Хореографический колледж в москве
Содержание:
- Эпоха романтизма в русском балете
- Плюсы и минусы профессии
- Хореографическое искусство Средневековья
- Проходные баллы
- Что такое хореография и как ей обучиться
- Где можно получить профессию хореограф?
- Факультеты, направления, специальности
- Где можно получить эту профессию
- Хореография, как вид искусства
- Списки вузов
- Как поступить, какие предъявляются требования
- Где работают выпускники
- Кто такой хореограф и чем он занимается?
- Правила приема
- Шарль Луи Дидло и «Первая русская школа»
- Где учиться на хореографа?
- В заключение
Эпоха романтизма в русском балете
С разгромом декабристов во всем наблюдался застой. Всякое свободомыслие было наказуемо и тщательно подавлялось правительством Николая I. Но уже в то время за высокий уровень профессионализма русский балет считался одним из лучших в Европе. Но из-за происходящих в стране изменений его развитие и приближение к романтизму застопорилось.
В это время просветительскому идеалу, базирующемуся на подражании природе, противопоставлялось 2-плановое отражение действительности, пропагандирующее романтиками. Таким образом, в искусстве наблюдалось противоборство отражения реального быта и идеального мира, придуманного и взлелеянного художником, который был значительно лучше действительности.
В эпоху романтизма стали значительно больше внимания уделять духовной жизни человека, что потребовало создания новых выразительных средств. Продуктом изысканий стало обогащение пантомимы изобразительностью живописного порядка, а танец стал единым целым с музыкальным сопровождением, визуально отражая ее выразительность.
Расцвет балетной музыки наблюдался в 1830-х годах. В это время жил и творил Михаил Иванович Глинка, навечно вошедший в историю оперы. Его балетные сцены стали значимым средством действительной, повествовательной и описательной характеристики, они были ярко окрашены симфонической образностью, подтверждением чего стали такие известные и нашим современникам оперы, как «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин».
Далеко не все сразу понимали, что музыка балетных сцен в операх М. И. Глинки стала дверью для симфонизации танца и создания танцевально-сценической системы образов, отражающих музыкальную драматургию.
В эпоху романтизма большая часть постановок исполнялась гастролирующими иностранными знаменитостями. А русские танцовщицы имели возможность проявлять себя только в перерывах между ними. При этом в опере стали прибегать к такому приему, как перестановка декораций, а в сказочных действах стали использовать театральные механизмы. Кроме того, стали изменяться и балетные костюмы, причем это происходило в соответствии с меняющейся модой.
Костюм особенно сильно видоизменился на рубеже XVII—XIX веков. В это время отходят в прошлое скрывающие женскую фигуру кринолины, на смену которым пришли платья. В мужской же моде того времени наблюдается отказ от громоздких париков в пользу легких, хотя и затейливых причесок, а также головных уборов. Стало модным носить фраки и обтягивающие панталоны. Что же касается обуви, то башмаки с громоздкими пряжками и каблуками сменили туфли на гладкой и гибкой подошве.
Плюсы и минусы профессии
Недостатки работы хореографа
Важно быть предельно внимательным к своему здоровью. Серьезная травма, полученная во время тренировки, может навредить карьере.
Иногда приходится работать очень много, особенно при подготовке крупных выступлений
Это выматывает и физически, и эмоционально.
Нужно быть трудолюбивым, постоянно совершенствоваться. В противном случае будет трудно выдержать конкуренцию и почти невозможно — выбиться в лидеры, добиться известности.
Наибольший объем работы часто приходится на праздники — как раз в это время проводится больше всего развлекательных мероприятий.
Преимущества:
- Услуги хореографов пользуются очень высоким спросом. Они востребованы, в том числе среди непрофессионалов — артистов, которые хотят снять музыкальный клип, невест и женихов, планирующих разучить свадебный танец и пр.
- Широкие возможности для работы: можно тренироваться с группами в фитнес-клубе, работать с актерами, с профессиональными танцорами, с детьми и взрослыми. Это позволяет найти именно ту аудиторию, с которой вам будет комфортно.
- Постоянные тренировки хорошо сказываются на физической форме. У вас всегда будет красивая подтянутая фигура.
- Такая работа идеально подходит для творческого самовыражения.
- Специалист с хорошей репутацией может хорошо зарабатывать.
- Можно устраивать гастроли, работать в любом городе или даже стране — искусство танца понятно всем.
Хореографическое искусство Средневековья
Танцевальное искусство неуклонно развивалось, в том числе и в тяжелые средневековые времена, когда существовала инквизиция, запреты на народные и светские зрелища. Но история сохранила для нас образцы первых бытовых танцев, ставшие базой для дальнейшего развития западноевропейских танцев. Это, в первую очередь, бассданс и бранли. Первый танец был достоянием знати и носил медленный, величавый характер. Второй же танцевали крестьяне разных провинций Франции. Существовала масса разновидностей этих танцев, общее количество которых превосходило 300.
Бранли танцевали на всевозможных народных гуляниях. Это искусство передавалось из поколения в поколение и в итоге из него родились такие известные и сегодня бытовые танцы, как менуэт, пасспье, бурре, гавот, ригодон.
В эпоху Средневековья разграничение между жителями сел и городов стали резко заметными. Это не могло не сказаться и на танцах. Подобные процессы происходили в различных европейских странах. Поэтому к XV веку придворные балы стали больше напоминать небольшие спектакли. В них все было подчинено строгому регламенту вплоть до порядка выхода придворных и последовательности танцев. Балом заправляли балетмейстеры.
Некоторые танцы объединялись в один и стали называться балетом. В течение XV—XVI веков популярными стали танцевальные спектакли с простенькими и абсолютно несвязанными между собой сюжетами, в частности интермедии, дивертисменты.
XVI век ознаменовался настоящим прорывом в развитии техники танца, в основном благодаря жонглерам-сказителям эпоса. Они стали носителями профессионального танца, танцевали самостоятельно и преподавали знатной молодежи, руководили хороводами в замках, селах, были организаторами шествий при дворцах и всевозможных религиозных торжествах.
Жонглеры танцевали виртуозно, их танцы были технически совершенными и включали множество акробатических трюков. У них уже присутствовали такие характерные для современного балета элементы, как выворотность ног, натянутость носка, группировка пальцев рук, вогнутость поясницы. Движения жонглеров были резкими и порывистыми.
В то же время в ранних средневековых танцах сохранялась композиция, состоящая из кругов. Поэтому в хороводах танцоры держались за руки или же мужчины держали руки на бедрах, а женщины поддерживали юбки. Основными движениями были скачки и шаги, а весь танец исполнялся под пение. Различали мужские, женские танцы и смешанные, а исполняли в основном кароль, ригодон, бранль и фарандолу.
Во времена позднего Средневековья более популярными становятся парные танцы. При этом наблюдается большее разнообразие композиционного рисунка, поэтому, кроме кругов, появляются линии и шеренги, а композиция в целом приобретает более острый характер. В этот период начинают появляться высокие прыжки, покачивания корпуса, а танцы теперь кроме пения стали исполняться под игру оркестра. В некоторых случаях даже присутствовали элементы игры и пантомимы. Но все средневековые танцы сопровождались многочисленными поклонами в начале и под конец танца.
Проходные баллы
Конечно, баллы ЕГЭ важны, но решающее значение для зачисления в хореографический вуз России имеют результаты, полученные на дополнительном вступительном и собеседовании.
Навыки и таланты абитуриентов оцениваются по 100-балльной шкале. Максимум складывается из критериев, отображенных на рисунке.
Прошлогодние проходные баллы в ведущие хореографические вузы России представлены в таблице и на диаграмме.
Название вуза | Проходной балл |
---|---|
СПбГИК | 237 |
СПбГУП | 357 |
Академия русского балета им. А. Я. Вагановой | 288 |
Российский педагогический университет им. А. И. Герцена | 225 |
РГУ им. А. Н. Косыгина | 277 |
ГИТИС | 293 |
МГАХ | 279 |
МГИК | 301 |
КГИК | 402 |
ВГИК | 269 |
ЧГИК | 323 |
ОГИК | 222 |
УГАИ | 323 |
КазГИК | 285 |
АГИК | 253 |
ИСИ | 236 |
ОмГУ им. Ф. М. Достоевского | 231 |
ЕАСИ | 175 |
Что такое хореография и как ей обучиться
Хореография — искусство, которое дает возможность человеку выразить свои переживания и эмоции при помощи танца. Актуальными остаются три направления: классическое, народное и современное. Хореография помогает развивать художественный вкус, чувство ритма, гибкость, добавляет уверенности в себе.
Хореограф занимается постановкой танцевальных номеров в разных амплуа: спектакли, ледовые шоу, выступления на конкурсах.
Обучиться хореографии возможно с 15-20 лет, посещая студии танцев. Однако, начиная танцевальный путь с такого возраста, больших вершин достичь сложно. Найти работу можно будет в сфере образования, фитнесе, любительских коллективах.
Чтобы стать профессиональным хореографом-постановщиком, необходимо начинать обучение с 5-8 лет. По достижении 12 лет мальчики и девочки, желающие связать свою жизнь с танцами, поступают в училища или колледжи. Хореографический ссуз дает преимущество при поступлении в высшее учебное заведение, а также оттачивает мастерство танцовщиков. На некоторые специальности, например, балетные, в университет возможно поступить только после окончания училища или колледжа.
Профессия хореографа предполагает наличие выносливости, больших физических нагрузок, силы воли. Во время выступлений и тренировок высока вероятность получения травм. Есть проблемы со здоровьем, характерные для этой профессии — судороги, заболевания ног, мозоли, растяжения.
Среди преимуществ специальности можно выделить:
- возможность посещать разные страны;
- открытие собственной танцевальной школы или создание коллектива;
- занятие любимым делом, без любви к танцу невозможно стать настоящим профессионалом;
- творческая и креативная профессия;
- насыщенная и активная жизнь.
Где можно получить профессию хореограф?
Освоение профессии часто начинается с детства. Посещение классов хореографии в школе искусств является первым этапом на пути к мечте
Наряду с учебой в общеобразовательной школе, будущий хореограф уделяет особое внимание танцам. Подготовку на базе 9 классов предоставляют колледжи искусств, а после получения аттестата можно подать документы в высшее учебное заведение.. Следует заметить, что хотя ранняя допрофессиональная подготовка дает неоспоримые преимущества для поступления и дальнейшей работы, наличие таланта, большого желания или участие в танцевальных кружках позволит успешно поступить в ВУЗ и стать хореографом без предварительной подготовки
На сегодняшний день в сфере хореографического образования также представлено множество танцевальных студий, однако предоставляемой ими подготовки недостаточно, чтобы овладеть профессией в полной мере.
Следует заметить, что хотя ранняя допрофессиональная подготовка дает неоспоримые преимущества для поступления и дальнейшей работы, наличие таланта, большого желания или участие в танцевальных кружках позволит успешно поступить в ВУЗ и стать хореографом без предварительной подготовки. На сегодняшний день в сфере хореографического образования также представлено множество танцевальных студий, однако предоставляемой ими подготовки недостаточно, чтобы овладеть профессией в полной мере.
Профессиональное образование хореографам дают институты культуры и педагогические университеты, которые проводят тщательный отбор абитуриентов. Поэтому для поступления очень важна хорошая подготовка
Большинство приемных комиссий уделяют особое внимание классическому танцу, технике его исполнения и музыкальности исполнителя. В ходе прослушивания кандидату на вакантное место также может быть предложено исполнить композиции из других танцевальных направлений.. К университетам, позволяющим получить хореографическое образование, относятся:
К университетам, позволяющим получить хореографическое образование, относятся:
- Санкт-Петербургский государственный университет;
- Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена;
- Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского;
- Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов;
- Московский государственный институт культуры.
Источники изображений: profirk.ru, vladtime.ru, vokrugsveta.ru, women-job.kiev.ua
Санкт-Петербургская государственная консерватория (Академия) им. Н.А.Римского-Корсакова
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 347 208,00 ₽ |
Российский университет театрального искусства — ГИТИС
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 290 500,00 ₽ |
Московская государственная академия хореографии
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 290 430,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 122 000,00 ₽ |
Хореографическое исполнительство
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 290 430,00 ₽ |
Московский государственный университет дизайна и технологии
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 250 300,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 87 600,00 ₽ |
Волгоградский государственный институт искусств и культуры
Волгоград
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 178 600,00 ₽ |
Хореографическое исполнительство
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 206 100,00 ₽ |
Хабаровский государственный институт искусств и культуры
Хабаровск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 205 800,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 72 800,00 ₽ |
Челябинская государственная академия культуры и искусств
Челябинск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 174 000,00 ₽ |
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Кемерово
Хореографическое исполнительство
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 169 550,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 169 550,00 ₽ |
Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств
Улан-Удэ
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 169 100,00 ₽ |
Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки
Магнитогорск
Факультеты, направления, специальности
Поступить в хореографический институт можно на один из факультетов (точное название зависит от вуза, но суть подготовки оно отражает в любом случае):
- факультет искусств;
- театральный факультет;
- хореографического искусства;
- балетмейстерский;
- исполнительский;
- вокально-режиссерский и ряд других.
В некоторых вузах хореографию преподают кафедры, например, в Институте славянской культуры РГУ им. А. Н. Косыгина – кафедра искусства хореографа, открытая в 2015 г.
В число возможных направлений подготовки входит:
- народная художественная культура;
- хореографическое искусство;
- хореографическое исполнительство;
- педагогика бального, современного, народно-сценического и спортивного бального танца;
- искусство балетмейстера, а также балетмейстера-репетитора.
В профильных хореографических институтах студенты могут выбирать одну из специализаций:
- руководитель хореографического коллектива бального танца;
- руководитель хореографического коллектива народного танца;
- художественный руководитель любительского хореографического коллектива;
- балетмейстер-постановщик;
- балетмейстер-педагог;
- балетмейстер-хореограф;
- балетмейстер-репетитор;
- хореограф;
- артист ансамбля народно-сценического танца.
Где можно получить эту профессию
Хореографические училища Москвы предлагают получить образование по специальностям Искусство балета и Искусство танца:
- Московская государственная академия хореографии.
- Московское государственное хореографическое училище им. Л.М. Лавровского.
- Московское хореографическое училище при Московском государственном академическом театре танца «Гжель».
- Красногорское хореографическое училище, филиал ГАПОУ МО «Московский Губернский колледж искусств».
- Колледж музыкально-театрального искусства имени Г.П. Вишневской.
Насчитывается 56 высших учреждений образования и 48 средних профессиональных учебных заведений, которые выпускают талантливых танцовщиков-постановщиков. К наиболее престижным ссузам России относятся:
- Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой (г. Санкт-Петербург).
- Академия танца Бориса Эйфмана (г. Санкт-Петербург).
- Башкирский хореографический колледж имени Рудольфа Нуреева (г. Уфа).
- Бурятский республиканский хореографический колледж им. Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева (г. Улан-Удэ).
- Воронежское хореографическое училище.
- Казанское хореографическое училище (техникум).
- Краснодарское хореографическое училище.
- Омский областной колледж культуры и искусства.
- Ростовский колледж искусств.
- Уральский хореографический колледж (г. Екатеринбург).
- «Тольяттинская консерватория» — отделение хореографии.
- Якутская балетная школа (колледж) им. Аксении и Натальи Посельских.
- Саратовский областной колледж искусств.
- Пермское государственное хореографическое училище.
Хореография, как вид искусства
В целом танец можно назвать старейшим видом искусства, отображающим потребность человека делиться собственными переживаниями, эмоциями за счет движений. Даже первобытные люди сопровождали танцами все важные для себя события: рождение детей, смерть, успешное завершение похода, избрание вождя племени, выздоровление кого-либо и пр. На основе танцев строились различные ритуалы, посвященные вызову дождя, воззванию к божествам для получения богатого урожая, об удачном завершении войны и пр.
За продолжительную историю человечества они претерпевали изменения, отражающие характер и направление культурного развития. Поэтому сегодня известна масса танцевальных видов, стилей и форм.
У каждого народа наблюдается собственная пластика, приемы «укладывания» движений на музыку. При этом язык танца, формировавшийся из типичных для народа жестов, положений рук, ног, головы, корпуса, складывался в соответствии с особенностями жизни этого народа. Поэтому в народных танцах нередко можно проследить как его историческое, так и социальное прошлое, а также особенности и определенные черты менталитета.
Со временем начали формироваться танцевальные па. Они произошли от таких основных видов движений, как ходьба, бег, прыжки, повороты, раскачивания. В результате их совмещения между собой и модернизации образовались традиционные танцевальные па.
Танец, как и любой другой вид искусства, имеет свои характеристики. Это в первую очередь:
- ритм – скорость повторения и варьирования основных движений;
- рисунок – характер сочетания различных движений при связке их в законченную композицию;
- динамика – изменение размаха и напряженности движений;
- техника – полнота владения собственным телом и искусность выполнения танцевальных па и позиций.
В большинстве танцевальных направлений важная роль отводится жестикуляции, в частности движениям рук.
При этом средствами выразительности служат не только ритм движений и динамика, но и гармоничность движений и принятия поз, пластика, мимика, темп движений, а также костюм и реквизит. Танец подчинен законам музыкальной системы, поэтому он так же, как и музыкальное произведение, измеряется теми же длительностями.
Несмотря на все это, хореография остается весьма демократичным видом искусства. С ее помощью тело получает возможность высказаться, выразить свою индивидуальность и неповторимость. При этом она позволяет развить творческий и личностный потенциал, помогает справиться со многими комплексами, расслабиться, а также преодолеть страх перед публичным выступлением.
Изначально, точнее, с момента начала развития хореографии, как отдельного вида искусства, созданием постановок занимались танцмейстеры. Они находились при королевских дворах и являлись предшественниками нынешних хореографов. Именно им принадлежит заслуга создания единых стандартов, которые позже стали именовать танцевальным этикетом и используются до сих пор.
Списки вузов
Сценическое искусство, поставленное на поток, становится ширпотребом, поэтому количество хореографических институтов, университетов и академий в России, да и во всем мире, не исчисляется сотнями. И все-таки вузы, известные далеко за пределами постсоветского пространства, есть во многих регионах страны.
Перечень аккредитованных высших учебных заведений с плановым набором на бюджет и расценками на платное обучение представлен в таблице.
Город | Название учреждения | Количество бюджетных мест | Стоимость обучения за год, руб. |
---|---|---|---|
Санкт-Петербург | Санкт-Петербургский государственный институт культуры (СПбГИК) | 18 | 248 000 |
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП) | 10 | 210 000 | |
Академия русского балета им. А. Я. Вагановой | 23/19* | 250 000 – 320 000 | |
Российский педагогический университет им. А. И. Герцена | 8 | 160 000 | |
Москва | РГУ им. А. Н. Косыгина | 15 | 248 000 |
Российский университет театрального искусства (ГИТИС) | 20 | 322 000 | |
МГАХ – Московская государственная академия хореографии | 10/16* | 322 000 | |
МГИК – Московский государственный институт культуры | 25 | 240 000 | |
ИСИ – Институт современного искусства | 17 | 200 000 | |
МИТУ-МАСИ – Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт | 144 900 |
*Бюджетные места по специальностям «хореографическое искусство» (52.03.01) / «хореографическое исполнительство» (52.03.02).
Город | Название учреждения | Количество бюджетных мест | Стоимость обучения за год, руб. |
---|---|---|---|
Красноярск | КГИК – Красноярский государственный институт культуры | 8 | 220 792 |
Волгоград | ВГИК – Волгоградский государственный институт культуры | 18 | 110 000 |
Челябинск | ЧГИК – Челябинский государственный институт культуры | 11 | 188 300 |
Орел | ОГИК – Орловский государственный институт культуры | 12 | 117 000 |
Уфа | УГАИ – Уфимская государственная академия искусств им. З. Исмагилова | 2 | 179 178,56 |
Казань | КазГИК – Казанский государственный институт культуры | 8 | 118 300 |
Белгород | БГИИК – Белгородский государственный институт искусств и культуры | 60 300 | |
Барнаул | АГИК – Алтайский государственный институт культуры | 8 | 101 070 |
Омск | ОмГУ – Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского | 167 654 | |
Екатеринбург | ЕАСИ – Екатеринбургская академия современного искусства | 38 | 142 000 |
Как поступить, какие предъявляются требования
Прием в хореографический колледж осуществляется на базе 4 и 7 классов. Срок обучения после начальной школы — 7 лет 10 месяцев, после 7 класса — 4 года 10 месяцев. Список документов для поступления предоставлен на сайтах ссузов. Прием абитуриентов проводится по особым правилам и состоит из нескольких туров.
Индивидуальный просмотр. На нём оценивают профессиональные навыки и качества: эстетика телосложения (пропорции тела, вес, рост, форма лица и частей тела), сценические данные, уровень профессиональных навыков (прыжки, гибкость, выворотность, подъем).
Медосмотр поступающего. Проверяется отсутствие противопоказаний для обучения, хронических заболеваний, дефектов
Пристальное внимание уделяется проверке вестибулярного аппарата, нервной системы, сердца и легких.
Оценка художественных и профессиональных данных. Поступающий показывает небольшой музыкальный отрывок, в котором оцениваются его ритмичность, пластичность, координация движений, эмоциональная образность.
Где работают выпускники
У выпускника, получившего высшее хореографическое образование, есть множество вариантов трудоустройства в сфере культуры и искусства. Наиболее вероятные места работы:
- дворцы и дома культуры;
- концертные организации;
- профессиональные балетные группы;
- дома творчества;
- вузы культуры и искусств;
- клубы спортивного бального танца;
- хореографические колледжи;
- школы искусств.
Выбирая профессию хореографа, следует заранее приготовиться к тому, что карьера не всегда складывается так, как задумано. Всероссийская и мировая слава часто бывает делом случая. На каждое имя, прославившее то или иное учебное заведение, приходятся тысячи талантливейших выпускников, так не сумевших реализовать свой потенциал.
Кто такой хореограф и чем он занимается?
Хореограф специализируется на постановке танцевальных номеров, в том числе для спектаклей в театре, цирковых выступлений, ледовых шоу, музыкальных клипов и пр.
Список обязанностей зависит от того, где и с кем работает хореограф. При работе в училище, колледже, студии или секции вам предстоит проводить отбор желающих, проверять их навыки и уровень подготовки, планировать занятия (в том числе на месяц и на год), отслеживать и анализировать результаты тренировок.
Участие в подготовке театральных выступлений, цирковых номеров и пр. предполагает помощь в подборе костюмов и прически (одежда должна быть удобной, прическа — не разваливаться во время энергичных движений), постановку танца, проведение репетиций. При работе со взрослыми артистами и актерами, которые не изучали профессионально танцевальное искусство, нужно суметь создать красивый, эффектный, соответствующий идее и при этом простой танец, не требующий многолетней базовой подготовки.
Руководитель хореографического коллектива, помимо отбора учеников, проведения занятий и оценки результатов должен добиваться правильного взаимодействия между всеми участниками группы, учить их работать слаженно.
Правила приема
Процесс поступления в учебное заведение, занимающееся подготовкой хореографов, значительно отличается от приема на другие специальности. Баллы, набранные на ЕГЭ, по большому счету играют второстепенную роль. В приоритете – танцевальные навыки и пластичность.
Единых правил проведения дополнительных вступительных испытаний в вузы, специализирующиеся на хореографическом направлении, не существует. Каждый из институтов и университетов определяет собственный набор экзаменов. В частности, Петербургский гуманитарный университет профсоюзов требует наличие результатов ЕГЭ по русскому языку и литературе (как и большинство хореографических вузов). Кроме того, абитуриенты проходят творческое и профессиональное испытания. В пакет документов, который прилагается к заявлению на поступление, входит обязательная справка об отсутствии медицинских противопоказаний к обучению.
Чтобы поступить в ГИТИС придется пройти 4 уровня испытаний:
- Письменный экзамен по русскому языку.
- Устный экзамен по литературе.
- Устное собеседование проходит с целью определения таких профессиональных качеств абитуриента, как уровень интеллекта, культурный кругозор, чувство вкуса и стиля. Проверяются знания в области хореографии, литературы и музыки (в том числе элементарной теории музыки).
- Практическое творческое испытание хореографического искусства, в ходе которого абитуриент демонстрирует собственную технику и точность движений, пластическую выразительность, чувство ритма и актерское мастерство. Вступительный экзамен состоит из 2 разделов: исполнительские навыки в виде презентации двух танцевальных номеров, а также методический или срежиссированный абитуриентом показ на выбор. В ходе первого демонстрируется точность соблюдения и техника исполнения хореографических элементов. Постановочный же показ включает собственное сочинение и импровизацию.
Некоторые учебные заведения принимают только абитуриентов, окончивших профильную школу, колледж или училище. Так что точный набор требований и порядок поступления нужно уточнять в приемной комиссии каждого конкретного учебного заведения.
Шарль Луи Дидло и «Первая русская школа»
Танцевальное искусство изучалось множеством деятелей разных времен. Так, в 1688 г. аббат Мишель де Пюр произвел анализ структуры балета и выделил в самостоятельную единицу танцевальную фигуру, что он отразил в своем труде «Мнения о старинных и новых зрелищах». Позднее попытки изучения структуры и формы народных танцев предпринимали и другие исследователи, в частности Джон Плейфорд, Рауль Фойе. Все их работы исполнили существенную роль в создании обобщенных и систематизированных знаний о танцевальном искусстве, которые были собраны и отражены в книге Ж. Ж. Новерра «Письма о танце». Именно она в дальнейшем стала настольной для множества хореографов, а высказанные в ней идеи нашли свое продолжение в работе Ш. Л. Дидло и других ведущих хореографов.
Именно Ш. Л. Дидло, родившийся в семье французских танцовщиков, являющихся частью шведского Королевского оперного театра, стал тем человеком, который подарил русскому балету мировую известность в начале XIX века. Этот балетмейстер-француз создал базу для формирования своеобразного стиля русского балета. Он стал главой Петербургской балетной труппы Российских императорских театров в 1801 г., а его дебютным спектаклем стал «Аполлон и Дафна», который он готовил на протяжении полугода.
Дидло снискал репутацию гениального хореографа. Он широко использовал выразительность и эмоциональную насыщенность женского танца, а воспитанные им танцовщицы превозносились на уровне крупнейших западных прославленных танцоров-мужчин. Хореограф требовал от танцоров артистизма и строгой логики действий. Он резко критиковал виртуозность ради нее самой, ведь был уверен, что зритель может понять суть балета и оценить всю глубину страсти за счет передачи эмоций лицом артистов. Поэтому он всегда стремился создавать такие постановки, в которых танцы передавали чувства и характеры действующих лиц, а выразительные движения и яркая мимика замещали словесное выражение мыслей, что в комплексе дарило цельность эстетического впечатления. Это и легло в основу создания русской школы балета.
Дидло заменил ранее принятые парики, шиньоны, кафтаны, тяжелые башмаки легкими и удобными трико и газовыми туниками
Это позволило танцорам совершенствовать собственное мастерство, что было крайне важно для Дидло. Отличительными чертами его постановок стали:
- полеты;
- пантомимная игра;
- выразительность, техничность исполнения;
- равное значение женских и мужских ролей в танце;
- использование последних инженерных разработок при оборудовании сцены.
Поскольку танца на пальцах еще не было, Дидло много внимания уделял воспитанию апломба, т. е. длительной выдержки неподвижной позы на полупальцах на одной ноге. В то же время на постановки Дидло сильное влияние оказала русская народная пляска. Поэтому за 30 лет работы этого балетмейстера в России создался именно тот вид танца, который был назван первой русской школой классического танца. Ее постановки отличались легкостью, законченностью мысли. Они были полны эмоций и благородства, а также наполнены пластикой русской женщины.
Обучение в школе продолжалось 8—9 лет. Преподаватели подолгу тренировали воспитанников на менуэте, поскольку он позволяет выработать королевскую осанку, красивый поклон, грацию при протягивании руки и пр. Также в тот период танцевали и экосез, французскую кадриль, фанданго, вальс, гросфатер, котильон, мазурку, аллеманду, венгерку и др.
При Дидло были созданы новые виды вращательных движений, появились первые элементы парного танца, которые в будущем трансформируются в адажио. В то же время женский танец не просто обогащался за счет мужского, но и сумел вытеснить его на 2-й план. Это стало возможным за счет новой стилистики, построенной по мотивам античной живописи и ваяния. А в 1808 г. Дидло ввел в балет положение на пальцах. Именно это имело колоссальное значение для развития женского русского балета и дало возможность женщине получить лидирующее положение в балете.
Таким образом, Дидло произвел настоящий переворот в мире хореографии. Именно благодаря ему из репертуара русского балета удалось вытеснить иностранные труппы, столь часто приглашаемые ранее дирекциями театров. При этом балетмейстер не любил ставить чужие балеты и всегда отдавал предпочтение собственным постановкам. Он ежегодно придумывал 2 или даже 3 балета. В них всегда наблюдалась абсолютная гармония между пантомимой, пластикой движений, мимикой, что весьма ценилось зрителями. И уже к концу 1830-х гг. русский балет вошел в эпоху романтизма.
Где учиться на хореографа?
Вариантов несколько.
Школьники могут пройти обучение в академии или танцевальной студии. Подготовка специалистов в сфере танцевального искусства часто начинается уже с 7-10 лет — в частности, это касается артистов балета.
Куда пойти учиться
- В колледж, училище или техникум. Вы получите среднее профессиональное образование (СПО). Во многих колледжах принимают на обучение детей с 13-14 лет, учеба длится в среднем 4-5 лет. При поступлении нужно пройти творческий экзамен или конкурсный отбор.
- В академию, институт или университет. Вы получите высшее образование (ВО). Срок обучения — 3-4 года на бакалавриате и дополнительно 2-3 года на магистратуре (по желанию). Заочное обучение длится дольше очного. Для поступления обычно сдают русский язык, обществознание и творческий экзамен.
Если у вас уже есть ВО или СПО по любому профилю плюс вы обучались в танцевальной студии, но вам не хватает навыков преподавания, обратите внимание на курсы профпереподготовки. Учиться можно дистанционно*
Важно: на программах профпереподготовки вас будут учить не танцевать, а преподавать танцы!
Обратите внимание на программы АНО «НИИДПО»:
Педагог-хореограф. Преподавание хореографии детям и взрослым
340 часов (2 мес.)
Квалификация: Педагог дополнительного образования в области хореографии
14700 руб. 7400 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Вы узнаете, как преподавать на законных основаниях, о каких требованиях, законах и нормах нужно помнить, как разрабатывать и использовать образовательные программы, как обучать классическому, спортивному и другим видам танцев, как готовить танцоров к выступлениям:
Руководитель хореографического коллектива. Традиционные и инновационные методики развития творческих способностей детей
340 часов (3 мес.)
Квалификация: Руководитель хореографического коллектива
12500 руб. 7100 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Вы узнаете, как создать сплоченный детский коллектив, как развить у ребят чувство единства в танце, как сформировать у детей безупречный вкус и обучить их искусству импровизации. Вы разберетесь в возрастной психологии и поймете, как мотивировать учеников с разными характерами и целями, как поддерживать здоровую атмосферу в коллективе.
После окончания обучения вы получите диплом государственного образца и сможете преподавать танцевальное искусство.
Отдельные темы и вопросы можно проработать на курсах повышения квалификации для хореографов. Например:
Методика постановки различных видов танцев и проведения хореографических выступлений с детьми дошкольного возраста
108 часов (1.5 мес.)
7200 руб. 2953 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Режиссура постановки танцев в детском коллективе
108 часов (1 мес.)
6900 руб. 3691 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Поскольку обучение проходит в онлайн-формате, нет необходимости приезжать в институт. Почитайте подробнее о поступлении и процессе обучения. Остались вопросы? Обратитесь к специалистам приемной комиссии АНО «НИИДПО».
В заключение
Приемные комиссии колледжей и вузов оценивают не только знания абитуриента в области школьной программы, но и его творческие навыки. Умение держаться на сцене, опыт выступлений, пластика и другие качества танцовщика для будущего хореографа важнее знания предметов, которые нужно сдать на ЕГЭ. Также во время приема учитываются внешние и физические данные.
Предварительно стоит ознакомиться с Перечнем заболеваний, патологических состояний, особенностей физического развития, препятствующих поступлению в хореографические училища. В список вошли варикозное расширение вен, артериальная гипертензия, порок сердца и другие состояния, при наличии которых абитуриент не сможет поступить в ссуз или вуз.