждого материала тут не требуется. Сложность такого текста связанна с подготовкой к нему, так как потребуется изучить в разы больше материала, чем в вышеуказанных типах конспектов.

Если же есть примерное понимание того, как делаются все указанные ранее конспекты, и главное, присутствует успешный опыт их выполнения, то в этом случае можно остановиться на свободном стиле, который содержит элементы всех типов конспектов. Тут можно применять и структурный план, и цитаты, и несколько разных источников. Полученный результат будет наиболее целостным, если сравнивать с другими вариантами написания конспектов.

Для чего студенту нужен конспект

Конспект представляет собой письменную фиксацию фактов, мыслей, определений, которые излагаются в устной форме преподавателем или представлены в литературных источниках. Важным требованием к конспектированию является обеспечение логической связи отдельных блоков прослушанной или прочитанной информации в процессе их аналитической обработки.

В результате конспектирования автор получает хорошо структурированную запись, благодаря которой через определенное время можно легко вспомнить полезные сведения. Другие читатели конспекта получают целостное представление о теме в кратком изложении ее основных тезисов. Существует несколько видов письменной фиксации информации, которым можно научиться. Они отличаются целевым назначением и областью применения:

  1. План-конспект включает пункты и подпункты, под которыми кратко излагается их суть. Подобное решение позволяет формулировать мысли последовательно, извлекать наиболее важные факты, структурировать информацию. Такой метод конспектирования целесообразно начать использовать во время лекций, когда преподаватель заранее оглашает план, а также для эффективной подготовки к экзаменам, в процессе которой по заголовку проще вспомнить содержание темы.
  2. При составлении схематического плана записываются вопросы, на которые затем предоставляются краткие ответы в несколько предложений. Как правило, лист делят на две колонки. В первой указывается вопрос, а во второй — ответ. Делать конспект по такой методике достаточно просто и удобно.
  3. Текстуальным конспектом называется комплекс цитат или главных мыслей, расположенных в логической последовательности или по заранее разработанному плану. Данный вид конспектирования будет эффективен в процессе анализа высказываний автора, когда требуется изложить мысли в точной формулировке. Распространенными областями применения являются лекции по литературе, философии и другим гуманитарным наукам.
  4. Тематический конспект основан на заданной теме. В нем представлен исчерпывающий ответ по какому-либо вопросу, полученный из различных информационных источников. При этом конспектируются только те тезисы, которые позволяют раскрыть суть темы. Материал полезен для углубленного изучения тематики, требует много времени на анализ литературы, получается максимально информативным, так как содержит ценные сведения.
  5. Графический конспект предполагает изложение информации в графическом виде с помощью таблиц, графиков или схем. Основные данные подкрепляются пояснениями и выводами. Подобная методика нередко применяется для конспектирования лекций на техническую тематику.
  6. Конспект лекций достоверно и полно отражает основные тезисы, передаваемые лектором. Качество подобного конспектирования определяется умениями выделять главные моменты, анализировать информацию, исключать лишний материал, оперативно вести записи. В этом случае следует сконцентрироваться на последовательном изложении лекции. Составлять план нет необходимости.
  7. Свободный конспект представляет собой успешное сочетание разных видов конспектирования. Подобная методика требует высокого уровня профессионализма и опыта. От автора требуется фиксировать основные моменты темы, дополняя их схемами, цитатами, графиками, иллюстрациями и вопросами. Важным требованием является получение логически связанного и информативного материала.

Несмотря на огромный объем данных в интернете и печатных изданиях, в которых можно без проблем найти нужную информацию, умение конспектировать сложно переоценить. Самостоятельное ведение конспекта поможет трансформировать знания из краткосрочной памяти в долгосрочную, освоить методики систематизации данных и структурирования материала, развивать логическое мышление.

Пример конспекта

Правильно составленные конспекты нередко передаются из рук в руки, так как понятны даже тем, кто впервые слышит о теме записей. Приблизительно так может выглядеть краткая запись, сделанная с использованием общепринятых сокращений, знаков и выделений:

ТЕМПЕРАТУРОЗАВИСИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИПИДНОЙ И ВОДНОЙ ФАЗЕ

Глубокое охлаждение может стать причиной серьезных нарушений в биосистемах в результате:

  • структурных перестроек макромолекул и белок-липидных комплексов;
  • фазовых превращений в биомембранах и водных растворах;
  • термомеханических напряжений и действия других факторов.

Фазовые превращения липидов – переход их ансамблей из жидко- в твердокристаллическое состояние и наоборот. Для криобиологии важны структурные изменения воды и их учет в жидкой фазе, с которой контактирует биообъект.

!Общее для фаз. переходов в липидах и водных р-рах – оба относятся к фаз. превращениям 1-го рода.

Фаза – гомогенная термодинамическая сис-ма, в кот. отсутствуют поверхности раздела, отделяющие друг от друга макроскопические части, отличающиеся по своим свойствам и составу.

Фаз. переход 1-го рода – превращение, при котором потенциал Гиббса сис-мы – const, а внутренняя энергия и плотность (или энтальпия и энтропия) претерпевают скачкообразные изменения => фаз. переход 1-го рода – кооперативное упорядочение сис-мы или ее части, связанное с выделением или поглощением тепла.

В общем, было бы желание, а освоить правила написания конспекта несложно. Составление кратких записей отлично развивает ассоциативную память, а умение хорошо структурировать информацию пригодится в жизни не меньше полного курса по сопромату.

Некоторые особенности

В школе ученики тоже могут писать конспекты. Для этого им дается определенный параграф из учебника или статья. Такой вид работы позволяет научиться анализировать текст и выделять из него главную информацию. Поэтому для начала нужно внимательно прочитать отрывок несколько раз.

Это позволит понять содержание параграфа. После нужно выделить основные моменты и ключевые идеи текста. Не стоит стремиться записать все слово в слово, так как от обычного копирования толку нет. Всю прочитанную информацию нужно разбить на несколько пунктов.

В конспект заносят определения, даты, цитаты и известных личностей. При необходимости можно писать примеры и факты, которые помогут лучше понять информацию. В конце добавляют вывод. У каждого человека свой способ ведения записей, поэтому текст может выглядеть по-разному.

Иногда конспектирование осуществляется в классе. В таком случае учитель указывает, какие страницы учебника нужно изучить и записать

Подобный вид работ указан в ФГОС и является важной частью образовательного процесса. Важно, чтобы школьники поняли, что составлять конспект не значит дословно переписать текст

Им постепенно нужно развивать навыки составления коротких записей.

https://youtube.com/watch?v=iUmAFNz51Ro

Составление план-конспекта урока истории

В настоящее время история является одним из наиболее важных школьных предметов. Именно знание истории и уважение к ней делает человека интеллигентным гражданином и истинным патриотом своей страны.

Исходя из этого, подчеркну, что преподавание истории в школе должно быть качественным и актуальным.

Проблема адекватности формирования задач и цели урока очень актуальна в рамках современной методике преподавания. Формулирования задач урока теоретически еще мало разработано и вызывает затруднения не только у практикантов, но и у учителей. Поэтому, составляя план-конспект для проведения урока истории, необходимо помнить, что основная задача системы уроков в современной школе состоит в подготовке всесторонне развитого человека.

Важно помнить, что план-конспект должен включать в себя краткий план урока истории. Самой распространенным видом оформления плана урока в рамках плана-конспекта является таблица

На рисунке представлен образец таблицы плана урока.

Необходимо помнить, что ход урока — основная часть план-конспекта, в которой в развернутом виде излагается последовательность действий по проведению урока истории. Помимо этого укажите в план-конспекте те материалы, которые Вы планируете использовать на уроке истории, включая учебники, задачники, сборники тестов, различную дополнительную литературу по экспериментальным заданиям, демонстрационным и лабораторным работам. Этот раздел план-конспекта, по усмотрению педагога, может быть представлен в виде таблицы.

Для того чтобы история была интересна учащимся необходимо составлять краткие или развернутые план-конспекты уроков. Это поможет четко и вдумчиво излагать учебный материал, проверять качество знаний школьников и воспитывать уважение к событиям истории.

При разработке конспекта урока учитывается тот факт, что эффективность любого урока истории зависит от правильности постановки его задач. При постановке задач в план-конспекте следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав учащихся, их подготовленность, условия места занятия.

Образец таблицы хода урока

План-конспект урока по истории обычно включает следующие этапы:

  • организационный этап,
  • этап проверки домашнего задания,
  • этап контроля и всесторонней проверки знаний,
  • этап подготовки к усвоению нового материала,
  • этап усвоения новых знаний,
  • этап закрепления новых знаний,
  • этап первичной проверки понимания нового материала,
  • этап повторения пройденного материала,
  • этап обобщения и систематизации новых знаний,
  • этап информации о домашнем задании.

В каждом этапе могут быть выделены учебные моменты, например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация (или повторение) нового материала, демонстрация опытов, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа детей с чертежами и рисунками, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом по учебникам и пр.

В конце план-конспекта должна стоять подпись учителя. Без этого неясно, кто по этому план-конспекту работает, кто несет ответственность за написанное.

Способы оформления

Хороший конспект должен быть тезисным и содержательным. В нем нужно выделять важную информацию, которая имеет особое значение — формулы, даты, определения, известных личностей и тому подобное. Для облегчения восприятия используют разные виды оформления текста. Это делают с помощью:

  • текстовыделителей;
  • цветных ручек;
  • стикеров.

Важно не использовать чрезмерное выделение, иначе это превратит записи в раскраску. Ключевые моменты конспекта можно обозначать не только с помощью цветов

Разные шрифты, римские цифры и латинские буквы тоже подойдут для оформления смысловых блоков.

Как писать конспект урока: создание системы сокращений

Подобная методика давно используется теми, кому приходится переписывать за говорящими огромные текстовые объемы. Пригодится этот метод и людям, которым нужен конспект по книге, а как писать его, они представления не имеют. Студентам или ученикам стоит разработать систему понятного для себя самих сокращения текстов. Какие слова укорачивать, вставляя взамен некоторых букв дефисы или дроби, зависит от самого человека. Обычно распространены такие варианты, как «характер»-«хар-р» или «х-р», «который»-«к-рый», «через»-«ч/з», «свойства»-«св-ва». Ими имеет смысл воспользоваться, добавив и собственные ноу-хау

Важно только, чтобы никаких проблем с расшифровкой сокращений не возникло

Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару

План-конспект:

Этот вид конспектирования не менее широко применяется в современной педагогике; особенно часто это касается дисциплин гуманитарного цикла. Для составления такого конспекта нужно провести определённую предварительную подготовку: необходимо перед лекцией написать на нескольких листах план занятия, особыми знаками или цифрами выделяя разделы, вопросы и проблемы в изложенном материале. Каждый из этих заголовков в процессе записи за лектором может быть раскрыт и дополнен связным текстом, иллюстрирующим общее положение. Из сказанного следует заключить, что в идеале план – конспект должен быть максимально приближен к тому тексту, который озвучивает лектор за кафедрой; в описании этого метода конспектирования можно обнаружить много общего с корнельским методом.

Тем не менее, план – конспект, как отмечают специалисты по дидактике и педагогике, обладает большим преимуществом перед опорными и корнельскими конспектами. Поскольку все заголовки тем и отдельных разделов, а также определённый объём фактического материала подготавливаются заранее, имеется возможность записать их без сокращений и условных знаков. Это повышает вероятность правильной и быстрой дешифровки конспекта другими студентами или учениками.

Последнее обстоятельство является причиной того, что при подготовке к докладам в школе и семинарам в университете оболочка плана – конспекта часто используется докладчиками в качестве основы для собственного сообщения. Во-первых, в такой структуре достаточно легко делать разного рода пометки

Во-вторых, в текст конспекта достаточно просто подставить необходимые цитаты и ссылки на источники, что особенно важно в исторической науке. При правильной организации материала они «встанут» прямо напротив соответствующих тезисов

Наш пример основы для плана – конспекта по теме «Первая мировая война 1914-1918 гг.» мы представили на рис. 3.

Рисунок 3.  Оболочка план – конспекта по теме: «Первая мировая война 1914-1918 гг.»

Текстуальный конспект:

Развёрнутый план – конспект отличают от текстуального конспекта – формы записи материала, когда традиционная основа конспекта в целом и раскрывающие её тезисы в частности не являются доминантой структуры, а составляются post factum на основе цитат из источников и исследовательской литературы; иными словами, именно цитатам в таком конспекте определяется центральное место, а тезисы, составленные на их основе, играют роль дополнений и пояснений.

Безусловно, составление такого плана – достаточно сложное дело, требующее хороших знаний в той дисциплине, по которой делается конспект, а также в смежных отраслях знаний. В средней школе, насколько нам известно, такой метод конспектирования распространён не очень широко; скорее им пользуются студенты, ориентированные на серьёзную исследовательскую и проективную деятельность. Например, в среде историков такие конспекты очень распространены у тех исследователей, которые подолгу работают в архивах с личной перепиской, дневниками и воспоминаниями. В случае анализа таких источников простое перечисление тематики текстов или общих проблем, в них затрагиваемых, не приведёт к раскрытию индивидуальности автора источника личного происхождения; для понимания его внутреннего мира необходима опора на развёрнутые цитаты.

Многие историки и литературоведы выписывают цитаты своих «героев» на отдельные карточки небольшого размера: так на основе архивных выписок получаются целые картотеки, посвящённые высказываниям отдельного человека. Карточки можно систематизировать по хронологии, тематике, упоминанию в них других персоналий и прочим признакам; на основе такой тематической подборки опытный исследователь может делать доклад на конференции или симпозиуме, не прибегая более ни к каким записям и конспектам.

Если лень писать длиннющий конспект: лайфхак

Советы касательно конспектирования часто включают пункт о красивом выведении букв. В таком деле требуется сноровка, многочасовые тренировки. Потому иногда проще составлять лекционные записи в электронной форме. Если же преподаватель непременно требует предъявления того, что законспектировано, причем в рукописном варианте, который априори отсутствует, стоит пойти на одну хитрость, создав «подделку», сложно отличимую от созданных вручную записей. Для воплощения подобной идеи пригодится Word, в который и потребуется перенести нужный текст, а потом основательно над ним поработать. Детальная инструкция приведена здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector