Анализ текста на примере журнала ‘русский репортер’
Содержание:
- Виды методов исследования
- Составление краткого резюме прочитанного
- Анализ мировой статистики
- Что писать в заключении статьи
- Академические фразы, предложения и лексика
- Практические (частные) методы исследования
- Алгоритм анализа
- Требования к рецензии
- Критерии для рецензирования статьи
- Как выполнить анализ текста?
- Советы
- План анализа
- О чем писать в рецензии
Виды методов исследования
Все методы научного исследования можно разделить на:
- теоретические;
- практические (эмпирические).
По степени использования в исследованиях они могут быть:
- общие (универсальные);
- частные.
Методы обработки данных являются отдельной группой, которая объединяет теоретические и практические способы разностороннего анализа полученных результатов.
Теоретические методы
Теоретические методы исследования в дипломной работе позволяют систематизировать информацию, раскрыть природу различных явлений и предметов, выявить взаимосвязи между процессами. Проведение исследовательской работы невозможно без использования нескольких теоретических приемов:
- анализ – разложение исследуемого объекта на составляющие и изучение каждой из них; анализировать можно не только конкретную научную задачу, но и литературные источники, данные, нормативные документы, методики и др.;
- синтез – самостоятельное исследование, которое объединяет характеристики объекта по различным критериям;
- дедукция (обобщение) – позволяет делать выводы об исследуемом предмете или процессе на основании присущих ему свойств;
- индукция – дает представление о группах объектов, опираясь на частные случаи;
- классификация – разбивка процессов и предметов на группы по общим признакам;
- аналогия – позволяет сравнивать объекты по наличию у них сходных свойств;
- прогнозирование – базируясь на свойствах и характеристиках объекта, можно предсказать возможные пути его развития.
Практические методы
Данные методы исследования в дипломе играют важную роль – с их помощью получают количественные характеристики объекта исследований, переходят от абстрактного описания к конкретным фактам. К практическим методам относятся:
- эксперимент – исследование в особых условиях, которые создаются для изучения определенных характеристик явления или предмета. Примером этих методов исследования в дипломной работе могут быть социальные и психологические эксперименты, лабораторные в точных и естественных науках и т.п.;
- измерение – получение точной количественной информации об объекте;
- наблюдение – получение информации об особенностях поведения объекта путем ее восприятия;
- моделирование – явление или предмет заменяют объектом, который обладает характеристиками, схожими с оригиналом;
- сравнение – выявление подобий и отличий между объектом изучения и уже известными системами, предметами или явлениями.
Зная, какие бывают методы исследования в дипломной работе, можно выбрать те, которые максимально соответствуют целям исследования и позволят достичь точного и объективного результата.
Общие методы исследования
К общим относятся методы, которые можно использовать независимо от области знания. Это анализ и синтез, эксперимент, моделирование, классификация и многие другие. Методы исследования при написании дипломной работы в подавляющем большинстве являются общими, поскольку все они в разной форме используются при получении и изучении информации во всех сферах науки.
Частные методы
Каждая наука модифицирует общие способы исследования, чтобы согласовать их со своими потребностями. Так образуются частные методы, адаптированные для конкретной области знания. Например, такой общий метод исследования в дипломной работе как анализ может иметь различные частные формы в разных сферах знания:
- в филологии — композиционный, семантический, лингвистический и др.;
- в экономике – функциональный, статистический, нормативный и др.;
- в психологии – анализ творчества, поведения, реакций на раздражители и др.;
- в информатике – интеллектуальный, исследовательский, прогнозный анализ данных и др.
Организация исследования в дипломной работе должна включать и частные, и общенаучные методы, которые соответствуют цели диплома и его задачам.
Составление краткого резюме прочитанного
После сбора материала проводится его сокращение и «расчленение»: выделяются основные тезисы, разбирается биография и библиография автора. Делается это следующим образом:
- После прочтения работы автору желательно пересказать ее основную концепцию и мысль. Если сделать это не получается, литература изучается повторно;
- Методы и результаты исследования, поставленные цели выписываются отдельно. При этом можно все фрагменты комментировать – такие изменения помогут отыскать основные тезисы работы, на которых будет строиться научная статья и проводиться анализ;
- Составляется конспект статьи. Для этого желательно осуществить анализ библиографии автора и его биографии. Это дает возможность для оценки объективности автора и ограничений, наложенных на него в период работы;
- Ясно, четко и понятно формируется цель научной работы. Также выделяются доказательства, выдается характеристика того, насколько хорошо автор справился с поставленной задачей.
Анализ мировой статистики
Критерии оценки
По словам Майка Райана, исполнительного директора программы ВОЗ по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения, есть несколько факторов, влияющих на достоверные показатели смертности от страны к стране: возраст, пол, количество проведенных тестов, уровень медицины, данные по смертности населения. Влияние каждого из этих факторов можно проследить в статистических данных, опубликованных представителями каждой страны, чем мы и займемся.
Зависимость от пола и возраста
В самом начале эпидемии, активно развивалось мнение о том, что пожилые люди более подвержены риску не только заражения, но и летального исхода. Многие ученые утверждали, что на летальность также влияет не только возраст, но и пол. Это было связано с утверждением о том, что мужчины, в отличие от женщин, ведут более неправильный образ жизни, в виду чего их иммунитет слабее. Эти выводы подтверждаются мировой статистикой:
Количество тестов
Но более важным фактором, влияющим на статистику больных, является количество тестов, проведенных в стране. Поскольку многие люди (порядка 40%) болеют бессимптомно, выявить вирус в 100% случаях может только тестирование. Если же тестов проведено мало (мало или много — решает процентное соотношение между количеством жителей страны количеством проведенных тестов), то и вполне логично предположить, что не все случаи заболевания зарегистрированы, а значит, мы обладаем неполной картиной и не можем утверждать, что все летальные случаи от коронавируса занесены в статистику. Более того, реальные масштабы эпидемии в таких странах тоже не ясны.
Качество медицины
Еще одним фактором, является уровень и качество медицины в странах. В связи с этим, ниже представлен топ-9 стран, находящихся на высших в рейтинге по качеству медицины, и представлена их наглядная эффективность. Однако этот фактор доказывает свою достоверность далеко не всегда. Так, в Италии, где медицина традиционно была на высоком уровне, смертность от коронавируса была весьма и весьма высокой.
Общая годовая смертность
Также очень важно знать, сколько жертв коронавируса умерло бы от других причин, если бы пандемии не было. Нужно понять, как много людей, которые умерли с положительными анализами на коронавирус, скончались бы и без него
Обычно за год в мире умирает около 56 млн человек — в среднем около 153 000 человек в день. Вот самые популярные причины смерти:
Очевидно, что многие люди, которые не пережили заражения ковидом, входили в группы риска, то есть уже имели хронические болезни из этого списка. Значит, многие из них умерли бы и без заражения коронавирусом, которое лишь ускорило неизбежный летальный исход.
Что писать в заключении статьи
Содержание и тип статьи определяет ее заключение. Например, у продающей и информационной статьи заключение будет разным.
- Информационный текст — пишем краткие выводы или чек-лист по содержанию статьи.
- Продающий текст — подталкиваем читателя к целевому действию, оставляем в заключении призыв. Можно добавить инфу, как это действие сделать, например, «Для заказа оставьте заявку на обратный звонок, и наши менеджеры обязательно с вами свяжутся!»
- Текст для соцсетей или статья в блоге по интересам — задаем вопрос читателям, предлагаем порассуждать на заданную тему. Или просто призываем делиться своим мнением в комментариях.
Перечисляем варианты, что и как писать в заключении:
Краткие выводы. Подходит для любой информационной статьи. Например, вы пишите статью о личном бренде, а в заключении указываете, какие плюшки дает создание такого бренда.
Чек-лист. Подходит для статей-инструкций. Например, вы пишите статью о том, как получить государственные выплаты на ребенка
В конце можно предоставить краткий чек-лист из нескольких пунктов с самой важной информацией — список документов, порядок подачи, куда подавать, в какие сроки, когда ждать выплат
Ссылки на другие статьи. Например, вы пишите подборку «90 идей для бизнеса в интернете». В заключении можно написать, что вы указали лишь самые популярные идеи, а в реальности их намного больше и разместить ссылки на другие статьи, например, на аналогичные подборки. Либо вы пишите краткую подборку сервисов, а в заключении даете ссылки на подробные обзоры каждого сервиса.
Риторический вопрос. Но его нужно правильно упаковать, чтобы логично вписался в статью.
Личные наблюдения, описание опыта. Например, вы пишите статью о блокировках в Инстаграм, а в заключении рассказываете, с какими случаями блокировки сталкивались лично.
P.S. Не обязательно оформлять заключение в виде отдельного блока — главное, чтобы это была логичная концовка статьи. Также есть сайты вообще без заключения к статьям, и это не мешает им набирать просмотры, так что не стоит думать, что без этой части статья будет недоработанной.
Это интересно: Полное руководство по работе с Google Docs
Академические фразы, предложения и лексика
1. Общее резюме
В заключение в статье оспаривается __
Исходя из этого, мы делаем вывод, что __
Авторы пришли к выводу, что __ не ограничивается __
Это позволяет сделать вывод, что __
Результаты этого исследования можно понимать как __
Это может рассматриваться как перспективное направление __
Это можно считать дополнительной проверкой __
Оставшиеся вопросы являются предметом __
Таким образом, в этой статье утверждается, что __
В этом аспекте исследование показало, что __
В заключение, __ улучшает __
Таким образом, в этой статье утверждается, что __
В заключение, представляется, что __
Анализ приводит к следующим выводам:
Сложно сделать какие-либо выводы в отношении __
Главный вывод, который можно сделать, заключается в том, что __
Настоящие результаты подтверждают __
Как мы утверждали в другом месте, __ может рассматриваться как перспективное направление __
В идеале, эти результаты следует распространить и на исследование, в котором __
При помощи __ мы проверили гипотезу о том, что __
В заключение, __ улучшает __
Расширительно толкуемые результаты наших исследований свидетельствуют о том, что __
Это очень важное открытие в понимании __
В целом, эти основные результаты согласуются с исследованием, показывая, что __
Кроме того, эти результаты дают дополнительную информацию о __
Несмотря на ограничения, они являются ценными в свете __
В целом, наши результаты демонстрируют сильное влияние __
Тем не менее, мы выяснили __
По нашим сведениям, это первый отчет от «__ »
Наши результаты по __ в целом соответствуют __
Широкое значение данного исследования состоит в том, что __
Этот вывод следует из того, что __
В совокупности, наши результаты согласуются с __
Главное, наши результаты доказывают, что __
Результаты дают основание для __
Этот эксперимент вносит вклад в растущий корпус исследований, показывающих __
Наши данные свидетельствуют о том, что __; результат, который бросает новый свет на __
Эти результаты указывают на возможный механизм __
Мы показали, что __
Наши данные свидетельствуют о том, что нам ещё многое предстоит сделать, чтобы __
2. Перспектива исследования:
В дальнейшем исследовании следует более тщательно рассмотреть потенциальные последствия___, например _ _
Это предположение может быть рассмотрено в будущих исследованиях.
Дальнейшее исследование _ _ может расширить объяснения __
Это как раз ключевой компонент в будущих попытках преодолеть __
В дальнейшей работе, исследование __ может оказаться важным.
Это желательно для дальнейшей работы.
Будущие исследования необходимы для подтверждения того, какие выводы можно сделать из этого исследования.
Дальнейшие исследования могли бы плодотворно продолжить рассмотрение этого вопроса, __
Дальнейшее исследование необходимо для разграничения __
Важно, чтобы дальнейшие исследования могли изучить __
Вопросом дальнейшего исследования является __
Мы считаем, что помимо поиска __, в дальнейшем исследовании следует искать __
Несмотря на это, будущие исследования могли бы продолжить изучение __
Это вопрос для дальнейшего исследования.
Дальнейшие исследования могут рассмотреть связь между _ _
Дальнейшие исследования должны быть направлены на воспроизведение результатов в более крупном _ _
Дальнейшие исследования должны быть посвящены развитию _ _
Это может стать объектом дальнейших исследований.
Дальнейшие исследования могут рассмотреть _ _
Интересные исследовательские вопросы для дальнейшего рассмотрения, которые могут возникнуть из __
В дальнейшем, необходимы дополнительные исследования для применения и проверки __
Это интересная тема для будущего исследования.
Дальнейшие исследования должны продолжить развитие и подтвердить эти начальные результаты по __
Конечно, дальнейшие исследования должны проверить __
Как и было рекомендовано выше, дальнейшие исследования должны __
Дальнейшие исследования должны изучить стратегически __
Дальнейшие исследования могут применяться __
Кроме того, __ может оказаться важной областью для будущих исследований.
Дан ряд рекомендаций для дальнейших исследований.
Следовательно, дальнейшие исследования должны быть проведены при более реалистичных условиях для __
По вопросу __ требуется дальнейшее исследование.
Конечно, для того, чтобы разрешить эти сложности в _, необходима дальнейшая работа
В перспективе дальнейшие попытки могут оказаться весьма полезным вкладом в литературу.
Для подтверждения этого нового результата необходимы дальнейшие исследования.
Эти результаты требуют дальнейшего изучения через __
Это является хорошей отправной точкой для обсуждения и дальнейших исследований.
Дальнейшие исследования должны рассмотреть _ _
Возможность _ _ _ требует дальнейшего рассмотрения.
Практические (частные) методы исследования
В дипломной работе наравне с теоретическими применяются практические методы. Предпочтение зависит от изучаемого объекта или явления. Заключается их особенность в определённом способе исследования информации, её сбора и обработки, а также проведения научных экспериментов.
Частные методы исследования в дипломной работе используются непосредственно для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы помогают описать и выявить новые явления и предметы, найти закономерности или доказать гипотезы.
А теперь давайте познакомимся с наиболее популярными практическими методами при написании проекта дипломной работы. Среди них:
- наблюдение;
- сравнение;
- измерение;
- эксперимент;
- измерение;
- практическое моделирование;
- беседа и интервью;
- опрос и анкетирование;
- описание.
Давайте подробнее рассмотрим каждый практический метод.
Наблюдение
В основе наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования. Этот метод открывает любое научное познание, вот почему его считают ключевым при проведении любых исследований. Суть метода состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения в форме, реакциях, свойствах или его положения в пространстве.
Сравнение
Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.
Эксперимент
Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определённых условиях. Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся положений. Главное — сохранить два критерия граммотного исследования: доказательность и повторяемость. Ведь задача эксперимента заключается не только в том, чтобы продемонстрировать наглядные результаты или открыть новое свойство, но и показать, что его можно повторить на практике.
Опыты Галилея с пушечным ядром и свинцовым шариком может воспроизвести каждый
Измерение
Метод измерения — один из самых эффективных. Речь идёт о фиксации каких бы то ни было физических параметров объекта исследования (объём, рост, вес, длина и прочие) с помощью единиц измерения. Результат, полученный в ходе применения данного метода, будет фиксироваться в числовом значении.
Практическое моделирование
В общем смысле модель — это структурированный уменьшенный образ чего-то, имитация одного или нескольких объектов.
Моделирование может быть:
- предметным (при воспроизведении отдельной части объекта);
- знаковым (при использовании формул, чертежей, схем и прочего);
- мысленным (при проведении операций в виртуальном мире или в своём воображении).
Без моделирования не обойтись при разработке новейших технологий, конструировании автомобилей, сооружений и так далее.
Беседа и интервью
Суть обоих методов заключается в том, чтобы найти и опросить человека, который обладает какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.
Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на чётко поставленные вопросы, которые интервьюер заготовил заранее. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не должен демонстрировать своё отношение.
Беседа же имеет непринуждённый характер, а участники могут высказывать своё мнение по вопросам
Опрос и анкетирование
Данные методы также имеют много общего между собой. Их суть заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые хотят получить ответы. Отвечающим могут предоставить несколько готовых вариантов ответов на выбор.
Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме их проведения. Опрос, как правило, может быть как устным, так и письменным. А вот анкетирование предполагает только письменный формат. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.
Плюсом этих практических методов в дипломе считается большой охват аудитории. Ведь если удалось опросить много человек, то и шансов получить более точные данные намного выше.
Описание
Специалисты отмечают сходство данного метода с наблюдением. При проведении исследования методом описания фиксируют не только поведение и явления, но также внешний вид и признаки объекта изучения.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Алгоритм анализа
Основная задача анализа любой научной статьи – это оценить значимость публикации как источника достоверной и актуальной информации, поэтому логично начать с внимательного прочтения материала.
Если в статье присутствуют непонятные термины, то вам необходимо разобраться с их значением, а затем снова перечитать текст.
После того, как предлагаемая тема станет предельно ясна для понимания, стоит приступить к анализу статьи.
Для того чтобы не упустить важные моменты и не потерять лишнего времени, советуем использовать наш шаблон анализа статьи:
- Авторство, место публикации. Кем написана научная статья: где работает автор (НИИ, производство, университет: теоретик или практик). Где опубликована научная статья: авторитетность издания, индекс цитирования журнала. Соответствие названия статьи научному стилю и содержанию.
- Актуальность статьи. Насколько тема исследования востребована в обществе или науке. Давность опубликования научной статьи.
- Новизна статьи. Содержатся ли новые данные, которые можно расценить как вклад в науку.
- Жанр. Соответствие изложения материала требованиям написания статей и академического письма в целом: Язык (терминология, речевые клише и уместность их использования). Наличие и весомость доказательной базы (по стандартам стиля представление материала должно строиться по схеме: тезис – аргумент). Оптимальность количества цитат, их точность и оправданность наличия в тексте. Целостность структуры статьи.
- Качество обзора литературы. Количество и качество источников в литературе, а также их релевантность теме.
- Репрезентативность фактов. Много внимания нужно уделить наличию точных и объективных данных: опросов; результатов экспериментов; отчётов об испытаниях; экспертных мнений; документально или официально подтверждённых сведений и т. д. Именно их присутствие определяет уровень информативности материала.
- Теоретическая и практическая ценность описанного в статье исследования. Прочтение статьи даёт ли новые сведения? Что изменится и где можно использовать результаты? Проводилась ли апробация?
- Обоснованность выводов. Соотносятся ли сделанные автором заключения с фактами, представленными в тексте статьи?
Вместе с «анализ статьи» часто ищут:
- анализ научной статьи
- анализ научной статьи пример
- анализ научной статьи из журнала пример
- анализ текста
- анализ текста онлайн
- пример анализа статьи
- как сделать анализ статьи
- анализ педагогической статьи из журнала пример
- анализ газетной статьи в публицистическом стиле
Требования к рецензии
По общепринятому правилу объем рецензии на научную статью любого размера не должен превышать лимита в 3 500 знаков без пробелов, но краткость приветствуется не только в художественной литературе, поэтому редакции печатных и электронных журналов не будут возражать, если у рецензента получится дать развернутую и обоснованную оценку в тексте меньшего размера.
Содержание и стиль
Рецензия на статью должна включать:
- Тезисный анализ ее содержания.
- Указание степени новизны исследования, его соответствие актуальным научным тенденциям.
- Оценку теоретической и прикладной значимости описанного в работе исследования.
- Анализ соблюдения требований к оформлению, структурированности и целостности работы.
- Обоснованную критику недостатков статьи.
- Общую оценку статьи и рекомендации к ее опубликованию.
В рецензии на научную статью эмпирического характера нужно отметить качество экспериментальной и документальной базы или теоретического моделирования, послуживших основой для выводов, сделанных автором.
В рецензии на статью недопустимы:
- Банальный пересказ текста.
- Субъективность оценок, отсутствие аргументации мнения рецензента.
- Отклонения от стандартов научного стиля речи.
- Высказывания от первого лица.
Научное рецензирование – особый жанр, не имеющий ничего общего с художественным словом, поэтому использование специфических клише и канцеляризмов не только допустимо, но и одобряется Министерством образования и науки.
При написании рецензии принято использовать определенные речевые шаблоны:
- в статье автора…;
- значимость проведенного автором исследования неоспорима…;
- автор пишет о проблеме…;
- изучив статью…;
- в рецензируемой работе…;
- работа посвящена актуальной теме…;
- в статье подробно раскрыта проблема…;
- автор высказал неординарную точку зрения на…;
- в статье на первый план выдвинуто…;
- автор использует нестандартные методы описания, систематизации и т. д.;
- автор проявил умение анализировать…;
- работа проведена на высоком научном уровне…;
- точка зрения автора подкреплена…;
- статья – пример глубокой проработки темы…;
- написание статьи по обозначенной автором проблематике обусловлено современным состоянием…;
- в статье автор точно расставляет акценты на…
- безусловная заслуга автора состоит в…;
- автор изучил большой объем фактического материала…;
- статью отличает доказательность…;
- из положений, высказанных в рецензируемой работе, следует…;
- утверждения автора логически связаны и подтверждаются…;
- автор сделал логичные выводы на основании полученных данных…;
- автор статьи углубляет наше представление о…;
- выводы работы убедительно подтверждаются…;
- к недостаткам статьи следует отнести…
Образец использования речевых шаблонов в рецензии на статью
В заключение обязательно указываются Ф. И. О. рецензента, отзыв заверяется печатью организации, в которой он работает.
План
В стандартном виде план рецензии на научную статью выглядит следующим образом:
- Общая информация о работе (название статьи, должность, ученая степень, Ф. И. О. автора).
- Актуальность темы.
- Тезисное освещение поднятого в статье вопроса.
- Оценка значимости проведенного исследования.
- Недостатки работы.
- Рекомендация к публикации – допустить к печати или нет.
Второй и третий пункты допускается менять местами, а если недочетов в статье нет, то пятый пункт опускается.
Критерии для рецензирования статьи
Редакции журналов заинтересованы в том, чтобы с ними сотрудничали высококвалифицированные специалисты и именитые ученые в различных областях знаний. Чаще всего они являются внештатными научными сотрудниками издательств и привлекаются к работе в случае необходимости. Авторы, направляя свою работу на публикацию, обычно предварительно наводят справки о том, кто является рецензентом в конкретном журнале. Традиционные критерии для профессионального рецензирования статьи:
- Соответствие содержания статьи тематике издания, в котором планируется публикация.
- Наличие анализа литературных источников и описания степени разработанности исследуемой проблемы.
- Наличие проблемы и описание ее решения.
- Научность. Рецензенты требуют логичного и понятного читательской аудитории изложения мыслей научным языком. Необходима подача материала в принятых в научном сообществе понятиях без двоякого изложения материала, а также точности словоупотребления.
- Стилистически правильное использование понятийного аппарата.
- Соблюдение объема текста требованиям редакции.
- Наличие аннотации и перечня ключевых слов на русском и английском языках.
- Завершенность изложения — публикация должна описывать решение поставленной проблемы.
- Соблюдение формально-технических требований к оформлению статьи (шрифт, кегль, ссылки), правил форматирования всего текста, а также оформления списка использованной литературы, которое требует издательство. И автор при написании статьи, и рецензент при оценке статьи идут по одному маршруту – проводят анализ источников литературы, узнают степень разработанности проблемы и находят неизученные ранее области знаний.
- Проверка методов и результатов исследования. Появление этого критерия обусловлено тем, что научному сообществу необходимо доверять результатам исследования.
Если рецензент положительно отозвался об описанном исследовании и рекомендовал статью к публикации, то результаты, освещенные в ней, соответствуют научным стандартам и заслуживают внимания широкой научной общественности. Если же эксперт обнаруживает недочеты, то он должен известить о них не только самого автора, но и редакцию. Рекомендация о том, что статья требует доработки – это признак того, что научная работа может быть допущена к публикации после исправления, а для самого журнала — это признак того, что репутация журнала не пострадает, так как авторитетный рецензент оценил статью по достоинству.
Как выполнить анализ текста?
Анализ текста заключается в определении его главных параметров. Его можно выполнить с помощью следующего алгоритма:
Алгоритм анализа текста
- Прочитать текст.
- Дать заглавие, если его нет.
- Указать тему текста.
- Определить идею текста.
- Выявить стиль и тип речи.
- Указать композицию.
- Проанализировать средства выразительности.
- Указать средства связи между предложениями.
Примеры
Нежданный гость.
Анализ текста
- тема — нежданный гость;
- идея — находчивость Фёдора;
- художественный стиль речи;
- тип речи — повествование;
- композиция — завязка, развитие действия, кульминация, развязка;
- образные средства: эпитеты (неугомонный ручей, ночное небо, удушливый дым), олицетворения (ночь укутала, звезды смотрят, спрашивают), метафора (любопытные звёзды), перифраз (хозяин тайги);
- средства связи: лексический повтор (ночь, ручей, костер), частица (только), местоимения (в него, мы, они, на нас), наречия, союз (скоро, тут, а затем)
Что такое ментальная арифметика?
Анализ текста
- тема — ментальная арифметика;
- идея — развитие интеллекта ребенка;
- публицистический стиль речи с элементами научного стиля (математические термины);
- тип речи — описание;
- композиция — общие сведения, признаки описываемого способа обучения, вывод;
- средства связи: повторы (ментальная арифметика, развитие, счётах, счётов, своего воображения, в своем воображении), союз «то есть», синонимы (ребята — дети), перифраз (развитие интеллекта — развитие умственных способностей).
Советы
Анализировать материал лучше всего по его распечатке или в текстовом редакторе, например, Evernote. Так удобно делать заметки на полях и выделять отдельные участки текста. Перед началом работы убедитесь, что нумерация страниц в оригинале и копии совпадет – это нужно для того, чтобы правильно ссылаться на статью при ее анализе.
После ознакомительного прочтения нужно проанализировать текст более детально, чтобы выделить главные тезисы, основные аргументы, на которых настаивает автор. В ходе анализа вы должны будете к ним вернуться, чтобы оценить, насколько убедительно он доказывает свою мысль. Удобнее всего это сделать, отмечая абзацы, несущие ключевую информацию, а затем сформулировав смысл каждого фрагмента одним предложением.
Если в ходе анализа некоторые вопросы остались без ответа, их стоит пометить. Это поможет понять, можно ли улучшить статью, проведя дополнительные исследования или предоставив больше доказательств. Как вариант: написать собственную работу, посвященную нераскрытым аспектам – новизна вашей публикации будет обеспечена.
План анализа
Первостепенная задача анализа научной статьи – оценить значимость публикации как источника достоверной и актуальной информации, поэтому логично начать с внимательного прочтения материала. Если в тексте присутствуют непонятные термины, придется разобраться с их значением, затем вновь перечитать работу. Только после того, как изложенная тема станет абсолютно ясна для понимания, стоит приступать к анализу статьи.
Чтобы ничего не упустить и не потерять лишнего времени, советуем использовать шаблон анализа научной статьи:
Критерий
На что обратить внимание
1.
Авторство, место публикации. Кем написана статья: где работает автор (НИИ, производство, университет: теоретик или практик).
Где опубликована статья: авторитетность издания, индекс цитирования журнала.
Соответствие названия статьи научному стилю и содержанию
Кем написана статья: где работает автор (НИИ, производство, университет: теоретик или практик).
Где опубликована статья: авторитетность издания, индекс цитирования журнала.
Соответствие названия статьи научному стилю и содержанию.
2.
Актуальность.
Насколько тема исследования востребована в обществе или науке.
Давность опубликования статьи.
3.
Новизна.
4.
Жанр.
Соответствие изложения материала требованиям написания научных статей и академического письма в целом:
Язык (терминология, речевые клише и уместность их использования).
Наличие и весомость доказательной базы (по стандартам стиля представление материала должно строиться по схеме: тезис – аргумент).
Оптимальность количества цитат, их точность и оправданность наличия в тексте.
Целостность структуры статьи.
5.
Качество обзора литературы.
Солидность и количество источников в библиографии, их релевантность теме.
6.
Репрезентативность фактов.
Особое внимание следует уделить наличию точных и объективных данных:
опросов;
результатов экспериментов;
отчетов об испытаниях;
экспертных мнений;
документально или официально подтвержденных сведений и т. д.
Именно их присутствие определяет уровень информативности материала.
7.
Практическая и теоретическая ценность описанного в статье исследования
Дает ли новые знания?
Что изменится от применения его результатов и где их можно использовать?
Проводилась ли апробация?
8.
Обоснованность выводов.
Соотносятся ли сделанные автором заключения с фактами, представленными в тексте статьи?
О чем писать в рецензии
Рецензент анализирует статью по следующим критериям, которые могут оцениваться как “достаточный”, “слабый”, “недостаточный”.
Проблематика. Статья рассматривает решение поставленной проблемы, определяет ее, предлагает способы решения.
Актуальность. Тема статьи должна быть актуальной и интересной научному сообществу, иметь перспективы для дальнейшего исследования.
Научность. Автор статьи должен рассмотреть научные аспекты изучаемой темы, даже если она имеет исключительно прикладное значение.
Новизна. Результаты, представленные автором работы, должны обладать научной новизной.
Завершенность. Текст должен начинаться с постановки задачи, а заканчиваться ее решением, которое должно быть достоверным.
Обоснованность. Представленные автором результаты должны быть обоснованы с использованием научного инструментария. Это могут быть математические выводы, эксперимент, математическое моделирование. Только в этом случае результаты будут считаться достоверными.
Структурированность. У научной статьи должна быть четкая структура — общепринятые в научных публикациях разделы, в который говорится об актуальности темы, приводится анализ состояния вопроса, определяется и ставится задача, приводится методика исследования, описываются результаты, обсуждается практическое использование результатов, делаются выводы.
Четкость формулировок. Результаты, полученными в ходе работы, должны быть сформулированы в виде научных положений.
Понятность. Статья должна быть написана понятным среднему специалисту в выбранной области, языком. Автор должен использовать общепринятые термины.
Компактность. Статья должна соответствовать требованию по объему.