Профессия: регент

Как стать регентом церковного хора?

Регент в переводе с латинского означает «правящий». Так называют руководителей (дирижеров) церковных хоров в Русской Православной Церкви.

В настоящее время спрос на музыкантов, способных организовать либо возглавить уже созданный церковный хор (клирос), весьма высок. Объясняется это постоянным ростом количества действующих храмов, приходов и епархий РПЦ. Данная статья содержит полную информацию о том, как стать регентом.

Церковное послушание

Попасть в церковный хор можно только по благословению приходского священника, либо возглавляющего епархию (митрополию) владыки.

Регенту, постоянным певчим и уставщику выплачивается заработная плата. Начинающие хористы оплату не получают. Так как ответственность за клирос несет регент, все организационные вопросы решает именно он.

Обязанности регента:

  • подготовка к богослужениям,
  • выбор репертуара,
  • проведение спевок (1-3 раза в неделю),
  • составление нотного архива,
  • определение численности и состава клироса по будним и воскресным дням,
  • распределение партий,
  • дирижирование во время богослужения,
  • подготовка к концертным выступлениям и т.д.

Если есть возможность, в помощь регенту назначают уставщика. Он отвечает непосредственно за подготовку клироса к ежедневным церковным службам, в отсутствие регента руководит хором.

Как стать регентом?

В штате любого крупного церковного хора в настоящее время всегда есть профессиональные музыканты:

  • выпускники хорового либо дирижерского отделения вуза,
  • учащиеся и преподаватели музыкального колледжа или музыкальной школы,
  • солисты, музыканты, актеры филармоний, театров и т.д.

Однако в силу специфики пения на клиросе, светский музыкант не может руководить церковным хором. Для этого нужны соответствующая подготовка и опыт пребывания на клиросе не менее 2-5 лет.

Специальность «Регент церковного хора» можно получить во время учебы в регентских (певческих) школах (отделениях, курсах). Ниже приводится список самых известных учебных заведений, где обучают будущих регентов.

Требования при поступлении

  • Наличие музыкального образования, умение читать ноты и петь с листа – не обязательное, но весьма желательное условие зачисления на учебу. В некоторых учебных заведениях это обязательный критерий (см. таблицу). В любом случае необходимо подготовиться к прослушиванию, которое определит музыкальные способности кандидата.
  • Требуется рекомендация священника. Иногда можно получить благословение от священника на месте.
  • Практически во всех духовных учебных заведениях при поступлении необходимо пройти собеседование, во время которого подтверждается знание основных православных молитв, Священного Писании (Ветхий и Новый завет).
  • Умение читать на церковнославянском языке, на котором составлена подавляющая часть богослужебных книг.
  • Приоритет при поступлении имеют певчие, псаломщики, уставщики с клиросным послушанием от 1 года.
  • Аттестат (диплом) об образовании (не ниже полного среднего).
  • Умение грамотно написать изложение.
  • При поступлении в некоторые учебные заведения абитуриент обязан сдать экзамен по дирижированию.

Обучение

Время учебы псаломщиков (чтецов) и певчих обычно составляет 1 год или более. Обучение регентов занимает не менее 2 лет.

Во время учебы будущие регенты получают одновременно музыкальное и духовное образование. За 2-4 года необходимо овладеть знаниями церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава, церковно-славянского языка.

Программа регентского обучения включает в себя как общемузыкальные предметы, так и церковные дисциплины (певческие и общие):

  • церковное пение,
  • обиход церковного пения Русской Православной Церкви,
  • история русской духовной музыки,
  • литургика,
  • катехизис,
  • богослужебный устав,
  • сравнительное богословие,
  • основы церковнославянской грамоты,
  • основы православного вероучения,
  • Библейская история,
  • Ветхий и Новый завет,
  • сольфеджио,
  • гармония,
  • дирижирование,
  • теория музыки,
  • чтение хоровых партитур,
  • хороведение,
  • фортепьяно,
  • аранжировка.

Во время учебы, курсанты проходят обязательную богослужебную практику на клиросе в храмах РПЦ.

Как попасть в Православный хор простому человеку?

Сибирская ведьма рассказала гороскоп на ИЮЛЬ, к сожалению месяц будет тяжелым, но 3 знака… ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Слепая баба Нина: Деньги и удача приходит к тем, кому они действительно нужны, возьмите…. ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Очень многие православные активисты, уже долгое время ходящие в церковь, мечтают стать певчими и петь на клиросе. Это послушание во все времена считалось одним из самых почетных в православной церкви, ведь певчий участвует в создании таинства церковного богослужения, своим голосом возносит хвалу Самому Богу. Между тем, в каждом храме уже есть, как правило, свой сложившийся коллектив православного хора, укомплектованный всеми необходимыми голосами, да еще и «запасные игроки» на случай различных форс-мажорных обстоятельств есть, поэтому попасть туда бывает очень непросто.

Но отчаиваться все равно не стоит: в православных хорах, как и в любом коллективе, присутствует понятие текучки, поэтому в любом случае, даже если надежды немного, стоит подойти к регенту и оповестить его о своем желании – возможно, уже через несколько месяцев он пригласит Вас на освободившееся по какой-то причине место. Абсолютно положительной чертой православного пения является то, что на многие клиросы берут людей, имеющих весьма слабое представление о церковном пении – по словам регентов, их намного проще обучить петь в церковном хоре, чем тех, кто уже имеет светское вокально-музыкальное образование.

Требования к православному активисту, желающему петь на клиросе

Следует сразу отметить, что православные хоры бывают разных уровней, возглавляются людьми с разными характерами и видением, соответственно, и требования к претенденту на место в хоре могут выдвигаться совершенно различные. На один клирос могут взять «с нуля», а на другом потребуют опыт и будут придирчиво прослушивать. Безусловно, на первое место выходит наличие слуха и умение хоть как-то попадать в ноты. Однако, не нужно думать, что у выпускников Гнесинки шансов больше: то, что человек прекрасно владеет эстрадным или джазовым вокалом, вовсе не означает, что ему покорится и духовное пение, не считая уже того, что пение в хоре значительно отличается от пения соло. Но, в любом случае, даже если Вы прошли прослушивание, знайте, что самое сложное только начинается. Вам придется в максимально короткое время выучить наизусть огромное количество текстов православных песен и песнопений, изучить церковный богослужебный устав, ознакомиться с разными стилями церковного пения. Но самое сложное в православном хоре – это научиться своим голосом создавать молитвенное настроение у прихожан храма.

Тексты православных песен и песнопений — как научиться церковному пению?

Певчие, уже имеющие определенный опыт пения в православном хоре, советуют хороший и проверенный способ самоподготовки для тех, кто твердо решил испробовать на себе клиросное послушание: скачать музыку и тексты православных песен, богослужений и распеваться дома самостоятельно, ну и, конечно, изучать теорию: историю церковного пения, гласы, стили (человек, отличающий партесное пение от знаменного распева, уже имеет преимущества перед остальными). Кроме того, они говорят о том, что не стоит обольщаться по поводу высокой духовности и «не пыльности» этого послушания: часто в православный хор берут людей, далеких от церкви, просто за редкий тембр или другие вокальные достоинства. Но даже если на клиросе все сугубо верующие, это не означает, что здесь, как и в любом коллективе, нет склок, зависти, недовольства друг другом. Кроме того, сама по себе эта работа тяжела физически: приходится стоять на ногах и работать связками по несколько часов подряд, а что уже говорить о ночных службах на Пасху и Рождество?

Прибавить к этому частые спевки – и становится понятно, что православный активист, стремящийся на клирос, должен располагать немалым количеством свободного времени. И, прежде чем проситься в тот или иной православный хор, нужно уточнить финансовую сторону вопроса: во многих храмах работа певчих базируется на общественных началах и не оплачивается.

С тегами: молитва религия христианство

Предыдущий

Следующий

Современное пение

В настоящее время церковный хор стоит либо на солее (возвышение возле амвона), либо наверху, специальном построении, которое находится на втором этаже. Сверху звучание становится лучше, звук объемнее, особенно в каменных высоких храмах, где хорошая акустика.

В современных храмах можно услышать чаще всего партесное пение, обиход. Иногда поют произведения композиторов, хотя некоторые настоятели считают, что подобные песнопения должны звучать только в концертном зале, но не в церкви.

Знаменное пение, как ни странно, все чаще можно услышать в
современных храмах. Священники считают, что подобное пение – строже,
молитвеннее. Хотя оно и сложнее и требует абсолютного слуха и хороших певческих
навыков.

Антифоны тоже можно встретить в наших храмах. Два клироса по
очереди поют стихиры или заповеди блаженства, или псалмы. Канонаршество тоже
распространенно, таким образом сейчас исполняют прокимны.

Станислав Попов

Регент Праздничного мужского хора Новоспасского ставропигиального монастыря, Москва

Фото Владимира Ештокина

Я начал петь в детском саду — там готовились утренники и для этого разучивали с детьми песни, стихи. Я активно участвовал в этих мероприятиях — громко пел уже целенаправленно. После школы я закончил училище имени А. В. Свешникова при академии хорового искусства В. С. Попова, потом и саму академию сразу по двум специальностям: дирижер хора и сольный академический певец.

Мне всегда хотелось петь в мужском хоре — меня очень привлекает его звучание. Я решил попробовать свои силы в будничном хоре Данилова монастыря, и меня приняли. Это продолжалось недолго: я учился в 10 классе, и меня захлестнула с головой учеба, пришлось на два-три года оставить пение на клиросе.

В 1999 году в мужском хоре Новоспасского монастыря освободилось место. Моя супруга, узнав об этом, сказала: «Сходи, может тебя возьмут». Меня приняли в праздничный хор. Петь в таком коллективе — большая честь.

Регентом я стал после 15 лет пения в нашем хоре. Два года назад наместник Новоспасского монастыря епископ Вокресенский Савва увидел во мне потенциал и предоставил такую возможность.

Для меня регент — это профессия. Я не задумывался, должен ли нести в себе какую-нибудь миссию как руководитель хора. Да, мы должны петь красиво. Но красивое пение может быть пустым, а может быть обращено к Богу. Тогда люди, которыми ты руководишь, проникаются музыкой, богослужебным текстом, отходят от нот и просто смотрят тебе в глаза. В такие моменты у духовенства, хора и прихожан зарождается совместная молитва.

Но регент не миссионер в классическом понимании — он помощник, связующее звено. Хор  — своего рода усилитель, который помогает священству совершать службу, усиливает молитву.

Фото Владимира Ештокина

Регент сочетает в себе множество качеств — это жесткость, требовательность (в первую очередь к самому себе) и мягкость по отношению к хору. Все, что он предлагает своим подчиненным, в первую очередь должен испытать на себе. Регенту необходимо очень тонкое чувство музыки — многие песнопения этого требуют.

Одного регентского образования недостаточно для профессионального управления церковным хором. Чтобы стать регентом, необходимо закончить любой профильный музыкальный вуз — там научат руководить хором и понимать его изнутри. Только после этого можно пойти на регентские курсы, чтобы разобраться в особенностях службы, выучить устав богослужения и распевы.

Иногда мне тяжело слушать критику — мы же уйму сил и времени тратим на подготовку к службам! Иногда наш протодьякон говорит: «Вы прекрасно спели “Великое славословие”! Я давно такого не слышал». А прихожане говорят, что нельзя молиться под эту музыку, нужно что-то менее «концертное», более мягкое, плавное. Я стараюсь постепенно воспитывать вкусы людей. В наш монастырь ходят прихожане с разным духовным опытом и музыкальным кругозором, поэтому мы используем на службах песнопения практически всех эпох и стилей: от древних распевов до авторской музыки XXI века.

Самое приятное в моей работе — чувствовать себя связующим звеном, частью богослужения и непосредственно в нем участвовать.

Вообще я не меломан. Когда-то я слушал все подряд: симфонии, хоровые опусы, мессы. Ну а потом я сам много пел в хоровом училище и академии. Когда каждый день поешь разные произведения, то уже не возникает желания что-то слушать. Зачем слушать, когда ты в этом участвуешь изнутри? Иногда могу включить какую-нибудь запись, чтобы профессионально ее оценить, а так специально, чтобы получить удовольствие, — нет. Удовольствие получаешь внутри этого исполнения, участвуя в нем.

Образование и учебные заведения

В современной практике церкви существуют несколько типов хоров:

  • архиерейские;
  • праздничные или «концертные»;
  • будничные или «клирос»;
  • монастырские.

Первые два типа хоров имеют смешанный состав (мужские и женские голоса), исполняют произведения по нотам, участвуют в торжественных богослужениях.

Будничные составы обычно однородные (женские или мужские голоса), малочисленные. В репертуаре содержатся несложные гласовые распевы, но от регента требуется точное знание порядка богослужения и умение бегло читать по-церковнославянски. Руководителю будничного состава требуется диплом регентских курсов (школы) или большой опыт пения на клиросе.

Монастырские хоры имеют однородный состав, обычно исполняют простые песнопения. Управление ими требует большого опыта пения в храме и монашеской жизни. Эта работа выполняется насельниками монастыря и не оплачивается.

На сегодняшний день в России существует 3 регентские школы с историческими традициями и опытом, признанным на международном уровне.

Срок обучения от 3 до 5 лет:

  • Регентская школа при МДАиС (г. Сергиев Посад).
  • Регентское отделение при СПДА (г. Санкт-Петербург).
  • Факультет церковного пения при Свято-Тихоновском Богословском Университете (г. Москва).

Это значит, что выпускник может работать только в церкви. Свято-Тихоновский университет даёт высшее музыкальное образование с правом управления как церковными, так и светскими коллективами.

Для певчих с опытом работы в клиросных составах достаточно окончить курсы регентов или псаломщиков, которые открываются при духовных семинариях, епархиальных училищах и городских соборах.

Несмотря на наличие специальных учебных заведений, в церковной практике официальное образование не играет значительной роли. Допускается самостоятельное изучение основ музыкальной грамоты и богослужебного устава. Часто бывает, что при приёме на работу нового регента настоятель храма отдаёт предпочтение опыту, природным способностям и репутации кандидата.

Как стать регентом церковного хора?

Регент в переводе с латинского означает «правящий». Так называют руководителей (дирижеров) церковных хоров в Русской Православной Церкви.

В настоящее время спрос на музыкантов, способных организовать либо возглавить уже созданный церковный хор (клирос), весьма высок. Объясняется это постоянным ростом количества действующих храмов, приходов и епархий РПЦ. Данная статья содержит полную информацию о том, как стать регентом.

Церковное послушание

Попасть в церковный хор можно только по благословению приходского священника, либо возглавляющего епархию (митрополию) владыки.

Регенту, постоянным певчим и уставщику выплачивается заработная плата. Начинающие хористы оплату не получают. Так как ответственность за клирос несет регент, все организационные вопросы решает именно он.

Обязанности регента:

  • подготовка к богослужениям,
  • выбор репертуара,
  • проведение спевок (1-3 раза в неделю),
  • составление нотного архива,
  • определение численности и состава клироса по будним и воскресным дням,
  • распределение партий,
  • дирижирование во время богослужения,
  • подготовка к концертным выступлениям и т.д.

Если есть возможность, в помощь регенту назначают уставщика. Он отвечает непосредственно за подготовку клироса к ежедневным церковным службам, в отсутствие регента руководит хором.

Как стать регентом?

В штате любого крупного церковного хора в настоящее время всегда есть профессиональные музыканты:

  • выпускники хорового либо дирижерского отделения вуза,
  • учащиеся и преподаватели музыкального колледжа или музыкальной школы,
  • солисты, музыканты, актеры филармоний, театров и т.д.

Однако в силу специфики пения на клиросе, светский музыкант не может руководить церковным хором. Для этого нужны соответствующая подготовка и опыт пребывания на клиросе не менее 2-5 лет.

Специальность «Регент церковного хора» можно получить во время учебы в регентских (певческих) школах (отделениях, курсах). Ниже приводится список самых известных учебных заведений, где обучают будущих регентов.

Требования при поступлении

  • Наличие музыкального образования, умение читать ноты и петь с листа – не обязательное, но весьма желательное условие зачисления на учебу. В некоторых учебных заведениях это обязательный критерий (см. таблицу). В любом случае необходимо подготовиться к прослушиванию, которое определит музыкальные способности кандидата.
  • Требуется рекомендация священника. Иногда можно получить благословение от священника на месте.
  • Практически во всех духовных учебных заведениях при поступлении необходимо пройти собеседование, во время которого подтверждается знание основных православных молитв, Священного Писании (Ветхий и Новый завет).
  • Умение читать на церковнославянском языке, на котором составлена подавляющая часть богослужебных книг.
  • Приоритет при поступлении имеют певчие, псаломщики, уставщики с клиросным послушанием от 1 года.
  • Аттестат (диплом) об образовании (не ниже полного среднего).
  • Умение грамотно написать изложение.
  • При поступлении в некоторые учебные заведения абитуриент обязан сдать экзамен по дирижированию.

Обучение

Время учебы псаломщиков (чтецов) и певчих обычно составляет 1 год или более. Обучение регентов занимает не менее 2 лет.

Во время учебы будущие регенты получают одновременно музыкальное и духовное образование. За 2-4 года необходимо овладеть знаниями церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава, церковно-славянского языка.

Программа регентского обучения включает в себя как общемузыкальные предметы, так и церковные дисциплины (певческие и общие):

  • церковное пение,
  • обиход церковного пения Русской Православной Церкви,
  • история русской духовной музыки,
  • литургика,
  • катехизис,
  • богослужебный устав,
  • сравнительное богословие,
  • основы церковнославянской грамоты,
  • основы православного вероучения,
  • Библейская история,
  • Ветхий и Новый завет,
  • сольфеджио,
  • гармония,
  • дирижирование,
  • теория музыки,
  • чтение хоровых партитур,
  • хороведение,
  • фортепьяно,
  • аранжировка.

Во время учебы, курсанты проходят обязательную богослужебную практику на клиросе в храмах РПЦ.

Обучение руководителей церковного хора

Для управления церковным хором мало музыкальных знаний и умения дирижировать

Важно понимание православия, знание Священного Писания и активная вовлеченность в церковную жизнь

Требования для поступления

Важно наличие музыкального образования, умения читать ноты и петь с листа. В некоторых учебных заведениях это условие необязательно, но весьма желательно. В любом случае, стоит подготовиться к прослушиванию, определяющему музыкальные способности будущего ученика

В любом случае, стоит подготовиться к прослушиванию, определяющему музыкальные способности будущего ученика.

Также необходимо выполнить следующие требования:

  • получить рекомендацию приходского священника;
  • пройти собеседование,
  • подтвердить знание основных православных молитв и Священного Писания;
  • научиться читать на церковнославянском языке, так как на нем составлена подавляющая часть книг для богослужения;
  • предоставить аттестат или диплом об образовании (минимум — полное среднее).

Преимущество при поступлении будет у певчих или псаломщиков с опытом клиросного послушания от 1 года.

Процесс обучения

Обучение будущих регентов состоит из духовной и музыкальной частей и длится от 2 до 4 лет. За это время необходимо овладеть знаниями в области церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава и церковнославянского языка.

Программа регентского обучения включает в себя как общие предметы, связанные с теорией музыки, так и церковные дисциплины:

  • богослужебное пение;
  • обиход церковного пения Русской Православной Церкви;
  • история русской духовной музыки;
  • литургика;
  • катехизис;
  • богослужебный устав;
  • сравнительное богословие;
  • основы церковнославянской грамоты;
  • основы православного вероучения;
  • Библейская история;
  • Священное Писание;
  • сольфеджио;
  • гармония;
  • дирижирование;
  • теория музыки;
  • чтение хоровых партитур;
  • хороведение;
  • фортепиано;
  • аранжировка.

Во время учебы необходимо пройти обязательную практику на клиросе в храме.

Профессиональные обязанности

На руководителе церковного хора лежит ответственность за грамотное и благолепное исполнение хором певческой части богослужения. Для этого необходимо воспитывать в себе дисциплинированность, исполнительность, стрессоустойчивость, умение общаться с людьми

Важно оказывать уважение духовенству и следовать указаниям настоятеля, даже если они кажутся неправильными.

Регент должен следить за графиком работы певчих, чтобы к назначенному богослужению собрался необходимый состав. На работу он приходит заблаговременно, чтобы приготовить книги и ноты. Обсуждает со священником особенности службы. Во время богослужения следит за действиями духовенства, замедляет или ускоряет пение в зависимости от ситуации.

Респонсорный вид

Если перевести термин «responsum» на русский язык, получится слово «ответ». Святой текст здесь также может озвучиваться двумя способами:

  1. Текст прошения сопровождается ответом либо воззванием священника.
  2. Стихи произносятся певцом по порядку, а хор отвечает дублированием первых возглашенных строчек.

Повторение может дублироваться двумя хорами попеременно. В финале начало первого стиха псалмодируется, а хор отвечает главному исполнителю произнесением второй половины. Прокимны поются именно таким способом. Суммируем: данный тип хорового творчества является комбинацией ипофонического и антифонного пения с вкраплениями псалмодирующего чтения.

Кого называют регентом?

Регент является лицом, назначенным для управления страной в том случае, если монарх несовершеннолетний, отсутствует или недееспособен. Может быть сформирован совет регента или регентства в соответствии с конституционными правилами. Регент иногда является официальным титулом.

В монархии регент обычно становится главой государства по одной из ряда основных причин, но также регента могут избрать на правление во время междуцарствия, если нет кровных представителей династии.

Варианты регентства в стране:

  1. Если регент удерживает свою позицию из-за своего положения по линии наследования, то используется понятие принц-регент.
  2. Если регентом несовершеннолетнего монарха является его мать, ее часто называют «королевой-регентшей».
  3. Если официально назначенный регент недоступен или не может служить на временной основе, тогда на месте главы государства стоит так называемый промежуточный регент.

Подобная ситуация в свое время сложилась в Королевстве Финляндия и Королевстве Венгрии, где династия королей считалась вымершей после Первой мировой войны. В Исландии регентом являлся правитель Дании, который считался сувереном Исландии, пока страна не стала республикой в 1944 году.

https://youtube.com/watch?v=9QP0eThe9sw

В Речи Посполитой (1569-1795), короли были факультативными, что часто становилось причиной довольно длительных периодов междуцарствия, когда официального правителя по крове не существовало.

В маленькой республике Сан-Марино существует два Капитана Регента, которые избираются раз в полгода. Во время шестимесячного срока в качестве совместных глав государств и правительств они управляют государственными делами.

Филипп II Орлеанский занимал пост регента после смерти Людовика XIV в 1715 году и до совершеннолетия Людовика XV в 1723 году. Таким образом, регент пробыл у власти 8 лет. По состоянию на 2018 год, Лихтенштейн – единственная страна с активным регентством.

Термин «регент» относится к положениям ниже, чем к правителю страны. Этот термин может использоваться в управлении организациями, как правило, в качестве эквивалента «директора» и в таком случае регентом может стать любой работник.

Некоторые Университеты в Северной Америке называют менеджеров регентами, и их работа на колледж соответственно часто называется «Правлением регентов».

Термин «регент» также используется для членов руководящих органов таких учреждений, как национальные банки во Франции и Бельгии.

В голландской республике члены правительственного класса довольно длительное время назывались регентами среди простого населения. Причиной этому был факт существования должности регента Городского совета.

Известные регенты

В истории многих стран регенты вставали во главе государства. К примеру, в Киевской Руси регентом при малолетнем Игоре Рюриковиче был Вещий Олег. Жена Игоря княгиня Ольга также возглавила государство после смерти своего мужа, поскольку их сын Святослав к тому времени еще был слишком юным.

В Испании наибольшее количество регентов припало на 19 столетие, когда царский трон занимали Мария Кристина Старшая и Мария Кристина Младшая. Обе они были регентшами при своих сыновьях.

Также королевский трон занимали Бланка Кастильская, Анна де Валуа, Екатерина Медичи, Мария Медичи, Анна Австрийская, а также Филипп Орлеанский.

В Англии должности регента соответствовала должность лорда-протектора, который только помогал юному монарху вести государственные дела. Титул лорда-протектора в свое время носили Хамфри Ланкастерский, герцог Глостер, Эдуард Сеймур, Джон Далли. Уникальным случаем стало регентство Георга IV, который был Лордом протектором собственного отца.

Институт регентства существовал даже в Османской империи. Следует отметить, что там существовало даже отдельно явление, известное под именем женский султанат. Самой известной регентшей стала Кесем-султан.

Профессия: регент

Сейчас Архиерейский хор дошёл до такого профессионального уровня, когда может исполнить практически любое церковное песнопение, соответствующее богослужению. Во многом это заслуга его регента – матушки Елены Кравец, которая руководит Архиерейским хором с момента его основания в 1990 году.

Елена Николаевна окончила музыкальное училище по классу скрипки, затем поступила на регентское отделение тогда ещё Ленинградской духовной академии. Вернувшись в Белгород, окончила социально-теологический факультет БелГУ.

Матушка сравнивает нынешний хор с одной большой семьёй, у которой есть и свои традиции. Например, устраивать чаепития на дни рождения певчих, проводить трапезы после ночных праздничных служб, когда хор собирается на собственный праздник: многие готовят концертные номера, радуют друг друга стихами, исполнением романсов, делятся личными историями.

Александра Малярова

Регент молодежного хора в храме пророка Божия Илии (Крестовоздвижения) в Черкизове, Москва

Фото Владимира Ештокина

Мое первое музыкальное учебное заведение — это семья. Папа и мама вокалисты, поэтому я с детства постоянно в этом деле крутилась, часто бывала за сценой и на сцене. Дома они часто пели дуэтом, и я невольно «подмяукивала». В результате меня в 5 лет отдали в подготовительную группу музыкальной школы. С этого и началось мое серьезное увлечение музыкой. В прошлом году я стала магистром в области музыкальной культуры и искусств по классу хорового дирижирования.

Желание петь в храме у меня появилось после поездки в Израиль ко Гробу Господню. До этого во мне началось какое-то борение, переходный возраст дал о себе знать — я начала бунтовать против походов в храм, заявила, что сама буду решать, куда и когда мне ходить. И тут я оказалась возле Гроба Господня и все стало на свои места. Мне было обидно, что я в какой-то момент и крестик сняла, и заявила, что не буду больше ходить в храм. После поездки пришло желание научиться церковному пению.

Для этого я пошла в ближайший храм — там мне буквально на пальцах все показали, и уже через год я свободно ориентировалась в уставе и уверенно пела на клиросе. К тому моменту, когда я заканчивала дирижерско-хоровой колледж, моя педагог предложила стать руководителем молодежного хора в Черкизово. И я согласилась. Думала, что мне останется только взмахнуть рукой и все запоют. Прихожу — а там 15 девушек, из которых только одна попала в ноту. Все остальные вообще ничего не умели. Когда я начинала регентовать, думала, что я все умею только потому, что получила диплом. Пришлось горько разочароваться в своем заблуждении — началась та самая практика, которой нет ни в каких учебниках. Мы, наверное, где-то с месяц еще возились, пока не привыкли друг к другу и дело не пошло.

Иногда поешь на литургии и чувствуешь, что люди не молятся. Это сразу понятно. Значит, надо что-то менять в нашем пении: настрой певцов или тщательнее подбирать репертуар.

Фото Владимира Ештокина

Самое сложное в моем деле — это работа с людьми, а не с музыкальным материалом. Бывает, приходит человек, которому сложно понять, что у него не получается — в нашем хоре поют непрофессиональные певцы. Начинаешь объяснять, в итоге мы не находим общего языка — и происходит конфликт. Но такое было за практику всего пару раз. Сначала сложно сообразить, как собрать из палитры людей, которые не умеют петь, какую-то музыкальную краску. Это тяжело, если нет опыта. Сейчас уже легче.

Регентом может стать и абсолютно светский человек, не церковный, но люди сразу будут это ощущать. Бывают регенты, которые воспринимают это как служение.

Лично я считаю, что это профессия. Я много шишек набила на том, чтобы регентовать, а не просто стоять и дирижировать. Но я не могу сказать, что воспринимаю это так: просто пришел, отработал службу и ушел. Для меня это процесс, который может сравниться с прыжком с парашютом или влюбленностью.

Фото Владимира Ештокина

Суть профессии регента в том, чтобы прихожане с помощью хора почувствовали себя частью богослужения, даже если они не поют во время службы. Задача сделать так, чтобы у них пела душа, помочь человеку открыться, помолиться. Часто бывает, что мы приходим в какой-нибудь собор, и хор там замечательно поет, а человеку это совсем не близко. Я считаю, что на службе людям должно быть комфортно.

Быть регентом — это основная моя деятельность. Мне здесь хорошо. Сейчас еще работаю в детском саду музыкальным руководителем, до этого я была в Покровском женском монастыре певчим. Если у меня остается после всего на что-то время и силы, то занимаюсь спортом. Раньше бегом занималась, а теперь просто фитнес для здоровья и хорошего самочувствия. Мне кажется, что спорт, как и искусство, требует самодисциплины

Это очень важно для любого человека

О дисциплине в церкви

Для меня важен и вопрос о дисциплине в церкви, о благочинии певчих на хоре и клиросе. Певчие у нас зачастую считают, что их назначение не молиться, а исполнять певческую работу, во время которой можно вести себя довольно свободно, допуская во время чтения чтеца праздные разговоры, шутки, даже смех, ведя переписку или переговоры по сотовому телефону. В некоторых храмах во время Шестопсалмия даже выходят покурить. Моменты чтения воспринимаются как перерыв в работе.

В церковный хор должны идти не просто профессионалы, желающие попеть за определенное вознаграждение, но и дорожащие Церковью и чтущие её святость. Надеюсь, что в нашем храме Господь собрал именно таких людей на клиросе. Я их всех очень люблю и каждый день поминаю о здравии на утренних молитвах, заказываю за них службы по праздникам и когда болеют.

Все наши певчие периодически участвуют в таинстве исповеди, принимают Святое причастие. Перед началом каждой службы мы просим друг у друга прощения, благословения. На репетициях-спевках молитвенно обращаемся за помощью к нашим храмовым святым, к покровителю уральских певчих свщмч. Вячеславу Невьянскому, а также к покровителю всех певчих прп. Роману Сладкопевцу.

А чтобы у певчих была перспектива для стремления к самосовершенствованию, представление об идеале, я написала для нашего клироса заповеди, которыми могу поделиться.

— Любовь Федоровна, расскажите, пожалуйста, о том, как Вы пришли на клирос?

— В детстве я занималась иным видом творчества: несмотря на то, что папа мечтал купить мне скрипку, я с 7-ми лет занималась в танцевальном кружке и 10 лет солисткой танцевала на сцене.

До этого я никогда не пела и не читала, но моя душа горела желанием всему научиться, поэтому с Божией помощью постепенно я стала осваивать это мастерство. Я читала шестопсалмие, каноны на утрени, часы. Очень много тренировалась дома, отмечала в книгах ударные слоги; заранее приходила в храм, смотрела, какие каноны должна читать на утрени, делала закладки, параллельно привыкая к церковнославянскому языку и изучая Богослужебный устав.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector