Как успешно сдать огэ и егэ по литературе
Содержание:
- Темы для подготовки к ОГЭ по литературе
- Структура ЕГЭ по литературе
- Как писать сочинение
- Как распределить время?
- Апелляция
- Распространённые ошибки и как с ними справиться
- Система подготовки к экзамену
- Связь ОГЭ и ЕГЭ по литературе
- Советы по написанию сочинения
- Даты и правила написания
- Как действовать на экзамене
- Критерии оценивания
- Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые заданиями КИМ
- Баллы и критерии оценки заданий ЕГЭ по литературе
- Структура ОГЭ по литературе 2021-2022
Темы для подготовки к ОГЭ по литературе
Чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе на «отлично», нужно последовательно освоить восемь тематических блоков.
- Теоретико-литературные понятия — необходимо изучить основные термины, такие как жанр, род, направление, стихотворные размеры, тропы, звукопись и некоторые синтаксические средства, а также понимать разницу между ними.
- Фольклор — проверяется знание особенностей устного народного творчества, сюжетов нескольких сказок и былин.
- Древнерусская литература — требуется подробно разобрать «Слово о полку Игореве», а также три других разножанровых произведения этого периода.
- Литература XVIII века — это проверка знания особенностей творчества и основных произведений М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина и Н.М. Карамзина.
- Литература первой половины XIX века — это «Золотой век» русской поэзии, среди представителей которых нужно изучить И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
- Литература второй половины XIX века — это блок, для рассмотрения тем которого нужно ознакомиться с творчеством (малыми жанровыми формами) А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.
- Литература ХХ-ХХI века — нужно посмотреть материалы для подготовки к ОГЭ по литературе по И.А. Бунину, В.В. Маяковскому, С.А. Есенину, А.А. Блоку, М.А. Шолохову, А.Т. Твардовскому, В.М. Шукшину; также стоит ознакомиться творчеством поэтов-шестидесятников, прозой конца прошлого века и начала этого.
- Зарубежная литература — чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе на высокий балл, нельзя пренебрегать и зарубежными авторами (Гомер, У. Шекспир, Ж.-Б. Мольер, И.В. Гете).
Структура ЕГЭ по литературе
И вновь отведено ровно 3 часа и 55 минут (235 минут) на написание. Контрольные измерительные материалы содержат 17 заданий, разделенных на две части по уровню сложности.
Первая включает в себя 16 заданий, где последние четыре ответа должны быть развернутыми. Можно разделить на условные 2 блока. Вторая же часть включает только развернутые ответы, их можно назвать мини-сочинениями. Литрекон хочет познакомиться с краткими описаниями заданий подробнее и познакомить Вас!
Совсем недавно ФИПИ на своем официальном портале представил проекты документов, в которых излагаются все изменения в КИМ. Стало известно, что с 2022 года Единый государственный экзамен будет проводиться в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования. Многомудрый Литрекон искренне желает, чтобы изменения в проведении ЕГЭ по литературе никак не повлияли на завершение учебного года.
Блок первый
- Задания 1-7 нуждаются в кратком ответе. Они проверяют знания учеников о том, какие могут быть жанры и направления произведений, особенности композиций, различные термины и знания о героях.
- Будьте предельно внимательны. Задание седьмое с этого года меняется. Его слегка подкорректировали. Теперь оно содержит два пропущенных места, куда необходимо вставить верные термины.
- 8 задание содержит вопрос, на который нужно отвечать несколькими предложениями. В идеале – до десяти. Пример такого вопроса: «Какое противоречие допускает автор…?»
- Задание 9 можно назвать сопоставлением. Оно предлагает вспомнить что-то из прочитанного и сравнить с уже вписанным в КИМ.
Блок второй
Вся вторая часть сосредоточена на поэзии. Здесь проверяется знание средств выразительности. Поэтому с 10 по 14 задание можно столкнуться с проверкой знаний на род, жанр и направления в стихотворении. Нужно также уметь определять размер, пригодится для 14-го.
В 15 задании требуется провести анализ лирического отрывка. После которого придется развернуто отвечать на вопрос.
Задание 16 можно соотнести с 9 из блока первого. Здесь тоже придется вспомнить и сопоставить. Темы самые разнообразные, поэтому, дорогие выпускники, читайте и узнавайте больше! Расширяйте свою базу.
Часть два
Перед вашими глазами оказываются четыре темы. Они настолько разные, что каждый сможет найти то, что покажется ему нетрудным. Здесь пишется объемное сочинение в 150-350 слов. Предполагается анализ литературного произведения, тему требуется раскрыть с трех сторон.
Хочется напомнить, что подготовка к итоговому сочинению или сочинению по русскому языку не помогут с 17 заданием. Здесь немного иная структура, есть свои особенности и принципы оценивания.
Разбор всех заданий на ЕГЭ по литературе (с планом и примером сочинения на ЕГЭ) Вы можете найти здесь.
Подытожим
Существенное изменение в КИМ ЕГЭ по литературе заключается в том, что теперь участники должны будут показать свои глубокие знания не только по отечественной, но и по зарубежной литературе. Кроме того, оценивая работу выпускника, организаторы теперь будут учитывать аспект грамотности. Также составители заданий значительно обогатили литературный материал, шире представив поэзию второй половины 19-20 столетий и русскую литературу 21 века.
КИМ ЕГЭ по литературе включает в себя две части и состоит из 17 заданий.
- Первая часть состоит из двух комплексов заданий. Первый из них относится к фрагменту драматического, лироэпического или эпического произведения. Здесь выпускнику необходимо решить семь номеров с кратким ответом, а также два задания с развёрнутым ответом ( 5-10 предложений). Второй комплекс заданий направлен на анализ лирического произведения. Здесь представлено пять заданий, предполагающих краткий ответ, а также два задания с развернутым ответом. Ответы к заданиями с кратким ответом участник ЕГЭ должен записать в бланк в виде слова, словосочетания или последовательности цифр.
- Вторая часть КИМ состоит из четырёх заданий (17.1-17.4). Из них выпускник должен выбрать только одно задание и предоставить на него аргументированный ответ в виде сочинения, объёмом от 200 слов.
На выполнение всей работы выпускнику даётся 3 часа 55 минут. Эксперты советуют выпускникам два часа потратить на решение первой части заданий, а оставшееся время – на вторую часть.
Как писать сочинение
Вы получите за сочинение максимальное количество баллов, если:
- оно соответствует теме;
- авторская позиция не искажена;
- тема раскрыта полностью;
- в качестве аргументов приведены примеры из текста;
- использованы теоретико-литературные понятия;
- композиция отличается цельностью;
- мысли изложены последовательно и логично;
- нет речевых ошибок.
Основная часть
- Начните работу с основной части.
- Составьте план будущего сочинения.
- Сформулируйте три пункта, которые раскрывают тему.
Например, тема — любовная лирика Михаила Лермонтова. Чтобы её раскрыть, выпишите названия трёх стихотворений поэта о любви и проанализируйте их. Вы получите минимум три абзаца осмысленного, содержательного текста и рассмотрите три аспекта указанной темы, что вполне достаточно для её раскрытия.
Запишите цитаты, которые иллюстрируют вашу мысль.
Их не должно быть слишком много (это перегружает текст) или слишком мало. Придерживайтесь правила: один абзац — одна мысль — одна-две цитаты. Если вы пишете о поэзии, лучше использовать прямые цитаты. С прозаическими произведениями подойдут и косвенные: «Пушкин писал, что…»
Выберите отсылки к тексту произведения.
Это могут быть фрагменты, эпизоды, образы, события, поступки героев, которые иллюстрируют вашу мысль.
Подумайте, какие теоретико-литературные термины вы можете использовать.
Они должны соответствовать теме. Если это тема любви в творчестве поэта, подойдут термины «любовная лирика», «лирический герой», «метафора», «сравнение».
Напишите основную часть по плану, используя подготовленный материал.
Избегайте простого пересказа и словоблудия — так называемой «воды». Они обеспечивают объём, но не помогают раскрыть тему, а время отнимают. Следите за тем, чтобы правильно передать позицию автора.
Вступление и заключение
Переходите к вступлению и заключению после написания основной части.
Вступление должно быть кратким — не более двух-трёх предложений. Не используйте штампы и пустые, ничего не значащие фразы: «великий русский поэт», «известное произведение», «все мы знаем» и тому подобные. Они замусоривают текст и тратят ваше время.
Во вступлении можно сказать об актуальности темы или проблемы для самого автора, для всего человечества или для вас лично, упомянуть исторические факты или факты биографии автора. Можно заходить через сюжет: «Тема семьи — одна из главных в романе М.А.Шолохова „Тихий Дон“».
В качестве подсказки используйте ключевые слова в формулировке темы. Возьмём тему «Над какими философскими вопросами размышляет Ф. Тютчев в своих стихотворениях?». Ключевые слова здесь — «философские вопросы». Значит, во вступлении можно говорить о том, что такое философская лирика и какое место она занимает в поэзии вообще и в творчестве Тютчева в частности.
Ещё один вариант начала — кратко перечислить мысли, которые вы раскроете в основной части. К примеру, если тема — «Семья в романе М.А.Шолохова „Тихий Дон“», во вступлении можно не просто указать, что она важна для писателя, но и перечислить, на примере каких семей мы видим события начала XX века..
Заключение состоит из двух-четырёх предложений, в которых необходимо подвести итог и сделать краткий вывод из всего вышесказанного. В заключении не должно быть никакой новой информации. Вернитесь к теме, перечитайте её. Теперь пишите заключение. Здесь можно ещё раз кратко повторить основные тезисы или написать о том, как повлияло на вас творчество автора.
Не забудьте несколько раз медленно прочитать черновик. Возможно, где-то прячутся речевые или даже фактические ошибки.
Как распределить время?
Только правильно распределив время, можно сдать экзамен по литературе на достаточное количество баллов.ЕГЭ по литературе длится 3 часа 55 минут. Согласно мнению экспертов и составителей экзамена этого достаточно для того, чтобы выполнить всю экзаменационную работу и набрать нужное количество баллов. Однако не стоит забывать, как и на другом экзамене на ЕГЭ по русской литературе необходимо правильно спланировать время. Это поможет не только хорошо выполнить все задания, но и избежать ситуации, когда время экзамена уже заканчивается, а выпускник не успел сделать все задания.Специалисты советуют спланировать время на ЕГЭ по русской литературе в 2021 году следующим образом.На тестовую часть, а именно на задания под номерами 1-7, 10-14 лучше потратить около 15 минут. На мини-сочинение ( задания 8 и 15) также лучше потратить по 15 минут.На задания под номером 9 и 16 лучше потратить около 20 минут на каждое. На большое сочинение ( задание под номером 17) можно потратить около 150 минут. Для того, чтобы рассчитать время на экзамене по русской литературе заранее необходимо много тренироваться и прорешивать демонстрационные варианты. В этом случае каждый выпускник сможет индивидуально спланировать своё время и определить, какие задания требуют большего времени, а какие можно выполнить относительно быстро.
Апелляция
За каждый балл придется бороться. Грызть зубами соперников, пробивая себе место на бюджет в вузе. Да-да, Вы не ослышались! Или не «овиделись»…
Ладно, расслабьтесь
Это все немного не так, но важность каждого балла никто не отменял. Для таких случаев существует специальная комиссия по проверке работ
Апеллируется только письменная часть, поэтому если Вы заполнили что-то неверно в тестовой, то придется смириться. Работу первой части проверяет исключительно компьютер. Для письменной стоит подготовиться. Проверять будут всю работу, а не только те моменты, которые Вы бы так хотели уточнить. Говорят, что комиссия придирчива и порой забирает баллы, которые уже были поставлены. И все же, согласно статистике, около четверти апелляций удовлетворяется, так что попробовать стоит, особенно если на кону поступление в вуз мечты.
Идти на апелляцию следует в сопровождении взрослого. Возьмите за ручку маму или папу, а лучше своего педагога! Если региональная апелляция Вас не устроит, то можно подать заявление на федеральную апелляцию. Там работу проверят с самого начала, не зная, сколько баллов за нее поставили. Литрекон желает успехов в этом трудном деле. Он думает, что у Вас все получится!
Так что же можно сказать выпускникам? Стоит пожелать удачи и терпения. Впереди еще долгий путь, но время летит неумолимо быстро. Сейчас Вы читаете текст, а уже завтра выходите с экзамена, уверенные в том, что отлично справились со своей работой. Все это вполне реально, если прикладывать усилия. Прекрасных Вам результатов!
Распространённые ошибки и как с ними справиться
— Используйте ключевые слова вопроса в начале и конце ответа: это поможет размышлять в заданном направлении.
— Обращайте внимание на вопросительное слово: не стоит искать причины явления, если спрашивают «какой» или «как»
Фактические ошибки
— Если не помните инициалов автора, не пишите их, достаточно указать фамилию.
— Готовясь к экзамену, запоминайте написание терминов и имён героев: Болконский, Мери, Бэла.
— Избегайте объёмного цитирования: приводите детали, которые точно помните.
Пересказ вместо анализа произведения
— Приводите пример из произведения, который точно иллюстрирует ваши тезисы, и обращайте внимание не только на то, что сказал автор, то есть на содержание, но и как он это сказал, то есть на форму произведения. — При ответе на вопрос 6 (11) анализируйте только те примеры, которые помогают сопоставить последние в заданном вопросом направлении
— При ответе на вопрос 6 (11) анализируйте только те примеры, которые помогают сопоставить последние в заданном вопросом направлении.
Логические ошибки
— Перед написанием ответа или сочинения сформулируйте тезисы на черновике. Проверьте, не говорите ли вы об одном и том же.
— Приводите примеры из произведения точно под тезис — не пишите ничего лишнего.
— В сочинении проверьте наличие основных частей — вступления, основной части, заключения — и логичных переходов между ними.
Изображение на обложке: Eric Nyffeler / Dribbble
Система подготовки к экзамену
Чтобы подготовиться к экзамену, стоит делать упор на все пять сочинений: закреплять каждое прочитанное произведение стоит решением задания каждого вида
Также не забывайте решать варианты на время! В литературе это особенно важно, ведь экзамен состоит полностью из развернутых ответов
Перед тем, как начать изучать материалы для подготовки к ОГЭ по литературе, стоит следовать системе:
- идите постепенно по кодификатору, не перепрыгивая через произведения,
- не пренебрегайте произведениями по выбору, прочитать два-три из них также стоит,
- решайте тесты по темам и из заданий ЕГЭ по литературе для закрепления,
- пишите сочинения по каждой теме и на время, выделив больше всего (около двух часов) на задание №5,
- давайте сочинения на проверку эксперту, так как литература — самый субъективный предмет,
- занимайтесь последовательно и регулярно.
Связь ОГЭ и ЕГЭ по литературе
- В ЕГЭ так же, как и в ОГЭ необходимо написать 5 сочинений. Одно большое, соответствующее 5 заданию ОГЭ — и 4 мини-сочинения.
- Задания 1-3 ОГЭ практически дублируют задания 8 и 15 ЕГЭ. Разница в том, что на ЕГЭ у вас не будет выбора из 2 вопросов, а значит готовиться надо серьезнее.
- Критерии оценивания 1 и 3 заданий ОГЭ соответствуют критериям заданий 8 и 15 ЕГЭ. Критерии 5 задания ОГЭ идентичны критериям большого сочинения ЕГЭ;
- Задание ОГЭ на сопоставление (№4) подготовит вас к более сложным заданиям 9 и 16 ЕГЭ. Там ученику не дадут в КИМе пример для сравнения. Он должен сам вспомнить два примера, опираясь на любую тему из вопроса.
- Кодификатор ОГЭ по литературе на 75% состоит из произведений, встречающихся в кодификаторе ЕГЭ. Если хорошо подготовитесь к ОГЭ, не придется изучать все с нуля. Произведения, которые не встречаются в кодификаторе 11 класса, можно использоваться на ЕГЭ в заданиях 9 и 16. Там нужно привести по 2 примера на любую заданную тему.
Несмотря на это, ОГЭ по литературе существенно проще и отлично подходит для начального этапа подготовки к ЕГЭ:
- На ОГЭ по литературе оценивается грамотность всей работы – на ЕГЭ по литературе такого уже нет.
- В Кодификаторе ОГЭ есть и зарубежные авторы, в то время как на ЕГЭ встречается только русская литература.
- Также в ЕГЭ по литературе, помимо 5 сочинений, есть 12 заданий с кратким ответом.
Советы по написанию сочинения
1
Внимательно прочитайте тему сочинения, подчеркните ключевые слова и, если тема обзорная, обратите внимание на ограничения: эпоху, род, жанр, количество произведений.2. Набросайте на черновике тезисы к выбранной теме
Их должно быть не меньше двух: это поможет вам раскрыть тему глубоко и многосторонне и убережёт от повторов мысли, которые являются логическими ошибками.3. К каждому тезису приведите эпизод, художественные детали или характеристики героев. Подумайте, какие термины (два и более) вы могли бы использовать для анализа примеров из произведения.
4. Напишите вступление к сочинению, используя ключевые слова темы. Обязательно укажите автора и название произведения.
5. Перечитайте вступление, мысленно проговорите слово «значит» и напишите заключение.
6. Пересчитайте слова в сочинении — их должно быть не меньше 200. Проверьте написание слов и расстановку знаков препинания. Сомневаетесь — меняйте конструкцию предложения или подбирайте синонимы. Невозможно проверить то, что вы не написали!
Даты и правила написания
В 2022 году экзамен претерпел серьезные изменения, вот список. В частности, очень сильно расширился список литературы для подготовки. Теперь выпускникам нужно читать много зарубежной классики. Однако экзамен по литературе, как и прежде, доступен для сдачи по выбору.
Даты проведения пока остаются невыясненными. Эта информация обычно появляется зимой, будем держать Вас в курсе.
Даты проведения ЕГЭ состоят из основного и резервного периода. В основной этап пока планируется провести экзамен 24 мая 2022 года. В резервный период экзамен сдают те, кто не смог сдать экзамен в основной по уважительной причине. В резервный этап ЕГЭ по литературе планируется провести 26 июня 2022 года. Однако не исключены изменения по датам вследствие пандемии или других причин.
Уважаемые выпускники, будьте внимательны. На экзамене не разрешено пользоваться текстами произведений, не предоставленными в самих КИМах. Запрещены любые словари или иные источники. Это очень важный момент для будущей подготовки.
По великому обыкновению проводится всё следующим образом:
- В день «Х» необходимо приехать за 40 минут до начала. Опоздавших пропустят, но Вы не получите славных инструкций от организаторов, а также не сможете продлить себе время, отведенное на сдачу ЕГЭ.
- Взять с собой можно только черную ручку (а лучше несколько), паспорт, водичку (не перепутайте), питание по необходимости.
- Взять с собой телефон, чтобы ответить маме на смс про кота, не выйдет.
- Вас проводят до нужной аудитории, где уже заранее уготовлено место.
- В аудитории находятся ученики. По одному за каждой партой. Сидят строго как в шахматах.
- Организаторы рассказывают о проведении всю-всю полезную информацию, которую, скорее всего, каждый школьник слышал уже 1000 и 1 раз.
- Происходит заполнение бланков, затем — проверка на ошибки.
- Раздаются КИМы, по одному на каждую парту.
- Отсчитывается время и выписывается на доску, точность до минут.
- Начинается процесс, в ходе которого можно просить дополнительные бланки и черновики. Разговоры с другими запрещены.
- За полчаса до окончания Вы получите предупреждение, что пора включать режим Флэша.
- Предупреждение также услышите за пять минут до конца.
- Сдаёте работу и покидаете ППЭ.
Как действовать на экзамене
Как отвечать на вопросы к тексту
️ Внимательно читайте текст задания.
Много ошибок школьники допускают из-за невнимательности: например, в задании спрашивают, как решается конфликт, а выпускник отвечает, где он решается. Каждое слово в формулировке задания имеет значение.
️ Обязательно аргументируйте свой ответ примерами из текста.
При этом можно использовать не только приведённый отрывок, но и другие эпизоды из тех же произведений.
️ Не искажайте авторскую позицию.
В художественной литературе не всегда всё однозначно, и порой об авторской позиции спорят даже литературоведы. Однако подобные спорные вопросы не выносятся на экзамен, и ломать над ними голову вам не придётся. По всем произведениям школьной программы заранее известна «каноническая» авторская позиция — она прописана в учебнике и статьях критиков. Отклоняться от неё или оспаривать её на экзамене не стоит.
️ Не стремитесь выразить своё мнение.
Упоминать о вашем отношении к произведению или героям нужно лишь в том случае, если вас прямо об этом спрашивают. Например, если тема вашего сочинения: «Кто из героев „Войны и мира“ Льва Толстого вам наиболее интересен и почему?», при ответе необходимо опираться на текст, а не на собственные эмоции.
Настаивать на собственной трактовке темы, идеи или проблематики произведения на экзамене вообще не стоит, даже если такая трактовка у вас есть и вы можете обосновать её цитатами из текста
Проверяющему важно, чтобы вы правильно передали авторскую позицию, а не продемонстрировали собственное понимание.. ️ Избегайте логических, фактических и речевых ошибок.
️ Избегайте логических, фактических и речевых ошибок.
Следите за точностью ссылок на текст и правильностью употребления слов, излагайте мысль последовательно, не перескакивая с одного на другое. Не используйте разговорную лексику и канцеляризмы.
ЕГЭ: как выполнять задания 9 и 16
Эти задания начинаются со слов «В каких произведениях русской классики/русских поэтов…» При этом вопросы могут быть самыми разными, и никакого заранее известного списка не существует. Вас могут спросить буквально о чём угодно: в каких произведениях описан конфликт отцов и детей или встреча героев за столом всей семьёй, в каких стихотворениях есть размышления о «горестях несчастной любви» или образ звёзд.
Если вам достался вопрос, ответ на который сразу не приходит в голову, не паникуйте.
Выполняя задание 9, сосредоточьтесь и начните перебирать в памяти эпические или драматические произведения, которые вы знаете. Лучше делать это письменно. Не бойтесь потратить на это время — так вы, в конечном итоге, справитесь быстрее. Берите ручку и выписывайте в столбик названия произведений. В этот момент вы будете автоматически прокручивать в голове их содержание и анализировать его на предмет «подходит или не подходит». Без списка мысли путаются и такой анализ невозможно провести быстро. Перебирая произведения письменно, вы успокоитесь и обязательно вспомните, где происходили нужные вам события или встречался требуемый образ.
Выполняя задание 16, относящееся к поэзии, не переписывайте все известные вам стихи подряд, это займёт слишком много времени. Задавайте себе наводящие вопросы: кто мог об этом писать, в стихотворениях на какую тему этот образ мог встречаться? Если нужен образ звёзд, записываем всех, в чьих стихах встречаются пейзажи и описания природы, а потом вспоминаем конкретные стихотворные строки.
Критерии оценивания
Критерии оценивания ЕГЭ по литературе совсем не сложные для понимания, даже если речь идет о гуманитариях. За полностью решенные 17 заданий можно получить 58 первичных баллов.
Отдельно за 8 и 15 задание можно получить аж целых 6 «первичек»! Оцениваются такие задания по следующим критериям:
- Соответствие условию.
- Аргументы взяты из литературных произведений.
- Логичность мысли, соответствие речевым нормам.
По каждому из критериев начисляет максимально 2 балла.
Задания 9 и 16 оцениваются чуть сложнее. К вышеперечисленным добавляются два новых критерия: сопоставление 1-го и 2-го произведения с предложенным текстом. Максимальный балл – 10. Баллы на ЕГЭ по литературе собрать не так уж сложно.
Самые сложные критерии и наибольшее количество первичных баллов, конечно же, отдано сочинению. Как же иначе? Оцениваются они следующим образом:
- Соответствие теме и ее раскрытие. (3б)
- Аргументация с помощью литературного произведения. (3б)
- Опора на теоретико-литературные понятия. (2б)
- Логичность и композиционная целостность.(3б)
- Соблюдение речевых норм. (3б)
Важно отметить, что в этом году критерии оценивания немного изменились, вот полный список критериев оценки ЕГЭ по литературе для 2022 года
Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые заданиями КИМ
1 Знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;
- основные теоретико-литературные понятия.
2 Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественных времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать сочинения на литературные темы.
Баллы и критерии оценки заданий ЕГЭ по литературе
Максимальный первичный балл на ЕГЭ по литературе — 55.
За правильный ответ в тесте вы получаете 1 балл. Всего за тест можно получить 7 баллов.
За задание 5 (10) можно получить до 6 баллов. Для этого необходимо точно ответить на выбранный вами вопрос, аргументировать свои мысли, обратившись к анализу фрагмента произведения или стихотворения, и не сделать ни одной логической и речевой ошибки.
За задание 6 (11) можно получить до 8 баллов. Для этого необходимо выбрать одно произведение, указав название и автора, убедительно сопоставить с исходным текстом в заданном направлении, аргументировав свои мысли анализом примеров из сравниваемых произведений. Логических и речевых ошибок быть не должно.
За задание 12 можно получить до 15 баллов. Для этого тема должна быть раскрыта глубоко и многосторонне, примеры из произведений проанализированы с использованием не менее двух терминов; сочинение написано логично и, желательно, без речевых ошибок: на максимальный балл допускается не более одной речевой ошибки.
По критерию «Грамотность» можно получить до 5 баллов. Для этого необходимо:
- Написать все ответы на задания 5, 6, 10, 11 и сочинение. За один из ответов можно получить 0 баллов.
- Допустить не более двух ошибок каждого типа: орфографических (написание слов), пунктуационных (расстановка знаков препинания), грамматических (построение слова или фразы).
Во время экзамена разрешается пользоваться орфографическим словарём.
Структура ОГЭ по литературе 2021-2022
ОГЭ по литературе 2021-2022 состоит из двух частей. В первой части четыре небольших сочинения, во второй — одно объемное.
Часть 1
В этот раздел входят 4 задания с развернутым ответом. Задания 1 и 2 относятся к лироэпическому, эпическому или драматическому отрывку. Они направлены на знание произведения и умение анализировать текст. В каждом случае можно выбрать один вопрос из двух.
Задание 3 в ОГЭ по литературе 2021-2022 связано с лирическим произведением (стихотворением). В нем нужно проанализировать текст, но уже с учетом особенностей поэзии. Можно выбрать один из двух вопросов:
В задании 4 один вопрос: нужно сравнить текст исходного стихотворения с другим, которое приводится ниже в этом задании. В первых трех заданиях просили написать «3-5 предложений», здесь рекомендуют «5-8». Это задание повышенной сложности, оно оценивается в 8 баллов. А за каждое из первых трех заданий дают по 6 баллов.
Часть 2
Здесь есть всего одно задание — объемное сочинение (не менее 200 слов). Составители предлагают 5 тем на выбор.
Чтобы хорошо написать сочинение, нужно разбираться в композиции произведения, средствах выразительности (метафора, эпитет и т.д.), литературных терминах, направлениях, жанрах, таких понятиях, как — авторская позиция, идея, проблематика и т.д. Это вещи, без которых невозможно написать ни одно сочинение. На наших курсах это проходят на первых занятиях, так как мы используем метод ключевых слов.
Что касается произведений, здесь выбор достаточно большой: от Ломоносова и Пушкина до Маяковского и Шекспира. Полный список можно найти в кодификаторе. Впрочем, для успешной сдачи экзамена знать произведения досконально не нужно. Достаточно изучить только те моменты и темы, которые встречаются на ОГЭ по литературе 2021-2022 — именно этому я и учу на курсах по подготовке к экзамену.