Производственная практика для студентов

Содержание:

Цели и задачи

В ходе обучения важно придерживаться согласованности теории и практики. Как и любой другой этап образовательного процесса, пребывание студента на производстве преследует определенные цели и задачи

Цель

Основная цель производственной практики – закрепление теоретических знаний, отработка профессиональных навыков и умений в условиях реальной рабочей деятельности. Нередко именно эта часть обучения становится стартом будущей карьеры выпускника.

Задачи

Главные задачи производственной практики:

  • закрепление, обобщение и проверка полученных в вузе знаний;
  • освоение технологии процессов, получение профессиональных умений;
  • знакомство с особенностями работы по специальности в реальных условиях.

Есть у практики студентов на производстве и еще одна важная миссия – сбор материала для курсовой или дипломной работы.

Что сделать после окончания стажировки

Конец стажировки — это повод оценить полученный опыт и оформить его в портфолио или резюме. Для этого стоит сделать несколько вещей.

️Запросить обратную связь от руководителя стажировки

Чаще всего руководитель проводит финальную беседу, где делится обратной связью по задачам и опыту работы в целом. Но если по какой-то причине такого разговора не случилось, стоит самостоятельно его инициировать.

Обратная связь поможет оценить, какие есть сильные и слабые стороны, что стоит подтянуть и изучить, даст возможность разобраться в тех задачах, которые оказались слишком сложными.

️Уточнить, какие данные можно использовать в портфолио или резюме

Даже если перед стартом стажировки вы узнавали, можно ли будет выполненные задачи в портфолио, по окончании всё равно стоит ещё раз уточнить эту информацию и согласовать, что именно и где вы будете публиковать. У всех компаний очень разное отношение к публичному использованию данных о своих проектах: кто-то будет рад, например, публикации кейса в СМИ, а кто-то может запретить упоминать даже минимальные данные, включая название самой компании или проекта, над которым работал стажёр.

Если решили написать статью о стажировке, хорошим тоном считается согласовать будущую статью с компанией, где проходила стажировка. Это можно сделать через непосредственного руководителя стажировки или через PR-отдел компании. Так вы точно будете уверены, что после публикации не возникнет проблем из-за конфиденциальности.

️Запросить рекомендацию

Рекомендация — это сильное преимущество. В зависимости от сферы, в которой проходила стажировка, вы можете либо запросить официальное рекомендательное письмо: составляет его руководитель стажировки или HR-специалист компании на официальном бланке, либо же просто спросить разрешения у руководителя давать его контакт, если вдруг понадобится рекомендация.

️Обратиться в HR-отдел и узнать, есть ли подходящие вакансии

Если стажировка понравилась, стоит узнать, есть ли возможность продолжить сотрудничество. Можно написать в HR-отдел и запросить актуальные вакансии, можно пообщаться непосредственно с руководителем и предложить сотрудничество на фрилансе.

️Сразу пополнить портфолио или резюме

Обновить портфолио, резюме или написать кейс по итогам стажировки лучше сразу — пока информация свежая, пока не забылись детали, пока есть возможность связаться с руководителем стажировки, если, например, возникнет необходимость запросить дополнительные данные.

На что обратить внимание при выборе стажировки

Чтобы стажировка решала ваши карьерные задачи, важно оценить программу заранее — узнать, какие задачи придётся решать, будет ли наставник или куратор стажировки, какая длительность программы, можно ли будет получить рекомендации и так далее. Если компании не может ответить на вопросы, лучше от такой стажировки отказаться: скорее всего, задачи будут неопределённые, у сотрудников не будет времени на вас и вы зря потратите своё время

Что узнать перед стажировкой:

  • какие задачи будете выполнять стажёр: сколько их будет, какая зона ответственности и какая степень самостоятельности, будет ли заранее известен список всех задач;
  • есть ли дополнительные материалы или база знаний, которые можно будет изучить;
  • предполагается ли наставник или куратор — или хотя бы сотрудник, к которому можно будет обращаться с вопросами;
  • какую загруженность ждут от стажёра — желательно сразу оговорить сроки прохождения стажировки и время работы;
  • кто будет оценивать задачи, есть ли определённые критерии их выполнения;
  • какая форма взаимодействия — письменно, приезжать в офис, созваниваться по видео;
  • будет ли возможность получить рекомендацию после стажировки;
  • можно ли будет использовать проекты у себя в портфолио, какой уровень конфиденциальности нужно соблюдать.

Норма часов учебной нагрузки

Норма часов учебной работы для преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения, установлена п. 2.8.2 Приложения 1 к Приказу N 1601 <2>, п. 4.1 Приложения 2 к данному Приказу и составляет 720 часов в год за ставку заработной платы или 72 часа в месяц.

<2> Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Обратите внимание, норма, равная 720 часам учебной (преподавательской) работы, является нормируемой частью педагогической работы преподавателей, а также расчетной величиной для исчисления размера оплаты их труда за фактически установленный им образовательной организацией годовой объем учебной нагрузки. Для справки

Рабочее время преподавателя состоит из нормируемой и ненормируемой частей. Нормируемая часть определяется в астрономических часах (включает перемены), регламентируется расписанием уроков и отражается в табеле учета рабочего времени преподавателя. В эти часы работник обязан находиться в учебном заведении

Для справки. Рабочее время преподавателя состоит из нормируемой и ненормируемой частей. Нормируемая часть определяется в астрономических часах (включает перемены), регламентируется расписанием уроков и отражается в табеле учета рабочего времени преподавателя. В эти часы работник обязан находиться в учебном заведении.

Ненормируемая часть (другая часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени) не конкретизирована по количеству часов, вытекает из должностных обязанностей работника, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями. В эти часы преподаватель не обязан находиться в учебном заведении (п. 2.1, 2.2, 2.4 Особенностей N 536 <3>).

<3> Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536.

Документальное оформление

Компании по-разному оформляют взаимоотношения с сотрудниками или соискателями, обучение которых они планируют оплачивать. Кто-то подписывает соглашение об обучении. Некоторые вносят соответствующие условия в трудовой договор при его заключении или после, подписывая дополнительное соглашение к нему (абз. 5 ч. 4 ст. 57, ст. 249 ТК РФ). Но чаще между работником и работодателем заключается ученический договор (ст. 198 ТК РФ). И если он составлен грамотно, то это существенно снижает риск возникновения споров.

Содержание ученического договора определено в ст. 199 ТК РФ. В частности, в него необходимо включить:

  • указание на квалификацию, приобретаемую учеником;
  • обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения;
  • обязанности работника пройти обучение, а затем по своей квалификации проработать по трудовому договору с работодателем;
  • сроки ученичества и обязательной отработки у работодателя;
  • размер оплаты ученичества.

Желательно указать в договоре, что обучение проводится в интересах работодателя, отразить срок и стоимость обучения, обязанности работника в период ученичества (например, регулярно посещать занятия, успешно сдавать экзамены, предоставлять работодателю сведения о прохождении аттестации и т.п.), размер стипендии, продлевается ли срок отработки на период отпусков и больничных работника, порядок компенсации расходов работодателя при незавершении обучения, неисполнении работником своих трудовых обязанностей или увольнении до истечения срока обязательной отработки.

Раздел: Как написать студенческую работу

Процесс прохождения производственной практики заочниками имеет свои специфические особенности.

Во-первых, все — и студенты, и администрация вузов — понимают, что никто ни на какую практику не ходит.

Заочники — люди работающие, и, следовательно, с основного места работы на 1-1,5-месячную практику их никакой работодатель не отпустит.

Во-вторых, несмотря на то, что ВУЗы обязаны предоставить студентам место прохождения практики, они этого сделать не могут, т.к. никаким российским предприятиям не нужны «чужие глаза и уши» на своей территории, с которых проку никакого нет.

Видимо, в контексте реформы образования, была где-то выделена значимость приближения образования к практике. Вот и приравняли студентов-заочников (которым практика не нужна совершенно) к студентам-очникам (для которых, согласитесь, эта практика актуальна и необходима).

Однако, дипломную работу заочникам писать придется так же, как и «очникам», поэтому, как правило, в качестве места прохождения практики «заочник» выбирает место работы или фирму (организацию), где ключевые позиции занимают его родные и близкие. Однако, суровая правда жизни состоит в том, что не всегда конкретное место работы студента автоматически обеспечивает ему всю необходимую для написания диплома информацию. Поэтому написание отчета по практике требует определенных усилий по сбору и формализации данных, связанных с работой предприятия и необходимых именно для раскрытия темы диплома по специальности.

А теперь расскажем о секретах написания отчета по такой специфической практике.

Итак, поскольку обычно целью производственной и преддипломной практики является сбор материалов для дипломной работы, в отчете должны быть преимущественно те же материалы, что и в дипломной работе.

Кстати, руководитель практики и руководитель дипломной работы обычно — одно и то же лицо.

Общий объем отчета — около 30 страниц. Отчет о практике содержит: 1. Титульный лист. Форма титульного листа дается обычно в вузе (он оформляется точно так же, как и для курсовых работ, и называется «ОТЧЕТ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ»)2. Содержание 3. Собственно материалы для написания главы 2 (аналитической) дипломной работы (краткая характеристика предприятия, оргструктура, краткая оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия и т.д. и т.п.). При серьезном подходе к составлению отчета по практике студент может практически целиком перенести эти материалы в свою дипломную работу.4. Дневник по практике. В наиболее общем случае это развернутый план отчета по практике с разбиением проделанной работы по датам и добавлением к каждому пункту слов «ознакомление…», «изучение…», «описание…», «анализ…». Он представляет собой таблицу (размером 1-2 стр.), в которой на каждые несколько дней расписано, чем занимался студент. Например: 1.11.07.-5.11.07. Ознакомление с учредительными документами Банка, финансовой отчетностью.6.11.07.-9.11.07. Ознакомление с ведением документации кредитного отдела10.11.07.-15.11.07. Анализ кредитоспособности …5. Приложение содержит таблицы информационного характера, формы бухгалтерской отчетности, копии документации и т.д.

Триместр [ править | править код ]

Триместр (лат. trimestris — трёхмесячный) — часть учебного года в учебных заведениях некоторых стран (например, в Великобритании, частично в США и России). Длительность триместра 10—12 недель.

—>Просмотров : 420 | —>Добавил : IVEDOY (25.07.2019) (Изменено: 25.07.2019)

Всего ответов: 6

Обсуждение вопроса:

Семестр – слово французского происхождения. «Semestre» в переводе означает «полугодие» или же «шестимесячный». Однако это слово имеет еще и латинские корни (six и mensis означают шесть и месяц). И все же семестр – это не шесть месяцев, хотя и половина учебного года в вузах.

Итак, семестр – это сколько месяцев? Пожалуй, пять. Академический год разделяют на два семестра, каждый из которых состоит из 16-18 недель. Они посвящены учебе: лекциям, семинарам, коллоквиумам, практическим занятиям… И обязательно заканчиваются экзаменами.

Первый семестр (с 1-го сентября по 24-е января) — 5 месяцев. Второй семестр (с 12 февраля по 24 июня) — 5 месяцев.

Все числа приблизительные.

Слово «семестр» берет свое начало от латинского secsmestris, что можно перевести как «шестимесячный». У нас этим термином принято обозначать полугодия в высших и средне-специальных учебных заведениях.

Семестр длится примерно 5 месяцев.

Структура учебного года в университете значительно отличается от школьной. Вместо привычных четырех четвертей студенты занимаются на протяжении двух семестров (осеннего и весеннего), сроки которых строго регламентируются учебным заведением. Осенний семестр начинается, как и в школе, первого сентября и обычно длится до Нового года, а в январе студенты сдают сессию.

Весенний семестр стартует в феврале и продолжается до конца весны. Экзаменационный период проходит в июне.

Виды практики

Практика делится на учебную и производственную (практика по специальности, преддипломная практика). Учебная практика обычно проводится на первом курсе для освоения студентами первичных навыков по выбранной специальности. В этот период обучающиеся проходят практику в учебных аудиториях, на учебно-производственных объектах БНТУ и в организациях, соответствующих профилю образования.

Практика по специальности бывает организационно-управленческой, производственно-технологической, конструкторской, творческой, педагогической и другой (в зависимости от выбранной специальности). Во время прохождения практики студенты БНТУ приобретают навыки по специальности и расширяют профессиональный кругозор. Проводятся практики в организациях, соответствующих профилю образования. 

Также допускается проведение практики в составе студенческих отрядов, если выполняемая студентом работа соответствует специальности, по которой он обучается.

На преддипломной практике студенты выпускных курсов закрепляют знания, полученные в университете по всему курсу обучения, собирают исходные материалы для дипломного проекта. Стоит отметить, что в период данной практики студенты могут приниматься на работу на вакантные должности согласно действующему законодательству.

Учебная практика студентов

Допустимые цвета чернил: черный, синий, фиолетовый. Такой порядок установлен в пункте 1.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 (далее — Инструкция по заполнению трудовых книжек).

В трудовую книжку заносятся следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество, дата рождения — на основании паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
  • образование, профессия, специальность — на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний.

Такие персональные данные работника, как фамилия, имя, отчество и дата рождения, пишутся на титульном листе без сокращений (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек).

Учебная практика студента: особенности оформления документации

Время писать отчеты

Оформление отчетов по практике у студентов разных специальностей будут также довольно сильно отличаться.

Если некоторым разрешают сдавать отчет чуть ли не в свободной форме, то другим приходится подчиняться требованиям строгого оформления нормативной документации.

Впрочем, юридические моменты всегда будут одинаковыми. Что всегда присутствует:

  • Руководство издает приказ о прохождении студентами практики.
  • Определяется программа прохождения практики.
  • Определяются формы отчетности.
  • Руководство заключает договор с местом, где придется проходить практику студентам.
  • Руководство договаривается об условиях оплаты обязанностей, которые будут выполняться будущим специалистом.

Отличаться будут и требования к оформлению в зависимости от типа учебного заведения. У средне-специальных будут одни требования, у высших – совсем другие.

Например, у студентов-юристов отчет по практике будет выглядеть полноценным юридическим документом, оформленный по всем канонам делопроизводства.

А пример заполнения практики студента колледжа будет выглядеть как обычный дневник, так как тут более важна субъективная оценка студента, а не демонстрация умений и профессионального мастерства.

А чтобы при подготовке студентов к практике и оформлении отчета не попасть впросак, ознакомьтесь с методическими указаниями вашего конкретного вуза. Там будет подробно указано, в какой форме необходимо сдавать работу, перечень вопросов для ответов и сроки его сдачи.

Ну а если вам некогда корпеть над этой суетливой работой, вы всегда можете обратиться за помощью в студенческий сервис, специалисты которого с радостью, готовностью и профессионализмом возьмутся за это дело вместо вас.

Должна ли оплачиваться практика в колледжах, при длительности более 5 месяцев?

При прохождении производственной практики при наличии вакантных мест (должностей), соответствующих профилю прохождения производственной практики, учащиеся (студенты) могут быть приняты на работу на штатные должности. Эти должности должны отвечать требованиям учебных программ и квалификационным характеристикам получаемой практикантом специальности.

В этом случае на основании ч.

1 ст. 59 ТК РФ с практикантом заключается срочный трудовой договор с точным указанием срока и причины заключения: для выполнения работ, непосредственно связанных с профессиональным обучением работника. При этом лица в возрасте до 18 лет принимаются по трудовому договору для прохождения производственной практики только после обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования), что установлено ст.

Учебная практика студентов (Куницына В.)

Практика студентов СПО Прохождение практики студентами СПО регламентировано Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 N 291 (далее — Положение N 291).

В учреждениях СПО организуется два вида практики по специальности (п. 2 Положения N 291): — учебная; — производственная. Учебная практика направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по избранной специальности (п.

6 Положения N 291). В свою очередь, производственная практика в СПО предусматривает два этапа: — практику по профилю специальности; — преддипломную практику.

Особенности прохождения стажировки при приеме на работу

Иногда при приеме на работу работнику назначается стажировка. Что это такое и чем грозит, как долго продолжается, как оплачивается и зачем вообще придумана? Постараемся ответить на эти и некоторые другие вопросы, часто возникающие как у работников, так и у работодателей.

Что такое стажировка при приеме на работу?

Часто бывает так, что на предприятие поступают специалисты только-только со студенческой скамьи.

Разумеется, теорию такие работники знают, как правило, хорошо, если не в совершенстве, а вот с практикой, которую невозможно узнать, пока не попробуешь, практически незнакомы.

Для них и существует стажировка на рабочем месте – возможность за некий испытательный период применить свои знания на практике и научиться работать.

Кроме того, стажировки проводят при переводе сотрудника на должность, которая требует иных навыков, чем он применял до сих пор.

Стажировка и трудовое законодательство

В Трудовом кодексе Российской Федерации о стажировке говорится лишь, что со стажером заключают срочный трудовой договор.

Особенности прохождения стажировки работодатель устанавливает сам и фиксирует во внутренних документах предприятия.

Положение о стажировке

Проще всего все нюансы стажировки прописать в отдельном Положении. Такой документ может включать в себя, например:

  • общие положения – описание целей и задач стажировки, ссылка на документы, на основе которых составлено Положение;
  • порядок прохождения стажировки на рабочем месте – выбор места прохождения стажировки, основание для прохождения стажировки, вся необходимая документация и так далее;
  • сроки прохождения стажировки – также указывается возможность продления стажировки;
  • раздел о финансировании стажировки – включающий вопросы оплаты труда стажера и руководителя стажировки на рабочем месте;
  • заключительные положения.

Стажер должен быть обязательно ознакомлен с данным Положением.

Порядок прохождения стажировки

Стажировка при приеме на работу на каждом предприятии проходит по-разному, поскольку ее порядок каждый работодатель разрабатывает самостоятельно. Тем не менее существуют некоторые общие черты.

Заявление на стажировку

При приеме на работу работник пишет заявление не о приеме на работу, а с просьбой принять его на стажировку, указывает должность, по которой будет стажироваться, и сроки стажировки. На основании этого заявления с работником подписывают срочный трудовой договор и издают приказ по предприятию о приеме на стажировку.

В приказе работнику назначают куратора или руководителя стажировки.

План стажировки

Стажировка на предприятии обязательно проводится строго по плану или разработанной программе.

План должен включать в себя все цели и задачи, которые работнику необходимо изучить и пройти во время стажировки.

Часто на предприятиях в структурных подразделениях план стажировки разрабатывается заранее для всех работников, если же такой план отсутствует, стажер и его куратор разрабатывают его совместно.

Отзыв о стажировке

Когда стажировка заканчивается, работник должен написать о ней отзыв. В отзыв необходимо включать:

  • цели, которых работник достиг за время стажировки;
  • задачи, с которыми работник справился во время стажировки;
  • задачи, с которыми работник не справился либо справился с трудом;
  • краткое описание того, чему работник научился и что еще необходимо выучить;
  • предложения по работе подразделения и проведению стажировок в дальнейшем.

Чаще всего отзыв о стажировке пишут на основе плана стажировки. Форма отзыва также может быть разработана на предприятии и представлять собой, например, итоговую таблицу.

Характеристика на стажера

Куратор стажировки по окончанию оной должен написать характеристику на стажера. В характеристику он включает отзывы о том, как стажер справился с поставленными целями и задачами, свое мнение о профессиональной компетенции стажера и его личностных качествах. На основании отзыва о стажировке и характеристики на стажера руководитель делает вывод о том, принимать стажера на работу или нет.

Справка о прохождении стажировки

p>Если стажировка проводится, например, в рамках аттестации или по ученическому договору в рамках практики, стажеру по ее окончанию выдается справка о том, что стажировку он прошел.

Справка о стажировке включает:

  • имя, фамилию и отчество стажера;
  • сведения о сроках стажировки;
  • сведения об учебном заведении или предприятии, где проходила стажировка;
  • ссылку на документ-основание для прохождения стажировки;
  • подпись руководителя стажировки;
  • печать учебного заведения или предприятия.

Такая справка предъявляется по месту учебы или работы.

ipinform.ru

Кадровое делопроизводство

Оцените публикацию

Заключение договора на практику

Направление студентов на практику выполняется на основании договоров, заключаемых с организациями за месяц до начала практики, также разрабатывается и утверждается программа практики. Далее готовится приказ о проведении практики на основании заключенных договоров с предприятиями. Руководитель практики знакомит студентов с задачами и программами, предоставляет информацию о местах, где будущие специалисты смогут практиковаться. На предприятии студентов знакомят с охраной труда, обязанностями, а также закрепляют за ними руководителя практики от организации, курирующего работу. 

Подведение итогов практики и составление дневника практики

Результаты прохождения практики студент фиксирует в дневнике и отчете, к ним же прикрепляется отзыв руководителя практики от предприятия. Форму дневника предоставляет руководитель практики от кафедры. По окончании всего периода практики дневник и отчет подписываются студентом и руководителем от организации.

В течение первых двух недель после окончания практики студент сдает руководителю практики от кафедры дифференцированный зачет. Если практика проходит после летней экзаменационной сессии, то дифференцированный зачет студент сдает руководителю практики от кафедры в течение двух первых недель следующего учебного года. При проведении дифференцированного зачета студент предоставляет дневник практики, отчет о выполнении программы практики и письменный отзыв непосредственного руководителя практики от организации о прохождении практики студентом.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв руководителя практики от организации, неудовлетворительную отметку при сдаче дифференцированного зачета руководителю практики от кафедры, повторно направляется на практику в свободное от учебы время. Отметка по практике учитывается при подведении итогов текущей аттестации студентов. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector