Система образования в россии — общие принципы и структура
Содержание:
- Проблема 10. Внеурочная нагрузка
- Как функционирует
- Процессуальная структура и основные компоненты педагогического процесса
- Образовательные стандарты и федеральные государственные требования
- Актуальность самообразования
- Предполагаемые результаты реализации госполитики
- Школа советского периода
- Реформа российского образования
- ↑ Тенденции развития образования в России
- В образовании работают в основном женщины
- Понятие «Система образования»
- Общие сведения
- Проблема 3. Бюрократия
- Проблема 5. Низкая эффективность занятий
- Инклюзивное образование
Проблема 10. Внеурочная нагрузка
Современная общеобразовательная школа не выполняет воспитательной функции — только образовательную, но в обязательном порядке должна организовывать внеурочную деятельность обучающихся.
Добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, классных часов, чаепитий и концертов не нравится большинству детей и родителей. Особенно когда у ребёнка есть свои кружки и секции по интересам. И для многих учеников эта проблема в образовании является актуальной.
Дети на семейном обучении отнюдь не страдают от отсутствия социализации. Напротив, свободного времени становится больше. Так, ученик «Домашней школы Фоксфорда» Степан Павловских с трёх лет занимался хореографией, тхэквондо и художкой. А когда пошёл в школу, про кружки пришлось практически забыть — не хватало времени.
Читать целиком интервью со Степаном Павловских →
«В “Домашней школе Фоксфорда” действительно хорошее расписание. Занятия начинаются в 10:00 или 11:00, в четверг и воскресенье полностью свободные дни, а в субботу всего один урок. Это позволило мне вернуться в художку, а также записаться на самбо и в бассейн. В планах ещё заняться каллиграфией и скорочтением».
_________
Традиционная школьная система имеется массу проблем и недостатков и нуждается в реформировании. Это факт. Недаром разработан новый национальный проект «Образование», который планируется реализовать к 2024 году.
Избавиться от недостатков массовой школы можно уже сейчас. Закажите обратный звонок или заполните форму бесплатной консультации — специалист «Фоксфорда» свяжется с вами и проконсультирует по вопросам семейного и дистанционного обучения.
Как функционирует
Российская система образования — это мощная совокупность четырех сотрудничающих структур.
- Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные и дополнительные.
К основным общеобразовательным программам относят:
- дошкольные;
- начальные;
- основные;
- средние (полные).
Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом:
- средние профессиональные;
- высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура);
- послевузовское профессиональное обучение.
Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения:
- в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная);
- внутрисемейное;
- самообразование;
- экстернат.
Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.
- Научные и образовательные институции. Они функционируют для реализации учебных программ.
Образовательное учреждение — это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Учебное учреждение также обеспечивает содержание и воспитание учащихся.
Схема системы образования в РФ выглядит так:
- Первое звено — дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии).
- Второе звено — общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование.
- Третье звено — среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи).
- Четвертое звено — высшее образование (университеты, институты, академии).
- Пятое звено — послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры).
Учреждения образования бывают:
- государственными (регионального и федерального подчинения);
- муниципальными;
- негосударственными, то есть частными.
Все они являются юридическими лицами.
Типы образовательных заведений:
- дошкольные;
- общеобразовательные;
- начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;
- военного высшего профобразования;
- дополнительного образования;
- специального и корректирующего обучения санаторного типа.
ІІІ. Структуры, осуществляющие управленческие и контрольные функции.
ІV. Объединения юридических лиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ.
Процессуальная структура и основные компоненты педагогического процесса
Основные компоненты педагогического процесса – это:
- эмоционально-мотивационный;
- содеражательно-целевой;
- организационно-деятельностный;
- контрольно-оценочный.
Рисунок 2
Эмоционально-мотивационный компонент целостного педагогического процесса обладает эмоциональными отношениями между субъектами и мотивами их деятельности. Выделяют:
- мотивы воспитанников;
- мотивы воспитателей.
Формирование мотивов воспитанников должно быть в правильном направлении. Результативность педагогического процесса возможна при социально ценных и личностно значимых мотивах. Именно мотивы воспитателей, то есть эмоциональные отношения между ними, играют особо важную роль в педагогическом процессе.
Связывание общих, индивидуальных, частных целей воспитания, учебно-воспитательной работы проходит посредством содержательно-целевого компонента целостного педагогического процесса. Цели воспитания наполнены определенным содержанием знаний, умений, навыков и отношений к действительности. Это содержание получает конкретное значение в отношении отдельной личности и отдельных групп, обусловливается возрастом субъектов взаимодействия и особенностью педагогических условий.
Определение 3
Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса – управление учебно-воспитательным процессом учителями. Иначе говоря, это создание определенной среды педагогами для формирования и развития личности ребенка, организация взаимодействия учителя и ученика.
Для достижения целей воспитания педагог должен обладать знаниями принципов учебно-воспитательной работы и профессиональными методами применения средств воспитания. Действенность этих средств и методов возможна при совместной деятельности учителя и учеников.
Определение 4
Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса – это наличие контроля и оценки педагогами деятельности учащихся.
Она выражается при подведении итогов работы определенного этапа взаимодействия и уровня развития детей для разработки дальнейшей программы деятельности. При помощи оценивания можно повлиять на деятельность личности. Контроль и оценка важны только для детей. При взаимодействии педагога с учащимися младшего возраста имеется множество оценочных моментов. Особую значимость имеет самооценка своих успехов и недостатков.
Определение 5
Развитие способности умения объективно оценивать свою деятельность – основная задача и часть структуры педагогического процесса.
Контроль и оценка со стороны государства и общества несет более значимую роль
Важно наличие самоконтроля и самооценки учителем своего профессионализма, способности отслеживания его результатов и рефлексии в течение всего учебного процесса
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Образовательные стандарты и федеральные государственные требования
По ФЗ от 29.12.2021 г. № 273 «Об образовании в РФ»
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
- совокупность образовательного пространства Российской Федерации;
- преимущество основных образовательных программ;
- вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования.
Федеральные государственные требования устанавливаются:
- к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;
- к минимуму содержания дополнительных предпрофессиональных программ, структуре и условиям их реализации, срокам обучения по этим программам уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Актуальность самообразования
В отличие от прежнего столетия, сейчас, в эпоху технологического и инновационного развития, не учить что-то новое – это не успевать за тенденциями, что равно упущению шанса достичь успеха. Поэтому в наше время актуальность самообразования как никогда кстати – век живи, век учись. Для того, чтобы процесс самообразования был максимально полезным и продуктивным, мы советуем пройти нашу программу «Лучшие техники самообразования», которая за 5 недель поможет вам научиться правильно ставить цели и планы, эффективнее читать книги и запоминать информацию, а также применять различные техники мышления для решения жизненных задач.
Предполагаемые результаты реализации госполитики
Ожидается, что введение ФГОС позволит значительно улучшить образовательное пространство в РФ. Общая государственная политика призвана обеспечить:
- Качество образовательно-воспитательного процесса. В результате реализации ФГОС ожидается создание системы, гарантирующей положительные условия для качественного образования на всех уровнях (дошкольное, начальное, среднее и старшее школьное, дополнительное, специальное, высшее и так далее). Также планируется индивидуализировать образовательно-воспитательный процесс за счет вариативности и разнообразия программ, средств и методов обучения, сделать российское образование конкурентоспособным не только по содержанию, но и по качеству образовательных услуг.
- Доступность образования. Общедоступное и бесплатное дошкольное, а также основное образование обеспечивается всем гражданам РФ, вне зависимости от национальности, пола, расы, возраста, состояния здоровья, социальной принадлежности, религии, убеждений, языка и других факторов. Высшее и среднее специальное образование граждане РФ могут получать бесплатно на конкурсной основе.
- Достойная оплата труда педагогов. Необходимо достичь уровня оплаты, который бы обеспечивал конкурентоспособность сферы образования на рынке труда.
- Пенсионное обеспечение. Работникам сферы образования в перспективе должны быть гарантированы не только достойные зарплаты, но и достаточный уровень пенсионного обеспечения. Уже на сегодняшний день работникам, стаж которых насчитывает более 25 лет, вместо пенсии за выслугу лет предоставлено право на надбавку за стаж при продолжении педагогической деятельности.
- Социальное обеспечение воспитанников, учащихся, студентов и аспирантов. В рамках этого пункта детям и молодежи, которые учатся в образовательных организациях, гарантируется защита жизни, обеспечение сохранности здоровья, физическое воспитание. Студентам обеспечивается адресная материальная помощь (стипендии, пособия), содействие трудоустройству.
- Финансирование образовательной системы. Бюджет на образование должен увеличиваться опережающими темпами по отношению к другим государственным сферам, а средства – расходоваться более эффективно. Между отдельными ДОУ материальное обеспечение должны эффективно распределять местные Управления дошкольного образования.
Школа советского периода
Становление советской системы образования можно разделить на следующие этапы:
- В 1918 году были приняты «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». Введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет. Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд.
- В 1930-х годах школа стала авторитарной — утратилась ценность личности и главной целью обучения стало воспитание коммунистов. В это время введено обязательное начальное образование.
- В годы войны образование пережило сильный кризис — не хватало учителей, учебной литературы, ученики работали на заводах.
- В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным.
- С 1980 года дети стали обучаться 11 классов. Введена система поощрения в виде медалей.
Педагогика советского периода складывалась в тяжёлые времена для народа, но шла по восходящей линии. Именно в советское время сложилась система обучения, которой мы пользуемся по большей части до сих пор.
Реформа российского образования
В современной истории Российской Федерации реформа образования началась в 2010 году с подписания законопроекта о комплексе мероприятий по модернизации системы образования. Официальный старт был дан в 2011 году 1 января.
К основным мерам, предпринятым по реформированию образования, относятся:
- Введение единого государственного экзамена (ЕЭГ) взамен «несправедливой», по мнению законодателей, экзаменационной системы действовавшей в России долгие десятилетия.
- Внедрение и дальнейшее развитие высшего образования нескольких уровней – бакалавриата и магистратуры, направленных на сближение российского образования с европейским. Некоторые ВУЗы сохранили пятилетнее обучение по некоторым специальностям, но их на сегодняшний день осталось совсем немного.
- Постепенное сокращение численности учителей и педагогов.
- Сокращение числа высших учебных заведений путем их полного закрытия или реорганизации, в результате которой они присоединяться к более сильным ВУЗам. Такую оценку им дала специальная комиссия, созданная Министерством образования.
Итоги реформы еще будут подведены нескоро, но мнения уже разделились. Одни говорят о том, что вследствие этих изменений развалилась одна их самых качественных и фундаментальных образовательных систем в мире. Поскольку государственных дотаций стало гораздо меньше, все свелось к коммерциализации образования во всех уровнях учебных заведений. Другие же говорят о том, что благодаря европейской стандартизации российские студенты получили шанс работать за границей, а в школах снизилась количество подтасовок результатов экзаменов.
↑ Тенденции развития образования в России
Основные принципы современного российского образования:
В России существует ряд направлений развития системы образования. Одной из таких тенденций является развитие сети образовательных учреждений и обеспечение возможности непрерывного образования, те. возможности постоянного пополнения и расширения знаний у людей разного возраста и положения, повышение квалификации. Таким образом, человек при желании может повышать свой уровень образованности всю жизнь.
Современное образование приобретает гуманистический характер (гуманизация образования). В соответствии с принципом гуманизма обучающийся — это центр всего учебного процесса. Вся система образования построена для него и вокруг него
Гуманистический принцип предполагает также индивидуальный подход к каждому обучающемуся, другими словами, преподаватель должен уделить внимание каждому ученику. Система образования становится стимулом и основной поддержкой в развитии и становлении личности
Для свободного развития каждого создается большая сеть учреждений дополнительного образования.
Наравне с гуманизацией в современном обществе осуществляется также демократизация всей системы образования (ликвидация неграмотности, массовое распространение среднего и высшего образования; доступность образования для широких слоёв населения), которая ставит своей целью признание человека высшей ценностью, отстаивание его неотъемлемого права на образование. Процесс демократизации предусматривает необходимость создания каждому равных возможностей получения образования независимо от пола, расы, возраста, национальности и вероисповедания.
Еще одной тенденцией развития современного образования является его гуманитаризация. Это означает, что от уровня освоения гуманитарных наук зависит степень приобщения личности к культурным ценностям и к культуре в целом. Поэтому возрастает роль таких наук как история, социология, культурология, обществоведение, психология, политология, право и т. д.
Информационное общество предполагает также интернационализацию образования — создание единой системы образования для разных стран (например, Болонский процесс, переход на единую систему подготовки специалистов -бакалавр-магистр), интеграцию образовательных систем, а также информатизацию и компьютеризацию всего образовательного процесса — использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей) и др.
Все это призвано обеспечить высокий уровень образованности населения России.
В образовании работают в основном женщины
В принципе это обычная ситуация — во многих странах мира женщины составляют больше половины преподавателей. Но у нас гендерный дисбаланс проявляется особенно ярко. По данным на 2019 год, Россия однозначно впереди всех учтённых в исследовании стран по доле женщин среди преподавателей.
Российское образование по данным ОЭСР: состав учителей
87% преподавателей на всех уровнях образования — женщины
70% в среднем по ОЭСР
99% в начальном образовании
82,5% в среднем по ОЭСР
82% в основной школе
68% в среднем по ОЭСР
62,4% в высшем и среднем профессиональном образовании
44,2% в среднем по ОЭСР
Понятие «Система образования»
Система образования – это целенаправленно разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих конкретному обществу, его потребностям и требованиям, предъявляемым к социализированной личности. Для более глубокого понимания структуры системы образования необходимо разобраться в каждом из ее компонентов по отдельности.
Для начала следует понять, какое понятие вкладывается в термин «образование». В узком смысле — это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение. Если брать более широкий смысл определения, то образованием является среда социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия, необходимые для гармоничного развития личности в процессе познания культурных ценностей, норм и моделей поведения. Другая формулировка определяет образование как синтез процессов обучения, учения, воспитания, самовоспитания, развития и социализации. Из чего выходит, что образование – это многоуровневое пространство, способствующее созданию условий для развития и саморазвития личности. На 20 сессии Генеральной конфедерации ЮНЕСКО было сформулировано следующее понятие: образование – это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. Нередко под определением образования понимают формирование духовного образа человека, происходящее под влиянием нравственных и духовных ценностей, взятых за эталон в конкретном обществе. Образование – это также процесс воспитания и совершенствования личности, в котором играет значимую роль не столько объем приобретенных знаний, навыков и умений, сколько грамотное сочетание их с качествами личности, умением самостоятельно распоряжаться своими знаниями, направляя деятельность на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.
Система образования в России и мире определяется как многообразие конкретных компонентов, находящихся в определенных отношениях и связях и образующих целостную, единую концепцию. Поэтому, рассматривая образование с позиции системы, чаще всего дается определение: «совокупность образовательных учреждений страны, а именно дошкольных, начальных, средних, средне-специальных, высших и послевузовских образовательных организаций, а также внешкольных учреждений». Довольно часто систему образования рассматривают как модель, объединяющая институциональные структуры, основной целью которых является создание оптимальных условий для обучения, как активной деятельности субъектов воспитательного процесса.
Определение 1
Таким образом, система образования – это структура учебно-воспитательных учреждений, существующая в масштабах страны. В систему входят ясли, детские сады, начальные и общеобразовательные учреждения, специализированные и профессиональные школы, колледжи, техникумы, внешкольные организации, ВУЗы. Часто в данную систему также входят образовательные учреждения для взрослых и культобразовательные заведения.
Базой образовательной системы является тип образования, которых существует несколько:
- Дошкольное образование. Его функции выполняют ясли и детские сады.
- Элементарное (начальное) образование, длительность которого, в зависимости от государства, составляет от 5 до 9 лет. В России к начальному образованию относится девятилетнее обучение.
- Среднее. Школы с 4-6 летним сроком обучения.
- Высшее образование. В категорию входят институты, академии, университеты, высшие технические училища, некоторые колледжи. Срок обучения может достигать 7 лет.
Общие сведения
Согласно многим исследованиям, качество российского образования значительно отличается от образования развитых зарубежных стран. Российская система образования включается в себя определенные структуры и стандарты. Основные общеобразовательные программы в России:
- Дошкольная.
- Начальная.
- Основная.
- Средняя.
Профессиональные программы образования разделяются на следующие категории:
- Средние специальные.
- Высшие.
- Послевузовское обучение.
Получить образование в России можно несколькими способами:
- В учебном заведении (очно, заочно).
- Путем самообразования.
- Экстернатом.
Несмотря на широкую структуру, образование в России имеет и минусы, и плюсы.
Проблема 3. Бюрократия
Формализм пронизывает все сферы школьной жизни — от ведения электронных журналов до пресловутых «четыре клетки вниз две вправо». Ребёнка с первого класса приучают к правилу «Без бумажки ты букашка» и заставляют соблюдать десятки никому не нужных правил, порождая все новые проблемы в области образования.
Наталья Фукс перевела дочь на семейное обучение, чтобы избавить её от давления системы школьного образования. Обучение в онлайн-школе «Фоксфорда» стало для них путешествием на машине времени.
Читать целиком интервью с Натальей и Лией Фукс →
«Качество образования гораздо выше по сравнению с обычной школой. Лии сейчас явно не хватает школьных знаний, приходится догугливать. Причём замечу, что училась Лийка всегда хорошо. Это именно разница в глубине материала. Безумно нравятся преподаватели. Молодые (в основном), весёлые, позитивные, увлечённые, а не измотанные люди! КПД семейного обучения отличается от школьного в десятки раз. Ни одной минуты не тратится на ерунду вроде “Куда сел?!”, “Перестань болтать!”, “А голову ты дома не забыл?”, “Где журнал?”. Никаких снижений оценок за почерк, зачёркивания, клеточки и отступы».
Проблема 5. Низкая эффективность занятий
Классический школьный урок длится 45 минут. Из них 10–15 уходит на организационные вопросы (все ли на месте, кто дежурный и так далее), ещё 10–15 на проверку и разъяснение домашнего задания. На подачу нового материала остаётся 15–20 минут, при условии, что класс спокойный и никто из учеников не саботирует. Такой режим негативно сказывается на качестве школьного образования.
Елена Янышина перешла в «Домашнюю школу Фоксфорда» потому, что каждый урок в её прежней школе походил на зоопарк. Дети стояли на ушах, а учителя вместо того, чтобы объяснять материал, пытались их успокоить. Получать знания в такой обстановке стало проблемой, и Лена решила попробовать онлайн-школу.
«В “Фоксфорде” я чувствую себя более ответственной. Сама встаю утром, сама сажусь за уроки, сама делаю ДЗ или читаю учебник. Никто тебя не заставляет: либо учишься, либо нет — это твой выбор».
Инклюзивное образование
Закон «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одной из приоритетных задач выделяет создание благоприятных условий для обучения лиц с ограниченными возможностями. Причем это отражается не только в форме, но и в содержании.
В законе данная система получила наименование «инклюзивное образование». Его реализация подразумевает отсутствие любой дискриминации детей с особенными потребностями, наличие равного отношения к каждому и доступность обучения.
Инклюзивное образование реализуется во всех учебных заведениях России. Основная цель — создать безбарьерную среду в процессе обучения и обеспечить профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями. Для ее реализации необходимо выполнить определенные задачи:
- технически оснастить образовательные учреждения;
- разработать специальные учебные курсы для педагогов;
- создать методические разработки для других обучающихся, нацеленные на процесс развития взаимоотношений с инвалидами;
- разработать программы, которые направлены на то, чтобы облегчить адаптацию лиц с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях.
Данная работа только получила свое развитие. В течение нескольких ближайших лет поставленная цель и выделенные задачи должны быть полностью реализованы.