Башкирский хореографический колледж имени рудольфа нуреева
Содержание:
О нас ⇒ История
Башкирский хореографический колледж имени Р. Нуреева – это профессиональная школа балета, известная на весь мир: здесь выросли многие замечательные мастера хореографического искусства, ставшие украшением ведущих театров, ансамблей танца Республики Башкортостан, России, ближнего и дальнего зарубежья. Здесь накоплен бесценный педагогический и творческий опыт, создан обширный репертуар концертных номеров, классических и современных балетных спектаклей: «Лебединое озеро», «Щелкунчик» П.И. Чайковского, «Шопениана» Ф. Шопена, «Баядерка» и «Пахита» Л. Минкуса, «Волшебная флейта» Р. Дриго, «Испанские миниатюры», «Белоснежка и семь гномов» К. Хачатуряна, «Петя и волк» С. Прокофьева, «Буратино» А. Рыбникова, «Раймонда» (IIIакт) И. Глазунова. В 2015 году был создан национальный молодежный балет «Водная красавица» по мотивам башкирской легенды «Заятуляк и Хыухылу» (музыка Н. Попова, либретто и хореография Р. Абушахманова), премьера которого состоялась на сцене БГТОиБ 2 декабря.
Обучение в колледже ведется по специальностям: «Хореографическое искусство», «Искусство балета», «Искусство танца», где учатся дети из городов и районов Республики Башкортостан, со всех уголков России и других стран.
Уфимское хореографическое училище открыло свои двери 6 января 1986 года в историческом здании на улице Свердлова, где учился в средней школе №2 выдающийся танцовщик XX века Рудольф Нуреев, а в 1998 году учебному заведению было присвоено его имя. Возглавлял училище с 1985 по 2008 годы А.С. Бикчурин, заслуженный артист БАССР. Поддержанное государственной заботой образовательное учреждение продолжило и наработало опыт и методику воспитания академической школы великого педагога русского балета А.Я. Вагановой. Имена В.Х. Галимовой, Ф.Х. Нафиковой, Э.А. Сулеймановой, Э.М. Тимиргазиной, Ш.А. Терегулова, Р.Г. Изгиной, Л.В. и В.И. Шапкиных, Ю.Г. Ушанова, Ф.Х. Мустаевой, З.Х. Ильясовой, Ф.Ф. Проскурновой, З.А. Габдулхаковой, С.И. Саттаровой, М.А. Каримова – корифеев педагогики, в прошлом знаменитостей башкирской сцены, занесены в летопись истории школы. С 2008 по 2010 годы руководил коллективом Фасхутдинов Ахат Ахметович. А с 2010 по 2012 годы Тайгунов Амир Валиуллович.
В 2010 году училище было переименовано в Башкирский хореографический колледж имени Р. Нуреева. За время существования учебное заведение подготовило 677 артистов балета и 401 артиста народного танца. Воспитанники колледжа неоднократно становились лауреатами и дипломантами конкурсов артистов балета и учащихся хореографических школ как среди первых выпускников: IIместо на Международном фестивале среди 14 училищ СНГ в Минске (1992г.), шесть дипломантов на IМеждународном конкурсе артистов балета имени Сергея Дягилева в Москве (1992г.), III премия на конкурсе артистов балета «Арабеск» в Перми (1992г.) и мн.др.Так и сегодня: II и III премии (серебро и бронза) Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов в номинации «Народно-сценический танец» в Москве (2014г.), I и II (золото и серебро) Пятнадцатых молодежных Дельфийских игр России в Тюмени (2016г.),IIIпремия IVМеждународного конкурса «Гран-при Сибири» в Красноярске (2016г.); премий «Золотая маска» и «Триумф»; стипендиатами фондов Галины Улановой, «Молодые дарования России», Президента РБ, Главы Администрации города Уфы, Андрея Меркурьева (выпускника училища 1998 года).
Юные артисты ежегодно демонстрируют свой профессионализм, мастерство классического исполнения, успешно выступают перед зрителями городов нашей республики и за рубежом, принимая участие в хореографических фестивалях в России и странах Европы – Германии, Франции, Великобритании.
В этом году учебное заведение отмечает 30-летие со дня основания. В честь юбилея в ноябре 2016 года в Уфе состоялся II Международный фестиваль хореографических училищ (колледжей) «Малый Нуреевский», организованный на грант Главы РБ, на котором были представлены хореографические школы России и других стран. Начало фестивальной традиции положил I Всероссийский фестиваль хореографических училищ (колледжей), который проходил в декабре 2013 года.
Сегодня учебный и творческий процесс в колледже осуществляют директор О.Г. Вильданова, заслуженный деятель искусства РБ и начальник отдела специального обучения Л.С. Куватова, народная артистка России Башкортостана. Являясь выпускницами хореографического училища им. А.Я. Вагановой, они продолжают традиции знаменитой ленинградской школы, активно сохраняя и внедряя в практику и то современное, что определяет развитие и будущее хореографического искусства.
Другие новости раздела
29 ноября 2021, 20:52
72
В Улан-Удэ открылась выставка, посвященная бурятскому шаманизму
На ней представят более 300 уникальных экспонатов.
29 ноября 2021, 16:29
233
«Откровенно. Про песни». В Улан-Удэ прошел конкурс среди молодых музыкантов
Кто заявил о себе и забрал главный приз?
29 ноября 2021, 09:58
331
«Этот день»
Какие интересные исторические события произошли 29 ноября?
Смотреть еще
Актуально
25 ноября, 20:28
8 619
Стало известно, разрешат ли в Бурятии проводить новогодние корпоративы и банкеты
22 ноября, 12:50
5 855
В Роспотребнадзоре Бурятии назвали условия для смягчения ограничений
17 ноября, 16:53
5 874
В правительстве РФ утвердили перечень районов Крайнего Севера
5 ноября, 15:38
20 283
В Бурятии работа по QR-кодам продлевается до конца года
Свежие новости
29 ноября, 21:09
В Улан-Удэ жильё может подорожать ещё больше
Ранее Минстрой РФ предложил увеличить стоимость кв.метра жилья в Бурят…
29 ноября, 21:05 44
Власти Улан-Удэ одобрили повышение тарифов в общественном транспорте
Однако окончательное решение примет Горсовет на следующей неделе.
29 ноября, 20:52 72
В Улан-Удэ открылась выставка, посвященная бурятскому шаманизму
На ней представят более 300 уникальных экспонатов.
29 ноября, 18:00 696
В Улан-Удэ противники QR-кодов собирают подписи за отмену федеральных законопроектов
В минувшие выходные они вновь собрались на встречу.
29 ноября, 17:46 217
На льду Байкала планируют организовывать гольф-туры
Эту идею в следующем году представят на международных выставках.
29 ноября, 17:35 404
Зачем поднимать тариф на проезд в общественном транспорте?
О причинах повышения тарифа рассказали представители администрации и ч…
29 ноября, 17:16 328
Бурятия направит 300 миллионов на покупку новых автобусов
Они будут курсировать в столице республики.
29 ноября, 16:55 344
Турист из Франции приехал в Бурятию на велобайке
Гвенаель Бретон уже два месяца путешествует по России.
29 ноября, 16:53 736
В Бурятии продолжают искать парня, пропавшего две недели назад
Напомним, он вышел с работы и исчез. Теперь к поиску подключили спасат…
29 ноября, 16:29 233
«Откровенно. Про песни». В Улан-Удэ прошел конкурс среди молодых музыкантов
Кто заявил о себе и забрал главный приз?
29 ноября, 16:20 724
В Иркутской области на пожаре погибла 7-летняя девочка
Родители оставили ребенка оставили без присмотра.
29 ноября, 15:46 521
В Улан-Удэ выкопали незаконную свалку в Горсаду
Захоронение в месте отдыха обнаружили две недели назад.
Ранние годы
Нуриев родился в Транссибирском поезде недалеко от Иркутска, Сибирь, в то время как его мать, Фарида, ехала во Владивосток , где находился его отец Хамет, политический комиссар Красной Армии . Он рос как единственный сын с тремя старшими сестрами в татарской мусульманской семье. В своей автобиографии Нуриев отметил о своем татарском происхождении: «Моя мама родилась в прекрасном старинном городе Казани. Мы мусульмане. Отец родился в небольшом селе недалеко от Уфы, столицы Республики Башкирия. По сторонам наши родственники — татары и башкиры. Я не могу точно определить, что для меня значит быть татарином, а не русским, но я чувствую эту разницу в себе. Наша татарская кровь течет как-то быстрее и всегда готова закипеть ».
Интерьеры, в которых жил Рудольф Нуриев
А какие роскошные дома были у Нуриева, прописавшегося почти во всех уголках земного шара. Он владел квартирами в Париже, Лондоне и Нью-Йорке, а также домом на Сен-Бартельми. Более того, финансовое положение знаменитого артиста балета позволило ему приобрести ранчо в Вирджинии и целый архипелаг из трех островков Ли Галли в Южной Италии. Он купил его у потомков своего кумира — хореографа Леонида Мясина.
И первое, чем занялся Рудольф Нуриев, — это обустройством дома и его интерьеров на острове. Многое из того, что оставалось в особняке от Леонида Мясина, он, к сожалению, выбросил, тем самым словно стерев последнюю память о своем кумире в этом особняке. Свой дом, состоявший из девяти спален, пяти ванных комнат и спортзала Нуриев оформил в восточном стиле, с турецкими изразцами и арабской вязью.
По распоряжению танцовщика стены особняка украсили мозаикой, а пол выложили керамической плиткой, благодаря чему дом стал похож на дворец турецкого султана. В его оформлении преобладал преимущественно синий цвет.
Нуриев, как это обычно бывало, наполнил свое жилище антиквариатом, старыми картинами и дорогими гобеленами. Специально для хозяина помпезных апартаментов на архипелаг вертолетом доставили кабинетный рояль Artmann и позолоченную ванну. Нуриев наслаждался пребыванием как в доме, так и на самом острове. Единственными людьми, которые ему досаждали, были поклонники и журналисты, приплывавшие на остров и шпионившие за его хозяином.
Однажды Нуриев даже обратился к представителям СМИ с просьбой оставить его в покое, но его мольбе никто не внял. Тогда в знак протеста он стал купаться в море голышом. Но такие заплывы не могли быть слишком частыми, поскольку Нуриев довольно редко приезжал на архипелаг. Такими же редкими и были его визиты и в другие дома, в которых царила такая же показная роскошь: многочисленные академические портреты, массивные дубовые столы, клавесин 17 века, темные столы. Но больше всего Нуриев любил ковры.
Это пристрастие балетного гения, умершего в возрасте 54 лет от СПИДа, нашло отражение в оформлении его последнего пристанища на кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем. Надгробие в виде яркого ковра сделано из камня и украшено тонкой мозаикой. Мне доводилось лично видеть последний дом Рудольфа Нуриева, им просто невозможно не залюбоваться.
Как практически было невозможно оставаться равнодушным к творчеству этого эпатажного и гениального артиста. Его танец был наполнен красотой и выразительностью, а экспрессивная пластика просто поражала воображение. А еще ключевую роль сыграли его восточная притягательная внешность, производящая на зрителей (особенно женского пола) колдовской эффект и конечно, внутреннее пламя огня, которое можно было увидеть в каждом движении и жесте. Да и сам Рудольф Нуриев был похож на эту неуправляемую стихию…
Ближайшие колледжи
Медицинский колледж БГМУ 450076, Башкортостан республика, Уфа, улица Беломорская, 28
Главная задача колледжа как структурного подразделения университета – это создание инновационной образовательной среды, способной обеспечить практическое здравоохранение грамотными, конкурентоспособными специалистами среднего звена. В коллективе колледжа помнят прошлое, реально оценивают настоящее, знают свои цели и уверенно смотрят в будущее.
1.06 км
ABC колледж парикмахерского мастерства PIVOT POINT г. Уфа, ул. Мустая Карима 28
ABC Колледж парикмахерского мастерства входит в холдинг компаний «ABC», работающего на протяжении 20 лет в бьюти индустрии. Открытие колледжа это следующий и продуманный шаг. Каждый год мы совершали новые открытия – находили талантливых ребят и растили из них лучших мастеров бьюти-индустрии.
1.40 км
Башкирский кооперативный техникум 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, д
26
Башкирский кооперативный техникум пристальное внимание уделяет практической направленности подготовки будущих специалистов. Коллектив техникума ищет новые пути для повышения качества образования, совершенствуя профессионализм, усиливая интеграцию учебного и производственного процессов, при этом бережно храня традиции и преемственность поколений
Успехи Башкирского кооперативного техникума – результат многолетнего труда преподавателей, рядовых сотрудников, выпускников и студентов.
1.40 км
Средний специальный музыкальный колледж 450077, Республика Башкортостан, г. Уфа, улица Пушкина, 104
Средний специальный музыкальный колледж — профессионально профилированное музыкальное учебное заведение, открывшееся в 1972 году. Сегодня колледж — гордость культуры Башкортостана. За творческие достижения около 30 учащихся школы ежегодно становятся стипендиатами Президента РБ, Российской программы «Новые имена», Министерства культуры РБ и РФ и т.д. К 30-летнему юбилею школы правительство республики принесло в дар юным музыкантам строительство нового учебного корпуса и нового интерната, где предусмотрена самая благоприятная организация быта и занятий детей.
1.46 км
Уфимский авиационный техникум 450006, Башкортостан республика, Уфа, улица Ленина, 61
Уфимский авиационный техникум — УГАТУ готовит руководителей сре¬днего звена, является продолжателем всех лучших традиций среднего професси¬онального образования. Имеет материально-техническую базу, отвечающую современным требованиям подготовки конкурентоспособных, высококвалифициро¬ванных специалистов. Для проведения образовательного процесса используются современные кабинеты и лаборатории, имеется хорошая спортивная база. В мастерских техникума студенты проходят практическое обучение и получают трудовые навыки. Иногородним студентам предоставляется общежитие.
1.94 км
Больше? Ещё 20 ближайших колледжей
Наследие
Как влияние
Нуреев тренирует Девона Карни в постановке « Дон Кихота» .
Внешнее видео |
---|
Нуриев был прежде всего приверженцем классической техники, и его владение ею сделало его образцом для целого поколения танцоров. Если уровень мужских танцев на Западе так заметно вырос после 1960-х годов, то во многом это произошло благодаря вдохновению Нуриева.
Влияние Нуриева на мир балета изменило восприятие танцоров-мужчин; в его постановках по классике мужские роли получили гораздо больше хореографии. Другим важным влиянием было то, что он пересек границы между классическим балетом и современным танцем, исполнив и то, и другое. Сегодня для танцоров нормально обучаться в обоих стилях, но Нуриев был создателем и преуспел в современном и классическом танце. Он старался изо всех сил работать с великой современной танцевальной маркой Мартой Грэм , и она создала произведение специально для него. В то время как Джин Келли много сделал для совмещения современного и классического стилей в кино, он происходил из среды «популярного танца» с более сильным влиянием современного танца, в то время как Нуриев добился больших успехов в принятии современного танца в сфере «классического балета».
Харизма, целеустремленность и щедрость Нуреева были таковы, что он не просто передавал свои знания. Он олицетворял для танцора школу жизни. Несколько танцоров, которые были руководителями балета Парижской оперы под его руководством, впоследствии сами стали руководителями балета, вдохновив на продолжение работы и идей Нуриева. Мануэль Легри — директор Венского государственного балета , Лоран Илер — балетный руководитель Московского театра Станиславского и Шарль Жуд — постановщик балета Большого театра Бордо .
Михаил Барышников , другой великий танцор, который, как и Нуриев, перешел на Запад, очень уважает Нуреева. Барышников сказал в интервью, что Нуриев был человеком необычным во всех отношениях, инстинктивным, умным, постоянным любопытством и необычайной дисциплиной, что было целью его жизни и, конечно же, любовью к исполнению.
Техника и поиск совершенства
Нуреев поздно начал заниматься балетом и должен был совершенствовать свою технику, чтобы добиться успеха. Джон Тули писал, что Нуриев рос очень бедно и должен был восполнить от трех до пяти лет балетным образованием в балетной школе высокого уровня, что дало ему решающий стимул к приобретению максимальных технических навыков и к тому, чтобы стать лучшим танцором, работающим над балетом. совершенство на протяжении всей своей карьеры. Задача всех танцоров, с которыми работал Нуриев, заключалась в том, чтобы последовать его примеру и разделить его полную приверженность танцу. Сторонниками точного описания феномена Нуриева являются Джон Тули , бывший генеральный директор Королевского оперного театра в Лондоне, Пьер Берже , бывший президент Оперы Бастилии, места проведения балета Парижской оперы (в дополнение к Дворцу Гарнье) и Мануэль Легри , главный режиссер. артист балета Парижской оперы, номинированный Нуреевым в Нью-Йорке.
Нуриев выразился так: «Я подхожу к танцам с другой стороны, чем к тем, кто начинает танцевать в 8 или 9 лет. Те, кто учился с самого начала, никогда ни в чем не сомневаются». Нуреев поступил в Академию балета имени Вагановой в возрасте 17 лет, оставшись там всего на 3 года по сравнению с танцорами, которые обычно становятся ведущими танцорами после поступления в школу имени Вагановой в 9 лет и проходят полные 9 лет танцевального образования. Нуриев был ровесником Владимира Васильева , ведущего танцора Большого театра. Позже Нуриев был предшественником Михаила Барышникова в Кировском балете, ныне Мариинском театре. В отличие от Васильева и Барышникова, Нуриев заработал себе репутацию не на успехах на международных балетных конкурсах, а на выступлениях и популярном имидже.
Парадоксально, но и Нуриев, и Михаил Барышников стали мастерами совершенства в танце. Танец и жизнь были одним и тем же, Пьер Берже сказал о Нурееве: «Он был танцором, как и любой другой танцор. Это необычно, когда набирает 19 баллов из 20. Очень редко получить 20 из 20. Однако, чтобы получить 21 из 20 — это еще реже. Так было с Нуреевым ». Легрис сказал: «Рудольф Нуриев был высокоскоростным поездом (он был TGV)». Работа с Нуреевым предполагала необходимость превзойти себя и «наступить на это».
Танцевальное партнерство
Иветт Шовире из балета Парижской оперы часто танцевала с Нуреевым; он описал ее как «легенду». (Шовире присутствовал на его похоронах с французской танцовщицей и актрисой Лесли Карон .)
В Королевском балете Нуреев и Марго Фонтейн стали давними партнерами по танцам. Нуриев однажды сказал о Фонтейне, который был на 19 лет старше его, что они танцевали «одним телом, одной душой». Вместе Нуриев и Фонтейн премьера сэра Фредерика Эштона «балет с Маргариту и Армана , балет танцевал Листа » s Соната для фортепиано си минор , которая стала их визитной карточкой. Кеннет Макмиллан был вынужден позволить им представить свой « Ромео и Джульетту» , предназначенный для двух других танцоров, Линн Сеймур и Кристофера Гейбла . Существуют фильмы об их партнерстве в «Сильфидах» , « Лебединое озеро» , « Ромео и Джульетта» и других ролях. Они продолжали танцевать вместе еще много лет после ухода Нуреева из Королевского балета. Их последнее совместное выступление было в барочном Па-де-Труа 16 сентября 1988 года, когда Фонтейну было 69, Нурееву — 50, и Карла Фраччи , 52 года, также играла главную роль.
Он отметил еще одно давнее партнерство с Евой Евдокимовой . Впервые они появились вместе в «Сильфиде» (1971), а в 1975 году он выбрал ее в качестве своей « Спящей красавицы» в постановке Лондонского фестивального балета . Евдокимова оставалась его любимым партнером для многих гостевых выступлений и гастролей по всему миру с «Нуреевым и друзьями» более пятнадцати лет.
Во время своего американского сценического дебюта в 1962 году Нуриев также сотрудничал с Соней Аровой в Бруклинской музыкальной академии в Нью-Йорке . В сотрудничестве с Ruth страницы «s Chicago Opera Ballet , они выступали гран па — де — де из Дон Кихота .
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ ИМ. Р. НУРЕЕВА
Центральный корпус возведен в 1910-е гг. в классическом кирпичном стиле для городского приходского училища (ул. Свердлова, 38, бывшая Малая Казанская). С 1922 г. в здании располагалась общеобразовательная школа № 2. Некоторое время, с 1926 г. школа имела бухгалтерский уклон, а с 1929 г. она готовила еще и учителей начальных классов.
Вплоть до 1930 г. учебное заведение возглавлял видный языковед и фольклорист З. Ш. Шакиров, некоторое время оно именовалось Татарской гимназией 1-й и 2-й ступени совместного обучения. Затем школу возглавил Рустем Чанышев, при нем она имела статус «фабрично-заводской семилетки».
В 1933 г. школа № 2 получила звание «Образцовая средняя школа», сохранявшееся за ней вплоть до 1941 г.
В последний год Великой Отечественной войны в первый класс школы № 2 пришел невысокий худощавый мальчуган. Тогда никто не догадывался, что лицо этого ученика, часто опаздывающего на уроки из-за занятий в хореографических кружках и студиях, скоро станет узнаваемо во всем мире, а его именем назовут основанное в этих стенах хореографическое училище. В этой школе учился, ее в 1955 г. окончил всемирно известный танцовщик Рудольф Нуреев.
В 1986 г. после фундаментальной реконструкции, выполненной, кстати сказать, благодаря поддержке первого секретаря Башкирского обкома КПСС М. З. Шакирова, сына просветителя Закира Шакирова, старинное здание заняло хореографическое училище на 210 учащихся. К прежнему корпусу был пристроен еще один четырехэтажный с интернатом на 170 мест, столовой, балетными залами, библиотеками и маленьким театром.
Преподавать в училище стали ведущие мастера уфимской сцены, среди которых народная артистка РФ и РБ Л. Куватова; народная артистка РБ, заслуженная артистка РФ В. Галимова; народные артистки РБ Л. Шапкина, Э. Сулейманова. Со дня основания училища коллектив преподавателей возглавляет А. С. Бикчурин, выпускник Ленинградского академического хореографического училища, заслуженный артист БАССР, в течение двадцати лет танцевавший ведущие партии классического репертуара в Башкирском театре оперы и балета.
Сегодня в России всего семь государственных учебных заведений готовят кадры по специальности «хореографическое искусство», то есть артистов академического балета и артистов ансамблей народного танца. Авторитет училища стабильно высок.
Уфимское училище за короткий срок смогло наработать значительный опыт, сопоставимый с образцовыми школами профессиональной хореографии. В Уфу приезжают учиться не только из различных регионов России, но и из Москвы и Санкт-Петербурга. Здесь много иностранных студентов. Молодые люди из Англии, Германии и Японии считают престижным получить диплом хореографического училища имени Рудольфа Нуреева.
В училище девять просторных танцевальных залов, прекрасно оборудованные кабинеты, на учебной сцене учащиеся постигают азы хореографии, изучают общеобразовательные и музыкальные дисциплины. На отделениях классического и народного танца обучаются свыше трехсот детей.
В конце учебного года учащиеся выпускного класса отделения классического танца сдают государственные экзамены по предметам «классический танец», «актерское мастерство», а затем принимают участие в большом заключительном концерте на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета.
Училище заслуженно гордится своими выпускниками, которые востребованы не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и за рубежом. Балетная труппа Башкирского театра оперы и балета и Башкирский академический ансамбль народного танца имени Ф. Гаскарова состоят из выпускников училища. Выпускники училища выступают в лучших балетных коллективах России и на зарубежной сцене, танцуют в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Токио и других театральных столицах. Н. Сологуб и лауреат международных конкурсов артистов балета А. Меркурьев – ведущие солисты Мариинского театра, А. Тагирова танцует в Московском государственном театре «Русский балет», лауреат конкурсов в Будапеште Р. Рыкин получил значительное признание в США.
Бедное тяжелое детство
А вот родился Рудольф Нуриев в поезде, и это не легенда, а чистейшая правда. Просто мама будущей звезды балета отправилась вслед за мужем, получившим длительное назначение во Владивосток, на последнем месяце беременности. И 17 марта у Фариды начались родовые схватки. А уже через 16 месяцев счастливое семейство поехало на Транссибирском экспрессе в Москву, где получило комнату в двухэтажном доме у железной дороги. Это и было первое жилье Нуриева. В начале Великой Отечественной войны Хамет — отец Нуриева — ушел на фронт, а его жена вместе с детьми эвакуировалась сначала в Челябинск, а затем в пригород Уфы — поселок Щучье.
Как пишет Мария Баганова в своей книге «Бог танца», поселились Нуриевы в крошечной лачуге с земляным полом, сложенной из кизяка и крытой липовой корой, где не предусматривалось никаких удобств. Каморка отапливалась буржуйкой, больше дымившей, чем греющей. Также в лачуге можно было увидеть лавки и старые матрасы. Поскольку Нуриевы являлись не единственными жильцами этого дома, приходилось делиться «апартаментами». В общем, семья жила крайне бедно. Доходило до того, что Фарида меняла вещи на продукты, поэтому среди детей даже распространялась шутка: «Папин костюм был очень вкусным». Сам Рудольф, как пишет Мария Баганова, впоследствии вспоминал, что в детстве торговал газетами, а летом — свежей питьевой водой.
Не удивительно, что впоследствии на пятилетнего Нуриева огромное впечатление произвел балет Уфимского оперного театра «Журавлиная песнь». Блестящий занавес, красиво мерцающий при свете хрустальных люстр, прекрасные люди в красивых костюмах, их удивительные движения. Рудольфу казалось, они просто парят в воздухе… И Рудику, юному зрителю в заплатанной одежде, очень захотелось стать похожим на этих людей и попасть в другой, удивительный мир, совершенно непохожий на привычную реальность. Так он впервые захотел танцевать… Для начала Фарида определила сына в танцевальный кружок при детском садике, затем при Дворце пионеров, потом была Уфимская танцевальная студия.