Учёная степень и звание: как не ошибиться в должности преподавателя

Содержание:

Магистр против специалиста

Магистр, как и специалист может заниматься научной
деятельностью, преподавать в вузах, а также продолжить обучение в аспирантуре.

В чем же тогда разница между специалистом и магистром?
Первая и самая главная заключается в том, что магистров готовят к дальнейшей
научно-исследовательской работе, а специалистов — к профессиональной
деятельности. Магистры получают более глубокие профессиональные знания и
навыки, дающие им преимущества перед специалистами.

Для получения диплома специалиста требуется меньше времени и
усилий: поступив в вуз один раз, через 5 лет выпускники получают заветную
корочку.

В магистратуру на бюджет принимают на конкурсной основе уже
после окончания бакалавриата. Для поступления в магистратуру требуется сдать
комплексный междисциплинарный экзамен.

Магистратуры

по выбранному направлению подготовки есть не в
каждом вузе, но с дипломом бакалавра можно поступить в магистратуру другого
вуза — здесь нет ограничений. Можно даже сменить направление, если вдруг
понял, что интересы изменились. Чтобы получить диплом магистра, требуется уже
как минимум 6 лет: не менее 4 лет бакалавриата плюс 2 года магистратуры.

К слову, о дипломах. Несмотря на то, что обучение и
специалиста (с третьего года), и магистра предусматривает специализацию,
предполагается, что они должны различаться присвоенной квалификацией. Например,
если в дипломе специалиста будет указана широкая квалификация «Психолог», то в
дипломе магистра — более узкая специализация: «Психологическое
консультирование в образовании», «Семейный консультант и психоаналитик»,
«Клиническая психология». Специалист получит квалификацию «Физика», а
магистр — «Ядерные физика и технологии», «Техническая физика»,
«Радиофизика», «Электромеханика» и т. п. Хотя на деле можно встретить
магистра с широкой квалификацией, такой как «Педагогическое образование»,
«История», «Экономика». Это лишний раз свидетельствует о том, что критерии
присвоения степеней еще до конца не разработаны.

Возможности получения академических степеней в Европе

Программы бакалавриата, магистерские и докторские программы

Высшее образование в Европе базируется на структуре степеней «LMD», что является аббревиатурой для Licence (французский эквивалент степени бакалавра), Master и Doctorate. На сегодняшний день система LMD принята во всем Европейском Союзе (ЕС) и позволяет осуществлять перезачет зачетных единиц и устанавливать критерии эквивалентности степеней между различными университетами и национальными системами образования. Она была разработана в целях обеспечения мобильности иностранных студентов как в границах ЕС, так и во всем мире.

Структура обучения в европейских университетах, прежде всего в государственных, подразделена на три основных уровня, каждый из которых соответствует определенному количеству зачетных единиц в рамках Европейской системы перезачета зачетных единиц ECTS (European Credit Transfer System).

  • Бакалавр (Licence/Bachelor): 3-4 года обучения (180-240 ECTS)
  • Магистратура в Европе (Master): 5 лет обучения (дополнительные 1-2 года или 90-120 единиц ECTS после окончания обучения на степень бакалавра)
  • Доктор, или эквивалент российской аспирантуры в Европе (Doctorate): в целом восемь лет обучения и научных исследований (дополнительные три года после окончания обучения на степень магистра)

В рамках Европейского Союза признание международных степеней основывается на общей системе академических зачетных единиц, называемых единицами ECTS.
Зачетные единицы ECTS суммируются и могут быть перезачтены. Поэтому при переходе из одного европейского университета в другой обеспечивается перезачет всей учебной работы, которую вы выполнили.

Одной из сильных сторон европейской системы является широкий выбор предлагаемых степеней в рамках базового и дальнейшего высшего образования.
Каждой степени соответствует четко определенный курс обучения, поэтому степень, полученная в европейских высших учебных заведениях, точно указывает на содержание обучения и навыки, полученные для будущей трудовой деятельности.

Обзор степеней высшего образования в Европе

Кроме традиционных степеней бакалавра (Licence/Bachelor), магистра (Master) и доктора (Doctoral degree) также присутствуют программы профессионального и технического обучения с присвоением степеней, программы получения степеней, преподаваемые на английском языке, международные совместные программы и мастерские программы со специализацией по двум дисциплинам (Dual-degree Master), а также предлагается обучение за пределами Европы в рамках программ по обмену, организуемых в сотрудничестве с партнерскими университетами и организациями в США.

В таблице ниже приведен наглядный обзор различных степеней высшего образования, присваиваемых европейскими высшими учебными заведениями со вступлением в силу Болонской декларации. Количество лет, указанное в таблице для каждой степени, соответствует периоду обучения, необходимому после окончания старшей средней школы (как правило, 12 лет).

Какие ступени высшего образования есть за границей?

В большинстве стран образование схоже с классической европейской схемой, поэтому в структуре и продолжительности курсов нет больших отличий. Первая ступень – бакалавриат – занимает 3 или 4 года. Для тех, кто хочет пойти дальше или уже окончил университет в родном крае, предусмотрена магистратура. После ее завершения, через 1–2 года, выпускнику присуждается степень магистра. Если учащийся жаждет еще большего углубления в изучаемую тему, то завершающая образовательная ступень – аспирантура или докторантура. Это период большой исследовательской и научной деятельности, итогом которой станет написание диссертации.

В США, Канаде и Австралии наряду с университетами большим спросом пользуются колледжи. Они ничем не уступают вузам по своему содержанию и выдаваемому диплому, но зачастую оказываются более низкими по стоимости. В некоторых из них действуют специальные условия, когда после 1–2 лет учебы можно перевестись в известный университет, поступить в который сразу после школы очень сложно.

Для тех, кто промахнулся с первой профессией и теперь хочет переквалифицироваться, тоже есть интересные альтернативы, рассчитанные на срок 6–24 месяца. Надо сказать, что рынок образования сейчас насыщен разнообразными и перспективными вариантами для всех уровней подготовки. В самом начале своего поиска проще всего обратиться за консультацией к специалисту. Он поможет подобрать именно ту схему занятий, которая подойдет абитуриенту лучше всего по содержанию, бюджету и конечным целям.

Популярные направления:

  • Великобритания
  • США
  • Канада
  • Германия
  • Австралия
  • Другие европейские страны

Мисюлева Елена

Специалитет

Это вид высшего образования, который имеет серьезное распространение, как правило, только по России. Срок учебы — 5 лет. Выпускник ВУЗа приобретает диплом специалиста. Положительные стороны здесь в том, что:

  • специалитет дает возможность учиться как в магистратуре, так и сразу в научной аспирантуре;
  • можно работать на должности в государственном или частном предприятии, по должностной инструкции, предполагающей наличие у сотрудника диплома о высшем образовании;
  • работодатели охотнее принимают на работу в свою фирму или государственное учреждение специалистов, поскольку считают (что, в принципе, будет чистой правдой), что этот уровень отличается более хорошей подготовкой.

Среди негативных сторон следует отметить следующие, наиболее видимые моменты:

  • учеба на один год дольше;
  • найти нужную специальность гораздо сложнее.

Специалитет дает более меньший выбор специальностей, чем бакалавриат, поскольку это более узкий спектр подготовки. Хотя этот вид обучения объединяет не так уж и мало потенциально хороших и перспективных специальностей. При этом надо поинтересоваться — существует ли обучение специалистов в каком-то конкретном направлении.

Что такое бакалаврская степень?

Чтобы ответить на вопрос, нужно ввести 3 понятия:

  • бакалавр — это академическая ступень или квалификация, которую получает человек, окончивший бакалавриат в высшем учебном заведении, что подтверждает соответствующий диплом (на Западе это Bachelor’s diploma);
  • бакалавриат (Bachelor’s degree) — образовательная программа, которая длится минимум 4 года, I ступень высшего общего образования;
  • степень бакалавра — уровень профессиональной подготовки выпускника бакалавриата. Во многих европейских государствах она определяется количеством часов обучения (есть определенный минимум, отслушав который за весь учебный курс, человек получает соответствующий диплом).

Здесь стоит уточнить, что бакалавриат бывает академическим (классическое высшее образование) и прикладным. В первом случае выпускники получают знания, достаточные для дальнейшего освоения выбранной специальности в магистратуре.

Во втором учебный курс максимально практико-ориентирован. В России прикладной бакалавриат, срок обучения на котором может быть сокращен до 3 лет, действует в порядке эксперимента, запущенного еще в 2009 году.

Уровни высшего образования

Бакалавр — это I уровень высшего образования (ВО). Есть и другие:

  • Магистратура — вторая ступень ВО, согласно Болонской системе. На этом уровне предполагается более глубокое изучение выбранной профессии. Длится оно от 2 лет.
  • Специалитет — программа высшего образования, используемая в РФ до 2003 года (Болонской системы). Срок обучения — 5−6 лет.

Что такое ученое звание

Ученой степенью признается ступень квалификационной системы в вузах и научных организациях, которые позволяют ранжировать научных сотрудников на определенных этапах их академической деятельности. Ученое звание не только подтверждает уровень подготовки специалиста, но также и его соответствие конкретной преподавательской деятельности.

В России действует два вида ученых званий:

  • доцент;
  • профессор.

Звание доцента присваивает Высшая Аттестационная Комиссия, а профессора – Минобрнауки РФ. Соискатели подают аттестационные документы в вузы или Научно-Исследовательские Центры для предложения своей кандидатуры на рассмотрение.

При присвоении звания учитывается стаж лица и его достижения в профессиональной области. Ученому сначала нужно получить степень, а уже затем он вправе претендовать на звание. Согласно сложившейся практике, профессорами становятся доктора наук.

Доцент

Звание доцента присваивается научно-педагогическому работнику высшего учебного заведения или сотруднику НИИ. Второе значение термина – должность преподавателя в вузе.

Чтобы стать претендентом на звание доцента, нужно иметь научные труды и вести педагогическую деятельность в высшем образовательном учреждении с государственной аккредитацией.

Базовые требования к соискателю:

  • иметь степень кандидата;
  • написать 20 научных работ и учебных изданий;
  • иметь 5 лет стажа в педагогической области;
  • иметь 2 года стажа в качестве доцента вуза или сотрудника НИИ.

Звание остается у ученого пожизненно. Ни смена работы, ни увольнение, ни выход на пенсию не являются причиной его аннулирования. Лишиться звания можно лишь в том случае, если оно было присвоено ошибочно.

Профессор

С 1934 года звание профессора является наивысшим в иерархии степеней высшего образования. Его получают самые квалифицированные преподаватели и научные сотрудники, которые руководят научно-исследовательской работой. В вузах также есть преподавательская должность, именуемая «профессор».

Прежде чем стать профессором, обязателен трехлетний стаж в звании доцента – данное правило было введено недавно, ранее звание можно было получить сразу. Чаще всего статус профессора получают доктора наук. Ученые, получившие звание профессора без докторской степени, называются «холодными».

Что такое ученая степень

Ученую степень соискатели получают в высших учебных заведениях и НИИ (Научно-исследовательский институт). Окончательное решение о присвоении степени или об отказе принимает диссертационный совет.

Степень является титулом, который не зависит от должности кандидата, ее целью служит определение научного ранга. Ее наличие существенно влияет на авторитет ученого и признание его заслуг в научной среде, также способствует карьерному росту.

Титулы сохраняются на всю жизнь и меняются только в случае получения более высокой степени или дисквалификации. В нашей стране утверждены степени: кандидат наук и доктор наук. Эта система была заимствована у Германии и применялась еще в дореволюционный период.

Во многих странах, которые примкнули к Болонскому процессу, сегодня применяется степень доктора философии, вручаемая после окончания вуза. Российская Федерация также подписывала Болонскую конвенцию, поэтому есть основания предполагать, что нашу систему образования ожидают серьезные изменения.

Специалист и магистр

Освоение третьего уровня высшего профессионального образования может осуществляться по основным профессиональным образовательным программам двух типов, по завершении которых выдается диплом специалиста или диплом магистра1.

Основная программа, которая состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению и не менее двухлетней специализированной подготовки, включая практику, предполагающую научно-исследовательскую и (или) научно педагогическую деятельность выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее шести лет. Освоение программы завершается итоговой аттестацией, включая выпускную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации «магистр».

Основная профессиональная образовательная программа, включающая освоение гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин общенаучного характера, общепрофессиональные дисциплины, а также теоретическую и практическую подготовку по специальности и специализации, предполагающую различные виды профессиональной деятельности выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее пяти2 лет. Данная программа завершается итоговой аттестацией, включая дипломную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации специалиста – «инженер», «учитель», «экономист» и т.п.

1Некоторые направления не предполагают наличие магистрата.2Обычно срок обучения специальностям, не предполагающим возможность получения степени «магистр», составляет пять лет, а по специальностям, предполагающим такую возможность, – пять с половиной лет.

Виды степеней

В России действует следующая классификация ученых степеней: бакалавр, магистр и доктор наук. Рассмотрим каждую из них подробно.

Бакалавр

Бакалавриат – это первая академическая степень, которая присуждается после освоения программы высшего образования.

Впервые понятие «бакалавр» появилось в 1757 году в газете «Московские ведомости». С латинского бакалавр дословно переводится как «молодой рыцарь». В России степень бакалавра введена в 1996 году и действует до сих пор. Срок обучения на бакалавра составляет 4 года, после чего лицо сдает выпускную работу и получает квалификацию. Степень бакалавра свидетельствует о получении студентом профессионального образования.

С этим дипломом выпускник вправе претендовать на получение должности, которая соответствует профессиональной подготовке лица. Квалификация бакалавра дает возможность поступить на магистратуру и повысить свой профессиональный навык.

Магистр

Обучение в магистратуре дает более глубокое знание и освоение теоретической науки по соответствующему профилю.

Возможности, которые предоставляет диплом магистра:

  • статус магистра котируется во всех странах;
  • предоставляется возможность переводиться в другой вуз;
  • степень магистра высоко ценится зарубежными работодателями.

Впервые понятие «магистр» появилось при Александре I в указе «Об устройстве училищ». Степень являлась промежуточной между степенью кандидата и доктора. В 1918 году данный научный статус был отменен и не действовал вплоть до 1996 года.

Сегодня нормативный срок обучения на магистратуре равен 2 годам. Для получения степени необходимо защитить магистерскую диссертацию.

Доктор наук

Лицу, получившему кандидатское научное образование, окончившему докторантуру и защитившему докторскую работу, присваивается степень доктора наук. Для этого необходимо одобрение Высшей Аттестационной Комиссии.

Условия для поступления в докторантуру:

  • опыт педагогического или научного стажа – 5 лет;
  • трудовой стаж в направляющей организации – от 1 года;
  • наличие научных работ в рецензируемых изданиях.

Защита докторской работы происходит на заседании диссертационного совета, который создан при вузе или Научно-Исследовательском Центре. Срок обучения равен 3 годам.

Возможности получения академических степеней в Европе

Программы бакалавриата, магистерские и докторские программы

Высшее образование в Европе базируется на структуре степеней «LMD», что является аббревиатурой для Licence (французский эквивалент степени бакалавра), Master и Doctorate. На сегодняшний день система LMD принята во всем Европейском Союзе (ЕС) и позволяет осуществлять перезачет зачетных единиц и устанавливать критерии эквивалентности степеней между различными университетами и национальными системами образования. Она была разработана в целях обеспечения мобильности иностранных студентов как в границах ЕС, так и во всем мире.

Структура обучения в европейских университетах, прежде всего в государственных, подразделена на три основных уровня, каждый из которых соответствует определенному количеству зачетных единиц в рамках Европейской системы перезачета зачетных единиц ECTS (European Credit Transfer System).

  • Бакалавр (Licence/Bachelor): 3-4 года обучения (180-240 ECTS)
  • Магистратура в Европе (Master): 5 лет обучения (дополнительные 1-2 года или 90-120 единиц ECTS после окончания обучения на степень бакалавра)
  • Доктор, или эквивалент российской аспирантуры в Европе (Doctorate): в целом восемь лет обучения и научных исследований (дополнительные три года после окончания обучения на степень магистра)

В рамках Европейского Союза признание международных степеней основывается на общей системе академических зачетных единиц, называемых единицами ECTS.
Зачетные единицы ECTS суммируются и могут быть перезачтены. Поэтому при переходе из одного европейского университета в другой обеспечивается перезачет всей учебной работы, которую вы выполнили.

Одной из сильных сторон европейской системы является широкий выбор предлагаемых степеней в рамках базового и дальнейшего высшего образования.
Каждой степени соответствует четко определенный курс обучения, поэтому степень, полученная в европейских высших учебных заведениях, точно указывает на содержание обучения и навыки, полученные для будущей трудовой деятельности.

Обзор степеней высшего образования в Европе

Кроме традиционных степеней бакалавра (Licence/Bachelor), магистра (Master) и доктора (Doctoral degree) также присутствуют программы профессионального и технического обучения с присвоением степеней, программы получения степеней, преподаваемые на английском языке, международные совместные программы и мастерские программы со специализацией по двум дисциплинам (Dual-degree Master), а также предлагается обучение за пределами Европы в рамках программ по обмену, организуемых в сотрудничестве с партнерскими университетами и организациями в США.

В таблице ниже приведен наглядный обзор различных степеней высшего образования, присваиваемых европейскими высшими учебными заведениями со вступлением в силу Болонской декларации. Количество лет, указанное в таблице для каждой степени, соответствует периоду обучения, необходимому после окончания старшей средней школы (как правило, 12 лет).

Что такое магистратура

Это вторая ступень высшего образования, но для получения доступа к ней обязательно необходимо получить первую. Магистром человек считается после того, как он полностью закончит учебный процесс. Поступать на магистратуру бесплатно могут бакалавры и лица, получившие специалитет до того, как ввели болонскую систему. Курс предметов подобран так, чтобы студент был максимально погружен в практическую и научную деятельность.

Программами руководят преподаватели самой высшей квалификации, доктора наук. К каждому студенту с самого первого семестра прикрепляется наставник из их числа. Под руководством преподавателя человек выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. До того момента, пока студент не защитил диссертацию, он — магистрант. В ходе обучения он получает педагогические навыки и по окончании программы может работать преподавателем.

Зачем нужна

Многие люди не понимают, зачем ходить на лекции еще какое-то время, если после бакалавриата можно сразу устроиться на работу. Магистратура необходима человеку для того, чтобы у него было право занимать руководящие должности. Для поступления на работу по ряду специальностей тоже нужно получить вторую ступень высшего образования. Кроме того, магистратуру можно окончить, чтобы получить образование не по выбранной изначально, а по другой специальности.

Что дает

Образование достается нелегко, но приносит множество преимуществ. Окончив магистратуру, вы получите такие возможности:

  1. Вы сможете занимать руководящие должности, работать на по специальностям, требующим обеих ступеней высшего образования.
  2. Профессиональный рост будет быстрым даже при условии высокой конкуренции.
  3. Вы получите массу полезных и углубленных теоретических знаний и практических навыков.
  4. Если вы поняли, что ошибочно выбрали специализацию, то магистратура дает вам право сменить ее.
  5. Стипендия и другие социальные гарантии (место в общежитии и т.д.) будут продлены еще на какое-то количество лет.
  6. У вас будет открыта дорога к поступлению в аспирантуру и занятие преподавательской деятельностью.

Нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата

Это решение каждый человек принимает лично. Объективно несправедливым будет утверждать, что бакалавр – неполноценное образование. Тем не менее, перед принятием решения о том, стоит ли поступать в магистратуру, подумайте о следующих возможностях, которые она обеспечивает выпускнику ВУЗа:

  • диплом признается на международном уровне;
  • опыт работы с иностранными преподавателями;
  • проведение разработок и исследований для кандидатской работы;
  • равнозначности зарубежной научной квалификации PhD.

Как поступить

Для поступления нужно сдать экзамены по предметам: русский язык, биология и химия. Абитуриенты в колледж могут поступить по среднему баллу аттестата.

Для тех, кто получил наивысшие баллы, возможно поступление на бюджетной основе.

Для поступления после 9 и 11 класса абитуриенты должны принести:

  • школьный аттестат;
  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • справку ф.086/у;
  • несколько фотографий размером 3*4.

Для поступления в ординатуру, магистратуру или аспирантуру нужно принести:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • копию диплома;
  • свидетельство об аккредитации;
  • военный билет (по требованию);
  • сертификат специалиста (при наличии);
  • фотографии размером 3*4.

Медицина требует сил и времени, поэтому абитуриенты должны осознавать всю важность своего решения при поступлении. Адрес поступления:

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.

Общее образование

В соответствии с законами Российской Федерации общее образование включает в себя:

  • Начальное общее образование (от 6 до 10 лет, 1-4 класс)
  • Основное общее образование (от 10 до 15 лет, 5-9 класс)
  • Полное общее образование (от 15 до 17 лет, 10-11 класс)

Достигнув возраста шести лет, ребенок получает начальное образование. Свое чадо родители могут отдать в школу, гимназию или лицей. Гимназия и лицей от школы отличаются тем, что там происходит более углубленное изучение предметов, либо вводят дополнительные предметы, которые пригодятся учащимся, поступающим в высшие учебные заведения.

После окончания начального образования, дети в возрасте 10 лет проходят основное общее образование. Обучение длится 5 лет. По окончании 9 класса ученику выдается аттестат о среднем образовании, с которым он может продолжить обучение в 10 классе школы, гимназии или лицея.

Полное общее образование — это последняя степень общего образования, которая продолжается в течение 2 лет. Затем в 11 классе ученики сдают экзамены и получают аттестаты о полном среднем образовании.

Ссуз как подразделение вуза

Нередко высшие учебные
заведения получают лицензии не только на бакалавриат и / или магистратуру, но и
на среднее профессиональное образование. Это обычная практика, особенно для
крупных образовательных организаций.

Чаще всего на базе вузов создаются
колледжи. Они, как уже упоминалось, дают образование, по формату более близкое
к университетскому.

При такой насыщенной
структуре выше вероятность возможности перезачета дисциплин при поступлении на
более высокий уровень. Иными словами, выпускник колледжа, поступающий по
программе бакалавриата в той же ОО, может рассчитывать на сокращенное обучение.

Высшее образование в России — краткая формулировка

Высшее образование в нашей стране — это следующий уровень образования после средне-специального. Система высшего образования в РФ строится по международным признакам и состоит из 3-х уровней:

  • бакалавриата;
  • специалитета и магистратуры;
  • подготовки высших квалифицированных кадров.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить одно высшее образование бесплатно, при условии наличия бюджетных мест в учебном заведении и успешном прохождении конкурса или экзаменов при поступлении. Обучение в вузах нашей страны может осуществляться как на бюджетной, так и на коммерческой основе.

Основная цель

Целями высшего образования является:

  1. Подготовка высококвалифицированных работников во все сферы профессионально-общественной деятельности в государстве.
  2. Удовлетворение потребности человека в интеллектуальном и культурном развитии.
  3. Реализация права гражданина на приобретение профессиональной квалификации.

Признаки высшего образования

Высшему образованию в России присущи все признаки образования в развитых странах в XXI веке:

  1. Демократизация. Образовательная система общедоступна для всех граждан, позволяет получать образование непрерывно.
  2. Диверсификация. Образование имеет многовариантную форму по содержанию, методам, форме и срокам обучения.
  3. Интернационализация. Образовательная система предполагает обмен преподавателями и студентами, интернациональное признание дипломов об образовании.

Как выглядит процесс поступления?

После того как студент определился с местом, вузом и ремеслом, пришло время начать подготовку непосредственно к поступлению. Зарубежные институты не заинтересованы в результатах ЕГЭ, а вот общий балл успеваемости за последние пару лет учитывается, и желательно, чтобы он был не ниже 4.

Стандартный пакет документов выглядит следующим образом:

  • аттестат школы для программ бакалавриата (диплом бакалавра для магистратуры);
  • сертификат, подтверждающий владение языком на необходимом уровне. Для англоязычных программ – это IELTS или TOEFL, проходной балл обычно начинается IELTS от 6.5./ TOEFL от 65; 
  • заполненная аппликационная анкета и оплаченный вступительный сбор;
  • мотивационное письмо. Оно играет далеко не последнюю роль при отборе кандидатов, поэтому подробно опишите свои стремления и сильные стороны, успехи, причины заинтересованности в той или иной профессии;
  • рекомендательные письма для поступающих в магистратуру и аспирантуру от преподавателей своей альма-матер.

Рыжаков Александр, Postgraduate certificate

Иногда образовательное учреждение организует skype-интервью для претендентов. Если все документы заполнены правильно и соответствуют вступительным требованиям, университет зачисляет абитуриента в ряды своих студентов и присылает официальное подтверждение этому – приглашение на учебу.

Здесь начинается совершенно новая история.

Возможные формы обучения

Ознакомившись со ступенями образования в России, перейдём к возможным форматам обучения и заведениям, которые организовывают процесс образовательной подготовки.

Школа

В статье 17 Федерального закона №273 «Об образовании в РФ» говорится, что на территории страны осуществляются две формы образовательного процесса:

  • в учреждениях, реализующих образовательную деятельность;
  • вне учреждений, реализующих образовательную деятельность.

Возможные организации обязательного образования в России:

  • школа;
  • лицей;
  • гимназия.

Определение слова школа применяется для всех учреждений обязательного или дополнительного образования. К последним относятся художественные, спортивные, музыкальные школы. Учебные заведения бывают государственными, частными, со специализированным уклоном и в виде пансиона.

В России и странах СНГ лицеями называют бывшие профессионально-технические училища. В наше время лицеи осуществляют более детальную общеобразовательную программу по предметам технического или естественно-научного направления. Некоторые из них прикреплены к университетам и обеспечивают своих учеников подготовкой к поступлению в ВУЗ.

Техникум, колледж

Ступень среднего профессионального образования в России означает обучение в колледже, техникуме, училище или лицее. Рассмотрим, в чем заключается разница между первыми двумя заведениями.

В современной системе образования Российской Федерации колледж является фактически синонимом к слову «техникум». Но, как правило, колледж предоставляет более углубленную подготовку по выбранной специальности, из-за чего длительность обучения может продлиться до 4 лет. Учеба организуется в очной, заочной и очно-заочной форме. Образовательный процесс схож с университетским, он подразумевает наличие семинаров, лекций, сессии и разделение года на семестры. Выпускники с высокой вероятностью смогут продолжить профессиональное обучение в высшем учебном заведении России.

В России в образовательной программе колледжа больше внимания уделяется теоретическому материалу, чем практическим навыкам.

Учебные планы техникумов выстроены так, что упор делается на практическую составляющую профессий. Учащихся готовят к специализации узкого профиля и рабочим специальностям. Срок обучения в техникумах составляет не более 3 лет. Пройдя данную ступень, выпускник может быстрее приступить к трудовой деятельности.

ВУЗ

Самая высокая ступень образования организуется высшими учебными заведениями. В России выделяют следующие виды:

  • федеральные университеты;
  • университеты (государственные, негосударственные и национально-исследовательские);
  • академии;
  • институты;
  • военные училища.

Университеты обладают самым высоким статусом среди всех учебных организаций. Они состоят из нескольких факультетов или институтов. Некоторые крупные университет организуют филиалы в других городах и вмещают в себя отдельные здания и корпуса.

В академии, как и в университете, ведется активная научно-исследовательская деятельность. Отличие заключается в том, что первая выбирает одну сферу обучения и делит на несколько направлений и специлизаций. Например, в России существуют академии МВД, искусств, сельского хозяйства, медицинские и т.д. Спектр изучаемых специальностей в университете намного шире.

Институт — это профильная высшая учебная организация. По возможностям институты стоят на ступени ниже других ВУЗов, поэтому зачастую они входят в состав университета, наравне с факультетами. Обучение в институтах более прикладное и узкоспециализированное.

При соблюдении требований и стандартов академии и институты преобразуются в университеты. Все три из перечисленных заведений имеют очное и заочное отделение.

Классические университеты

Это самые крупные высшие учебные заведения, в составе которых может быть до двух десятков факультетов. Если в университете соотношение изучаемых гуманитарных и точных наук примерно 60 : 40 и большое количество направлений, по которым ведутся научные исследования, то он считается классическим (многопрофильным). 

Итак, примерно половина входящих в структуру классического университета факультетов – гуманитарные и общественно-научные:

  • филологический;
  • философский;
  • журналистики;
  • психологии;
  • социологии;
  • исторический;
  • юридический;
  • экономический;
  • искусств;
  • международных отношений;
  • политологии;
  • иностранных языков – в полноценные факультеты могут выделяться отделения или кафедры:
    • лингвистики;
    • романо-германской филологии;
    • восточных и редких языков;
    • славянской филологии;
    • переводоведения.

Отдельный факультет рекламы и связей с общественностью вузы открывают редко, чаще всего эту популярную специальность изучают на одном из трех факультетов:

  • филологическом;
  • журналистики;
  • социологии и культурологии.

Остальные факультеты классического университета – естественно-научные и точных наук:

  • биологический;
  • химический;
  • математический – возможны варианты, когда математику объединяют со смежными научными дисциплинами:
    • мехмат – механико-математический;
    • прикладной математики;
    • механики;
    • компьютерных наук;
    • кибернетики;
  • физический;
  • географический;
  • геологический;
  • медицинский;
  • подготовительный – обычно для иностранных граждан, на подфаке будущих студентов-иностранцев готовят к учебе в вузе на русском языке; для довузовской подготовки россиян университеты открывают, как правило, подготовительные отделения в своих центрах дополнительного образованиях.

На этих факультетах классических университетов можно получить практически все 180 специальностей бакалавриата и 100 – специалитета.

Естественно, на филологическом факультете университета можно получить специальности, связанные с лингвистикой, языкознанием и литературоведением; на мехмате – относящиеся к математике, механике, статистике; на юридическом – сопряженные с правом; на экономическом – с финансами, таможенным делом, менеджментом, бухучетом, торговлей, аудитом, госуправлением и т. д. По большинству специальностей в классических университетах студенты получают углубленную фундаментальную подготовку теоретика-исследователя, а за практико-ориентированной – надо идти в академии и институты или профильные университеты, такие как МГЛУ (Московский государственный лингвистический университет), МПГУ (Московский педагогический госуниверситет), МГППУ (Московский государственный психолого-педагогический университет),  ПМГМУ – Сеченовский университет (Первый Московский государственный медуниверситет) и другие специализированные университеты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector