Рецензия на книгу: для чего нужна, как правильно писать и оформить

Содержание:

Требования к оформлению

Стандарт, на который нужно ориентироваться –  это ГОСТ 7.32-2001. На основе этого документа учебные и научные учреждения разрабатывают собственные методические указания о правилах составления рецензий.

Техническое оформление:

  • Размер шрифта – 12 или 14;
  • Межстрочный интервал – 1,5;
  • Шрифт текста – Times New Roman; 
  • Формат бумаги – А4. 
  • Правое поле – 1 см, остальные – по 2 см.

Требования к тексту:

  • лаконичность описания;
  • акцент на положительных моментах изложения;
  • не нужен подробный пересказ текста исследования;
  • выражение личного мнения с аргументами.
  • четкое и понятное читателям оформление мыслей. 

Как писать

Перед тем как приступить к работе, рецензент должен тщательно изучить материал. В зависимости от цели написания отзыва могут быть использованы различные стили: публицистический или научный. Основной тип речи – рассуждение, изложение ведется исключительно в сдержанном тоне, без излишней эмоциональности.

Структура

Приблизительный план написания рецензии:

  1. Данные об авторе, названии и т. д.
  2. Краткий пересказ содержания (одно-два предложения).
  3. Отзыв-впечатление о прочитанном.
  4. Критический анализ: оценка формы, содержания, особенностей построения композиции, мастерства автора и стиля изложения. Выделение достоинств и недостатков.
  5. Аргументированная оценка всего произведения.

Если рецензируется научная работа, то план должен состоять из следующих пунктов:

  1. Библиографическое описание – название, автор, его место учебы или работы.
  2. Основная часть:
    • оценка актуальности темы и полноты ее раскрытия;
    • анализ текста с точки зрения логичности структуры, достаточности количества цитат, подтверждающих глубокую теоретическую проработку вопроса;
    • соответствие использованных методов заявленной цели исследования;
    • степень выполнения поставленных задач и достижения цели.
  3. Достоинства и недочеты.
  4. Научная и практическая ценность работы.
  5. Соответствие оформления нормам ГОСТ или методических рекомендаций, грамотность.
  6. Рекомендации:
    • по итоговой оценке – для курсовых, контрольных или дипломов, рефератов и т. д.;
    • о возможности публикации – для статей, тезисов, докладов и т. д.;
    • о присвоении научной степени – для кандидатских и докторских диссертаций.
  7. Данные о рецензенте: Ф. И. О., должность, научное звание, место работы.

Особенности содержания

Рецензия в первую очередь должна быть объективной: первоисточник оценивается независимо от личных взглядов и пристрастий критика с позиции научной, практической или художественной значимости объекта анализа.

При написании следует:

  • Избегать экспрессивно окрашенной лексики, сленга и пр. Рецензия должна быть понятной широкому кругу читателей и не содержать оскорблений автора первоисточника.
  • Стараться не перегружать текст второстепенными деталями.
  • Обеспечить доказательную базу. Рецензент обязан обосновать собственное мнение и отношение к предмету.

Если рецензируется художественное произведение, то главная задача заключается в раскрытии моментов, на которые непрофессионал может не обратить внимания.

Оформление

При оформлении рецензии в электронном виде необходимо придерживаться общих рекомендаций: шрифт – Times New Roman, 12–14 кегль, полуторный междустрочный интервал. Средний объем – от 1 до 3 тысяч печатных знаков, это порядка 1–2 вордовских страниц или бумажных листов формата А4.

Как писать рецензию на научную статью

Перед тем, как сесть за написание рецензии, необходимо досконально изучить сам текст статьи.

Далее составляется тезисный анализ статьи, в котором работа рассматривается по всем критериям, указанным в предыдущем разделе.

Следующим этапом необходимо ознакомиться со структурой рецензии и оформить работу в соответствии с правилами. В конце готовую работу проверяют на требования ГОСТа по объему, содержанию и оформлению.

Помимо содержательной части рецензент оценивает работу по технических критериям:

  • объем;
  • правильность аннотации;
  • подобранные ключевые слова на русском и английском языках;
  • корректности использования библиографических ссылок;
  • наличие библиографического списка;
  • устанавливает, на сколько тема статьи релевантна теме издания, в котором она должна будет печататься.

Важно! Рецензия должна быть объективной. Не допускается в тексте описание субъективных оценок, использование высказываний: «я предполагаю, я руководствуюсь мнением о том, что… и т.д.», простой пересказ анализируемого текста, использование ненаучного стиля

Фразы для рецензии

Так как рецензия на научную статью относится к официальным научным документам, приветствуется использование клише и канцеляризмов.

Использование речевых шаблонов позволяет структурировать текст и продемонстрировать логику автора.

Требования к рецензии

Рекомендуемый объем рецензии составляет 2000-4000 символов без пробелов (1,5-2 страницы текста в Word). Шрифт текста – Times New Roman (12 кегель, межстрочный интервал – 1,5).

Актуальность научной статьи описывается в 2-3 предложениях.

На описание положительных/отрицательных моментов статьи отводят 2-3 абзаца.

Выводы и рекомендации к публикации занимают 2-4 предложения.

Вывод

Рецензия на научную статью — объективный обзор, который может содержать аргументированную критику. Рецензии пишутся для определения научного веса работы и необходимости ее публикации в журналах ВАК.

Рецензии пишутся внешними и внутренними рецензентами: членами аттестационной комиссии, свой отзыв может написать научный руководитель, а также рецензии с более критическим анализом пишут оппоненты соискателя и независимые рецензенты.

Если в рецензии указывает неготовность текста к публикации, его отправляют на доработку.

Грамотная рецензия на научную статью с положительным заключением гарантирует публикацию статьи в журнале ВАК и позволяет соискателю претендовать на научную степень.

Типы рецензий

Современная рецензия — жанр малый по форме, но многоликий по содержанию.

Тематически, по объекту анализа, рецензионные статьи делятся на:

  • литературные
  • театральные
  • музыкальные
  • кино и ТВ
  • научные

Первые четыре разновидности анализируют произведения культуры и искусства. А искусство порождает чувства и ощущения. Поэтому в таких рецензиях допускаются умеренные эмоции и даже некоторая субъективность оценки. Конечно, без ущерба объективности. 

Рецензии на научный текст — отдельное, крайне узкое направление. С определенной структурой и жесткими правилами. Пишутся специалистами не для широкой аудитории, а исключительно для научного сообщества, в научных целях, по строгим шаблонам и клише.

«Автора давай, автора!» — скажете вы и не ошибетесь. Различать рецензии можно не только по объекту, но и по субъекту — рецензенту. Тут все просто:

экспертная (профессиональная) статья составляется дипломированным специалистом: литератором, кинокритиком, музыковедом, театральным критиком, научным руководителем

любительская (потребительская, читательская) — создается непосредственно читателем, зрителем, слушателем — в общем, тем самым представителем широкой аудитории, для которой произведение и предназначено

Когда оперируют размерами, говорят про мини-рецензии и гранд-рецензии

«Малютка» имеет информационную подоплеку, кратко обращает внимание на произведение

Пример мини-рецензии на фильм «Грейхаунд»

«Грандесса» скрупулезно разбирает новинку по косточкам, дает полную оценку.

*Классические примеры гранд-рецензии — работы Белинского

В веб-райтинге оптимальной по объему считается рецензия от 3 до 8 тысяч знаков.

Если имеют в виду количество анализируемых объектов, то говорят о монорецензии и полирецензии. В первом случае рецензент разбирает одно произведение. Во втором — два и больше.

Наконец, рецензии бывают независимыми и заказными. Первые, честные, писаны хоть и за деньги, но «не корысти ради», а во имя искусства, науки или самовыражения. Вторые — рекламная разновидность. Иногда — инструмент недобросовестной конкуренции.

Зачем нужны рецензии на литературные произведения?

Писать рецензии на стихи, книги, статьи, на текст любого формата можно для развития творческих способностей, личного саморазвития, а также для передачи впечатлений и мнения о прочитанном произведении. Чтобы сделать рецензию на любую книгу, у потенциального автора должна быть цель, например:

углубленное усвоение прочитанного материала;
для ведения блога и привлечения читателей;
для развития и проявления экспертных навыков, что привлечет внимание издательств.

В конечном итоге регулярное составление и публикация рецензий на литературные новинки и прочие издания могут стать основой для ведения коммерческой деятельности. Многие издательства нуждаются в профессиональных рецензентах, к тому же рецензии под заказ в дальнейшем можно составлять не только к художественной литературе, но и к кино, мюзиклам, дипломным и курсовым работам.

Оценка источника рецензирования

Существует несколько уровней рецензий:

  • Рецензия в контексте данного произведения. Позволяет выявить авторский стиль и оригинальность изложения.
  • Рецензия в рамках творчества автора. Оценивает прогрессивные изменения в творчестве создателя.
  • Рецензия, охватывающая целую литературную эпоху. Здесь происходит сопоставление авторского творчества с актуальными и современными проблемами.

При написании рецензии учитывают следующие моменты:

  • Персонажи. Насколько натурально они описаны, их поступки в рамках сложившейся ситуации, взаимодействие характеров.
  • Сюжет. Есть ли заминки в построении произведения, насколько оно логично и последовательно, приемлемо ли использовать те или иные сведения в рамках заданного жанра.
  • Стилистика. Использование красивых оборотов и устойчивых выражений позволяет из банального произведения создать целое искусство.
  • Достоверность. Нет ли нарушений законов науки, есть ли отсутствие логики в описании деталей, одежды, эпохи или обыденных вещей.
  • Психология. Насколько мотивированны поступки персонажей, не чувствуется ли автор за спинами героев.
  • Полезность. Интересна ли тема для нравственного воспитания или расширения самопознания. Посредственно описанная, но познавательная тема интересна в качестве источника информации.
  • Место в эпохе. Какое направление в литературной среде развивает творчество автора, продолжает ли какие-то тенденции.
  • Собственный взгляд. Здесь описываются чувства, которое осталось после прочитанного. Мнение рецензента не должно быть безупречным, оно отражает честную оценку.

Актуальность и новизна темы находятся в центре внимания создающего рецензию.

Действие первое: составляется черновик, где анализируются основные характеристики фильма

Чтобы составить рецензию на спектакль или кинофильм, для начала нужно набросать черновой вариант, чтобы потом не редактировать опубликованный отклик в интернете. Чтобы быть компетентным в теме, автору будущей рецензии нужно выполнить следующие действия:

  • нужно знать предмет обсуждения, поэтому для начала просмотрите фильм, а лучше пару раз;
  • после первого просмотра тезисно отмечайте впечатления от фильма, ведь только свежее впечатление формирует характер отзыва;
  • далее просмотрите подробную информацию о фильме, кто режиссер, сценарист, какие актеры были задействованы, какими актерскими регалиями они обладают;
  • перед написанием рецензии можно просмотреть уже имеющиеся отзывы и критику о фильме, чтобы вдохновиться, но при этом не повторяться;
  • отдельным списком нужно отметить для себя, какая музыка и саундтреки сопровождали фильм.

После того, как была проведена такая подготовка к написанию чернового варианта рецензии, можно приступать к ее непосредственному составлению. Для этого рассматриваются поэтапно несколько важных пунктов, описываемых в положительном или негативно ключе.

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Сценарий картины

Половина успеха фильма или 100% провала – это сценарий к нему. В ходе написания и проработки сценария работает обычно сразу несколько специалистов

Автору в рецензии нужно уделить внимание нескольким пунктам:

  • последовательность событий и их логика;
  • насколько были завершены сцены;
  • присутствует ли кульминация и насколько она яркая;
  • какие характеры у героев киноленты, как развиваются характеры каждого из них по мере развития событий;
  • насколько интересны и грамотно составленные диалоги в фильме.

Писать отзывы касательно сценария и указанных пунктов можно сразу после просмотра фильма, а в ходе просмотра делать пометки в черновом варианте. Профессиональные критики советуют «переспать» с впечатлениями и эмоциями, а на свежую голову писать отклик.

Режиссура

Всем процессом съемок руководит режиссер, он также может корректировать сценарий и подбирать актеров. Поэтому в рецензии обязательно нужно указать, насколько режиссеру удалось реализовать сценарий фильма. А чтобы оценить его, как специалиста в своем деле, лучше заранее ознакомиться с предыдущими его работами, какие фильмы стали успешными, а какие неудачными.

Благодаря знакомству с деятельностью режиссера в прошлом, можно глубже оценить его способности и режиссуру в принципе. Чтобы действительно оценить режиссуру отдельно от сценария и других элементов, фильм нужно посмотреть минимум дважды. Некоторые профессиональные критики для оценки новой киноленты просматривают ее несколько раз подряд.

Игра актеров

Перед просмотром фильма, на который в дальнейшем будет написана рецензия, важно ознакомиться с актерским составом, кто какую роль будет играть. А о самых главных актерах нужно составить краткую биографию, то есть, в каких успешных фильмах и ролях они засветились, а может, сыграли провальные роли

Знакомясь с актерами и их деятельность в прошлом, можно примерно понимать, насколько успешно и гармонично им удалось влиться в новые роли. В черновом варианте рецензии нужно отметить амплуа актеров, подчеркнуть актерские регалии, оценить, насколько зритель может верить их игре и т. п.

Работа оператора

Работа режиссера и работа оператора – это два отельных творческих процесса. Режиссер управляет, командует и ставит задачи перед оператором, а его функция заключается в воплощении всего этого

Чтобы оценить работу оператора обратить внимание можно на несколько моментов:

  • гармоничность и красота планов;
  • впечатление от визуального ряда в киноленте;
  • манера съемки оператора в этой картине и других известных фильмах.

Музыка

Всегда успешные нашумевшие киноленты обращают много внимание вокруг своего музыкального сопровождения. А некоторые саундтреки становятся настоящими гимнами кинолент

Каждый режиссер знает, что музыкальное сопровождение картин и сюжетов составляет 50% впечатления от происходящего на экране.

Автору рецензии нужно будет оценить, насколько музыка подходит под характер событий и жанра фильма, насколько треки передают настроение, которое посылает зрителю режиссер и актеры. В рецензии хорошо будет, если треки будут указаны точно с указанием исполнителя и дорожек, чтобы читатели смогли получить максимум полезной информации.

Спецэффекты

При составлении рецензии на кино проще всего оценивать спецэффекты, грим и костюмы. Но что интересно, большинство рецензентов допускают ошибки как раз на моменте спецэффектов и костюмов, не понимая задумки режиссера

При оценке спецэффектов важно сопоставлять возможности и желания создателей киноленты

Структура

В зависимости от ситуации и места применения, состав рецензии может варьироваться и в нее могут не включаться отдельные блоки (например, плюсы и минусы издания. По минимуму сюда может входить только один раздел — аналитический разбор книги.

Описание объекта рецензирования

Здесь приводятся библиографические сведения об издании. К основным относятся:

  • имя и фамилия автора;
  • название книги;
  • издательство;
  • год выпуска;
  • количество страниц.

Например, вот так выглядит минимальная информация об издании:

Дополнительно базовые сведения могут дополняться следующими сведениями:

  • имя и фамилия художника;
  • аналогичная информация о переводчике (для переводных изданий);
  • ISBN (международный идентификационный номер);
  • тип переплета.

Аннотация

Объем этого небольшого раздела не должен превышать 2-3 предложения. В аннотации необязательно пытаться привести весь сюжет книги, достаточно указать основное направление действия, например:

Аннотация не относится к обязательным структурным элементам, но она помогает читателю уже с самого начала представить, о чем идет речь в произведении. Не нужно забывать, что в отличие от автора рецензии, читатель может быть не знаком с книгой.

Личные впечатления

Тоже необязательный элемент, но этот раздел помогает понять дальнейшую логику автора, особенно если предполагается негативный отзыв. Кроме впечатлений от произведения, тут хорошо будет смотреться пассаж о том, насколько были оправданны ожидания, которые были у рецензента перед прочтением.

Аналитический разбор

Основная составляющая рецензии, занимающая по этой причине самый большой объем (от 60% всего текста). Разбору может подвергаться:

  1. Сюжет художественной книги.
  2. Новизна идеи в монографии.
  3. Композиция произведения.
  4. Язык и стиль изложения.
  5. Вопросы типографики и оформления издания.

Разбирая отдельные составляющие, автор рецензии рассматривает, насколько удалось их воплощение с учетом возможностей, которые были у автора (или издательства). Очень хорошо здесь будут смотреться сравнения с другими подобными произведениями (или изданиями, если речь идет о полиграфической реализации). Особенности подготовки рецензий на художественные и научные книги рассмотрены ниже.

Плюсы и минусы

Здесь приводятся преимущества и недостатки рассматриваемой книги — соответственно, составляются два списка из 2-4 пунктов. Сложность подготовки этого раздела заключается в том, что нужно стараться быть как можно более объективным, не ограничиваясь только субъективными суждениями. Этого добиваются с помощью строгой аргументации — каждая мысль автора обзора должна подкрепляться соответствующими доказательствами.

Выводы и рекомендации

В заключительном разделе рецензент подводит итоги на основании мнения, изложенного выше по тексту. Тут тоже достаточно будет 2-3 предложений. Закончить все можно рекомендацией — своеобразным советом читателю, стоит ли ему тратить время на знакомство с книгой.

Кто должен писать рецензию на курсовую работу?

Если раньше рецензии составлялись только специалистами для оценки книг, научных статей, кинофильмов, сегодня такой отклик может быть написан на эссе ученика, на контрольную самостоятельную работу, на реферат, курсовую или дипломную работу, а также на проект студента.

Рецензию на курсовую работу должен писать тот специалист, кто компетентен в предмете и исследуемой теме, а также имеет полномочия выставления оценки. Соответственно, рецензию на курсовик составляет научный руководитель студента, то есть преподаватель. Но на практике все происходит несколько иначе в силу занятости преподавателей. Чаще всего рецензию составляет сам студент, а куратор только ставит подпись.

Следим за правильностью написания рецензии

Во время написания рецензии нельзя забывать о некоторых негласных правилах:

Очень важно «не размазывать» начало рецензии, касающееся актуальности и ключевой проблемы статьи. Главное – заинтересовать читателя, остальное он найдет сам.
Выбирайте только ключевые тезисы работы, второстепенные для рецензии не важны.
Пересказывать содержание не нужно, ваше задание – сделать акценты на самом главном и новом.
Указания на недостатки должны иметь прочную аргументацию (для этого используют научные факты, теории, гипотезы).. Также желательно отметить, в чем заключается оригинальность работы

Также желательно отметить, в чем заключается оригинальность работы.

Рецензия на статью ВАК

Помимо обычных рецензий на статью из журнала, на которых студенты оттачивают навыки анализа научных текстов, существует и академическое рецензирование. Написание рецензии на статью для изданий ВАК определяет, будут ли эти работы опубликованы или нуждаются в корректировке. 

Эти работы обычно пишут кандидаты и доктора наук, но иногда, в качестве эксперимента, преподаватели предлагают подготовить подобные работы и студентам. Рецензия на статью из журнала ВАК содержит дополнительные пункты. Нужно охарактеризовать:

  • научную разработанность темы;
  • методологию исследования;
  • структуру и внутреннюю логику работы;
  • обоснованность выводов;
  • перспективы дальнейших исследований.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Рекомендации по написанию рецензии на книгу

  1. Прочитайте, прослушайте или просмотрите произведение не менее одного раза. При первом ознакомлении с материалом у вас возникнет общее впечатление от увиденного или услышанного. Затем необходимо определить сильные и слабые стороны исследуемого произведения. После этого прочтите или просмотрите материал еще раз, сравните свои ощущения с первым впечатлением, запишите, если ваше мнение изменилось.
  2. Предоставьте аудитории подробную информацию о произведении. Например, если пишите литературную рецензию, сообщите дату издания книги, автора, укажите издательство, сообщите, где можно прочитать/купить/найти книгу.
  3. Опишите качество и ценность произведения для себя и для других людей. В чем заключаются его преимущества и недостатки? Кому прочитанное или увиденное принесет пользу? Что в нем нового, актуального, интересного?
  4. Знайте свою целевую аудиторию. Вы должны понимать, для кого пишите. От аудитории будет зависеть стиль написания рецензии (например, научная рецензия будет написана исключительно в формальном стиле). Более детальное изложение своих доводов понадобится для широкой публики, в то время, как для экспертов ваша рецензия должна быть максимально лаконичной, аргументированной и «по делу».
  5. Докажите. Покажите своему читателю, почему и каким образом вы пришли к такому выводу, подкрепите свою критическую оценку доказательствами, фактами, цитатами, сравнениями.
  6. Объясните, какими критериями, стандартами, характеристиками вы руководствовались при разборе и оценке произведения.
  7. Подтвердите свое мнение. Можно использовать цитаты или описать сцены из произведения, можно использовать внешние источники — мнения других критиков, рецензентов и экспертов.
  8. Понимание жанра, вида искусства и темы. Наличие знаний в области оцениваемого произведения — одно из основополагающих требований для создания по-настоящему хорошей рецензии.
  9. Сравнивайте и противопоставляйте. В рецензии допускается и даже, в некоторых случаях, необходимо сравнивать одно произведение с другим. Создавайте контраст.

Советы и типичные ошибки в рецензировании

При составлении рецензии чаще всего рецензенты допускают следующие ошибки:

  • Переводят своё рассуждение в подробный пересказ прочитанного произведения или просмотренного фильма/спектакля;
  • Активно используют сленговые выражения, эмоционально окрашенные слова, ненормативную лексику;
  • Оскорбляют, унижают или ругают автора работы ненамеренно или специально;
  • Используют нудные длинные фразы, предложения длиной в абзац, что сбивает читателя с толку, заставляя перечитывать текст по нескольку раз, чтобы уловить суть;
  • Плохо знают русский язык: допускают орфографические, пунктуационные, речевые ошибки;
  • Допускают фактические ошибки из-за плохого знания материала;
  • Фамильярно обращаются к читателю либо поучают его;
  • Не доказывают свои аргументы.

Избежать подобных ошибок можно, если быть предельно внимательным и перепроверять написанный текст. Кроме того, рецензент может воспользоваться советами:

  • После просмотра спектакля/фильма, прочтения произведения сразу выделить главную информацию, чтобы отбросить ненужные детали. Это поможет не допускать объёмного пересказа и сэкономит время при рецензировании.
  • Помнить, что рецензия пишется в научном стиле, а не разговорном. Хороший вариант: представить, что рецензия пишется для уважаемого рецензентом человека, писать которому в фамильярном, пренебрежительном тоне просто не захочется.
  • Рецензент имеет полное право не соглашаться с автором, не принимать его работу, но выражать своё мнение обязан корректно.
  • Помнить, что текст должен быть лаконичным и без лишней воды. Избегать обилия канцелярита, выражаться просто и естественно (текст пишется для обычных людей), разбивать длинные предложения на несколько коротких. Чтобы проверить читабельность текста, его стоит прочесть вслух.
  • После написания проверить текст на орфографию и пунктуацию. Если нет уверенности, что фраза написана грамотно, её лучше переписать проще.
  • Тщательно изучить материал, проверить, как правильно пишется имя автора и название его работы, перепроверить даты и термины.
  • Не поучать читателей и не обращаться к ним лишний раз.
  • Предоставлять полные доказательства своих аргументов и не оставлять их в подвешенном состоянии. На все вопросы должны быть даны ответы.

Готовую рецензию всегда стоит перечитать заново, желательно вслух, переписать моменты, на которых спотыкается язык. Даже если придётся переписывать абзац, это лучше сделать – читатели замечают плохого автора сразу и начинают относиться к нему предвзято. Если текст грамотный, лаконичный, но всё равно не нравится рецензенту, возможно, дело в оформлении – разбиение на абзацы и добавление списков способно преобразить работу и освежить восприятие.

Требования к рецензии

По общепринятому правилу объем рецензии на научную статью любого размера не должен превышать лимита в 3 500 знаков без пробелов, но краткость приветствуется не только в художественной литературе, поэтому редакции печатных и электронных журналов не будут возражать, если у рецензента получится дать развернутую и обоснованную оценку в тексте меньшего размера.

Содержание и стиль

Рецензия на статью должна включать:

  1. Тезисный анализ ее содержания.
  2. Указание степени новизны исследования, его соответствие актуальным научным тенденциям.
  3. Оценку теоретической и прикладной значимости описанного в работе исследования.
  4. Анализ соблюдения требований к оформлению, структурированности и целостности работы.
  5. Обоснованную критику недостатков статьи.
  6. Общую оценку статьи и рекомендации к ее опубликованию.

В рецензии на научную статью эмпирического характера нужно отметить качество экспериментальной и документальной базы или теоретического моделирования, послуживших основой для выводов, сделанных автором.

В рецензии на статью недопустимы:

  1. Банальный пересказ текста.
  2. Субъективность оценок, отсутствие аргументации мнения рецензента.
  3. Отклонения от стандартов научного стиля речи.
  4. Высказывания от первого лица.

Научное рецензирование – особый жанр, не имеющий ничего общего с художественным словом, поэтому использование специфических клише и канцеляризмов не только допустимо, но и одобряется Министерством образования и науки.

При написании рецензии принято использовать определенные речевые шаблоны:

  • в статье автора…;
  • значимость проведенного автором исследования неоспорима…;
  • автор пишет о проблеме…;
  • изучив статью…;
  • в рецензируемой работе…;
  • работа посвящена актуальной теме…;
  • в статье подробно раскрыта проблема…;
  • автор высказал неординарную точку зрения на…;
  • в статье на первый план выдвинуто…;
  • автор использует нестандартные методы описания, систематизации и т. д.;
  • автор проявил умение анализировать…;
  • работа проведена на высоком научном уровне…;
  • точка зрения автора подкреплена…;
  • статья – пример глубокой проработки темы…;
  • написание статьи по обозначенной автором проблематике обусловлено современным состоянием…;
  • в статье автор точно расставляет акценты на…
  • безусловная заслуга автора состоит в…;
  • автор изучил большой объем фактического материала…;
  • статью отличает доказательность…;
  • из положений, высказанных в рецензируемой работе, следует…;
  • утверждения автора логически связаны и подтверждаются…;
  • автор сделал логичные выводы на основании полученных данных…;
  • автор статьи углубляет наше представление о…;
  • выводы работы убедительно подтверждаются…;
  • к недостаткам статьи следует отнести…

Образец использования речевых шаблонов в рецензии на статью

В заключение обязательно указываются Ф. И. О. рецензента, отзыв заверяется печатью организации, в которой он работает.

План

В стандартном виде план рецензии на научную статью выглядит следующим образом:

  1. Общая информация о работе (название статьи, должность, ученая степень, Ф. И. О. автора).
  2. Актуальность темы.
  3. Тезисное освещение поднятого в статье вопроса.
  4. Оценка значимости проведенного исследования.
  5. Недостатки работы.
  6. Рекомендация к публикации – допустить к печати или нет.

Второй и третий пункты допускается менять местами, а если недочетов в статье нет, то пятый пункт опускается.

Рецензия или отзыв?

В основе рецензии лежит отзыв. При этом не всякий отзыв называется рецензией. 

Задумались? Путаница вокруг этих понятий возникает регулярно. На самом деле все просто.

Рецензия — статья о произведении искусства, культуры, науки, публицистики. Да не простая, а аналитическая: с информационным обзором, критическим разбором, аргументированной оценкой. 

Опирается на авторитетность и экспертность. Нужна, чтобы:

  • создать предварительное впечатление у читателей, зрителей, слушателей 
  • пробудить у них интерес — это самое произведение искусства попробовать на вкус 

Отзыв — отклик о чем угодно, без аргументации, с минимальным количеством фактов. В отличие от своей «старшей сестры» лишен аналитической составляющей. Это эмоциональное мнение на уровне «хороший/плохой», «нравится/не нравится». Разовые оценочно-личные впечатления, которые не претендуют на «оружие массового поражения». 

Рецензия, подобно даме из высшего общества, достаточно сдержана в эмоциях. Ее репутация — беспристрастная законодательница мод. Нравится/не нравится не столь прямолинейно, как в отзыве. Оно словно проступает сквозь глубокий, доказательный анализ.

Человека, который пишет рецензии, называют рецензентом

Быть рецензентом ответственно. Нужно укладываться в узкие границы жанра

Акцентировать внимание на самом важном. Знать, как и что писать. Языком отлично владеть

С логикой дружить. Нормы оформления соблюдать. 

Языком отлично владеть. С логикой дружить. Нормы оформления соблюдать. 

Зачастую, чтобы составить краткую рецензию на прочитанный текст, необходимо осилить огромный том. Или даже несколько огромных томов. Труд рецензента не так прост, как кажется.

Хотя по сути рецензионная статья — штука критическая, в ней анализируются не только недостатки, но и достоинства произведения. Объективность — важнейшее качество рецензента-профи, показатель его уровня экспертности.

Традиционная, излюбленная цель рецензентов — новинки. Свеженькие, с пылу-жару. Устойчивое мнение о которых у широкого круга слушателей, зрителей, читателей еще не сложилось, потому что их еще толком не смотрели, не слушали, не читали. Как только они появляются, рецензионная братия берется за дело. Во-первых, обозревает, разбирает, оценивает. Во-вторых, рассматривает новые произведения в контексте современности, насущности, злободневности. Поэтому еще один важный атрибут рецензии — ее актуальность.

Речевые шаблоны и клише

При написании рецензий можно использовать языковые клише — часто употребляемые фразы, характерные для такого типа текстов.

Тема выпускной квалификационной работы …
Дипломный проект выполнен … по теме…
Актуальность
темы привлекает внимание …
Очевидна важность предложенной теории для …
Подробно описывается проблематика …
На практическом материале демонстрируется…
Тщательный анализ теоретических данных позволяет сделать выводы о том, что…
… удалось четко аргументировать собственную точку зрения на …
Значительное внимание уделяется проблемам…
Как важный факт можно отметить то, что…
… отмечает необходимость апробации выводов …
Вопросы, рассматриваемые в дипломной работе, актуальны потому …
Значимость темы подтверждена …
В … главе речь идет о…
Теоретическая глава посвящена изучению ….
В … части … раскрывает и анализирует практические аспекты по …
Материал изложен с использованием …
Автор проанализировал следующие теории …
… определил следующие проблемы…
… разработал практические рекомендации, и апробировал их в …
Мы разделяем мнение …
Мы согласны с автором в вопросах …
Нельзя безоговорочно принять утверждение о …
Следует отметить недостатки аргументации по …
Следует отметить, что … показал себя как профессионал в сфере …
… показал способность формулировать свое мнение по результатам …
Отличительной особенностью является …
В проекте присутствуют несущественные замечания, которые мало влияют на уровень исследования по теме.
Недочетом можно считать неполное изыскание в области …
Дипломный проект соответствует требованиям, рекомендован к защите, заслуживает оценки …
Выводы сформулированы на основе результатов многостороннего анализа…
Особый интерес представляют выводы о…
Предложен совершенно новый подход к проблеме…
Отражена оригинальная концепция…
… нуждается в дополнительном редактировании, потому что …
Книга … рекомендуется для … круга читателей, потому что …
… полезна как для …, так и для …

Что такое рецензия и для чего она нужна

Критический анализ и оценка объекта, явления с использованием устоявшихся в данной сфере правил составляет основу рецензии, формирующей отношение к исследуемой работе.

Труд экспертов экономит время, помогает объективному восприятию изучаемых произведений.

Ориентиры аналитика

При написании рецензии всегда нужно помнить об этическом аспекте, проявляя такт и сдержанность в суждениях. В своем труде аналитик должен избегать:

  • оценки произведений своих друзей, знакомых;
  • раскрытия всех деталей, финала, лишая читателя интриги;
  • работы над темами, которые не нравятся;
  • оценки качеств автора, а не его результатов.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector