Как стать ресторанным критиком?
Содержание:
- Умник из ниоткуда
- Зарплата и перспективы
- Гастрономическая журналистка Ника Махлина.
- Лучшие вузы для обучения
- Творческий голод для индустрии питания
- Олег Назаров.
- Как различать критику?
- О том, как важно, чтобы зад гастрокритика умел чувствовать несправедливость
- Ресторанный критик
- Ресторанный критик
- Кто такой ресторанный критик?
- Обязанности ресторанного критика
- Кто может стать ресторанным критиком?
- Почему Себастьен и Джо — звезды гастрокритики, а вы пока нет
- Критики в ресторанном бизнесе в России. Кто они?
- Владимир Гридин и его «бальная» система.
- Выбор хорошего имени для будущего ресторана
Умник из ниоткуда
Это я сам. Было бы нечестно не упомянуть в этом бестиарии самого себя. Как-то мы сидели с Алексеем Зиминым и обсуждали кризис, в котором оказалась гастрономическая революция. Выпивали. Злились на всех вышеобозначенных персонажей, которым сараи бы чистить, а не конопатить мозги бедному читателю.
А потом (уже в зените попойки) я резко понял, что одним из порождений глубочайшего кризиса в ресторанной критике являюсь я сам. Персонаж, появившийся из ниоткуда, на всех наезжающий, никаких авторитетов не признающий, да еще и финансово независимый. И неожиданно индустрия (хорошо, ее малая часть) медленно (но верно) начинает к нему прислушиваться. Откуда столько чести? Придумал тут всем какой-то мишлен, никому, по сути, не нужный. Давить его. Ходу не давать. Посты не шарить. Как будто нам без него скучно было.
Возможно, как раз в этой скуке и дело. Ресторанная критика, так толком и не появившись, сразу упала в пропасть продажного пиара, поэтому индустрия реагирует на любые раздражители, даже если они не очевидны. Когда два года назад я запустил свой маленький блог, я и предположить не мог, во что это все выльется. Вопросы, которые начали поступать мне через год, были странными: «А чей ты проект? Может, Зарькова? Или это Илья Тютенков решил с конкурентами разобраться?» По делу вопросов было мало, сплошные теории заговора.
Потом пошли письма с угрозами (и не только письма) вперемешку с деликатными предложениями о сотрудничестве. Бреда было много. Но меня из всего этого пугало только то, что подавляющее большинство ресторанных воротил просто не могли утрамбовать в своей голове факт, что можно честно чем-то заниматься, рассчитывая только на себя. Писать о плохих ресторанах, что они плохие. Искренне хвалить то, что нравится. Учиться писать, в конце концов. Кстати, большинство плохих ресторанов на самом деле довольно быстро умирали, но смотреть назад у нас не привыкли.
По сути, вся довольно мощная PR-поддержка ресторанов отказалась принимать тот факт, что работать надо не на ресторатора, а на читателя. Потому что только посетитель ресторанов решает, что ему читать, а что нет. И за него этот выбор ресторатор не сделает. Как бы ни пытался.
Зарплата и перспективы
Вакансии ресторанных критиков доступны не только за рубежом, но и в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России. Это вовсе не значит, что после прохождения специальных курсов сразу можно трудоустроиться. Возможно, придется какое-то время заниматься поисками работы. Многие престижные места заняты известными критиками, пишущими идеально точно и красиво. Они знают о деле ресторатора, рецептах приготовления блюд и даже правилах содержания кухни абсолютно все. Но такие люди не называют сами себя гурманами, напротив, они позиционируют себя в качестве профессионалов.
Любители обсудить рестораны получают зарплату, которая сильно варьируется в зависимости от страны. В России средняя зарплата начинающего специалиста составляет 20000 р. Иногда таким работникам даже предлагают вместо оплаты бесплатный обед и ужин. Бывает и такое, что самопровозглашенным экспертам приходится за свой счет заказывать блюда в ресторанах, чтобы потом написать на них обзор.
Для сравнения: в США известные и авторитетные представители аналогичной профессии могут получать до 100 тыс. долларов в год. Некоторые зарабатывают еще больше, но это уже настоящие звезды, о которых знает весь мир. Многое зависит от опыта работы и специализации. Наиболее успешные эксперты работают не только в журналах и газетах, но и на телевидении.
Если человек решил стать ресторанным критиком с нуля, но не готов проходить долгое обучение, ему придется потратить много времени на накопление опыта. Понадобится ходить по ресторанам, пробовать различные блюда, сравнивать полученные впечатления. Возможно, придется посещать не только красивые и фешенебельные места, но и отельные заведения. Но именно опыт в первую очередь сможет превратить такого специалиста в профессионала с большой буквы.
Гастрономическая журналистка Ника Махлина.
Гастрономическая журналистка – именно так называет себя молодая девушка. Ника является основательницей лаборатории еды и путешествий SPUTNIK. Первой идеей Ники Махлиной было открыть собственное кафе для панков. Идея принята от небольшого заведения, расположенного в Барселоне. Было решено создавать нестандартные вкусовые сочетания и интересные алкогольные напитки. С алкоголем все было действительно просто. Ягоды заливались водкой, выжидалось некоторое время, с целью передачи вкуса жидкости. Ника оканчивает поварскую школу, но дальше этого дело не заходит. Девушку больше привлекали эксперименты, чем постоянная, рутинная работа на одном месте. Так Ника Махлина стала дегустатором еды. О своих открытиях журналист ярко и интересно повествует в издании SPUTNIK.
Лучшие вузы для обучения
Возможность стать критиком в основном зависит от личных способностей и качества полученного образования, поэтому лучше выбирать известные вузы с сильным преподавательским составом:
- Литературный институт им. А. М. Горького готовит писателей и переводчиков, в аспирантуре доступна также специальность «языкознание и литературоведение». Студенты глубоко погружаются в современные литературные процессы, имеют все возможности для занятия наукой и стажировок в вузах США, Италии, Германии, Бельгии, Ирландии в рамках программ по обмену.
- Московский государственный институт культуры обучает на факультетах медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств, театрально-художественном, музыкальном и хореографическом. Здесь можно освоить профиль «литературно-художественная критика».
- Санкт-Петербургский государственный университет предлагает несколько вариантов обучения для тех, кто желает стать критиком. Можно поступить на программу «история искусств», где дадут глубокие знания по разным направлениям: от культуры Древней Греции и Византии до христианской иконографии. Также подойдет специальность «свободные искусства и науки», где делается акцент на истории архитектуры и живописи, изучаются проблемы классического и актуального искусства.
- Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица. В вузе основной упор делается на декоративно-прикладное искусство и дизайн, но глубоко изучается теория и история мировой художественной культуры с древнейших времен до современности.
- Российский университет дружбы народов преподает профиль «искусство и гуманитарные науки». Выпускники факультета являются специалистами с междисциплинарными знаниями и могут трудиться в традиционных сферах (издательство, театр, концертный и выставочный зал) или заниматься менеджментом в области культуры. Проектная деятельность организовывается совместно с испанским университетом Балеарских островов.
В крупных региональных вузах также можно подобрать специальность, связанную с литературоведением и искусствами, и в рамках программы получить базовые знания, необходимые для того, чтобы стать критиком.
Творческий голод для индустрии питания
— Куда вообще сегодня движется ресторанный бизнес? Есть ли какие-то ярко выраженные тренды?
— Глобальных трендов два. С одной стороны, идет упрощение концепций и уменьшение объема инвестиций. То есть открываются более дешевые проекты с менее помпезными интерьерами. С другой стороны, есть противоположная тенденция — открывать роскошные рестораны.
В то же время нет новых ярких, интересных концепций. Пока все пытаются делать то, в чем они уверены. Это тоже своего рода тренд, и он мне не нравится, я вижу здесь творческий голод.
Футурология
Еда из насекомых: главный тренд мирового FoodTech-рынка
— Недавно в Москве открыли авторский ресторан, где в роли бренд-шефа выступил искусственный интеллект. В некоторых странах есть проекты, где официантами работают роботы. Это просто хайп или за такими решениями будущее?
— Думаю, пока это маркетинговый ход. Хотя рано или поздно такие проекты станут успешными. Уже сейчас появляется много решений для автоматизации процессов в ресторанном бизнесе. И чем дальше, тем больше.
Но в то же время человеческую любовь можно передать гостям только через руки. Повара с крутым настроением готовят настоящую еду, вкусную и наполненную. Еда — сакральное явление, поэтому здесь только на роботах не уедешь.
Фото: Владислав Шатило / РБК
— Как будет выглядеть ресторанный бизнес через 10–20 лет?
— Скорее всего, он будет бездушным. Это все ужасно бесит и расстраивает. Мы все глубже погружаемся в виртуальную реальность, где человек не чувствует вкусов и запахов, а видит только быстро меняющиеся картинки в телефоне.
Хотя я очень дозированно использую смартфон, все равно часто ем, не замечая вкуса еды или того, какой текстуры она была. Это все из-за информационного потока. Думаю, нас этим потоком просто смоет.
Еда перестанет иметь всяческий смысл и существовать в том виде, в котором мы привыкли к ней. Никакого пюре с котлетами уже не будет: все сведется к условной одной таблетке в день. А рестораны станут уделом элиты.
Экономика инноваций
Жидкая еда Soylent: сможет ли «пища будущего» прижиться в России
— Но до тех пор мы еще увидим новые заведения и концепции?
— Конечно. Совсем скоро мы откроем потрясающий ресторан в Москве на Тверской-Ямской с Дмитрием Блиновым (ресторатор из Санкт-Петербурга — проекты Harvest, DUO Gastrobar, Tartarbar, Duoband. — РБК). Там за каждый элемент отвечает очень серьезный профессионал. Будет крутой обжарщик кофе, главный бариста, бармены, пекарь, суперкондитер и, конечно, супершеф. К новому проекту я шел через много-много ресторанов. Это будет квинтэссенция всего, что я делал.
Сейчас в нашей команде появляются новые люди. Мы планируем ребрендинги, новый маркетинг. Нам еще многое предстоит.
— То есть еще лет на 10–15 вас хватит?
— Обязательно!
Олег Назаров.
Мужчина предлагает информацию двумя способами: небольшие заметки и книги, выпущенные в тираж. Олег Назаров – не только критик, но и сатирик. Поэтому его заметки имеют легкий, позитивный смысл
Мужчина старается акцентировать свое внимание на приятных вещах, которые предлагают рестораны. Возможно, поэтому ресторанный бизнес его воспринимает благосклонно
Известными книгами Олега Назарова стали «Самые вкусные блюда страны» (книга выпущена в 2 частях), «Лучшие ресторанные фишки мира», «333 хитрости ресторанного бизнеса», «Продвижение ресторана за 3 копейки». Читать Олега Назарова легко, приятно. Его мнение на сегодняшний день имеет высокий вес среди потребителей.
Стать ресторанным критиком в России может абсолютно каждый человек. Для того чтобы иметь вес в мире вкусной еды, необходимо быть интересным, грамотно, объективно излагать свои мысли и систематически выкладывать информацию о новых заведениях своего города.
Себастьен Рипари
— французский гастрономический журналист, консультирует рестораны более 20 лет; основатель , во Франции, преподаватель гастрономической школы . Рипари «другом шефов».
Слева — Варвик, справа — Рипари
Как различать критику?
Как известно, критика может быть полезной, конструктивной, а может быть совершенно уничтожающей, деструктивной. В унизительной форме её преподносят исключительно злобные людишки, желающие самоутвердиться за ваш счёт или вывести вас на эмоции. Неужели вы доставите им это удовольствие?
Одно дело — получать конструктивную критику от профессионалов, это полезно и дорогого стоит. И преподносят её профессионалы тактично, не переходя на личности, не пытаясь унизить и оскорбить автора
А те, кто пытается вас задеть — это обиженные жизнью люди, на которых вообще не стоит обращать внимание. До их уровня опускаться нельзя! Их мнение вообще мало кого интересует, вот они и пытаются влезть без приглашения, куда только можно
Ну и пусть развлекаются, если больше им делать нечего.
Те, кто пытается вас задеть — это обиженные жизнью люди, на которых вообще не стоит обращать внимание Фото: Depositphotos
Вам никто не запрещает делиться своим видением мира, высказывать свою точку зрения, быть собой! Вам нужно расти, и вы учитесь на своих ошибках. Даже высказывая своё мнение в тексте, вы сначала можете делать много ошибок, но постепенно — растёте, делаете предложения более стройными, превращая их в сильный авторский текст.
Впрочем, совершенствовать своё мастерство, тренироваться в выбранном деле нужно не только авторам, но и фотографам, визажистам, стилистам и другим начинающим специалистам. Критика неизбежна, но нужно учиться различать, конструктивная она или деструктивная. Конструктивная критика должна касаться только вашей работы, но никак не вашей личности.
О том, как важно, чтобы зад гастрокритика умел чувствовать несправедливость
С.Р.
: Как-то раз я пришел в ресторан, отмеченный двумя звездами одновременно с одним важным критиком. Я заметил, что его стакан наполняли вином из бутылки, которую открывали при нем, мне же наливали вино, которое уже до этого было открыто. Конечно, когда в ресторан приходит известный критик, ему хотят угодить. Но если в ресторане семь официантов, шесть из которых обслуживают ваш столик, здесь что-то не так. Настоящий критик видит все вокруг, потому что он пришел работать, а не отдыхать. В том числе и то, как в ресторане обращаются с другими, обычными гостями.
Д.В.
: Поверьте, вы почувствуете, когда ваш зад начнут целовать. Разумеется, на основании такого опыта нельзя написать рецензию. Вам всего лишь нужно внимательно посмотреть вокруг, и вы все поймете. И с опытом вы сможете различать, где стараются только для вас, а где — для всех гостей.
Ресторанный критик
Профессии
Ресторанный критик
В современных фильмах довольно часто можно увидеть открытие ресторана, на которое приглашается много гостей. Среди них не только друзья, знакомые и родственники владельца. Здесь присутствуют и особые посетители.
В частности те, кто или создаст заведению положительный имидж и даст билет в дальнюю дорогу под названием «кулинария». А может, наоборот, те, которые «зарубят» начинание на корню. И имя этому «злодею» — ресторанный критик.
Кто такой ресторанный критик?
Мнение эксперта
Екатерина Колоколова
Профориентатор. Дипломированный специалист по проблемам вовлеченности детей в учебу.
Ресторанным критиком может выступать журналист печатных, электронных и интернет-СМИ. После посещения заведений общепита он дает им оценку. В данном случае разговор ведется не о банальных «вкусно – невкусно», «хорошо – плохо». Здесь нужно быть настоящим знатоком этой сферы.
Довольно часто в редакциях нет ставки ресторанного критика. И его обязанности возлагаются на обычных представителей пишущей братии. Однако без опыта и специальных знаний в этой области не обойтись. Потому со временем человек, который начинает работать в данном направлении, осваивает тематику и получает отдельную колонку. В ее пределах он свободно излагает собственные мысли и выставляет их на суд читателей в виде рецензий. Кроме того, этот человек в будущем может создать собственную программу на телевидении. Работа для него найдется и на просторах Всемирной паутины. А в перспективе у него появится возможность издавать собственный журнал или тематическую газету.
Ресторанные критики должны отлично разбираться в кулинарном искусстве, быть внимательными к деталям, знать все об индустрии питания и уметь излагать мысли в письменном виде.
Обязанности ресторанного критика
Работа этого специалиста довольно многогранна. Потому не стоит заблуждаться относительно веселой и праздной жизни, которая заключается в хождении по увеселительным заведениям. Здесь круг обязанностей куда шире, чем кажется.
- Ресторанный критик оценивает кухню заведения. Для этого необходимо обладать элементарными знаниями в области кулинарии. Этот специалист должен уметь отличить бульон, который сварен на косточке от его собрата из кубика.
- Ресторанный критик должен оценить меню и карту вин. Их оформление, содержание. Ведь данные атрибуты – лицо заведения. И в зависимости от того, как они выглядят, у посетителей создастся общее впечатление.
- Ресторанный критик оценивает уровень обслуживания. Начиная от гардероба и заканчивая официантами. Ведь качественный сервис – главное условие звездности учреждения.
- Ресторанный критик также обязан сделать вывод о внутреннем и внешнем оформлении заведения. Ведь это очень важный момент, потому что театр всегда начинается с вешалки.
Как видно, ресторанный критик обязан досконально и всестороннее изучить вверенный ему объект. И только потом делать какие-то выводы. Ресторанный критик ни в коем случае не должен писать в рецензии, что здесь все хорошо. Ведь это получится не качественная аналитика, а реклама. Подобный подход здесь недопустим, для этого есть пиар-агентства. Полностью писать негатив, что все плохо, тоже нельзя. Пытаться поднять собственный рейтинг через поливание грязью в этой области неприемлемо. Ведь читатели все равно узнают правду, а критика пустят, как говорится, на мыло
Потому в данном случае важно всесторонне изучить ситуацию и только потом писать отзыв
Кто может стать ресторанным критиком?
Ресторанным критиком может стать человек, который имеет профессию журналиста
Важно изучить тонкости ресторанной сферы и обладать отменным вкусом и обонятельными качествами. Потому что специалист, который не может отличить вчерашние котлеты от только что приготовленных, наверняка здесь долго не задержится.
Ресторанным критиком может стать и человек, который окончил техникум по специальности «кулинария»
То, что он разбирается в ресторанных вопросах, вещь однозначная. Другое дело, если оценивать его литературные способности, выйдет результат аналогичный – «медведь на ухо наступил». Тогда что-то сделать сложно. Талант, как говорится, не купишь и не продашь.
Если говорить о способностях и качествах, которыми должен обладать критик, то смело можно утверждать, что этот специалист должен быть принципиальным, иметь собственное мнение по ряду вопросов. Кроме того, честность и порядочность тоже приветствуются. Помимо этого для него важно уметь грамотно излагать свои мысли. В некоторых случаях ораторское мастерство и четкая дикция помех не создадут. Доля амбициозности тоже должна быть. Иначе сделать выводы о работе заведения будет крайне сложно.
Почему Себастьен и Джо — звезды гастрокритики, а вы пока нет
Критиковать легко. Пришел в ресторан и написал: «Здесь как-то прохладно, а еще мне дали не тот столик, который я хотел, отомщу-ка я им за это на Tripadvisor». Люди забыли, что критика должна быть конструктивной и критиковать нужно, для того чтобы, повторюсь, улучшить сервис ресторана, а не для того чтобы отомстить.
Главное в работе критика — не навредить. Профессия шеф-повара и без того сложная: человек отдает себя полностью своему делу, забывает о семье, каждый раз ставит перед собой новые задачи и вопросы, в том числе и психологические. А из-за недальновидности и неопытности плохой критик этого не понимает, и тогда шефу становится еще сложнее.
Оценка ресторана должна складываться из всех нюансов, и учитывать надо все, вплоть до того, что, например, в Париже в отличие от Прованса в ресторане наверняка будет теснее из-за более высокой стоимости аренды помещения; будет меньше персонала из-за необходимости платить персоналу более высокую зарплату и так далее.
Д. В.:
Я писал о ресторанах 20 лет, но никогда не называл себя ресторанным критиком, мне не нравится этот термин. Сейчас тех, кто называет себя подобным образом, так много, что смысл этого термина теряется. Давайте не забывать, что ресторанная критика — это журналистика и она должна быть профессиональной, ею не может заниматься любой желающий.
Да, многие фотографируют еду, пишут о еде, но это не ресторанная критика
Внимание ко всем деталям, непредвзятость, способность видеть в комплексе — вот что отличает настоящую ресторанную критику. Сейчас же отзывы о ресторанах часто сводятся к обвинениям (и это тоже не ресторанная критика)
Кстати, если вы пришли в плохой ресторан, иногда лучше не писать о нем вовсе.
Я определил для себя несколько составляющих идеального ресторанного критика: одержимость знаниями, честность, целостность, анонимность, умение идти своим путем, постоянное приобретение опыта и знаний, постоянное развитие. Тогда вы в полной мере сможете видеть и понимать, как обстоят дела в ресторане.
Критики в ресторанном бизнесе в России. Кто они?
Ресторанный критик – это настоящий специалист в области кулинарного искусства. Около 10 лет назад этот вид деятельности был определен в отдельную профессию журналами, газетами, телевизионщиками в нашей стране. Между тем, на сегодняшний день нет учебного заведения, которое бы выпускало профессиональных, квалифицированных ресторанных критиков, отлично разбирающихся в нюансах и тонкостях представленного дела. Чаще всего, на данной должности работают журналисты печатных изданий, телевизионных программ или собственных сайтов. Основная задача этих людей: объективно, беспристрастно рассказать о том, чем кормят в ресторане, на каком уровне находится сервис, как встречают, сервируют столы, из чего состоит блюдо, соответствует ли оно заявленному меню, имеется ли в заведении автоматизация кафе и пр. Критик должен идеально разбираться в особенностях и нюансах ресторанного бизнеса, быть настоящим гурманом, понимать, что собой представляет каждое блюдо, как его следует подавать. Это не человек, который любит покушать. Это специалист, разбирающийся в индустрии ресторанов и кафе лучше любого, даже самого опытного ресторатора.
Также важно, чтобы у издания, в котором будет транслироваться или публиковаться информация, были высокие пользовательские рейтинги. Именно критик определяет читательский интерес
Он одной своей статьей может привести людей в заведение или испортить репутацию и подтолкнуть бизнес к банкротству.
Поговорим о сильнейших ресторанных критиках России. Кто они? Эти люди не всегда стараются оставаться в тени, чтобы не получать «особого» обслуживания от заведений. Найти информацию о некоторых критиках в интернете практически невозможно. Однако есть люди, которые так или иначе раскрывают себя в своих материалах, на своих сайтах.
Владимир Гридин и его «бальная» система.
Это ресторанный критик со своим, авторским мнением на каждое заведение. Отличительной особенностью этого человека является то, что он не только ставит баллы еде, но и пытается уловить индивидуальный стиль, особенность именно того заведения, в котором побывал. Каждый ресторатор открывает заведение, которое бы кардинально отличалось от других. Зачастую, это удается. Однако критики оценивают всех и каждого по общей шкале. Даже если ресторан будет невероятным, официанты начнут презентовать каждое блюдо мастерски, критик все равно ставит свои звезды по общей системе. Владимир Гридин отличается от всех. Он улавливает индивидуальность, старается принять то, что предлагает ресторан, выявляет ту индивидуальность, которая, словно магнит, тянет к себе постоянных гостей заведения. Свои наблюдения критик публикует в авторском журнале Buro 24/7. Владимир Гридин – критик, которого можно увидеть, как в городах, так и в регионах России, в роскошных ресторанах и в небольших кафе, расположенных на окраинах городов.
Выбор хорошего имени для будущего ресторана
Фраза из мультфильма: «Как вы яхту назовете, так она и поплывёт!» очень хорошо описывает роль названия в судьбе ресторана. Его имя – это часть выбранной концепции. Название должны быть оптимистичным, приятным на слух, цепляющим и отражать атмосферу заведения.
Хорошо, если в названии ресторана с моно-продуктов (например, пельменная) фигурирует этот продукт
Также важно подобрать правильный читабельный шрифт, если не хотите попасть в подборку смешных картинок с двусмысленными названиями ресторанов.. Учесть столько нюансов самому достаточно трудно
Поэтому многие рестораторы обращаются к специалистам, которые занимаются разработкой концепции, фирменного стиля, названия.
Учесть столько нюансов самому достаточно трудно. Поэтому многие рестораторы обращаются к специалистам, которые занимаются разработкой концепции, фирменного стиля, названия.