Проблемы в текстах егэ. тематический список проблем, встречающихся на экзамене

Содержание:

Введение

Введение должно подготовить читателя (то есть эксперта, проверяющего сочинение) к восприятию основной части сочинения.

А это значит, что впечатление о сочинении и его оценку формируют самые первые предложения, и хорошее введение может сразу выделить сочинение из массы других работ, проверяемых экспертом.

Введение – краткое ознакомительное вступление к сочинению.

Задача введения – подвести читателя к проблеме текста, которую ученик будет комментировать.

Объём введения небольшой. Достаточно 2-3 предложений.

Оптимально введение заканчивается формулированием проблемы текста, найденной для разбора в сочинении.

Внутренний мир и сущность человека

  1. Проблема бессердечности и черствости человека
  2. Проблема человеческой жестокости
  3. Проблема духовной деградации (утрата духовных ценностей)
  4. Проблема зависти
  5. Разрушительное влияние денег на человека
  6. Проблема жадности
  7. Проблема ненависти
  8. Корысть
  9. Проблема стыда
  10. Роль мечты в жизни человека
  11. Проблема ревности
  12. Проблема трусости
  13. Проблема отсутствия силы воли
  14. Проблема эгоизма
  15. Проблема самокритичности
  16. Проблема неуверенности в себе
  17. Проблема зависимости от чужого мнения
  18. Проблема принципиальности
  19. Проблема ответственности (безответственности)
  20. Проблема мужества и героизма
  21. Внутриличностный конфликт

Смысл жизни

Проблема смысла жизни — философский вопрос, на который нам сложно ответить безапелляционно

Поэтому в сочинении на ЕГЭ по русскому языку важно конкретно и четко раскрыть ее, не впадая в крайности. Вот характерный пример эссе

Книги для раскрытия этой проблемы знакомы каждому из Вас:

  1. «Война и мир» (Л. Толстой). Многие главные герои ищут смысл бытия. Андрей Болконский видит его на военном поприще, потом разочаровывается и начинает искать себя в мирной жизни. Но любовь тоже обманула его ожидания: Наташа изменила ему. В итоге князь обрел себя во всенародной миссии — защите родины от иноземных захватчиков. Только перед смертью он, наконец, обрел гармонию с миром и окружением, закончив свои поиски. Безухов тоже ожесточенно ищет смысл своей жизни. Сначала он обретает себя в любви, потом — в масонстве, пытается помочь народу, выделяя деньги из своего кошелька. Затем он решает, что рожден убить Наполеона. И только в плену герой понимает, что его предназначение — изменить мир, начав с себя. Он, как и Платон Каратаев, стремился делать добро, а не только спонсировать его деньгами.
  2. «Тихий Дон» (М. Шолохов). Герои разделяются на два лагеря: одни видят смысл в наживе и подъеме по карьерной лестнице, а другие хотят добиться справедливости и равенства в обществе. Из-за разницы мировоззрений разрушается семья Мелеховых. Пантелей и Петр находят в войне способ разбогатеть на мародерстве и щедром окладе, который сулят офицеры. Они — эгоисты, и дороже всего ценят собственность, ради которой готовы умереть. Григорий и Дуняша становятся людьми новой формации. Они предпочитают работать на благо всего общества и хотят добиться равных прав и свобод для всех. Поэтому Григорий разделяет идеалы Красной армии, а Дуняша выходит замуж за большевика вопреки родительской воле.
  3. «Крыжовник» (А. Чехов). В этом рассказе герой положил всю свою жизнь на обогащение ради приобретения поместья. Он женился по расчету, на всем экономил, уморил жену и накопил, наконец, на дом с участком. Правда, его любимый крыжовник, который он собирался выращивать, вырос кислым, этим же вкусом отдавала вся его жизнь. Он обрюзг и перестал развиваться, наслаждаясь своими мелкими эгоистическими благами. Его брат осуждает это, ведь находит смысл бытия в духовном росте.
  4. «Чайка» (А. Чехов). Героиня ошибалась в выборе смысла жизни, став бездарной актрисой. Еще в юности отец сильно стеснял ее своей строгостью, поэтому она поддалась порыву и сбежала из дома, став любовницей маститого драматурга, который лишь использовал ее молодость и красоту. Отсутствие таланта обрекло ее на унижение, на сцене ей не было места, но и путь домой был закрыт. Причиной ошибки стала ведомость девушки, которая пошла по чужому, навязанному ей пути.
  5. «Мертвые души» (Н. Гоголь). Чичиков видел смысл бытия в накопительстве материальных благ. Не получив стоящего наследства, он решил самостоятельно пробивать себе дорогу к успеху, но его путь был кривой дорожкой. Павел Иванович стал аферистом и взяточником, но ни одно разоблачение не убедило его отказаться от своего метода заработка. Герой так помешался на деньгах, что даже добродетели девушки мерил размерами приданного. Вот здесь подробное краткое содержание по главам, которое поможет Вам аргументировать свое мнение.

Комментарий лучше формулировать по идеям и мыслям в тексте. Как правило, в таких текстах есть два противоборствующих мнения, которые можно описать в качестве комментария. Пример: Герои выражают разные точки зрения о смысле жизни человека. Так, Алена считает, что она создана для пути по карьерной лестнице. Она нашла себя в работе и призвании. Но другого мнения придерживается ее подруга Дарья. Она стала матерью и обрела свое предназначение в кругу семьи.

Что такое комментарий?

Комментарий представляет собой рассуждение, пояснение обозначенной проблемы. Другими словами, это последовательный анализ прочитанного текста с указанием конкретных ситуаций, описанных автором, или мыслей автора. Это авторские доводы и мысли по указанной проблеме. Автор словно доказывает нам свою точку зрения. При написании комментария следует придерживаться определенных требований:

  • Комментарий должен быть написан по прочитанному тексту и соответствовать указанной проблеме;
  • Комментарий должен послужить своеобразным связующим звеном между проблемой и позицией автора;
  • Комментарий должен отражать ход авторских мыслей относительно проблемы.

О критериях

Вы получите 0 баллов за работу, если:

  • просто перескажете текст и ничего не напишете о своей позиции
  • если в работе будет менее 70 слов
  • если сочинение написано по другому тексту.

Давайте посмотрим на критерии, по которым вашу работу будут оценивать.

Критерий Объяснение  Максимальный балл
К1 Формулировка проблемы. (Основная цель — правильно передать смысл.)

(Если проблему не засчитывают, то по К2, К3, К4 ставят 0 баллов)

К2 Комментарий 6

(Должно быть 2 примера иллюстрации, связка, пояснения. Отсутствие чего-либо — минус балл)

К3 Авторская позиция 1
К4 Собственная позиция 1
К5 Логика 2
К6 Точность речи 2

(2 балла при условии, что максимум в К10)

К7 Орфография 3
К8 Пунктуация 3
К9 Грамматика 2
К10 Речь 2
К11 Этика 1
К12 Фактологическая точность 1

Текст по А.А. Лиханову

(1)Мальчики и девочки в свои семнадцать лет сейчас почти всегда выглядят как взрослые “дяди” и “тёти”, а чуть копии глубже — часто ну такая неподготовленность к взрослой жизни: безответственность (неумение и нежелание отвечать за свои поступки), пассивность, чёрствость, бездушие…

(2) Но откуда всё это вдруг берётся? (3)Да и берётся ли вдруг?

(4)Часто приходится слышать: современная молодёжь горя не видела… (5)И это ставится чуть ли не в упрёк, (б) А разве только при виде горя люди становятся добрее? (7) Разве не радом с прекрасными бабушками, дедушками, мамами, папами, не рядом с прекрасными близкими людьми вырастают эти носители чёрствости, бездушия, у которых доброта есть где-то внутри и у которых она часто в зачаточном состоянии? (8) Будет ли она со временем развиваться? (9) И не пытались ли родные своими делами отгородиться от подростка, как бы говоря: вот тебе всё, что необходимо, вот одежда, обувь, еда, вот тебе деньги, — только будь таким, каким мы хотим тебя видеть, и не причиняй нам хлопот…

(10) Разве может возвысить человека такое “добро” —— сначала отправить учиться своё чадо в ‘‘престижную” школу, “престижный” вуз, а отдыхать только на “престижный” курорт, а потом напоминать об этом при каждом удобном и неудобном случае? (11)Вот, мол, бери, пользуйся, но помни… (12)Вряд ли такое “добро” сделает добрее. (13) Скорее будет наоборот.

(14)И ещё. (15)Дети получают в школах, “престижных” и обычных, необходимые знания: по математике, физике, литературе ■— много всего. (16)Детей учат музыке, рисованию. (17)Дети занимаются спортом ■— их учат быть сильными, красивыми. (18)А вот доброте, сочувствию (умению вместе чувствовать, сопереживать), такту, ответственности, наконец, могут научить только близкие люди. (19)Не формально близкие, а те, кому веришь безоговорочно, кто понимает тебя, кто не только хочет видеть тебя настоящим Человеком, но и растит в тебе этого Человека.

(20)…Однажды мой сын спросил у одного из своих друзей, почему его мама не попыталась устроить свою личную жизнь. (21)Тот чуть ли не возмущённо ответил: “Но у неё есть я!..” (22)Он принимал как должное то, что его молодая, красивая, добрая мама не имеет права ни на какую больше жизнь, кроме заботы о нём, тревоги за него. (23)Сейчас, спустя десять лет, друг сына уже женат, у него своя семья, своя, отдельная от матери, жизнь. (24)Он получил от близкого человека всё, что ему было нужно. (25)Но оправдана ли была та материнская жертва? (26)Он никогда об этом не задумывался. (27)Его этому не научили.

(28)Страшно, когда человек остаётся в душевном одиночестве. (29)Почему-то, когда нет веры в кого-то одного, когда нет близкого умного друга, постепенно теряешь веру в остальных людей. (30)Подростку, который остаётся в одиночестве, ещё тяжелее. (31)Может быть, он не будет злым, жестоким. (32)Но и добрым он не будет.

(По А.А. Лиханову*)

* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) русский писатель, журналист, общественный деятель.

Как определить проблему текста?

Бывает, что исходный текст, данный на ЕГЭ по русскому языку, вроде бы и понятен, а конкретизировать, сформулировать проблему не получается.

И тогда выпускник пытается как-то ее обрисовать, как-то назвать.

Он уже готов искать позицию автора по этой проблеме, комментировать ее, но сомневается: правильно ли он определил, собственно, проблему?

Чтобы этого не происходило, важно знать, как найти проблему текста и что для этого сделать. Существуют два способа нахождения проблемы в тексте:

Существуют два способа нахождения проблемы в тексте:

  1. Выявление основной мысли текста (идеи, ради которой писал автор свой текст) и задавание вопроса так, чтобы ответом на него была основная мысль текста.
  2. Выписывание всех важных суждений автора и запись всех сложных вопросов, на которые ищет ответ автор.

Первый способ определения проблемы текста

Когда не получается сразу найти проблемы в исходном тексте, используйте следующий алгоритм действий:

  1. Определите основную мысль (идею) текста.
  2. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
  3. Подберите вопрос, на который это предложение будет ответом.
  4. Запишите этот вопрос, он и будет являться проблемой текста.

Например, в тексте №25 К. Г. Паустовского «Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце…» автор повествует о своей поездке в село Михайловское, музей-заповедник А.С.Пушкина, где он познакомился с удивительным человеком, приехавшим в Михайловское уже в третий раз.

Новый знакомый поделился с писателем воспоминаниями о встрече со стихами первого поэта России, рассказал о тех чувствах, переполнивших его, когда он впервые держал в руках книгу с его стихами.

Этот частный случай позволил писателю сделать вывод: любовь к поэзии А.С. Пушкина заставляет людей вновь и вновь приезжать в Михайловское, чтобы еще раз прикоснуться к истокам пушкинской лирики.

Основная мысль текста: творчество А. С. Пушкина обращено непосредственно к сердцу человека и способно открыть перед ним неведомый светлый мир.

Вопрос, на который отвечает основная мысль: Какую роль играет поэзия А.С.Пушкина в жизни человека и какое воздействие оказывает на него?

Этот вопрос и будет проблемой данного текста.

Второй способ определения проблемы текста

При помощи первого способа мы находим чаще всего основную проблему текста.

Второй способ нахождения проблемы позволяет легко выделить несколько проблем.

Главное — следовать следующему алгоритму:

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите, что является предметом обсуждения в тексте.
  3. Найдите и выпишите все утверждения автора.
  4. Оформите эти утверждения в виде законченного предложения.
  5. Подумайте и запишите вопросы, на которые отвечают эти авторские высказывания.

Полученные вопросы и будут формулировкой проблем, которые есть в тексте.

Например, читаем внимательно текст № 9 А. П. Чехова «Чувствуешь что-то особенное, когда за дверью морем гудит аудитория…» и выписываем следующие утверждения автора:

Автор считает, что для хорошего чтения лекции преподавателю необходимо рассчитывать свои силы, знать свою аудиторию и знать предмет речи, то есть содержание лекции.
Автор утверждает, что только на лекции профессор мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле.
Автора беспокоит, что теперь же на лекциях преподаватель испытывает одно только мучение и подумывает уступить своё место человеку, который моложе и сильнее.
Автора верит, что наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви и что только ею одною человек победит природу и себя.

Данные утверждения автора являются ответами на вопросы:

1) Что является залогом успешной деятельности человека?

2) В чём проявляется любовь к своей профессии?

3) Как должен поступить человек, если профессиональная деятельность становится для него обузой?

4) Какую роль играет наука в жизни людей?

Данные вопросы и будут проблемами текста №9 А.П.Чехова.

Внутренний мир и сущность человека

  1. Проблема бессердечности и черствости человека
  2. Проблема человеческой жестокости
  3. Проблема духовной деградации (утрата духовных ценностей)
  4. Проблема зависти
  5. Разрушительное влияние денег на человека
  6. Проблема жадности
  7. Проблема ненависти
  8. Корысть
  9. Проблема стыда
  10. Роль мечты в жизни человека
  11. Проблема ревности
  12. Проблема трусости
  13. Проблема отсутствия силы воли
  14. Проблема эгоизма
  15. Проблема самокритичности
  16. Проблема неуверенности в себе
  17. Проблема зависимости от чужого мнения
  18. Проблема принципиальности
  19. Проблема ответственности (безответственности)
  20. Проблема мужества и героизма
  21. Внутриличностный конфликт

Способы отсылки к тексту

Комментарий в сочинении ЕГЭ должен быть написан с опорой на исходный текст, но переписывать или пересказывать весь текст или его фрагмент ни в коем случае нельзя.

Поэтому лучше в качестве примеров-иллюстраций использовать так называемое «частичное цитирование».

Это значит, что не нужно переписывать целые отрывки и предложения, достаточно ключевых слов и выражений, которые указывают на размышления автора.

Существуют следующие способы отсылки к тексту:

1. Ссылка на номера предложений (самый простой)

Например: В.П.Крапивин показывает большую любовь деда к внуку не только потому, что его зовут также, но и потому, что общение с Журкой позволило ему еще раз пережить лучшие минуты своего детства, о которых он рассказывал мальчику во время их совместных прогулок (предложения 24 — 25). ()

2. Прямая речь

Например: «Ничего, мы сдюжим», — эти слова, вложенные в уста русича, утверждают огромную веру писателя в то, что во все времена Россия, Родина, была и остается свободной страной с богатейшей культурой. ()

4. Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте

Например: О большой роли этого великого писателя, давшего читателям самых разнообразных героев на страницах своих книг, автор рассуждает и тогда, когда начинает перечислять яркие художественные образы из различных произведений Л.Н.Толстого. ()

5. Соединение разных способов в одном примере

Например: Л.А. Чарская подробно повествует, как Матрёша, одетая в наряд и драгоценные украшения боярышни Уленьки, гостеприимно встречает нежданных гостей Крутоярских, как предлагает Малюте «потешить его и примчавшихся с ним опричников пляской», как своей пляской она растопила лёд в сердце жестокого Малюты Скуратова, так что Малюта пообещал «боярышне» освободить из тюрьмы её отца и слово своё сдержал (предложения 35-36). ().

Что нужно избегать при формулировке проблемы

Теория по К1 не заканчивается на том, как определить проблему сочинения ЕГЭ. Помимо этого, необходимо также помнить о типичных ошибках и слабых местах, которые обычно встречаются во вступлении.

Итак, в сочинении следует избегать:

  • общих вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет»;
  • формулировки проблемы без процессуального слова (если не использовать отглагольное существительное, то проблема превращается в тему; лучше формулировать через вопрос);
  • лишних предложений (во вступлении лучше ограничиться предложением с проблемой, так как чем больше слов, тем выше вероятность ошибки);
  • определения типа проблемы (легко допустить фактическую или логическую ошибку);
  • формулировки двух и более вопросов (проблема может быть только одна).

Таким образом, чтобы не потерять 90+ баллов за русский язык, нужно усвоить, как определить проблему сочинения ЕГЭ

Стоит обратить особое внимание на нравственные вопросы, поднимаемые автором, и его наставления, и тогда девять первичных баллов за содержание текста точно не будут потеряны

Плюсы системы ЕГЭ

Борьба с коррупцией

Именно с этой целью и разрабатывался ЕГЭ — исключить коррупцию и вероятность поступления по блату. Учителей уже не обвиняют во взяточничестве, когда процесс под строгим наблюдением.

Несмотря на невысокий уровень образования в удалённых уголках страны, абитуриенты, которые живут там, лишены дискриминации благодаря ЕГЭ и одинаковым учебникам, то есть при желании она могут поступить в самые престижные вузы своей страны.

Контроль на экзамене

Списывание благодаря ЕГЭ сведено на нет. Жёсткий контроль со стороны учителей, «заглушки» для телефонов, которые не позволяют выйти в интернет и прочее — даже профессионал не сможет списать. Ни социальный статус, ни привилегии, ни деньги не помогут сдать ЕГЭ, только знания.

Упрощение процедуры поступления в вуз

Во все вузы подаются одни и те же документы, не нужно сдавать новые экзамены в каждом университете отдельно. Ехать туда, чтобы сдать экзамен, тоже не нужно. А документы в приёмную комиссию можно отправить по почте.

Подача документов в несколько вузов

Абитуриенты имеют возможность подать документы сразу в несколько вузов, и это избавляет их от страха потерять год в случае провала. Если по итогам конкурса пройдёшь сразу в несколько вузов, будет даже неплохой выбор.

Равные права для всех абитуриентов

Объективность оценок

Один список заданий, один вариант ответов. Предвзятое отношение к абитуриенту со стороны преподавателя полностью исключается.

Объёмная оценка знаний

ЕГЭ затрагивает множество различных тем, в то время как классический экзамен подразумевает всего пару тем в билете: повезло, знаешь — высокая оценка в кармане, хотя знание предмета можеть быть не очень хорошим. Для ЕГЭ знать только несколько тем недостаточно.

Стимулирование к самостоятельной подготовке

Так как подготовка к ЕГЭ требует основательной подготовки, то этим стимулирует учеников заниматься, в том числе и самостоятельно.

Компьютерная обработка результатов

ЕГЭ не допускает человеческого фактора при проверке экзаменационных работ, так как этот процесс компьютеризирован. Оценивание более современное, непредвзятое и объективное.

Снижение уровня стресса

Классический экзамен, где абитуриент и преподаватель общаются тет-а-тет — более стрессовая ситуация, нежели тест — пришёл, написал, ушёл. Меньше стресса — меньше шансов, что память подведёт в самый ответственный момент.

Самостоятельный выбор предметов

Ученик сам выбирает предметы, которые хочет сдать на ЕГЭ. Есть выбор: сконцентрироваться только на тех, что нужны для поступления, или проверить свои знания ещё и по второстепенным.

Большой «срок годности» сертификатов ЕГЭ

Результатами можно пользоваться 4 года после сдачи ЕГЭ. Если бы система осталась прежней, абитуриентам пришлось бы каждый раз снова сдавать экзамен.

Сбор статистики

Благодаря ЕГЭ появилась возможность проводить сравнительный анализ уровня образования между регионами страны.

Профессиональная ответственность

В рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» все герои заняты чем угодно, только не своими прямыми обязанностями. Приказчик занимается пустой болтовней с генералом, который вообще не соответствует свой должности, будучи трусливым и ведомым человеком. Чиновник же и вовсе примеряет на себя маску знахаря и заговаривает зубы

Все эти люди не чувствуют себя частью чего-то важного, не имеют призвания, поэтому их жизнь смешна и пуста. Автор дает понять, что на Руси не будет порядка, пока каждый из нас не научится нести ответственность за свое дело

Из всех персонажей только врач ведет себя достойно, потому что ощущает профессиональный долг и выполняет его.

В пьесе А. П. Чехова «Три сестры» герой хочет стать профессором, поэтому стремится в Москву. У него действительно талант к изучению наук, но, прежде чем его реализовать, он женится на Наташе, скромной и тихой особе. Однако после заключения брака женщина берет бразды правления в свои руки, и Андрей теряет контроль над своей судьбой. Он довольствуется скучной должностью в уездном городе, потому что семью нужно обеспечивать, а жене нужно все больше и больше с каждым днем. К сожалению, герою не хватило ответственности, чтобы служить по призванию. Пытаясь получить все и сразу, он навек простился с профессией своей мечты.

В произведении А. П. Чехова «Ионыч» герой стал врачом по призванию. Однако претерпев разочарование в любви, он стал черствым, меркантильным и скучным обывателем, забыв о своей священной миссии. Амбициозный юноша Дмитрий Старцев деградировал и стал всего лишь толстым мещанином Ионычем, который коротает рутинные дни, чтобы скорее добраться до карточного стола, сытного ужина и емкости с алкоголем.  Этот человек тоже повел себя безответственно, взявшись, не будучи способным, за то, что требует от людей полной самоотдачи.

Место обозначения смысловой связи в сочинении ЕГЭ

В критериях оценивания сочинения нет точной конкретизации места смысловой связи при комментировании проблемы текста.

Главное – чтобы эта связь была описана.

Поэтому в зависимости от замысла автора сочинения смысловую связь можно разместить в любом месте: в начале комментария, между двумя примерами-иллюстрациями или в конце комментария после пояснения второго примера-иллюстрации.

Наиболее распространённым местом обозначения смысловой связи является место в конце комментария после пояснения второго примера-иллюстрации, когда смысловая связь подводит итог комментирования проблемы текста.

Смысловая связь в начале комментария

Примеры смысловой связи в начале комментария вы можете найти в статьях «Комментарий в сочинении по тексту В.А.Каверина (№ 15)» , «Комментарий в сочинении по тексту Д.А. Гранина (№23)» .

Смысловая связь на переходе от первого ко второму примеру-иллюстрации

Примеры смысловой связи между примерами-иллюстрациями вы можете найти в статьях «Комментарий в сочинении по тексту В.П. Астафьева (№18)» , «Комментарий в сочинении по тексту К.Г. Паустовского (№22)» .

Смысловая связь как итог комментирования

Примеры смысловой связи как итога комментирования вы можете найти в статьях «Комментарий в сочинении по тексту Д.А. Гранина (№19)» , «Комментарий в сочинении по тексту Ю.В. Бондарева (№27)» .

Образцы комментариев по текстам смотрите в разделе «Комментарии по текстам» .

Все примеры, факты, явления, ключевые слова, которые выпускник использует в комментарии проблемы, должны вывести его на позицию автора, о которой вы можете прочитать в статье «Позиция автора исходного текста».

Пояснение к примерам-иллюстрациям

Пояснение к примеру-иллюстрации — это мысли выпускника о размышлениях автора произведения по проблемам, содержащимся в исходном тексте.

Пояснение к примеру-иллюстрации – это интерпретация слов автора и сюжетной линии текста своими словами.

Это значит, что выпускник в сочинении должен объяснить слова автора, которые он цитирует в тексте сочинения, раскрыть их смысл, рассказать, почему герои поступают так, а не иначе, при необходимости проанализировать лексические оценочные средства выразительности, рассказать о своих эмоциях и чувствах, которые возникают при прочтении.

Для удобства и уверенности в том, что пояснение к примеру написано грамотно, можно в черновике сочинения ЕГЭ подчеркнуть материал, взятый из исходного текста.

При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему и указать на смысловую связь между примерами

Позиция автора текста

Позиция автора текста тесно взаимодействует с предыдущими пунктами плана, ибо формулировка проблемы, комментирование проблемы и позиция автора связаны между собой и должны раскрывать содержание одной и той же проблемы, рассматриваемой в тексте.

Позиция автора – это ответ на поставленный в начале сочинения вопрос.

Задача данной части: показать, как автор представленного текста отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме, прокомментированной в сочинении.

Объём: 1-2 предложения.

Например, если вопрос звучит так: «Какую роль в жизни человека играет воображение?», ответ на вопрос может быть таким: «Позиция автора такова: способность к воображению отличает человека от животных. Воображение раздвигает границы мира и сознания, создаёт искусство, сообщает жизни то свойство, которое называют поэзией».

После формулировки позиции автора необходимо показать своё отношение к прокомментированной проблеме и авторской позиции по ней.

Как найти проблему в художественном тексте

В тексте художественного стиля найти проблему труднее, чем в тексте публицистического стиля, потому что автор не называет проблему в художественных текстах открыто.

Она скрыта за описанием поведения и речи героев, их мыслей и взаимоотношений.

Поэтому проблема в текстах художественного стиля определяется через анализ героев.

На что нужно обратить внимание при анализе художественного текста?

— На сюжет.

— На героев (внешность, поведение, речь, диалоги).

— На авторское отношение (пишет с радостью или негодованием, с восхищением или с осуждением..).

Учитывая эти особенности художественного текста, следует использовать другой алгоритм выявления проблемы.

Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте

Проанализируйте поведение и речь героев.
Посмотрите, какие существительные использует автор, называя человеческие качества, присущие героям текста (доброта, милосердие, долг, совесть, жестокость, зазнайство, трусость и т

д.).
Обратите внимание, какие прилагательные определяют данные качества (положительные или отрицательные).
Сформулируйте проблему, используя полученную информацию.. Например, в тексте №12 Л.Ф

Воронковой «Второй час ожидания подходил к концу, когда Женя наконец вошла в кабинет отца…» писательница приводит довольно интересный случай из жизни дочери председателя совхоза, которая после выступления своего отца на сельском празднике перед молодежью решает остаться в селе и пойти работать на ферму

Например, в тексте №12 Л.Ф. Воронковой «Второй час ожидания подходил к концу, когда Женя наконец вошла в кабинет отца…» писательница приводит довольно интересный случай из жизни дочери председателя совхоза, которая после выступления своего отца на сельском празднике перед молодежью решает остаться в селе и пойти работать на ферму.

Отец же предлагает своей дочери поехать учиться в педагогический институт.

Женя бесконечно уважает своего отца, поэтому она сильно ошеломлена, когда в разговоре с ней о будущей профессии, он сказал: «… я не для тебя произносил мою речь».

В разговоре с дочерью отец сначала выпил воды, что говорит о его волнении, и начал разговаривать «мягко и задушевно» бархатным голосом.

Разволновавшись, видя, что Женя не принимает его доводов, он хлопнул по столу рукой, а в конце разговора попросил ещё подумать, «стремительно вышел из кабинета» и уехал на машине по делам.

«Чувство неслыханного разочарования оглушило девушку», и она, не замечая ничего вокруг, дошла до озера.

И только у воды она успокоилась, поняла, что отец «действительно хочет для неё лучшей доли», но он «дал право выбора именно ей, не запретил, не настоял на своей воле, а сказал думать ещё».

Исходя из анализа поступков, речи героев и авторских характеристик чувств героев во время и после разговора, можно сформулировать следующие проблемы:

1) Проблема выбора жизненного пути.
2) Проблема понимания родителями счастья ребёнка.
3) Проблема непонимания между представителями разных поколений.
4) Проблема двуличия людей.

ЕГЭ часто сопровождается большим волнением выпускников, и тогда некоторые школьники не могут определиться с конкретной проблемой, позицией автора и основной мыслью текста.

В таком случае можно воспользоваться нашими лайфхаками, которые позволят верно определить проблему текста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector