Объект и предмет в дипломной работе: пример и образец
Содержание:
- Общенаучные методы исследования в дипломной работе
- Какие существуют методы
- Теоретическая основа исследования в курсовой работе: пример
- Пример описания методов в дипломной работе
- Гипотеза исследования
- Оформление по ГОСТу
- Актуальность дипломной работы
- Как правильно определить объект и предмет
- Актуальность дипломной работы
- Различия между объектом и предметом исследования
- Прикладные методы исторического исследования
- Теоретическая и практическая значимость ВКР
- Доверьтесь «Тебе Зачёт!», и мы не подведем!
- Как определить предмет дипломной работы
- Методы исследования истории
- Как выбрать методологическую базу исследования
Общенаучные методы исследования в дипломной работе
Поскольку ВКР – это самостоятельное исследование выпускника на тему, связанную с его будущей профессией, для осуществления этой задачи используются научные методы. Их существует большое разнообразие.
Так называемые общенаучные методы исследования в дипломной работе:
- анализ литературы (или нормативно-правовых документов) по теме исследования;
- исторический метод (изучение в хронологическом порядке);
- изучение и обобщение сведений;
- сравнение (например, различных школ исследования или различных результатов одной и той же деятельности);
- абстрагирование (изучение предмета вне его связей с миром);
- синтез (объединение фактов в одно целое);
- индукция (рассуждение от частного к общему);
- дедукция (рассуждение от общего к частному);
- аналогия (перенос знания с одного предмета на другой);
- классифицирование (создание системы, объединяющей разнородные явления по единому принципу);
- моделирование (получение информации о предмете через созданную модель).
Среди общенаучных методов отдельно выделяются эмпирические методы исследования в дипломной работе. Их отличие в том, что они основаны на непосредственном познании свойств предмета. Эти методы используются при написании второй главы дипломной работы. В их числе:
- измерение (получение количественных данных);
- анкетирование или интервьюирование (опрос по нужной проблеме);
- наблюдение (фиксирование каких-либо явлений);
- эксперимент (организация направленного наблюдения);
- сравнение (явлений или качеств).
Какие существуют методы
Есть 2 большие категории методов:
- Общие. Их можно применять в любой отрасли и науке, при любой теме исследования;
- Частные. Они используются в определенной сфере.
Общенаучные методы
Общенаучные используются давно и подходят для любых теоретических разработок и практических экспериментальных проектов. С их помощью вы можете обработать источники информации, документы, данные, полученные эмпирическим путем, статистические сведения.
Рассмотрим несколько универсальных вариантов. Их можно разделить на теоретические и эмпирические.
Теоретические
Метод
В чем заключается
1
Анализ
Объект раскладывают на части, а затем последовательно описывают. Вначале характеризуют частные положения, а затем, опираясь на них, изучают основные принципы
Очень важно детально рассматривать и разбирать факты и явления.
2
Синтез
Здесь важно характеризовать объект исследования путем описания связей и зависимостей каждой из его частей. Главный принцип — обобщение и соединение.
3
Сравнение
Здесь предполагается, что вы будете сопоставлять предметы или явления и искать их сходства и различия.
4
Индукция
Предполагает изучение частных фактов и положений, которые приводят к общей мысли
Чтобы сделать заключение о качестве или признаках какого-то множества, не нужно изучать все множество. Достаточно изучить какую-то показательную их часть.
5
Дедукция
Работает противоположным индукции способом. Есть какая-то общая мысль, и чтобы ее изучить, нужно вывести из нее частные положения.
6
Аналогия
В его основе лежит перенос известных сведений о предмете на пока не изученные предметы.
7
Конкретизация
Объекты рассматриваются и изучаются в реальных условиях существования.
8
Абстрагирование
У каждого объекта есть основные и второстепенные признаки, свойства, качества. Абстрагирование исключает второстепенные, чтобы сконцентрироваться на основных.
9
Моделирование
Явлению или предмету ищут аналог, но обязательно с отличительными признаками оригинала.
10
Классификация
Суть его в том, чтобы распределить предметы и явления по группам. В качестве критерия распределения нужно брать общий признак или отдельный показатель.
11
Системный анализ
Объект или предмет оцениваются как система. Учитываются все факторы, которые на них влияют.
А теперь обратимся к эмпирическим
Метод |
В чем заключается |
|
1 |
Формализация |
Это когда вы передаете структуру или сущность объекта знаками: схемами, формулами и математическими символами. |
2 |
Эксперимент |
Создаются искусственные условия, в которые помещается объект. В ходе его нахождения в этих условиях фиксируются результаты. Перед началом эксперимента не забудьте составить четкий план. |
3 |
Наблюдение |
Данные об объекте изучения собираются с помощью различных органов чувств. Чтобы данным можно было доверять, позаботьтесь о выполнении всех необходимых для этого условий. |
4 |
Изучение док-ов |
Это дополнительный способ узнать больше о предмете, получить ранее неизвестную информацию. |
5 |
Измерение |
Суть измерения — получение различных цифровых данных, выражающих различные качества объекта исследования. |
6 |
Опрос |
То же, что интервью и анкетирование. Характерен для гуманитарных дисциплин. Проводится устно или письменно. |
Частные методы
Частные — это те методики, которые характерны для отдельной специальности. Обычно они прописываются в методических рекомендациях, учебных пособиях и находятся на кафедре или у научного руководителя. Именно с их помощью получают наиболее качественные данные.
Рассмотрим 3 дисциплины и характерные для каждой из них методы.
Экономика. Исследовать эту дисциплину лучше всего с помощью:
- анализа (нормативного, позитивного, статического и др.);
- экономико-математического моделирования;
- построения экономических гипотез.
Филология. Лучше поддается исследованию при помощи:
- анализа (мотивного, дистрибутивного, дискурсного и др.);
- лингвистического эксперимента;
- дихотомии;
- контент-анализа;
- трансформационного синтеза и анализа;
- лексикографической статистики и др.
Педагогика и психология. Изучается легче, если:
- изучать результаты творчества учеников;
- брать интервью, организовывать беседы;
- создавать включенное наблюдение;
- организовывать тестирование и анкетирование и др.
Теоретическая основа исследования в курсовой работе: пример
Сначала приведём пример теоретической базы исследования в курсовой работе, которую упоминают во введении:
Теоретической базой курсовой работы стали труды следующих учёных, которые занимались исследованием феномена политического лидерства: Геродот, Н. Макиавелли, Т. Карлейль, Р. Эмерсон, М. Вебер, М. Херманн, С. Джибб, Ж. Блондель, Г. К. Ашин, И. Г. Шаблинский, Б, Д. Парыгин.
Если у вас возникли проблемы с теоретической основой исследования в курсовой работе или любым другим разделом на помощь всегда придёт студенческий сервис. Его эксперты справляются с работами на любую тему и гарантируют высокое качество.
Пример описания методов в дипломной работе
Чтобы разобраться, как описать методологическую основу исследования в дипломной работе, изучите наш пример:
Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи
Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.
В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
- Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
- Экспериментальное изучение состояния разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологии выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
- Обработка полученных экспериментальных данных
- Разработка комплекса методических приёмов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:
- Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
- Наблюдение.
- Беседа, анкетирование.
- Анализ продуктов деятельности детей.
- Изучение медико-педагогической документации.
- Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализа и обобщения полученных данных.
Гипотеза исследования
Гипотеза исследования — это предположение автора работы о том, какими будут результаты эмпирического исследования. Гипотеза основана на результатах теоретического анализа темы. Обычно после написания теоретической главы дипломной работы гипотеза сама «напрашивается». Некоторые исследования состоят из двух или более четко разграничиваемых смысловых частей. В таких случаях и гипотез может быть, соответственно, две или несколько. Бывает также, что одна общая гипотеза конкретизируется в нескольких частных гипотезах. В этом случае во введении пишут и общую, и частные гипотезы.
Оформление по ГОСТу
Требования к оформлению отчета о научно-исследовательской работе регулируется системой государственных стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Важнейший из них – ГОСТ 7. 32 – 2001. В нем прописаны обязательные структурные элементы отчета о научном исследовании, требования к их содержанию, правила написания и оформления.
Пятнадцать «золотых правил» ГОСТа:
- Текст на листах А4 с одной стороны.
- Рекомендуемый объем – 3-5 страниц.
- Шрифт – Times New Roman, размер 14, цвет черный.
- Интервал – полуторный.
- Абзац – 1,25 см.
- Поля: верхнее и нижнее – не менее 20 мм, правое не менее 10 мм, левое не менее 30 мм.
- Страницы нумеруют в нижней части листа с выравниванием по центру арабскими цифрами. Введение на 3 странице (после титульного листа и аннотации).
- Слово ВВЕДЕНИЕ расположено посередине строки, прописными буквами без точки на конце.
- Допустимо использование в тексте полужирного выделения, курсива, нежелательно подчеркивание.
- Сокращения и условные обозначения расшифровывают после первого использования.
- Допустимо в исключительных случаях приводить графики, таблицы, формулы, иллюстрации, если они являются неотъемлемой сутью диплома и раскрывают его содержание. Весь графический материал оформляется в соответствии с ГОСТ.
- Ссылки на список литературы оформляют в квадратных скобках с указанием порядкового номера источника: . Сноски располагают в нижней части листа под текстом и обозначают арабскими цифрами в верхнем индексе. Индекс с тем же порядковым номером ставят к слову в тексте, к которому пишут примечание: гиперплазия сетчатки1.
- Допустимо использовать списки, предпочтение нумерованным, например, при перечислении задач.
- Текст при печати должен быть равномерно контрастным, все символы и буквы – легко читаться.
- Орфографические и пунктуационные ошибки, небрежности и помарки запрещены.
Если у вас остались вопросы, предлагаем вашему вниманию видеоурок, как правильно оформить дипломную работу по ГОСТУ в 2021 году:
Актуальность дипломной работы
Поскольку вам в первую очередь нужно будет обосновать актуальность своей работы, разберёмся, что же это такое.
Актуальность – это современность и жизненность рассматриваемой темы. Обосновывая актуальность, вы должны привести аргументы в пользу того, почему ваше исследование необходимо, показать, что исследование представляет интерес для современного общества.
Если вам сложно определить актуальность выбранной темы самостоятельно, попросите помощи у научного руководителя: он подскажет в каком направлении нужно мыслить.
Описание актуальности темы ВКР может занять пол страницы или более, но старайтесь не расписывать этот момент слишком пространно.
Как правильно определить объект и предмет
Грамотно расставить приоритеты и определить основные характеристики исследования необходимо для достижения достойного результата при выполнении дипломного проекта. Сформулировать основные понятия научных изысканий непросто. Следует обратиться за консультацией к научному руководителю, а также внимательно изучить методические рекомендации к написанию диплома. Первые вопросы, которые необходимо задать себе:
- о чем исследование;
- что изучает дипломная работа в целом.
Нередко в формулировках объекта можно встретить слово «совокупность». К примеру, совокупность правил английского языка в работах учащихся филологического факультета. Для обозначения предметной характеристики следует понять, что именно предстоит исследовать, определить ключевой аспект дипломного проекта. Предмет перекликается с тематикой исследования, а также определяется проблематикой и актуальностью темы.
Актуальность дипломной работы
В самом начале следует сформулировать, почему выбранная тема вызвала интерес исследователя. Делается это кратко, в несколько абзацев (максимальный рекомендуемый объем — не более 1,5 страниц).
Подчеркнуть актуальность темы помогут два тезиса: первый — это малая изученность, второй — перспективы практического применения наработок, полученных в ходе исследования.
Алгоритм действий простой: находим у исследуемого предмета одно или несколько свойств, за которые можно “зацепиться”, обозначаем связь с практикой (потенциально или на деле), показываем возможный положительный эффект от полученных в ходе работы результатов.
Различия между объектом и предметом исследования
Предмет исследования — это свойство объекта исследования
Для конкретизации вышеизложенного уделим пристальное внимание различиям между упомянутым объектом и предметом исследования. В первую очередь, дадим максимально простые понятия данным определениям:. В первую очередь, дадим максимально простые понятия данным определениям:
В первую очередь, дадим максимально простые понятия данным определениям:
Объект исследования – это реальное явление или реальная вещь, существующие в мире. На их изучение направлена исследовательская деятельность, отражаемая в работе. То есть объект исследования – это общая область познания, поддающаяся обработке со стороны исследователя.
Предмет исследования – это конкретизированное свойство объекта, являющееся основным к рассмотрению и детальному изучению в настоящей работе. Естественно, охватить весь объект исследования в рамках одной исследовательской деятельности нереально
Именно поэтому при ее реализации важно разделить область деятельности (объект) и конкретную ее часть, поддающуюся изучению (предмет).
Резюмируя и обобщая отмеченные определения, констатируем: объект исследования – это все те моменты, которые изучаются в работе, а предмет – конкретизированное свойство объекта, изучающиеся более профильно и подробно.
Проще всего понять разницу между ними на примере конкретных работ
Окончательно понять всю разницу между объектами и предметами исследования помогут примеры.
В качестве них возьмем:
- Курсовую работу по дисциплине «Экономика». Объект исследования в ней является изучение экономики страны, а предметом – влияние малого предпринимательства на данную экономику.
- Диплом микробиолога, объектом исследования в котором считается обширная тема «Бактерии», а предметом – процесс жизнедеятельности таковых.
- Диссертацию кандидата в степень ученого по специальности «Психолог» на тему «Личность несовершеннолетних лиц». Объект исследования в данной работе – непосредственно личность несовершеннолетних лиц, а предмет – психологическая специфичность этих личностей.
В принципе, все предельно просто к пониманию. Главное – выделить область работы и ее направленность в процессе исследовательской деятельности. После этого определить объект и предмет работы будет несложно.
Прикладные методы исторического исследования
Прикладные методы чаще всего относятся к междисциплинарным, так как задействуют инструменты разных наук. В исторических исследованиях чаще всего можно встретить следующие методики.
Антропологический метод
Антропологический метод в науке делает основной акцент на роль человека в историческом развитии общества. Чаще всего его используют в рамках цивилизационного подхода.
Пример: изучение истории и культуры древних скифов и их влияние на развитие европейских цивилизаций.
Антропологический подход появился благодаря Л. Февру и М. Блоку. Эти учёные открыли тот факт, что отдельная личность имеет большое значение для исторического процесса, как участник событий, так и свидетель.
Метод контент-анализа
Этот метод изучает документальные исторические данные. Причём документами могут считаться не только официальные законы или правила, выпущенные в изучаемую эпоху, но и объявления, газеты, надписи, найденные на подручных предметах и так далее.
Пример: контент-анализ берестяных грамот, как пример памятника исторической эпохи.
Палеонтологический метод
Палеонтологические методики помогают устанавливать точный возраст исторических источников и делать объективные выводы. В качестве инструментов используют два способа:
- сравнивают культурные слои;
- изучают составы различных пород.
Пример: сравнение культурных слоев при раскопках в Калужской области.
Теоретическая и практическая значимость ВКР
Теоретическая значимость или научная новизна исследуемой темы определяется тем, что нового выпускник вносит в данную тему. Это ваши «открытия» в связи с изучением данного материала.
Практическая значимость вытекает из научной новизны и призвана подтвердить, что работа вами проделана не зря, и её результаты могут быть использованы в реальной жизни.
Иногда во Введении необходима постановка гипотезы. Гипотеза – это предположение о результате, которого можно достичь в ходе дипломного проекта. Формулировка гипотезы выглядит примерно так:
Если условия будут соблюдены, то мы получим…
В заключении следует сказать, что объём Введения к дипломной работе в среднем составляет (согласно методичек и ГОСТов) 2-4 страницы. Поскольку Введение – это описание главных аспектов вашего труда, постарайтесь сформулировать все его компоненты достаточно чётко, избегайте «воды». Ведь качественное Введение – залог успеха всей вашей дипломной работы. Если вам не под силу справиться с подобной работой самостоятельно, либо нет времени, то
заказывайте нашу помощь!
Доверьтесь «Тебе Зачёт!», и мы не подведем!
Дипломная работа
от 3 дней / от 7 000 руб.
Узнать стоимость
Курсовая работа
от 2 дней / от 1 000 руб.
Узнать стоимость
Контрольная работа
от 1 дня / от 400 руб.
Узнать стоимость
Реферат
от 1 дня / от 500 руб.
Узнать стоимость
Как определить предмет дипломной работы
Предмет дипломной работы это часть изучаемой сферы. Предметом могут быть отдельные аспекты хозяйствования, работы организации, государственной системы. Если сравнивать с объектом научного исследования, то предмет это более узкое понятие.Приведем примеры определения предмета дипломной работы.
- Конкретизация места – «государственная служба в Германии» или «влияние облачных технологий на развитие науки и образования»
- Конкретизация роли — государство как субъект гражданского права.
- Определение гипотезы – отклонение показателей ООО «Перспектива» от плановых (автором изначально подразумевается, что факт отклонения гарантированно присутствует).
- Конкретизация предприятия – «инвестиционный банковский риск в АО «Альфа-Банк» или «формирования сбытовой политики туристического оператора «Альф» или «управления инвестиционной деятельностью коммерческого банка АО «ОТП Банк».
- Определение способов улучшения сферы деятельности — использование современных PR-технологий для управления имиджем организации.
- Определение сферы деятельности предприятия – «комплекс теоретических, методических и практических аспектов осуществления импортных операций на предприятии» или «теоретические, методические, организационные и практические аспекты оценки вероятности банкротства предприятия и его дальнейшего оздоровления».Стоит отметить, что если вы используете некую гипотезу при обозначении предмета, то необходимо быть уверенным, что она подтвердится. Точно также глупо писать о некой сфере деятельности, если организация ее не совершает. Так не всякое предприятие занимается ВЭД, работает на страховом рынке, присутствует на международном рынке. Уточните заранее такие моменты, чтобы не пришлось спешно менять предмет исследования. В любом случае, для обозначения предмета необходимо сузить сферу исследования до чего-то конкретного. Это поможет вам запомнить, что конкретно необходимо проанализировать. Если при проведении анализа вы будете отталкиваться только от сферы, то работа будет очень объемной. Ведь если вам надо изучить управление кредитными рисками в банке, то неразумно писать диплом обо всех видах рисков, методах управления ими, анализировать абсолютно все в банковской сфере. Достаточно лишь коснуться понятия рисков банковской деятельности, чтобы затем перейти непосредственно к изучению кредитных рисков. Несмотря на кажущиеся простоту этого правила, научным руководителям было представлено тысячи пространные дипломных проектов, где присутствовали десятки страниц ненужной информации. Помните, что вы ограничены определенными рамками. Например, объем не должен превышать 120 страниц, а количество глав редко бывает больше четырех. В каждой главе раскрывается три или четыре задания, то есть имеется такое же количество пунктов. А значит необходимо проводить анализ, не нарушая строгую структуру, не создавая бессчетное количество глав или пунктов.
Методы исследования истории
Каждая научная дисциплина использует определённый набор способов и методик, позволяющих изучать различные вопросы. Не исключение и историческая наука. Студенты вузов, аспиранты и кандидаты заявляют тему работы, определяются с предметом и объектом исследования, ставят цели и задачи и, в соответствии с ними, подбирают комплекс методов.
Научный метод — это определённая технология или методика, в рамках которой организуется и проводится научное исследование. Каждый метод обладает особыми приёмами и правилами, которых необходимо придерживаться в процессе изучения основного материала и работы над ним.
Как правило, исследователи могут выбирать методы, относящиеся к трём категориям:
- Универсальные, или общие — это методы, которые могут применяться в любой науке. К ним относятся анализ, синтез, обобщение, сравнение, метод гипотез и аналогий, дедукция и индукция, а также другие.
- Общенаучные — это методы, позволяющие изучать отдельные стороны процессов или фактов в научной дисциплине. Например, эксперимент, наблюдение, различные виды измерений, моделирование.
- Специальные — это методы, адаптированные под нужды и потребности конкретной науки. Так, к методам исторического исследования относятся хронологический, историко-сравнительный и так далее.
Для исторического исследования нужно уметь работать с научной литературой
Мы уже подробно рассказывали, какие универсальные и общенаучные методы бывают в курсовых и дипломных работах. А теперь давайте разберёмся, какие способы познания относятся к узкоспециализированным методам исторического исследования и позволяют изучать сложные исторически важные темы.
Полностью универсальных методов познания не бывает. Все методики тщательно разрабатывались, чтобы решать конкретные проблемы. И для каждой научной дисциплины они будут видоизменяться, чтобы их использование было максимально эффективным.
Как выбрать методологическую базу исследования
Как подбирать методы для методологической базы исследования курсовой или дипломной работы? Соблюдать несколько важных правил:
- сначала определите цель и задачи;
- составьте примерный план исследования;
- изучите, какие методологии применяются в вашей научной области;
- подумайте, какие именно методы помогут решить задачи и достичь цели;
- выбирайте методы, наиболее подходящие и понятные вам.
Как видите, главное — помнить, что методологическая база должна помогать вам достичь поставленные цели и задачи. Иначе потеряется логическая связь, а методы не помогут раскрыть заявленную тему проекта.
Не уверены, что правильно составили методологическую базу исследования? Обязательно обратитесь к научному руководителю. Он уточнит, какие методы точно будут полезны, а также подскажет как оформить курсовой или дипломный проект по ГОСТу.